Система визуализации внутреннего пространства автомобиля

1 ≫

Компания Ford совместно с Intel работают над прототипом системы, которую они называют Mobile Interior Imaging (дословно – мобильная визуализация внутреннего пространства) или сокращенно Mobii. Система призвана повысить удобство взаимодействия водителя с различными электронными системами автомобиля.

Аппаратную основу системы визуализации составляет блок видеокамер, расположенный в передней части салона автомобиля над приборной панелью. Видеокамеры производят съемку водителя, а также других объектов (пассажиров, предметов), находящихся в салоне автомобиля. Изображение с камер передается в блок управления, где производится его обработка и в соответствии с заложенной программой активизируются различные системы автомобиля.

Визуализация внутреннего пространства автомобиля позволяет реализовать несколько функций, среди которых:

  • идентификация водителя;
  • предупреждение угона;
  • жестовое управление отдельными системами;
  • контроль состояния водителя;
  • внешнее наблюдение за салоном.

Основной функцией системы визуализации внутреннего пространства автомобиля является идентификация водителя, которая происходит через несколько секунд после посадки в автомобиль. Система позволяет реализовать для одного автомобиля несколько водительских профилей. Под профилем понимается индивидуальные настройки систем автомобиля под конкретного водителя – положение зеркал заднего вида, сиденья, режим системы климат-контроля, список радиостанций, плей-лист мультимедийной системы, маршруты навигационной системы и даже функции органайзера. При этом для конкретного водительского профиля можно установить определенные ограничения, что имеет значение, когда вашим автомобилем периодически управляет совершеннолетний ребенок.

Если человек, севший за руль автомобиля, не будет распознан системой, то машина просто не заведется. Эта функция значительно снижает риск угона транспортного средства. При этом система Mobii автоматически высылает на мобильный телефон владельца автомобиля фотографию злоумышленника, что облегчает процесс его поимки.

Большие возможности система визуализации представляет для воплощения жестового управления отдельными системами автомобиля. Например, взмах руки в направлении крыши автомобиля распознается системой как команда открыть люк на крыше. Жестовое управление в совокупности с системой голосового управления могут значительно облегчить взаимодействие водителя с вспомогательными системами и, тем самым, сосредоточиться на управлении автомобилем.

Визуализация внутреннего пространства обеспечивает эффективный контроль физического состояния водителя. Видеофиксация лица человека позволяет по внешним признакам своевременно распознать наступление усталости и даже выявить состояние алкогольного опьянения. Реакции системы на конкретные условия различны – от предупреждения водителя до полной остановки транспортного средства.

С помощью системы визуализации внутреннего пространства может быть организовано внешнее наблюдение за салоном автомобиля. Система обеспечивает передачу изображения с видеокамер на мобильный телефон владельца автомобиля. Если вы что-то потеряли, то система поможет увидеть – не находится ли пропажа в салоне автомобиля. Внешнее наблюдение будет также востребовано родителями при контроле за поведение детей за рулем (что они делают, кого возят, в каком состоянии).

Таким образом, границы использования системы визуализации достаточно широки, что позволяет надеяться на ее скорейшее внедрение на серийных автомобилях.

Материалы: http://systemsauto.ru/another/mobile-interior-imaging.html

2 ≫

Магнитная лента наклеивается с внутренней стороны по периметру бампера. Лента имеет параллельную сегментацию, у каждого сегмента свой код, который передается в устройство обработки информации в случае обнаружения препятствия. Это позволяет установить его размер и местоположение.

Все данные с устройства обработки информации поступают на устройство вывода, которое может быть установлено на любой автомобиль.

1. Создать аппаратный комплекс на основе электромагнитной индукции, позволяющий определить приближение к препятствию

2. Разработать алгоритм визуализации данных с парковочного радара

3. Сконструировать интерактивный парковочный радар, позволяющий моделировать окружающее пространство автомобиля в режиме реального времени.

Современный автомобильный рынок России насчитывает 60 млн. транспортных средств. При этом автомобильный рынок постоянно растёт, и из-за высокой нагруженности транспортных сетей возникает большое количество аварийных ситуаций. В России за один месяц страдает более 16000 человек в дорожно-транспортных происшествиях. Кроме того молодым водителям необходима помощь при парковке и совершения маневров. Чтобы вовремя предотвратить аварийные ситуации, ведётся разработка магнитного интерактивного парковочного радара, позволяющего обнаружить приближающийся объект и смоделировать пространство вокруг машины, что поможет водителям видеть даже самые мелкие препятствия и быть уверенными в своих действиях за рулем.

