Что входит в техническое обслуживание автомобилей

1 ≫

При эксплуатации автомобиля техническое его состояние ухудшается вследствие износа трущихся поверхностей деталей, старения резинотехнических изделий и т.д. Техническое обслуживание автомобиля проводится для выявления неисправностей, а также для снижения интенсивности изнашивания деталей. Достичь этого можно при своевременном проведении диагностических, смазочных и регулировочных работ. Если Вы будете своевременно и в полном объеме проводить техническое обслуживание автомобиля, то Ваш автомобиль прослужит Вам долго. Но далеко не каждый водитель представляет, что входит в техническое обслуживание автомобиля. Об этом мы и поговорим в статье «Что входит в техническое обслуживание автомобилей».

Виды техническое обслуживание легкового автомобиля

Техническое обслуживание автомобиля представляет собой ряд профилактических мероприятий, которые следует проводить через определенный пробег или сезонно по плану. Техническое обслуживание автомобиля можно подразделить на ежедневное техническое обслуживание (ЕО), на техническое обслуживание (ТО-1) и (ТО-2), а также существует сезонное техническое обслуживание (СО). Проведение ТО-1 и ТО-2, а также объем выполняемых работ зависит от марки автомобиля, от условий его эксплуатации.

1. Ежедневное техническое обслуживание автомобиля.

Ежедневно каждый водитель должен взять за правило некоторое время уделять своему автомобилю. На что же должен водитель обратить внимание? Это и обязательный осмотр шин и подвески, общий осмотр приборов панели автомобиля. Перед тем как выехать отрегулируйте зеркала, протрите стекла и фары. Не забывайте про регулярную мойку автомобиля, поддержание чистоты в салоне. Чистота автомобиля предохраняет металл от воздействия соли, грязи, химических соединений. Но состояние автомобиля нужно постоянно контролировать и во время его движения. Ряд мероприятий по ЕО можно проводить раз в неделю или раз в месяц.

При эксплуатации автомобиля надо следить за количеством и качеством топлива и масла. Масло нужно не только доливать, но и периодически полностью заменять. Со временем масло способно утрачивать свои первоначальные свойства. К тому же в нем со временем скапливается грязь, вода и продукты износа.

В процессе эксплуатации испаряется охлаждающая жидкость. Ее уровень также необходимо ежедневно контролировать. Контролю подлежит и уровень электролита в аккумуляторной батарее, а также уровень тормозной жидкости.

Работы по ТО-1 включают в себя дополнительно к работам ЕО выполнение контрольно-диагностических, крепежных, смазочных и регулировочных работы. Цель ТО-1 – предупреждение случайных отказов до очередного технического обслуживания. Во время проведения диагностики технического состояния автомобиля своевременно выявляются дефекты механизмов и агрегатов. Это позволяет вовремя выявить и устранить неисправности. Процесс диагностирования представляет собой контрольные, измерительные и регулировочные операции. Однако большинство дефектов невозможно обнаружить при визуальном осмотре. Выявить серьезные проблемы можно только, применяя средства диагностики на станции технического обслуживания. Здесь за короткое время Вы получите полную информацию о состоянии различных узлов Вашего автомобиля. Если Вы своевременно обнаружите неисправность, то Вам не придется в будущем нести огромные затраты по ремонту или замене деталей.

При выполнении работ по ТО-2 следует в полном объеме выполнить работы, которые относятся к ТО-1. Работы ТО-2 дополнительно к работам ТО-1 включают в себя работы по контролю, диагностике и регулировке составных частей автомобиля с частичной разборкой. Работы по ТО-2 отличаются от ТО-1 и ЕО сложностью и объемом. Работы по креплению, смазке, диагностике регулировке в данном случае, проводятся со снятием некоторых деталей. Для обслуживания применяют специальное оборудование.

4. Сезонное техническое обслуживание автомобиля (СО)

Сезонное техническое обслуживание обычно проводят два раза в год. Цель таких работ – подготовить автомобиль к эксплуатации в холодную или теплую пору года. При этом совмещают такие работы с очередным техническим обслуживанием. Чаще всего их приурочивают к ТО-2. Обычно сезонное обслуживание не доставляет никаких особых хлопот. Но эта процедура СО является обязательной. С наступлением заморозков нужно «переобуть» автомобиль в зимнюю резину, провести антикоррозийную обработку кузовной части. С наступлением теплой погоды зимнюю резину следует сменить на летнюю резину.

Регламент ТО1 и ТО2 конкретно для Вашего автомобиля рекомендован инженерами завода-изготовителя. Периодичность и порядок необходимых работ по техническому обслуживанию автомобиля Вы сможете найти в заводских инструкциях по эксплуатации, в сервисных книжках. Там же можно найти и перечень выполняемых работ.

В статье «Что входит в техническое обслуживание автомобилей» мы рассказали Вам, что представляет собой техническое обслуживание, зачем нужно регулярно проходить ТО. Итак, запомните, чтобы как можно дольше Вам не пришлось заниматься ремонтом Вашего автомобиля, надо поддерживать автомобиль в исправном состоянии, то есть своевременно проводить техническое обслуживание. Нельзя экономить на собственной безопасности.

Материалы: http://www.autoshcool.ru/1939-chto-vxodit-v-texnicheskoe-obsluzhivanie-avtomobilej.html

2 ≫

Неисправный автомобиль на дороге — источник несчастья, а чтобы автомобиль доставлял радость, он всегда должен быть исправен. Не представляет большого труда ежедневно перед выездом и после возвращения в гараж проверить техническое состояние автомобиля. Состояние автомобиля следует контролировать также по приборам во время движения.

Но ехать даже на исправном, но грязном автомобиле неприятно, поэтому его следует вымыть снаружи, убрать салон внутри. Чистота — это не только эстетика! Это прежде всего предохранение металла от воздействия грязи, соли, различных химических соединений, то есть это — средство борьбы с коррозией, средство продления жизни автомобилю.

Наконец, автомобиль приходится часто заправлять топливом, доливать масло в агрегаты. Более того, масло приходится не только доливать, но и заменять полностью, так как со временем в процессе работы оно утрачивает свои первоначальные свойства, в нем скапливаются пыль, грязь, вода, продукты износа в виде металлических частиц и продуктов сгорания масла.

