1 ≫
-
Я мою машину 2 раза в год! Рассказывает автоблогер Алексей Симонов: На машину нужно просто читать далее>>>
После капремонта механизмов головки блока цилиндров (а это — важная часть устройства авто) необходима притирка клапанов. Работа это довольно трудоемкая и ответственная. Неумелыми действиями можно полностью вывести из строя клапаны и их придется менять. Причем, не только клапаны, но и седла. Не стоит браться за выполнение таких работ, ели вы ранее даже не видели, как выполняет их опытный мастер.
Для притирки нужно пользоваться специальными пастами и мелкой шкуркой. Притирочная паста подразделяется по величине абразивных элементов, конкретную марку следует подбирать с учетом износа или повреждений клапанов и седел.
Для правильной притирки нужно иметь несколько видов пасты, начинать с самыми крупными зернами и заканчивать пастой с самыми мелкими зернами. Фаски на клапанах и седлах должны герметично прилегать, добивается такой эффект благодаря притирочным движениям.
Можно в магазине приобрести специальное устройство, но стоит оно дорого. Такие устройства приобретают только профессиональные механики, пользующиеся ими довольно часто. Для обыкновенных автовладельцев лучше сделать приспособление для притирки клапанов своими руками.
Алгоритм выполнения работ
Если седло клапана имеет серьезные повреждение или износ, то перед притиркой его нужно прошарожить. Шарошки сделать самостоятельно невозможно, их нужно покупать в магазине. А приспособление для притирки клапанов своими руками сделать несложно.
Для этого нужно присоединить клапан к дрели при помощи толстостенного резинового шланга. В патрон следует вставить сверло, на него надеть один конец шланга, второй конец надевается на ножку клапана.
Само собой разумеется, что диаметр шланга нужно подбирать с учетом диаметра сверла и ножки клапана.
Если прочность соединения шланга со сверлом или клапаном вызывает сомнения, то можно для ее повышения дополнительно установить хомуты соответствующего размера. Работы по притирке нужно выполнять в следующей последовательности:
- Нанести по всей ширине фаски клапана пасту. Не следует наносить толстый слой пасты, в любом случае ее излишки вытесняться за зону притирки. Периодически нужно останавливать притирку и опять наносить тонкий слой на место предполагаемого прилегания.
- Вставить на ножку (стержень) клапана пружину и надеть резиновый шланг. Второй конец шланга надеть на сверло электрической дрели. Шланг должен быть продет через камеру сгорания.
Притирка клапанов выполняется круговыми разнонаправленными движениями. При этом клапан должен быть прижатым к седлу. Обороты дрели нужно установить минимальные, не допускать перегрева трущихся поверхностей. Не следует спешить, процесс отнимает довольно много времени.
- Необходимо периодически проверять процесс притирки. Вначале поясок на клапане и седле не будет сплошным, ширина пояска не превышает миллиметра. С течением времени поясок должен стать сплошным, ширина не менее двух миллиметров.
- На седле клапана поясок будет иметь зеркальный вид, на клапане серый матовый. Это свидетельствует, что процесс притирки завершился.
Далее следует тщательно протереть клапан и седло. Такие же операции нужно производить со всеми клапанами и седлами по очереди.
Обязательная заключительная операция – проверка герметичности прилегания клапанов и седел. Для ее проведения нужно поставить клапана на место, перевернуть головку и налить в канал керосин или дизельное топливо.
В таком положении оставить головку на 15÷20 минут, после этого проверить, не попала ли жидкость в камеру сгорания.
Если ее там нет – все отлично. Если есть – начинайте притирать клапана сначала.
О ремонте других неисправностей можете почитать в специальном разделе сайта «АвтоДоктор».
Источники: http://www.em-grand.ru/post-pritirka-klapanov-svoimi-rukami.html
2 ≫
-
Такая операция, как притирка клапанов входит в перечень работ по капитальному ремонту двигателя. Направлена она на обеспечение как можно плотной посадки тарелки клапана к седлу, тем самым по максимуму снижая возможность пропускания топлива в цилиндры или прорыв выхлопных газов.
После длительной эксплуатации автомобиля на поверхностях фаски клапана и седла оседает нагар, появляются микрораковины, задиры.
В итоге пятно контакта между поверхностями уменьшается, клапан неплотно прилегает к седлу, из-за чего он начинает пропускать и у двигателя снижается компрессия.