Методы реализации проекта:

1. Имитационное моделирование

Имитационное моделирование позволяет тестировать работу программного продукта с разного рода препятствиями. Данные препятствия могут иметь различный характер, случайное местоположение и случайный объём.

2. Эксперименты с магнитной индукцией

Физические испытания позволили определять расстояния до объектов и их свойства: размер и материал.

Были составление математических уравнений, описывающих основные процессы работы парковочного радара.

4. Написание программы

Написание программного кода, реализующего имитационное и математическое моделирование.

В ходе проведённых исследований было выяснено, что на современном рынке нет парковочных радаров, отвечающим всем требованиям потребителя: некоторые из них не достаточно функциональны, другие стоят достаточно дорого. Было найдено решение – создать новый недорогой, эффективный и комфортный в использовании магнитный интерактивный парковочный радар. В процессе реализации идеи были проведены эксперементы с магнитной индукцией, позволяющие определить изменения магнитного поля, создаваемого магнитными датчиками, при внесении в него различных объектов, имитирующих препятствия на дороге. Также были сделаны выводы о том, как зависят такие изменения от материала, формы и размера объекта. Благодаря математическому моделированию были составление математических уравнений, описывающих основные процессы работы парковочного радара. Также была разработана программа визуализации сигналов с парковочного радара, отражающая на экране расстояние до обнаруженного предмета или его отсутствие.

Url:http://autokadabra.ru/shouts/51049 (Дата обновления: 11.04.2015)

2.Ленточные электромагнитные парктроники. [Электронный ресурс]

Url:http://skladpro.com/tech/komplektuyushhie/electro/par.. (Дата обновления: 04.03.2015)

3.Что такое парктроник? Основные элементы. [Электронный ресурс]

Url: http://amastercar.ru/articles/body_of_car_9.shtml (Дата обновления 04.03.2015)

4. «Ультразвуковые датчики для систем управления», Жданкин В., Современные

технологии автоматизации, №1,2003г., с.68.

5. Справочник, «Физические величины», под ред. И.С. Григорьева, Е.З. Мейли- хова,

Москва, Энергоатомиздат, 1991г.

Magnetic tape is glued on the inner side along the perimeter of the bumper. The tape has parallel segmentation, each segment of your code, which is transmitted to the information-processing device in case of detection of obstacles. This allows you to set its size and location.

All data from the device information processing transferred to the output device, which can be installed on any car.

Материалы: http://4science.ru/events/sfy2016/theses/2be74972c9014af494c255ab97168e30

3 ≫

Текстурирование деталей автомобиля

В предыдущем разделе мы рассмотрели создание основных материалов для текстурирования модели автомобиля. Сейчас займемся созданием материалов для более мелких, но не менее важных деталей. Начнем с хромированных деталей кузова.

Материал хрома хорошо получается тогда, когда он не просто имеет карту текстуры в качестве отражений, а действительно отражает окружающие предметы. Как вариант можно использовать плоскости с текстурами для создания отражений, о чем говорилось в предыдущем разделе.

Для создания хрома откройте окно Material Editor (Редактор материалов) и щелкните на любой незадействованной ячейке с образцом материала. В качестве тонированной раскраски стандартного материала выберите в раскрывающемся списке свитка Shader Basic Parameters (Основные параметры затенения) строку Strauss (По Штраусу) и задайте значения, показанные на рис. 13.21.

Выбранный метод раскраски по Штраусу предназначен для имитации полированных металлических поверхностей с блеском. Особенность данного метода заключается в том, что в местах, где нет отражений, поверхность выглядит черной (это необходимо для передачи материала хрома).

Для параметра Color (Цвет) этого материала я использовал светло-серый цвет, который, на мой взгляд, лучше всего подходит для правильной передачи хромированных деталей автомобиля.

Отражения генерируются картой Raytrace (Трассировка) с настройками по умолчанию. Имеет значение только величина параметра Reflection (Отражение). У меня это значение равно 60, у вас оно может быть другим (зависит от источников света и текстур, использованных для генерации отражений).

После применения материала к хромированным объектам автомобиля можно сделать тестовую визуализацию фрагмента кузова с решеткой радиатора (рис. 13.22).