В процессе работы происходит масса других изменений: испаряется или вытекает через неплотности охлаждающая жидкость и ежедневно приходится контролировать ее уровень, снижается уровень электролита в аккумуляторной батарее и тормозной жидкости в системе гидравлического привода тормозов.

Кроме того, через определенное время, как показывает многолетняя практика, ослабевают крепежные соединения, нарушаются регулировочные размеры, а также герметичность многих соединений. Замечено, что все изменения в легковом автомобиле происходят приблизительно через одинаковое время для разных климатических и дорожных условий, поэтому их можно заранее предусмотреть и устранить через определенное время, причем все отклонения устраняются без больших затрат. Как правило, достаточно провести крепежные, регулировочные и смазочные работы. Такие работы можно заранее планировать как профилактические.

Однако не всегда можно обходиться только профилактическими работами. Иногда появляются совершенно непредвиденные работы по ремонту узлов и агрегатов, связанные с заменой отдельных деталей. Вот тогда выполняется ремонт по фактической потребности.

Итак, работы, связанные с поддержанием автомобиля в исправном состоянии, называются техническим обслуживанием, а работы по восстановлению технического состояния — ремонтом автомобиля.

Каково же полное назначение технического обслуживания и ремонта и в чем их различие?

Под техническим обслуживанием автомобиля понимается комплекс периодически осуществляемых воздействий, направленных на поддержание его в технически исправном, надежном, работоспособном состоянии.

Техническое обслуживание автомобиля носит профилактический (предупредительный) характер и выполняется по плану через определенный установленный пробег или сезонно.

В отличие от технического обслуживания ремонт выполняется по потребности, после отказа или обнаружения неисправности. Заметим, что некоторые ремонтные работы, как и техническое обслуживание, могут выполняться по плану и носить профилактический характер. Эти меры являются основой планово-предупредительной системы технического обслуживания автомобилей, принятой в нашей стране.

Какие же бывают виды технического обслуживания? Автомобиль необходимо периодически мыть и заправлять, через определенный пробег у него появляется потребность в регулировке некоторых агрегатов, в выполнении электротехнических и других работ. Наконец, весной и осенью автомобиль необходимо подготовить к летней и зимней эксплуатации.

Техническое обслуживание предполагает выполнение контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, заправочных, электротехнических работ. Они выполняются, как правило, без разборки агрегатов и без снятия их с автомобиля.

Что же представляют собой названные работы?

Чтобы обнаружить появившееся ослабление крепления, увеличение зазора, подтекание жидкости и другие неисправности, автомобиль внимательно осматривают, проверяют правильность установки отдельных механизмов и агрегатов, выполняя так называемые контрольные работы. Для такой проверки иногда используется специальный инструмент.

К сожалению, значительную часть дефектов нельзя обнаружить простым внешним осмотром, даже если автомобиль будет осматривать опытный водитель. Выявить внутренние «болезни» всех систем двигателя можно только с использованием средств диагностики на станции технического обслуживания.

Можно ли вообще определить техническое состояние автомобиля, не разбирая его?

Да, можно, и для этого на крупных автотранспортных предприятиях и станциях технического обслуживания используется современное диагностическое оборудование, включая осциллографы и другое электронное оборудование. С их помощью за короткое время можно получить достаточно полную информацию о техническом состоянии различных узлов автомобиля.

Обычно автомобили устанавливают на подъемниках или специальных стендах. К трубе глушителя подсоединяют шланг для отвода отработавших газов, поэтому воздух в помещении станции технического обслуживания достаточно чист и безопасен для окружающих.

Существует несколько типов диагностического оборудования. Например, один стенд используется для проверки системы зажигания: достаточно подключить датчики к системе зажигания, и через некоторое время будет ясно, какая свеча неисправна, нормально ли работает прерыватель и достаточно ли по величине напряжение, подводимое от распределителя к свечам. Другой стенд позволяет проверить кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения. Есть стенды, на которых можно определить мощность двигателя, эффективность торможения каждого из колес автомобиля и многие другие параметры.

Диагностика технического состояния автомобиля позволяет своевременно выявить серьезные дефекты в узлах, механизмах и агрегатах без их снятия и разборки, вовремя устранить неисправности и довести показатели технической характеристики до нормативных. Таким образом, диагностирование представляет собой совокупность контрольных, измерительных и даже регулировочных операций. Работы, связанные с такой углубленной проверкой технического состояния, называют контрольно-диагностическими.

Во время эксплуатации на детали автомобиля воздействуют значительные ударные нагрузки, вибрации, происходит разрушение (срезание) резьбы, затяжка гаек и винтов ослабевает, ослабевает и крепление агрегатов и узлов. Все это приводит к уменьшению надежности соединения деталей, между ними появляются все увеличивающиеся зазоры, которые способствуют возникновению и увеличению ударных нагрузок, а затем и разрушению деталей.

Чтобы предохранить узлы от преждевременного износа и возможного разрушения, крепление деталей следует своевременно восстанавливать. Такие работы принято называть крепежными. Своевременные крепежные работы устраняют зазоры между деталями, обеспечивают такое взаимное расположение деталей, которое рекомендовано заводом-изготовителем.

При всей своей важности крепежные работы не могут полностью восстановить нормальную работу некоторых узлов, механизмов, агрегатов, например тормозного или рулевого механизмов.

Здесь на помощь приходят регулировочные работы. Они, как правило, составляют небольшую часть общего объема технического обслуживания автомобиля, но по своей важности занимают, пожалуй, главное место. Именно качественная и своевременная регулировка, например карбюратора, обеспечивает надежную и экономичную работу двигателя с наименьшим вредным воздействием на окружающую среду.

Только правильно выполненная регулировка позволяет восстановить номинальные зазоры между рабочими поверхностями деталей, то есть такие, которые рекомендованы заводом-изготовителем.

Как мы уже говорили, в процессе эксплуатации автомобиля периодически появляется необходимость доливать масло в картеры двигателя, коробки передач, заднего моста и рулевого механизма. Особенно часто приходится доливать масло в картер двигателя, откуда оно частично попадает в цилиндры двигателя и его» рает. Возможны потери в результате подтекания масла через сальники и прокладки. Кроме того, в процессе работы оно загрязняется продуктами износа (металлическая стружка) и сгорания, теряет свои качества. Поэтому его необходимо периодически менять.

