Неисправности топливной системы дизельного двигателя: схема и проверка

1 ≫

Автор: Максим Марков

Залог работоспособности любого дизельного автомобиля – исправная аппаратура. Об этом знают все, а те, кто действительно дорожит «здоровьем» своего «железного коня», буквально пылинки с нее сдувают. Но как не следи за техникой, рано или поздно она выходит из строя, а в нашем случае такая поломка еще и по карману ударит существенно. Это вам не бензиновая «зажигалка»! Неважно столкнулись вы с подобной проблемой или нет, узнать основные неисправности топливной системы дизельного двигателя будет полезно всем. Сегодня, об этом и поговорим…

Принцип функционирования

Начнем с того, что практически все автомобили с подобным силовым агрегатом, выпущенные после 1999 года, модифицируются системой впрыска топлива Common rail. Эту технологию, на закате ХХ века разработали немецкие специалисты компании «Бош». Главная задача «Рейл» – это подача топлива от общего давления рампы к форсункам.

На заметку: система стремительно модернизировалась, так спустя два года с давлением в 160 Мпа, вместо 145, появилось второе поколение системы впрыска дизельных двигателей «Коммон Рэйл». Не застала себя долго ждать и третье обновление, которое состоялось в 2005. Ну а сегодня, современные машины используют уже четвертую модификацию с давлением в 220 Мпа.

Теперь давайте разберемся, что из себя представляет топливная системы дизельного двигателя, как она работает, ну хоть в общих чертах. Говоря образно, аппаратуру можно разделить на две составляющие: магистраль низкого и высокого давления. Первая, выполняет подготовку горючего для передачи жидкости на вторую. После чего собственно и вступает в дело описанная выше система, которая отправляет солярку, как уже говорилось к форсункам, а они осуществляют финальный впрыск топлива непосредственно в камеру сгорания.

Устройство механизма

Выше вы можете лицезреть схему топливной системы, а мы тем временем, рассмотрим из чего она состоит:

  • Подогреватель – осуществляет подогрев солярки в холодное время года, дабы предотвратить застывание парафина.
  • Очистители – состоят из фильтра грубой и тонкой очистки топлива, к последнему зимой горючее поступает исключительно после подогрева жидкости.
  • Сепаратор – дополнительный фильтр, который борется с водой, механическими частицами и химическими примесями.
  • Топливный привод.
  • Насос топливоподкачивающий – поддерживает ток горючего по направлению к ТНВД дизельного двигателя.
  • Обратный клапан топливной системы – располагается на входе топливоподкачивающего насоса и воспрепятствует отходу солярки.
  • Редукционный клапан – функционирует в паре с обратным, но отвечает только за стабильное давление.
  • Топливный насос высокого давления (сердце системы) – с его помощью выполняется регулировка топливной системы в дизельных двигателях, а предназначен он для подачи горючего к форсункам под давлением разумеется и по определенной программе.
  • Топливопроводы – каналы по которым, движется топливо.
  • Форсунки.

Все данные узлы постоянно «сотрудничают» с топливом, и поломка любого из них приводит к печальным последствиям.

Возможные неисправности

Ремонт топливной системы дизельного двигателя – это страшный сон для любого обладателя подобного транспорта. Однако, столкнуться с ним вполне возможно придется, быть может это будет какая-то мелочь, но все же. Итак, рассмотрим самые популярные «кошмары» отечественных автолюбителей.

Проблематичный запуск

Говорят, что завести дизель зимой без предварительного подогрева, практически не реально. В большинстве случаев это объясняется использованием летнего топлива, которое при морозе превращается в парафиновую жижу. Как бывший владелец автомобиля с мотором на солярке скажу: это действительно так, но отчасти.

Если с аппаратурой и в целом с системой все окей, машина нормально заводиться будет и зимой. Да придется чуток дольше покрутить стартером, но «сердце» загудит. Однако, тут нужно понимать, что в нашей стране в каждом городе своя стужа. Так, до минусового порога в 10 градусов, проблемы вряд ли возникнут, а вот выше – действительно только подогрев!

