1 ≫
-
Двигатель автомобиля имеет две важные детали: блок цилиндров и головку блока цилиндров (ГБЦ). А соединяются они друг с другом прокладкой ГБЦ. Ее основной задачей является герметизация камер сгорания и каналов, по которым проходит антифриз. Когда пробита прокладка ГБЦ, в моторе появляются различные неполадки.
Каждая модель двигателя оснащается прокладкой ГБЦ. Она может изготавливаться из тонкого листового металла или из армированного паронита с металлической окантовкой отверстий под камеры сгорания. Между некоторыми отверстиями в прокладке достаточно тонкие стенки, поэтому малейшая ошибка при установке или замене приведет к их быстрому прогоранию.
Самый простой способ проверить, пробита ли прокладка головки блока цилиндров, показан на видео внизу страницы.
Главным залогом долговечности прокладки ГБЦ является идеальная плоскость прилегания у головки и блока цилиндров. Прилегающие поверхности должны быть чистыми, без раковин и шероховатостей.
Вторым важным моментом для продления жизни прокладки будет соблюдение определенного порядка закручивания болтов крепления ГБЦ. Для этого производители моторов, а также изготовители прокладок прилагают схему заворачивания крепежных деталей с указанием момента затяжки.
Симптомы и признаки пробитой прокладки ГБЦ
Когда пробита прокладка ГБЦ, признаки этой неисправности проявляются по-разному, но основные симптомы выглядят следующим образом:
- Повышение температуры двигателя происходит из-за пробоя окантовки камеры сгорания. Горящие газы попадают в систему охлаждения и быстро нагревают антифриз. При попадании выхлопных газов в систему охлаждения в расширительном бачке наблюдается бурное газообразование.
- Смешивание моторного масла с антифризом, попадание топлива в охлаждающую жидкость также становятся следствиям повреждения прокладки ГБЦ. Появление маслянистых пятен в расширительном бачке системы охлаждения должно насторожить. Без промывки системы охлаждения в этом случае уже не обойтись.
- Сложно бывает сразу выявить неполадку в моторе, когда происходят перебои в работе цилиндров. Если прогорела прокладка ГБЦ между камерами сгорания, то происходит перемешивание топливной смеси в одном цилиндре с выхлопными газами другого цилиндра. При этом проблемы возникают при запуске двигателя, а после разогрева мотор начинает устойчиво работать.
- Иногда происходит разрыв внешней оболочки прокладки ГБЦ. Тогда на поверхности двигателя в районе стыка блока цилиндров и головки можно наблюдать маслянистые потеки.
- Часто пробой прокладки ГБЦ можно определить по внешнему виду выхлопных газов. Белый дым из глушителя свидетельствует о том, что в камеру сгорания попадает влага или антифриз. Это происходит тогда, когда появляется разрыв в прокладке между каналом рубашки охлаждения и камерой сгорания.
Самый простой способ проверить прокладку головки блока цилиндров смотрите на этом видео.
Что делать, если пробило прокладку ГБЦ
Если по результатам проверки прокладка головки блока цилиндров оказалась пробитой, то у вас не остается никаких вариантов, кроме её замены на новую.
Прокладка ГБЦ не является слишком дорогой деталью. В зависимости от модели авто, материала и фирмы-производителя её цена колеблется в пределах 300-3000 руб. Но это лишь верхняя часть "айсберга".
- При замене прокладки ГБЦ придется менять и болты крепления. Когда болт выкручивается, его параметры уже не соответствуют необходимым требованиям, и при повторном заворачивании с нужным усилием велика вероятность разрыва тела болта. Стоимость новых болтов колеблется в районе 350-1000 руб.
- Перед установкой новой прокладки ГБЦ важно проверить поверхность сопрягаемых плоскостей на блоке цилиндров и головке блока. Если требуется дополнительная шлифовка, тогда приобретать прокладку необходимо с учетом толщины снятого слоя металла. Шлифовка ГБЦ обойдется в пределах 450-900 руб.
