Перегрев двигателя: причины, последствия, защита

1 ≫

Во время летней жары двигатели автомобилей частенько «закипают». Для того чтобы избежать такой неприятности, стоит почистить радиатор от тополиного пуха, который в конце весны в большом количестве может забиться в решетку. Сделать это можно при помощи обыкновенного домашнего пылесоса, меняя его режимы с всасывания на продувание и обратно. В конце чистки радиатор стоит промыть струей воды.

А вот владельцам машины с кондиционером нужно быть предельно осторожными, так как под капотом их автомобиля установлено два радиатора, в большинстве случаев параллельно друг другу. В случае если пылесос и вода не помогают очистить решетки радиатора, необходимо разобрать межрадиаторный кожух.

Причины перегрева двигателя

  • Недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
  • Не работает вентилятор охлаждения (как вариант: неисправен датчик температуры).
  • Забиты ребра радиатора системы охлаждения.
  • Неисправен термостат (не реагирует на температуру тосола).
  • Резкий рост температуры отработавших газов (система зажигания или впрыска).
  • Продолжительная работа двигателя в условиях детонации.
  • Прогар выпускного клапана.
  • Большое количество отложений в полостях охлаждения.
  • Большой уровень отложений в камере сгорания.
  • Использование ряда присадок к моторному маслу.

Последствия перегрева двигателя

Высокие температуры в летний период эксплуатации автомобиля несут за собой множество проблем. Это и утечка охлаждающей жидкости, и трудности с открыванием термостата, и неисправности с радиаторным вентилятором. Крышка блока цилиндра может скрутиться, бывают случаи сгорания или вытеснения прокладок. Также не исключено образование трещин в крышке блока цилиндров или непосредственно в нем самом.

В наиболее негативном варианте шатуны могут порваться, произойдет выгорание смазочных материалов или даже заклинит двигатель. В отечественных машинах ремонт мотора может обойтись в стоимость нового узла. А вот хозяевам иномарок придется выложить сумму в 2–3 раза больше.

Бывает такое, что из-за перегрева машина заглохла и больше не заводится. Это свидетельствует о том, что, скорее всего, поршни вследствие перегрева расширились и не способны свободно перемещаться в цилиндрах. Отчаиваться по этому поводу не стоит. Поршни придут в норму сразу, как только двигатель остынет, но все же стоит обратиться в станцию технического обслуживания с данной проблемой.

Защита двигателя от перегрева

Чтобы предотвратить чрезмерный нагрев двигателя и уберечь его от негативных последствий, стоит соблюдать следующие советы:

1. Летом не оставляйте автомобиль под открытым солнцем. Металлические детали раскаляются, вследствие чего температура в салоне сильно повышается, а это отрицательно влияет не только на саму машину, но и на здоровье автовладельца.

2. Внимательно следите за уровнем тосола или воды в системе охлаждения, чтобы в жару уберечь двигатель от перегрева. Меняйте тосол примерно раз в три года и после этого проверяйте систему охлаждения на исправность. Для этого необходимо всего лишь завести двигатель, включить подогрев салона и подождать.

3. При замене «незамерзайки» следует внимательно изучить требования производителя вашего автомобиля. У большинства двигателей внутреннего сгорания рабочая температура колеблется в пределах 105 градусов, а вот точка кипения отечественных охлаждающих жидкостей составляет 100–102 градуса по Цельсию. Чтобы избежать закипания антифриза во время работы двигателя, стоит приобрести фирменную «незамерзайку».

Что делать, если двигатель все же перегрелся?

  • Сперва заглушите автомобиль и попытайтесь установить причину закипания.
  • Если вы обнаружили, что не работает вентилятор, то попробуйте, сняв клемму, замкнуть контакты напрямую, воспользовавшись, к примеру, кусочком проволочки.
  • Может быть так, что термостат при закипевшем двигателе не открывается. Тогда необходимо слить охлаждающую жидкость, насильно открыть термостат и закрепить его в таком положении, подперев гайкой, шайбой или чем-то подобным, затем установить обратно.
  • В случае утечки тосол нужно подлить в радиатор. Но делать это необходимо строго небольшими порциями, поскольку резкий перепад температуры может повредить внутренние детали двигателя. По той же причине нельзя охлаждать мотор, облив его водой.
  • В случае отсутствия запасного тосола в систему охлаждения можно долить воду, но делать это тоже стоит осторожно и небольшими порциями. До начала зимнего сезона не забудьте заменить смесь воды и тосола на чистый антифриз.

