1 ≫
-
В конструкции автомобиля любого вида можно выделить три основные части: двигатель, шасси и кузов,
Двигатель преобразует тепловую энергию сгорающего топлива в механическую работу,
Ш а с с и автомобиля объединяет в единое целое механизмы, передающие крутящий момент от двигателя к ведущим колесам, и служит основанием для размещения двигателя, кузова, мостов с колесами, подвесок и систем. В состав шасси входят три группы механизмов: трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления-
Трансмиссия автомобиля передает и изменяет усилие вращения от двигателя к ведущим колесам, У двухосного автомобиля с колесной формулой 4x2 и приводом на задние колеса трансмиссия включает сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал и полуоси. Последние три элемента трансмиссии конструктивно расположены в картере заднего моста и составляют единый агрегат,
Ходовая часть автомобиля представляет собой тележку и состоит из рамы, переднего и заднего мостов, подвесок и колес, Рама является основанием для крепления всех элементов ходовой части, На легковых автомобилях таким основанием служит сам кузов.
Механизмы управления включают рулевое управление и тор-мозную систему, Рулевое управление
Кузов автомобиля предназначен для размещения грузов, водителя и пассажиров. У грузовых автомобилей кузов включает кабину и грузовую платформу. У легковых автомобилей кузов представляет собой несущую пространственную систему, так как является одновременно помещением для пассажиров и груза, а также основанием для крепления двигателя, агрегатов трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.
В зависимости от взаимного расположения трех основных частей автомобиля различают компоновки грузовых, легковых автомобилей и автобусов. На грузовых автомобилях отличительным признаком всех возможных компоновок является взаимное размещение двигателя и кабины водителя. В настоящее время наиболее распространены капотная и бескапотная компановки.
Капотная (традиционная) компоновка (автомобиль ЗИЛ-130) сложилась на автозаводах очень давно. Но в последнее время особенно сильно проявились ее главные недостатки: ухудшение обзорности для водителя и неравномерное распределение массы по осям. Более прогрессивной считается бескапотная компоновка, когда двигатель полностью или частично располагается в кабине водителя (автомобили МАЗ и КамАЗ). Она обеспечивает лучшее распределение массы по осям, хорошую обзорность, но ухудшает доступ к обслуживанию двигателя.
В компоновках легковых автомобилей основным отличием является размещение двигателя в передней или задней части автомобиля и выполнение ведущими задних или передних колес. Классической компоновкой считается размещение двигателя в передней части кузова с приводом на задние колеса. Такую компоновку называют заднеприводной. Практически все отечественные автомобили, за исключением ЗАЗ-968М, имеют такую компоновку, однако все большей популярностью стала пользоваться переднеприводная компоновка. Основу такой компоновки составляет переднее расположение двигателя с приводом на передние управляемые колеса. Главное преимущество переднеприводной компоновки в том, что она позволяет сократить массу автомобиля примерно на 10% и очень рационально разместить двигатель, агрегаты трансмиссии и пассажирские места, Недостатком указанной компоновки является технологически сложное конструктивное исполнение механизмов привода к ведущим управляемым передним колёсам.
Автобусы компонуют по трём схемам: с передним расположением двигателя, с задним расположением двигателя, с расположением двигателя под полом. Каждая компоновка имеет свои преимущества и недостатки; ее выбирают исходя из назначения автобуса, сложившейся технологии производства и других факторов. Например, если подходить к выбору компоновки с учетом обеспечения в салоне максимального о6ъёма для пассажирских мест, то наилучшей компоновкой следует считать третью, хотя при таком размещении двигателя предъявляют особые требования к его конструкции.
2. Совокупность последовательных процессов (впуск, сжатие, сгорание, раб.ход, выпуск), периодически повторяющиеся в каждом цилиндре и обеспеч. работу ДВС, называется рабочим циклом ДВС.
Часть рабочего процесса называют тактом\, во время которого поршень проходит от одной МТ к другой.
Соответственно ДВС бывают 2 и 4 тактные.