Для удаления нагара, раковин, задиров и применяется притирка клапанов, вследствие чего восстанавливается пятно контакта между клапаном и седлом.
Помимо выполнения данной операции в рамках капитального ремонта притирку клапанов проводят еще в ряде случаев.
Так, данные работы проводят:
- При подгорании клапана или седла;
- При прогорании тарелки клапана;
- При замене их в случае повреждения, в общем, всегда, когда возникли проблемы с данными элементами.
Работы по притирке клапанов не особо сложные, но выполнение их занимает длительное время, особенно, если делать это своими руками.
На автомобиле выполнить их невозможно, придется частично разбирать силовую установку, а именно снимать головку блока цилиндров.
Поэтому при решении произвести притирку клапанов сразу следует позаботиться о наличии новой прокладки ГБЦ.
Из инструментов для выполнения этой операции понадобится:
- Набор ключей и головок;
- Приспособление для разсухаривания клапанов;
- Приспособление для выполнения притирки;
- Пасты для притирки;
- Ветоши;
- Керосин.
Пройдемся по приспособлениям для клапанов.
Для вытаскивания сухарей, которыми удерживается головка клапана в посадочной тарелке, есть специальные приспособления.
Конструкций их много, описывать все не будем. Отметим только, что все они действуют по одному принципу.
Этим приспособлением пружины клапана сжимаются, тарелка крепления клапана опускается вниз, высвобождая сухари, и они извлекаются.
Но можно поступить и простым методом. Потребуется отрезок трубки, по диаметру чуть меньше тарелки крепления.
Эту трубку наставляют на тарелку резко по ней бьют молотком. Из-за удара пружины сжимаются, тарелка проседает и сухари выскакивают.
При этом лучше отверстие с той стороны, по которой будет наноситься удар, чем-нибудь закрыть, чтобы через него не вылетели сухари.
Теперь о приспособлении для притирки.
Его можно приобрести, обычно такое приспособление состоит из гаечного зажима, штанги и воротка.
Но можно сделать его и самому. Для этого понадобится стержень диаметром, равным диаметру клапана. К нему приваривается вороток так, чтобы получилась Т-образная конструкция.
С другой от воротка стороны на стержень одевается отрезок резиновой трубки.
1 – металлический стержень диаметром 5 – 8 мм, в зависимости от диаметра стержня клапана, 2 – резиновая трубка, 3 – зажимные хомуты.
Внутренний диаметр трубки нужно выбирать такой, чтобы она плотно садилась на стержень.
Понадобится также еще один хомут, им будет зажиматься край резиновой трубки, который будет одеваться на стержень клапана.
Для притирки клапанов своими руками одних приспособлений мало, так как данная операция производится с применением специальных паст.
Найти их несложно, можно приобрести как дешевые притирочные пасты, так и весьма дорогие.
Для притирки лучше приобретать комплекты, состоящие из двух паст или же просто две пасты – для первичной черновой обработки и для вторичной чистовой.
Возможно также понадобиться применение шарошки. Она представляет собой конусную головку для дрели с вставленными в нее резцами по металлу.
Используют ее для того, чтобы обработать поврежденную поверхность седла.
Вначале снимаем с двигателя головку. Далее с головки снимается распредвал, регулировочные шайбы или гидрокомпенсаторы.
Следующим этапом является разсухаривание клапанов. Для этого применяют либо приспособление, либо же они выбиваются проставкой.
После этого снимаются крепежные тарелки и пружины. Сам клапан извлекается из головки для оценки его состояния и состояния седла.
Если он не имеет следов подгорания и не изогнут его стержень, то менять его необязательно, он подойдет и для дальнейшего использования.
Седло тоже нужно осмотреть на наличие следов подгорания. Если следы подгорания седла имеются, его поверхность вначале обрабатывается шарошкой.
После удостоверения, что подгорания на поверхностях нет, начинают процесс притирки.
Для этого на фаску клапана наносится немного пасты для первичной обработки.
Далее он ставится на место, а на его стержень надевается приспособление для притирки. Если оно самодельное, то резиновую трубку на стержне нужно зажать хомутом.
Затем приспособлением клапан поджимается к седлу и начинается притирка.
Для этого за вороток клапан проворачивается на 180 град., после проворачивается в обратную сторону. Такими движениями и производиться притирка.
На обработку поверхности одним типом пасты уходит примерно 5-7 мин. времени.
