Система впрыска L-Jetronic

1 ≫

Системы питания инжекторных двигателей

Система впрыска L-Jetronic

Система впрыска L-Jetronic ( рис. 1 ) – это управляемая электроникой система многоточечного (распределенного) прерывистого впрыска топлива. Была разработана в конце 70-х годов прошлого столетия, как более технологичная и безотказная альтернатива механической системе K-Jetronic.

Сокращеное словосочетание происходит от немецкого "Luftmasse" - воздушная масса

Главные отличия системы L-Jetronic от системы K-Jetronic следующие:

  • отсутствие дозатора-распределителя и регулятора управляющего давления;
  • электромагнитное управление пусковой и рабочими форсунками;
  • наличие электронного блока управления (ЭБУ).

Поскольку отсутствует дозатор-распределитель, существенно изменена конструкция расходомера воздуха. В системах L-Jetronic примерно в 2 раза меньше давление топлива в системе и возможно отсутствие накопителя (гидроаккумулятора) бензина.

Система впрыска L-Jetronic является более совершенной в сравнении с системой K-Jetronic, повышающая экономичность двигателя, снижающая токсичность отработавших газов, улучшающая динамику автомобиля.

Каждый цилиндр двигателя имеет свою форсунку с электромагнитным управлением, впрыскивающую топливо во впускной коллектор перед впускным клапаном. Впрыск согласован с частотой вращения коленчатого вала двигателя, информация о которой передается в электронный блок управления от контакта прерывателя (системы зажигания с контактным управлением), от клеммы «1» катушки зажигания или клеммы «16» коммутатора (для бесконтактных систем зажигания).

Система впрыска L-Jetronic работает следующим образом. Топливный электронасос 5 забирает топливо из бака 1 и подает его под давлением 0,25 МПа через фильтр тонкой очистки 6 к распределительной магистрали 4, соединенной шлангами с рабочими форсунками 3 цилиндров двигателя.

Установленный с торца распределительной магистрали 4 регулятор 2 осуществляет слив излишнего топлива в бак. Этим обеспечивается циркуляция топлива в системе и исключается образование паровых пробок.

Количество впрыскиваемого топлива определяется электронным блоком управления 12 в зависимости от температуры, давления и объема поступающего воздуха, частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя, температуры охлаждающей жидкости.

Основным параметром , определяющим дозировку топлива, является объем всасываемого в цилиндры воздуха, измеряемый расходомером воздуха. Поступающий воздушный поток, преодолевая натяжение пружины, отклоняет напорную измерительную заслонку расходомера воздуха на определенный угол, который преобразуется в электрическое напряжение посредством потенциометра.

Соответствующий электрический сигнал передается на блок электронного управления, который определяет необходимое количество топлива в данный момент работы двигателя и выдает на электромагнитные клапаны рабочих форсунок импульсы времени подачи топлива.

Независимо от положения впускных клапанов форсунки впрыскивают топливо за один или два оборота коленчатого вала двигателя (за цикл или за два такта). Если впускной клапан в момент впрыска закрыт, топливо накапливается перед клапаном и поступает в цилиндр при его следующем открытии одновременно с воздухом.

Клапан добавочного воздуха 19, установленный в воздушном канале, выполненном параллельно дроссельной заслонке, подводит к двигателю добавочный воздух при холодном пуске и прогреве двигателя, что приводит к увеличению частоты вращения коленчатого вала.

Для ускорения прогрева используют повышенную частоту вращения на холостом ходу (более 1000 об/мин).

Для облегчения пуска холодного двигателя применяется электромагнитная пусковая форсунка 21, продолжительность открытия которой изменяется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости посредством термореле 9.

Величина необходимой в данный момент времени дозы топлива вычисляется электронным блоком управления в зависимости от массы всасываемого воздуха (объем, температура, давление), температуры двигателя и режима его работы. Объем проходящего воздуха полностью определяется положением дроссельной заслонки (нагрузкой двигателя).

Объем (масса) воздуха измеряется расходомером, который не учитывает только воздух, проходящий через дополнительный канал и используемый для регулирования содержания оксида углерода в отработавших газах. О тепловом режиме двигателя дает информацию датчик температуры охлаждающей жидкости.

Информацию о нагрузочном режиме двигателя в блок электронного управления сообщает выключатель положения дроссельной заслонки (сигналы «Холостой ход», «Частичная нагрузка» и «Полная нагрузка»). Если дроссельная заслонка закрыта, двигатель работает на холостом ходу, контакты, соответствующие закрытому положению дроссельной заслонки замкнуты и в ЭБУ поступает соответствующий сигнал («Холостой ход»).