В некоторых закрытых узлах трансмиссии смазка почти не расходуется (например, консистентная смазка в ступицах колес и шарнирных соединениях рулевого привода). Однако со временем и здесь она утрачивает свои первоначальные свойства, и ее также приходится заменять. Работы, связанные с дополнением и периодической заменой смазки, называют смазочными. Их цель — создать жидкостное трение между сопряженными поверхностями и уменьшить износ деталей.

На автомобиле много приборов и агрегатов, в которых используются различные эксплуатационные жидкости, например, в системе охлаждения — охлаждающая жидкость, в амортизаторах — амортизаторная, в тормозной системе — тормозная, в аккумуляторной батарее — электролит, в системе питания — топливо и т. д. Во время работы уровень жидкости по различным причинам постепенно уменьшается: топливо расходуется для работы двигателя, охлаждающая жидкость и электролит вытекают через неплотности соединений или вода испаряется, и их необходимо периодически восстанавливать. Все работы, связанные с заправкой агрегатов автомобиля, называют заправочными.

При техническом обслуживании нельзя обойтись и без электротехнических работ, связанных с поддержанием в рабочем состоянии систем и приборов электрооборудования. Необходимость их проведения подтверждается повседневной практикой: немало неисправностей в автомобиле приходится на долю системы электрооборудования.

Задача технического обслуживания заключается в снижении интенсивности изнашивания деталей и выявлении неисправностей. Достигается это путем своевременного проведения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочных работ.

Если техническое обслуживание проведено своевременно, в полном объеме и качественно, то автомобиль должен проработать без поломок и заметного снижения основных эксплуатационных показателей до следующего обслуживания.

В нашей стране техническое обслуживание автомобилей подразделяется на четыре вида: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание № 2 (ТО-2) и сезонное техническое обслуживание (СО). Кроме того, в особый вид выделено техническое обслуживание автомобилей, принадлежащих гражданам.

Для грузовых и легковых автомобилей (кроме автомобилей, обслуживаемых по сервисным книжкам) периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 и объем выполняемых при этом работ регламентированы «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». Этим документом пробег между ТО-1 и ТО-2 устанавливается в зависимости от назначения и марки автомобиля, а также от условий его эксплуатации. Для многих легковых автомобилей при эксплуатации их по асфальтированным дорогам ТО-1 проводится через каждые 3500 км, а ТО-2 — через 14 000 км пробега. Это значит, что между двумя техническими обслуживаниями № 2 (ТО-2) выполняется три ТО-1. Следует иметь в виду, что в перечень работ, выполняемых при ТО-2, обязательно входят в полном объеме все работы, выполняемые при ТО-1, так же как работы по ежедневному техническому обслуживанию (ЕО) полностью выполняются при ТО-1.

Учитывая недостаточную квалификацию большинства автолюбителей, заводы-изготовители организуют для них службу автосервиса, на предприятиях которого производится техническое обслуживание легковых автомобилей.

Техническое обслуживание современных легковых автомобилей, находящихся в личном пользовании, регламентируется «Положением о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам». Именно это положение определяет требования и регулирует взаимоотношения между автолюбителями, предприятиями системы «Автотехобслуживание» и заводами-изготовителями автомобилей, устанавливает периодичность технического обслуживания и содержит рекомендации по организации работ на станциях технического обслуживания автомобилей.

В соответствии с этим Положением предприятия системы «Автотехобслуживание» несут ответственность за качество и полноту работ, проводимых при техническом обслуживании и ремонте. Автолюбитель же обязан своевременно представить автомобиль для проведения этих работ.

Весь период эксплуатации автомобиля от производства до списания как бы делится на три типа технического воздействия: предпродажная подготовка, гарантийный и послегарантийный периоды.

Мы не будем подробно останавливаться на вопросах предпродажной подготовки автомобилей, но отметшм, что предпродажная подготовка выполняется в соответствии с ОСТ 37.001.082 — 82 «Подготовка предпродажная легковых автомобилей». Предпродажная подготовка предполагает три вида работ: обязательные, работы по потребности и дополнительные по желанию покупателя (им оплачиваемые).

Обязательные работы предусматривают:

1. Снятие консервационного покрытия и моечно-уборочные операции.

2. Сверку соответствия номеров двигателя, шасси и кузова с товаросопроводительной документацией.

3. Проверку технической документации, комплектности изделий и принадлежностей.

4. Проверку и регулировку систем и узлов, обеспечивающих безопасность движения.

5. Выявление механических повреждений (вмятин, царапин кузова и др.).

Работы по потребности включают работы по устранению неисправностей, которые невозможно было устранить при выполнении обязательных работ.

В дополнительные работы входит, например, установка противоугонных устройств, багажника на крыше, зеркал на крыльях и др.

Гарантийное обслуживание автомобилей проводится в период гарантии, устанавливаемой заводом-изготовителем (исчисление начинается с даты продажи автомобиля, которая указывается в техническом паспорте, справке-счете или сервисной книжке).

Гарантии обеспечивают соответствие технико-экономических характеристик автомобиля предъявляемым требованиям, в том числе требованиям ГАИ . За период гарантии все дефекты, не связанные с нарушением правил эксплуатации автомобиля (замена преждевременно изношенных или дефектных деталей, узлов и агрегатов), устраняются бесплатно.

Гарантийный срок устанавливается заводом-изгото-вителем автомобиля. Обычно он ограничен временем эксплуатации и пробегом с начала эксплуатации. Так, для автомобилей «Москвич» и «Запорожец» он составляет 12 месяцев и 20 000 км пробега, а для автомобилей ВАЗ — от 12 до 18 месяцев и 20 000 км пробега. Точный гарантийный срок указан в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Гарантийное обслуживание предусматривает выполнение технического обслуживания, гарантийного ремонта, а также консультаций владельцев по техническим и правовым вопросам, в частности по разъяснению правил эксплуатации, ухода и хранения автомобиля, обучению их самостоятельному проведению отдельных регулировочных работ.

Техническое обслуживание в гарантийный период включает моечно-уборочные, контрольно-диагностические, крепежно-регулировочные и заправочно-смазочные работы.

