1 ≫
-
Полезное для автолюбителей – все об автомобилях
Стучат гидрокомпенсаторы: причины и устранение проблемы
Из курса физики известно, что, в процессе нагрева, металл увеличивается в объеме (расширяется), а при охлаждении, наоборот, уменьшается (сужается). Эти свойства учитываются заводом-изготовителем, при сборке ГРМ мотора, что проявляется в выставлении тепловых зазоров при монтаже деталей. Величина таких расстояний, обеспечивающих запас на случай расширения металла, определяется производителем и фиксируется в паспорте транспортного средства.
С течением времени, установленные зазоры могут сбиваться, и ухо водителя начинает улавливать не характерный стук, исходящий из двигателя. Стучать могут гидрокомпенсаторы или клапана, но обо всем — по порядку. Что делать, если стучат гидрокомпенсаторы — смотрите видео ниже.
Так вот, автовладелец должен периодически проверять и регулировать сбившиеся зазоры клапанов, иначе возможно появление следующих проблем в работе двигателя:
- Исчезновение или снижение зазора приводит к нарушению герметичности клапана (он не закрывается до конца). Итогом становится уменьшение компрессии в цилиндре мотора и падение мощности.
- Если зазор увеличен, то это приводит к ускоренному разрушению клапанов впуска и выпуска (ресурс деталей снижается). При этом стук клапанов, при пуске двигателя и после его прогрева — свидетельство нарушения теплового зазора, в сторону увеличения.
Норма технологических расстояний зависит от ряда факторов — марки транспортного средства, типа мотора и особенностей конструкции. Параметр зазора, как правило, должен быть 0,15-0,4 мм. При этом, раз в 10-15 тысяч км, автовладелец или мастера на СТО должны проверять и, при необходимости, регулировать установленные зазоры клапанов.
Для выполнения работы, требуется разборка головки блоки цилиндров, после чего и выставляются требуемые зазоры. Расстояние определяется и регулируется, с помощью специальных щупов. Если установлены гидравлические компенсаторы, в разборке мотора нет необходимости, ведь регулировка тепловых зазоров выполняется в автоматическом режиме.
Гидрокомпенсатор: устройство и принцип работы
Чтобы понять принцип действия гидравлического компенсатора, разберитесь с его устройством. В корпус детали, имеющей цилиндрическую форму, устанавливается плунжер (специальный поршень), который днищем упирается в возвратную пружину. В поршне компенсатора смонтирован перепускной клапан шарикового типа, со своей прижимной пружинкой. Удержание плунжера и его начинки в цилиндрическом корпусе обеспечивается, благодаря стопорной шайбе.
В зависимости от места монтажа в ГРМ, конструктивные особенности гидрокомпенсаторов могут различаться:
- Если гидравлический компенсатор устанавливается в гнездах (углублениях) клапанных коромысел, корпус детали остается неподвижным, а поршень перемещается.
- Если гидрокомпенсатор вмонтирован в гнездах ГБЦ, корпус детали остается неподвижным по отношению к месту посадки.
В чем же принцип действия? Изменение размера гидрокомпенсатора (уменьшение или увеличение) происходит за счет двух факторов — синхронной работы клапана и пружин, а также перетекания смазывающей жидкости (масла). Гидравлический компенсатор имеет конструктивную связь с распредвалом и клапанами (впуска и выпуска). Его задача — поддержание установленных производителем тепловых зазоров. Как следствие, обеспечивается правильная работа мотора. Кроме того, в процессе настройки на заводе-изготовителе, учитываются температурные изменения и самого компенсатора.
В чем причина стука?
В процессе эксплуатации автовладелец с легкостью может диагностировать стук гидрокомпенсаторов. Его можно распознать по частым и резким звукам, похожим на металлический треск. При этом помните, что ресурс работы компенсаторов зависит от качества моторного масла. Это не удивительно, ведь именно эта жидкость обеспечивает смазку детали в процессе выполнения задач. Давайте рассмотрим, почему стучат гидрокомпенсаторы.
