Система динамической стабилизации автомобиля - ESP

1 ≫

Добрый день, уважаемые читатели.

В этой статье из серии "Системы безопасности автомобиля" речь пойдет о системе активной безопасности ESP. ESP - Electronic Stability Program - система динамической стабилизации или система курсовой устойчивости. Так же как и рассмотренная в предшествующей статье серии ABS, система ESP служит не для устранения аварии, а для ее предотвращения.

Однако в отличие от той же антиблокировочной системы тормозов, система динамической стабилизации распространена еще не слишком сильно, и на относительно недорогих зарубежных и тем более отечественных легковых автомобилях ее встретить пока невозможно.

Полагаю, что это дело времени, и лет так через 5 esp станет общепринятым стандартом, а автомобилей без этой системы просто не будут выпускать.

Пришло самое время перейти к подробному рассмотрению системы, однако для начала я хочу привести пример ситуации, в которой esp могла бы помочь избежать ДТП.

Ситуация, в которой ESP могла бы предотвратить ДТП

Итак, предлагаю Вам ознакомиться с видео, в котором автомобиль попадает в занос на сухой дороге и провоцирует ДТП:

Как Вы уже поняли при просмотре видео, виновником ДТП является автомобиль, который попал в занос. Хотя на самом деле правила дорожного движения нарушают чуть ли не все участники инцидента.

Система ESP позволяет избежать именно таких заносов, например, возникших при попадании колеса или нескольких колес автомобиля на обочину.

Как работает система динамической стабилизации

Постараюсь описать принципы работы системы динамической стабилизации максимально просто, чтобы у Вас не осталось никаких вопросов.

ESP работает следующим образом: система контролирует положение рулевого колеса автомобиля и его реальное направление движения. До тех пор, пока автомобиль едет строго по направлению руля, система не вмешивается в работу.

Однако в том случае, если траектория автомобиля вдруг перестанет соответствовать положению рулевого колеса (такое может произойти в случае заноса или сноса), система немедленно вмешается и поможет водителю избежать ДТП.

Конечно же в реальности работа системы протекает более сложно. ESP является расширением ABS и во многом задействует устройства и механизмы, которые присутствую в ABS. Однако для ESP необходимо наличие также акселерометра (датчика, определяющего реальное направление движения автомобиля) и датчика, определяющего положение рулевого колеса автомобиля.

В случае расхождения результатов двух вышеперечисленных датчиков система ограничивает тормозные усилия, прикладываемые к одному или нескольким колесам (заставляя их тормозить меньше), а в некоторых случаях вмешивается и в работу двигателя (заставляя автомобиль разгоняться или притормаживать).

Подведя итоги всему вышесказанному, хочу отметить, что ESP помогает избежать таких проблемных ситуаций, которых без этой системы избежать вряд ли удастся.

Еще раз напомню, что в настоящее время система динамической стабилизации устанавливается далеко не на все автомобили (один из самых дешевых автомобилей, где такая система может быть установлена - citroen c3 стоимостью более 500 тыс. рублей), однако это вопрос времени. Если же в Вашем автомобиле ESP нет, то рекомендую воздерживаться от неосмотрительных маневров на больших скоростях.

Материалы: http://pddmaster.ru/avtomobili/sistemy-bezopasnosti-avtomobilya-chast-5-sistema-dinamicheskoj-stabilizacii-avtomobilya-esp.html

2 ≫

Electronic Stability Program или ESP (аббревиатура) – именно так называют электронную систему динамической стабилизации автомобиля. Эта технология призвана помочь водителю в критических моментах езды.

Суть данной системы заключается в предотвращении опасных заносов или бокового скольжения автомобиля. Если при выполнении каких-либо маневров автомобиль начинает заносить, ESP сохраняет его устойчивость, тем самым помогая водителю контролировать процесс езды. Часто такую электронику называют «противозаносной» или «системой поддержания курсовой устойчивости».

Первую подобную систему, под названием «управляющее устройство», разработали в компании Daimler-Benz еще в конце 50-х годов. Однако, использовать ее в автомобиле стали, лишь, в 1994 году. Модели Mercedes-Benz CL 600 стали первыми автомобилями, комплектовавшимися ESP. Затем, установка системы производилась на все модели S-класса и SL.

Такой вид имеет блок управления ESP на автомобилях Mercedes-Benz.

В наше время такой системой оснащаются, практически, все автомобили, не зависимо от класса и стоимости.