Следует отметить, что техническое обслуживание проводится по сервисным книжкам, в которых предусмотрены специальные талоны. В талоне указаны пробег до очередного технического обслуживания и перечень выполняемых работ. Стоимость работ технического обслуживания оплачивается автолюбителем по прейскуранту, однако все выявленные неисправности (если автолюбитель соблюдал правила эксплуатации и периодичность технического обслуживания) устраняются за счет завода. Своевременное и качественное техническое обслуживание автомобиля в гарантийный период является залогом надежной работы при последующей эксплуатации.

Дефекты, подлежащие устранению по гарантии, делятся на рекламационные и нерекламационные. К рекламационным относятся нарушения регулировок, поломки и преждевременные износы деталей, если для их устранения необходима разборка агрегата с применением специального инструмента и приспособлений либо его замена. Нерекламационными считаются дефекты, которые требуют замены крепежных деталей, ламп, плавких предохранителей и других мелких деталей, а также те, которые устраняются при выполнении технического обслуживания (вне установленного регламента).

Техническое обслуживание автомобилей в послегарантийный период эксплуатации включает уборочные, моечные, заправочные, смазочные, контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, шиноремонтные и другие работы.

Техническое обслуживание в послегарантийный период подразделяют на обслуживание по талонам сервисных книжек, ЕО, а также ТО-1, ТО-2 (автомобилей, для которых не предусмотрены сервисные книжки) и сезонное обслуживание. Естественно, ТО-1 и ТО-2 для автомобилей, принадлежащих гражданам, носят условный характер, так как автолюбитель вправе сам проводить выборочные работы.

Техническое обслуживание автомобилей, регламентируемое сервисной книжкой, как правило, включает в себя:

1. Контрольный осмотр автомобиля и его агрегатов и выполнение ряда операций по устранению отмеченных при осмотре недостатков и неисправностей.

2. Выполнение обязательных регламентных работ при достижении автомобилем определенного пробега. Обычно периодичность технического обслуживания по талонам сервисной книжки составляет 10 000 км за исключением первого, а иногда и второго талонов (период обкатки). В этот период происходит приработка и так называемое осаживание деталей. В результате могут быть нарушены регулировочные размеры и могут ослабнуть резьбовые соединения. Поэтому, например, у автомобиля «Москвич» техническое обслуживание по талону № 1 проводят через 500…700 км, а по талону № 2 —при пробеге 4000…5000 км, по талону № 3 —при пробеге 10 000 км, а у автомобилей ВАЗ — по талону № 1 через 2000…3000 км, а по талону № 2 — при пробеге 9500…10 500 км.

Рассмотрим основные работы, выполняемые при всех указанных видах технического обслуживания. Прежде всего отметим, что рассматривать технологию технического обслуживания автомобилей устаревших моделей мы не будем, перечислим лишь операции.

Ежедневное техническое обслуживание направлено на обеспечение безопасности движения и поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля. Оно, как видно из названия, проводится ежедневно и включает в себя осмотр автомобиля перед выездом из гаража, заправку топливом, маслом, охлаждающей жидкостью, контроль за работой всех агрегатов в пути и обслуживание автомобиля после возвращения в гараж. Выполняется ЕО, как правило, без применения каких-либо специальных инструментов.

Прежде всего автомобиль внимательно осматривают, выявляют наружные повреждения, проверяют состояние кузова, стекол, зеркал заднего вида, номерных знаков, запорных механизмов дверей, капота, багажника, осмотром проверяют, не спущены ли шины, состояние колес и подвески, комплектность всего автомобиля.

После этого контролируют действие приборов освещения и световой сигнализации, звукового сигнала, стеклоочистителей, устройств для обмыва ветрового стекла, системы вентиляции (а зимой и системы отопления). Затем проверяют свободный ход рулевого колеса, зазоры в соединениях привода рулевого управления, герметичность гидравлического привода тормозов и сцепления, системы смазки, питания и охлаждения. Завершаются контрольные работы проверкой работы контрольно-измерительных приборов, агрегатов, узлов и систем автомобиля.

Внимательный осмотр стоянки автомобиля всегда оказывается полезным, так как помогает обнаружить течь масла, охлаждающей жидкости или топлива и вовремя устранить неисправности.

Контроль в пути заключается во внимательном наблюдении во время движения за контрольно-измери-тельными приборами, сигнальными лампочками, за работой двигателя, сцепления, коробки передач, подвески, рабочего и стояночного тормозов, а также в осмотре автомобиля во время стоянки, остановок, прослушивании работы двигателя, наблюдении за внешним видом автомобиля и его приборов, влияющих на безопасность движения, за давлением воздуха в шинах, состоянием подвески колес, тормозов (нагрев тормозных барабанов проверяют на ощупь).

При возвращении в гараж автомобиль следует заправить топливом, маслом, охлаждающей жидкостью. В холодное время года в неотапливаемом гараже воду из системы охлаждения на автомобилях устаревших моделей сливают во избежание размораживания блока цилиндров двигателя.

После контроля технического состояния автомобиль убирают и моют, обтирают зеркала заднего вида, фары, стекла, подфарники, указатели поворота, задние фонари, стоп-сигнал, номерные знаки.

Уборочные и моечные работы являются весьма трудоемкими. Эти работы предусматривают создание благоприятных условий для водителя и пассажиров и поддержание опрятного вида автомобиля. Кроме того, своевременное и правильное выполнение этих работ способствует защите деталей от коррозии.

Естественно, мыть автомобиль ежедневно не следует, его моют только при загрязнении, то есть по потребности. Для уборки салона применяют щетки, веники, скребки, пылесосы; для мойки кузова — воду, а для ускорения мойки используют различные химические вещества.

После уборки автомобиля проверяют уровень масла в картере двигателя, уровень жидкости в системе охлаждения и уровень топлива в баке. Перед пуском двигателя уровень масла и охлаждающей жидкости доводят до нормы.

Для современных легковых автомобилей, обслуживаемых по сервисным книжкам, этот перечень обязательных операций значительно сокращен. Например, при ежедневном техническом обслуживании автомобиля «Москвич» проверяют уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, тормозной жидкости в бачках главных цилиндров сцепления и рабочей тормозной системы, масла в картере двигателя, жидкости в бачке омывателя стекла ветрового окна. Проверяют, нет ли утечки охлаждающей жидкости, масла и тормозной жидкости из шлангов, трубопроводов или соединений, визуально определяют давление воздуха в шинах, проверяют исправность гидравлического привода рабочей тормозной системы (то есть убеждаются в том, что тормозная педаль не «проваливается»), исправность рулевого механизма, звуковых сигналов, контрольно-измерительных приборов, приборов освещения и световой сигнализации, стеклоочистителя, омывателя стекла.