Основные параметры ДВС:
Число цилиндров i
Отношение r/l (кривошип к шатуну)
Ход поршня S -путь от ВМТ к НМТ
Рабочий объем цилиндр. Vh- объем, высвобождаемый при движении поршня от ВМТ к НМТ Vh=Sd 2 /4/
Vc- объем камеры сгорания
Поршневые, РПД, орбитальные, ГТД, комбинированные, реактивные
По видам смесеобразования и воспламенения(от искры и самовоспламеняющ.)
По тактности, по числу и располож. Цилиндров, по виду топлива, по сплсобу наполнения(турбонаддув и без), по степени быстроходности, по литражу(до 1.2 л.; 1.2-1.8; 1.8-3.5; более 3.5), по способу охлаждения.
Блока цилиндров(основа), картера, клапанной головки, коленвала, распредвала(иногда), поршня(ей), шатунов, клапанов и др. В состав ДВС вкл. Системы и механизмы: КШМ-преобраз. поступательное движение поршня во вращательное коленвала, ГРМ-газообмен, система зажигания, питания, смазки, выпуска ОГ, охлаждения.
Основные параметры ДВС:
Диаметр и ход поршня D и S. От соотношения S/D зависят размеры и масса ДВС, а также быстроходность, условия смесеобразования и сгорания, экономичность. Чем больше D, тем менее жесткий коленвал.
Число цилиндров I непосредственно связано с диаметром, при увеличении I повышается плавность работы, облегчается пуск, уменьшается масса маховика(I= 4…10- рядные; 4…20- V-обр; 5…50- многорядн)
Рабочий объем цилиндр. Vh- объем, высвобождаемый при движении поршня от ВМТ к НМТ Vh=Sd 2 /4. От него зависят экономичность, мощность, крутящий момент, а также конструкция и размеры.
=Va/Vc- степень сжатия *(для карб. ДВС 6-12, для дизеля 14-22)
влияет на температурный режим и экономичность, а также на мощностные показатели.
Частота вращения коленвала n- на нее непосредственно влияет быстроходность ДВС. Чем больще частота, там больше мощность, а значит и крутящий момент.
Мощность ДВС Ne=Mkn/9550, где Мк- крутящий момент.
Удельный расход топлива масса топлива, расходуемая в 1 час на ед. мощности ge=1000GT/Ne (285…320 г.кВтчас- карбюр; 230…260- дизель).
Характеризует экономичность ДВС
Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:
Материалы: http://studfiles.net/preview/5474673/
2 ≫
-
Первый в мире автомобиль с бензиновым мотором был запатентован еще в далеком 1885 году гениальным немецким инженером Карлом Бенцом. Поразительно, но и в наши дни машина состоит из тех же основных частей, что и сто лет назад – это кузов, шасси и двигатель. Давайте подробнее рассмотрим из чего состоит автомобиль.
В одной небольшой статье сложно, конечно, описать подробное устройство автомобиля, поэтому мы рассмотрим лишь основы, которые должен знать каждый автолюбитель.
В конце этого учебного материала вы найдете небольшой видео-урок об устройстве автомобиля с описанием основных частей, из которых он состоит, и их функций.
Также стоит отметить, что незнание общего устройства автомобиля и принципа работы его основных узлов и агрегатов, ведет к повышенным расходам на ремонт машины и её техническое обслуживание.
Двигатель – это сердце автомобиля. Он является источником механической энергии и приводит наше авто в движение. Наибольшее распространение в автомобилестроении получили двигатели внутреннего сгорания. Однако в последние годы все большую популярность завоевывают автомобили, оснащенные электрическими и гибридными двигателями.
Кузов автомобиля может иметь рамную и безрамную конструкцию. Как правило, в современных легковых автомобилях рама отсутствует, а все узлы и агрегаты крепятся непосредственно к кузову. Именно поэтому такой кузов называют несущим – данное конструкторское решение устройства автомобиля позволяет максимально снизить его массу. Советуем также ознакомиться с классификацией автомобилей по типу кузова.
Шасси автомобиля заслуживает отдельного внимания. Оно представляет собой множество механизмов, в задачи которых входит передача крутящего момента от силового агрегата (двигателя) к ведущим колесам, передвижение автомобиля и управление им. Эти группы механизмов называются трансмиссия, ходовая часть и механизм управления автомобилем.
- Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, тем самым, позволяя изменять крутящий момент по величине и направлению. Трансмиссия двухосного автомобиля с передним расположением двигателя и приводом на задние колеса обычно состоит из таких механизмов: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси.
- Ходовая часть автомобиля состоит из рамы или несущего кузова, переднего и заднего мостов, подвески (рессоры и амортизаторы), колес и шин. Подробнее о видах и типах подвесок автомобтлей.
- Механизм управления автомобилем состоит из рулевого управления и тормозной системы (барабанный тормоз и дисковые тормоза). Он позволяет изменять направление и скорость движения автомобиля, останавливать его и удерживать на месте.
Кроме вышеперечисленных узлов, агрегатов и механизмов абсолютно все автомобили оснащены электрооборудованием, состоящим из источников и потребителей электрического тока.
Электрооборудование автомобиля запускает и дает возможность работать двигателю, освещает и обогревает салон машины, позволяет без проблем передвигаться в темное время суток и в непогоду, поддерживает противоугонную систему, заботиться о нашей с вами безопасности на дороге, превращает автомобиль в концертный зал или даже в кинотеатр, и выполняет множество других полезных и очень важных функций.
Онлайн-экзамен ПДД РФ по билетам ГИБДД (категории «А», «В», «М» и подкатегорий «A1», «В1»).
Расчитайте реальную стоимость страхового полиса ОСАГО с учетом водительского стажа.
Узнайте в режиме онлайн, когда можно будет садиться за руль после употребления спиртных напитков.
Онлайн-калькулятор транспортного налога и интерактивная таблица ставок по всем регионам РФ.
Сервис поможет визуально сравнить размеры шин и дисков автомобиля при их замене.
Материалы: http://unit-car.com/ustroystvo/4-obshee-ustroistvo-avtomobilya.html
3 ≫
-
За прошедшее столетие после создания автомобиля проделана огромная работа по совершенствованию его конструкции. В результате этого современный автомобиль очень мало похож на «самоходные» экипажи конца XIX века.
Важнейшие элементы автомобиля, такие как кузов, несущая рама, ходовая часть, двигатель, трансмиссия и рулевое управление, сохранились и по сей день. Однако конструкция современного автомобиля отличается наличием многочисленных систем, назначение которых - повысить его безопасность и комфортабельность, облегчить управление им и уменьшить загрязнение окружающей среды.
В соответствии с назначением к автомобилю предъявляют различные технические, экономические и экологические требования. Эти требования можно разделить на три большие группы: функциональные, потребительские и требования к безопасности автомобиля.
Важнейшим требованием в последние годы становится приспособленность автомобиля, его узлов и агрегатов к рациональному использованию при утилизации после выведения из эксплуатации.
При изготовлении автомобиля применяются все классы современных материалов: сплавы на основе железа, меди, алюминия, свинца, цинка, магния, а также пластмассы, резины, клеи, герметики, лакокрасочные и текстильные материалы, керамики, стёкла, драгоценные металлы и др. Укрупненный материальный состав современного автомобиля представлен в табл. 3.1.
Материальный состав автомобиля «Лада Калина» _____________
Шумо-, вибропоглощающие материалы
В стремлении удовлетворить требования различных групп потребителей автопроизводители постоянно расширяют модельные ряды автотехники, совершенствуют конструкцию и повышают качество автомобилей. Все выпускаемые транспортные средства можно разделить на легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы и полуприцепы. Среди 50 млн автомобилей, ежегодно выпускаемых мировым автопромом, есть транспортные средства самого разного назначения, но львиную долю их составляют легковые автомобили (более 42 млн штук).
Несмотря на серьезные различия между автомобилями, производимыми разными фирмами, все они состоят из следующих блоков: несущей конструкции, кузова (или кабины), двигателя, движителя (колес или гусениц), трансмиссии, подвески, систем управления.
Несущая конструкция служит для установки и крепления на ней всех узлов и агрегатов автомобиля. В качестве последней используется рама автомобиля или кузов. В автомобилях с рамой кузов также устанавливается на нее. Рама выполняет не только функцию соединения всех систем и агрегатов автомобиля, она придает ему необходимую прочность и жесткость. Рама автомобиля может иметь различную конструкцию, но чаще она состоит из лонжеронов, соединенных между собой поперечинами. Рамы изготавливаются из стальных профилей, соединяемых между собой заклепками, болтами и сваркой.