Рис. 13.21. Настройки материала хрома

Рис. 13.22. Визуализация хромированной решетки радиатора

Теперь поговорим о картах выдавливания. На капоте и багажнике автомобиля находятся две эмблемы BMW, которые расположены в небольших углублениях кузова. Моделировать такие углубления при помощи геометрии нецелесообразно, а при помощи карты Bump (Рельефность) это можно сделать просто и быстро.

Чтобы создать текстуру с картой выдавливания, выполните следующие действия.

1. Щелкните в окне Material Editor (Редактор материалов) на образце материала кузова и, удерживая нажатой кнопку мыши, перетащите его в свободную ячейку.

2. Присвойте этот материал капоту, перетащив его из Material Editor (Редактор материалов) на капот автомобиля в любом из окон проекций. Если сейчас выполнить визуализацию, ничего не изменится, так как на капоте будет тот же материал, что и раньше.

3. В строке Bump (Рельефность) свитка Maps (Карты текстур) настроек материала капота щелкните на кнопке None (Отсутствует).

4. В открывшемся окне Material/Map Browser (Окно выбора материалов и карт) выберите из списка карту Gradient Ramp (Усовершенствованный градиент).

5. Настройте параметры карты, как показано на рис. 13.23.

6. Установите значение величины выдавливания, равное 6.

Разберемся с настройками этой карты. Значение Radial (Радиальный) в списке Gradient Type (Тип градиента) необходимо, чтобы градиентная карта получилась в виде круга.

Это карта выдавливания, поэтому используются градации серого цвета. Положение ползунков зависит от размера круга и текстурных координат, присвоенных капоту.

Для сглаживания краев применяется размытие. Отключите повторение текстуры, так как у вас только один круг с выдавливанием (снимите флажки Tile (Повторить) в свитке Coordinates (Координаты)).

Что касается текстурных координат, то нужно применить к капоту модификатор UVW Mapping (UVW-проекция), после чего сдвинуть и масштабировать Gizmo (Габаритный контейнер Гизмо) (на уровне подобъектов модификатора) так, чтобы текстура легла на капоте под значком логотипа (рис. 13.24).

Рис. 13.23. Настройки карты Gradient Ramp (Усовершенствованный градиент) для получения круглого выдавливания на капоте автомобиля

Рис. 13.24. Положение текстуры на капоте автомобиля (слева) и его визуализация (справа)

Этот способ можно использовать и для других целей, например обозначить крышку бака или сделать на бампере элементы крепления. Таким образом вы сможете улучшить внешний вид модели, не прибегая к дополнительной геометрии.

Рассмотрим вариант изготовления материала для фар и задних фар.

Если в сцене фары не будут видны слишком близко, то вполне достаточно будет просто наложить текстуру. Однако если вы хотите иметь по-настоящему хорошее изображение, то придется моделировать почти все элементы реальной фары.

Начнем со стекла, закрывающего блок-фару (у вас может быть другая модель автомобиля, без такого стекла) – прозрачного и гладкого по всей поверхности. Исходя из этого создадим простой прозрачный материал с высокой отражающей способностью для получения на поверхности бликов. В качестве тонированной раскраски стандартного материала из раскрывающегося списка свитка Shader Basic Parameters (Основные параметры затенения) выберите строку Anisotropic (Анизотропный). Я использовал анизотропную раскраску благодаря ее возможности управлять положением и формой блика. Настройки материала стекла представлены на рис. 13.25.

В качестве Diffuse (Цвет рассеивания) и окружающей среды Ambient (Цвет подсветки) использован светло-коричневый цвет с настройками Red (Красный) – 101, Green (Зеленый) – 92, Blue (Синий) – 77. На этом можно было закончить настройку материала, но я решил немного улучшить его, добавив в качестве цветового фильтра карту Falloff (Спад). Даже со стандартными настройками эта карта позволяет получить затемнения на краях, что придает стеклу более естественный вид. При помощи карты Raytrace (Трассировка) можно создать на поверхности отражения окружающих предметов. В этой карте настройки также не менялись. На рис. 13.26 показана визуализация фрагмента автомобиля со стеклом фар.