Периодически положение клапана меняется. То есть, его нужно провернуть примерно на 90 град. от крайнего положения при притирке, после чего снова продолжается процесс с проворотом его на 180 град. и возвратом обратно.
Механизировать процесс путем использования дрели с насадкой на стержень клапана не желательно.
Дрели обычно имеют большие обороты, поэтому при притирке ею существует вероятность перегрева седла и фаски клапана.
В таком случае лучше подойдет шуруповерт. Но круговое движение, которое будет обеспечиваться дрелью или шуруповертом, при притирке не рекомендуется, данную операцию лучше производить путем полуоборота клапана с последующим проворотом в обратную сторону, то есть ручную притирку.
После притирки черновой пастой, поверхности тщательно очищаются ветошью, чтобы удалить остатки пасты.
Затем на фаску клапана наноситься паста для чистовой обработки и процесс притирки повторяется.
Успешным результатом проведенной притирки будет являться равномерный серый матовый цвет притираемых поверхностей без каких-либо следов раковин или царапин.
Так по одному притираются все клапаны как впускные, так и выпускные. Особой разницы в том, на каком двигателе автомобиля выполняется данная операция — нет.
Процесс притирки клапанов одинаков как для ВАЗ-2106, так и для ВАЗ-2109 и более поздних моделей.
Разницу в сложности работ у этих авто может составлять разве что процесс снятия ГБЦ, подготовка к притирке, ну и удобства доступа приспособлением к клапанам из-за несколько отличающихся форм головки блока цилиндров.
После притирки всех клапанов рекомендуется провести проверку плотности прилегания их к седлам.
Для этого сначала нужно все клапаны установить на место, установить пружины с крепежными тарелками и засухарить их.
Вот здесь уже без приспособления для разсухаривания не обойтись.
Далее головка устанавливается на ровную поверхность тарелками клапанов вверх.
В камеры сгорания наливается керосин, поскольку он обладает высокой текучестью. Уровень его замеряется и ГБЦ оставляется на сутки.
Если по прошествии времени уровень керосина не снизился или снизился очень незначительно – притирка выполнена хорошо и можно двигатель собирать.
Если же замечена утечка керосина, операция по притирке клапанов производится еще раз, но только тех, на которых отмечена утечка.
Как обычно, для закрепление нашего материала мы предлагаем вам посмотреть видео о ток, как притереть клапана своими руками подручными средствами.
Источники: http://x7.by/remont/154-pritirka-klapanov-svoimi-rukami.html
3 ≫
-
В двигателе внутреннего сгорания клапана регулируют подачу топливно-воздушной смеси в цилиндр в определённый момент времени. Для правильной работы двигателя необходимо, чтобы каждый клапан плотно прилягал к своему седлу. Таким образом предотвращается утечка газов и в двигателе обеспечивается необходимая компрессия на такте сжатия. Также правильное сопряжение клапана и седла обеспечивает надёжную работу двигателя, ведь через зазоры между клапаном и седлом прорываются отработавшие газы при высокой температуре, а так как тепло от клапанов в основном отводится через сопряжение клапан-седло, то при плохом сопряжении возможен прогар клапанов и оплавление сёдел.
Впускные клапана открывают доступ в камеру сгорания для топливно-воздушной смеси, а выпускные клапаны выводят отработавшие газы. Закрывая доступ в камеру сгорания, клапаны дают возможность создать давление внутри камеры сгорания, при отсутствии плотного сопряжения клапана с седлом, в двигателе пропадёт компрессия на такте сжатия, помешав двигателю завестись, но даже если двигатель и заведётся, то прорвавшиеся через щели газа помогут выпускному клапану прогореть в ближайшее время.
Отвод тепла от клапана
При сгорании топлива выделяется большое количество тепла, которое отводится от двигателя. Наиболее подвержены перегреву- клапана, поэтому очень важно отвести от них тепло. Через впускные клапана проходит холодный воздух, который их охлаждает и оберегает от перегрева. Через выпускные клапана проходят горячие газы от сгоревшего топлива, и при недостаточном отводе теплоты от них клапана подплавляются и прогарают. Максимальное количество теплоты от клапанов отводится через сёдла, и плохое сопряжение будет отрицательно сказываться на тепловом режиме. Чтобы избежать негативных последствий, необходимо обеспечить правильную геометрию клапана и седла.
Придать правильную форму клапану и седлу можно как вручную, так и на специальном станке, но при этом точность размеров будет отличаться на порядок. Наибольшую точность даёт станок для обработке сёдел и клапанов, наименьшую- ручная притирка клапана об седло при помощи абразивной притирочной пасты.
