Основные неисправности рулевого управления

1 ≫

Управляемость автомобиля — один из важнейших показателей не только комфортности, но и в первую очередь безопасности. Поэтому стоит уделять особое внимание этому аспекту, так как просто нельзя допускать возникновения неполадок. В связи с этим каждому водителю рекомендуется знать основные неисправности рулевого управления, чтобы вовремя принимать необходимые меры.

Рулевое управление призвано обеспечивать надлежащий контроль над автомобилем во время движения, причём вне зависимости от качества дорожного покрытия и других факторов. Если говорить техническим языком, то рулевое управление необходимо для изменения направления движения за счёт поворота передних управляемых колёс.

Конструктивные особенности

Система рулевого управления

Основными элементами рулевого управления являются рулевой механизм и рулевой привод. Однако помимо этого есть ещё несколько дополнительных — в первую очередь усилитель. Он применяется на грузовых автомобиля, а также на многих новых моделях. Предназначается усилитель для облегчения управления, гашения толчков и вибраций. Как несложно догадаться, он повышает комфорт и безопасность.

Схема устройства

Принцип работы следующий:

Вращение руля преобразуются рулевым механизмом в поступательное движение привода;

Благодаря усилителю нагрузка возрастает в несколько раз;

Происходит непосредственное поворачивание передних колёс.

Таким образом, водитель имеет возможность контролировать направление движения и изменять его очень быстро.

Но надо понимать, что рулевое управление отличается достаточно сложной конструкцией. Чтобы всё функционировало должным образом, необходимо наличие множества деталей.

Также стоит отметить тот факт, что для обеспечения надёжной работы регулярно следует проводить технические осмотр и заниматься профилактическими работами. Все детали должны быть смазаны и зашплинтованы.

При осмотре систем гидроусилителя следует убедиться, что все они строго герметичны.

Люфт самого рулевого колеса всегда должен оставаться в пределах нормы. Любые отклонения от нормы ставят под сомнение безопасность.

Основные проблемы

Проблемы часто связаны с износом

Как правило, выделяют несколько наиболее распространённых проблем, которые возникают с рулевым управлением:

Увеличенный люфт руля;

Неполадки в функционировании гидроусилителя;

Тугое вращение рулевого колеса или его заедание;

Значительный износ отдельных деталей.

Всё это значительно осложняет управление автомобилем и подвергает опасности жизнь и здоровье водителя и его пассажиров. В связи с этим следует сразу же принимать соответствующие меры.

Люфт рулевого колеса — достаточно распространённое явление. Иными словами, в этом случае наблюдается свободный ход руля в различных направлениях. Причин может быть много: ослабление крепление картера, износ втулок или зацеплений червяка и ролика, наличие зазоров, проблемы с кронштейном маятникового рычага.

Найти причину неисправности в этом случае можно, как посредством визуального осмотра, так и собственных ощущений при управлении. Различные скрипы тоже могут подсказать о возможном месторасположении проблемы.

Рулевые механизмы с гидроусилителями достаточно надёжны. В частности даже при полном выходе из строя ГУР автомобилем можно управлять, только прилагать больше усилий. Чаще всего неполадки вызваны обрывом ремня или нарушением герметичности системы, так что следует всегда следить за его состоянием: поддерживать нужный уровень жидкости, используйте смазочные материалы, следите за ремнём и другими деталями.

Если ситуация слишком сложная, то тогда лучше доверить ремонт ГУР профессионалу.

Если рулевое колесо вращается слишком туго, то, вероятно, всё дело в несоответствующей настройке бокового зазора, либо некачественной смазке. Ещё одна причина — пониженное давление в передних шинах или неотрегулируемом схождении.

Износ деталей — явление достаточно распространённое и не требующее дополнительных пояснений. Со временем каждая деталь теряет свои первоначальные свойства и выходит из строя.

К другим неисправностям можно отнести стуки в рулевом управлении и течь смазки из картера. Как правило, стуки возникают из-за того же, что и люфт рулевой колонки. А течь становится результатом повреждения прокладок или износа сальника, а также ослабления креплений.

