Термостат: что это такое, для чего нужен, принцип работы, устройство, где находится в автомобиле

1 ≫

На сегодняшний день большинство автомобилей охлаждаются посредством специальной жидкости. Такие машины обладают термостатом. Принцип работы термостата в том, чтобы обеспечить и поддерживать рабочую температуру двигателя. Чаще всего водитель узнает о неполадках охлаждающей системы от индикаторов, находящихся на панели приборов.

Как работает

Назначение термостата заключается в том, чтобы обеспечивать своевременную подачу жидкости для охлаждения. Во время прогрева мотора автомобиля термостат нужен для того, чтобы не давать жидкости попадать в систему сот радиатора. Он начинает процесс циркуляции антифриза по системе, а по сигналу датчика включается вентилятор охлаждения, который срабатывает при нагреве двигателя до рабочей температуры. Благодаря этому устройству, двигатель не выбрасывает в окружающую среду много вредных газов, также снижается его износ.

Неисправности

Это устройство очень важно для охлаждающей системы автомобиля. Принцип действия термостата основан на том, чтобы он подавал охлаждающую жидкость вовремя в систему радиатора. Чаще всего он заклинивает в закрытом положении. Если он заклинил именно в закрытом положении, то мотор автомобиля охлаждаться не будет и вскоре перегреется, закипит. Произойти это может в любом режиме езды. Заклинить устройство может не только в закрытом, но и в любом другом положении. Если клапан будет открыт на половину, то автомобиль будет перегреваться, но закипеть антифризу уже меньше шансов.

С открытым на половину клапаном автомобиль в зимний период не будет прогреваться больше чем на 70 градусов. Если датчик температуры постоянно показывает непонятные данные, не исключено, что неисправен сам датчик.

Для того чтобы проверить работоспособность клапана, есть два метода.

  • Первый – это народный, этот метод подразумевает его снятие с автомобиля. В таком случае нужно нагреть воду до 100 градусов и поместить в нее термостат. После того, как он был помещен в воду, следует наблюдать за клапаном. Когда клапан начнет открываться, то устройство рабочее, а если не открывается, то на его место нужно поставить новый.
  • Еще существует второй метод, для этой проверки устройство с автомобиля снимать не надо. Первым делом надо прогреть автомобиль до такой температуры, чтобы датчик показывал примерно 100 градусов. После этого следует заглушить двигатель. Затем найти под капотом и потрогать шланги, ведущие к радиатору. Их всего два (верхний и нижний), оба они выглядят как обычные шланги примерно по пять сантиметров в диаметре. Перед тем как трогать шланги, следует учесть, что они могут быть сильно нагретыми. Если датчик указывает на то, что мотор горячий, один из шлангов в это время остывший, а другой нет, то это явный признак, что клапан не открывается, и жидкость в радиатор не попадает. В такой ситуации следует немедленно заменить термостат.

Замена

Перед тем как производить замену, нужно знать, где находится термостат. Для того, чтобы узнать ответ на этот вопрос, следует посмотреть в специальной книге по эксплуатации автомобиля или найти информацию в Интернете. Найдя данный элемент, его нужно снять и еще раз проверить народным методом. Если подозрения подтвердились, то его нужно заменить новым.

При покупке нового элемента следует уточнить, что термостат, который планируете покупать, предназначен именно для вашего автомобиля. Если термостат не соответствует температурным показателям вашего автомобиля, такое устройство не подойдет, следует выбрать другое устройство для циркуляции жидкости. Автомобиль может перегреваться из-за того, что на нем установлен новый, но неправильно подобранный термостат.

Для того, чтобы произвести замену, потребуется определенный набор инструментария, в который будет входить герметик, ключи на 12 и 13, отвертка и емкость для слива охлаждающей жидкости. Для чего этот набор потребуется, будет описано далее.