Клапана притирают при замене клапанов, а также притирают старые клапана при текущем ремонте, когда износ в пределах допустимого.
Станки. Станок для притирки клапанов на самом деле ничего не трёт, он предназначен для нарезания фаски седла и клапана позволяет сделать максимально точное сопряжение за счёт жёсткой центровки. Таким образом, получается высокоточный нарезанный профиль, который даёт максимальное качество. После данной обработки не требуется больше никаких действий, просто помыть и собрать головку.
Ручные фрезы. За неимением возможности обработать детали на высокоточном оборудовании можно воспользоваться ручными фрезами. Они бывают разного диаметра для разных моделей двигателей. На сёдлах нарезают три фаски- под 30 и 60 градусов, а сверху них- под 45 градусов. Новые клапана в таких случаях не обрабатывают, а если используются старые, то их нужно направить или притереть.
Притирка клапанов абразивной пастой- приспособления для притирки клапанов своими руками.
Притирка поможет только в том случае, если плоскость ответных деталей- клапана и седла- совпадает и не надо ничего править, а требуется лишь убрать некоторые неровности, иначе поможет только правка фрезой. В этом случае на кромку клапана, в местах сопряжения по всему периметру наносится притирочная паста. Клапан вставляется в своё посадочное место. Далее клапан надо одновременно слегка прижимать к седлу и в то же время вращать вокруг оси, тем самым давая стираться неровностям на поверхности.
После притирки обязательно смойте все абразивные частицы с деталей!
Видео: притирка клапанов Daewoo Lanos
Есть два типа приспособлений для притирки- первое зажимает клапан сверху- за стержень и является как бы продолжением клапана с удобной ручкой на конце. Клапан стоит лишь потянуть с помощью данной приблуды и вращать за ручки в обе стороны.
Второе приспособление представляет из себя присоску, которая крепится к тарелке клапана и имеет аналогичную ручку. В данном случае клапан надо придавить к тарелке, нажав на него и также вращать в обе стороны. Результат будет тот же, только в одном случае тянут, в другом- толкают.
Можно автоматизировать немного процесс, используя дрель или шуруповёрт.
- Абразивная или алмазная паста для притирки клапанов, permatex- один из лучших производителей
- Держатель клапана- фиксатор стержня либо присоска
- Дрель, шуруповёрт, либо пневмомашинка для притирки клапанов- для ускорения процесса
- Керосин
Чем притирать клапана, если нет пасты? Можно изготовить пасту самостоятельно, для этого нужна мелкая наждачка, с неё снимаются камушки, которые и выступят в роли абразива, потом этот абразив смешивается с солидолом, либо другой смазкой, можно взять обычное моторное масло. Всё, паста готова, можно наносить на клапан.
Как понять, когда клапан притёрт? Есть несколько способов
Лучше всего показал себя вакуум-тестер, что и неудивительно, ведь принцип работы вакуум-тестера схож с процессами, протекающими в двигателе. В двигателе газы прорываются сквозь щели, что мы этим тестом и проверим.
Прибор присоединяется поочерёдно ко всем отверстиям- со стороны впускного и выпускного коллектора и создаётся вакуум. Если клапана плохо притёрты, то будет недостаточное разряжение на манометре, так как через клапаны прорывается воздух. Такого не должно быть.
Другим способом проверки, который доступен в любом гараже, является проверка керосином. Клапана вставляются на свои места, головку ложат камерой сгорания вверх, а сверху заливают керосином. По приданию, если за ночь керосин весь не вытечет (или если совсем не вытечет? Ходят разные мнения), то клапана притёрты правильно. Но нестыковка в том, что двигателю нет никакой разницы, прольётся керосин или нет, через сопряжения воздух может как прорываться, так и нет, поэтому данным методом проверки можно пренебречь.
Ещё один простой способ- проверить на равномерность распределения маркирующего вещества. На рабочей кромке седла клапана рисуют радиальные риски по всей окружности. Потом вставляют клапан, прижимают и делают вращательные движения. Потом клапан вынимают и смотрят, какой образовался узор: если риски стёрлись и закрашена вся поверхность седла равномерно, то нормально, может работать, если есть какие-то неровности- продолжаем притирку.
