1 ≫
-
Как выбрать динамик для саба?
Если перед вами встает такой вопрос, то рискну предположить, что вы пока еще не являетесь опытным сабостроителем. Я постараюсь дать вам самые простые и надёжные рекомендации по выбору динамика для вашего будущего автомобильного сабвуфера.
Пойдем от простого.
Сейчас мы не будем рассматривать вопросы привязки сабвуфера к конкретной машине, к ее фронтальной акустике, к усилителю мощности, и т.д. Предположим, что все эти вопросы уже решены.
В данный момент наша задача – выбрать такой динамик, который точно сгодится для закрытого ящика и/или фазоинвертора.
Чтобы не совершить промаха, перед покупкой вам нужно узнать некоторые параметры динамика.
Ну в самом деле, не только по внешнему виду выбирать же!
Динамик прежде всего звучать должен.
А вот его способность звучать определяется горсткой параметров, которые у приличных производителей принято указывать в паспорте динамика.
С неприличными мы, вот прямо сейчас и надолго, возьмем привычку не водиться. Нет в паспорте динамика параметров Тиля-Смолла – всё, аудиенция окончена. Следующий!
Когда станете профи и сами сможете мерить параметры Тиля-Смолла, тогда будет другой разговор. А сейчас втёмную с производителем не играем.
Вот какие параметры нам нужно будет знать:
Fs – частота основного резонанса подвижной системы, выражается в Герцах
Vas – эквивалентный объем, обычно приводится в литрах
Qts – полная добротность, безразмерная величина.
BL – сила "мотора", то есть, сила магнитной системы
Mms – масса подвижной системы динамика в граммах
Sd – эффективная площадь конуса в квадратных сантиметрах
Xmax – максимальный ход конуса в одну сторону в миллиметрах.
Семь параметров – не так уж много.
Последние два не особо критичны, но и их имеет смысл учитывать, об этом чуть позже.
Пройдемся по всей цепочке.
Я сейчас буду перечислять параметры и давать для них крайние значения.
Вы, выбирая динамик, просто просматриваете его параметры, чтобы они укладывались в допустимый интервал, который я укажу. Какой-то параметр не укладывается – делаем ручкой этому динамику. Следующий!
Вы, конечно, вольны меня не слушать и поступать по-своему, но тогда я не могу гарантировать, что у вас получится что-то путное. Не спрашивайте потом, почему от саба не удается добиться приемлемого звука.
Fs должна быть не выше 35-36 Гц
Vas для 10" - 25. 45л, для 12" - 30. 60л, для 15" - 50. 80 литров
Qts должна иметь значение от 0,35 до 0,55
BL и Mms надо рассматривать только в связке: посчитать отношение BL/Mms. Оно должно быть больше 0,08.
Например, имеем BL=22, Mms=229г. Тогда отношение BL/Mms=22/229=0,096.
А если бы масса подвижки была больше, например, 300г, тогда отношение было бы 22/300=0,073 – не устраивает, ищем другой динамик.
Наконец, последняя парочка параметров.
Sd – эффективная площадь конуса. Для 10-дюймовиков обычно достигает 340-350 кв.см.
Для 12-дюймовых головок Sd составляет около 490 кв.см.
Для "пятнашек". ну посмотрите в паспорте сами, если что.
Xmax – максимальный ход конуса в одну сторону.
Вы будете смеяться, но есть сабовые динамики, имеющие неприлично малый ход.
Не верите? Тогда посмотрите данные Sony XS-L1220R, там Xmax всего 3 миллиметра.
Такие сабы нам не нужны, однозначно. Как объем ящика – так им подавай, а как играть, так их нету!
Друзья, Xmax меньше 8 мм в одну сторону даже не рассматриваем.
Так вот, если перемножить Sd на Xmax, получим величину под названием объемное смещение.
Оно косвенно характеризует максимальную громкость, которую можно получить от динамика.
Это значит, что по объемному смещению тоже можно выбирать динамик!