ЭБУ подает команду корректирующую количество впрыскиваемого форсунками топлива. Если дроссельная заслонка полностью открыта, что соответствует работе двигателя при полной загрузке, контакты размыкаются, и в электронный блок поступает соответствующая информация, которую последний использует для управления подачей форсунок.

Сигнал о частичной нагрузке при неполном открытии дроссельной заслонки формируется посредством потенциометра.

В системе L-Jetronic учитывается, что плотность холодного воздуха выше плотности теплого. Чем выше температура засасываемого воздуха, тем хуже наполнение цилиндров двигателя при постоянном положении дроссельной заслонки.

Температура поступающего воздуха изменяется не только с изменением температуры окружающей среды, но и с изменением температуры в подкапотном пространстве. Нормальная температура в подкапотном пространстве примерно 50 ˚С.

Информация о температуре воздуха поступает от датчика, встроенного в расходомер воздуха, в электронный блок управления (ЭБУ), определяющий дозу впрыскиваемого электромагнитными форсунками топлива.

На некоторых автомобилях устанавливают, кроме того, высотный корректор, который информирует электронный блок управления о наружном атмосферном давлении. Бόльшую часть времени двигатель работает в режиме частичных нагрузок, поэтому программа, заложенная в ЭБУ, обеспечивает минимально возможный расход топлива при допустимой концентрации вредных веществ в отработавших газах.

Обогащение смеси происходит при холодном пуске, прогреве, холостом ходе, ускорении движения, полной нагрузке. На всех перечисленных режимах, кроме режима полной нагрузки излишек топлива необходим для устойчивой работы двигателя: при холодном пуске – для большего количества легкоиспаряющихся фракций; при холостом ходе – для увеличения наполнения цилиндров в связи с большим количеством остаточных газов.

При полной нагрузке излишек топлива необходим для охлаждения двигателя за счет испарения части бензина.

Канал расходомера воздуха является дополнительным элементом в системе холостого хода L-Jetronic. В канале установлен винт качества (состава) смеси или регулирования оксида углерода. Назначение дополнительных (обводных) каналов дроссельной заслонки L-Jetronic такое же, как и в системах K-Jetronic.

В режиме принудительного холостого хода дроссельная заслонка закрыта и в блок управления идет сигнал «Холостой ход». Если при этом частота вращения коленчатого вала двигателя выше так называемой восстанавливаемой частоты вращения, впрыск топлива прекращается (по аналогии с работой экономайзера принудительного холостого хода карбюраторных двигателей). Соответственно уменьшаются расход топлива и выброс вредных веществ с отработавшими газами.

Восстанавливаемая частота вращение (при которой вновь начинается впрыск топлива) обычно лежит в пределах 1200…17000 об/мин.

Расходомер воздуха системы L-Jetronic работает следующим образом.

Воздушный поток действует на измерительную заслонку прямоугольной формы. Заслонка закреплена на оси в специальном канале, который с помощью потенциометра преобразует поворот заслонки в напряжение, пропорциональное расходу воздуха.

Потенциометр представляет собой, как правило, цепочку сопротивлений, включенных параллельно контактной дорожке. Действие воздушного потока на измерительную заслонку уравновешивается пружиной.

Для гашения колебаний, вызванных пульсациями воздушного потока и динамическими воздействиями, характерными для автомобиля, особенно на плохих дорогах, в расходомере имеется демпфер со специальной пластиной. Пластина выполнена как единое целое с измерительной заслонкой. Резкие перемещения измерительной заслонки становятся невозможными из-за действии на пластину усилия воздуха, сжимаемого в демпферной камере.

На входе в расходомер встроен датчик температуры поступающего воздуха, а в верхней части расходомера расположен обводной канал с винтом качества (состава) смеси.

Модернизации системы L-Jetronic

Система впрыска L-Jetronic пережила несколько модернизаций и оказалась работоспособной вплоть до уровня экологических требований EURO-III включительно.

Тем не менее, постепенно она была заменена более совершенными системами впрыска, в том числе работающими на основе информации от датчиков массового расхода воздуха.

Первой модернизацией системы L-Jetronic является система впрыска LE-Jetronic (LE-J), в которой изменена в основном электрическая схема электронного блока управления, при этом число контактов в разъеме сокращено с 35 до 25.

Система LE-2J отличается от системы LE-J улучшенной системой пуска и сокращенной подачей топлива.

Система LE-3J работает на основе цифрового кода и с электронным блоком, объединенным с расходомером воздуха.

Система LE-4J отличается от системы LE-3J отсутствием пусковой форсунки, термореле и клапана добавочного воздуха.