Чтобы не подвергать себя лишней опасности, просто необходимо регулярно проводить технический осмотр. И особое внимание должно уделять механизмам и деталям рулевого управления. Так как оно отличается достаточно сложной конструкцией, то при необходимости лучше обращаться за помощью к профессионалам, которые смогут гарантировать результат и исправить все дефекты. В противном случае резко снижается безопасность во время движения.

Видео

Принципах работы рулевого управления рассматриваются в следующем видеоматериале:

Материалы: http://auto-wiki.ru/osnovnye-neispravnosti-rulevogo-upravleniya/

2 ≫

• Удаление воздуха из сервосистемы

При выключенном двигателе откройте крышку бачка, долейте масло до отметки MAX. Запустите двигатель на пару секунд, несколько раз поверните руль влево и вправо примерно на 45°, затем столько же раз в обе стороны до упора. Второй человек в это время должен следить за тем, чтобы уровень жидкости в бачке не опускался ниже отметки MIN. Выключите двигатель, откорректируйте уровень масла и повторяйте процесс до тех пор, пока в бачке не перестанут образовываться воздушные пузырьки.

Убедитесь в правильной регулировке зазоров в подшипниках ступиц передних колес (см. «Проверка зазора подшипников колес») и нормальном давлении воздуха в шинах.

Вращая и покачивая рулевое колесо, убедитесь, что нет стуков в шарнирах, рулевом механизме и соединениях. Проверьте и при необходимости подтяните крепления сошки картера рулевого механизма, кронштейнов маятникового рычага и вала рулевой колонки.

Убедитесь, что шаровые опоры и шарниры рычагов передней подвески исправны. Убедитесь также, что в шаровых шарнирах рулевых тяг нет зазоров.

Регулировка бокового зазора между роликом и червяком. Для этого совместите метку на корпусе с меткой на валу при положении колес для движения автомобиля по прямой. Зазор определяется покачиванием сошки за ее головку при отсоединенных от нее тягах и регулируется завертыванием винта при ослабленной гайке (из отечественных автомобилей в «Жигулях», «Волге», «Запорожце») или регулировочной муфты при ослабленной контргайке (в «Москвиче» из отечественных). После регулировки затяните гайку. Проверьте: в «Жигулях» при повороте рулевого колеса на 30° вправо и влево от нейтрального положения бокового зазора в зацеплении не должно быть. В автомобиле «Москвич» этот угол равен 60 °, в «Запорожце» — 45 °.

Если регулировка зазоров в подшипниках ступиц не составит вам особого труда, то остальные операции требуют определенного опыта, и начинающим водителям лучше обратиться на СТО.

• Туго вращается рулевое колесо

Проверьте, не согнуты ли рулевые тяги и поворотные рычаги и замените деформированные детали.

Если вкладыш пальца не заклинило в гнезде наконечника тяги, то осевое перемещение наконечника относительно пальца составляет 1—1,5 мм, и вместе с пальцем, сжимая пружину, перемещается вкладыш. Если вкладыш заклинило, замените шарнир с вкладышем.

Рулевое колесо туго вращается после ремонта маятникового рычага. Вероятно, при замене втулок или оси маятникового рычага перетянута регулировочная гайка.

Проверить, правильно ли затянута регулировочная гайка, можно вот как.

Если при затянутой регулировочной гайке маятниковый рычаг вращается в горизонтальном положении под действием собственной массы, значит, гайка затянута неправильно: рычаг должен поворачиваться только под действием силы, приложенной на его конце.

Если оказывается, что гайка перетянута, отверните ее, приподнимите шайбу и опять затяните гайку, после чего соедините шаровые пальцы тяг с рычагом.

Остановитесь и проверьте давление в шинах.

Рулевое колесо снимайте и одевайте, не прибегая к ударам: по валу управления нельзя ударять ни в коем случае.

