Накачиваем шины азотом

1 ≫

Мода на эту услугу появилась относительно недавно. Откуда она пошла, мне точно установить не удалось. Встречались мнения, что накачивать шины азотом начали еще на гонках формулы-1. Насколько достоверна данная информация — неизвестно, так как гонки я смотрю редко, больше люблю погонять в реале ;-) Говорят, что во время гонок используют баллоны с азотом потому, что так быстрее подкачать колеса, чем компрессором. Еще позитивные факторы — меньшая пожароопасность и лучшая управляемость машины. Для меня это все сомнительные мысли, ведь на гонках формулы-1 не подкачивают колеса во время заезда, насколько я помню. И при пожаре наличие азота в шинах вряд ли на что-то повлияет… Но это мое мнение, не буду ничего утверждать. Лучше обратимся к фактам.

Возможно не все знают, но атмосфера земли, то есть обычный воздух, — почти на 78 % состоит из азота, еще около 20 % — это кислород, а остальное — водяной пар, аргон, гелий, водород, двуокись углерода. На шиномонтажах нам предлагают смесь в баллонах, которая состоит на 95 % из азота, и на 5 % — из кослорода. Если учесть этот факт, то уже следует задуматься — если ли смысл накачивать колеса азотом? Мне встречалось несколько утверждений, которые периодически высказывают люди, задумывающиеся над вопросом — чем накачивать шины. Вот они:

1. Шины становятся мягче. Те, кто немного помнят физику, говорят о стабильности давления в шине. То есть о том, что при нагреве покрышки давление в шине с азотом практически не меняется, или намного меньше меняется, в отличии от шины с обычным воздухом. То, что ехать становится мягче — проверить нельзя, так как это очень субъективное ощущение. Это можно сравнить с поездкой на машине после мойки. Авто намного лучше рулится и мягче едет, когда чистая :)

Насчет второй части утверждения — оно противоречит законам физики, которую мы изучали еще в школе. А именно: законам Шарля и Гей-Люссака. Кстати, у шиномонтажников есть своя фишка, после применения которой вы будете уверены, что азот в шинах действительно увеличивает их мягкость и плавность хода. Они просто накачивают в колеса смесь с меньшим давлением! Поэтому после посещения шиномонтажа, если вы решились на такой эксперимент, обязательно проверяйте давление в шинах своим манометром!

2. Второе утверждение гласит, что при накачке шины азотом уменьшается старение резины и износ диска, это как бы происходит из-за меньшего содержания кислорода в смеси. Это утверждение сложно проверить, ведь чисто логически доля правды в нем есть. Но на шину, в подавляющем большинстве, воздействуют внешние факторы: дорожное покрытие, вода, снег, наши старты со светофора ;) Так что вы гораздо раньше смените обувь своей машине, чем почувствуете тлетворное влияние 15 % кислорода на внутреннюю поверхность шины ;-)

3. Еще мне встречалось мнение, что давление в колесах можно намного реже проверять, если там азот. Как будто-бы из-за разницы в размерах молекул кислорода и азота, колеса с азотом намного медленнее спускают. Если покопаться в справочниках и сравнить размер молекул, а потом прикинуть, какое процентное соотношение (не буду вдаваться в детали, но получается около 6 %), то разница в скорости утечки получается настолько незначительной, что не стоит даже обращать на нее внимание. Современные шины же вообще очень долго держат стабильное давление, так что этот пункт можно не рассматривать.

Продавцов услуги можно понять, они хотят зарабатывать. Я как-то тоже поверил в этот рассказ, причем рассказывала об этом мне моя хорошая знакомая, у которой точно такая же машинка, как у меня. Говорила, что «стало намного мягче». Так как у Фиата очень жесткая подвеска, мне захотелось комфорта и я поехал на шиномонтаж :) Потратил тридцать минут времени и около $10 на всю процедуру. Но не заметил изменений. Ни на чуть-чуть… На зимней резине и то мягче было. Видел я и другие объяснения, почему азот — лучше. Но они настолько бредовые, что и писать не о чем. Так что если хочется комфорта — стоит заняться подвеской и шумоизоляцией, а не тратить деньги на всякую чушь. И еще — изучайте матчасть ;-) Это интересно, а иногда очень экономит деньги.

