Система климат-контроля автомобиля – назначение, устройство, принцип работы

1 ≫

Современные автомобили оснащаются системой климат-контроля. Данная система предназначена для создания и автоматического поддержания микроклимата в салоне автомобиля. Система обеспечивает совместную работу систем отопления, вентиляции и кондиционирования за счет электронного управления.

Применение электроники позволило добиться зонального регулирования климата в салоне автомобиля. В зависимости от числа температурных зон различают следующие системы климат-контроля: однозонный, двухзонный, трехзонный и четырехзонный.

Система климат-контроля объединяет климатическую установку и систему управления.

Климатическая установка, в свою очередь, включает конструктивные элементы систем отопления, вентиляции и кондиционирования, в том числе радиатор отопителя, вентилятор приточного воздуха и кондиционер, состоящий из испарителя, компрессора, конденсатора и ресивера.

Управление климатической установкой осуществляет соответствующая система. Основными элементами этой системы являются входные датчики, блок управления и исполнительные устройства.

Входные датчики измеряют соответствующие физические параметры и преобразуют их в электрические сигналы. К входным датчикам системы управления относятся датчики температуры наружного воздуха, уровня солнечного излучения (фотодиод), выходной температуры, потенциометры заслонок, температуры испарителя, давления в системе кондиционирования.

Количество датчиков выходной температуры определяется конструкцией системы климат-контроля. К датчику выходной температуры может быть добавлен датчик выходной температуры в ножное пространство. В двухзонной системе климат-контроля число датчиков выходной температуры удваивается (датчики слева и справа), а в трехзонной – утраивается (слева, справа и сзади).

Потенциометры заслонок фиксируют текущее положение воздушных заслонок. Датчики температуры испарителя и давления обеспечивают работу системы кондиционирования.

Электронный блок управления принимает сигналы от датчиков и в соответствии с заложенной программой формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства.

К исполнительным устройствам относятся приводы заслонок и электродвигатель вентилятора приточного воздуха, с помощью которых создается и поддерживается заданный температурный режим. Заслонки могут иметь механический или электрический привод. В конструкции климатической установки могут применяться следующие заслонки:

  • заслонка приточного воздуха;
  • центральная заслонка;
  • заслонки температурного регулирования (в системах с 2-мя и более зонами регулирования);
  • заслонка рециркуляции;
  • заслонки для оттаивания стекол.

Принцип работы системы

Система климат-контроля обеспечивает автоматическое регулирование температуры в салоне автомобиля в пределах 16-30 °С.

Желаемое значение температуры устанавливается с помощью регуляторов на панели приборов автомобиля. Сигнал от регулятора поступает в электронный блок управления, где активируется соответствующая программа. В соответствии с установленным алгоритмом блок управления обрабатывает сигналы входных датчиков и задействует необходимее исполнительные устройства. Установленное значение температуры поддерживается автоматически.

Поступающий в салон автомобиля воздух проходит через радиатор отопителя и нагревается теплом охлаждающей жидкости. Степень нагрева воздуха регулируется центральной заслонкой (заслонками тепературного регулирования) путем смешивания холодного и горячего воздуха.

При необходимости включается кондиционер. Кондиционер удаляет излишнее тепло и влагу из салона.

Материалы: http://systemsauto.ru/heating/climate_control.html

2 ≫

Климат контроль в автомобиле

Климат контроль в автомобиле, в плане увеличения комфортности поездки, играет одну из принципиальных ролей. И если ранее климат контроль в автомобиле был специфичной роскошью, то на данный момент данная функция доступна в большинстве современных машинах.

Ранее было все просто, открыл окно, включил печку либо напротив обдув салона прохладным воздухом, вот и весь климат контроль с уровнем комфортности которого приходилось смерятся всем пассажирам.

Но, как обычно бывает, кому-то становится горячо, кому-то холодно, очень дует либо напротив душно, а слова «закрой окно, дует и очень шумно» знакомы многим водителям.

Потому в возникновении климат контроля автомобиля ничего необычного нет, ведь комфортность поездки, в особенности длительной, в значимой мере оказывает влияние и на ее безопасность.

Работа климат контроля в автомобиле базирована на кондиционировании воздуха, которое происходит при помощи кондюка, по этому в салоне машины поддерживается данная температура воздуха. Также не следует забывать и про радиатор отопителя, который во всем этом процессе тоже играет не малую роль.