  1. Первым делом нужно слить охлаждающую жидкость в эту емкость.
  2. Вторым шагом станет снятие воздушного фильтра. Это нужно, чтобы было проще добраться до термостата. После этого нужно отключить датчик расхода воздуха.
  3. Затем следует открутить гайку сверху корпуса термостата. Открутив верхнюю гайку, откручиваем гайку снизу и выкручиваем шпильку. После того, как все будет откручено, расшатывая нужно вытащить корпус термостата из гнезда.
  4. Теперь можно приступать к установке нового устройства. Перед тем как ставить новую деталь, нужно отчистить посадочное место от загрязнений и стандартных прокладок, а также герметика. Отчистив, нужно нанести слой нового герметика и вставить его в гнездо. После этого следует собрать все в обратном порядке.

После установки нового термостата требуется проверить все соединения на предмет протекания. Для этого нужно завести и прогреть автомобиль. Во время работы прогретого до рабочей температуры мотора открыть капот и осмотреть все новые и старые соединения. Теперь нужно проверить, как работает термостат, и на этом его замена подходит к концу.

Подводим итоги

Каждый владелец автомобиля знает о том, что в его автомобиле существует специальная конструкция для охлаждения двигателя, что она иногда доливает туда жидкость для охлаждения мотора, когда датчик температуры указывает на то, что мотор перегрет. Когда автомобиль начинает долго греться или же перегреваться, то он отгоняет автомобиль в автосервис, совершенно не подозревая о том, что это можно устранить самостоятельно и дешевле, чем скажут на станции технического обслуживания. Для того, чтобы узнать, как заменить устройство, которое циркулирует охлаждающую жидкость, нужно прочитать эту статью. Помимо этого, здесь описан принцип работы термостата, где он находится, и как правильно производить его замену.

Интересные статьи

Оставить комментарий:

Отзывы о Рено Дастер с дизельным двигателем

Штатная магнитола Рено Дастер

  • Loading.

Перепечатка материалов возможно только с письменного разрешения владельцев сайта.

Материалы: http://portalmashin.ru/service/engine/printsip-raboty-termostata.html

2 ≫

Если говорить в общем, то термостат предназначается для регуляции температуры охладительной жидкости и поддержания нужного теплового режима работы двигателя.

В большинстве своём, он изготавливается из таких материалов как медь, латунь или пластик. Его устройство включает в себя клапан, который контролирует поток антифриза по необходимости. Существует две разновидности термостатов – корпусные и бескорпусные.

  • Первый представляет собой помещенное в алюминиевый или пластиковый корпус устройство, которое имеет не менее двух выводов, либо же оснащено 2-уровневым контуром. Два находящихся рядом вывода называются малым контуром и предназначаются для того, чтобы жидкость циркулировала внутри радиатора печки и мотора, не попадая в радиатор. Эта функция обеспечивает максимально быстрый прогрев двигателя до рабочей температуры, после чего термостат открывается полностью. В отечественных машинах такая температура стоит на уровне 80-85 градусов. Вручную её, как правило, отрегулировать невозможно, однако на СТО за отдельную плату вам могут представить такую услугу.
  • Термостат корпусный находится прямо в блоке двигателей, в специально предназначенном месте, в чем и состоит его отличие от корпусного. Также на нем имеется выбитая цифровая маркировка, которая обозначает температуру, при которой он открывается.

В последнее время имеет место тенденция выпускать для отдельных марок зимние и летние варианты термостатов. В моделях, предназначенных для холодной погоды, действие устройства осуществляется при повышенной температуре, что обеспечивает хороший прогрев двигателя и, соответственно, его лучшую работу. Суть таких новшеств заключается в том, что более старые автомобили при повышенной температуре лучше вписываются в рамки теплоотдачи. Для новых машин смена термостата совершенно не обязательна.

Устройство регулятора температуры антифриза

Внутренняя начинка термостата содержит в себе незаменимый компонент – искусственный воск. По мере прогревания двигателя этот воск начинает плавиться. Дабы ускорить этот процесс, к нему примешивают дополнительные компоненты, такие как медь, графит и алюминий. В процессе плавления воск имеет способность расширяться, сменяя твердое состояние на жидкое. Эта метаморфоза порождает давление, которое выталкивает специальный штырь, открывающий, в свою очередь, дорогу антифризу к двигателю от термостата. Когда мотор глохнет, система остывает и всё происходит наоборот – воск понемногу твердеет, штырь возвращается на место и тогда клапан вновь переходит в закрытое состояние. В этом и состоит весь принцип работы термостата.