Для других моделей автомобилей этот список может быть еще короче. Поэтому при обслуживании надо руководствоваться инструкцией, прилагаемой к автомобилю.

Техническое обслуживание № 1 (для автомобилей без сервисных книжек) используется для проверки технического состояния автомобиля, а при необходимости и для восстановления работоспособности основных узлов и механизмов, оказывающих влияние на безопасность движения. Оно является, пожалуй, одним из самых важных мероприятий, направленных на увеличение долговечности и обеспечение надежной работы автомобиля.

В ТО-1 входят контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные, очистительные и все работы, выполняемые при ежедневном техническом обслуживании.

Сначала производятся контрольные работы, которые позволяют определить техническое состояние автомобиля, его агрегатов и систем. Основной способ их проведения— внешний осмотр. На передовых станциях технического обслуживания их проведение облегчается применением специальной контрольно-диагностической аппаратуры.

Контрольные работы позволяют определить техническое состояние автомобиля, его агрегатов и систем, а также объем и характер работ, которые необходимо выполнить при техническом обслуживании.

Контрольные работы выполняются несколькими способами: осмотром проверяют состояние шплинтов, гаек и винтов, находят соединения со значительными зазорами, деформированные и поломанные детали; на слух устанавливают источник появления посторонних шумов и стуков; по следам подтекания жидкостей выявляют ослабленные места крепления трубопроводов и крышек с нарушенной герметичностью; контрольным подтягиванием гаек, болтов и винтов определяют ослабленные крепления агрегатов и механизмов.

В эти работы при техническом обслуживании № 1 входит контроль крепления двигателя, коробки передач, карданного вала и его фланцев, заднего моста, крепления оборудования на двигателе, натяжения ремня вентилятора, крепления шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф и их шплинтовки, а также устранение зазоров в соединениях рулевых тяг.

После контрольных выполняют крепежные работы. В первую очередь крепят детали, обеспечивающие безопасность движения: детали тормозной системы, рулевого управления, карданного вала и другие.

Затем обслуживают узлы, воспринимающие динамические нагрузки и обеспечивающие прочность соединений деталей между собой, например пальцы рессор, стремянки, полуоси. После этого обслуживают системы и трубопроводы, из которых в результате нарушения плотности соединения происходит утечка газов или жидкостей (масел).

Регулировка узлов и механизмов должна выполняться специалистами с использованием диагностических приборов и измерительных инструментов (линеек, Щупов и др.). Следует помнить, что любая регулировка оправданна, когда в ней есть необходимость, когда уже обнаружено отклонение рассматриваемых величин от нормы.

В процессе регулировки обычно перемещают одну деталь относительно другой, а затем закрепляют ее регулировочными винтами или гайками. Чтобы гайка не отвернулась, ее закрепляют контргайкой, шплинтом или каким-либо другим устройством. После окончания регулировки всегда необходимо проверить ее качество.

При техническом обслуживании № 1 очищают аккумуляторную батарею от пыли, грязи и следов электролита, проверяют его уровень в каждом аккумуляторе и надежность крепления наконечников проводов к выводным штырям. При большой запыленности воздуха заменяют масло в картере двигателя и промывают воздушные фильтры чаще, чем это предусмотрено ТО-1.

Техническое обслуживание № 2 (для автомобилей без сервисных книжек) — это более углубленная проверка технического состояния автомобиля. Так, если при ТО-1 ограничиваются внешним осмотром и проверкой работы тормозов, то при ТО-2 открывают тормозной механизм и проверяют все его детали. Более углубленно проверяют все агрегаты, системы, механизмы автомобиля. Отдельные приборы (карбюратор, распределитель зажигания и другие) и механизмы снимают с автомобиля и проверяют на специальных стендах и устройствах.

При ТО-2 проверяют и регулируют топливную аппаратуру и приборы электрооборудования. Значительно увеличивают объем крепежных и шинных работ, а также объем смазочных работ: промывают систему смазки двигателя, масляные фильтры, заменяют фильтрующие элементы и масло в агрегатах трансмиссии.

Сезонное техническое обслуживание проводится для подготовки автомобиля к эксплуатации в холодное и теплое время года, то есть два раза в год. Его необходимость объясняется просто. Для нормальной работы трущихся поверхностей нужны одинаковые условия независимо от температуры окружающей среды.

Вязкость масла не остается постоянной. Она увеличивается с понижением температуры и уменьшается с ее увеличением. Если летом залить в коробку передач вязкое масло, то оно будет обеспечивать нормальную работу деталей в заданном тепловом режиме и не создавать большого сопротивления. В холодное время это масло тоже будет обеспечивать смазку деталей, но до полного его прогрева потребуется не только много времени, но и значительная часть мощности двигателя. Учитывая, что в автомобиле около 10 000 деталей и многие из них смазываются, можно представить, какое значительное сопротивление будет оказано вязким маслом, например, при пуске холодного двигателя и до полного прогрева основных трущихся деталей автомобиля (коробка передач, задний мост и некоторые другие узлы и детали в сильные морозы прогреваются очень медленно). Поэтому с наступлением холодов в коробку передач и другие агрегаты легковых автомобилей старых моделей заливают масло небольшой вязкости.

Зачем же менять масло при наступлении теплого времени года? Ведь зимнее может работать и летом?

Дело в том, что зимние масла и смазки обладают меньшей вязкостью, а при нагреве их вязкость еще более уменьшается, ухудшая смазку деталей. Например, жидкое масло в двигателе быстро, почти не смазывая поверхности деталей, проходит по всем каналам и зазорам и стекает в поддон картера. В системе не создается нормального рабочего давления масла, и в результате двигатель может быстро выйти из строя.

Сейчас созданы всесезонные моторные масла, которые с успехом применяются как в холодное, так и в теплое время года.

На автомобилях новых моделей применяются именно такие масла.

Какие же работы входят в сезонное техническое обслуживание?