1. Причина в моторном масле
Если неисправность связана с моторным маслом, причины стука могут быть следующими:
- В двигатель заливается грязное масло, в составе которого недостаточно моющих присадок, которые удерживают шлаки и отходы. Параметр кислотности смазывающей жидкости превышает щелочной показатель. В процессе работы, элементы ГРМ нагреваются до 800 градусов Цельсия, а из-за применения плохого масла, появляется нагар, нарушается работоспособность подвижных элементов гидрокомпенсатора.
- Снижение (повышение) уровня масла. В случае превышения объема смазывающей жидкости выше нормы, происходит ее вспенивание. Как результат — в картере двигателя появляется воздух.
Выше рассмотрена только часть причин, почему стучат гидрокомпенсаторы, и все они связаны с моторным маслом. Но нельзя забывать, что посторонний стук может быть вызван и механической неисправностью тех или иных узлов двигателя.
2. Причина в механической неисправности
Если стук гидрокомпенсаторов связан с механическими проблемами, причины могут быть следующие:
- Вышел из строя обратный клапан. Диагностировать проблему несложно. Запускайте мотор и прислушивайтесь к его звукам. Посторонний стук проявляет себя на холодном двигателе (сразу после пуска). Как только число оборотов возрастает, звук пропадает. Ситуация аналогична и на прогретом моторе. Вы слышите, как стучат гидрокоменсаторы только на холостых оборотах. Но достаточно нажать на газ, и шум уходит.
- Изношенность плунжерной пары. При такой неисправности, стук появляется только на прогретом моторе. Если же заглушить двигатель, дать ему остыть, а после завести снова, постороннего звука не будет.
- Появление дефектов на плунжере и корпусе. В процессе эксплуатации, на поверхностях детали могут появляться вмятины, задиры или выбоины. При появлении таких повреждений, стук гидрокомпенсаторов проявляет себя, вне зависимости от скорости вращения распредвала ГРМ.
Что будет, если продолжать эксплуатировать автомобиль со стучащими гидрокомпенсаторами?
Если после пуска двигателя или в процессе движения, стучат гидрокомпенсаторы, это свидетельствует о нарушении тепловых зазоров в ГРМ. На начальном этапе, опасности для мотора нет. Если же ничего не предпринимать и продолжать ездить на машине, как ни в чем не бывало, последствий не избежать. В зоне риска находится газораспределительный механизм, который рано или поздно, выходит из строя. Из-за ударных нагрузок, возникающих в процессе пуска мотора, страдают кулачки распредвала, а также соединенные с ним элементы ГРМ.
Если своевременно не устранить стук гидрокомпенсаторов, возможно и появление ряда других проблем:
- Неустойчивая работа мотора.
- Уменьшение мощности.
- Увеличение расхода топлива.
Что делать для устранения неисправности?
Действия автовладельца зависят от причин возникновения проблемы. Если гидрокомпенсаторы износились или имеют механические повреждения, единственным выходом является замена. В иных случаях, достаточно разборки детали и промывки ее составляющих. При этом очистка седла обратного клапана от нагара и накопившейся грязи производится, с помощью деревянного колышка.
Если причина стука гидрокомпенсаторов связана с неисправностью системы смазки, могут потребоваться следующие действия:
- Заливка нового масла и замена масляного фильтра. При покупке смазывающего состава отдавайте предпочтение «синтетике» или «полусинтетике». Важно, чтобы масло было хорошего качества — имело в ставе моющие присадки и небольшую вязкость.
- Очистка каналов ГБЦ. Для решения этой задачи, применяется бензин, а давление создается с помощью компрессора.
- Проверка работоспособности насоса масляной системы. Если в процессе диагностики обнаружена поломка, то нужен ремонт или замена масляного насоса.
Видео: Стучат гидрокомпенсаторы. Что делать?
Если видео не показывает, обновите страницу или " style="color:#CC3333">нажмите здесь
Благодаря применению гидрокомпенсаторов, удается решить две главные задачи — увеличить ресурс ГРМ и уменьшить расход горючего. При этом двигатель работает тихо и с максимальной мощностью. Завод-изготовитель гарантирует работоспособность гидрокомпенсаторов, в течение 30 тысяч километров. По истечении этого периода, деталь рекомендуется поменять.
На практике, гидравлические компенсаторы могут поломаться раньше или прослужить больше намеченного срока. Здесь многое зависит от качества масла, которое залито в двигатель. Собственно, высокие требования к смазке двигателя — это единственный минус гидрокомпенсаторов.
