Как переключать передачи на мотоцикле

1 ≫

Смена скоростей — это один из самых сложных аспектов обучения езды на мотоцикле. Передачи переключаются последовательно. Это можно сделать только в одном порядке — снизу вверх для набора скорости, либо наоборот – для сбрасывания.

Такая специфика очень часто приводит к возникновению проблем у начинающих мотоциклистов. Особенно тяжело приходится тем, кто периодически пересаживается с автомобиля на байк и наоборот.

Как и любая другая сфера управления мотоциклом, правильное переключение передач требует определенного опыта. Со временем многие выполняют эти действия автоматически, не задумываясь, что и за чем нужно выжимать.

Пока мотор не достиг 60-75% от максимального числа оборотов, переключение скорости не производится. Это чревато несколькими последствиями.

Во-первых, потенциал набора скорости будет снижен по сравнению с ситуацией правильного переключения. Во-вторых, детали двигателя будут изнашиваться быстрее, что повлечет за собой дорогостоящий ремонт.

Пошаговая инструкция

  1. Набрав нужную скорость, сбрасываем газ и параллельно выжимаем сцепление.
  2. Плавно перемещаем рычажок передач вверх или вниз.
  3. Отпускаем сцепление.

Факторы, которые влияют на переключение передач

  • Скорость переключения зависит от опыта и от того, насколько удобно располагается рычаг сцепления. На рычаг сцепления необходимо давить четырьмя пальцами, поэтому не следует устанавливать укороченные ручки. Существует несколько проблем, которые мешают эффективной смене скоростей. Во-первых, уклон рычага может быть таким, что до него очень неудобно дотягиваться. Во вторых, подъем рычага может быть большим. Это приводит к тому, что до рычага можно дотянуться только кончиками пальцев.
  • Правильный старт вызывает определенные проблемы у большинства новичков. Необходимо перевести коробку передач в нейтральное положение, крепко обхватить руль, нагнуться к нему, выжать сцепление, включить первую передачу и плавно отпустить сцепление, при этом набирая обороты. Оптимальным для новичка является старт с 3000 оборотов. Удачный старт заключается в постепенном увеличении оборотов при стравливании сцепления.
  • Перевод скоростей вверх или вниз. Все действия необходимо делать очень быстро, чтобы обороты не успели очень быстро увеличиться.

Оптимальный рост составляет 1500 оборотов. Если этот процесс совершается медленно, следует закрывать ручку газа. Переключение вверх необходимо совершать на высоких оборотах. При переключении на низких оборотах необходимой становится перегазовка.

Многие мотоциклы позволяют себе менять передачи, не выжимая сцепление. Причем эти действия можно совершать на любых оборотах. Данный способ подразумевает снижение тяги на короткий период ручкой газа. Одновременно идет переключение передачи вверх.

Конечно, все это сложно освоить с первого раза. Отсутствие правильного навыка ведет к тому, что большое количество ошибок допускается в данном действии.

  1. Резко отпускается сцепление.
  2. Неправильная поза водителя.

Нельзя сидеть с полностью выпрямленными руками прямо или немного отклонившись назад. Отпустив сцепление резко и, машинально нажав на газ, рывок может быть сильный. В итоге, человек может элементарным образом упасть из мотоцикла.

  • Газ необходимо сбросить до того, как выжимается сцепление.

    Двигатель начинает работать более активно. Усиливается рев мотора. Многие пугаются этого момента, считая, что произошла поломка и отпускаю газ полностью. В итоге, мотоцикл останавливается, поскольку происходит торможение двигателем.

  • Выжимание сцепления с запозданием.

    Сбрасывая газ, не стоит медлить с выжиманием сцепления. За считанные секунды скорость может снизится настолько, что придется разгоняться заново, чтобы перейти на нужную передачу.

    Переключение передач на мотоциклах имеет огромное количество мифов, которые на практике не подтверждаются. Считается, что скорость переключения передач влияет на износ сцепления. Многие думают, что торможение можно совершать при помощи передач, что нужно переключаться только на высоких оборотах и т.д.

    Научиться правильно переключать передачи не только можно, но и нужно. Очень часто нарушения порядка переключения является причиной потери управляемости транспортного средства и создания аварийной ситуации. Осваивать изменение скоростей лучше вдали от оживленных трас и большого скопления людей и машин.

    Очень важно соблюдать меры предосторожности и не садится за руль без шлема. Как показывает практика, падения в процессе получения навыков вождения неизбежны.