- Снять головку блока цилиндров в некоторых двигателях достаточно сложно. Требуется отсоединить много деталей и узлов, слить технические жидкости. Поэтому выполнение этой ответственной работы лучше доверить квалифицированным специалистам. Замена прокладки на автосервисе оценивается в сумму 1200-4000 руб.
После выполнения замены прокладки ГБЦ автомобилист должен некоторое время следить за поведением мотора. Если двигатель работает устойчиво, выхлопные газы прозрачны, а температура не превышает норму, то прокладка хорошо справляется с возложенной на нее задачей и проблема решена успешно.
Видео: как проверить пробита ли прокладка ГБЦ
Онлайн-экзамен ПДД РФ по билетам ГИБДД (категории «А», «В», «М» и подкатегорий «A1», «В1»).
Узнайте в режиме онлайн, когда можно будет садиться за руль после употребления спиртных напитков.
Онлайн-калькулятор транспортного налога и интерактивная таблица ставок по всем регионам РФ.
Сервис поможет визуально сравнить размеры шин и дисков автомобиля при их замене.
Источники: http://unit-car.com/diagnostika-i-remont/170-chto-delat-esli-probita-prokladka-gbc.html
2 ≫
-
Пять основных причин выхода из строя прокладки головки блока цилиндров:
Причина повреждений прокладки головки блока цилиндров, вызванных перегревом, кроется во многих случаях в неисправности какой-либо детали двигателя. Это может быть водяная помпа, не открывающийся термостат или забитый отложениями накипи радиатор (в таком радиаторе не обеспечивается проток охлаждающей жидкости). Вместе с тем привести к повреждению может и недостаток воды в системе охлаждения, либо же плохо проведенное удаление из ее контура воздуха после монтажа головки блока цилиндров.
Не следует упускать из внимания и другие причины, способные вызвать повреждение прокладки, которые при первом анализе поломки подчас даже не приходят в голову.
Так, ответственной за повреждение может оказаться при перегревах также и система выхлопных газов. Незакрепленная деталь на глушителе или расплавленный катализатор могут вызвать, например, сужение поперечника канала отвода ОГ. Из-за этого повышается противодавление ОГ, а результатом становится термическая перегрузка деталей двигателя и прокладки ГБЦ и понижение мощности мотора.
Прокладку ГБЦ, которая вышла из строя из-за перегрева, легко опознать, например, по отрывам ее мягкого материала в непосредственной близости от отверстий для охлаждающей жидкости.
При термической перегрузке системы охлаждения двигателя охлаждающая жидкость проникает в матрицу прокладки, которая состоит из мягкого материала, там испаряется от нагрева прилегающими деталями двигателя и отжимает мягкий материал от металлической основы. Так возникают отрывы материала.
Нельзя недооценивать те последствия, которые вызываются использованием не рекомендованных к эксплуатации или некачественных антифризов и средств защиты от коррозии, либо же использованием исключительно чистой воды в качестве охлаждающей жидкости. Металлические основы прокладки сильно разъедаются коррозией, в результате чего прокладка разрушается.
1. Причина выхода из строя термическая перегрузка двухслойных металлических прокладок.
Металлическая функциональная прослойка, в которую у этой модификации интегрировано уплотнение камеры сгорания, разорвана на участке перемычки. Четко проявляющееся почернение указывает на то, что происходит прорыв отработавших газов.
К прорыву ОГ привела деформация деталей двигателя. Вызванная этим чрезмерная термическая нагрузка металлической прослойки привела к ее разрушению.
Другие возможные причины:
— Низкое качество топлива (слишком низкое октановое число);
— Слишком высокая степень сжатия;
— Регулировка двигателя (у свечей зажигания неправильное калильное число);
— Усилие предварительной затяжки болтов оказалось недостаточным (качество болтов, затяжка болтов).
— Перед монтажом тщательно проверить детали на отсутствие деформаций и на высокое качество обработки поверхностей.
2. Причина выхода из строя термическая перегрузка прокладок ГБЦ из металла и мягкого материала.
Вблизи отверстий для охлаждающей жидкости мягкий материал без покрытия сильно вспучился.
