Застрял в снегу - что делать

1 ≫

Стояние в снегах.

«Нелетная погода» зимой может не только затруднить движение автомобиля, но и устроить ему настоящую «ловушку» на дороге. Тому, как выбраться из снежного плена, посвящена эта статья.

Во время сильного снегопада важно вовремя понять, что дальнейшие попытки продвигаться вперед нецелесообразны. Если на ровном участке шоссе сопротивление движению, оказываемое колесам даже в накатанной колее, возрастет настолько, что потребуется последовательно переходить на низшие передачи, самое время оценить обстановку.

Нельзя допускать, чтобы машина остановилась посередине дороги, зарывшись в снег и перекрыв проезд. Проезжую часть нужно освободить для движения мощного транспорта – внедорожников, снегоочистительной техники и спасателей.

Если вы поняли, что пурга разгулялась всерьез и надолго и вскоре продолжить путь не удастся, попытайтесь примкнуть к другим таким же путешественникам. Пережидать непогоду в компании не так страшно, к тому же, группу машин скорее заметят в условиях плохой видимости. Плохо, когда автомобиль остановился на участке трассы с ограниченной видимостью, еще хуже – если он застрял там, где из-за особенностей рельефа ветер наметает на дорогу особенно много снега. Такое место нужно покинуть, сдавая назад по своей же колее.

Ждать в поле погоды.

Нелегко смириться с тем, что ближайшие несколько часов проведешь в бездействии, рассматривая снежные вихри за лобовым стеклом. Но выбора не остается: придется ждать либо бульдозер дорожных служб, либо какой-то мощный грузовик-вездеход, чьи большие колеса, возможно, пробьют в снегу колею.

В случае если непогода совсем уж разбушуется, местная областная администрация признает ситуацию стихийным бедствием. Тогда власти, согласно инструкциям по действиям в чрезвычайных ситуациях, вышлют на все основные дороги спасательные команды для вызволения застрявших в снегах путешественников. В составе этих групп – бульдозер и машина с медработником, а также с запасом топлива и горячим чаем. Средства на ликвидацию последствий стихийных бедствий резервируются даже в районных бюджетах.

Так или иначе, поведение автомобилистов во время вынужденной остановки в снегах не должно быть пассивным. Если запас горючего позволяет греться от заведенного двигателя (т.е. штатного отопителя), нужно остерегаться отравления выхлопными газами – ветер может задувать их в салон через приоткрытое окно или изношенные дверные уплотнители.

Если бензина в баке немного (зимой нельзя допускать снижения уровня топлива даже до 1/4 бака), заводить мотор и прогревать салон можно время от времени. Важно не давать двигателю полностью остыть. Периоды его работы должны быть достаточно длительными, обороты – несколько повышенными, чтобы аккумулятор подзарядился после пуска мотора на морозе, а сам силовой агрегат прогрелся до рабочей температуры. Расход топлива на холостом ходу зависит от объема и типа двигателя, но в среднем эта цифра составляет 0,7 – 2,5 литра в час.

Держать включенными фары при неработающем моторе не стоит, поскольку аккумулятор быстро «сядет», и потом не удастся запустить двигатель. Чтобы обозначить положение своей машины на дороге, лучше включить габаритные огни или аварийную сигнализацию.

. или не ждать?

Естественно, сидеть, сложа руки нельзя. Если есть «мобилка» и покрытие сотовой связи, стоит попытаться дозвониться в ближайший населенный пункт (см. «Звонок спасателям»). В случае отсутствия телефона передать просьбу о помощи можно и с проезжающими мимо водителями грузовиков или полноприводных автомобилей, которые смогут двигаться через наметенные сугробы.

Спасатели приедут и. уедут

Потому что вы у них не одни. Поэтому задача застрявших – воспользоваться услугами этих специалистов в полной мере.

Главное – не забудьте выяснить у должностного лица, в каком направлении вам лучше двигаться: за бульдозером или в противоположную сторону по проложенному им коридору. Не исключено, что через пять – десять километров зона ответственности данной спасательной команды закончится, и снегоочиститель повернет вспять, исполнив свою миссию, но, не дотянув до следующего населенного пункта.