Основным узлом ESP является электронный блок-контроллер. Он постоянно осуществляет обработку сигналов, которые поступают с множества датчиков(датчик положения рулевого колеса, датчик давления в тормозной системе). Контроль скорости вращения колес производится с помощью датчиков AБС. Система ESP связана с антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем.

Основную информацию блок-контроллер получает с двух специальных сенсоров – угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения. Принцип их работы заключается в фиксации бокового скольжения на вертикальной оси, вычисления его величины и даче команд на устранение угрозы. Благодаря всем установленным датчикам, ESP постоянно фиксирует скорость автомобиля, обороты двигателя, на какой угол повернут руль, наличие заноса и т.д.

Путем постоянного анализа поступающих с датчиков сигналов, контроллер делает сравнение между поведением автомобиля в реальности и тем, что загружено в его программе. Если между этими параметрами возникает несоответствие, блок-контроллер расценивает такую ситуацию как опасную и дает команды для ее устранения. Это может быть притормаживание одного или нескольких колес. Выбор переднего или заднего колеса, внешнего или внутреннего по отношению к повороту, системой определяется, в зависимости от конкретной ситуации.

Притормаживание колес производится с помощью гидромодулятора АБС, который нагнетает давление в тормозной системе. Синхронно с этим действием, поступает команда и на блок управления двигателем на уменьшение подачи топлива и крутящего момента на колесах.

На рисунке можно посмотреть пример, в котором показан занос(разворот или вылет с дороги) – красная линия. В такой ситуации система ESP произведет торможение нужных колес и автомобиль останется устойчив при вхождении в поворот – зеленая линия.

Система контролирует автомобиль в любом режиме езды – набор скорости, торможение, движение накатом. Определение критической ситуации и включение электроники зависит от конкретного случая и типа привода автомобиля. К примеру, если датчик углового ускорения зафиксировал начало заноса задней оси, ESP даст команду на блок управления двигателем и подача топлива будет уменьшена. Далее, будет следовать команда на притормаживание внешнего переднего колеса и т.д., в соответствии с заложенной программой.

Если в автомобиле автоматическая КПП с электронным управлением, система может переключать передачи, подбирая оптимальный режим работы трансмиссии.

Есть ситуации, в которых такая система мешает. Но, это больше относится к экстремальной езде водителя, чем к самой ESP. Например, в случае выхода из заноса необходимо резко увеличить скорость, а система сделать это не дает, уменьшая обороты двигателя.

Однако, во многих автомобилях систему ESP можно, принудительно, отключить. В некоторых моделях система не реагирует на небольшие заносы и скольжения, добавляя больше адреналина водителю во время езды. При этом, в критической ситуации она мгновенно срабатывает.

Система ESP – одна из главных в общем комплексе активной безопасности автомобиля. Благодаря ей даже неопытный водитель сможет справиться с управлением в сложных ситуациях. Нужно просто поворачивать руль, а система сама проконтролирует безопасное вхождение в поворот. Главная особенность системы ESP - в большинстве случаев она предотвращает аварийные ситуации, с которыми водитель сам никогда не справится.

Но, не стоит забывать о том, что электроника не может на 100% обезопасить автомобиль от заносов. Есть законы физики, на которые не может распространяться действие ни одной системы безопасности автомобиля, в частности это касается и системы ESP. Она способна в значительной мере контролировать устойчивое поведение автомобиля на дороге, тем самым уменьшая шансы попадания в аварию. Однако, максимальных результатов ее работы можно добиться, только, при соблюдении правил дорожного движения или, хотя бы, адекватном вождении.

У меня Ford S-max.

Разделы

О проекте

Cartica - автомобильное издание. Последние новости авторынка, авто-обзоры, тест-драйвы, самая актуальная информация!

Материалы: http://www.cartica.ru/article/144.html

3 ≫

Современные машины в последнее время все чаще оснащаются такой системой, как система курсовой устойчивости, для того, чтобы обеспечить безопасность сидящим в машине людям. Думаю, всем понятно, что эта опция делает, и как она устроена. Система ESP тоже имеет второе название, по-другому ее называют система курсовой устойчивости. Эта опция в первую очередь предназначена для того, чтобы удерживать машину на дороге во время поворота. Кроме того, она является системой активной динамической безопасности, эта конструкция имеет разные названия в зависимости от производителя.

Мало кто знает, что эта система для полноценной работы включает в себя несколько систем сразу. Первая в этом списке схема АБС. Вдобавок здесь есть опция, которая распределяет тормозные усилия. Антипробуксовочная конструкция и конструкция динамической блокировки дифференциала тоже входят в состав системы курсовой устойчивости, а также датчики АБС.