Совет: машину, сильно нагретую солнцем, не стоит мыть холодной водой (из подземного источника, колодца). Резкий перепад температуры может вызвать увеличение уже имеющихся трещин в конструкции.

Материалы: http://xn--80aeqauefgb1byc.xn--p1ai/peregrev-dvigatelya-prichiny-posledstviya-zashchita

2 ≫

Рабочая температура современных двигателей обычно находится в диапазоне 95-105 градусов по Цельсию. В системе охлаждения поддерживается давление порядка 0,8 бар. Это нужно, что бы повысить температуру закипания охлаждающей жидкости относительно рабочей.

В случае её нагрева свыше температуры кипения, охлаждающая жидкость закипает. При этом в ней появляется большое количество пузырей воздуха. Они мешают отводу тепла от деталей мотора. Всё это ведёт к перегреву двигателя.

Содержание

Когда указатель температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов автомобиля находится в красной зоне, а из под капота вырываются клубы пара, это является верным признаком перегрева двигателя. На это также указывает снижение мощности мотора и издаваемый им звонкий металлический стук при малейшей нагрузке. При заглушенном двигателе слышен хорошо всем знакомый звук кипящей жидкости.

Что можно и что нельзя делать при перегреве двигателя. При обнаружении первых же признаков нужно:

  1. снять нагрузку с мотора;
  2. включить отопитель салона на полную мощность;
  3. автомобиль остановить и открыть капот, для лучшего охлаждения моторного отсека.

  • Глушить кипящий двигатель сразу нельзя. Это нужно делать, если его температура не начинает падать после выше описанных действий и есть явные признаки потери большого количества охлаждающей жидкости.
  • Нужно помнить, доливая в систему охлаждения холодную жидкость в остановленный кипящий мотор, как правило, приводит к короблению головки блока цилиндров. Поэтому доливать охлаждающую жидкость нужно только в работающий двигатель. При этом нужно соблюдать особую осторожность, что б не обжечь руки и лицо раскалёнными парами антифриза.
  • Пробку расширительного бачка или радиатора нужно обмотать тряпкой и откручивать понемногу и очень аккуратно, помня, что пары антифриза находятся под давлением. При этом нужно следить, что бы ветер не снёс на вас пары кипящей ОЖ из заливной горловины.

Если нет уверенности в себе, лучше просто заглушить двигатель и дать ему остыть. В конце концов, никакой автомобиль не стоит здоровья его владельца.

Недостаток антифриза, плохая его циркуляция в системе охлаждения из-за слабой посадки крыльчатки на валу водяного насоса, отложения в рубашке блока цилиндров и радиаторе, мешающие теплоотводу, становятся причинами перегрева двигателя.

Перегревается мотор и при неисправном термостате, заклинившем в закрытом состоянии, а так же если соты радиатора забиты снаружи грязью и мошкарой.

При езде по городу, с частыми остановками перед светофорами, или в пробках, причиной перегрева двигателя зачастую становится неработающий вентилятор охлаждения радиатора.

В последнее время в автомагазинах стала появляться и некачественная охлаждающая жидкость, закипающая уже при 95 градусах при атмосферном давлении. Если пробка расширительного бачка или радиатора при этом не герметична и не держит давление в системе охлаждения, перегрев двигателя в городе, или на просёлке гарантирован.

От перегрева в первую очередь страдают резиновые уплотнения мотора. Это сальники клапанов и распредвалов.

Очень часто пробивает прокладку головки блока цилиндров. При этом привалочная плоскость «головки» деформируется.

Последствиями перегрева двигателя могут стать и задиры в его цилиндрах. Из-за перегретых, увеличившихся в диаметре поршней исчезает зазор между ними и цилиндрами, отчего масляная плёнка исчезает, возникает сухое трение и задир.

Также последствием перегрева двигателя становится выход из строя датчиков кислорода. Это происходит, когда пробита прокладка ГБЦ и большое количество антифриза попадает в цилиндры, а оттуда на выхлоп и прямо на раскалённый датчик.

Если нет желания испытать на собственном авто последствия перегрева двигателя, нужно заниматься профилактикой системы охлаждения.

Современные охлаждающие жидкости обладают феноменальной текучестью, проникая в малейшую не плотность.