Кузов (рис. 3.1) служит для размещения пассажиров и груза, установки сидений, панели приборов, световых приборов, климатических установок, аудиосистем, компьютера и др. Кузова большинства современных легковых автомобилей являются несущими, т.е. на них крепятся все другие узлы и агрегаты.
К кузовам предъявляют ряд технических требований, которые определяются стремлением снизить их стоимость, повысить топливную экономичность автомобиля и безопасность водителя и пассажиров.
Кузов современного автомобиля имеет стандартный набор различных элементов, назначение которых - удовлетворение технических требований к автомобилю. Он состоит из корпуса, капота, крышки багажника, дверей, крыльев, облицовки радиа-
тора, бамперов, панели приборов, подвижных и неподвижных стекол, сидений, облицовки крыши, пола и др.
Рис, 3.1. Каркас кузова автомобиля типа «хэтчбэк»
В конструкциях, в которых кузов является несущим, установка всех систем производится на нем, и, помимо соединительной функции, он определяет жесткость и прочность автомобиля. Несущий кузов воспринимает все нагрузки, действующие на автомобиль: массу пассажиров, груза и различных систем и агрегатов, ударные, вибрационные, изгибающие нагрузки, возникающие при движении автомобиля и т.д. В нем размещаются водитель и пассажиры и, следовательно, на него возлагаются функции защиты их от воздействия внешней среды и от травматизма при аварии. Важной функцией кузова является обеспечение необходимого эстетического восприятия автомобиля, что достигается дизайнерской разработкой. Наконец, от формы кузова зависит аэродинамическое сопротивление при движении автомобиля, поэтому современные кузова имеют обтекаемую форму. Это не только улучшает скоростные характеристики автомобиля, но и повышает его топливную экономичность.
Корпус кузова автомобиля изготавливается чаще всего из штампованных стальных деталей, соединенных точечной сваркой. В последние годы расширяется использование пластмасс для изготовления элементов кузова: капотов, крыльев, дверей,
крыши и др. Для этого применяют полиамид, поликарбонат, полиуретан, полипропилен и др.
С целью снижения уровня шума автомобиля детали кузова с большой поверхностью покрываются шумо- и вибропоглощающими полимерными материалами.
Еще одним материалом для производства кузова автомобиля являются алюминиевые сплавы. Использование пластмасс и алюминиевых сплавов является следствием стремления снизить массу автомобиля и повысить коррозионную стойкость кузова. Снижение массы позволяет улучшить топливную экономичность, а повышение коррозионной стойкости увеличивает его долговечность.
Важнейшими элементами кузова являются системы, обеспечивающие комфортабельность, безопасность и информационное обеспечение водителя и пассажиров. К ним относятся сиденья, панель приборов, системы обогрева и кондиционирования, ремни и подушки безопасности и др.
При изготовлении этих изделий широко используются пластмассы и текстильные материалы из полимерных нитей и волокон.
Кузова классифицируются по назначению, конструкции, компоновке и нагруженности. Конструкция кузова и его компоновка зависят от назначения автомобиля.
В грузовом автомобиле несущей является рама; на ней устанавливается кабина, в которой размещаются сиденья, панель приборов, система управления и др.
Кроме того, на раме устанавливается грузовой кузов, который в зависимости от назначения автомобиля может быть изготовлен в виде бортовой платформы, фургона, цистерны и др. У специальных грузовых автомобилей на платформу может устанавливаться технологическое оборудование, военная техника и др.
Кузова и кабины легковых и грузовых автомобилей окрашиваются современными лакокрасочными материалами, назначение которых - защитить их от коррозии и придать необходимый эстетический вид.
Кузова легковых автомобилей и кабины грузовых автомобилей оснащаются различными системами, облегчающими управление автомобилем и повышающими комфортабельность и безопасность. К ним относятся система освещения, система очи
стки переднего и заднего стекол, различные контрольноизмерительные приборы на панели приборов и рулевом колесе, система кондиционирования, система регулирования положения рулевого колеса, система пассивной безопасности нового поколения (ремни с преднатяжением, надувные мешки и др.), акустические системы и т.д. Все эти системы имеют сложную конструкцию, их работа обеспечивается многочисленными датчиками и электронными приборами.