Смотрите: например, сосед имеет "двенашку", у которой Sd=490, Xmax=10.
А у нас ящик с двенашкой не помещается. Скажем, в багажнике надо возить детскую коляску или что там еще.
Короче, можем разместить только 10-дюймовик.
Не беда. Если мы возьмем 10-дюймовик с максимальным ходом 20 мм, то утрём соседу нос.
В самом деле, у соседа объемное смещение 490х1=490 куб.см,
а у нас 340х2=680 куб.см!
Наша "десятка" в единицу времени может двигать больший объём воздуха и создавать большее звуковое давление.
Разумеется, всё это "при прочих равных".
Вот вкратце такие мои рекомендации начинающим по выбору динамика для автомобильного сабвуфера.
Если вы будете их придерживаться, то грубой ошибки точно не совершите.
Дальше дело станет за тем, чтобы спроектировать акустическое оформление.
Материалы: http://sr66.ru/stati-1/2014-01-14/kak-vybrat-dinamik-dlya-saba
2 ≫
-
Никому не нравится, когда акустика в автомобиле звучит скрипуче и пискляво, как в мобильном телефоне или штатных динамиках ноутбука. А если нет правильного баланса между высокими и низкими частотами - именно так и происходит, поскольку в небольших динамиках преобладают высокие частоты.
Перед тем как выбрать автомобильный сабвуфер необходимо определиться, что именно вам нужно: корпусный саб или открытого типа.
Сабвуферы открытого типа нужно врезать в заднюю полку машины или в ее заднее сиденье. А сабы закрытого типа помещены в корпус, что делает их более мобильными.
Несмотря на сложность установки, у врезных есть одно неоспоримое преимущество – они занимают меньше места. Хотя и возможность полностью вынуть корпусный сабвуфер для освобождения места тоже иногда бывает крайне полезна. В общем, решать вам.
Закрытые сабвуферы делятся на три вида:
1. Бандпас ящик - динамик помещен в корпус, а звук выходит из фазоинтвертора. Эффектный дизайн часто является причиной повышенного спроса на такие модели, но, несмотря на глубину баса, он может немного гудеть и не отличаться мощным звуком.
2. Ящик с фазоинвертором – это колонка с отверстиями, сквозь которые проходит воздух, или знакомая нам «решетка». Не очень качественные сабвуферы такой конструкции могут «чихать» и выдавать хрипы. Если вы решили выбрать автомобильный сабвуфер этого вида, остановитесь на продукции зарекомендовавших себя брендов. Качественные сабы с фазоинвертором выдают достаточно приятный и глубокий звук.
3. Закрытый ящик – динамик помещен в закрытый корпус и за счет акустического усиления отличается очень четким, но не очень громким звуком.
Самым распространенным видом являются ящики с фазоинвертором.
Как выбрать автомобильный сабвуфер
Первое, что вам нужно – наличие какой-нибудь акустической системы. Оптимальным решением будет 5:1. В этом случае две колонки расположены спереди, еще две сзади плюс сабвуфер.
Важно помнить, что саб должен не только воспроизводить «низа», но и дополнять уже имеющиеся верхние частоты (200-80 Гц).
А если вы установите сабвуфер и высокочастотные колонки, то звук получится несбалансированным. Для качественного звучания необходимо иметь хорошо представленные низкие, средние и высокие частоты.
Стандартные размеры динамиков - 8, 10, 12 и 15 дюймов. Не стоит слишком усердствовать, поскольку, чем больше «низа», тем сильнее при воспроизведении аудиоконтента будет резонировать сам автомобиль.
А это вызовет дребезжание дверей, пластиковых обшивок и всего остального, что немонолитно в автомобиле. Да и сам звук получится "грязным".
Оптимальный вариант размера динамика – 10-12 дюймов.
Выбирая сабвуфер, не забудьте спросить у продавца, из какого материала изготовлен подвес. Каучук будет более жестким и обойдется вам дешевле, а резина – мягче и дороже.