  • следить за состоянием шлангов системы охлаждения;
  • при необходимости подтягивать хомуты их крепления;
  • шланги с трещинами вовремя менять;
  • регулярно менять антифриз;
  • не заливать при этом в свой автомобиль ОЖ неизвестного происхождения;
  • п ри необходимости, промывать радиатор снаружи и всю систему охлаждения изнутри.
  • нужно следить за состоянием разъёмов вентилятора охлаждения радиатора.
  • при необходимости замены водяного насоса, или термостата, отдавать предпочтение оригинальным деталям.

Вот вкратце и все хитрости, помогающие избежать перегрева двигателя.

Вам также может понравиться

Так ли страшен газ, как его малюют

Достоинства и недостатки электромобилей

Воздушный фильтр двигателя

Так ли страшен газ, как его малюют

Всё чаще в последнее время встречаются во всех уголках нашей страны АГЗС (автомобильные газозаправочные станции), на которых можно заправиться пропаном. Да и цена пропана

Материалы: http://dranduleti.com/reviews/peregrev-dvigatelja/

3 ≫

Перегрев по тяжести последствий, является одной из самых больших неприятностей, которые могут произойти с двигателем. Особенно эта проблема обостряется с наступлением летней жары.

Всё коварство данной проблемы состоит в несколько запоздалой реакции систем контроля. Это не является каким-либо конструктивным недостатком определённого автомобиля или модели. Инертность – это особенность системы, характерная для любой машины, вне зависимости от марки, класса и фирмы-производителя. Поэтому реальная температура двигателя всегда будет на несколько градусов отличаться от той, что может видеть водитель на панели приборов.

Показания датчика

Второй недостаток двигателя внутреннего сгорания состоит в довольно узком диапазоне оптимальных температур нагрева. Недостаточно прогретый мотор не может выдать всей мощи, заложенной в его конструкцию. Если температура не превышает 60 – 70оС, он будет работать вполсилы, пока не разогреется до оптимальных 85 – 95оС. Это – рабочий тот рабочий диапазон для автомобильного мотора, при котором он может показать максимум, на что он способен. При перегрузках мотор может нагреваться до 105оС, что ещё не столь опасно, но уже является красной чертой и продолжать движение в прежнем режиме не допустимо. Температура около 110оС – уже критическая точка закипания со всеми негативными для двигателя последствиями.

В более затруднительном положении находятся владельцы автомобилей эконом-класса. В них отсутствует указатель нагрева охлаждающей жидкости с температурной шкалой. Она на них заменяется двумя датчиками-индикаторами: синим и красным. Если на приборной панели светится синяя пиктограмма, изображающая градусник, значит температура мотора ниже допустимого уровня – менее 60оС. При его разогреве до рабочих показателей синий индикатор гаснет. Когда же двигателю грозит перегрев, загорается красная лампочка, которая должна предупреждать об угрозе закипания охлаждающей жидкости. На деле же, по причине слегка запоздалой реакции приборов контроля, красная пиктограмма буквально ставит водителя перед фактом закипания, и времени для ответной реакции у водителя остаётся в обрез.

Косвенные признаки

Вследствие инертности датчиков, а также из-за существующей вероятности выхода из строя контрольной электроники, важно уметь распознавать косвенные признаки перегрева автомобильного двигателя. К ним относятся:

  • Нагрев стенки, отделяющей салон от капота. Этот нагрев можно почувствовать ногами: температура в передней части салона явственно повышается;
  • Внезапное снижение тяги авто. При переходе через «красную черту», двигатель резко теряет мощность;
  • Продолжительная работа вентилятора обдува радиатора. Датчик, регулирующий их работу, не успевает охлаждаться, и вентилятор работает не останавливаясь. Звук его работы водитель может легко различить на слух;
  • Пар, идущий из под капота. Это крайний признак, когда жидкость в охлаждающей магистрали уже закипела и начала превращаться в пар. При этом излишки давления сбрасываются через клапан расширительного бака, а патрубки будут раздуты;
  • Стук в двигателе. Часто, среди первых симптомов чрезмерного нагрева, появляется равномерный стук в моторе, который с повышением температуры только усиливается.

Причин, по которым автомобиль перегревается, может быть несколько. Все они настолько разные, что требуется разобрать каждый из них в отдельности.

