1 ≫
-
Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.
Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.
Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.
Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.
Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.
Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.
Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.
Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.
Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.
Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.
Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.
Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».
Материалы: http://kareliyanews.ru/chto-takoe-akvaplanirovanie-chem-ono-opasno-i-kak-s-nim-borotsya/
2 ≫
-
- Что собой представляет аквапланирование?
- Понятие эффекта аквапланирования
- Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля
- Рисунок шин
- Толщина водяной пленки
- Скорость движения
- Состояние подвески
- Опасность аквапланирования для вас и вашего авто
- Как предотвратить аквапланирование
- Какие действия предпринять, если аквапланирование началось
Каждый водитель сталкивался с тем, что на мокрой дороге или во время гололеда машина совершенно не слушается, ее начинает самопроизвольно нести. Складывается впечатление, что машина «плывет», и вы полностью теряете контроль над ее управлением. Этот неприятный момент называется аквапланированием. Случается такое, когда шины теряют сцепление с дорожным покрытием во время непогоды. Аквапланирование может начаться во время ливня, дождя, при попадании колесами в огромную лужу, когда дорога покрыта тонким слоем льда.
Понятие эффекта аквапланирования
Что происходит при аквапланировании? Аквапланирование – это своеобразное скольжение по поверхности дорожного покрытия, когда сцепление колес с твёрдой поверхностью сводится к минимуму. На шинах оттеснены канавки, по которым вода должна отводиться в сторону, если машина эксплуатируется в условиях непогоды. В случае, когда дорога покрыта большим слоем воды, эти канавки не успевают отводить воду в сторону, и возникает эффект аквапланирования. Водитель на короткое время теряет контроль над машиной.
Чтобы избежать аквапланирования, не нужно в непогоду ехать на большой скорости и делать резких маневров на дороге. В аквапланирование чаще попадают переднеприводные машины (передние ведущие колеса стягивают автомобиль на мокрой дороге), и вы не сразу замечаете, что теряете управление (так как задние колеса уже подвержены процессу аквапланирования). Заднеприводные машины дают шанс водителю вовремя почувствовать начало аквапланирования (управлять машиной становится сложнее, руль отказывается слушаться) и предпринять меры.
Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля
Аквапланирование автомобиля провоцируется рядом факторов:
• Большая скорость движения во время дождя, когда дорога покрыта слоем воды.
• Попадание в лужу на большой скорости.
• Сильный поток воды на дороге.
• Неравномерное водяное препятствие на дороге (в случае с неровной трассой).
• Небольшая остаточная глубина протекторов (лысеющие шины).
• Давление в шинах машины.
• Неисправная подвеска машины.
Рисунок шин
Аквапланирование возникает, если рисунок на шинах стирается (нормальным считается рисунок с глубиной канавок на шинах до 8 мм), уменьшается глубина бороздок. С лысыми шинами (глубина бороздок до 1 мм) и на сухом асфальте коэффициент сцепления падает, а на покрытой слоем воды – и подавно. При контакте с водой бороздки не успевают высвободить резину для хорошего сцепления с покрытием трассы, и машина «плывет».
Желательно ставить на машину шины с рисунком «дождевой» (в виде елочки). Это водоотталкивающие покрышки, которые снижают риск возникновения аквапланирования. Переобувайте машину в протекторы «зима-лето». Зимние шины имеют более глубокие бороздки рисунка шин, потому что резине приходится бороться со снегом и снежной кашицей.
Кроме рисунка на шинах, смотрите также на ширину протекторов: узкие или широкие. Преимущество остается за широкими шинами, так как у них большее напряжение сжатия. Необходимо следить и за давлением в шинах. Если протекторы проседают, то глубина бороздок уменьшается, а риск аквапланирования увеличивается.
Толщина водяной пленки
Эффект аквапланирования напрямую зависит от толщины водяной пленки. На мокрой дороге сцепление колес с асфальтом лучше, чем на дороге с внушительным слоем воды (сильный дождь, ливень). Если дорога имеет перепады в покрытии, то слой воды на ней неравномерный. В этом случае попасть в аквапланирование можно запросто, потому как протекторы должны справиться с разным слоем воды на дороге.