Функционирование оборудования основано на работе устройств вентиляции, отопления, кондиционирования. Все это управляется при помощи единой системы управления.

При всем этом не надо забывать, что каждое из выше перечисленных устройств тоже состоит из нескольких частей.

Например, в состав оборудования кондиционирования автомобиля входят: компрессора, ресивера, испарителя, конденсатора.

Устройство климат контроля

Если вышли из строя устройства кондиционирования, то полезной будет статья неисправности авто кондюка, методы их устранения.

В состав отопления заходит радиатор отопителя, а в вентиляцию - вентилятор приточного воздуха.

Система климат-контроля в автомобиле может быть обычной и сложной.

Функционал сложных систем не завершается на обыкновенном охлаждении воздуха, хотя в почти всех климат контролях предвидено изменение уровня температуры воздуха как у пассажиров, так и у водителя в отдельности.

В неких дорогих импортных машинах благодаря климат-контролю стало вероятным даже изменять степень освещенности салона солнечным светом, что очень комфортно при поездках в летнюю солнечную погоду.

Возникновение такового функционала в современных авто произвело фурор посреди покупателей машин, ведь в салоне стало вероятным сделать собственный локальный климат, который будет поддерживаться автоматом во время всей поездки.

Каждый производитель автомобилей стремится выделится посреди соперников и предлагает своим покупателям климат контроль с разными увлекательными способностями.

Но одно их соединяет воединыжды, это типы систем, которые бывают:

  1. Однозонными (на весь салон);
  2. Двузонными (шофер, пассажир справа);
  3. Трехзонными (шофер, пассажир справа, задние сиденья);
  4. Четырехзоными (для водителя и каждого пассажира в отдельности).

Четырехзоный климат контроль

Все это стало вероятным благодаря внедрению современной электроники.

Управление поддержкой подходящего локального климата в салоне осуществляется при помощи особых устройств:

  1. Блока управления;
  2. Исполнительные устройства (заслонки, электродвигателя);
  3. Входные датчики.

Блок управления электрический, по этому получаемая от датчиков информация одномоментно обрабатывается при помощи специальной программки в автоматическом режиме, делает и передает команды на исполнительные устройства.

К датчикам относятся:

  1. Фотодиоды - определяют уровень наружной освещенности;
  2. Входной температурный датчик (внешний) - определяют характеристики наружной температуры воздуха, крепится за фронтальным бампером авто;
  3. Выходные температурные датчики - определяют температуру снутри салона;
  4. Датчики, определяющие температуру испарителя;
  5. Датчики давления в системе кондиционирования;
  6. Потенциометры заслонок;
  7. Датчик солнца;
  8. Датчик положения солнца.

Механизм работы всех обозначенных датчиков основан на преобразовании снятых физических характеристик в электронные сигналы, которые поступают в электрический блок управления.

Как ранее говорилось, он крепится за фронтальным бамперов машины. Благодаря ему блок управления определяет на сколько существует разница в температурах наружной и в салоне. Соответственно, поступают нужные команды, чтоб или подогреть воздух в салоне, или охладить его.

Устанавливается он в дешевых климат контролях на лобовое стекло. Благодаря ему определяется степень яркости солнца и увеличивает интенсивность собственной работы либо уменьшает.

Устанавливается в более дорогих климат контролях. Благодаря датчику определяется с кокой стороны машины солнце и, соответственно, на эту сторону салона будет повлиять более отлично.

Данный датчик устанавливается от 2 - х зонных и поболее систем.

Конструктивно, количество выходных датчиков, на определенной модели авто может быть различным, все находится в зависимости от типа климат контроля (смотрите выше).

Для однозонной системы свойственен один датчик, для двузонной два (слева у водителя и справа у пассажира). Для трехзонной - датчики инсталлируются у водителя, пассажира справа и сзади. Для четырехзонной, соответственно, четыре внутренних датчика.

Потенциометры заслонок регулируют угол наклона воздушных заслонок в автоматическом режиме, перераспределяя воздух по салону машины (про заслонки читайте ниже).

К исполнительным устройствам относятся механические либо электронные приводы и электродвигатель вентилятора.

Управление исполнительными устройствами осуществляется через блок управления, от которого поступают надлежащие сигналы.

На 1-ый взор значимость заслонок в климат контроле не просматривается, но это лишь на 1-ый взор.

Если углубится в данную тему, то начинаешь осознавать, что без заслонок и правильной их работы эффективность функционирования всего климат контроля сводится к нулю.