Двигатель (рис. 3.2) приводит в движение автомобиль с помощью движителя. Энергия двигателя возникает либо вследствие сжигания углеводородного топлива (бензина, дизельного топлива, газа, биотоплива и др.), либо за счет питания от электрической сети или электроаккумуляторов. Принципиально возможно создание автомобилей, работающих от других источников энергии, но в настоящее время такие двигатели широкого применения не находят.
Рис. 3.2. Двигатель L 7 X автомобиля Clio V 6 фирмы Renault
Наибольшее распространение среди двигателей наземных транспортных средств имеют двигатели внутреннего сгорания (ДВС), которые могут быть поршневыми и роторными.
Самая массивная часть двигателя внутреннего сгорания - блок цилиндров с головкой (рис. 3.3). Именно в цилиндрах происходит сжатие и сгорание топливно-воздушной смеси и превращение энергии расширяющихся газов в механическую энергию поршней двигателя, которая затем с помощью шатуна преобразуется во вращательное движение коленчатого вала.
Блок цилиндров двигателя изготавливается из чугуна или алюминиевого сплава. Поршни изготавливаются из алюминиевого сплава, но некоторые элементы поршня делают из стали и чугуна. Шатун изготавливают чаще всего из стали, но в некоторых двигателях используют шатуны из алюминиевых и титановых сплавов.
Рис. 3.3. Блок цилиндров двигателя V 12 фирмы BMW
Важной частью двигателя является газораспределительная система, состоящая из клапанных механизмов, с помощью которых обеспечивается поочередная подача в цилиндры топливновоздушной смеси и выпуск из них продуктов сгорания.
Необходимыми составными частями ДВС являются системы питания, зажигания, смазки, охлаждения, выпуска отработавших газов.
Важным элементом современного ДВС является катализатор дожигания выхлопных газов. Его разработка и использование на
всех современных автомобилях связаны с ухудшением экологической обстановки в крупных городах с большими потоками автотранспорта. Загрязнение атмосферного воздуха потребовало введения жестких норм по содержанию токсичных продуктов в выхлопных газах. В индустриально развитых странах действуют нормы Евро-5, в России с 2010 г. вводятся нормы Евро-4. Требования этих стандартов могут быть выполнены только с использованием в системе выпуска отработанных газов катализатора дожигания.
Катализатор предназначен, как это следует из его названия, для дожигания неполностью сгоревших продуктов, содержащихся в отработавших газах, до безвредных компонентов, каковыми считаются вода и углекислый газ. Применение катализаторов дожигания позволило резко снизить загрязнение окружающей среды токсичными продуктами неполного сгорания топлива (СН, СО, NOx ). Происходит это благодаря тому, что в конструкции катализаторов имеются слои драгоценных металлов - платины, палладия, родия, которые обеспечивают активное взаимодействие продуктов неполного сгорания топлива с кислородом, а также восстановление образовавшихся оксидов азота NOx до исходного нейтрального продукта - азота. Эти слои имеют высокоразвитую поверхность благодаря тому, что они нанесены на пористый керамический носитель или блок-носитель из металлической гофрированной фольги.
Катализатор дожигания устанавливается в систему выпуска отработавших газов перед глушителем, за выпускным коллектором двигателя (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Катализатор автомобиля «Лада Калина»
Наконец, работа двигателя внутреннего сгорания невозможна без источников электрического тока, от которых поступает питание на стартер при пуске, а затем происходит зажигание топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя. Для этого используются кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи, состоящие из пластмассового корпуса и свинцовых пластин, погруженных в раствор серной кислоты заданной плотности (концентрации). Кроме аккумуляторной батареи в автомобиле имеется еще один источник электрического тока - генератор, от которого происходит зарядка аккумулятора во время работы двигателя.