Скорость движения
В непогоду очень важно следить за скоростью, не превышать ее. Аквапланирование шин начинается при скорости от 70 км/ч даже во время небольшого дождя (даже при условии хорошего рисунка на шинах и исправной ходовой части).
Если вы мчитесь на высокой скорости, то аэродинамика слегка поднимает машину над дорогой. В этом случае сцепление колес с основой и так падает. Если учесть, что в дождь на пути сцепления становится вода, то коэффициент сцепления снижается (вода не вытесняется из протекторов, и возникает аквапланирование).
Состояние подвески
Если ваша подвеска изношена, то риск аквапланирования повышается в плохих погодных условиях даже на скорости от 40 км/час.
Опасность аквапланирования для вас и вашего авто
Что делать при аквапланировании? Не паниковать – это главное. Попав колесами в поток воды на асфальте или в огромную лужу, вы ощутите снижение скорости. Это происходит потому, что возрастает сопротивление движению. При попадании в лужу сцепление колес получается разным (одно колесо уже на более-менее сухой поверхности, а другое находится еще в луже), потому машину и заносит. Иногда может возникнуть небольшой удар, и машину непроизвольно начнет разворачивать. Чтобы этого не произошло, крепко держите руль в руках.
Внимание! Ни в коем случае не делайте резких рывков рулем в сторону (это только усугубит ситуацию). При аквапланировании руль поворачивайте короткими множественными движениями на маленький угол – так вы сможете выровнять машину.
Как предотвратить аквапланирование
Лучше предотвратить беду, чем бороться с аквапланированием. Важно прислушаться к некоторым советам:
• Правильно выбирайте покрышки (узор «елочка», водоотталкивающие, широкие/узкие, наличие пиктограммы: water или aqua – вода, rain – дождь).
• Переобувайте машину по сезону (зимняя и летняя резина).
• Следите за изношенностью покрышек (на «лысой» резине ехать нельзя).
• Следите за состоянием подвески.
• Проезжайте лужи по прямой.
• В дождливую погоду нельзя резко тормозить и поворачивать.
• В непогоду максимально снизьте скорость (должна быть меньше 70 км/час).
• Крепко и правильно держите обе руки на руле (ориентируйтесь по циферблату 10-2 или 9-3), чтобы его не выбило из рук при попадании в лужу.
• Исключите резкие маневры (колеса должны быть всегда прямо).
Какие действия предпринять, если аквапланирование началось
Как же бороться с аквапланированием? Никак. Если уж попали в «плавание», то остается только крепче держать руль прямо и ждать, когда машина проедет участок с толстым слоем воды.
Если попытаться резко повернуть руль, когда передние колеса еще в луже, а задние на асфальте (или наоборот), то может еще раз «кидануть» вплоть до переворота машины. Отбросьте свое психологическое желание тормозить, если машину уже несет.
Водители с большим опытом могут поймать и подкорректировать занос, но не всегда (а при касании с твердой поверхностью машину снова уведет в одну из сторон под тем углом, под которым она вошла в «занос»).
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
- © 2017 Auto.Today
- Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Конфиденциальность
- Реклама на сайте
- Редакция
Редакция портала может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы, за достоверность и содержание рекламы
Материалы: http://auto.today/bok/4343-chto-soboy-predstavlyaet-akvaplanirovanie-uchimsya-ego-predotvraschat-i-izbegat.html
3 ≫
-
По-моему очень странно, что такое страшное для любого автомобилиста и совершенно неприятное явление, назвали таким мягким и красивым словом – аквапланирование.
Что такое аквапланирование? Это — чрезвычайно опасное явление, способное, как минимум стать причиной стресса и негативных эмоций, а в некоторых более тяжелых случаях — причиной ДТП или даже смертельной аварии. И что самое страшное, что такой эффект может случиться, как с начинающим автолюбителем, так и с профессиональным автомобильным «гуру».