У автомобилей старых моделей обычно СО стремятся совместить с ТО-2, поэтому выполняется весь комплекс работ ТО-2 и некоторые дополнительные работы, например, промывают систему охлаждения, проверяют работу пускового подогревателя, жалюзи, системы отопления и вентиляции, состояние цилиндро-поршневой группы, промывают систему смазки двигателя и заменяют масла и смазки во всех агрегатах.

При подготовке автомобиля к зимней эксплуатации проверяют приборы электрооборудования, промывают карбюратор и топливный бак, утепляют и подготавливают аккумуляторную батарею.

Общие рекомендации по приемам проверки крепления деталей, узлов, механизмов, агрегатов и приборов.

Есть несколько способов проверки. Лучше всего ослабленные крепления обнаруживаются при осмотре до мойки автомобиля, пока он сухой. В это время хорошо просматриваются зазоры в местах соединения деталей, например, на забрызганных ослабленных гайках крепления колес четко просматривается трещина в засохшей грязи, образовавшаяся в результате взаимного перемещения гайки и диска колеса.

Другой способ заключается в постукивании молотком по детали. Так проверяют стремянки, соединяющие рессоры с задним мостом (ослабленные издают дребезжащий звук).

Надежным способом проверки является покачивание деталей рукой или с помощью рычага. Ослабленные соединения дают возможность деталям перемещаться относительно друг друга. Они могут стучать, скрипеть. Так проверяют, например, надежность крепления дверей.

Наконец, самый надежный способ — пробное подтягивание хомутов, болтов и гаек. Для этого необходимо запастись комплектом инструментов (рис. 1).

Какие могут быть общие рекомендации по подтягиванию резьбовых соединений?

Прежде всего, необходимо пользоваться отвертками. Ширина лезвия отвертки (рис. 2, а, б) не должна быть намного меньше прорези головки винта. В противном случае головка будет повреждена. Если толщина отвертки меньше ширины прорези, то отвертка своими краями врежется в тело головки и разобьет шлиц (рис. 2, г).

И непременным условием успеха при выполнении работ является правильность заточки отвертки (рис. 2, в). Отвертка заточена правильно, если она плотно входит в прорезь головки винта и касается боковых ее стенок всей поверхностью. Если же отвертка заточена «на конус», то она, как уже было сказано выше, не только разбивает головку, но и выскальзывает из прорези. Таким инструментом работать небезопасно. Однако и правильно заточенной отверткой при неправильном обращении можно повредить головку винта или руку. Надо помнить, что отвертку следует держать прямо, то есть вдоль оси винта (рис. 2, д).

При подтягивании резьбовых соединений необходимо пользоваться накидными (рис. 3, а) или торцовыми ключами. Эти ключи плотно охватывают головку болта или гайку, меньше повреждают ее при затягивании и уменьшают возможность травм.

В отличие от накидных гаечные открытые (рожковые) ключи захватывают гайку только за две грани (рис. 3, б). А так как давление на них большое, то при частом подтягивании деформируется не только гайка, но и рожки ключа. Естественно, что в таких случаях возможны срывы ключа и травмы рук.

В комплекте инструментов водителя может быть разводной ключ, но использовать его следует в случае крайней необходимости, так как он обладает всеми недостатками открытых ключей, а при неумелом пользовании или неправильной установке размера ключа возможны травмы и повреждения гаек и винтов.

Как же правильно установить размер разводного ключа?

Опытный водитель размер разводного ключа устанавливает сначала приблизительно, надевает его на гайку и окончательно затягивает губки. Только после этого приступает к отвертыванию гайки. В этом случае губки ключа захватывают грани гайки всей поверхностью и меньше их деформируют.

Следует сказать, что крепление различных деталей на автомобиле выполняется по-разному. Одни болты и гайки затягивают сразу, другие —в два приема: сначала предварительно, вполсилы, а затем окончательно, с приложением определенного, рекомендованного заводом, усилия. Большие плоские детали, закрепленные несколькими болтами, например головка блока цилиндров, затягиваются от центра к краям по схеме, рекомендованной заводом-изготовителем. Детали с болтами, расположенными по окружности, затягиваются в диаметрально противоположных направлениях.

Детали, закрепленные четырьмя болтами, подтягиваются «накрест» (рис. 4 слева), а пять гаек, например крепления диска колеса,— в последовательности, указанной на рис. 4 справа. Как правило, такие соединения тоже затягивают в два приема.

При подтягивании особенно ответственных соединений (они отмечены в инструкциях заводов-изготовителей автомобилей) необходимо пользоваться динамометрическим ключом, позволяющим прилагать к гайке определенный момент затяжки.

Что же такое момент затяжки?

В физике момент силы определяется как произведение силы на плечо, к которому приложена эта сила, и измеряется в ньютон-метрах (Н-м). Для определения момента затяжки применяется специальный динамометрический ключ. Он состоит из упругого рычага, на одном конце которого находится рукоятка со шкалой, а на другом — головка с жестко закрепленной стрелкой. На головке имеется выступ с квадратным сечением, на который надевается торцовый ключ. При затягивании болта рычаг изгибается пропорционально приложенной силе, и стрелка показывает величину изгиба, програ-дуированную в килограммометрах.

А если динамометрического ключа нет?

Тогда может помочь только опыт. Чтобы не повредить резьбовое соединение, болты следует затягивать одной рукой нормальным ключом без удлинителя.

Ну а если все-таки появилась необходимость в удлинителе, например для подтягивания гаек стремянок, тогда надо взять кусок трубы и надеть на противоположный от подтягиваемой гайки конец ключа (рис. 5). Ни в коем случае не следует удлинять ключ другим ключом. Это всегда связано с возможностью соскальзывания и получения травм.

Бывает, что при ремонте попадаются гайки, которые трудно отвернуть. Особенно часто это происходит в нижней части кузова. Даже накидные ключи и головки не всегда дают должный эффект. Чтобы избежать подобных затруднений, следует с самого начала при техническом обслуживании смазывать резьбовые соединения, работающие в трудных условиях (попадание воды и грязи, воздействие высоких температур и т. п.). Можно использовать эффективные смазки, выпускаемые отечественной промышленностью, специальные жидкости или пасты. При их отсутствии можно взять практически любое масло (для двигателя или трансмиссионное). Однако смазывать этими маслами гайки, работающие при высокой температуре, например выпускного трубопровода (коллектора) и трубы глушителя, нельзя, так как оно сгорает и в результате гайки отвернуть бывает еще труднее. Лучший эффект достигается при смазке таких болтов и гаек графитом.