Зарекомендовавшие себя производители – это, в основном фирмы из США. Но не стоит забывать, что в стоимость включено не только качество, но и сам бренд. Однако экспериментировать и покупать сабвуфер неизвестной марки мы вам не советуем.
Перед тем как выбрать автомобильный сабвуфер уточните несколько его основных характеристик:
- чувствительность должна быть от 80 Дб и выше. В таком случае будет меньшая нагрузка на усилитель;
- Максимальное звуковое давление, иными словами максимальная сила звука. Этот показатель важен лишь для фанатов, которые участвуют в специальных соревнованиях по автозвуку.
- Частотный диапазон. Оптимальный диапазон - 30-60 Гц. Большинство автомобильных сабвуферов звучат в диапазоне 40-200 Гц.
Выбирая сабвуфер, учитывайте также объем салона своего автомобиля. Проще говоря, не стоит в маленький салон устанавливать огромный мощный саб. Не забывайте, что сам салон авто тоже является своеобразной "звуковой коробкой".
Нельзя игнорировать и такой фактор, как отсутствие швов и трещин в корпусе сабвуфера. Все должно быть максимально подогнано, а также крепиться жидкими гвоздями. Идеальный вариант –дополнительно обработать швы эпоксидной смолой.
Сам динамик должен максимально плотно прилегать к корпусу. Малейшая щель или неплотно прилегающий элемент будет издавать свист, шлепанье и другие неприятные звуки.
Более того, герметичность всей конструкции исключит эффект "заднего баса" и у слушателя пропадет четкое понимание, что басы идут именно из сабвуфера.
Звуковая картина должна быть однородной, а не восприниматься как набор динамиков, определить месторасположение которых не составит никакого труда.
И последнее, но не по важности: настройка
Необходимо понимать, что подключение саба напрямую вместе с обычными динамиками не даст нужного эффекта, поскольку на него пойдет весь звук. Иными словами, вы будете слышать в нем и скрипки, и флейты, и голоса…
В связи с этим в сабвуфер необходимо пускать те частоты, которые ниже 100-60 Гц. Только в таком случае он будет функционировать по своему прямому назначению.
Это можно сделать двумя способами.
1. С помощью ФНЧ на усилителе. Но в таком случае следует знать, что фильтр низких частот не срезает звук выше заданного порога, а просто ослабляет его.
2. На самой акустической системе при наличии специального отдельного выхода для сабвуфера с возможностью среза ненужных частот.
Вот в общих чертах все, что вам нужно знать, перед тем как отправиться в магазин, чтобы выбрать автомобильный сабвуфер.
При использовании данного материала, ссылка на https://bycars.ru/ обязательна.
Опубликовано 10.10.12. Эту страницу просмотрели 10108 раз
Материалы: http://bycars.ru/journal/kak-vibrat-avtomobilniy-sabvufer_59
3 ≫
-
Затем, чтобы сделать сабвуфер. У кого-то может возникнуть вопрос: «а зачем может понадобиться делать сабвуфер самому, когда в магазине огромный выбор готовых?» А затем, что изготовив его самостоятельно, можно получить звук требуемых характеристик, наиболее оптимально использовав имеющийся объем. Для автомобилей это особенно актуально: стандартные прямоугольные сабвуферы съедают очень много лишнего места в багажнике. Фактически, кроме фабричного сабвуфера в багажник средней машины толком уже ничего не поместится.
Самодельный же сабвуфер может в точности повторять обводы багажника, может быть закреплен на потолке или внутри запасного колеса – все зависит только от фантазии хозяина авто и его навыков обращения с электролобзиком и шуруповертом. Можно собрать сабвуфер и из нескольких динамиков. Например, взяв 4 динамика относительно небольшого диаметра и разместив их по углам багажника, можно оставить большую часть багажника свободной для груза и, в то же время, добиться звукового давления не меньше чем у «монстра», который займет багажник целиком. Кроме того, имеющий немало преимуществ вариант оформления сабвуфера типа «free air» (о котором ниже), возможно изготовить только самостоятельно или на заказ – в магазине такой сабвуфер не купишь.