Движитель преобразует энергию двигателя в движение автомобиля. Существуют различные конструкции движителей, но в подавляющем большинстве автомобилей движение осуществляется с помощью колес, которые могут быть ведущими и ведомыми. Ведущие колеса приводятся в движение с помощью трансмиссии. Это они создают автомобилю тяговое усилие благодаря контакту колеса с дорогой и возникающей силе трения. Если сила трения недостаточна, вращающееся колесо пробуксовывает, и автомобиль не движется. Колесо автомобиля имеет важное значение: от него зависит не только возможность движения автомобиля, но и управление, топливная экономичность, комфортабельность и безопасность пассажиров и водителя.
Колесо - это конструкция, объединяющая пневматическую резиновую шину (как правило, с камерой), металлические обод, соединительный диск и ступицу. Обод, на который надевается шина, жестко соединяется с диском, который крепится к ступице болтами или гайками. Конструкция колеса предусматривает охват им ступицы (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Конструкция колеса автомобиля: 1 - обод; 2 - камера; 3 - шина; 4 - вентиль
Для разборки и последующего использования автокомпо-
нентов изношенных автомобилей важно, что на ободья колес,
так же как и на пневматические шины, наносится маркировка,
указывающая важнейшие размеры колеса.
Пневматическая шина состоит из покрышки и камеры. По-
крышка изготавливается из износостойкой резины и армирую-
щего корда. Основой резины является каучук, который смеши-
вается с различными ингредиентами (современные высококаче-
ственные резины состоят из 18. 20 ингредиентов). Для превра-
щения пластичной резиновой смеси в эластичную, прочную ре-
зину ее вулканизуют под давлением при повышенной темпера-
туре в специальных пресс-формах.
Покрышка неоднородна по конструкции и материальному
составу, что позволяет обеспечить различным ее участкам раз-
ные свойства в соответствии с испытываемыми при эксплуата-
ции нагрузками. Она состоит из борта, бортовой проволоки, кар-
каса, брекера, боковины и протектора (рис. 3.6).
Рис. 3.6. Конструкция автопокрышки:
1 - борт 2 - бортовая проволока; 3 - каркас; 4 - брекер;
5 - боковина; 6 - протектор
Каркас шины изготавливают из прорезиненного корда, в качестве которого используют полимерные нити или стальную проволоку. Именно корд обеспечивает высокую прочность и эксплуатационную долговечность покрышки.
Борта шины предназначены для плотной и жесткой посадки на обод колеса, для чего внутрь бортов вставлена и прочно соединена с резиновой массой стальная проволока.
Внутри покрышки имеется резиновая эластичная камера, она не имеет каркаса и способна растягиваться. Для создания в
камере повышенного давления воздуха у нее имеется вентиль с клапаном.
В ряде случаев используют бескамерные шины. Такая покрышка герметично соединена с ободом колеса благодаря специальным слоям эластичной резины, нанесенной на внутреннюю и внешнюю стороны шины.
Трансмиссия автомобиля (рис. 3.7) предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к движителю, т.е. к ведущим колесам. Кроме того, с ее помощью можно изменить величину крутящего момента и его направление.
Рис. 3. 7. Трансмиссия автомобиля «Шевроле-Нива»:
1,3- приводы передних колес; 2 - редуктор переднего моста; 4 - сцепление;
5 - коробка передач; 6 - передний карданный вал; 7 - рычаг переключения передач;
8 - промежуточный вал; 9 - рычаг управления раздаточной коробкой;
10 - раздаточная коробка; 11 - задний карданный вал; 12 - задний мост
Работа трансмиссии осуществляется путем изменения передаточного числа. Ее конструкция влияет на массу и компоновку автомобиля, его безопасность и топливную экономичность.
В трансмиссию входят сцепление, привод сцепления, коробка передач, карданная передача, карданные шарниры, главная передача, дифференциал. В современных автомобилях широко используются автоматические трансмиссии и автоматические коробки передач, существенно облегчающие управление автомобилем.
Движитель (колеса) автомобиля связан с кузовом через подвеску, которая гасит колебания и воспринимает силы, действующие на него.
Подвеска (рис. 3.8) служит для снижения вертикальных нагрузок на кузов от неровностей дороги и обеспечения плавности движения и комфортности водителя и пассажиров. От подвески зависит не только комфортабельность автомобиля, но и долговечность кузова, т.к. она гасит возможные ударные нагрузки, возникающие при движении автомобиля по неровной дороге.