И еще несколько советов. Следует выработать правило: при сборке соединений, где есть прокладки и требуется обеспечить герметичность, прокладки и прилегающие к ним поверхности деталей смазывать специальными герметиками, а если их не оказалось под рукой — маслом или тонким слоем солидола, технического вазелина. При затягивании винтов излишки его будут вытеснены и достигнута нужная плотность соединения.

Любому водителю полезен совет Ю. Г. Горнушкина в книге «Советы автолюбителям» (М.: Транспорт, 1979). Для мойки деталей он рекомендует применять простейшую ванну, желательно из алюминия, например кастрюлю. В нее на половину высоты вставляется второе дно — сетка либо алюминиевый круг с большим числом отверстий. Его подвешивают к краям кастрюли на крючках либо ставят на дно на ножках. В ванну сначала наливают воду, чтобы она не доставала до сетки (дна), а затем керосин.

При мойке деталей вся грязь проходит через сетку и попадает в воду, а керосин долгое время остается чистым. Воду периодически заменяют, лучше через кран, установленный в днище или сбоку кастрюли, а керосин используют много раз. Детали в такой ванне отмываются очень чисто.

Часто автолюбителю приходится выполнять работы снизу автомобиля. Их удобнее проводить на канаве или эстакаде, но если их нет, без лежака не обойтись. Его можно сделать из двух листов толстой фанеры, нашитых с двух сторон на рамку из тонких реек. С одной стороны фанеру можно обшить моющимся материалом, а под него подложить мягкую подкладку. Как известно, воздух является хорошим теплоизолятором, поэтому на таком лежаке удобно и тепло лежать даже в сырую и холодную погоду. Размер лежака подберите сами. Он должен быть немного шире ваших плеч, а в длину около метра. Такому лежаку всегда найдется место в гараже.

Очень часто можно слышать: «Пора ремонтировать двигатель». Причина? Много времени проездил, тем более есть пример — сосед уже отремонтировал. Видимо, это не довод для такой серьезной операции. Нужны объективные показатели, и их можно получить на станции технического обслуживания автомобилей.

Однако это не всегда возможно, да и времени, бывает, не хватает. Довольно точным ориентиром для вас может быть показатель расхода, или «угара», масла. Опыт показывает, что двигатель целесообразно ремонтировать при расходе масла не менее 2…2,5% от расхода топлива. Допустим, ваш автомобиль расходует 10 л топлива на 100 км пробега. Значит, он должен расходовать масла не более 200…250 г. Как же определить эту величину?

Если у вашего автомобиля повышенный расход масла, прежде всего убедитесь в отсутствии подтеканий масла через неплотности соединений и прокладки, например, через уплотнение между корпусом и крышкой полнопоточного фильтра, через передний и задний сальники коленчатого вала, прокладки поддона картера, крышки привода механизма газораспределения, крышки головки цилиндров. Не забудьте также очистить систему вентиляции картера двигателя, в частности шланг и набивку фильтрующего элемента в крышке маслоналивной горловины.

Если подтекание масла, пусть даже небольшое, обнаружено, то подтяните винты, болты, гайки крепления крышки, из-под которой подтекает масло. Если и после этого течь не устранена, замените прокладку или сальник. И только после того как в двигателе исключена возможность утечки масла по другим причинам, беритесь за дело: заправьте полностью бензобак и долейте масло в двигатель точно до верхней метки на маслоиз-мерительном стержне (щупе), запишите показания спидометра и — в путь! При замере уровня масла не забудьте поставить автомобиль на горизонтальную площадку.

Через 300 км заправьте опять топливный бак полностью и масло до уровня, строго измерив величины заправленного бензина и масла. Осталось вычислить, сколько процентов масла расходуется по сравнению с бензином. Для большей точности замерить можно несколько заправок.

Есть и другие способы определения расхода масла, но они предполагают взвешивание заливаемого и сливаемого из картера масла, а это может вызвать определенные трудности.

Водителю, желающему сохранить свой автомобиль, можно порекомендовать вести дневник. В него следует записывать дату и наименование деталей, замененных или отремонтированных в процессе эксплуатации, а также пробег к моменту замены деталей. Чтобы лучше контролировать работу двигателя, надо указывать время и количество заправленного бензина и масла. Анализ данных дневника позволит сделать вывод о техническом состоянии вашего автомобиля.

Форма дневника может быть самая различная, но лучше использовать табличную, где указывается дата операции, показания счетчика спидометра, наименование операции или перечень замененных деталей, а также объемы заправленного топлива и масла.

Перед рассмотрением технологии технического обслуживания конкретных агрегатов автомобиля остановимся еще на одном важном аспекте: вредном воздействии автомобиля на окружающую среду.

Ученые считают автомобиль главнейшим фактором среди других отравляющих биосферу Земли. Подсчитано, что за последние 100 лет в биосфере израсходовано 240 млрд. тонн кислорода и взамен окружающая среда получила 360 млрд. тонн углекислоты. За 1000 км пробега автомобиль съедает кислорода столько, сколько человеку хватит на год.

Но отработавшие газы вредят не только живым организмам! Резко сокращается срок службы металлических предметов и деталей. Например, провода связи в городах служат значительно меньше, чем в деревнях, а железные крыши домов требуют ремонта в несколько раз чаще.

Шум автомобиля отражается на нервной системе человека. Ухудшается рост деревьев. В последнее время стали известны факты отрицательного воздействия отработавших газов на исторические памятники. По данным печати в Италии, так называемая мраморная проказа за год съедает до 0,5 см поверхности мраморных изделий.

Известно, что наличие в воде даже 1 мг/л тетра-этилсвинца, добавляемого в бензин, убивает все живое, поэтому моечные работы следует проводить в специально отведенном для этого месте, а не на берегу реки или озера, как это иногда делают некоторые горе-автолюбители. По этой же причине нельзя сливать остатки топлива или масла в водоем. Опасность для окружающей среды возникает не только от тетраэтилсвинца. Литр топлива, по подсчетам ученых, может загрязнить тонну воды так, что она будет непригодна даже для технических целей.