Источники: http://mob.autoinfa.com/post.php?id=431
2 ≫
-
Гидрокомпенсатор – особое устройство, регулирующее тепловые зазоры клапанов двигателя. Смысл регулировки – в том, чтобы зазора не было. Без компенсатора клапан начнёт стучать, и чем больше будет прогреваться двигатель, тем сильнее станет проявляться эффект. И ответ на вопрос, как проверить гидрокомпенсаторы, в первом приближении звучит просто: есть стук – компенсаторы неисправны.
А эксплуатируя мотор с неисправными компенсаторами, владелец сам приближает необходимость проведения капремонта. В первую очередь будут страдать детали ГРМ.
В простом случае компенсатор – это продолжение пятки клапана. Точнее, гидрокомпенсатор одет на клапан и передаёт усилие, получаемое от кулачка. Наглядно эта схема представлена на рисунке:
Здесь компенсатор соприкасается с кулачком
То, что рассмотрено – это один из вариантов. Но есть и другой, когда кулачок давит на коромысло. Само коромысло выталкивают вверх два разных элемента. С одной стороны это будет клапан, с другой – гидрокомпенсатор. Первый из них движется, второй остаётся на одном уровне:
Компенсатор давит на коромысло снизу
Если компенсатор будет неисправен, между кулачком и коромыслом появится зазор.
Заметим, что выше не шла речь о рычажном коромысле клапана. Схема с рычажным коромыслом представлена ниже. Компенсатор там выглядит иначе, чем в случаях «1» и «2».
Раньше в конструкции ГРМ использовался один распредвал (SOHC), и усилие к пяткам клапанов передавалось через рычаг. Для того, чтобы устранить зазор, рычаг снабжали регулировочным винтом 5. Он фиксировался контрагайкой 6:
Схема ГРМ с рычажными коромыслами
Рассмотренный выше механизм можно снабдить гидрокомпенсаторами. Их устройство показано на рисунке «б»:
Схемы компенсатора, три возможных варианта
Схемы «а» и «в» соответствуют первому и второму случаю. Вопросов здесь возникнуть не должно.
Внешне конструкция компенсаторов может различаться, но принцип действия всегда будет одним. Основные элементы конструкции – это следующие детали: обратный клапан (шарик), пружина плунжера 5 и клапанная пружина 6. Цифрой 3 обозначена втулка плунжера, а деталь 2 – это плунжер.
Заметим, что в конструкции двигателей 4A-FE и 5A-FE (Toyota) гидрокомпенсаторы не используются. Они есть в моторах следующих серий: 2S, 1NR, ZR, TR, 5M.
Мы отвечаем на вопрос, как проверить гидрокомпенсаторы на работоспособность. Можно заметить, что причин появления неисправностей существует четыре:
- Увеличение величины зазоров в областях, указанных стрелками на фото ниже. Зазоры образуются между плунжером и плунжерной втулкой. Результатом станет повышенная утечка масла. Компенсатор попросту не будет успевать «выбирать» тепловой зазор;
- В редких случаях обратный клапан закрывается негерметично. Что как минимум делает невозможным создание достаточного давления, образуемого между втулкой и плунжером;
- Втулка относительно плунжера должна перемещаться свободно. В областях, указанных на фото 3, может появиться засор, и тогда плунжерную пару заклинивает;
- Засорение масляных каналов двигателя – это ещё одна причина, по которой компенсаторы перестают действовать.
Пункты 1-3 у нас иллюстрируются на фото:
Первая неисправность всегда возникает как следствие абразивного износа. Применяете некачественное масло – получите соответствующий результат. Вторая неисправность – это результат износа либо засорения. Последнее, кстати, встречается чаще. Ну а заклинивание может возникнуть из-за постепенной закоксовки или из-за появления отложений.
Каждая из причин получила номер от 1 до 4. Дальше делаются ссылки, где сказано, какая именно причина вызывает тот или иной эффект. Читайте внимательно.