Материалы: http://www.avtosovety.ru/readarticle.php?article_id=101

3 ≫

Наряду с тормозной системой, рулевое управление относится к самым важным механизмам автомобиля. И часто осознавая эту важность, водители услышав посторонний стук или почувствовав люфт в механизме рулевого управления, испытывают вполне оправданное волнение, но не знают с какой стороны подступиться к механизму. Можно конечно поехать в автосервис, но существует огромное число водителей (особенно в глубинке), которые и «сами с усами», любящие делать всё своими силами. Может быть двигатель или ещё что то они перебирали, а вот с ремонтом рулевого управления не сталкивались. Надеюсь таким людям поможет данная статья.

Изменение направления движения автомобиля осуществляется поворотом управляемых колёс относительно его продольной оси. На большинстве автомобилей управляемыми являются передние колёса. Чтобы совершить поворот машины без бокового скольжения колёс, все они должны двигаться по дугам, описанным из центра поворота О (смотрим рисунок слева), расположенного в точке пересечения оси задних колёс и осей обоих управляемых колёс. Так как радиусы поворота наружного и внутреннего управляемого колеса различны, то для исключения проскальзывания колёс необходимо, чтобы угол поворота внутреннего управляемого колеса был больше, чем у наружного. На рисунке буква В — расстояние между осями поворотных цапф; Rн — радиус поворота наружного колеса; Rв — радиус поворота внутреннего колеса; ªн — угол поворота наружного колеса; ªв — угол поворота внутреннего колеса.

Рулевое управление автомобиля — это совокупность механизмов машины, обеспечивающих её движение в заданном направлении путём раздельного и в тоже время согласованного поворота управляемых колёс.

Устройство рулевого управления.

Рулевое управление большинства автомобилей состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевой механизм служит для увеличения и передачи на рулевой привод усилия, прикладываемого водителем к рулевому колесу. Рулевой механизм состоит из рулевого колеса 1 (см рисунок 103), рулевого вала 2 (рулевой вал современных машин часто дополняют карданным сочленением для изменения угла вала) и редуктора 3. Рулевой привод передаёт усилие от рулевого механизма на управляемые колёса машины и обеспечивает поворот их на разные углы. Рулевой привод состоит из рулевой сошки 4, маятникого рычага 11, двух рычагов 7, поперечной тяги 10, двух боковых тяг 9 и четырёх шаровых шарниров 8. Каждое управляемое колесо автомобиля устанавливается на оси 6 поворотной цапфы 12. Поворот управляемых колёс машины осуществляется вращением рулевого колеса 1, от которого вращение передаётся через вал 2 на редуктор 3 и далее через рулевую сошку 4 на рулевой привод. Редуктор преобразует и усиливает вращение рулевого колеса во вращение вала рулевой сошки и замедляет его, что приводит к уменьшению усилия, прикладываемого водителем к рулевому колесу. Редукторы бывают червячного типа, например как на Жигулёвской классике, или реечного типа, как на Ваз 2108 — 09 или многих иномарках(см рис.).

Далее рулевая сошка 4 через поперечную тягу 10 передаёт усилие боковым тягам 9, откуда это усилие через рычаги 7 поступает на поворотные цапфы 12, поворачивая их относительно стоек. Балка передней подвески машины, поперечная тяга с боковыми тягами и поворотные рычаги образуют трапецию, две стороны которой жёстко соединены с поворотными цапфами, чем и достигается необходимое соотношение между углами поворота управляемых колёс. Разница в углах поворота определяется величиной угла наклона левого и правого рычагов 7 рулевой трапеции.

Детально рассмотрев устройство рулевого управления, я надеюсь это поможет быстрей разобраться с его неисправностями.

Неисправности рулевого управления.

Неисправности рулевого управления затрудняют управление автомобилем и создают угрозу безопасности движения. Основными признаками неисправностей рулевого управления являются увеличенный свободный ход рулевого колеса, тугое вращение рулевого вала, осевой люфт рулевого вала, течь масла из картера редуктора рулевого механизма, стук в рулевом управлении.