Во внимание следует принять опять-таки погоду – если метель не прекращается, лучше снова не испытывать судьбу и добираться до ближайшего жилья.

По снегу, упавшему с неба.

Переметы и снежные заносы протяженностью до 3–7 метров преодолевают с разгона, въезжая в них под прямым углом, не переключая передач, не поворачивая руль и не снижая оборотов двигателя.

Перед большим снежным заносом нужно притормозить, включить одну из низших передач и двигаться дальше на ровных оборотах мотора, не ускоряясь и не замедляясь.

По свежевыпавшему снегу (целине) нужно ехать на низших передачах, без остановок и переключений ступеней, без резких поворотов руля.

Если автомобиль застрял, необходимо тут же прекратить буксование, сдать назад по своей колее, потом разогнаться по ней вперед и ехать до падения скорости и появления первых признаков пробуксовки. Продолжать дальнейшее движение придется по цикличному методу «разгон – стоп – назад».

Трогаться с места после вынужденной остановки в снегу следует так же, предварительно подав машину назад.

На узкой заснеженной дороге с «горбатым» профилем лучше держаться середины, остерегаясь соскальзывания в глубокий снег на обочине или в кювет.

При разъезде со встречными автомобилями с проложенной колеи лучше съезжать задом, чтобы потом облегчить себе выезд.

Снежные качели

Если ведущие колеса забуксовали, выбираться придется при помощи раскачки.

Убедившись, что все колеса автомобиля касаются земли, нужно включить первую или заднюю передачу и отпускать педаль сцепления на малых либо средних оборотах, стараясь, чтобы колеса не пробуксовывали. Как только машина забуксует, следует сразу выжать сцепление и дать ей скатиться на прежнее место.

Процедуру повторяют до тех пор, пока в снегу будет пробита колея длиной около 1,5 метра. Достигнув ее конца в очередной раз и не ожидая, пока автомобиль сам скатится в исходное положение, можно «подтолкнуть» его соответствующей передачей (1-й или задней) и предпринять попытку выехать, разгоняясь по существующей колее и удлиняя ее.

Возможно, попытки потребуется повторять, пока машина не наберет достаточную скорость, чтобы прокладывать себе путь в глубоком снегу.

Звонок спасателям

Телефон аварийно-спасательной службы единый по всей Украине: 01 (по России - 112). Если точное местоположение заметаемых снегом автомобилей неизвестно, можно набрать этот номер через код ближайшего города (с «мобилки» звонить через оператора связи – 111 или 112).

Как объяснили нам в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, любой дежурный оператор 01 поможет путникам. По его подсказкам и по видимым ориентирам можно определить участок трассы, на котором вы застряли. Оператор также подскажет, как позвонить в ближайший спасательный отряд, или сам переадресует туда вашу просьбу о помощи.

Покидая населенный пункт (особенно незнакомый) в зимнюю непогоду, нелишним будет записать номер телефона круглосуточного кафе или АЗС на окраине – возможно, именно через его персонал придется просить о помощи.

Номер телефона отдела оперативно-дежурной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины (044) 247-30-50 (телефон доверия МЧС России - (495) 449-99-99).

Я возьму с собой в дорогу.

Чтобы уверенно чувствовать себя во время зимних путешествий по стране, не помешает соответствующим образом укомплектовать автомобиль.

В багажнике будут уместны лопата для сгребания снега, трос длиной более 5-6 м., мощный фонарь, термос, теплая куртка или одеяло.

Запас бензина в 5-литровой канистре пригодится если не для своего автомобиля, то для оказавшегося в сложной ситуации коллеги. Перед тем как положить в машину цепи противоскольжения, нужно потренироваться их надевать в спокойной обстановке. Наконец, будет нелишним испытанное поколениями туристов средство для обогрева – сухой спирт, упаковку которого можно приобрести на рынке или в магазине спорттоваров. Сгорая без дыма и копоти, он поможет ощутимо нагреть воздух в салоне стоящего автомобиля.

А вот этого не нужно!

Золотое правило терпящего бедствие – не покидать места ЧП и не оставлять свой транспорт. Если ситуация обернется совсем уж плохо, спасатели будут искать в первую очередь машины, а не пеших людей. И, прежде всего – на основной дороге, а не на проселках. Значит, искать объезд по менее заснеженным путям не стоит, тем более, если они – незнакомые.