Естественно, на современном этапе нельзя полностью избежать всех вредных последствий, но при умелом обслуживании человек может значительно их уменьшить. Так, своевременная правильная регулировка системы питания позволяет значительно сократить содержание токсичных веществ в отработавших газах, уменьшить расход топлива и его потери.

Из всего сказанного следует, что техническое обслуживание автомобиля надо проводить не только в определенные сроки, но и в определенном месте.

Теперь рассмотрим технологию технического обслуживания каждого агрегата в отдельности.

Периодичность технического обслуживания для различных современных легковых заднеприводных автомобилей приведена в таблицах по разделам книги. Эта периодичность, как и указанная в сервисной книжке, предполагает эксплуатацию автомобилей по дорогам с улучшенным покрытием. Если же ваш автомобиль эксплуатируется по щебеночным, гравийным, пыльным, необустроенным, грунтовым дорогам, го периодичность технического обслуживания следует уменьшить на 20%.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Остались вопросы по теме:

"Что такое техническое обслуживание автомобиля и какое оно бывает?"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/chto-takoe-tekhnicheskoe-obsluzhivanie-avtomobilya-i-kakoe-ono-byvaet

3 ≫

Что такое ТО, что оно в себя включает и какова периодичность проведения проверок автомобиля? Главная и первая задача ТО (технического обслуживания) автомобиля – поддержание его в исправном состоянии и надлежащем виде. Основное отличие ТО от ремонта – это то, что данное мероприятие является профилактическим, а не выполняется по необходимости.

Ремонт проводится только при возникновении поломки или неисправности, затрудняющей или исключающей возможность нормальной эксплуатации авто, а ТО (техобслуживание автомобиля) планируется заранее и регулярно.ТО обычно включает такие виды работ:

  • Регулировочные;
  • Смазочные;
  • Заправочные;
  • Контрольно-диагностические;
  • Крепежные;
  • Электротехнические.

Техобслуживание автомобиля не обязательно должно включать все перечисленные работы. Многое определяется текущими потребностями и необходимостями, рекомендациями изготовителя, маркой машины и условиями её эксплуатации. Ваш ремонт будет реже случаться, чем грамотней вы будете подходить к диагностике вашего автомобиля. Ремонт генератора, поломки стартера, будет происходить реже, при правильной эксплуатации этих узлов вашего автомобиля. Техобслуживание автомобиля изменяется в зависимости от пробега автомобиля и его возраста. Существует несколько видов ТО автомобилей (в зависимости от периодичности проводимых работ, их трудоёмкости и сложности, количества):

  • Первое;
  • Второе;
  • Сезонное;
  • Ежедневное.

Первое и второе ТО нужно выполнять через определённый пробег авто, в полном соответствии с руководством по эксплуатации. Обычно пробег до первого техосмотра составляет около 10–15 тыс. км. Важным фактором времени проведения первого и второго осмотра являются и условия эксплуатации машины: к примеру, если приходится кататься по грунтовым покрытиям, воздушный фильтр надо менять чаще, чем при поездках по качественным асфальтовым дорогам.

Сезонное Техобслуживание автомобиля производится дважды в год, чтобы подготовить транспортное средство к эксплуатации в тёплое и холодное время года. Часть сезонного ТО – «переобувание» в зимнюю резину при наступлении зимы, и в летнюю – по её окончанию. В некоторых северных регионах России меняют и моторное масло, с зимнего на летнее, а осенью – наоборот. Многие водители проводят также и антикоррозионную обработку кузова в преддверии зимнего сезона.

Задача ежедневного ТО – поддержание внешнего вида, отслеживание своевременности заправки топливом, маслом, другими расходными материалами, контроль обеспечения безопасности движения по дороге. Проверка наличия всего необходимого в вашем багажнике, осуществляется по необходимости. Что рекомендовано там возить я писал в статье Что нужно иметь в багажнике. Перед каждой поездкой проверяется:

  • Комплектность своего авто;
  • Государственные регистрационные номера и их читаемость;
  • Состояние кузова;
  • Зеркала заднего вида и их регулировка;
  • Исправность всех замков (дверных, багажника и капота);
  • Исправность электрооборудования («дворники», сигнализация, освещение);
  • Герметичность систем охлаждения, смазки, наличие расходных жидкостей в них;
  • Герметичность привода системы торможения;
  • Работу КИП (контрольно-измерительных приборов);
  • Свободу хода рулевого колеса.

Нужно помнить, что если авто попадёт в ДТП, к примеру, из-за нарушения герметичного состояния гидравлического привода системы тормозов или другой неисправности, которая не была своевременно обнаружена перед поездкой – водителя автомобиля однозначно признают виновником дорожного происшествия, со всеми вытекающими последствиями.

Каждые 2 года (20–30 тыс. км. пробега) нужно :

  • Заменять свечи зажигания (если этого не потребовалось раньше);
  • Подтягивать крепления агрегатов, деталей и узлов шасси, двигателя;
  • Проверять герметичность уплотнений агрегатов и узлов и др;
  • Смазка зажимов и клемм аккумулятора.

Каждые 3 года в эксплуатации (30–45 тыс. км.) :

  • Зачищать коллектор стартера, проверять прилегание и износ щёток;
  • Проверять работу вакуумного усилителя тормозов;
  • Смазывать и очищать детали привода стартера;
  • Регулировать направленность света фар.
  • Заменять охлаждающую и тормозную жидкость;
  • Зачищать кольца контактов генератора, проверять износ щёток.
  • Чистка дренажных отверстий порогов и дверей;
  • Чистка деталей карбюратора.

Каждые 5 лет в эксплуатации (60–75 тыс. км) нужно заменять :

  • Масло коробки передач;
  • Развал-схождение передних колес;
  • Промывка системы смазки;
  • Зубчатый ремень газораспределительного механизма.

Вас это заинтересует:

Техобслуживание автомобиля : 1 комментарий

Здоровье и долголетие вашего автомобиля во многом зависит от регулярного проведения технических обслуживаний. ТО проходить в любом случае надо. Хотите сохранить гарантию — в специальных центрах. Не хотите — в других. Но машина должна проверяться и обслуживаться (в наших с Вами интересах)

Материалы: http://ladarus.ru/110/


Back to top