Если же подобное случается на прогретый силовой агрегат, в первую очередь грешить надо на свечи накала. Кроме того, износиться могут форсунки, регулятор давления, топливоподкачивающий насос и даже ТНВД.

Снижение мощности

Здесь также причин может быть несколько, но зачастую виной всему засорение фильтров. Случается такое, из-за несвоевременной их замены. Но чтобы утверждать окончательно, необходимо выполнить простую проверку.

  1. Замените топливопровод соединяющий фильтр и ТНВД из непрозрачного, на прозрачный материал. Таким образом, мы сможем увидеть пузырьки воздуха, при их наличии.
  2. Далее, осуществляется прокачка топливной системы дизельного двигателя, для удаления все того же воздуха.
  3. Заводим двигатель и смотрим.
  4. Если фильтр действительно засорен, при работающем моторе по прозрачной трубке будут перемещаться пузырьки воздуха, хорошенько прогазуйте чтобы увидеть их лучше.

Как решить данную проблему? Необходимо почистить топливный бак, фильтр грубой очистки, а тонкий очиститель – заменить. Кроме того, с похожими симптомами, списывают и распылители.

Повышенный расход

Разумеется, все это сопровождается не стабильной работой двигателя. Причин такого поведения можно насчитать аж три:

  1. Загрязнение фильтров;
  2. Завоздушена топливная система;
  3. Поломка ГРМ.

И здесь я вам расскажу еще один способ проверки фильтров:

  • Отсоединяем шланг идущей от ТНВД к очистителю, со стороны фильтра конечно.
  • Окунаем его конец в емкость с чистой соляркой.
  • Заводим мотор.

Если при таких условиях силовой агрегат функционирует нормально на любых оборотах, замене подвергается фильтр тонкой очистки. Когда же изменений никаких нет – грубой.

Существует и третий вариант, наличие в емкости пузырьков, означает что нарушена герметичность. То есть, попал воздух в топливную систему. Чтобы понять, где именно завоздушивается система, осмотрите все магистрали, вокруг проблемного места обычно появляются пятна солярки.

Все проделанные процедуры ни к чему не привели? Обратите внимание на панель приборов, горит чек двигателя или нет? Вполне возможно, нарушена компрессия силового агрегата, так же может потребоваться регулировка зазоров клапанов. Смотреть нужно по ситуации и желательно специалисту.

Черный дым на выходе

Когда дымит отечественный грузовик – это нормально! Если то же самое происходит с иномаркой, в большинстве случаев, на носу ремонт топливной системы дизельных двигателей. О чем это может говорить?

  1. Плохое смесеобразование в цилиндрах – в дизельных моторах такое происходит из-за позднего впрыска.
  2. Неисправные форсунки – могут изрядно тарахтеть, как будто застучал силовой агрегат, из строя могут выйти и распылители.
  3. Физический износ цепного привода – кроме этого в двигателе появляется стук. Снимите клапанную крышку и надавите на привод, все сразу станет ясным.

Также черный дым может показываться только на высоких оборотах. Это в большинстве случаев говорит об необходимости заменить воздушный фильтр или отрегулировать подачу топлива.

Другие неисправности

Кроме того, дизельная аппаратура может преподнести еще некоторые сюрпризы:

  • Провалы при разгоне – конечно, в первую очередь нужно убедиться в свободном ходе тяги акселератора. Также такое поведение возможно из-за воздушного фильтра или неисправного ТНВД.
  • Нестабильные холостые – грешат на уплотнительные шайбы под форсунками, последние нужно затянуть покрепче или же заменить шайбы. Возможен износ регулятора оборотов или повреждение опорной пластины ТНВД.
  • Внезапное прекращение работы мотора – неправильно выставлен угол опережения впрыска, забитый очиститель или перекос поршней топливного насоса.

