Инструкция, как проверить стартер на аккумуляторе своими руками

1 ≫

Часто машина не заводится, когда нужно срочно куда-то ехать. Если при проворачивании ключа машина не заводится, в первую очередь нужно проверить стартер. В чем причины неисправности стартера, какие есть поломки, как проверить на работоспособность стартер без стенда для проверки генераторов, об этом говорится в этой статье.

Причины поломки стартера и основные виды неисправностей

Все причины неисправностей можно разделить на две группы:

  1. Механические. К ним относятся поломки, которых причиной стал износ деталей. Они изнашиваются в течение продолжительной эксплуатации или при нарушении правил эксплуатации. Возможны механические повреждения и по причине электрических неполадок.
  2. Электрические. К таким поломкам относятся проблемы с электропитанием. Для обнаружения электрических неполадок нужно проверить всю проводку, провести диагностику контактов, межвитковых замыканий. Также следует проверить подгорания замыкающих пластин и рабочих поверхностей, которые возможны из-за прохождения лишнего тока через контакты.
Диагностика с помощью АКБ

Если говорить в общем, то возможны следующие поломки запускающего двигатель устройства:

  1. При попытке запустить стартер не вращается якорь и не срабатывает реле тяги. Основной причиной является недостаточное электропитание. Это может быть вызвано разряженной аккумуляторной батареей, окислением на плюсовой клемме или плохим контактом, слабой затяжкой наконечников на аккумуляторе, обрывом электрической, межвитковым замыканием и заеданием якоря.
  2. При исправно работающем втягивающем реле во время запуска стартера тяжело вращается якорь. Возможная причина — замыкание между пластинами коллектора или его подгорание, зависание, износ щеток, плохая зарядка АКБ, износ втулок якоря, смещение якорных пластин, обрыв обмотки, межвитковое замыкание стартера и якоря.
  3. При работающем стартере вращается якорь, но нет вращения коленвала. Причина может быть в поломке буферной пружины или поводкового кольца муфты, пробуксовке свободного хода муфты, в плохом перемещении якоря, неисправности рычага, выключающего муфту.
  4. Стартер не отключается после того, как завелся двигатель – заедает втягивающее реле или привод рычага, неисправна возвратная пружина замка зажигания, поломка возвратных пружин реле, муфты. В любом из этих случаев нужно выключить зажигание и отсоединить провод, идущий к реле.
  5. Появление посторонних шумов говорит об ослаблении крепления устройства, износе втулок подшипников, ослабление буферной пружины стартера, повреждении венца маховика или забоины в зубьях привода, неправильной регулировке хода шестерни устройства.

Перед тем, как начинать ремонт, нужна проверка стартера. Ее можно выполнить своими руками либо с помощью стенда для проверки генераторов.

Стенд для диагностики генераторов

С чего следует начать ремонтные работы?

Чтобы начать ремонт и провести диагностику без стенда для проверки генераторов необходимо приготовить:

Перед тем, как проверить стартер, его нужно сначала снять и очистить от загрязнений. Для разборки потребуются специальные инструменты. Чтобы сделать тщательную диагностику, устройство нужно полностью разобрать, до самых мелких деталей. Затем каждую деталь нужно вымыть и высушить.

Устройство стартера машины

Диагностика без стенда для генераторов состоит из последовательности действий:

  1. В первую очередь следует проверить правильность функционирования устройства.
  2. Сделать проверку втягивающего реле.
  3. Выполнить диагностику щеток и якоря.
  4. Прозвонить элетросеть.
  5. Сделать диагностику бендикса, благодаря которому бесшумно запускается двигатель.

Выполнив диагностику, следует заменить или отремонтировать неисправные детали.

Руководство по проверке

Устройство можно проверить, не снимая его с машины. Снятие выполняется при серьезных поломках. Для диагностики не потребуется специальных знаний. Проверяется устройство в несколько этапов. С амое главное — проверять толстыми проводами, на тонких работать не будет.

Этапы

Проверка стартера в сборе. Для этого нужно демонтировать устройство с машины и зажать его в тиски, надежно, но не сильно, чтобы не поломать. Затем необходимо замкнуть контактные болты, находящиеся с тыльной стороны, с помощью металлического предмета или куска проволоки. Если стартер рабочий, он начнет крутиться. В этом случае причина неисправности может быть в реле тяги.