    Материалы: http://motoholder.ru/poleznoe/kak-pereklyuchat-peredachi/

  • 2 ≫

    • 029 6633500
    • 033 6633900
    • motomoto.by
    • 602520100
    • Все о квадроциклах [12]
    • Выбираем мотоэкипировку [24]
    • Дакар [22]
    • Зимний мотокросс [3]
    • Календари мотособытий [70]
    • Мото GP [76]
    • Мотокросс-видео [77]
    • МотоЛИКБЕЗ [58]
    • Мотоновости [821]
    • НАШИ [44]
    • Новинки [120]
    • Реклама [61]
    • РЕТРО [5]
    • Соревнования [344]
    • Стантрайдинг [32]
    • тест-драйвы [12]
    • Учебники от профессионалов [23]
    • Фотоальбом [49]
    • Школа мотокросса [53]
    • Школы мотоспорта в Беларуси [1]
    • Школы подготовки на категорию"А" [1]

    Переключение на повышенную передачу => это проще паренной репы.

    Не правильное переключение.

    Что делает новичок?! Разгон => выжимается сцепление + сбрасывается "газ" => подводится нога к рычагу переключения и движением ноги на верх включается следующая передача. При этой "проце-дуре" , особенно с первой на вторую передачу, слышится "сильный" стук в коробке передач.

    1) В момент разгона (коробка под разгонной нагрузкой, то-есть набирается скорость) на рычаг переключения передач, ногой подаётся нагрузка. (Нога давит вверх "как-будто уже происходит переключение". Ненужно боятся, пока коробка под разгонной нагрузкой, передача не переключится.)

    2) Когда обороты достигли момента переключения (у каждого человека эти обороты "свои" и зависят от стиля и режима езды) одновременно сбрасывается "газ" и выжимается сцепление. (при переключении без сцепления газ сбрасывается плавно, не резко и совсем чуть-чуть, только до тех пор, пока не произойдёт переключение.)

    3) Передача (нога продолжает давить) мягко встаёт на своё место.

    (Со временем при переключении вверх пользоваться сцеплением не придётся, но для начала этого лучше не делать. Так-же, нужно привыкнуть оставлять давление на рычаге переключения и отпускать рычаг переключения только после того, как опустится сцепление. Этим избегается включение "промежуточных передач" или так называемое "недовключение").

    Важно, что нагружать рычаг переключения передач нужно только в совокупности с разгоночной нагрузкой коробки передач (ускорение). Если нагрузить рычаг переключения без нагрузки коробки передач или с малой нагрузкой, то передача с крахом переключится.

    В момент разгона => нагружается давлением ноги (имеется ввиду рычаг переключения подводится к точки упора и слегка придавливается) рычаг переключения передач (и это давление сохраняется до полного переключения) => при достижения момента переключения сбрасывается "газ" и одновременно выжимается сцепление (или без сцепления) => под давлением ноги на рычаг переключения включается следующая передача => отпускается сцепление и начинается следующее ускорение => отпускается рычаг переключения передач => итд.

    Смысл, в синхронизации валов (шестерёнок), в коробке передач. (Не буду описывать процессы происходящие в коробке.)

    Когда мотоцикл движется на определённой скорости и включена определённая передача то при переключении на пониженную передачу (при нормальном стиле переключения) происходит не совпадение - обороты двигателя + обороты "ведущего вала" + вал включаемой передачи, то-есть мотор на пониженной передачи, при той-же скорости, имеет более высокие обороты, отсюда и происходит грохот при включении пониженной передачи. "клак".

    1) Рычаг переключения передач слегка подводится вниз (или просто ставится нога без какого-либо давления, со временем каждый найдёт свою точку)

    2) Когда подошёл момент переключения выжимается сцепление и одновременно коротко "ударом" поддаётся "газ" (повышаются обороты, то-есть обороты не держатся, просто коротко открывается и закрывается газ)

    3) Переключается передача и нога продолжает давить на рычаг переключения и отпускается после того как опустится сцепление.

    Поднятие оборотов делается коротким "ударом газа" до оборотов больших, чем обороты включаемой передачи на данной скорости и включение передачи происходит на падении оборотов. Выжимание сцепления, "удар газа" и переключение передачи, происходят практически синхронно. (Нажатие на рычаг переключения передач, должно быть не "ударообразным" а относительно спокойным.)