Ремонт топливной аппаратуры процедура не из дешевых, поэтому настоятельно рекомендую вам периодически осуществлять профилактические работы. По большому счету, здесь акцент делается на регулярную промывку системы. Несколько подобных процедур в год, и ваш ТНВД существенно увеличит свой эксплуатационный срок. Кстати друзья, раз уж вы отдали предпочтение дизелю, рекомендую ознакомиться с его принципом работы, статью на эту тему найдете здесь. Также не стоит пренебрегать прогревом в стужу и ни при каких условиях не разбавляйте солярку бензином!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голосов, в среднем: 0 из 5)

Уважаемые читатели, если вам понравилась данная статья, то вы всегда можете поделиться ею со своими друзьями в соц. сетях:

Материалы: http://carsmotion.ru/prakticheskie-sovety/neispravnosti-toplivnoj-sistemy-dizelnogo-dvigatelya.html

2 ≫

Если говорить о серьезных дефектах в работе автомобиля, то, согласно статистике, проблемы в работе топливной системы – одна из наиболее распространенных причин посещения СТО. В первую очередь, это связано с некачественным топливом, которое распространяется заправками. В большинстве случаев оно содержит ряд примесей, который пагубно влияют на конструктивные элементы и узлы топливной системы. Кроме того, не редкость – содержание воды в бензине, что приводит, например, к образованию ржавчины в баке. Поскольку при работе автомобиль расходует топливо постоянно – подобных проблем избежать невозможно, рано или поздно вы все равно с ними столкнетесь. С появлением различных неисправностей в работе топливной системы автомобиль начинает терять динамику, значительно увеличивается расход топлива и, в конце концов, автомобиль может начать плохо заводиться или просто-напросто не заводиться вообще. Помимо этого, существует вероятность возникновения одной из самых серьезных проблем и угроз при появлении неисправностей в работе топливной системы – разгерметизации системы, которая приводит к утечкам бензина и соответственно шансу воспламенения авто.

Какие узлы системы выходят из строя?

Фильтрующие элементы

В первую очередь, это фильтрующие элементы, которые засоряются и перестают выполнять свои основные задачи, что впоследствии приводит к выходу из строя других элементов системы. Фильтры сами по себе являются расходными материалами, которые требуют регулярной замены. Безусловно, они имеют свой срок годности, который измеряется в пробеге автомобиля, количестве преодоленных километров. Тем не менее, с использованием некачественного топлива категорически не рекомендуется дожидаться срока замены, заявленного производителями. Очень часто, срок годности фильтрующих элементов снижается в несколько раз. Выход из строя фильтрующих элементов может привезти к попаданию посторонних частиц, например, в топливный насос и его засорению. К признакам засорения топливного фильтра или выхода их из строя можно отнести сбои в работе двигателя на всех его режимах или снижение мощности двигателя.

Топливный насос

Следующим узлом системы, который чаще всего подвергается последствиям использования низкосортного и некачественного топлива считается топливный насос. Неисправный топливный насос может привезти к падению давления во всей топливной системе, что, в свою очередь, напрямую влияет на работу двигателя. Наличие неисправностей в работе топливного насоса также приводит к затрудненному пуску двигателя, потере номинальной мощности двигателя. Причиной некорректной работы топливного насоса может также послужить частая езда с полупустым баком, что приводит к перегреву топливного насоса и значительному ускорению износа его деталей. Еще одна причина поломки топливного насоса – проблемы с проводкой и проводимостью электричества от реле к насосу, что может быть вызвано наличием ржавчины на проводах, расплавленными разъемами. В таком случае, топливный насос не получает должного количества заряда энергии, что не позволяет работать ему на полную мощность. Самой распространенной причиной появления неисправностей в работе топливного насоса считается попадание посторонних частиц в узлы агрегата, в связи с отсутствием должной фильтрации топлива.

Разгерметизация системы

Разгерметизация системы, как правило, вызвана износом или повреждением трубопроводов и шлангов, которыми кишит топливная система. Зачастую она характеризуется появлением в салоне запаха бензина. Проблема довольно серьезная и требует скорейшего устранения, по причине того, что потеки топлива могут привезти к случайному воспламенению, последствия которого могут быть весьма плачевными. Помимо запаха бензина, разгерметизация системы характеризуется повышенным расходом топлива, затрудненным пуском двигателя, и, как и в случае с появлением неисправностей в других узлах топливной системы, потерей номинальной мощности автомобиля.