После монтажа двигателя из системы охлаждения не был как следует удален воздух. Возник перегрев двигателя из-за повышенной температуры охлаждающей жидкости. Образование пара привело к разбуханию мягкого материала прокладки на участке каналов для охлаждающей жидкости. В результате этого мягкий материал прокладки отделился от металлической основы.
Другие возможные причины:
— Работу системы охлаждения ограничивает водяная помпа или термостат;
— Проток охлаждающей жидкости в системе охлаждения (например, в радиаторе) ограничен отложениями накипи.
— После монтажа обеспечить тщательное проведение удаления воздуха из системы охлаждения.
2. Проникновение отработавших газов.
Почернение — четкий признак повреждения.
Причина, возникающая чаще всего и требующая демонтажа головки цилиндров, это просачивание отработавших газов под окантовкой камеры сгорания прокладки ГБЦ.
Свидетельством этого становится появление видимых почернений на металлической окантовке или на соседних с ней мягких участках прокладки. Из-за высокой температуры газов мягкий материал в этих местах подвергается термической перегрузке и даже может сгореть. Часто ОГ находят путь в контур охлаждающей жидкости. Это можно заметить, если в радиаторе начинают подниматься пузырьки газа или если система охлаждения перегревается (давление в системе охлаждения повышается, и охлаждающее средство выходит через предохранительный клапан -происходит потеря охлаждающего средства). В самом плохом случае следствием этого может стать полное разрушение окантовки. А вот равномерное потемнение окантовки камеры сгорания, наоборот, явление нормальное и зависит от марки металла и использованного материала покрытия.
Наиболее частые причины повреждений прокладок.
Во многих случаях причиной повреждения прокладки может стать ее недостаточное сжатие, тем более, что располагается она на участке, где возникает сильная термическая нагрузка. Произойти это может, например, из-за несоблюдения предписанных значений затяжки болтов ГБЦ, инструкций по монтажу, из-за использования старых болтов. Неровные (деформированные), слишком шероховатые поверхности деталей также способствуют этому, мешая создать достаточную затяжку. Чрезвычайно высокие нагрузки двигателя во время эксплуатации тоже могут привести к термической перегрузке прокладки в зоне камер сгорания, а в результате — к разрушению прокладки.
Эксплуатация по полной нагрузке сразу после запуска двигателя без прогрева приводит к сильнейшим толкательным движениям между картером (серый чугун) и головкой блока цилиндров (алюминий). Это создает экстремальную нагрузку на прокладку. Кроме того силы предварительной затяжки болтов ГБЦ оказываются в таких условиях недостаточным, следствием этого становятся повышенные динамические колебания герметизируемого стыка к картеру и головке блока цилиндров.
В двигателях легковых автомобилей очень часто бывает, что отсутствует предписанный размер выступа гильзы или он неправильно установлен. Это происходит по незнанию или из-за ошибки при монтаже, из-за того, что опорная часть гильзы в блоке двигателя оказалась неподготовленной или гильза плохо запрессована. В результате этого гильзы цилиндров опускаются, необходимое для герметизации усилие теряется. Для отработавших газов освобождается путь в нижние участки прокладки, где они и начинают разрушать герметизирующие элементы из эластомера или мягкий материал прокладки в зонах отверстий для охлаждающей жидкости и масла.
1. Выход из строя прокладки ГБЦ из-за прорыва отработавших газов.
Сожженная перемычка между камерами сгорания между цилиндрами один и два.
В результате несоблюдения предписанных усилий момента затяжки болтов, а также из-за использования старых болтов ГБЦ прокладка на разрушенном участке была зажата недостаточно, произошел прорыв отработавших газов. А чрезмерная термическая нагрузка привела к разрушению прокладки на участке перемычки.
Другие возможные причины:
— Узлы двигателя не плоские; участки перемычек на блоке двигателя и головке цилиндров деформированы;
— Неправильная регулировка двигателя, из-за чего возникает термическая перегрузка.
— При монтаже следить за соблюдением предписанных инструкций.
Перемычка камер сгорания и мягкий материал прокладки сожжены на участке между цилиндрами три и четыре. Между цилиндрами три и два началось потемнение.