Проблемы с радиатором

Частой причиной перегрева авто является засорение части трубок радиатора. Охлаждающая жидкость (ОЖ) не может пройти по ним, и длина её пути внутри радиатора резко сокращается. В результате жидкость попросту не успевает охлаждаться до необходимого показателя. Похожая проблема может возникнуть, при засорении воздухозаборников, радиаторной решётки и самого радиатора дорожной грязью, насекомыми, листвой и прочим мусором. Как следствие, вокруг радиаторных пластинок и трубок образовывается теплоизоляционная прослойка, и ОЖ не остывает под действием под действием набегающего потока воздуха. Часто автолюбители в зимнее время сами перекрывают доступ воздуха к радиатору, закрывая решётку воздухозаборника. При работе автомобиля на высоких оборотах это может вызвать перегрев из-за отсутствия обдува воздухом.

Неисправность вентиляторов обдува может привести к перегреву радиатора при езде на малой скорости или при долгом стоянии в пробках. В отсутствие набегающего потока и искусственного обдува температура в системе может очень быстро повыситься, особенно в летний зной. Иногда в тёплое время года в качестве жидкости для охлаждения применяется обычная вода. Содержащиеся в ней неорганические примеси – соли и другие минеральные включения, — постепенно оседают на внутренних стенках радиаторных трубок. Со временем накипь делает внутренний просвет настолько узким, что объём потока значительно снижается, а теплоотдача ухудшается.

Поломка термостата

Данный прибор регулирует обращение охлаждающей жидкости, в зависимости от необходимости запуская её циркуляцию по малому или большому кругу. Малый круг обращения проходит непосредственно вокруг цилиндров, а в большой круг включается и радиатор. При запуске машины жидкость начинает перемещаться, по малому кругу, постепенно нагреваясь. По достижению ею определённой температуры (80 – 90оС), термостат открывает клапан большого круга и ОЖ начинает циркулировать через радиаторные трубки, отдавая ему излишнее тепло. При неисправности прибора ОЖ может обращаться только по малому кругу, не заходя в радиатор. Как результат – повышение температуры двигателя и закипание жидкости в системе.

Неисправность помпы

Помпа, или водяной насос отвечает за циркуляцию ОЖ по внутреннему трубопроводу. При поломке помпы она перестаёт качать жидкость и охлаждение мотора прекращается. Причин поломки водяного насоса может быть две:

  • Поломка самой помпы. В этом случае потребуется замена или ремонт механизма;
  • Обрыв приводного ремня помпы. В этом случае достаточно просто заменить ремень.

Негерметичность шланга помпы также может стать причиной прекращения циркуляции жидкости в охлаждающей магистрали. Через отверстие в шланге воздух будет попадать внутрь насоса, в результате чего в системе будут появляться воздушные пробки и резко снижаться давление, вплоть до полной остановки циркуляции. В этом случае может помочь либо замена шланга, либо замена хомутов. По причине негерметичности трубопровода может произойти утечка ОЖ из системы, что можно установить по её отсутствию в расширительном бачке.

Низкое октановое число топлива

Если в бензобак регулярно заливать топливо с октановым числом ниже рекомендованного производителем, это также может привести к перегреву двигателя. В этом случае бензин не успевает полностью сгореть в цилиндрах, и его догорание происходит уже в системе отвода выхлопных газов. При длительной работе это неизбежно приведёт к перегреву мотора. Причиной горения топлива в системе выхлопа мотора также может стать неправильно отрегулированное зажигание.

Превышение температуры кипения двигателя влечёт за собой целый ряд неприятных последствий. Всё коварство здесь состоит в том, что перегрев мотора имеет накопительный эффект. Поэтому даже лёгкая его степень, повторяющаяся периодически, может привести к выходу двигателя из строя. Тяжесть последствий зависит от степени перегрева мотора, которых бывает три:

  • Лёгкая степень. Возникает, если автомобиль работает при температуре ОЖ, превышающей 110оС, не более 10 минут. Среди последствий лёгкой степени перегрева можно назвать оплавление поршней. Это не столь серьёзная неполадка, и незамедлительного ремонта в данном случае не требуется.
  • Средняя степень перегрева возникает, когда авто работает при повышенной температуре свыше 10 – 20 минут. Самым тяжким последствием в данном случае может являться искривление или растрескивание головки блока. А это потребует значительных финансовых расходов на расточку головки блока или её замену.
  • Тяжёлая степень. Характеризуется выходом мотора из строя. Первым признаком сильного перегрева становится сильный стук в моторе, вызванный преждевременной и хаотичной детонацией бензиново-воздушной смеси. Возникает она при соприкосновении топлива с раскалёнными стенками камеры сгорания. Следующим этапом будет поломка двигателя. Из-за возникающего при перегреве сухого трения поршней, возникают задиры в цилиндрах, разрушение и загибы поршней. Может произойти пробитие прокладки головки, и антифриз попадает в блок, в результате может выйти из строя датчик кислорода. Среди прочих неприятностей может произойти разрушение поршневых колец, выход из строя коренных и шатунных вкладышей, и т.д. В данном случае, без капитального ремонта или полной замены двигателя уже будет не обойтись.