Малый и большой круг циркуляции ОЖ через термостат

Если вам интересно проследить этот принцип воочию, то можно провести самой простенький эксперимент в домашних условиях. Для него нужно всего лишь поместить автомобильный термостат в кастрюлю с водой, а затем поставить её на горящую конфорку. Вы сможете наблюдать, как по мере приближения воды к температуре кипения, клапан начнет приоткрываться и это наглядно демонстрирует работу термостата в системе охлаждения двигателя.

Конечно, такой элемент не может работать бесперебойно и порой выходит из строя. В результате случаются всякие неполадки, и любому сознательному автомобилисту лучше на всякий случай знать их перечень.

Самая распространённая причина поломки – общая беда всех деталей автомобиля под названием «коррозия». Именно из-за разрушения металлов клапан может зависнуть, и последствия зависят только от того, в каком положении он завис.

К примеру, если это произошло в закрытом положении, то двигатель почти стопроцентно перегреется – причем при абсолютно любой температуре, даже если на улице мороз. Если же термостат открывается лишь на половину, то перегрева может не случиться, в зависимости от нагрузки мотора.

В случае, когда клапан зависает в полностью открытом состоянии – двигатель будет очень долго доходить до нужной температуры, а в мороз она так и не будет достигнута. При нормальной работе термостата в холода система прогревается всего за несколько минут, и если этого не произошло, то вполне можно предположить, что неисправен именно клапан термостата.

Чтобы определить, работает эта ключевая деталь, или нет, нужно сперва хорошенько прогреть двигатель. Затем его следует выключить и поискать под капотом шланг радиатора. Всего их должно быть два, и если при прогретом двигателе один из них холодный – значит, скорее всего, клапан не пускает антифриз и термостат пора заменить на новый.

Схема функционирования ОЖ в системе по большому и малому кругу

Проверить датчик на действие также можно по схеме вышеописанного эксперимента – то есть опустив его в кастрюлю с горячей водой. Если клапан не открывается, то, очевидно, деталь неисправна.

Как видите, чтобы контролировать состояние температурного режима двигателя, нужно обязательно знать принцип работы термостата, а также основные симптомы неполадок. Только таким образом можно уберечь систему от перегрева или охлаждения в самый неподходящий момент.

В этом видео показан процесс замены термостата на примере автомобиля ВАЗ 21099.

Материалы: http://mineavto.ru/remont/obogrev-i-ohlazhdenie/kak-ustroen-termostat-3226.html

3 ≫

Автомобильные двигатели охлаждаются во время работы тосолом или антифризом. Важным элементом такой системы охлаждения служит термостат. Он расположен между мотором и радиатором, и благодаря ему температура двигателя остается в заданных пределах.

После того как двигатель завели, ему нужно прогреться до рабочей температуры. Чтобы ускорить, этот процесс, охлаждающая жидкость не поступает в радиатор, а циркулирует по малому кругу через рубашку охлаждения и радиатор печки. Блокирует ее поток именно термостат.

Когда же двигатель нагреется до 95 градусов, клапан термостата сработает, и тосол начнет циркулировать уже по большому кругу через радиатор, охлаждая таким образом мотор. Когда открывается клапан основной циркуляции, малый круг перекрывается. Принцип работы термостата основан на физических свойствах воска, который находится у него внутри. При температуре в 82˚С воск плавится.

В жидком состоянии он увеличивается в объеме и выталкивает штырь, который и открывает клапан. При охлаждении двигателя воск в термостате застывает, штырь возвращается на место, клапан закрывается. Воск плавится быстро, благодаря примесям из порошка графита, меди и алюминия.

Делают автомобильные термостаты из меди или латуни. Устроены они достаточно просто. Стандартный термостат состоит из таких деталей:

  • корпуса;
  • клапана малого круга охлаждения;
  • выходного патрубка, соединенного с насосом;
  • воскового шарика;
  • входного патрубка, подключенного к радиатору;
  • клапана основного круга охлаждения;
  • двух пружин;
  • поршня.