Топливный бак

Проблемы с топливным баком случаются довольно редко, по причине того, что необходим довольно длительный период времени пользования некачественным топливом и нарушения правил эксплуатация автомобиля. Как правило, проблема связана с образованием ржавчины на стенках бака, в случае присутствия воды в топливе, либо с появлением своеобразных образований, напоминающих, грубо говоря, «болото». Обычно подобные проблемы не столь существенны и не приводят к замене всего бака, а требуют его осмотра и тщательной очистки. Другой стороной медали является тот факт, что куски ржавчины либо другие частицы могут попасть в топливный насос либо другие узлы системы и стать причиной появления неисправностей уже непосредственно в них. Визуально определить проблему конкретно топливного бака трудно, поэтому необходимо просто проводить регулярную его очистку.

Форсунки

Некорректная работа форсунок, чаще всего, также связана с использованием некачественного топлива либо попадания инородных частиц в механизм, что приводит к их засорению. Редкими являются случаи, когда форсунки выходят из строя, раньше заявленного производителями срока их эксплуатации, по причине поломки электроники. Чаще всего, причиной становится именно вышеперечисленная проблема низкосортного топлива. К явным признакам выхода из строя именно форсунок можно отнести наличие постороннего шума в цилиндрах, выходу черного дыма из глушителя, перегревы двигателя. Производители форсунок, как правило, рекомендуют производить их замену каждые 90 – 100 тыс. км пробега. Тем не менее, практика показывает, что если не замену, то хотя бы осмотр и выявление дефектов нужно проводить чаще, дабы своевременно устранить возможную проблему.

Свечи зажигания

Проблемы свечей зажигания скорее относятся не к проблемам самой топливной системы, а к последствиям наличия неисправностей в топливной системе. Как правило, наличие темных пятен на свечах зажигания свидетельствует о некорректной работе форсунок и использования некачественного топлива. Помимо образования черных пятен, загрязнения нагаром или мысленных загрязнений, существует также вероятность появления светлых, красных пятен, что свидетельствует о наличии вредных присадок в вашем топливе.

Как избежать типичных проблем и продлить срок эксплуатации элементов системы?

Для того чтобы элементы топливной системы могли прослужить заявленный производителями срок эксплуатации, необходимо проводить регулярную диагностику и осмотр всей системы. Подобный подход поможет вам избежать преждевременной замены узлов системы, ограничиваясь их чисткой. Таким образом, вы сможете сэкономить свои финансовые средства и довольствоваться стабильной и бесперебойной работой автомобиля.

Публикации на тему

Автомобиль на газу, преимущества и недостатки

Первыми автомобилями, в 1935 году совершившими испытательный пробег с использованием газогенераторов, были ЗИС-5 и ГАЗ-АА.…

Коробка отбора мощности — залог работы исполнительного механизма машины

Одним из условий работы спецтехники выступает обеспечение привода всех инструментов и оборудования. Чтобы полученная энергия…

Топливная система

Что такое топливная система и для чего она необходима? Конструкция автомобиля состоит из ряда систем,…

Материалы: http://autozapchasti24.ru/neispravnosti-toplivnoy-sistemy

3 ≫

Основными неисправностями системы питания являются прекращение подачи топлива в карбюратор, образование слишком бедной или богатой горючей смеси, подтекание топлива, затрудненный пуск горячего или холодного двигателя, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, перебои в работе двигателя во всех режимах, а также повышенный расход топлива.

Определение засора топливоподающей магистрали от бензобака осуществляется ее продувкой шинным насосом со специальной конусной насадкой либо с помощью компрессора. Для этого нужно отсоединить от топливного насоса шланг подачи к нему топлива, вставить в него конусную насадку и подать в него воздух с помощью насоса или компрессора. При этом воздух должен без затруднений выходить в топливный бак (будут слышны булькающие звуки в баке). При плохой проходимости воздуха по топливной магистрали или ее отсутствии можно попытаться продуть ее, увеличивая давление подаваемого воздуха. Если устранить неисправность продувкой не удается, то следует снять и прочистить топливоприемную трубку бензобака с сетчатым фильтром или заменить засоренный или помятый топливопровод от бензобака, а также снять и тщательно промыть горячей водой бензобак для удаления имеющихся в нем загрязнений. При отсутствии засоров в топливоподающей магистрали к топливному насосу переходят к поиску неисправности топливного насоса.