Система курсовой стабилизации состоит из нескольких основных устройств контроля.

  • Блок контроля. Именно он в автоматическом режиме подает сигналы подчиненным устройствам в нужный момент и контролирует процесс вождения.
  • Гидравлический блок. Считается исполнительным органом.
  • Различные датчики, которые контролируют процесс вождения и отправляют информацию на блок управления, исходя из которых, конструкция решает, что нужно сделать. Это датчик скорости, датчик поворота колес, датчик торможения и другие подобные датчики.

Принцип действия динамической схемы основан на том, чтобы отслеживать действия водителя на определенные дорожные условия. Если система ESP обнаруживает, что водитель поступает не так, как должен, то конструкция автоматически активизируется и оказывает помощь.

Крупнейшие производители автомобилей BMW и MAZDA устанавливают на свои автомобили специальную конструкцию DSC для безопасности своих клиентов. Конструкция DSC уверенно удерживает автомобиль на дороге во время поворота или заноса и обеспечивает активную безопасность водителя и пассажиров машины.

Эта конструкция, также, как и обычная система курсовой устойчивости, не прекращая следит за скоростью автомобиля и всеми его параметрами во время движения. Опция DSC делает это для того, чтобы в любой момент взять управление на себя.

На самом деле DSC отличается от других конструкций курсовой устойчивости лишь названием. Происходит это по причине того, что каждый производитель автомобилей самостоятельно называет все опции.

Несмотря на то, что существует множество названий этой функции, основа ее не меняется. Основной функцией является обеспечить безопасность водителю и пассажирам машины. Автомобиль способен динамично удерживаться на скользкой поверхности (снег, лед, дождь) во время случайного заноса или же в затяжном или резком повороте. Все эти системы отслеживают показания всех датчиков и правильно балансируют колеса для того, чтобы правильно войти в поворот.

Основа этой схемы была разработана еще в далеком 1964 году. На самом деле разработки были готовы еще в 1936 году, но из-за того, что не было возможности реализовать все это, процесс не настолько продвинулся.

Такая конструкция устанавливается далеко не на все новые автомобили. Изготовитель ставит подобные устройства на автомобили не ниже, чем средней комплектации. На сегодняшний день самый дешевый новый автомобиль с подобной системой стоит более 400 тысяч рублей. Но что делать, если денег на такой автомобиль нет, а такая опция очень бы пригодилась. На такой вопрос в глобальной сети Интернет нашелся ответ.

Даже на простой автомобиль можно поставить эту систему. Такими работами занимаются как профессиональные автосервисы, так и гаражные работники. Стоимость устройства составляет 30-40 тысяч рублей. В эту сумму уже входят все необходимые устройства.

Такую работу обычно выполняют не более чем за три дня. На самом деле ничего сложного в установке нет. Происходит это по причине того, что все детали универсальные и подходят абсолютно для любого автомобиля. Но если денег нет даже на самостоятельную установку, то лучше не гонять по мокрому асфальту или льду.

Проблемы бывают с этой системой, также, как и с другими электронными опциями, которые добавляют динамичности хода. Бывают случаи, что опция уходит в аварийный режим и работает не на полную мощность. Такое может произойти из-за того, что неправильно было что-то установлено или заводом изготовителем, или в гараже, в котором самостоятельно производилась установка. Если такая проблема случилась на новом автомобиле, на котором этот механизм установлен с завода, сервисное обслуживание должно забрать машину на ремонт. Если же это произошло после того, как установили самостоятельно, то тут гарантии уже никто не даст, и нужно гнать автомобиль на диагностику.

В статье много написано о том, какие бывают системы курсовой устойчивости. Подробно рассказывается о системе DSC, и на какие автомобили опция DSC устанавливается. В дополнение ко всему подробно описано, что можно сделать, если на вашем автомобиле с завода не установлена такая опция. Из статьи можно узнать о том, что DSC устанавливалась на автомобили только двух марок. Она обеспечивает динамичность хода, удерживает автомобиль в тяжелых дорожных ситуациях. Из нашего материала Вы можете узнать о том, какие бывают проблемы со стабилизацией, и как их решать.

Интересные статьи

Оставить комментарий:

Отзывы о Рено Дастер с дизельным двигателем

Штатная магнитола Рено Дастер

  • Loading.

Перепечатка материалов возможно только с письменного разрешения владельцев сайта.

Материалы: http://portalmashin.ru/service/breakes/esp.html


Back to top