Другими словами, все устройство автомобильного термостата – это цилиндр, возвратный штырь, два клапана и шарик воска. Именно проста и надежность конструкции объясняет тот факт, что она не изменяется на протяжении многих лет, и такие термостаты ставят даже на самые современные модели автомобилей.

В различных марках машин термостаты настраивают на разный температурный режим открывания. Ее обычно указывают на самом устройстве. Бывают бескорпусные термостаты. Их ставят прямо в блок двигателя.

Существует несколько видов таких устройств:

  • одноклапанные (классическая модель, доказавшая свою надежность);
  • двухступенчатые и двухклапанные (обладают повышенной пропускной способностью);
  • с электронным управлением (устанавливается на автомобилях с бортовым компьютером, температура включения и отключения может задаваться самим водителем).

Последний вид термостатов представляется наиболее перспективным, поскольку позволяет подстраивать температурный режим работы двигателя под местный климат.

Самая неприятная поломка – когда термостат заклинило в закрытом положении. Мотор начинает перегреваться практически при любой температуре на улице, даже в небольшой мороз. Последствия у этого бывают самые печальные, вплоть до полного ремонта двигателя. Что не допустить «закипания» мотора, нужно внимательно следить за датчиком температуры.

Когда клапан термостата открывается не до конца, то двигатель до рабочей температуры будет прогреваться слишком долго, а зимой совсем может до нее недотянуть. Определить такую неисправность можно, если ориентироваться на нормативные показатели: при температуре воздуха в 0 градусов мотор должен прогреваться не дольше 5–7 минут. Если же клапан открыт не полностью, то температура агрегата не поднимется выше 60–70 градусов.

Причин поломок у термостата много, но практика показывает, что основная кроется в разрушении корпуса и подвижных деталей под воздействием обычной коррозии. В результате клапаны не в состоянии полностью ни открыть, ни закрыть поток охлаждающей жидкости.

Выходят термостаты из строя и тогда, когда сам двигатель дает сбои и часто глохнет. Поскольку при любом запуске двигателя устройство тоже включается в работу, то оно гораздо быстрее изнашивается при неотрегулированном зажигании. Утешением для автовладельцев служит лишь то, что термостат стоит не очень дорого. И опытные механики рекомендуют менять его один-два раза в год.

Чтобы определить, исправен ли термостат, не обязательно даже знать, где он находится. Нужно просто прогреть двигатель так, чтобы стрелка температуры остановилась на грани красной зоны датчика. Затем выключить двигатель, открыть капот, найти верхний и нижний патрубки радиатора (черные резиновые шланги диаметром около 5 см).

Дальше нужно просто приложить к ним руку. Если верхний шланг будет горячим, а нижний – холодным, значит, клапан термостата так и не открылся, и устройство нужно срочно поменять. Ремонтировать термостат не имеет никакого смысла. Он устроен достаточно просто и стоит недорого.

  1. Двигатель долго набирает рабочую температуру.
  2. Мотор быстро перегревается.
  3. Стрелка датчика температуры резко поднимается сразу после остановки.
  4. Нижний патрубок становится горячим после нескольких минут работы двигателя (значит, клапан термостата постоянно открыт).
  5. Мотор перегревается, а нижний патрубок радиатора при этом холодный (термостат заклинило в закрытом положении).

Из-за нарушения температурного режима работы страдает двигатель. Он чрезмерно изнашивается, при этом потребляет больше масла и топлива.

Существует еще один простой способ проверки работоспособности термостата. Для этого достаточно положить его в емкость с горячей водой (примерно 100 ˚С). После этого нужно внимательно посмотреть открывается ли клапан устройства. Если нет – срочно поменять термостат на новый. Некоторые умельцы проверяют, работает ли термостат, нагревая его мощным строительным феном.

При замене термостата важно обращать внимание на то, при какой температуре, он срабатывает (она нанесена на его корпусе). Разумеется, если проигнорировать это требование, то температурный режим двигателя будет нарушен.

Материалы: http://golifehack.ru/termostat


Back to top