Процесс тестирования «от и до»
Рассмотрим ответ на вопрос, как проверить исправность гидрокомпенсаторов на практике. Нужно открыть капот, завести двигатель и слушать:
- Допустим, сразу после пуска двигателя появляется повышенный шум, а через 5-6 секунд он исчезает. Вывод: компенсаторы исправны, просто из их полости вытекло масло;
- На холостых оборотах наблюдается прерывистый шум. При повышении числа оборотов шум исчезает полностью. Вывод: неисправность есть, а обусловлена она второй либо третьей причиной (см. выше);
- Когда прогретый мотор работает на холостом ходу, может появляться непрерывный шум. При повышении частоты вращения шум уходит. Вывод: причина неисправности, которая имеет место, указана под номером 1;
- Выше были указаны схожие симптомы. Но мотор может вести себя по-другому: шум появляется на повышенных оборотах, а исчезает на низких. Значит, причиной неисправности является вспенивание масла;
- Допустим, наблюдается характерный шум одного либо нескольких клапанов. От частоты вращения эффект не зависит. Знайте, что эту неисправность может вызывать любая из причин, перечисленных в «главе 2»;
- Иногда можно слышать шум в режиме холостого хода, который усиливается с ростом частоты до 1500-2000 об/мин, но не более. Данный эффект с работой гидрокомпенсаторов не связан.
Сейчас нам осталось выяснить, чем вызывается вспенивание масла. На самом деле к появлению эффекта приводит как недостаток, так и избыток масла двигателя. Совет: нужно долить расходную жидкость до метки MIN либо избавиться от её избытка.
Повышенный уровень шума не всегда говорит о неисправности. Из части гидрокомпенсаторов, если авто оставить на склоне, масло может вытечь полностью, но недостаток быстро восполнится на работающем двигателе. Избавиться от неприятного эффекта можно за несколько секунд. Для чего выполняется пуск мотора.
Из всего сказанного делается простой вывод: парковать автомобиль на склоне нужно только по необходимости. Все опытные автовладельцы об этом знают.
Пусть неисправность вызвана причиной, указанной под номером 1 или 2. Тогда компенсатор подлежит замене, и других вариантов быть не может. Если говорить о «причине 3», обычно рекомендуют провести чистку компенсатора, но для этого придётся выполнить демонтаж.
Четыре вида модулей гидрокомпенсатора
Лучше уж сразу заменить неисправный модуль, не прибегая к его разбору. Диаметр корпуса модуля не превышает 10-15 мм, и ремонт будет выполнить трудно.
Если шум компенсаторов появляется на повышенных оборотах, делают вывод о вспенивании масла (см. выше). Причину неисправности тогда ищут так:
- Проверяют уровень масла на холодном двигателе;
- Если нужно, масло доливают или сливают лишнее. Последнее действие выполнить просто: вместо щупа устанавливают трубку от капельницы, а саму жидкость вытягивают «грушей»;
- Заводят двигатель, постепенно повышают обороты;
- Если эффект с шумами проявляется снова, делают вывод, что воздух попадает в систему смазки через повреждённые детали.
В последнем случае владельцу прямая дорога на сервис. Желаем успеха.
Источники: http://lifanovod.ru/proveryaem-gidrokompensatory-na-ispravnost-svoimi-rukami/
3 ≫
-
Ремонт автомобиля своими руками в большинстве случаев позволяет не только существенно сэкономить, но и своевременно предотвратить серьезные неисправности. В автомобилях, оснащенных 16-клапанными ГБЦ, могут стучать гидрокомпенсаторы. Исправить ситуацию можно. Поможет промывка гидрокомпенсаторов. Давайте разберемся, как это делается.
Данные элементы являются важной частью газораспределительного механизма. Найти эти гидрокомпенсаторы можно непосредственно над клапаном. Если быть точнее, то под кулачком распределительного вала.
Выглядит эта деталь в виде цилиндра. Внутри него находится специальный обратный клапан, плунжерная пара, а также пружина. В стенках гидрокомпенсатора сделаны специальные каналы. Они служат для циркуляции масла.
В процессе работы двигателя автомобиля каждая его деталь нагревается до высоких температур. Клапаны также подвергаются нагреву. Если вспомнить курс физики, то в момент нагревания тело расширяется. А значит, зазоры между клапанами и коромыслами в клапанном механизме будут неизбежно уменьшаться.