Даже если у вас нет желания возиться со сборкой самому, сейчас существует множество фирм, готовых изготовить сабвуфер на заказ – достаточно привезти динамики и показать, куда их поставить. Остается только подобрать по характеристкам сами динамики.
Диаметр динамика. Бытует мнение, что чем больше диаметр динамика сабвуфера, тем лучше. Мнение не совсем верное. Хотя мощные сабвуферы обычно действительно имеют большой размер динамика, существует большое количество огромных (более 15 дюймов) динамиков, совершенно непригодных для изготовления сабвуфера – например, динамики средней частоты для аудиосистем открытого воздуха. Поэтому диаметр сабвуферного динамика должен рассматриваться скорее как его геометрическая характеристика – влезет/не влезет в предназначенное место. Подбор же конкретной модели лучше производить по другим параметрам.
Номинальная мощность динамика - та, на которой он может работать час без опасности повреждения.
Для чистоты звука лучше, если мощность усилителя больше мощности сабвуфера настолько, чтобы максимальная требуемая громкость обеспечивалась примерно на 0,5 - 0,66 мощности усилителя. Только при такой комбинации следует помнить о том, что максимальную мощность на сабвуфер давать нельзя категорически.
Комбинация, в которой усилитель слабее сабвуфера, при грамотной настройке системы, считается более безопасной – но только при грамотной. Эта комбинация опасна тем, что усилитель при запредельных нагрузках входит в режим клиппинга и начинает выдавать на выходе высокочастотный сигнал большой мощности, очень опасный для динамиков. Первым признаком «клипания» усилителя являются хрипы, трески и щелчки, появляющиеся в звучании сабвуфера. Правильно работающая защита от перегрузки усилителя, настройка его чувствительности и фильтров – могут обезопасить динамик от воздействия «клипа», но это требует правильного подбора комплектующих и их настройки.
Чувствительность характеризует создаваемое динамиком звуковое давление, показывая, насколько громко (в дБ) будет звучать поданный на вход сигнал в 1Вт на расстоянии 1м от динамика. Для устройств сравнимой мощности – чем больше чувствительность, тем громче звук.
Импеданс или внутренне сопротивление динамика должно в точности поддерживаться усилителем. Если подключить динамик с импедансом 2 Ом к выходу, рассчитанному минимум на 4 Ом, то выходной каскад усилителя может перегореть, не выдержав вдвое возросших токов. Если же наоборот, подключить нагрузку на 8 Ом к выходу, рассчитанному максимум на 4, то звук динамика будет намного тише, чем если подключение производилось бы правильно.
Иногда для увеличения звукового давления к усилителю подключают несколько динамиков. Тогда их общий импеданс считается по формуле, соответствующей типу подключения. Кроме того, для удобства подстройки динамиков под усилитель, многие производители выпускают динамики с двойной обмоткой. Преимущество таких динамиков в том, что обмотки можно подсоединять как последовательно, так и параллельно, приводя, таким образом, импеданс динамика к требуемому значению.
Пенополиуретан не выносит прямых солнечных лучей и при активной эксплуатации со временем рассыхается и трескается. Резина хоть и меньше, но тоже подвержена атмосферным воздействиям, кроме того, она «дубеет» на морозе. Каучуковые подвесы и подвесы из пенорезины имеют лучшие эксплуатационные качества, но они обладают большей упругостью и звук таких динамиков более «жесткий». В то же время не стоит рассматривать материал подвеса, как определяющую характеристику – конкретный состав у каждого производителя свой, и каучуковый подвес одного динамика может оказаться намного мягче резинового подвеса другого.