Поиск неисправности топливного насоса следует начинать с тщательного его осмотра с целью обнаружения подтекания топлива через негерметичные соединения его частей или поврежденные диафрагмы. При подсачивании топлива через соединения частей насоса необходимо подтянуть их крепления. Следует также снять крышку насоса, проверить и прочистить его сетчатый фильтр и опять опробовать действие насоса.

При повреждении диафрагм насоса топливо будет подсачиваться через специальное отверстие в нижней части корпуса, а также попадать в картер двигателя, поэтому при данной неисправности могут наблюдаться повышенный расход топлива, повышение уровня масла в двигателе и падение его давления из-за попадания бензина. При этом разжиженное масло легко стекает со щупа и пахнет бензином. Эти косвенные признаки позволяют также выявить незначительные повреждения диафрагм топливного насоса в эксплуатации, при которых топливный насос еще сохраняет достаточную работоспособность, обеспечивающую достаточную для работы двигателя подачу топлива. Поврежденные диафрагмы заменяют. Если после проверки и замены диафрагм подача топлива насосом не восстановится, то его необходимо снять с автомобиля для ремонта или замены на новый.

Если топливный насос исправен и обеспечивает достаточный напор топлива, то следует проверить, не засорился ли сетчатый фильтр карбюратора. Для этого нужно отвинтить пробку сетчатого фильтра, прочистить его и продуть сжатым воздухом.

Образование слишком бедной горючей смеси сопровождается «выстрелами» из карбюратора, перегревом двигателя, потерей его мощности (плохо «тянет»); следует иметь в виду, что такими же признаками характеризуется работа двигателя при слишком раннем и слишком позднем зажигании. Поэтому, прежде чем искать неисправность в системе питания, надо проверить установку момента зажигания.

Для устранения неисправности в каждом конкретном случае необходимо точно установить ее причину.

Определять и устранять перечисленные неисправности нужно в следующем порядке: проверить подачу топлива приемами, указанными выше; при нормальной подаче топлива проверить, нет ли подсоса воздуха в соединениях. Для этого при работающем двигателе закрыть воздушную заслонку и выключить зажигание, после чего осмотреть места соединения карбюратора и впускного трубопровода. Появление мокрых пятен топлива свидетельствует о наличии в этих местах неплотностей. Для устранения неисправности надо подтянуть гайки и болты крепления. Если подсоса воздуха не обнаружено, проверить уровень топлива в поплавковой камере и при необходимости отрегулировать его.

Засоренные жиклеры продувают сжатым воздухом от компрессора или обычным шинным насосом с конусной насадкой (при снятой крышке карбюратора). При невозможности продуть жиклер допускается прочистить его мягкой медной проволокой.

Образование слишком богатой горючей смеси сопровождается следующими признаками: черный дым и «выстрелы» из глушителя, потеря мощности двигателя и его перегрев, перерасход топлива, попадание бензина в масло, образование нагара в камерах сгорания и на поршнях.

Эти неисправности определяют и устраняют в следующем порядке:

Снять крышку карбюратора и проверить поплавковый механизм, при необходимости устранить выявленные неисправности и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере.

Затрудненный пуск горячего двигателя может быть следствием неполного открытия воздушной заслонки карбюратора, повышенного уровня бензина в поплавковой камере (перелива), а также нарушения регулировки и засорения жиклера системы холостого хода. Для устранения неисправности вначале можно попытаться запустить двигатель, нажав до отказа на педаль управления дроссельными заслонками (запуск с «продувкой»). Если это не поможет, следует проверить и при необходимости отрегулировать длину троса привода воздушной заслонки, обеспечивающую ее полное открытие и закрытие, проверить и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере, отрегулировать систему холостого хода, вывернуть, прочистить и продуть топливный жиклер системы холостого хода и ее эмульсионный канал.