Проверка на работоспособность тягового реле. Для этого нужно использовать провода с небольшим сопротивлением. Одним проводом нужно соединить положительную клемму на аккумуляторе и реле на массе, а вторым минусовую клемму на аккумуляторе и корпусом стартера. Если реле исправное, прозвучит характерный щелчок и якорь выдвинет шестеренку (автор видео — altevaa TV)

Проверяем якорь. Для этого нужно подать напряжение 12 В напрямую в обход тягового реле. Проверяем с помощью контрольной лампочки. Якорь подключается к питанию, а корпус устройства к лампочке. Если лампочка загорелась или искрит, значит, якорь имеет пробой и его нужно заменить.

Тестером следует измерить сопротивление между корпусом ротора и обмотками, оно должно составлять несколько миллионов Ом. Если сопротивление изоляции от 0 до 2 Ом, якорь неисправен и требует замены. Проверка межвиткового замыкания делается с помощью специального стенда для проверки генераторов.

Проверка устройства на стенде

Проверку щеток делают с помощью лампочки на 12 В, которую подключают к щеткодержателю и корпусу устройства. Светящаяся лампочка информирует о неисправности щеток. В этом случае их нужно заменить. Обмотка также проверяется лампочкой, только подключается обмотка и корпус.

Прозвонить электрическую сеть. С помощью контрольки можно прозвонить электрическую цепь, чтобы найти разрывы. Чтобы прозвонить элетросеть, необходимо включить зажигание.

Проверяем бендикс. Для проверки понадобится мягкая прокладка, чтобы защитить деталь от повреждения. Звездочку бендикса нужно зажать в тиски и провернуть муфту в одну и другую сторону. Если деталь исправна, муфта будет поворачиваться лишь в одну сторону. Если она проворачивается в другую сторону, это говорит о ее неисправности и необходимости замены. Могут быть изношены зубья, тогда бендикс нужно просто заменить.

Забоины в зубьях бендикса

При визуальном осмотре можно выявить следующие неисправности:

  • обрывы обмотки;
  • нарушение изоляции;
  • износ пластин коллектора;
  • дефекты поверхности коллектора и якоря в виде задиров, царапин, канавок и т.д.

Небольшие дефекты устраняются путем зачищения мелкозернистой наждачной бумагой или шлифованием. Если в результате этих действий якорь уменьшился в диаметре, ставятся прокладки. То же касается и коллектора. Если детали сильно изношены, их лучше заменить. Замена требуется, если неисправна межвитковая изоляция, изношены щетки и подшипники.

Научившись проверять устройство, которое запускает двигатель, своими руками, вы сможете сэкономить на посещении станции техобслуживания.

Если вы не знаете, как проверить стартер, не снимая его с машины, диагностику можно сделать на СТО, которые оборудованы специальным стендом для диагностики генераторов.

Видео «Диагностика стартера»

В этом видео от Автоэлектрика ВЧ демонстрируется, как проверить стартер своими руками.

  • Диагностика и ремонт якоря стартера в условиях гаража
  • Проверенные способы замкнуть стартер напрямую: рекомендации от профи
  • Самостоятельный ремонт стартера: информация для тех, кто не спешит на СТО

Комментарии и отзывы

  • Иван Иванович Баранов

    Опыт работы на СТО:

    Посмотреть все ответы

    Avtozam.com - ваш помощник в ремонте и обслуживании авто

    Использование вами данного веб-сайта означает ваше согласие с тем, что вы используете его на свой страх и риск.

    Материалы: http://avtozam.com/elektronika/pusk/kak-proverit-starter/

  • 2 ≫

    Как проверить стартер на исправность

    Не стоит еще раз припоминать, что стартер является одним из принципиальных узлов автомобиля.

    Представьте для себя, что вы стоите в многочасовой пробке, где приходится каждые 5 - 10 минут заводить автомобиль, чтоб переместиться на 10 - 15 метров, и так в течении 2 - х часов. Знакомая история? Для москвичей точно знакомая.