Материалы: http://www.drive2.com/b/461813/

2 ≫

Накачка шин азотом – услуга относительно новая для российских автолюбителей. В Европе и Соединенных Штатах для коммерческих автомобилей и автобусов используется именно такой способ. Причем это не является требованием правил эксплуатации, а выбором самих владельцев.

Эта тенденция, скорее всего, имеет корни в гонках Формулы-1. Именно колеса гоночных болидов первыми стали наполнять азотом (точнее азотно-воздушной смесью). При этом действующий технический регламент гонок разрешает заполнять колеса как азотом, так и обычным воздухом.

В этом отношении между автомобилистами единого мнения еще нет. Производители азотных газогенераторов и СТО, которые предлагают эту услугу, естественно, расписывают преимущества азота для накачки шин. С другой стороны, многие эксперты называют эту услугу просто выкачиванием денег из доверчивых автолюбителей. Чтобы разобраться, кто из них прав, стоит рассмотреть аргументы обеих сторон.

Еще со школы мы знаем, что воздух состоит в основном из азота (78%) и кислорода (20%). На остальные 2% приходится небольшое количество углекислого газа, водных испарений и других газов. Современные азотные генераторы для накачки шин позволяют добиваться 95% содержания азота. Являются ли существенными эти дополнительные проценты для эксплуатационных характеристик ?

Главным преимуществом использования азотной смеси для накачивания шин считается повышенная безопасность. Объясняется это следующим образом. При изменении температуры в шине давление меняется пропорционально коэффициенту теплового расширения. Значение этого коэффициента для азота в семь раз меньше, чем для кислорода.

Во время движения, давление в разогретой шине может увеличиваться на 0,4 – 0,7 атмосферы, что является довольно заметным и иногда приводит к повреждению покрышки, особенно в летнее время. Но можно ли утверждать, что при закачке чистого азота эти цифры следует делить на семь ? Конечно, нет!

Необходимо учитывать, что в соответствии с законом Менделеева-Клайперона существует зависимость между температурой, объемом и давлением идеального газа. Азот и кислород начинают вести себя по-разному только при значениях давления в несколько МПа.

То есть при нормальной эксплуатации разница в давлении при допустимом нагреве шины составит тысячные доли атмосферы, что не всегда можно будет заметить даже в лабораторных условиях. Чем больше по размеру само колесо и чем давление в нем выше, тем сильнее будет заметен полезный эффект от использования азота.

В качестве второго важного преимущества утверждается, что утечка азота из шины не происходит из-за того, что его молекула по размеру больше, чем молекула кислорода, которая проникает сквозь поры резины быстрее. С этим тяжело поспорить, так как диаметр молекулы азота действительно больше диаметра молекулы кислорода почти на 7%. В абсолютных цифрах – это 0,02 нм.

На практике при утечке воздушной смеси на 0,5 атмосфер утечка азота составит 0,47 атмосфер. В этом случае содержание азота внутри шины при дополнительном подкачивании обычным воздухом будет только увеличиваться, так как по такой логике в основном из шины проходит утечка молекул кислорода.

Третий фактор в пользу азота связан с его химическими свойствами. Азот снижает коррозию и старение материалов покрышки, так как в отличие от кислорода он очень медленно вступает в химические реакции, а используемая азотная смесь содержит гораздо меньше твердых частиц и агрессивных загрязнений, чем обычный воздух, который подается простым компрессором.