Рис. 3.8. Передняя подвеска автомобилей семейства УАЭ-31512:
I - передний кронштейн; 2 - рама; 3 - буфер; 4 - накладка;
5 - кронштейн амортизатора; 6 - амортизатор; 7 - задний кронштейн;
8 - резиновые втулки; 9 - наружная щека серьги; 10 - внутренняя щека серьги,
II - стремянка; 12-подкладка; 13-рессора; 14-шайба,
15 - втулка рессоры; 16 - ось рессоры
Подвеска автомобиля включает направляющее, упругое и гасящее устройства, а также элементы крепления к кузову. В качестве упругих элементов широко используются пружины, листовые рессоры и торсионы, изготавливаемые из стали. В последние годы предпринимаются попытки устанавливать на некоторых автомобилях рессоры из углепластика, однако сколько- нибудь широкого распространения в серийном производстве такие материалы пока не нашли.
Торсионы представляют собой упругие металлические стержни круглого сечения, работающие на скручивание.
Кроме стальных упругих элементов в конструкции автомобилей используются ограничители хода колес в вертикальном направлении, сделанные из полимерных материалов - резины и полиуретана. В некоторых автомобилях используются пневма
тические упругие элементы, представляющие собой баллоны из армированной резины, наполненные сжатым воздухом. Для создания в баллонах давления предусмотрено использование компрессоров, являющихся элементом конструкции таких автомобилей.
Еще одним непременным элементом подвески современных автомобилей являются телескопические гидравлические амортизаторы, состоящие из герметичного цилиндра, внутри которого перемещается шток с поршнем. Цилиндр заполнен вязкой жидкостью и имеет перепускные клапаны для перемещения жидкости. Амортизатор работает упруго как на сжатие, так и на растяжение.
Соединение подвески с кузовом производится с помощью эластичных втулок из резины. Их назначение - гасить вибрационные колебания и снижать уровень шума в салоне, а также защищать подвеску от ударных нагрузок.
Важными узлами автомобиля, тесно связанными в прямом и переносном смысле с подвесками, являются мосты, на которых крепятся ступицы колес, упругие элементы и др. Мосты поддерживают кузов и передают нагрузку от него на колеса и обратно от колес на кузов. Существуют различные признаки классификации мостов, но основным является их назначение. По этому признаку мосты делятся на ведущие, управляемые, поддерживающие и комбинированные. Последние одновременно являются ведущими и управляемыми.
Системы управления включают рулевое управление, тормозную систему, управление двигателем, трансмиссией, уровнем комфорта в салоне и т.д.
Рулевое управление (рис. 3.9) - важнейшая система автомобиля, от ее конструкции и надежности зависит безопасность водителя и пассажиров, возможность сохранять или изменять направление движения; она влияет на маневренность автомобиля, гасит ударные нагрузки, воспринимаемые ходовой частью.
Наиболее широко в современных автомобилях используется рулевое управление с колесами, способными поворачиваться в горизонтальной плоскости. Синхронизация поворота левого и правого колес обеспечивается рулевой трапецией.
Элементами рулевого управления являются: рулевая колонка с рулевым колесом, рулевой механизм, рулевой привод с усилителем.
Рулевое колесо находится в кабине водителя в постоянном контакте с ним. Путем его вращения собственно и осуществля-
ется управление движением автомобиля по заданной траектории. Рулевой механизм предназначен для увеличения приложенных к рулевому колесу усилий рук водителя для поворота колес автомобиля. Он представляет собой механический редуктор.
Рис. 3.9. Рулевое управление автомобиля
Рулевое колесо соединяется с рулевым механизмом с помощью рулевого вала, часто выполняемого многозвенным с шарнирными соединениями, что повышает безопасность водителя в аварийных ситуациях и упрощает компоновку автомобиля.
Рулевой привод - это система тяг и шарниров, передающих усилие от рулевого механизма к управляемым колесам.
Практически на всех современных автомобилях устанавливаются гидравлические усилители рулевого управления, облегчающие управление автомобилем.
Очень важной системой автомобиля является система тормозного управления, от которой зависит безопасность автомобиля и других участников движения. Система тормозного управления предназначена для замедления и остановки автомобиля при движении, а также для его удержания на стоянке.