    И вот представте, что стартер закончил работать. Совершенно точно, противная ситуация.

    Проверить и отремонтировать устройство в дороге трудно, но в неких случаях это может быть.

    Главные предпосылки поломки стартера могут находиться в контактах, АКБ, тяговом реле и конкретно в самом устройстве.

    Также может выйти из строя замок зажигания, реле стартера и конечно предохранитель.

    Если тяговое реле срабатывает, но якорь стартера не крутит, то предпосылки этого могут лежать в:

    1. Разрядки АКБ-емкости батареи хватает лишь на срабатывание реле, а на прокрутку якоря нет.
    2. Наличие окалины на коллекторе якоря либо его подгорание.
    3. Недостающая затяжка проводов болтами на тяговом реле стартера, что в неких случаях может привести к искрению контактов.
    4. Обрыв обмотки якоря и статора.
    5. Замыкание в коллекторе меж пластинами.
    6. Замыкание плюсовых контактов стартера на массу, например, щеткодержателя, либо межвитковое замыкание в якоре и статоре, меж собой либо на массу.
    7. Наличие окиси на контактах проводов и клеммах АКБ, что не обеспечивает размеренную передачу тока к стартеру.
    8. Износ щеток либо их западине в гнездах.
    9. Плавление обмотки в итоге перегрева стартера и как следствие, ее замыкание.

    Реле не срабатывает и якорь не крутится, предпосылки:

    1. Смотрите п. 1-9 выше;
    2. Обрыв проводов либо замыкание втягивающей, либо удерживающих обмоток тягового реле меж собой и на массу;
    3. Заедание штока тягового реле.
    4. Поломка в контактной части реле.

    Если ничего не происходит при запуске мотора:

    1. Перегорел предохранитель. Смотрите электронную схему и поменяйте последний.
    2. Неисправен замок зажигания.
    3. Вышло из строя реле стартера.
    4. Смотрите перечисленные выше неисправности, замыкания могут произойти, как в реле, так и в самом устройстве.

    Устройство тягового реле стартера

    Якорь - это сердечник стартера, на котором устанавливаются обмотка (ротор) и коллектор.

    При поступлении тока на контакт 50 (смотрите схему ниже) врубается магнит, который тянет шток на себя к задней части тягового реле к контакту 30.

    При всем этом через рычаг вилка с бендексом перемещается вперед для сцепления с маховиком.

    Тогда, когда шток достегает задней стены реле, контактным диском, который размещен на штоке, замыкается контакт 30 (подключается впрямую от АКБ) с еще одним, который идет конкретно к стартеру.

    Электронная схема стартера

    Как контакты замкнулись, на обмотку, через щеточный узел и коллектор, поступает ток и якорь начинает крутиться.

    Вращательный момент, от бендекса через маховик, передается на коленчатый вал мотора в итоге происходит пуск последнего.

    Как на электромагнит прекращается подача напряжения (ключ зажигания повернут назад), шток под действием пружины перемещается в начальное положение, тем размыкая контакты 30 и идущий к якорю. Таким макаром последний прекращает работу.

    Чтоб было понятней, устройство стартера можно поглядеть ниже.

    Устройство стартера

    Проверка стартера и выявление предпосылки его поломки в значимой мере сбережет ваш бюджет, при условии, что эта поломка устранима.

    Поиск предпосылки неисправности устройства необходимо начинать от обычного к сложному.

    Проверьте, довольно ли заряжено АКБ, и способно ли оно крутить стартер. Это идеальнее всего сделать вольтметром (норма 13,5В, а безупречное 14В), но в дороге такового устройства может и не быть.

    Потому направьте внимание на фары, какой степени яркости они сияют. Сходу станет все понятно, в особенности если включите далекий свет. Панель устройств тоже должна сиять довольно ярко.

    При попытке пуска мотора, лампочки на табло не должны угасать либо очень притухать. Это 1-ые признаки того, что АКБ разряжен.

    Очень помогает диодный либо цифровой вольтметр напряжения, которые вставляется в прикуриватель.

    цифровой вольтметр напряжения для автомобиля

    Проверьте контакты и наличие окиси на их, довольно ли затянуты все болты на АКБ и на реле.