Рис. 13.25. Настройки материала наружного стекла блок-фары

Рис. 13.26. Визуализация стекла фар

Займемся внутренним пространством фары. Начните с указателей поворота. Воспользуйтесь стандартным материалом, для чего щелкните в окне Material Editor (Редактор материалов) на ячейке со свободным образцом. В свитке Maps (Карты текстур) выбранного материала примените две одинаковые карты Gradient Ramp (Усовершенствованный градиент) в качестве карты Diffuse Color (Цвет рассеивания) и в качестве карты Bump (Рельефность). Параметры карты, которую я использовал для этих целей, показаны на рис. 13.27.

Величина выдавливания этой карты в свитке Maps (Карты текстур) в моем случае получилась 190. Параметры для использованных в градиенте цветов: светло-коричневый: R – 220, G – 124, B – 0; темно-коричневый: R – 126, G – 59, B – 0.

Обычно этих настроек более чем достаточно (рис. 13.28), но, если вы хотите визуализировать отдельные элементы автомобиля, вам, возможно, придется улучшить карту выдавливания, сделав более сложный градиент.

Рис. 13.27. Параметры настройки улучшенного градиента для карт Diffuse Color (Цвет рассеивания) и Bump (Рельефность)

Рис. 13.28. Фрагмент фары с указателем поворота

Чтобы получить реалистичное изображение фары, нужно иметь рифленое стекло, хромированный корпус и нечто вроде лампочки (вместо нее может быть использован хромированный шар). Материал хрома у вас уже есть, поэтому повторяться не буду. Если вы выполняли упражнение по моделированию автомобиля, то должны помнить, что модель фары состояла из корпуса, стекла и хромированной окантовки. Стекло – это полусфера, у которой в параметрах отключена возможность принимать и отбрасывать тени. Чтобы выставить данные настройки, щелкните правой кнопкой мыши на объекте стекла фары и в появившемся контекстном меню выберите пункт Object Properties (Свойства объекта). В области Rendering Control (Управление визуализацией) открывшегося окна снимите флажки Receive Shadows (Принимать тени) и Cast Shadows (Отбрасывать тени). На рис. 13.29 представлены настройки материала рифленого стекла для автомобильной фары.

Для Diffuse (Цвета рассеивания) и Ambient (Цвет подсветки) использован светлосерый цвет. Коэффициент преломления оставлен заданным по умолчанию, но при желании его можно увеличить до 2. Величина параметра Opacity (Непрозрачность) равна 50. Здесь тоже могут быть варианты, но разница значений должна быть небольшой. Чтобы получить на стекле рифленую поверхность, необходимо использовать в качестве карты Bump (Рельефность) карту Checker (Шахматная текстура). Параметры этой карты представлены на рис. 13.30.

Рис. 13.29. Настройки материала стекла автомобильной фары

Рис. 13.30. Параметры карты рельефности для стекла фары

В свитке Checker Parameters (Параметры шахматной текстуры) цвет Color #1 – черный, а Color #2 – белый.

Для карты Bump (Рельефность) обычно используется монохромное изображение (хотя может быть применена цветная карта). При этом 100% черный цвет не влияет на величину выдавливания, в то время как белый создает максимальный эффект. Градации серого находятся между максимальным и минимальным выдавливанием, в зависимости от интенсивности цвета. Величина эффекта рельефности при использовании карты Bump (Рельефность) ограничена, в связи с чем при необходимости большего выдавливания применяйте модификатор Displace (Смещение) или моделирование неровностей.

Количество повторений шахматного поля по вертикали и горизонтали (заданное, например, в полях Tiling (Повтор)) вы можете ставить свое, так же, как и любое графическое изображение рельефа в качестве текстуры.

Эта же карта (карта рельефности) должна быть использована как составляющая карты Raytrace (Трассировка) для преломлений (рис. 13.31).

При текстурировании фары я пытался приблизиться к внешнему виду фар автомобиля BMW. Вам, возможно, понадобится делать другие форму и текстуры, если вы работаете с другой моделью или автомобилем иной марки.

Более сложный рисунок неровностей можно получить, используя рисованные карты выдавливания.

На рис. 13.32 показана визуализация фар после применения к ним материала стекла и хрома.

Рис. 13.31. Параметры трассировки для карты Refraction (Преломление)

Рис. 13.32. Результат визуализации фар

Теперь можно визуализировать всю блок-фару вместе с геометрией кузова. Возможно, вам придется скорректировать интенсивность освещения или немного изменить параметры материала фары. Окончательная настройка материала проводится в процессе визуализации всех элементов автомобиля в целом.