Без всякого сомнения, шина, которая накачивается азотом, изнутри разрушается намного медленнее. С этим, кстати, никто не спорит. Но что это дает для автовладельца ? Что является основной причиной повреждения шин ? Окисление корда кислородом воздуха или старение резины с внутренней стороны ? Конечно, нет! Основной удар шина принимает снаружи. Агрессивная среда на дорожном покрытии и механические повреждения – вот главные причины выхода из строя автомобильных шин.

Еще одним преимуществом называют уменьшение массы колеса, что также является очевидным, так как азот имеет меньшую удельную массу на 3,2%. Что это дает в абсолютных цифрах ? Оказывается, около 7 граммов на каждом колесе! Много это или мало – решать самому автовладельцу.

Существуют также и мифы, связанные с использованием азота. Например, что шина с азотом не перегревается. В действительности значение теплопередачи у кислорода несколько выше. Хотя при попытке выяснить эти значения, мы приходим к столь малым отличиям, которые не регистрируются обычными измерительными инструментами.

От автовладельцев можно также услышать, что при замене старых шин на новые, закачанные азотом, они не только стали заметно меньше терять давление, но и ход машины стал мягче.

Заметное уменьшение потери давления в колесах в этом случае связано, очевидно, не с использованием азота, а с использованием новых шин. А мягкость хода и снижение шума с вибрацией, как правило, связано с тем, что при накачке колеса азотом давление снижают на пару десятых долей атмосферы, что можно определить, просто воспользовавшись другим манометром.

Взвесив все за и против, можно утверждать, что накачка шин азотом имеет определенно свои положительные стороны, которые, однако, являются куда более скромными, чем это рекламируется.

Недостаток у использования азота для шин один – цена. Стоимость этой услуги раз в двадцать выше, чем обычное накачивание колес. Поэтому каждый автолюбитель может смело принимать самостоятельное решение. Хуже от азота точно не будет, но и ожидать серьезных улучшений тоже не стоит.

Материалы: http://www.allcarz.ru/tales/nakachka-shin-azotom/

3 ≫

Мода на накачивание шин азотом пришла в Россию из западных стран. Данная услуга в автосервисах Европы считается рядовой.

Поведение азота в шинах давно известно. Изначально газ использовался для наполнения резины автобусов, грузовых автомобилей, спецтехники, а также в автоспорте.

Большой популярностью азот пользуется у водителей грузового автотранспорта, газ в шинах которых находится под высоким давлением (до 8 атмосфер).

Водители легковых автомобилей также должны знать, что накачанная азотом резина лучше держит давление. Это выражается в отсутствии резких изменений давления, а значит резких изменений в управлении транспортным средством при летних и зимних суточных перепадах температуры окружающей среды.

В России для накачки шин чаще всего используется воздух, содержание кислорода в нем составляет 21%, а доля азота- 78%.

    Недостатки кислорода:

  • способствует старению резины;
  • имеет свойство проникать сквозь самые тонкие отверстия;
  • ускоряет коррозийные процессы;
  • способствует повреждению каркаса и боковых стенок шин.
  • Давление в рабочей системе достигает 8 атмосфер, обеспечивается многоуровневая фильтрация, вследствие чего происходит обезжиривание воздуха, а также его очищение от масел, примесей и влаги. На следующем этапе молекулы азота отделяются через специальные мембраны, в результате чего получается азот, чистота которого достигает 95%.

    У всего есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим их более подробно.

    Плюсы

    Итак, для чего все-таки в шины закачивают азот?

    Содержащийся в воздухе кислород является сильным окислителем, а высокая влажность внутри накачанной воздухом покрышки способствует конденсации влаги при температурных перепадах. Сочетание этих факторов приводит к коррозии и быстрому износу комплектующих.

    Азот не является окислителем, его влажность на выходе из азотного генератора близка к нулю, разрушительные окислительные процессы в данном случае отсутствуют, что способствует продлению срока эксплуатации деталей автомобиля.