Система LH-Jetronic отличается от системы LE-Jetronic главным образом измерителем расхода воздуха и также представляет собой систему прерывистого впрыска топлива низкого давления, в которой электронный блок управления (цифровая микроЭВМ) приводит соотношения воздуха и топлива в соответствие с нагрузкой и частотой вращения коленчатого вала двигателя.

Главная страница
Устройство автомобилей
  • Экзаменационные билеты

для группы Т-21 (IV семестр)

для группы Т-31 (V семестр)

для группы Т-31 (VI семестр)

КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум»

Материалы: http://k-a-t.ru/dvs_pitanie/36-injektor_L-Jetronic/index.shtml

2 ≫

Для каждого автолюбителя, техническое состояние автомобиля чрезвычайно важно. Конечно, современные машины тяжело сравнить с теми, которые ездили по дорогам еще 50 лет назад.

Технологии идут вперед, появляются новейшие усовершенствования, различные системы и девайсы, которые упрощают и улучшают взаимодействие водителя и автомобиля, а так же делают использование машины приятным, повышая ее надежность.

Одной из таких устройств по праву считается система впрыска L-Джетроник - одна из разновидностей распределенного впрыска. Она является одной из первых систем, в которых впрыск топлива управляется электронным способом. В нашей сегодняшней статье мы расскажем о системе: рассмотрим принцип ее работы, основные плюсы и минусы.

L-Джетроник – детище известной немецкой компании Bosch. Системы выпускаются с различной маркировкой, в зависимости от года изготовления система приобретает новейшие доработки.

Данная система устанавливается на бензиновых двигателях автомобилей. Ее основное отличие от карбюраторной системы заключается в том, что топливо принудительно впрыскивается в цилиндр или впускной коллектор.

Для этого используются форсунки, которая и осуществляет распыление под высоким давлением на топливо. Система L-Джетроник, как и прочие системы такого типа, называется инжекторной. Принцип ее работы заключается в следующем:

В каждый цилиндр силового агрегатора, при помощи форсунки впрыскивается топливо. Это система импульсной подачи топлива, которая регулируется электроникой. О ее работе мы подробнее расскажем ниже.

Эта система имеет ряд преимуществ, которые не только позволят легче управляться с автомобилем, но и сэкономить расход топлива.

Рассмотрим некоторые плюсы L-Jetronic:

Значительное уменьшение расхода топлива на единицу пути.

В системе данного типа основным параметром, по которому определяется необходимое количество топлива, являются показания воздушного расходомера. На основании его показаний отмеряется необходимый объем воздуха, который при всасывании отклоняет заслонку датчика, чем оказывает давление на пружину, отклоняя ее под определенным углом.

Эти усилия преобразуются в электрические сигналы и отправляются на управляющий блок, в котором, в свою очередь, происходит расчет необходимого количества топлива, которое и впрыскивается через форсунку.

Более легкий пуск двигателя.

Особенно – в зимнее время года. Этому способствует специальная электромагнитная форсунка, время ее открытия находится в зависимости от того, какой температуры в данный момент времени охлаждающая жидкость.

Такая зависимость берется за исходные данные для расчета потому, что температура охлаждающей жидкости, по сути, это и есть температура двигателя. Во время запуска холодного двигателя, а дроссельная заслонка остается закрытой и воздуха для полноценной работы недостаточно.

Именно в этот момент, блок управления подает сигнал, который открывает клапан для дополнительной подачи воздуха. Воздух проходит сквозь впускной трубопровод, не затрагивая дроссельную заслонку. Именно это обеспечивает бесперебойную и стабильную работу двигателя в том числе в самые трескучие морозы.

Улучшение характеристик мощности двигателя автомобиля, а результат – увеличение возможностей управления.

Водители, в машинах которых установлена L-Джетроник, не должны самостоятельно регулировать работу системы впрыска. Электронная система L-Джетроник выполняет настройку самостоятельно, исходя из данных, которые получает от датчиков кислорода.

Система позволяет сократить выбросы вредных веществ, которые образовываются в момент сгорания топлива, чем помогает повысить экологичность.

Все эти характеристики говорят сами за себя. И оспорить удобство, простоту и экономичность системы L-Джетроник достаточно сложно. Она, в отличии от карбюраторной, отвечает всем современным требованиям, особенно тем, которые относятся к экологии.

К минусам системы L-Джетроник, как и к минусам систем подобного типа, традиционно относят следующее:

  • элементы системы практически не ремонтоспособны, а стоимость связующих узлов очень высокая;
  • система очень восприимчива к фракционному составу топлива;
  • в случае ремонта, его стоимость очень высока – диагностика, ремонт, детали, для которых необходимо специальное оборудование. А помочь авто владельцу смогут только сотрудники сервиса, которые хорошо знакомы с данной системой;
  • система L-Джетроник привязана к постоянной и стабильной подаче электропитания.