На рис. 13.33 представлен результат визуализации фрагмента передней части текстурируемого автомобиля.

Теперь займемся задними фарами. Из-за того, что форма рельефа этих фар значительно сложнее, чем передних, придется рисовать текстуру выдавливания. Но прежде нужно присвоить элементам текстурные координаты. Обычно я использую модификатор Unwrap UVW (Расправить UVW-проекцию). О том, как это делается, говорилось в предыдущем упражнении на примере лобового стекла, поэтому я лишь напомню последовательность работы.

1. Выделите заднюю фару (достаточно одной, затем можно будет сделать зеркальную копию относительно оси автомобиля).

2. Примените к выделению модификатор Unwrap UVW (Расправить UVW-проекцию).

3. Выполните развертку текстурных координат.

4. Сделайте снимок окна с разверткой при помощи клавиши Print Screen или любой программой захвата изображения экрана.

5. Вставьте изображение в нижний слой приложения редактирования растровой графики (например, Adobe Photoshop) и создайте карту выдавливания.

6. Сохраните монохромное изображение в формате, доступном программе 3ds Max, например PNG (рис. 13.34).

Рис. 13.33. Визуализация блок-фары вместе с передней частью автомобиля

Рис. 13.34. Карта выдавливания для задней фары автомобиля

Форма и рисунок карты рельефа должны соответствовать задней фаре настоящего автомобиля.

Кроме карты рельефа, для материала стекла задней фары вам понадобятся две маски. Они необходимы, чтобы разделить цвета, присутствующие в фаре. Одну маску сделайте при помощи карты Gradient Ramp (Усовершенствованный градиент), а вторую выполните в виде черно-белого изображения в программе Adobe Photoshop. Первая будет разделять цвета по горизонтали, а вторая выделит белый (рис. 13.35).

Данный материал будет немного сложнее предыдущих, но принцип его создания такой же. Как и в случае с передней фарой, нужно позаботиться, чтобы задняя фара имела корпус с хромированным материалом, а стекло не отбрасывало тени. Обычно внутреннее пространство корпуса фары разделено на части перегородками, и если смоделировать их, то можно улучшить вид будущей модели. Если вы не планируете визуализацию крупных планов, то моделировать внутреннее пространство не обязательно. На рис. 13.36 представлено изображение фрагмента окна Material Editor (Редактор материалов) с материалом стекла задней фары.

Рис. 13.35. Маска для разделения цвета, созданная в программе Adobe Photoshop

Рис. 13.36. Параметры материала стекла задней фары

Рассмотрим подробнее, из чего состоит этот материал, и его основные настройки.

ух основных: красного и оранжевого, поэтому для их взаимного расположения на объекте использована карта Mix (Смешивание).

Рассмотрим каждую карту. В качестве цвета фильтра я решил использовать составную карту, хотя проще сделать трехцветную растровую карту. Проще, но не лучше, так как в процессе настройки материала такую карту приходится несколько раз переделывать: в зависимости от настроек материала и освещения меняется цвет объекта при визуализации. Параметры карты цветового фильтра Mix (Смешивание) показаны на рис. 13.37.

Эта карта разделяет геометрию на две части при помощи Gradient Ramp (Усовершенствованный градиент) (рис. 13.38). В верхней части – оранжевый цвет (параметр Color #1) с настройками Red (Красный) – 244, Green (Зеленый) – 147, Blue (Синий) – 42. Нижняя часть задней фары темно-красного цвета. В ней присутствует белый параллелепипед, поэтому придется еще раз воспользоваться картой Mix (Смешивание). В данном случае образец цвета Color #2 не имеет значения, так как он определяется второй картой смешивания.

Рис. 13.37. Параметры первой карты смешивания

Рис. 13.38. Параметры карты Gradient Ramp (Усовершенствованный градиент)

Карта Gradient Ramp (Усовершенствованный градиент) содержит два цвета: черный и белый, которые задают область смешивания. Положение ползунков подбирается опытным путем так, чтобы линия соединения цветов оказалась в нужном месте. Кроме того, необходимо повернуть отображение карты на 90° по оси W.

В карте Mix (Смешивание) должны быть определены два цвета. Маска регулирует, как они будут между собой взаимодействовать (рис. 13.39).