Но не всегда закипание ОЖ означает перегрев двигателя. Если водитель успел вовремя заметить опасность и принять меры к её устранению, мотор может не пострадать. Визуально установить перегрев можно по деформированной плоскости прилегания головки блока цилиндров, по наличию трещин на её поверхности и по следам прогорания на окантовках прокладки. Обследовав расширительный бак с тосолом, также можно найти признаки внутренних повреждений. Если прогорела головка блока, внутри бачка имеется белый налёт или светлые хлопья – остатки масла, попавшего в систему охлаждения из цилиндров. Сам тосол имеет мутный цвет из-за наличия солей алюминия, выделяющихся при его нагреве выше точки кипения.

При покупке машины на авторынке следует обратить внимание на плоскость прилегания головки к блоку цилиндров. Она должна быть ровной на всём протяжении. Наличие искривлений или установленная вторая прокладка явно свидетельствует о том, что автомобиль был когда-то перегрет, и это, по всей вероятности, и является причиной его продажи. Подтёки ОЖ и масла на стыках резиновых патрубков также могут говорить о перегреве: в этом случае патрубки теряют свою эластичность, становятся твёрдыми и не могут обеспечить герметичного прилегания.

Как известно, всегда проще предотвратить проблему, чем устранять её последствия. Поэтому так важна систематическая профилактика систем охлаждения автомобиля. Чтобы избежать возможного закипания двигателя, автомобилист должен:

  • Следить за состоянием шлангов и патрубков охлаждающей системы. При обнаружении протечек постоянно подтягивать хомуты или заменять трубки на новые;
  • Следить за уровнем ОЖ в расширительном бачке и вовремя подливать тосол или антифриз;
  • Во избежание закупорки трубок радиатора не пользоваться для охлаждения мотора водой с высоким показателем жёсткости. Для смягчения воды следует добавлять в систему кальцинированную соду;
  • Время от времени прочищать охлаждающие магистрали с помощью специализированного оборудования или присадок;
  • Следить за исправностью моторов вентилятора, помпы, термостата и прочих узлов и механизмов;
  • Периодически очищать воздухозаборники и рёбра радиатора от загрязнений.

Если же уберечь мотор не удалось и он закипел, следует соблюдать следующие правила, чтобы не усугубить ситуацию.

  1. После обнаружения критического нагрева следует немедленно уменьшить нагрузку на мотор – сбавить обороты, либо остановиться. В движении уменьшить температуру ОЖ можно включив печку в салоне на полную мощность.
  2. После остановки следует открыть капот для улучшения обдува мотора воздухом. При этом нельзя открывать крышку расширителя или пробку радиатора. За этим может последовать выброс под давлением перегретой охлаждающей жидкости и пара, что может повлечь ожоги рук и лица.
  3. Глушить мотор сразу же после обнаружения закипания нельзя. Это следует делать только после снижения температуры до приемлемых показателей. Немедленно глушить двигатель нужно, если обнаружена утечка охлаждающей жидкости, и температура в системе не падает после снижения оборотов. Также глушить мотор любыми способами необходимо, когда он начинает после перегрева неконтролируемо набирать обороты – это явный признак надвигающихся больших проблем, вплоть до разрушения двигателя.
  4. Для охлаждения двигателя, в магистрали ни в коем случае нельзя доливать холодную жидкость. Это приведёт к ещё большей деформации головки блока и выходу из строя прочих деталей. По этой же причине нельзя обливать мотор холодной водой.
  5. После того, как двигатель достаточно охладился, следует завести его и двигаться на малых оборотах до ближайшей СТО для диагностики и устранения проблемы. Если температура ОЖ продолжает расти даже при малых нагрузках, лучше не рисковать и доставить автомобиль в мастерскую на буксире или эвакуаторе.

Используя перечисленные рекомендации, можно избежать перегрева мотора, либо минимизировать его последствия.

Материалы: http://new-vesta.ru/engine-overheating/


Back to top