Существуют различные способы торможения автомобиля, но наиболее широко используется создание тормозной силы между колесом и дорогой путем замедления его вращения при движении и полной блокировки на стоянке. Создаваемая тормозная сила зависит не только от величины усилия, препятствующего вращению колеса, но и от сцепления его с дорогой. На
скользкой дороге колесо при торможении блокируется, но автомобиль продолжает движение за счет скольжения колес, а не их качения. Поэтому современные автомобили оснащаются анти- блокировочной системой (АБС) тормозов.
Система тормозного управления автомобиля включает основную (или рабочую), запасную и стояночную системы торможения. Основная и запасная системы предназначены для замедления движения автомобиля, при этом запасная система срабатывает при выходе из строя основной, а стояночная предназначена для удержания автомобиля на стоянке.
Все тормозные системы состоят из тормозных механизмов и приводов. Привод основной и запасной систем осуществляется с помощью педали тормоза ногой (ножной тормоз). Для облегчения торможения в современных автомобилях используется усилитель тормозов. У большинства современных легковых автомобилей используется гидравлический привод основной и запасной систем торможения. Передача усилия при нажатии на педаль тормоза происходит с помощью герметичной гидравлической системы, заполненной тормозной жидкостью, к которой предъявляются специальные требования. Гидравлическая система состоит из главного и колесных тормозных цилиндров и трубопроводов.
Привод стояночной системы торможения, как правило, осуществляется с помощью рычага, приводимого в действие рукой (ручной тормоз). Удержание автомобиля на стоянке производится путем блокировки задних колес механическим, реже электрическим или пневматическим приводами.
Тормозные механизмы создают усилия, замедляющие вращение колес автомобиля. В большинстве автомобилей их действие основано на создании большой силы трения между тормозными колодками и элементами колеса. Тормозные механизмы размещаются внутри колеса и подразделяются на дисковые и барабанные. В первом случае сила трения возникает при создании контакта между плоскими фрикционными накладками, установленными на тормозные колодки, и вращающимся тормозным диском колеса. В барабанном тормозном механизме сила трения создается между тормозным барабаном, вращающимся вместе с колесом, и раздвигающимися при торможении тормозными ко
лодками с фрикционными накладками. Их внешний радиус равен внутреннему радиусу барабана, поэтому площадь контакта в момент торможения равна площади фрикционных накладок. Тормозные барабаны и диски отливают из серого чугуна.
На всех современных легковых автомобилях на передних колесах устанавливают дисковые тормоза, а на задних могут быть барабанные или дисковые.
Фрикционные накладки изготавливают из специальных композиционных материалов на полимерной основе. К ним предъявляют высокие требования: они должны быть теплостойкими, износостойкими и иметь высокий коэффициент трения по чугуну. До недавнего времени их изготавливали из асбестокаучуковой композиции. В последние годы в связи с запретом на использование асбеста фрикционные накладки изготавливают из композитов на полимерной основе с углеродными волокнами и из других материалов.
Таким образом, современный автомобиль представляет собой сложную инженерную конструкцию, состоящую из множества блоков, агрегатов и систем управления. Количество деталей на одном автомобиле составляет 4. 6тыс. штук. Автомобиль насыщен многочисленными электрическими, электронными, гидравлическими и пневматическими системами.
Узлы и агрегаты выводимых из эксплуатации автомобилей, а также материалы, из которых они изготовлены, являются ценными вторичными ресурсами и могут быть повторно использованы при сборке и ремонте автомобилей, либо при изготовлении новых материалов. Утилизация автомобилей позволяет рационально использовать вторичные материальные ресурсы, содержащиеся в снятом с эксплуатации автомобиле.
1. Каковы основные узлы и агрегаты автомобиля?
2. Что такое несущая конструкция автомобиля?
3. Каковы основные узлы и системы двигателя внутреннего сгорания?
4. Что такое движитель? Виды и устройство движителей.
5. Расскажите о назначении трансмиссии и подвески автомобиля.
6. Расскажите о системах управления автомобилем.
Материалы: http://www.gazeta-rodnik.ru/5.shtml