На старых моделях автомобилей с двигателями простой конструкции зазоры клапанов регулировали вручную. Это несложная работа, однако для ее выполнения требуются определенные навыки, знания и комплект инструментов. Если зазоры отрегулировать неправильно или не вовремя, появятся определенные проблемы. Одна из них – это стук, который знаком каждому владельцу такого автомобиля. Шум этот говорит о том, что зазоры слишком большие.
Маленькие зазоры тоже приводили к определенным проблемам. Из-за этого клапан закрывался неплотно. Регулировать механизмы приходилось достаточно часто, так как в процессе работы мотора настройки постоянно сбивались.
За счет внедрения гидрокомпенсаторов, автовладельцу больше не нужно настраивать зазоры клапанов. Теперь это делается автоматически. Другими словами, наличие в конструкции мотора гидрокомпенсаторов значительно упрощает процесс обслуживания двигателя, увеличивает ресурс клапанного механизма, обеспечивает мотору более эластичную и устойчивую работу.
Один из характерных симптомов – металлический стук в процессе работы двигателя. Особенно четко эти шумы можно слышать в момент набора оборотов. Будет слышаться цокот. Чаще всего среди причин выделяют загрязнение гидрокомпенсатора изнутри. Поэтому он не может своевременно выбирать тепловые зазоры.
Также можно слышать стук гидрокомпенсатора на холодную. После прогрева мотора звук пропадает. Но может и сохраняться. Если эти звуки возникают только на холодном моторе, то это не так уж и страшно. Есть несколько причин, которые вполне устранимы своими руками.
Шумы на холодном моторе могут случаться по банальным причинам – в двигатель залито масло большей вязкости. Иногда оно не соответствует требованиям производителя или выработало свой ресурс.
Покупая авто «с рук», масло рекомендуется менять сразу же на новое. Также перед заменой нужно промыть двигатель изнутри. Это делается просто своими руками в гаражных условиях. Специалисты рекомендуют заливать полусинтетические жидкости. Если масло менялось, но стук гидрокомпенсатора на холодную все еще слышен, стоит рассмотреть и другие причины.
Иногда могут выйти из строя клапаны гидрокомпенсатора. В этом случае масло, когда двигатель не работает, будет вытекать по причине неплотных соединений. В систему попадет воздух, который затем исчезает при вытеснении маслом кислорода.
Случается, что впускное отверстие на гидрокомпенсаторе засоряется. Отверстие отвечает за подачу масла в деталь. Когда мотор нагревается, увеличивается температура и масла. Зазоры расширяются, и масло начинает поступать как положено. Однако различные вязкие элементы затем снова забивают впускное отверстие. Можно заменить масло на то, вязкость которого меньше. Также поможет очистка двигателя. Наряду с этими мерами эффективна и промывка гидрокомпенсатора.
Если давно не менялся данный элемент, то это также одна из причин, по которой гидрокомпенсатор будет стучать на холодном двигателе. Вместе с нагревом двигателя и масла оно начнет нормально поступать через фильтр. Но чаще этого не случается. Элементы стучат даже на прогретом моторе. Решить проблему поможет замена масла вместе с фильтром.
А как проверить на ВАЗе гидрокомпенсаторы? Демонтировав клапанную крышку, можно получить доступ к этим элементам. Далее на каждый из них надавливают пальцем. Если деталь вышла из строя, она будет утапливаться без усилия.
В данной ситуации восстановить элемент уже не получится. Поможет только замена. Сколько стоит замена гидрокомпенсаторов, зависит от модели автомобиля и двигателя. Так, для большинства моделей ВАЗ эта операция обойдется в пять тысяч рублей. Если выбраны импортные запчасти, тогда цена составит 7-10 тысяч. Естественно, это не точная стоимость – конкретные цифры зависят от региона и марки автомобиля. Если же механизм утапливается только от серьезного усилия, то восстановить работоспособность и убрать стук поможет промывка гидрокомпенсаторов.
Итак, если стук есть, но ГК вполне исправны, тогда следует промыть их. Для этого снимают воздушный фильтр и крышку блока цилиндров. Также демонтируют оси коромысел, где и находятся гидрокомпенсаторы. Их аккуратно извлекают из посадочных мест. Прежде чем промывать, готовят три емкости, которые все вместе имеют объем около пяти литров.