Работа климат контроля

Заслонок может быть несколько типов и они все делятся по предназначению:

  1. Центральная заслонка;
  2. Заслонка рециркуляции;
  3. Приточного воздуха;
  4. Для оттаивания стекол;
  5. В системах от 2 - х и поболее зон - температурного регулирования.

Даже из их наименования видно, что работа заслонок играет важную роль в правильном функционировании климат контроля.

Выставление подходящих режимов работы происходит при помощи особых регуляторов, которые расположены на панели устройств.

Управление климат контролем

Вращая регулятор, шофер задает подходящий метод работы программки в блоке управления.

Обрабатывание электронных сигналов, поступающих от входных датчиков, происходит в согласовании с данными параметрами работы программки.

После обработки всех приобретенных данных, поступают команды управления на нужные на этот момент исполнительные устройства.

Все выставленные значения температуры в салоне, а это в границах от 16 до 30 0С, поддерживаются в автоматическом режиме.

По мере надобности радиатор отопителя нагревает воздух, а кондюк его охлаждает удаляя при это воду.

Центральна заслонка регулирует нагрев воздуха за счет смешивания прохладного и жаркого потоков.

Климат контроль

Покупка

В неких малолитражных авто с маленьким салоном предлагают двузонные системы климат контроля. Эффективность работы таковой системы мала, потому что в небольшом пространстве установить различные микроклиматы не может быть.

Вы просто переплатите за функцию, которая не будет работать.

Чем больше салон машины, тем становиться более оптимальным внедрение в нем двузонных и поболее типов климат контроля.

Эксплуатация

Режим рециркуляции

Нередко им воспользоваться не рекомендуется, без включенного режима остывания. Аспект состоит в том, что человек при дыхании выделяет воду, и если не придерживаться обозначенной выше советы, влага будет конденсироваться на испарителе.

Это приведет к не неплохим запахам в салоне и резвому образованию на испарителе разных вредных микробактерий.

Не говоря уже про то, что просто будут потеть стекла.

При работе климат контроля в автомобиле запрещено открывать окна и лючки. Датчики начнут снимать совсем другие характеристики, а это приведет к сбою в работе всей системы.

ВИДЕО - как работает климат контроль в автомобиле от Vladislav Tarassov

Тогда смысл наличия такового дорогостоящего оборудования может утратить значение.

Материалы: http://shadowcar.ru/remont/3097-klimat%20kontrol%20v%20avtomobile,%20ustrojstvo,%20princip%20raboti%20sistemi%20klimat%20kontrolya.html

3 ≫

Сегодня уже невозможно представить современный автомобиль без системы климатического контроля. Это комфортное устройство прекрасно выполняет свои функции как жарким летом, так и морозной зимой. Водителю нет необходимости отвлекаться на регулировку температуры внутри салона, за него все сделает запрограммированный механизм. Достаточно просто выбрать температуру, которая наиболее подходит именно вам. Для того чтобы оценить, как работает климат контроль в автомобиле зимой, достаточно несколько раз проехаться в таком транспортном средстве. Удовольствие от вождения гарантировано.

Климат контроль в автомобиле

Современная автомобильная климатическая установка включает в себя следующие основные узлы и механизмы:

  • воздушный кондиционер – помогает справиться с излишне высокой температурой и влажностью;
  • автомобильная печка – отбор тепла производится от прогретой охлаждающей жидкости двигателя;
  • вентилятор – обеспечивает перемешивание воздуха внутри салона;
  • система воздуховодов и заборников – дает возможность распределить воздушные потоки и направить их в необходимую точку салона;
  • шторки воздухозаборников – приводятся в действие электрическими сервоприводами;
  • электрические клапаны печки – отсекают теплообменник, когда нет потребности в тепле;
  • термодатчики – измеряют температуру воздуха в разных точках салона;
  • датчик влажности – в старых моделях не применялся;
  • программный контроллер – анализирует данные датчиков и дает команды на включение исполнительных устройств.
Схема работы системы кондиционирования воздуха

Принцип работы климат контроля в автомобиле зимой выглядит следующим образом:

  • водитель задает требуемую температуру в салоне, например, 23 градуса;
  • установка переводится в режим «авто»;
  • контроллер анализирует данные от термодатчиков и сравнивает с заданием;
  • если температура в салоне выше заданной, то включается кондиционер (зимой это практически исключено);
  • если температура ниже установленной, то открываются электрические клапаны печки, в радиатор подается антифриз из системы охлаждения двигателя;
  • исходя из разности фактической температуры и заданной, контроллер дает команду на включение требуемой скорости вентилятора, при этом учитывается степень нагрева теплоносителя в печке;
  • при необходимости автоматически включается режим «Рециркуляция»;
  • при достижении заданной температуры контроллер снижает скорость обдува и переводит систему в поддерживающий режим.