    Например: Мы движемся на 6 передачи со скоростью 100км/ч и желаем переключиться на 5 передачу. При этой скорости, на 6 передаче мотор имеет 5000 оборотов/мин, на 5 передачи 5500 оборотов/мин. Выжимаем сцепление, одновременно поднимаются обороты двигателя "ударом газа" до 6000 оборотов/мин и в момент понижения оборотов в подходящий момент примерно 5600-5500 оборотов/мин включается пониженная "5" передача. итд. (Конечно не нужно смотреть на тахометр, это для объяснения)

    Одновременно выжимается сцепление и "ударом газа" поднимаются обороты => подготовленным рычагом в момент падения оборотов, в нужный момент, включается пониженная передача => отпускается сцепление => отпускается рычаг передач.

    Это не моё изобретение а взято из книги и потому я просто сам "ученик". Надеюсь кому-нибудь это будет полезным. Если говорить о сроках, то переучился я в течении 2 месяцев. С тех пор пользуюсь только этой техникой, чем очень доволен. Надеюсь что описание не сильно запутанно.

    ВНИМАНИЕ! Обращаем ваше внимание на то, что, вся информация на сайте носит рекламный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 464 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Для получения подробной информации о наличии, стоимости мотоциклов, а также о порядке заключения договора купли продажи, пожалуйста, обращайтесь к специалистам отдела продаж.

    Предоставленная информация может содержать ошибки или неточности. Компания КТМ не несет ответственности за содержание сайта дилера.

    Материалы: http://motomoto.by/news/uchebniki-ot-profi/589.html

    3 ≫

    УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

    Трогаться с места следует только на первой передаче. Для этого надо выжать рычаг управления сцеплением, нажать ногой на педаль переключения передач вниз до щелчка, затем отпустить педаль. Поворачивая на себя рукоятку газа, увеличивать число оборотов двигателя, одновременно плавно отпуская рычаг управления сцеплением. Мотоцикл медленно тронется с места.

    Нельзя допускать, чтобы при выключенном сцеплении двигатель развивал большие обороты. Они должны быть такими, чтобы двигатель не заглох при включении сцепления.

    Ни в коем случае не следует резко отпускать рычаг управления сцеплением, применять большие усилия при переключении передач, а тем более стучать ногой по педали переключения.

    Разогнав мотоцикл до скорости 12-15 км/час, включить II передачу. Для этого нужно выжать рычаг управления сцеплением одновременно уменьшив число оборотов двигателя, быстро переместить педаль переключения передач вверх до упора и плавно отпустить рычаг управления сцеплением, одновременно увеличив число оборотов двигателя.

    Когда скорость движения достигнет 20-30 км/час, таким же образом включить III передачу, а при скорости 45-50 км/час - IV передачу.

    Езда со скоростями ниже 50 км/час для IV передачи, 30 км/час для III передачи и 15 км/час для II передачи недопустима, так как двигатель работает с перегрузкой неравномерно, рывками. Не следует ездить длительное время на первой и второй передачах, когда этого не требуют дорожные условия, так как двигатель развивает большое число оборотов, перегревается и быстро изнашивается. Кроме того, при движении на низких передачах происходит значительный перерасход топлива.

    Рычагом сцепления следует пользоваться при трогании с места, при переключении передач, остановках и торможении. Нельзя изменять скорость движения за счет пробуксовки сцепления, так как это приводит к быстрому износу деталей сцепления.

    Для перехода с высшей на низшую передачу необходимо уменьшить число оборотов двигателя - «сбросить газ». Когда скорость движения мотоцикла снизится, выключить сцепление (выжать рычаг управления сцеплением). Затем включить низшую передачу, нажав на педаль переключения передач вниз, включить сцепление и увеличить число оборотов двигателя - «прибавить газ».

    Для уменьшения скорости движения мотоцикла необходимо затормозить. Существует три способа торможения:

    1. Тормозами. 2. Двигателем. 3. Двигателем и тормозами одновременно.

    Первым способом торможения можно воспользоваться при необ( ходимости остановить мотоцикл быстро при условии хорошего сцепления колес с дорогой. Для торможения при помощи тормозов надо выключить сцепление, одновременно уменьшить число оборотов двигателя, плавно нажать на педаль ножного тормоза и на рычаг ручного тормоза. При действии двумя тормозами одновременно устойчивость мотоцикла улучшается. Можно тормозить одним из двух тормозов.

    Для торможения мотоцикла двигателем следует убавить обороты двигателя, не выключая сцепления. Тормозить мотоцикл двигателем надо на пологих продолжительных спусках или на прямых участках дорог, когда необходимо снизить скорость движения на скользком грунте.