    Проверяем работу тягового реле.

    На задней части реле есть болт 30 и контакт 50 - их отлично видно (условное обозначение на схеме).

    Возьмите толстую отвертку либо гаечный ключ и замкните их меж собой, при всем этом, конечно, цепь должна быть запитана током от АКБ на болт 30, который видно на рисунке.

    Таким макаром, мы подали ток на впрямую к тяговому реле, минуя замок зажигания, реле стартера (п.8, смотрите электронную схему выше) и другие участки проводки.

    Если тяговое реле сработало и бендекс начал крутиться, означает неувязка в замке зажигания, реле устройства либо существует некий обрыв в цепе до контакта 50.

    Если мы слышим щелчки, бендекс выдвигается, но не крутится, означает тяговое реле исправно, а вся неувязка в стартере.

    А если в ответ тишь, означает, тяговое реле не рабочее.

    Контролька, это лампочка на 12 либо 24В, к которой подключены два провода. При помощи этого обычного устройства мы можем прозванивать электронную цепь находя, тем разрывы в ней.

    Прозванивать цепь можно на всех ее участках от замка зажигания до контакта 50, при всем этом зажигание должно быть включенным. Без ассистента здесь не обойтись.

    Проверка тягового реле - метод 2.

    1. Проверьте на заряженность АКБ;
    2. Снимите стартер;
    3. Подключите тяговое реле по схеме, «+» (контакт 50) к «+» АКБ, корпус стартера поставьте на «-» АКБ либо зажмите его в тисках и подключите к корпусу минусовой провод.
    4. Если вилка с бендексом выдвинулась до щелчка означает реле рабочее. Будет лучше если и сработал якорь, но для этого необходимо, чтоб на контакт 30 поступал ток. В другом случае без разборки реле не обойтись.

    Проверяем работу якоря.

    Проверить работу конкретно стартера можно последующим методом.

    1. Удостоверьтесь, чтоб аккумуляторная батарея была заряжена на сто процентов;
    2. Снимите стартер;
    3. Подключите все по схеме, «+» (провод на тяговом реле который идет конкретно к обмотке якоря, не спутайте с болтом 30 и контактом 50, смотрите набросок выше) к «+» АКБ, корпус устройства поставьте на «-» АКБ либо сделайте как в методе 2 при помощи тисков.
    4. Если стартер заработал, а при вышеперечисленных проверках молчал, то неувязка в реле, а если и на данный момент молчит, то необходимо глядеть сначала щетки.

    Также смотрите способ исключения в подразделе выше.

    Контакты 50 и 30.

    Направьте внимание на контакты 50 и 30, которые отображены на схеме выше. Их необходимо проверить на замыкание при обесточенной цепи.

    Возьмите омметр, настройте его и подключите к этим контактам. Также можно проверить сопротивление и в других направлениях, во всех случаях оно должно стремиться к бесконечности.

    Если прастина на штоке тягового реле прикипела к пятакам-контактам (оборотная сторона 2-ух огромных болтов), то сопротивление будет равно нулю.

    Проверяя стартер не забудьте про бендекс. Бывают ситуации, когда и тяговое реле работает и якорь крутится, а движок не заводится.

    Проверьте состояние бендекса, может случиться так, что в итоге износа зубьев, он не заходи в зацепление с маховиком и будет достаточным его просто поменять.

    Изношены шестерни бендекса

    Для такового варианта свойственна большая частота вращения бендекса со характерным для этого звуком, но при всем этом движок не заводиться.

    После всех шагов проверки стартера нужно обусловиться с ходом последующих действий.

    В любом случае если причина поломки последнего лежит в тяговом реле либо самом стартере, то все придется разбирать. Обычно, в 80% случаев это и происходит.

    Разобрав тяговое реле направьте внимание на пятаки контактов, которые замыкаются пластинкой.

    Они не обязаны иметь ржавчины и окалины, по мере надобности зачистите их.

    Проверить, замыкаются ли пятаки контактов пластинкой можно при помощи омметра.

    Направьте внимание на шток.

    Он должен быть всегда смазан и ходить свободно. Наличие грязищи на штоке не допускается.