Неконтролируемый процесс сгорания привел к возникновению термической перегрузки материала прокладки и в результате к его разрушению.
Другие возможные причины:
— Затяжка болтов головки цилиндра была произведена не по инструкции;
— Узлы двигателя не плоские;
— Неполадки в системе охлаждения, неисправный термостат.
— После монтажа проверить регулировку впрыска топлива.
— Тщательно проверить форсунки и проконтролировать герметичность.
2. Причина отказа — прорыв отработавших газов на двухслойной металлической прокладке.
На металлической прослойке-стоппере и на функциональной прослойке видны четкие почернения в направлении охлаждающего канала. Утечка ОГ образуется между прослойкой-стоппером и функциональной прослойкой.
Усилие момента затяжки было слишком малым, из-за этого возникло недостаточное герметизирующее сжатие.
Другие возможные причины:
— Узлы двигателя неплоские (деформированные из-за термических перегрузок).
— При монтаже следить за тщательным и обязательным соблюдением предписанных монтажных инструкций в части усилий момента затяжки.
3. Выход из строя из-за повышения давления в системе охлаждения в результате попадания в нее отработавших газов.
На многослойной металлической прокладке ГБЦ на участке водяных каналов четко видны оттиски в форме линий. Они образованы герметизируемое поверхностью головки цилиндров и проходят в направлении камеры сгорания. В местах проникновения воды видна четкая белёсость.
Поверхность головки цилиндра была обработана недостаточно тщательно или даже совсем не обработана. Из-за этого произошло проникновение отработавших газов в контур системы охлаждения и термическая перегрузка (повышение давления).
Другие возможные причины:
— Из системы охлаждения не был полностью удален воздух, по этой причине не происходила циркуляция охлаждающей жидкости;
— Контур системы охлаждения прерван (водяная помпа, термостат, вентилятор);
— Высокое противодавление ОГ привело к перегреву двигателя (например, неисправен катализатор).
— Перед монтажом очень тщательно проверить состояние герметизируемых поверхностей и обеспечить плоскостность головки цилиндров.
4. Выход из строя прокладки ГБЦ из-за превышения давления в системе охлаждения в результате проникновения в нее отработавших газов.
На многослойной металло-эластомерной прокладке ГБЦ четко видны оттиски в форме линий. Они образованы герметизируемой поверхностью головки цилиндров и проходят в направлении камеры сгорания.
Поверхность головки цилиндров была обработана слишком грубо или даже совсем не обработана. Из-за этого произошло проникновение отработавших газов в контур системы охлаждения и термическая перегрузка (повышение давления).
Другие возможные причины:
— Из системы охлаждения не был полностью удален воздух, по этой причине не происходила циркуляция охлаждающей жидкости;
— Контур системы охлаждения прерван (водяная помпа, термостат, вентилятор);
— Высокое противодавление ОГ привело к перегреву двигателя (например, неисправен катализатор).
— Перед монтажом очень тщательно проверить состояние герметизируемых поверхностей и обеспечить плоскостность головки цилиндров.
3. Утечка масла и охлаждающей жидкости.
Проверьте точно: где находится негерметичное место?
Многие грехи, в которых обвиняются прокладки, на поверку своим истоком имеют совсем другие причины, например, трубопроводы вентиляции картера, трубу давления наддува, смещение деталей двигателя (картер рулевого механизма на блоке цилиндров и т.д.). Прежде, чем возлагать вину за неполадки в работе двигателя на прокладку, следует внимательно проверить техническое «окружение» двигателя. Поток воздуха от крыльчатки вентилятора или ветер при движении автомобиля могут, например, просто сдувать масло или охлаждающую жидкость от места их фактической утечки. Тогда проще всего обвинить прокладку в том, что она, мол, не обеспечивает безупречной герметизации.
А правильно ли проведен монтаж головки цилиндров?
После ремонта очень часто раздаются жалобы (да и подаются рекламации) на то, что возникают утечки масла и охлаждающей жидкости. Однако причиной этого во множестве случаев является такое проведение монтажа головки цилиндров, которое нельзя назвать на 100% технически правильным. Например, когда предписанные производителями двигателей или деталей инструкции выполняются не полностью или не учитываются и не соблюдаются.