Аквапланированием называется — полная или частичная потеря сцепления автомобильных колес с дорожным покрытием. Этот неприятный эффект напрямую связан с водой, которая на высоких скоростях не отводится должным образом через каналы протектора шин. В результате образуется гидродинамический клин и шины превращаются в «водные шары», которые просто скользят по водной поверхности мокрой трассы.
Причин этому эффекту имеется не так уж и много, однако существует много факторов, способных спровоцировать аквапланирование.
Причиной аквапланирования автомобиля могут стать следующие факторы:
1. Высокая скорость входа машины в лужу.
2. Критическая глубина протектора шин.
3. Неровность дорожного покрытия и наличие на нем водяного слоя (лужи).
4. Предельная толщина, либо неравномерность слоя воды.
5. Неправильное давление в шинах автомобиля.
6. Плачевное состояние автомобильной подвески.
Как вы видите, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод — почти всегда причиной аквапланирования является водитель и состояние его машины, а также некоторых ее узлов.
Что делать для того, чтобы избежать аквапланирования?
Основным, и пожалуй, самым главным правилом для любого автовладельца является — ограничение скорости на мокрых, залитых водой участках дороги и медленный вход в лужу на средней скорости. По результатам испытаний учеными было установлено, что критической является скорость — 70-100 км/час, именно в этом диапазоне происходит аквапланирование. Хотя не стоит полагать, что этот эффект никогда не произойдет на меньших скоростях, поскольку кроме скорости есть еще множество факторов, которые описаны мною чуть выше.
Правильный выбор автомобильной резины, а также их регулярная замена позволят уменьшить вероятность возникновения аквапланирования. Подбирая оптимальный вариант шин для своего авто обязательно обратите внимание на пиктограммку в виде дождя, или же наличия надписи: wateк (вода) или rain(дождь). Такие шины будут обладать прекрасными характеристиками именно при езде по воде и смогут предотвратить возможность аквапланирования.
Подвеска автомобиля должна быть в нормальном состоянии, в большей степени это касается амортизаторов вашей машины.
Что делать если все-таки машину «понесло»? Какие надо принять меры в случае возникновения аквапланирования?
Несмотря на бережное отношение к автомобилю и окружающим, а также правильное вождение случается так, что это все-таки произошло. От этого никто не застрахован, еще раз повторяю! Однако это же необходимо делать в таких ситуациях, дабы свести потери, как говорится, к минимуму? Ответ прост, прежде всего — не паникуйте, попытайтесь собраться и уберите ногу с педали газа.
Ни в коем случае не делайте каких-либо резких движений, или давить в пол педаль тормоза. При резком торможении, во время аквапланирования автомобиль уйдет в занос, тогда уже сложно будет что-либо сделать. Тормозить следует исключительно двигателем.
Не делайте рулем никаких резких движений и не пытайтесь при его помощи выровнять колеса в нужном направлении. Вся беда в том, что колеса не будут реагировать, вернее от их реакции ничего не будет зависеть, так как они будут в плену у водного потока, а вы при этом только потеряете драгоценные секунды. Поворачивать руль необходимо в сторону заноса, повторный занос авто следует подкорректировать короткими движениями руля с постепенным возвратом колес в необходимое положение «прямо».
В принципе большой необходимости запоминать все это — нет, все что от вас требуется, это понимать о возможности возникновения такой ситуации, следить за состоянием резины, и самое главное — «не влетать» в лужи на высоких скоростях, по возможности старайтесь преодолевать их по прямой траектории. Соблюдая все вышеописанные правила безопасности, шансов стать жертвой аквапланирования у вас будет не много, вероятность будет сведена к нулю. Удачи вам. Берегите себя.
Материалы: http://sanekua.ru/chto-takoe-akvaplanirovanie-i-kak-s-nim-borotsya/