Увеличенный свободный ход рулевого колеса (люфт рулевого колеса). Он может быть вызван ослаблением креплений или износом шарнирных соединений (шаровых наконечников) рулевых тяг — для их замены требуется специальный съёмничек и обзор таких съёмников можно посмотреть в этой статье. Так же увеличенный свободный ход рулевого колеса может быть из-за ослабления крепления картера редуктора рулевого механизма, рулевой сошки или кронштейна маятникого рычага, износом ролика и червяка (шестерни и рейки) редуктора рулевого механизма или их подшипников (втулок) — как правильно выбрать подшипник читаем здесь. Увеличенный ход может быть ещё и от нарушения регулировок (рабочих зазоров между шестернями) в самом рулевом редукторе, разрушения резинометаллических шарниров (сайлентблоков), ослабления гайки упора рейки, а так же из-за износа втулок эластичной муфты.

Для проверки свободного хода (люфта) рулевого колеса, существует специальный прибор, называемый люфтометром. Но у кого его нет, можно измерить свободный ход простым способом. Для этого передние колёса машины устанавливаем в среднее положение, соответствующее движению машины по прямой, затем поворачиваем руль влево до упора, но не нарушая положения передних колёс (то есть не сдвигаем передние колёса с места). Далее отмечаем положение руля по какой нибудь точке на панели приборов(можно отметить маркером). Потом поворачиваем руль вправо, тоже не нарушив (не сдвинув с места)положение передних колёс, и тоже отмечаем положение руля. Остаётся измерить расстояние между двумя отмеченными точками по ободу рулевого колеса — это и есть величина свободного хода, которую измерив сверяем с данными вмануале своего автомобиля.

Но хочу отметить, что до замера свободного хода (люфта) рулевого колеса, необходимо сначала проверить и при необходимости отрегулировать зазор в подшипниках ступиц передних колёс и довести давление воздуха в шинах до нормы. Искать причины, вызывающие люфт руля, лучше начинать с шаровых шарниров. Для проверки люфта в шарнирных соединениях, помощник делает резкие повороты рулём, а вы осматриваете снизу при этом поочерёдно все шарниры. Сопряжённые вместе детали рулевого привода при резких поворотах должны перемещаться одновременно (без люфтов). Устранение люфтов устраняется подтяжкой гаек крепления конусов шаровых пальцев или заменой изношенных шаровых шарниров и втулок. Далее необходимо проверить затяжку крепежа картера рулевого редуктора, надёжность крепления рулевой сошки на валу, затяжку болтов крепления корпуса маятникового рычага к балке кузова.

На автомобилях с реечным управлением (смотрим рис. 106)кроме того нужно проверить затяжку болта 8, соединяющего фланец эластичной муфты 7 с шестерней 2, и крепление гаек 5 упора рейки.

Если в рулевом приводе неисправностей не обнаружено, а свободный ход рулевого колеса больше нормы, то необходимо проверить регулировку зацепления ролика с червяком (рабочие зазоры) или отрегулировать рабочий зазор между шестерней и зубчатой рейкой(на реечном рулевом управлении).

Тугое вращение рулевого вала бывает при неправильной регулировке зазора червяка с роликом или шестерни и рейки (маленький зазор), а так же при разрушении или излишней затяжке подшипников червяка, или гайки упора рейки, увеличенном износе ролика и червяка редуктора, погнутости рулевых тяг, недостатка смазки в картере рулевого редуктора, а так же при неправильной установке углов передних колёс. Как и с помощью чего правильно установить углы передних колёс можно почитать в этой статье. Проверка и доливка масла в картер рулевого редуктора производится через специальное отверстие, закрываемое пробкой. Остальные неисправности устраняются регулировкой и заменой изношенных деталей.

Осевой люфт рулевого колеса чаще всего возникает из-за износа подшипников червяка. На классических Жигулях и иномарках с червячным редуктором осевой люфт устраняется путём установки более тонкой прокладки между крышкой и картером рулевого редуктора (см. рисунок 105)

Течь масла из картера редуктора рулевого механизма определяется наружным осмотром и устраняется подтяжкой болтов крепления крышки картера, заменой прокладок или сальников.

Стук в рулевом управлении прослушивается при наличии повышенного люфта в маятниковом рычаге, разрушении рабочих поверхностей ролика и червяка, повышенных люфтах в шарнирах рулевых тяг, ослаблении крепления картера редуктора. Для устранения отсоединить маятниковый рычаг от рулевых тяг, проверить и устранить его люфт. Разрушение рабочих поверхностей ролика и червяка могло произойти при отсутствии или малом количестве смазки, плохом качестве залитого в редуктор масла. В этом случае стук сопровождается затруднённым управлением. Изношенные детали редуктора и шаровых шарниров требуется заменить , а болты крепления картера редуктора подтянуть.