Материалы: http://www.auto-infosite.ru/articles_sistema_vpryska_l_jetronic.html

3 ≫

Система распределенного впрыска L-Jetronic является системой импульсного впрыска с электронным управлением количественным и качественным составом топливно-воздушной смеси. Для обеспечения импульсного впрыска топлива в системе применены форсунки с электромагнитным управлением.

В сравнении с системами K-Jetronic и KE-Jetronic, импульсный впрыск, реализованный в системе L-Jetronic, обеспечивает топливную экономичность, снижение токсичности отработавших газов и улучшение динамических характеристик автомобиля.

Конструкция системы впрыска L-Jetronic включает распределительную магистраль, форсунки впрыска, регулятор давления топлива, расходомер воздуха, пусковую форсунку, клапан добавочного воздуха, а также обязательные элементы электронного управления - входные датчики и блок управления.

Распределительная магистраль предназначена для распределения топлива по форсункам впрыска.

Форсунка впрыска обеспечивает импульсный впрыск топлива за счет электромагнитного управления иглой распылителя.

Регулятор давления топлива служит для поддержания постоянного давления в распределительной магистрали системы, а также для устранения пульсаций топлива, возникающих при работе форсунок впрыска.

Электронный блок управления принимает сигналы от входных датчиков и преобразует их в управляющие воздейтвия на следующие исполнительные устройства, в качестве которых выступают форсунки впрыска, пусковая форсунка и клапан добавочного воздуха.

Основными управляющими параметрами, формируемыми электронным блоком управления, являются необходимый объем впрыскиваемого топлива и время начала впрыска.

Расходомер воздуха обеспечивает количественное регулирование топливно-воздушной смеси. Объем поступающего в систему воздуха отслеживается потенциометрическим датчиком расходомера. В соответствии с объемом воздуха производится впрыск определенного количества топлива.

Для облегчения пуска холодного двигателя и быстрого его прогрева в системе используются пусковая форсунка и клапан добавочного воздуха. Форсунка и клапан управляются электронным блоком.

Пусковая форсунка впрыскивает дополнительную порцию топлива. Работа форсунки обеспечивается термореле и датчиком температуры охлаждающей жидкости. Клапан добавочного воздуха обеспечивает при запуске дополнительную порцию воздуха. Он устанавливается параллельно дроссельной заслонки.

В системе предусмотрена механическая регулировка количества и качества топливно-воздушной смеси на холостом ходу за счет соответствующих винтов. Винт качества устанавливается в обводном канале расходомера воздуха. Он регулирует содержание угарного газа в отработавших газах. Винт количества устанавливается в обводном канале дроссельной заслонки. Он регулирует обороты холостого хода.

Входные датчики фиксируют параметры работы двигателя и преобразуют их в электрические сигналы. В системе L-Jetronic устанавливаются следующие датчики: температуры воздуха, потенциометр расходомера воздуха, положения дроссельной заслонки, высоты над уровнем моря, распределитель зажигания, температуры охлаждающей жидкости, термореле.

Разновидностями системы L-Jetronic являют системы LE-Jetronic, LH-Jetronic, которые имеют отдельные конструктивные отличия.

Принцип действия системы L-Jetronic

Топливная система обеспечивает подачу бензина к распределительной магистрали, от которой оно поступает к форсункам впрыска. Входные датчики фиксируют температуру, давление и объем поступающего воздуха, температуру, частоту вращения и нагрузку двигателя. Сигналы от датчиков поступают в электронный блок управления.

Электронный блок управления определяет необходимое количество топлива для работы двигателя и подает импульс определенной продолжительности на электромагнитный клапан форсунки впрыска. Форсунка производит впрыск заданного количества топлива в определенное время. При соединении топлива с воздухом образуется топливно-воздушная смесь, которая при открытии впускных клапанов поступает в камеры сгорания двигателя.

При пуске двигателя, его прогреве, а также во время работы под максимальной нагрузкой система обеспечивает образование обогащенной топливно-воздушной смеси. По сигналу датчика положения дроссельной заслонки система распознает указанные режимы и обеспечивает впрыск большего объема топлива. Смесь при этом обогащается.

При температуре ниже 10°С для создания обогащенной топливно-воздушной смеси используется пусковая форсунка и клапан добавочного воздуха.

Материалы: http://systemsauto.ru/feeding/l_jetronic.html


Back to top