Затрудненный пуск холодного двигателя может быть вызван отсутствием подачи топлива в карбюратор, неисправностью пускового устройства карбюратора, а также неисправностью системы зажигания. Если при наличии подачи топлива в карбюратор и исправной системе зажигания холодный двигатель плохо заводится, возможной причиной может быть нарушение регулировки положения воздушной и дроссельной заслонок первичной камеры, а также пневмокорректора пускового устройства. В этом случае необходимо отрегулировать положение воздушной заслонки регулировкой ее тросового привода и проверить работу пневмокорректора.

Двигатель работает неустойчиво или глохнет при малой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу. Если регулировкой не удается добиться устойчивой работы двигателя, то возможными причинами неисправности могут быть засорение жиклеров и каналов системы холостого хода карбюратора, неисправность системы ЭПХХ, а также нарушение герметичности соединений вакуумных шлангов системы ЭПХХ и вакуумного усилителя тормозов. В этом случае необходимо проверить герметичность соединений вакуумных шлангов, вывернуть топливный жиклер системы холостого хода, продуть его и каналы системы холостого хода через отверстие от вывернутого жиклера сжатым воздухом (от компрессора или шинного насоса с конусной насадкой) и повторить регулировку системы холостого хода. На большинстве карбюраторов топливный жиклер системы холостого хода можно вывернуть и продуть, а также продуть каналы системы холостого хода непосредственно на автомобиле, не снимая карбюратора. Затем производится проверка работы и регулировка системы ЭПХХ. Если указанными способами восстановить нормальную работу двигателя не удается, то карбюратор следует снять с автомобиля для ремонта.

Перебои в работе двигателя на всех режимах могут быть вызваны засорением сетчатого фильтра, жиклеров или каналов карбюратора, попаданием в него воды, подсосом воздуха через поврежденные прокладки в соединениях карбюратора с впускным трубопроводом или через шланг, идущий к вакуумному усилителю тормозов, неисправностью ЭПХХ.

Повышенный расход топлива может быть вызван как подтеканием топлива, так и неисправностью карбюратора — нарушением регулировки системы холостого хода, неполным открытием воздушной заслонки, повышением уровня топлива в поплавковой камере, а также повышенной пропускной способностью жиклеров. Для выявления и устранения повышенного расхода топлива после тщательного внешнего осмотра топливоподающих. элементов системы питания производят регулировку системы холостого хода, проверяют и регулируют открытие воздушной заслонки и уровень топлива в поплавковой камере, проверяют, правильно ли установлены и не перепутаны ли местами жиклеры главных дозирующих систем карбюратора. Кроме того, повышенный расход топлива может возникать из-за неисправности других систем и механизмов автомобиля (неисправности системы зажигания, ухудшения наката автомобиля из-за неисправности тормозной системы, пониженного давления в шинах и др.) Ремонт карбюратора включает в себя снятие его с автомобиля, разборку, очистку и продувку сжатым воздухом его деталей и клапанов, проверку деталей, замену вышедших из строя деталей, сборку карбюратора, а также регулировку уровня топлива в поплавковой камере и регулировку системы холостого хода.

Во многих случаях можно восстановить работоспособность карбюратора без снятия его с автомобиля и полной разборки путем регулировки системы холостого хода, привода воздушной заслонки, вывертывания и прочистки его сетчатого фильтра либо с частичной его разборкой — снятием крышки, после чего возможно выполнить регулировку уровня топлива в поплавковой камере и продуть жиклеры. В случае невозможности восстановления работоспособности карбюратора указанными способами его снимают с автомобиля, разбирают, промывают, устраняют неисправности очисткой загрязненных жиклеров и каналов, а также заменой вышедших из строя деталей (игольчатого клапана, диафрагм, прокладок, жиклеров), собирают и после установления на автомобиль регулируют систему холостого хода.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Материалы: http://studfiles.net/preview/1844848/page:10/


Back to top