Техническое обслуживание рулевого управления заключается в следующем.

Ежедневно перед выездом необходимо проверить величину свободного хода рулевого колеса.

После первых 2…3 тыс. км, а затем через каждые 10000 км пробега — на отечественных автомобилях ( а у иномарок — через 15000 км пробега) проводится проверка состояния рулевого управления в целом. Для проверки (выполняемой с помощником) автомобиль ставят на осмотровую канаву или эстакаду, очищают детали рулевого механизма и привода от загрязнения и устанавливают передние колёса в положение, соответствующее движению по прямой. Проворачивая рулевое колесо в обе стороны, необходимо снизу проверить: отсутствие стуков в шарнирах, соединениях и редукторе рулевого механизма; надёжность крепления картера редуктора рулевого механизма, рулевой сошки и кронштейна маятникового рычага; отсутствие свободного хода в шарнирах тяг и кронштейне маятникового рычага; отсутствие осевого перемещения вала червяка; с помощью динамометра величину усилия, необходимого для поворота рулевого колеса ( усилие не должно превышать 25 кгс при установке передних колёс на гладкой плите); крепление регулировочных муфт боковых тяг. Внешним осмотром проверяется шплинтовка гаек шаровых пальцев, состояние защитных резиновых чехлов, отсутствие течи масла из картера рулевого механизма. Резинометаллические шарниры надо заменить, если резиновые втулки имеют выпучивание, разрывы или свободный ход. Кроме того, проверяется состояние чехлов рейки, защитного колпачка редуктора рулевого механизма и защитных колпачков наконечников рулевых тяг. Защитные колпачки наконечников проверяются визуально и сдавливанием пальцами рук. Если обнаружены трещины или при нажатии смазка из них выступает наружу, колпачок необходимо заменить, предварительно заложив в него свежую смазку ШРУС-4.

Через 60000 тыс. км необходимо проверить уровень масла в картере редуктора рулевого механизма и при необходимости долить масло. Для проверки количества масла на автомобиле ВАЗ-2105 вывёртывают пробку наливного отверстия картера редуктора и, поворачивая рулевое колесо, наблюдают за обволакиванием нарезки червяка маслом; если средняя часть червяка не обволакивается , масло заливают. На автомобиле «Москвич» для проверки уровня масла вывёртывают пробку 16 (см. рис. 105,б) наливного отверстия, вращая её по часовой стрелке, так как она имеет левую резьбу, при этом надо удерживать от вращения регулировочную втулку 15 вала сошки. Затем в это отверстие вставляют протёртый маслоизмерительный стержень контроля уровня масла в картере двигателя (щуп) до упора в углубление головки вала сошки, располагая щуп по центру отверстия. Уровень масла должен доходить до отметки «МИН». Если он окажется меньшим, то масло необходимо долить до этой отметки.

На автомобиле ЗАЗ-968М для проверки уровня масла в картере редуктора рулевого механизма необходимо вывернуть болт 23 (см. рис. 105,в) крепления картера. Уровень масла должен доходить до нижней кромки резьбового отверстия под болт. Доливку масла производят через отверстие в крышке, закрытое пробкой 19.

На автомобиле ВАЗ-2105 в случае ремонта или разборки узла оси маятникового рычага в верхние и нижние втулки закладывается смазка Литол-24.

В шарнирах рулевого привода многих автомобилей применяется смазка ШРБ-4, которая заменяется только при ремонте шарнира или порыве его чехла.

Вот вроде бы и все премудрости, и я надеюсь ваш автомобиль, после переборки механизма рулевого управления, будет чётко реагировать на малейшее движения руля и вы получите удовольствие от вождения машины.

Материалы: http://suvorov-castom.ru/rulevoe-upravlenie-ego-obsluzhivanie-i-neispravnosti/


Back to top