    Для новых тяговых реле выпущенных в Китае наличие смазки является неувязкой, ее китайцы очевидно сберегают. Из-за этого может застопориться шток и вилка выдвигаться не будет.

    Если неувязка с тяговым реле не отважилась, можно испытать прозвонить втягивающую и удерживающую обмотки. Но это уже суровый ремонт, проще приобрести новое реле и не страдать.

    Неувязка поломки может находится и в самом стартере.

    После его разборки сначала направьте внимание на щетки.

    Изношенные щетки необходимо поменять. Их высота не должна быть меньше 1,2 см.

    А если они залегли, то выясните причину их залегания, может необходимо их смазать графитной смазкой.

    Также нелишним будет при помощи омметра проверить на замыкание щеток с корпусом щеткодержателя.

    Сопротивление должно приближаться к бесконечности.

    Направьте внимание на коллектор якоря. Там не должно быть окалин, следов обгорания, все контакты должны быть целыми.

    Малозначительные обгорания просто удаляются бензином либо просто сухой ветошью.

    Если вы вскрыли стартер и ощутили характерных для подгоревшей обмотки запах, то означает, случай тяжкий.

    Для уверительности проверьте на замкнутость обмотку якоря. Для этого можно использовать омметр.

    Сопротивление обмотки должно быть приближенное к бесконечности.

    Если цепь замкнута, то отдавайте стартер в ремонт либо покупайте новый. Хотя перемотка обмотки обойдется намного дешевле.

    Некие детали устройства можно поменять, довольно приобрести на вторичном рынке бу аналог, помните это.

    Подводя результат, можно сказать, что для проверки стартера на исправность не надо на проф уровне разбираться в электросхемах и электродинамике.

    Необходимо хотя бы в общих чертах знать механизм работы устройства, владеть способностями работы с омметром и контролькой.

    После проверки стартера и определения обстоятельств его поломки непростой ремонт может быть вам будет и не под силу, но почистить контакты, поменять щетки и другие главные узлы вы уже можете.

    А непростой ремонт стартеров, таковой как перемотка обмотки, делается у профессионалов.

    Материалы: http://shadowcar.ru/remont/2986-Kakproveritreleiobmotkustarteranaakkumulyatore,prichinipolomki.html

    3 ≫

    Каждый водитель сталкивался с ситуацией, когда автомобиль не заводиться. С такой проблемой могут столкнуться владельцы и старых авто и новых марок машин. Рано или поздно все детали, в какой - то степени изнашиваются и подлежат замене. Но если Вы как водитель знаете, где искать поломку, то Вы можете в таком случае сэкономить, так как Вы сможете определить причину поломки без специалиста. Поломаться может или стартер, или аккумулятор, или реле. Нас, в данном случае, интересует ситуация - поломка реле стартера.

    Давайте и приступим к информации о функциях, которые выполняют: стартер, втягивающее реле. А также ответим на вопрос: "каким образом можно проверить реле? От чего зависит правильное действие механизма?".

    Задача втягивающего реле стартера – это выталкивать бендекс и подача тока на мотор стартера. Говоря, на языке механическом, в процессе вращения стартера, бендикс выталкивается.

    Задача самого стартера - запускать двигатель. Фактически, этот элемент - самый главный элемент в машине.

    Чтобы рассмотреть вопрос: "с чего состоит реле?", а также для определения функций и всех деталей данного механизма - мы и подготовили следующий пункт.

    Состав реле и как его механизм действует

    Втягивающее реле состоит из следующих деталей: корпуса, якоря, контактов, магнитов с обмотками и возражающей пружины.

    Работа реле выстроена на основах действия электромагнетизма.

    Такая деталь, как сердечник, сделана в виде трубки, внутри трубки находится якорь, там в свою очередь - вмонтирована обмотка проволки.