    Давление в накачанной воздухом шине может резко меняться в зависимости от ее температуры, в летний период это изменение давления достигает максимальных показателей. Для кислорода коэффициент теплового расширения достаточно высокий, изменение давления достигает 0,5-0,8 атмосфер в течение дня, когда утренняя прохлада сменяется полуденным зноем.

    В этих условия небольшой дефект на покрышке может стать причиной взрыва, если лопнет ведущее колесо, последствия будут непредсказуемы. Азот способствует повышению стабильности давления внутри шины при любых температурных показателях, что повышает уровень безопасности.

      Пониженное давление в шине приводит к следующим последствиям:

  • проворачивание покрышки на ободе;
  • увеличение сопротивления качению колес, что ведет к расходу топлива;
  • ухудшение управляемости;
  • потеря прочности и эластичности, что ведет к снижению срока эксплуатации.
  • В накачанных азотом шинах замедляется естественный процесс падения давления, который постоянно происходит на молекулярном уровне. Из-за большого размера молекул азота процесс выхода газа через молекулярную структуру резины затруднен. Накачанным азотом шинам реже требуется подкачка, что способствует экономии времени.

    Существует также мнение, что внешние факторы (солнце, дороги, кислород с внешней стороны) оказывают на износ покрышек гораздо более существенное влияние, чем влага и кислород с внутренней стороны. Также очень много зависит стиля вождения, вида транспорта и условий эксплуатации. Можно попытаться защитить свои покрышки хотя бы изнутри.

    Минусы

    Стоимость. К счастью, воздух бесплатен. А для получения азота требуется специальное оборудование.

    Доступность. Этот пункт вытекает из предыдущего. Чтобы накачать шины азотом надо добраться до специализированного сервиса. Сделать это у себя в гараже и тем более в дороге не получится.

    Не смотря на все наши доводы, ничто не мешает вам сравнить ощущения от управления автомобилем шинами, накачанными азотом и воздухом лично.

    Влияние азота может быть более заметным в странах Европы, где дороги лучше и климат не такой суровый.

    В любом случае, пока не существует точных расчетов, однозначно подтверждающих положительное влияние азота.

    Широкое использования азота для накачки шин спорткаров также заставляет задуматься о большом значении условий эксплуатации.

    На прошлой неделе накачал шины азотом. Сегодня переднее колесо проколол, ремонтировал на месте жгутом. Соответственно теперь в одном переднем колесе воздух, в остальных — азот.

    Можно ли так ездить?

    Мы бы не рекомендовали так оставлять. Дело в том, что суточные колебания давления в колесе с воздухом будут значительно больше, чем в колесах с азотом.

    Это особенно критично в случае передних колес.

    Разница давлений отразится на работе рулевого управления, тормозов и ABS.

    Мы бы рекомендовали закачать азот и в четвертое колесо.

    Если нет такой возможности — накачать воздухом оба колеса на передней оси.

    лохотрон. Красивая сказка для выкачивания бабок из автолюбителей. Почитайте законы термодинамики, в частности закон Гей-Люсака: при постоянном объеме давление будет повышаться прямо пропорционально росту температуры. Следовательно любой газ, будь это хоть гелий, хоть любой другой будет расширяться, повышая давление при росте температуры. Не дурите людей

    Да…. Дальтон и Гей-Люссак дали бы по чайнику за такую статью. Газы имеют практически одинаковый температурный коэф. расширения. Разница в 0.001*10-3 *К-1 роли не играет. Менее 0.5%. И также смешно говорить о влаге и грязи в воздухе в колесе. Это значит нет фильтра и отстойника на компрессоре, а они почти всегда есть, потому, что ремонт компрессора, вышедшего из строя по причине пыли значительно дороже, чем экономия на фильтре. В общем, стыд и позор авторам.

    Материалы: http://alubitel.net/hodovaya/kolesa-i-diski/zachem-nakachivat-shiny-azotom.html


    Back to top