Автор: Игорь Широкун

На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.

Материалы: http://www.homearchive.ru/avto/av0334.html

2 ≫

В жизни водителя происходит множество различных приятных и неприятных ситуаций. Наиболее простой способ избежать проблем - предусмотреть все возможные сложности, которые на самом деле могут принести неприятности в эксплуатацию транспортного средства. Особенно изобильна такими неприятностями зимняя эксплуатация автомобиля. В это время транспорт полностью зависит от стихии, а также от сложившихся обстоятельств. Это значит, что даже невероятные навыки водителя порой оказываются бессильными против погоды, снежных заметов и ледяных наростов. Поэтому очень полезно будет научиться правильно вести себя на заснеженной дороге, а также выбираться, если автомобиль застрял в снегу. В таком случае оптимальным вариантом освобождения будет выполнение техник экстремального вождения, которым можно обучиться на специальных курсах или на частных занятиях.

Существует множество методов безопасной поездки по снегу, но стоит помнить, что каждая ситуация в зимней эксплуатации автомобиля является индивидуальной. Вы не сможете приравнять все заснеженные дороги к каким-либо одним правилам. Это делает теоретическую часть поездки на автомобиле по снегу достаточно сложной и обширной. Но на самом деле достаточно один раз правильно выполнить все действия, чтобы вполне отдавать себе отчет в том, какие действия придется выполнять в следующий раз. Если ваш автомобиль уже застрял в снегу, придется аккуратно вытащить его одним из предложенных ниже методов, но самым простым способом является не допустить такой ситуации. Давайте рассмотрим все основные аспекты эксплуатации автомобиля в заснеженную погоду.

Нужно заметить, что водители-экстремалы, которые привыкли испытывать все теоретические выкладки на практике, нередко попадают в самые неприятные ситуации. Важно не допустить, чтобы ваш автомобиль попал в сугроб и получил крайне неприятные последствия непродуманной парковки или переоценки возможностей технической части транспортного средства. В первую очередь, нужно знать о том, какие нагрузки способен вынести транспорт. Нередко владельцы автомобилей не особо задумываются над тем, какими на самом деле должны быть условия эксплуатации авто. Среди важных причин попадания в неприятности зимой можно выделить такие черты:

  • переоценка возможностей автомобиля, повышение скоростных режимов или выбор неверных путей для поездки;
  • неверная оценка толщины снежного покрова на дороге, что вызывает непредвиденные заносы и потерю управления;
  • плохая резина - некачественная зимняя резина или летние покрышки в зимнее время становятся причиной самых неприятных ситуаций;
  • отсутствие водительской практики и понимания, как стоит действовать при въезде на заснеженную дорогу;
  • неудачная парковка автомобиля, при которой транспорт замело снегом - выехать из такого плена непросто;
  • многократные попытки выехать из сугроба просто раскручиванием двигателя и шлифованием поверхности под колесами.

Как видите, проблем и различных неприятных ситуаций в данной сфере можно отыскать достаточно много. Конечно, все зависит от вашего опыта, но иногда стихия предоставляет ситуации, которые не полностью зависят от вас. Одни водители предпочитают в определенную погоду просто не брать свои автомобили с гаража или стоянки, другие берут авто в любую погоду и просто надеются на то, что все будет хорошо. Если же вы уже попали в неприятности, ваш автомобиль не может выбраться из снега, эти рекомендации вас точно не спасут. Давайте разберемся в том, как можно вызволить автомобиль из снежного плена и получить возможность дальнейшего передвижения на нем.