Резонансная частота – это, грубо говоря, такая частота, с которой упругая система будет колебаться, если дать ей единичный импульс. Еще грубее – на этой частоте заставить колебаться упругую систему легче всего. Амплитудно-частотная характеристика таких систем имеет ярко выраженный пик в районе резонансной частоты. Но если мы взглянем на АЧХ любого динамика, никакого пика мы там не увидим – и понятно, почему: кому нужен динамик, который будет громко звучать только на одной частоте? АЧХ динамика сглаживается, в основном при помощи постоянного магнита, находящегося с тыльной стороны динамика. Вместе с катушкой диффузора этот магнит играет роль электромагнитного тормоза, демпфируя упругие колебания диффузора. В результате на АЧХ резонансной частоты не видно, но она никуда не девается – на этой частоте внутреннее сопротивление (импеданс) динамика максимально. Чем важна резонансная частота? Тем, что она очень близка к частоте среза динамика – частоте, ниже которой громкость звучания стремительно падает до 0. Так происходит потому, что чем ниже частота, тем ниже скорость движения диффузора и тем больший объем воздуха он должен «сдвинуть» (создать звуковое давление) для поддержания громкости. И чем дальше частота уходит от резонансной в «низы», тем сложнее динамику создать необходимое звуковое давление. На практике для сабвуферов обычно допускается работа на частоте немного ниже резонансной, но насколько конкретно – можно узнать, только посмотрев на АЧХ. Не имея перед глазами графика, лучше ориентироваться на то, что минимальная частота будущего сабвуфера вряд ли будет ниже 70-80% от резонансной частоты динамика. Т.е., если перед вами огромный 15-дюймовый «блин» с мощным магнитом, но с резонансной частотой в 70 Герц – это не сабвуферный динамик и хорошей передачи «низов» от него ждать не стоит, поскольку слышимые частоты начинаются с 20 Гц. Не забывайте также, что при любом варианте оформления сабвуфера, кроме «бесконечного экрана» резонансная частота сабвуфера будет выше резонансной частоты динамика.
Полная добротность характеризует как раз вышеупомянутую упругость системы – чем выше полная добротность, тем более упруг динамик, и тем ярче на его АЧХ выделяется резонансная частота. Высокая полная добротность динамика (выше 1) – однозначно плохо, пик АЧХ на частоте резонанса будет заметен при любом оформлении. Динамики с низкой полной добротностью (ниже 0,5) также надо выбирать с осторожностью – различные варианты оформления по-разному повышают полную добротность, но если итоговая полная добротность будет ниже 0,4, звук начнет искажаться. Выделяют два конкретных значения, на которые можно ориентироваться при вычислении полной добротности будущего сабвуфера: 0,577, характеризующаяся минимальными временными задержками и 0,707, обеспечивающая максимально гладкую АЧХ. С учетом всех факторов динамики разделяют на:
- предназначенные для оформления «free air» с полной добротностью больше 0,7;
- предназначенные для оформления в «закрытый ящик» с полной добротностью 0,4-0,7;
- предназначенные для фазоинверторов с полной добротностью до 0,4.
Эквивалентный объем – это такой объем воздуха за диффузором в корпусе «закрытый ящик», который создаст упругость, близкую к упругости подвеса самого динамика. Сам по себе эквивалентный объем не является оценочной характеристикой, нельзя сказать, что такое его значение – хорошо, а сякое – плохо. Однозначно одно – чем больше эквивалентный объем динамика, тем больших размеров «закрытый ящик» или фазоинверторный корпус потребуются для этого динамика, чтобы обеспечить хороший звук.
Звук в динамике генерируется с обеих сторон диффузора. И, из-за способности звуковых волн низкой частоты огибать препятствия, в сабвуферных динамиках звук с тыльной стороны диффузора накладывается на основной и глушит его. Поэтому просто поставить динамик в багажник недостаточно – надо отделить звук с задней стороны диффузора от основного – т.е. «оформить» динамик. Обычно сабвуферные динамики в автомобиле оформляются как «free air» или «закрытый ящик». Сабвуферы ручной сборки в фазоинверторном корпусе встречаются редко. Во-первых, самостоятельный расчет и изготовление фазоинверторного корпуса – дело непростое. А во-вторых, форма такого корпуса тоже имеет значение, и разместить фазоинверторный корпус в каком-нибудь «закутке» может и не получиться.