Описанный выше алгоритм работы климат-контроля носит довольно общий характер. Каждый производитель разрабатывает климатическую систему под конкретную модель или серию. Программное обеспечение контроллера также может несколько отличаться. Последние версии электронного климат-контроля позволяют владельцу машины производить самостоятельное программирование некоторых функций установки. Работа климат контроля в автомобиле зимой иногда требует вмешательства и перехода на ручное управление:

  • Машина находилась на открытой стоянке и ее стекла покрылись льдом. Для начала движения необходимо быстро освободить обзорные пространства ото льда. Не все прошивки климатических установок предусматривают автоматический предварительный прогрев стекол. Может быть такая ситуация, когда программа предусматривает такую функцию, но заданного времени обогрева оказалось недостаточно. В таком случае приходится выходить из автоматического режима и вручную включать обдув стекол. Скорость вращения вентилятора тоже придется выбирать вам. После того как обледенение будет ликвидировано, можно вернуться к автоматическим настройкам.
Блок климат-контроля
  • Часто незадачливые водители рассчитывают на то, что в салоне авто тепло, и пренебрегают надежной зимней обувью. Некстати выпавший снег заставляет некоторое время потоптаться вокруг машины. После освобождения автомобиля из снежного сугроба водитель получает в качестве бонуса мокрые ноги. В такой ситуации самое правильное решение – перейти на ручное управление и направить поток горячего воздуха в ноги.
  • В затяжных зимних пробках, обусловленных гололедом и снегом, можно провести довольно много времени. Для того чтобы избежать попадания выхлопных газов от скопившегося вокруг транспорта в салон автомобиля, воспользуйтесь режимом «Рециркуляция». Только очень продвинутые климатические установки оснащены автоматическим анализатором уровня СО в заборнике внешнего воздуха.

О том, что кондиционер, работая на охлаждение, одновременно подсушивает воздух, знают практически все. А как климат контроль в автомобиле зимой справляется с этой задачей, слышали не многие. Для обеспечения этой функции установка снабжается специальным измерителем влажности. Данные от этого датчика поступают на контроллер. При низких отрицательных температурах осушение воздуха обычно не требуется, с парами влаги справляется и печка. Ситуация меняется при температурах, близких к нулю, в условиях мокрого снега, при оттепели. Стекла автомобиля начинают интенсивно запотевать. В этой ситуации ваша климатическая установка сработает следующим образом:

  • датчик влажности сообщит контроллеру о необходимости удаления излишков влаги;
  • контроллер даст команду на одновременное включение кондиционера и печки;
  • влажный воздух, проходя через испаритель кондиционера, будет оставлять частицы влаги в виде конденсата или инея на сотах теплообменника;
  • после испарителя воздух поступает на радиатор печки, где также дополнительно подсушивается.

Таким образом, использование климат-контроля предотвращает запотевание стекол и обеспечивает комфортные условия вождения в зимний период.

Фильтр салона

Перед тем как использовать климат контроль в автомобиле зимой, внимательно прочитайте инструкцию по эксплуатации авто. В ней наверняка вы найдете рекомендации по замене салонного фильтра. Этот элемент очистки воздуха играет очень важную роль для работы климатической установки. Если фильтр забит пылью, то прогрев и осушение будут неэффективны – стекла будут запотевать, салон будет медленнее нагреваться. Производители предлагают три варианта фильтрующих элементов:

  • бумажные – самый простой и дешевый способ очистки;
  • угольные – действуют значительно эффективнее;
  • антибактериальные – препятствуют размножению болезнетворных организмов в воздуховодах климатической установки автомобиля.

Замену салонного фильтра рекомендуют производить два раза в год. В некоторых случаях процедуру придется выполнять чаще – например, при езде по грунтовым дорогам.

Материалы: http://okuzove.ru/poleznye-stati/kak-rabotaet-klimat-kontrol-v-avtomobile-zimoj.html


Back to top