Решение проблемы буксования в сугробе может понадобиться даже самому опытному водителю, который только оставил свой автомобиль в неблагоприятном месте, а после рабочего дня нашел вместо авто небольшой сугроб снега. Первая рекомендация, которую можно дать в данном случае, достаточно проста - раскопайте машину и очистите ее от снега с помощью специальных щеток и прочих вариантов инструментов для автомобилистов. Лопата в багажнике - первый инструмент в зимнее время после проводов для «подкуривания» и буксировочного троса. Непосредственный выезд из снежного плена возможен с применением таких методов:

  • попробуйте воспользоваться второй или третьей передачей на механической коробке, так колеса будут меньше уходить в буксовку;
  • не шлифуйте место, на котором застрял автомобиль, старайтесь меньше буксовать и больше действовать конструктивно;
  • можно попробовать подложить под колеса специальные коврики, которые помогут выехать из обледенелого постамента;
  • пробуйте раскачивать автомобиль пульсирующими движениями, это поможет освободиться из ямки под колесами;
  • попросите прохожих подтолкнуть автомобиль - это самый простой способ выбрать из неприятностей в снежную погоду;
  • попросите другого водителя вытащить ваш автомобиль с помощью буксировочного троса, но будьте осторожны в такой ситуации;
  • если ничего из перечисленного выше не помогает, попробуйте на второй передаче дать полный газ и подержать его десяток секунд.

Последнее действие достаточно опасно для сцепления вашего автомобиля, но может оказаться единственным вариантов выехать из желоба, в который попало одно из ведущих колес. В ситуации с неприятным пленом снега может оказаться как обычный легковой автомобиль, так и внедорожник. Конечно, настоящему джипу выехать из таких переделок несложно - достаточно включить режим Lock для блокировки дифференциала и выбрать нужное положение рулевого колеса. Однако, современные кроссоверы в большинстве своем такой блокировки не имеют и вполне могут попасть в неприятные ситуации со снежным пленом.

Одним из важных аспектов раскопок автомобиля из снега является понимание того, где нужно копать. Можно раскопать весь автомобиль и не добиться никаких результатов. Необходимо сконцентрировать свои усилия на двух аспектах. В первую очередь, убедитесь, что ваш автомобиль не сел брюхом на снег. В такой ситуации вы вряд ли сможете нормально выехать, даже применив самые эффективные методики экстремального вождения. Поэтому лучше начать с освобождения снежной подушки под автомобилем. Также стоит сконцентрировать внимание на зоне ведущих и ведомых колес, выполнив такие важные действия:

  • попробуйте тронуться на передней и задней передачах, оцените, куда автомобиль хоть немного подается при начале движения;
  • спустите колеса до 0.8 атмосфер, чтобы увеличить площадь контакта резины с холодной поверхностью;
  • возьмите лопату и расчистите снег вокруг той зоны, в которую машина движется, также расчистите снег для освобождения движения ведомых колес;
  • далее попробуйте снова тронуться в эту сторону, но не переусердствуйте с шлифовкой места, на котором стоит машина;
  • следующим действием будет раскапывание льда прямо под колесом автомобиля с той стороны, куда вы можете хоть немного податься;
  • достаточно просто наколоть на льду неровности, чтобы резине было за что зацепиться для выезда из плена;
  • после этого снова попробуйте выехать и сразу же давайте акселерацию, чтобы доехать до нормальной дороги;
  • выезжать из таких проблем проще всего внатяжку, не пробуксовывая на ледяных и снежных участках.

Вы можете расчистить весь снег вокруг автомобиля, но лучше всего сконцентрировать свои силы на ведущих колесах. Это позволит вам выехать даже в том случае, если снега окажется намного больше, чем позволяет пропустить под собой клиренс автомобиля. Нередко на производительность в зимний период влияют покрышки автомобиля. В данном случае вам лучше использовать действительно качественные и эффективные варианты резины, поскольку другие модели могут оказаться не самыми надежными. Воспользуйтесь технологиями именитых производителей, чтобы изменить свое мнение о зимней поездке в лучшую сторону. Предлагаем небольшое полезное видео по теме выезда из сугроба:

Снежный плен вашего автомобиля - это далеко не приговор даже в том случае, если вы остались сами и не можете воспользоваться помощью посторонних. Различные методы позволят вам освободить машину и получить приятные возможности эксплуатации в зимнее время, которые не приведут вас к снежному плену. Немаловажную роль в этом деле играет подготовка автомобиля для эксплуатации зимой. Нужно сложить в багажник необходимый инструмент для откапывания авто в случае попадания в неприятную ситуацию, приобрести хорошую резину для сцепления даже с ледяным покрытием.