    С помощью электромагнитного поля создается ток в катушке - в этот момент происходит вход якоря в сердечник. Когда прекращается подача тока - якорь находится в свободном движении. Магнит представлен парой катушек: одна втягивающая, вторая - удерживающая. Втягивающая катушка подключается к мотору и клемме управления, а удерживающая - к выводу управления, она взаимодействует с корпусом. При подаче питания на контакт, в самой катушке, образуется такой физический процесс, как магнитная индукция, способствующая образованию магнитного поля. В следствии вышеописанного процесса, возвратная пружина сжимается под воздействием якоря, а бендикс - крутиться. Бендикс соединяет стартер с автомобильной АКБ. В тот момент, когда замыкают контакты, на втягивающую обмотку получает питание от клеммы "+", ток на катушке не образуется в это время, а на якорь воздействует поле катушки, которая удерживает, за счет этого якорь остается внутри.

    В процессе запуска силового агрегата автомобиля - происходит отключение питания, затем якорь попадает в свое изначальное положение при действии на него возвратной пружины, контакты размыкаются, в данном случае происходит следующий момент бендикс выходит из сцепления.

    По каким причинам реле стартера приходит в нерабочее состояние?

    1) Физический износ.

    2) Если контактные пластины сгорели.

    3) В следствии разрушения компонентов.

    4) Когда обмотка сгорела.

    Как вычислить поломку реле?

    Признаки: 1) Когда Вы запускаете двигатель, а отключение стартера не происходит, а значит, он находится в состоянии вращения и это не прекращается. При всем этом слышно характерное жужжание. 2) Вращается стартер после запуска, а двигатель - не запускается. 3) Когда Вы поворачиваете Ваш ключ, который находится в замке зажигания в его изначальное положение, Вам слышен щелчок стартера, но он - не начал вращаться.

    Каким образом осуществить проверку реле стартера?

    Для осуществления проверки, Вам нужно провести демонтаж стартера с двигателя. Следующий шаг - приступите к выводу реле к выводу АКБ положительному, а корпус стартера - с отрицательным. В том случае, если стартер окажется в исправном состоянии - якорь будет выдвигать шестерню, а Вам будет слышен щелчок. В том случае, если Вы так и не услышите щелчок, то скорей всего это говорит о том, что втягивающее реле находится в неисправном состоянии.

    Причиной этого может послужить: перегорание контактов, заклинивание якоря (коррозия или грязь) или перегорание обмотки.

    Что нужно делать для устранения поломки?

    Вам стоит начать из того, что Вам следует отключить питание от батареи аккумулятора. Ведь, пока подключена электрическая цепь - вытягивать и ремонтировать стартер по правилам техники безопасности запрещено. Игнорирование данного правила - приведет к замыканию, или к пожару проводки.

    Чтобы начать разборку Вам необходимо хорошо очистить стартер. Затем начать откручивание гайки щеточного узла с болта реле. Теперь переходите к процессу снятия контакта с болта. Приступите к откручиванию стяжных винтов, которые крепят реле к массе и вытягиваем реле. Далее, Вам нужно открутить торц гайки и приступить к его разделению на две части. Следующий шаг - это замена старого сердечника на новый. Когда это все Вы сделаете - собирайте все в обратном порядке и проведите установку втягивающего реле. Проведите проверку данного механизма и проведите его установку в машину. Конечный этап данного процесса - это проверка Вами данного механизма и его деталей в работе. Проверку нужно проводить обязательно! Ведь Вы должны быть уверенными, что все сделано правильно и находится в исправном состоянии.

    Итак, давайте сделаем выводы, что первыми признаками поломки реле являются:

    1) При запуске двигателя, стартер не может отключится. Он очень быстро вращается и слышен жужжащий звук.

    2) При повороте ключа в замке зажигания, будет слышно щелчок, это будет говорить о том что устройство включено, но стартер будет находится при этом не в запущенном состоянии.

    3) Стартер при повороте ключа работает в холостую, но двигатель при этом не вращается.

    Для устранения данной поломки, Вы можете воспользоваться помощью специалистов или же провести замену данной деталей - самостоятельно. Не забывайте при замене старого реле, но новое - нужно обращать внимание на качество купленной детали (еще при покупке).

    Когда Вы решаете проводить все работы самостоятельно: проверку, процесс разборки или ремонтные работы соблюдайте строго технику безопасности.

    Материалы: http://ru.megasos.com/wiki/kak-proverit-rele-startera


    Back to top