Минус такой обработки- качество, что значительно влияет на надёжность. Обычно после данного вида обработки двигатель проходит 10-20 000 км, а потом снова надо ремонтировать. Но и этот пробег двигатель будет работать неустойчиво- прорыв газов неизбежен. Это обусловлено тем, что невозможно правильно отцентровать клапан относительно седла при притирке. Поэтому, если есть возможность обработать деталь на профессиональном оборудовании, не стоит искать халявы и делать механическую обработку «на коленке», не забывайте- «Краилово-ведет к попадалову»(с).
Ещё про ремонт
6 комментариев
Вопрос: Вы сточили верх клапана (убрали «ямку») + притерли клапан (то есть он сел ниже), не будет ли в итоге опускаться/подниматься клапан не достаточно?
то есть меня интересует после этих манипуляций будет ли достаточно открываться клапан?
про существование понятия «регулировки клапанов» знаю, но тут мало того что он садиться ниже в седле, так мы его еще и укоротили…
пс: сори если повторяюсь, пересмотрел картинки, если я правильно понимаю то недостаток длины клапана компенсируется регулировкой за счет эффекта «коромысла», прошу подтвердить/опровергнуть!
Тут все просто, как не сточи клапан на его ход это не влияет.
Так как ход клапана задает кулачек распредвала, главное правильно отрегулировать.
Суть, главное чтобы была возможность в регулировке.
Но сильно нельзя подрезать седло, особенно если в моторе гидрокомпенсаторы- они просто зависнут.
«Но нестыковка в том, что двигателю нет никакой разницы, прольётся керосин или нет, через сопряжения воздух может как прорываться, так и нет»
Сами-то поняли. Не, я без наездов! Но керосин — самое текучее вещество! Если он не пройдет в неплотности притирки — то уж воздух-то точно не пройдет. Кстати, опрессовка воздухом ни вкоей мере не соответствует процессам, происходящим в двигателе, особенно в дизеле — я сильно сомневаюсь, что вы сможете «дунуть» 30 атм .
«Но и этот пробег двигатель будет работать неустойчиво- прорыв газов неизбежен. Это обусловлено тем, что невозможно правильно отцентровать клапан относительно седла при притирке. Поэтому, если есть возможность обработать деталь на профессиональном оборудовании, не стоит искать халявы и делать механическую обработку «на коленке», не забывайте- «Краилово-ведет к …»
Абсолютно безосновательное предположение! Если руки растут из жопы — то тогда конечно! Если все притереть, все собрать правильно, выставить все тепловые зазоры клапанов — с какого хрена «Но и этот пробег двигатель будет работать неустойчиво- прорыв газов неизбежен».
У меня «специалисты» на «спецоборудовании» переберали бошку — десятку не отходила, клапан оборвало! А сам перебираю — БЕЗ ОБОРУДОВАНИЯ — все ездиет!
И вообще, лозанг «Кроилово ведет к попадалову» на самом деле звучит «Швыряй бабло налево и направо — а Лохом как был, так и останешся. »
Зачем дуть 30 атмосфер? Это лишнее! Если воздух не проходит на минимальных значениях, этого вполне достаточно, чтобы клапан не прогорел. А то, что на дизеле 30 атмосфер- хорошо, но при сгорании топлива образуется давление на порядок выше! И чем выше давление, тем сильнее клапана прижимаются к седлу. А керосин протечёт, потому что клапан не прижимается к седлу. К тому же все эти нагрузки имеют кратковременный характер, даже не секунда, меньше. При нормально обработанных поверхностях газы просто не успевают прорваться. В то же время керосин оставляют на более длительный срок и потом удивляются, почему он протёк.
> Если руки растут из жопы — то тогда конечно!
Да тут и станок не поможет, есть умельцы, которые и на самом современном станке криво обрабатывают. Но проблема в том, что на станке усилие более равномерно, чем от руки. На Жигулях такое прокатит, а вот на более нагруженных моторах- нет.
> И вообще, лозанг «Кроилово ведет к попадалову» на самом деле звучит «Швыряй бабло налево и направо — а Лохом как был, так и останешся. »
Не, то два разных лозунга. Кроилово- это когда вместо нормальной детали пытаются втулить что-то сомнительное, возможно даже с дефектом, самое главное- подешевле. Как в сказке о попе и балде, там точно описывается данная ситуация.
А швыряй бабло- это скорее про лоха, которого все кидают, вне зависимости ни от чего, русский мир.
Классический пример, как делать не надо, но если сильно надо, то прокатит на некоторое время.
Источники: http://kakavto.com/?p=146