Такие действия позволят вам легко избавиться от снежного плена и провести прекрасную зиму за рулем вашего автомобиля. В ином случае придется серьезно страдать от различных неприятностей, которые случаются в жизни водителя практически постоянно при отсутствии должной подготовки. Зимой эксплуатировать автомобиль можно вполне безопасно и качественно, не вызывая никаких неприятностей. Тем не менее, всегда нужно быть готовым к тому, что стихия предоставит не самый лучший сюрприз. А какие методы освобождения от снежного плена используете вы?

Материалы: http://avto-flot.ru/blog/kak-vyibratsya-esli-avtomobil-zastryal-v-snegu.html

3 ≫

  • Легковые автомобили
  • Легковые такси
  • Маршрутные автобусы
  • Автобусы <= 16 мест
  • Автобусы > 16 мест
  • Грузовые авто <= 16 тонн
  • Грузовые авто > 16 тонн
  • Тракторы и стоит. техника
  • Мотоциклы
  • Троллейбусы
  • Трамваи
  • Сначала выберите марку

2 клика и вы узнаете самый выгодный тариф!

Застрявший в снегу автомобиль - это всегда неприятно, хлопотно и отнимает много энергии. В России это особенно актуально с нашей снежной зимой и долгой весной. В статье приводится ряд шагов, которые помогут Вам вытащить Ваш автомобиль из снега и предпринять профилактические меры после этого и, конечно же, во избежание этого.

Если автомобиль застрял в снегу поздней осенью, зимой или ранней весной - будь то тот случай, когда Вы свернули с дороги в снежную колею или же когда выпал снег в то время как Ваша машина была припаркована - в любом случае это может быть неприятно и нужно думать, что делать в этом случае. Давайте разберёмся, что нужно делать, если машина застряла в снегу зимой.

Проверьте выхлопную трубу, прежде чем запустить двигатель. Если снег накрыл её, очистите. Это делается для предотвращения смертельных газов, которые могут создаться внутри автомобиля.

Прежде всего, выпрямите колёса (сделайте передние колёса параллельными автомобилю) - это значительно облегчит выезд из снежной "каши". Далее, только в том случае, если у Вас есть качок или компрессор для накачки колёс, немного приспустите их, чтобы они приобрели лучшее сцепление с дорогой.

Отбросьте большую часть снега и льда от колёс, на которые приходится привод. Не знаете, какой привод у Вашего автомобиля. Это легко определить по тому, какие колёса пробуксовывают. Если же по каким-либо причинам не удаётся определить привод авто таким образом, то взгляд на двигатель, установленный в моторном отсеке, поможет определить это. Если двигатель расположен перпендикулярно (по ширине он больше, чем по длине), у Вас, вероятно, передний привод. Если двигатель расположен вдоль корпуса машины, то Вы, вероятно, обладатель(ница) заднеприводного автомобиля. Имейте в виду, однако, что многие внедорожники (реже кроссоверы) могут также иметь полный привод колёс.

Удобнее всего отбрасывать снег от колёс лопатой, которой, однако, может не оказаться в Вашем багажнике, если Вы не позаботились об этом заранее. В этом случае импровизируйте: отвертка, балоник или любой предмет подойдёт, чтобы убрать снег под застрявшим автомобилем и разбить лёд, который формируется под шинами. Удалите рыхлый снег в направлении движения автомобиля на полметра-метр, чтобы начать двигаться, а лучше ещё дальше, особенно, если высота снежного покрова на пути следования выше дорожного просвета машины. Если же автомобиль сел "на пузо", то необходимо лопатой очистить снег из-под автомобиля.

Важно пытаться выехать из снега на низкой передаче очень аккуратно работая педалью акселератора - двигаться необходимо с минимальным крутящим моментом, передаваемым на колёса, в идеале, чтобы колёса не буксовали, а крутили медленно, но верно, и останавливаться, как только колёса начинают пробуксовывать. Таким образом, самый эффективный вариант: двигаться взад-вперёд до тех соответствующих моментов, когда колёса уходят в пробуксовку - сначала двигаетесь назад и, как только авто не может двигаться дальше, включаете переднюю передачу и также сначала разгоняетесь (если машина будет двигаться хотя бы один метр вперёд), а затем накатом пытаетесь пробить себе дорогу далее вперёд.