Если помните, это составной цвет нижней части задней фары. Здесь Color #1 (Цвет 1) имеет параметры Red (Красный) – 185, Green (Зеленый) – 24, Blue (Синий) – 0. Второй цвет (Color #2 (Цвет 2)) – белый.

Карта Refraction (Преломление) почти не требует настроек. Вам только необходимо использовать в области Background (Фон) в качестве карты окружающей среды карту, подготовленную для выдавливания (рис. 13.40).

Рис. 13.39. Параметры карты смешивания для второго цвета стекла

Рис. 13.40. Настройки карты преломления

На рис. 13.41 представлена иерархия материалов, иллюстрирующая, как материалы взаимодействуют между собой и в какой последовательности накладываются.

Визуализируем изображение. Нужный результат получился не сразу, но при помощи карты Mix (Смешивание) я быстро подобрал необходимые цвета.

Рис. 13.41. Иерархия материала стекла задней фары

Рис. 13.42. Результат визуализации задней фары в составе кузова автомобиля

Последнее, о чем я хочу рассказать в этом упражнении, – текстурирование автомобильного колеса.

Начнем с резины. На рис. 13.43 представлены настройки материала.

Тонкость создания хорошего материала шины заключается в карте Falloff (Спад) для Diffuse Color (Цвет рассеивания). Не менее важно использовать карту Bump (Рельефность) для протектора (если вы не сделали его путем редактирования на уровне подобъектов) или для надписей на боковой стороне шины, но только карта Falloff (Спад) делает реалистичным материал резины. При помощи этой карты (рис. 13.44) можно получить на краях покрышки дымку, которая существует на реальных колесах.

Первый цвет определяет основной цвет шины. У меня это темно-серый цвет с параметрами Red (Красный) – 72, Green (Зеленый) – 72, Blue (Синий) – 72. Второй цвет – цвет дымки. Его параметры: Red (Красный) – 173, Green (Зеленый) – 180, Blue (Синий) – 182. Возможно, вам понадобится немного другой оттенок (все зависит от освещения), но принцип текстурирования от этого не меняется.

Рис. 13.43. Настройки материала шины

Рис. 13.44. Параметры карты Falloff (Спад) для шины

Карту рельефа можно нарисовать в любой программе растровой графики или получить из фотографии шины. В любом случае это должно быть монохромное изображение, где градации цвета, отличного от черного, будут создавать на объекте рельеф (рис 13.45).

На рис. 13.46 представлен результат визуализации шины с примененным к ней материалом.

Рис. 13.45. Карта рельефа для шины

Рис. 13.46. Результат визуализации шины

Материал диска – хром, который вы создавали в начале раздела.

Если колесо не будет видно вблизи, я использую текстурную карту в качестве отражений. Это экономит время визуализации, так как для просчетов карты Raytrace (Трассировка) требуются дополнительные компьютерные ресурсы.

Иногда для дисков приходится применять логотипы и карты Bump (Рельефность). Я пользуюсь для этих целей материалом Blend (Смешиваемый). Этот материал по своим настройкам похож на рассмотренную выше карту Mix (Смешивание). В качестве примера я представляю вашему вниманию настройки этого материала (рис. 13.47) для логотипа, выполненного на диске колеса.

Вторым материалом в данном случае является стандартный материал черного цвета, хотя может быть применена любая другая карта текстуры или материал. Mask (Маска) – это черно-белое растровое изображение логотипа (рис. 13.48). Именно она определяет взаимное смешивание двух материалов.

Рис. 13.47. Параметры материала Blend (Смешиваемый)

Рис. 13.48. Маска для смешивания двух материалов

На рис. 13.49 представлен фрагмент модели колеса с примененным материалом Blend (Смешиваемый).

Рис. 13.49. Фрагмент визуализации диска

На прилагаемом к книге DVD в папке Examples\Глава 13 находится файл Car_details.mat с материалами деталей автомобиля и Wheel.mat с материалом шины и диска.

На этом упражнение по визуализации автомобиля можно считать законченным. Иногда я оставляю на несколько дней настройку визуализации, а затем возвращаюсь к ней, пытаясь по-новому осмыслить сделанную работу. Это помогает увидеть ошибки. Часто полезно показать работу посторонним людям и выслушать их замечания.

Материалы: http://www.e-reading.club/chapter.php/130363/209/Verstak_-_3ds_Max_2008._Sekrety_masterstva.html


Back to top