    Для торможения одновременно двигателем и тормозами следует уменьшить обороты двигателя не выключая сцепления, плавно нажать на педаль ножного и рычаг ручного тормозов. При этом нельзя полностью тормозить ведущее колесо, так как может произойти остановка двигателя и даже поломка деталей силовой передачи. Одновременное торможение мотоцикла двигателем и тормозами применяется на крутых спусках и при движении на скользком грунте во избежание заноса. Тормозить надо осторожно, так как возможность заноса и падения мотоцикла при резком торможении велика. Особенно опасно резкое торможение в зимнее время и на влажной дороге.

    При движении па подъем необходимо рассчитать свои действия и скорость машины так, чтобы избежать вынужденной остановки. Если подъем пологий, то перед его началом надо разогнать мотоцикл с расчетом пройти весь подъем или его значительную часть при включенной высшей передаче. При падении скорости ниже указанных ранее пределов, следует перейти на низшую передачу.

    Если мотоцикл приближается к крутому подъему и не имеет достаточно большой скорости, необходимо включить II или I передачу и не менять ее до конца подъема. Если двигатель заглохнет на подъеме, следует, придерживая мотоцикл ручным тормозом, завести двигатель, включить 1 передачу и отпустить одновременно рычаг управления тормозом и рычаг управления сцеплением, прибавляя обороты несколько больше чем обычно. Участки сухого рыхлого песка или сыпучего снега рекомендуется преодолевать на II или I передаче с повышенной скоростью, сохраняя постоянное число оборотов двигателя и прямолинейное движение. Нельзя поворачивать круто руль, выключая сцепление, переключать передачи и резко увеличивать число оборотов двигателя.

    При преодолении участков с густой липкой грязью надо двигаться так же, как по рыхлому песку. Если под щитки набилось много грязи, затрудняющей вращение колес, необходимо остановить мотоцикл и удалить грязь лопаткой для монтажа шин, или другим подходящим предметом.

    Необходимо иметь в виду, что определенной скорости движения мотоцикла соответствует определенный допустимый угол поворота руля. С повышением скорости движения допустимая величина угла поворота уменьшается. Руль мотоцикла следует поворачивать плавно, без рывков, сочетая его с наклоном мотоцикла в сторону поворота.

    При эксплуатации мотоцикла в летнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя. Признаком нормальной работы двигателя является хорошая приемистость мотоцикла, отсутствие стука в кривошипно-шатунном механизме. Признак перегрева двигателя - работа двигателя на калильном зажигании (т. е. при выключенном зажигании), потеря мощности, в результате чего мотоцикл медленно набирает скорость, резкий металлический стук в кривошипно-шатунном механизме.

    Необходимо помнить, что длительное движение мотоцикла с перегретым двигателем может привести к аварии. Чтобы избежать перегрева, водитель должен выбирать дорогу, позволяющую совершать движение на высших передачах при средних оборотах двигателя.

    Чтобы остановить перегретый двигатель, следует дать ему поработать на холостых оборотах несколько минут, после чего выключить зажигание. Двигатель остановится без стука и обратных ударов. После охлаждения в течение 5-10 минут движение можно продолжать. Охлаждать двигатель холодной водой нельзя, так как это может привести к выходу из строя цилиндра и его головки. Двигатель считается перегретым, если невозможно удержать руку приложенную к картеру в районе горловины, на которой установлен цилиндр, или капельки воды с шипением отскакивают от ребер головки цилиндра.

    При остановках двигателя бензокраник рекомендуется закрывать.

    В летних условиях эксплуатации мотоцикла особое внимание следует обращать на состояние шин. Давление в шинах колес надо поддерживать строго в пределах, указанных в инструкции. Пониженное давление приводит к сильному нагреву шин и преждевременному выходу их из строя.

    После каждой поездки мотоцикл необходимо тщательно очистить. Двигатель лучше всего чистить волосяной кистью, смоченной в керосине. Хромированные части следует промыть водой с помощью мягкой ветоши и губки, после чего вытереть насухо. Обмывать из шланга разрешается только остывший двигатель, причем, следует избегать направления струи воды на фару, воздухофильтр, карбюратор. Влага, проникшая внутрь отдельных узлов, может вызвать коррозию и повлечь за собой трудноустранимые дефекты машины. Запрещается заезжать в воду с целью мойки мотоцикла и останавливать двигатель при преодолении брода, если уровень воды выше отверстия глушителя.

    Материалы: http://www.motomanual.net/minsk/m106/m106_08.htm


    Back to top