На автомобилях без специального оборудования тяги, применяется дифференциал для распределения крутящего момента на каждое из ведущих колес (передних или задних, в зависимости от автомобиля). Из-за дифференциала колёса вращаются не с равной частотой вращения. Цель этого, чтобы обеспечить гладкий поворот автомобиля без проскальзывания шин об асфальт. Но это означает, что если одно из колёс проскальзывает и буксует, другие колёса, которые могли бы иметь тягу, практически не получают усилия. В этом случае поможет раскачка автомобиля в стороны, однако, это должен быть крайний шаг, так как раскачка сильно изнашивает трансмисиию машины. Кроме того, для должной эффективной раскачки у Вас должно быть по меньшей мере два пассажира, чтобы Вы могли оставаться за рулём и пытаться выехать из снежной "каши".

Если Вы хорошо подготовились к езде зимой и у Вас есть специальные цепи для таких случаев, то это просто отлично! Однако, есть веское подозрение, что у Вас их нет. А потому найдите что-либо, что можно подложить под буксующие колёса - это могут быть сорняки, ветки деревьев, камни на худой конец. Будьте очень нежны с педалью акселератора и убедитесь, что никто не стоит за машиной. Всё, что Вы подложили под колёса, непременно вылетит из-под колёс при первой возможности.

При наличии посыпьте солью, песком, и/или наполнителем для кошачьего туалета под ведущими колёсами. Соль поможет растопить лёд, который имеет тенденцию к образованию, когда Вы будете вращать колеса. Кроме того, если у Вас есть лишняя жидкость стеклоочистителя ветрового стекла или антифриз (будьте осторожны с антифризом в жилых районах - домашние животные любят пить его с земли и могут быть отравлены таким образом) в Вашем автомобиле, то они могут помочь растопить снег и лёд.

Если все вышеприведённые шаги не дали результата, либо - на Ваш выбор - при изнеможении организма целесообразнее найти трактор или грузовой автомобиль в ближайших районах, либо вызвать службы для того, чтобы выбраться из снега.

Советы

После того как Вы выедете на ровную асфальтовую дорогу, Вы можете заметить, что на руле началась вибрация или колебания на достаточно высоких скоростях. Обычно это вызвано тем, что снег попал в Ваши колёса с внутренней стороны диска и вызывает дисбаланс. Вы должны остановиться в безопасном месте и сбить снег.

Всегда ездите зимой на зимней резине (не всесезонной). Если Вы часто выезжаете на трассу, то это должна быть шипованная резина. "Липучки" подойдут для города и то не всегда.

Если Вы двигаетесь вперёд после того, как освободитесь, продолжайте движение в устойчивом темпе до места с меньшим количеством снега, где можно безопасно остановиться, либо же вернитесь на асфальтовую дорогу.

Держите некоторые простые инструменты и вспомогательные средства в багажнике автомобиля в зимние месяцы, такие как: лопата, небольшой мешок песка, каменная соль (поваренная немного хуже, но тоже подойдёт), колесные цепи. Один или несколько из этих пунктов могут помочь значительно уменьшить количество времени и усилий, необходимых для высвобождения застрявшего в снегу автомобиля. А вот лопату можно оставить и на лето. Кроме того, возите с собой одеяло или плед, что-либо перекусить с длительным сроком хранения (например, консервы, тушёнку) и воду в пластиковом бутыле на тот случай, если потребуется длительный период времени для ожидания помощи.

Когда Вы выедете из снежного затора, убедитесь, что радиатор не забит снегом. Очистите его, прежде чем ехать дальше, иначе это приведет к перегреву, если воздушный поток будет заблокирован.

Помните, что чрезмерно высокая скорость вращения проскальзывающей шины приводит к перегреву и повреждению шин. Кроме того, в снегу автомобиль просто выроет себе яму, и вероятность вылезти из неё ухудшается с каждым оборотом проскальзывающего колеса.

Ведь друзья тоже любят интересные статьи!

Чтобы на лобовом стекле не появлялась наледь в зимний период, просто охладите салон автомобиля по выходу из автомобиля в течение минуты-другой.

Натрите картофелем лобовое стекло снаружи, и оно не будет запотевать во влажную погоду.

Материалы: http://howcarworks.ru/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8F%D0%BB-%D0%B2-%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%83-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C


Back to top