Прежде чем проводить промывку, следует дать машине постоять в гараже сутки. За это время масло стечет с ГК в поддон. Промывка гидрокомпенсаторов будет успешной и эффективной, если выполнять ее в закрытом помещении, где нет пыли и ветра. В качестве промывочной жидкости можно использовать керосин или бензины А-92. Но можно использовать и специализированные продукты.
После демонтажа компенсаторов их очищают снаружи щетками с ненатуральной щетиной. Затем детали промывают в первой емкости, куда предварительно залита жидкость для промывки гидрокомпенсаторов. Каждый элемент опускают в емкость и несколько раз проволокой нажимают на обратный шариковый клапан. Затем надавливают на плунжер.
Если ход плунжера стал легким, то компенсатор промывают во второй емкости. Однако перед этим сливают из компенсатора всю жидкость. Для этого достаточно отжать шарик. Каналы для циркуляции масла промывают с использованием шприца.
Важный момент выполнения этой операции – проверка механизмов. Так, опустив компенсатор в третью емкость с очистительным средством, набирают в деталь жидкость.
Затем опускают деталь и вытягивают так, чтобы плунжер смотрел вверх. Если надавить на него пальцем, он не будет двигаться. Когда все именно так, детали возвращают на место и собирают двигатель.
С помощью такой несложной процедуры можно вернуть гидрокомпенсаторам работоспособность. Даже дорогая присадка-промывка гидрокомпенсаторов Liqui Moly выйдет не дороже, чем замена этих элементов на новые.
Тем, кому лень снимать ГК, можно выполнить промывку без демонтажа. Так, для этого демонтируют впускной коллектор. Затем берут любую жидкость для раскоксовки и наливают ее в каждый из цилиндров. Далее мотор крутят стартером. Затем крышку снимают и обливают компенсаторы средством для очистки карбюраторов. Лучше выбирать жидкость хорошую и дорогую. Затем оставляют автомобиль нетронутым на пару часов.
Далее все собирается в обратном порядке. В момент запуска двигателя рекомендуется нажать газ в пол. Из выхлопной трубы пойдет дым и будет вылетать различный мусор. Набирают высокие обороты и держат до того момента, пока дым из выхлопной трубы не перестанет выходить. Рекомендуется поездить на высоких оборотах некоторое время. Такая промывка гидрокомпенсаторов без разборки очень широко применяется автовладельцами. Однако она не настолько эффективная, как со снятием.
По мнению большинства опытных автолюбителей, в качестве лучшего средства для промывки стоит использовать только бензин А92. Также подойдет керосин. Наряду с этими народными средствами, именитые производители автохимии предлагают брендовые жидкости и присадки. Нужно сказать, что большинство этих продуктов неэффективны. Но многие льют их, потому что хорошо знают, сколько стоит замена гидрокомпенсаторов. Много информации имеется о продукте от Liqui Moly для уменьшения стука гидрокомпенсаторов.
Производитель обещает, что с помощью данной присадки можно очистить не только сами компенсаторы на любом автомобиле, но и клапанные отверстия. Также присадка повышает смазочные качества моторных масел. При необходимости жидкость можно использовать и как очистку для всей смазочной системы.
Если, к примеру, гидрокомпенсатор «Нивы-Шевроле» стучит по причине загрязнения, то с этой проблемой данный продукт справляется хорошо. Отзывы автомобилистов отмечают, что даже не нужно сливать масло. Достаточно залить в заливную горловину один флакон этого продукта. В остальных случаях присадки не помогут – это не лекарство от всех болезней. Но производитель все-таки рекомендует заливать присадку при каждой замене масла.
После промывки тот же гидрокомпенсатор «Нивы-Шевроле» перестает стучать через 50 километров пробега автомобиля. Если учесть, сколько стоит новый элемент, то цена промывки в 400 рублей – это значительная экономия. Но в отзывах отмечается, что не всегда это эффективно. В запущенных случаях приходится менять гидравлические компенсаторы целиком.
Источники: http://fb.ru/article/316455/promyivka-gidrokompensatorov-poryadok-deystviy-stuk-gidrokompensatorov-na-holodnuyu