«free air» или «бесконечный экран» – вариант оформления, в котором динамик встроен в звуконепроницаемый экран, объем воздуха за которым значительно (в 10 и более раз) превышает эквивалентный объем динамика. Экран может разделять на две части багажник, или отделять багажник от салона. Плюсы такого оформления порой являются определяющим аргументом за покупку сабвуферных динамиков вместо готового сабвуфера:
- оптимальное использование пространства;
- нет потерь мощности из-за гашения звука;
- этот вариант оформления не меняет резонансную частоту и полную добротность динамика;
Минусы тоже имеются. Звуковое давление сабвуфера в таком оформлении будет минимальным, а еще возможны изменения качества звука при заполнении багажника.
«Закрытый ящик» представляет собой герметичный звукоизолированный короб, в котором звук с задней стороны диффузора просто глушится. Кроме того, за счет герметичности корпуса за диффузором создается воздушная подушка, сглаживающая резкие движения диффузора и позволяющая выдерживать большую мощность. Резонансная частота и полная добротность сабвуфера будут примерно в 1,5 раза выше, чем аналогичные показатели динамика. Плюсы – в простоте, дешевизне и большей устойчивости к пиковым нагрузкам. Минусы:
- немаленькая часть мощности уходит «вхолостую»: звук за диффузором просто глушится;
- такой корпус отнимает из внутреннего пространства автомобиля объем, не меньший, чем эквивалентный объем динамика;
В фазоинверторном корпусе существует отверстие, расстояние от которого до динамика подобрано таким образом, чтобы звуковая волна с задней стороны диффузора доходила до отверстия в той же фазе, что и с передней стороны. Звук не глушится, мощность расходуется более эффективно. Полная добротность в таком корпусе повышается еще больше, чем в предыдущем случае. Минус в том, что длина волны зависит от частоты, и при отклонении длины волны от расчетной, звук будет искажаться. Кроме того, динамики в таких корпусах больше подвержены повреждениям при больших нагрузках – это особенно актуально, если на усилителе нет фильтра сверхнизких частот (subsonic).
Для оформления сабвуфера типа «free air» вам понадобится динамик с полной добротностью в районе 0,5-0,7 и резонансной частотой 25-40 Гц. Чувствительность такого динамика должны быть повыше, зато вполне допускается большой эквивалентный объем. Такой динамик будет стоить от 3000 рублей.
Для оформления сабвуфера в «закрытый ящик» подойдут динамики с полной добротностью пониже и с небольшим эквивалентным объемом. Такие обойдутся вам от 3000 до 8000 рублей.
Если вы хотите установить несколько динамиков по углам багажника в оформлении "закрытый ящик", оставив максимальный объем для перевозки грузов, выбирайте среди динамиков с минимальным эквивалентным объемом. Такие будут стоит около 4500-5000 рублей.
Для подключения сабвуфера к имеющемуся усилителю по мостовой схеме выбирайте среди 4-Омных динамиков (большинство усилителей рассчитано именно на такой импеданс при подключении динамиков «в мост»). Он обойдется вам в 3000-8000 рублей
Пользователи, оставляющие комментарии, несут полную правовую ответственность за их содержание.
Информация об IP-адресах сохраняется.
В комментариях запрещено:
- Использовать нецензурные выражения, оскорбления и угрозы.
- Публиковать адреса, телефоны и ссылки содержащие прямую рекламу.
- Обсуждать цену товара в разных регионах сети DNS и её изменение.
- Писать отвлеченные от темы и бессмысленные комментарии.
Материалы: http://club.dns-shop.ru/autogoods/kak-vybrat-sabvufernye-dinamiki-v-mashinu/