Прокладка, неотцентрованная при установке головки цилиндров, например, из-за отсутствия центровальных штифтов или втулок, может стать причиной возникновения негерметичности и утечек, потому что уплотняющие элементы прокладки головки блока цилиндров не были размещены точно в том месте, где они предусмотрены конструкцией. После такого «монтажа» прокладки ГБЦ нередко можно узнать по деформированным отверстиям, через которые должны проходит болты. Протечки на отверстиях для масла под давлением возникают особенно часто именно из-за смещения прокладки ГБЦ. Если здесь герметизирующие элементы не будут установлены точно, то при пиковых величинах давления, составляющих до 10 бар, протечки будут частыми.
Роль поверхности деталей.
Большое влияние на выполнение функции герметизации оказывает качество поверхности узлов двигателя. Разные виды прокладок ГБЦ -«металл-мягкий материал», металлические прослойки и «металл-эластомер» — выдвигают свои, четко определенные требования к поверхностям деталей.
Поверхности блока цилиндров и головки цилиндров должны, например, быть очень тщательно обработаны, на них не допускается волнистость. Особо важными местами являются переходы от одной детали к другой, например, в случае поверхности фланца корпуса рулевого механизма. Здесь требуется особая тщательность для того, чтобы на разъеме не было уступов или перетяжек, которые будут препятствовать формированию герметичного соединения.
Используйте только сертифицированные антифризы и антикоррозийные средства.
При рассмотрении всех тех факторов, которые приводят к потере охлаждающей жидкости, необходимо обращать внимание также и на химическое воздействие, оказываемое эксплуатационными средами. К их числу относятся антифризы и антикоррозийные средства. Многие из тех эксплуатационных жидкостей, которые предлагаются на рынке, не имеют допуска производителей двигателей. Своими агрессивными добавками они разрушают герметизирующий материал и приводят к возникновению протечек. Так называемые «восстановители герметичности», «средства для устранения протечек», которые подмешиваются в воду для охлаждения двигателя, обладают таким же эффектом. Химические размягчители приводят к тому, что материал прокладки распухает. Процесс этот через непродолжительное время приводит к разрушению прокладки.
Герметики, дополнительно нанесенные на прокладку ГБЦ, также могут вызвать отрицательный эффект, так как они могут помешать выполнению функции герметизации тех элементов, которые являются частью прокладки ГБЦ. Следует подчеркнуть, что прокладки головки блока цилиндров, которые выпускает фирма Еlring, сконструированы таким образом, что никаких дополнительных герметизирующих элементов не требуется.
1. Причина выхода из строя — утечка масла, разрушение герметизирующего элемента при монтаже головки цилиндров легкового автомобиля.
Эластомерные герметизирующие элементы отжаты от основы, порезаны или разорваны.
Головка цилиндра при монтаже из-за неправильной посадки по месту устанавливалась несколько раз. Из-за этого герметизирующий элемент местами оказался слишком сильно зажат, либо же перерезан кантами головки блока цилиндров.
Другие возможные причины:
— Герметизирующий элемент был отжат в результате прорыва ОГ;
— Герметизирующий элемент был слишком сильно сжат из-за слишком малого выступа гильзы.
— Подготавливать и проводить работы по монтажу следует внимательно и тщательно. Если головка цилиндров устанавливается больше одного раза, то прокладку следует проверить на отсутствие повреждений.
2. Причина выхода из строя -утечка масла, наличие герметика на уплотнительном элементе легкового автомобиля.
Эластомерный герметизирующий элемент отжат от основы. В герметизирующем пазу находятся загрязнения.
На металлическую основу прокладки был дополнительно нанесен герметик. В результате вулканизации эластомерный герметизирующий элемент оказался под дополнительным давлением и был отжат. Результат — утечка масла. Отложения загрязняющих частиц из масла только ускорили выход прокладки из строя.
Другие возможные причины:
— При монтаже головки цилиндра герметизирующий элемент был поврежден.
— Нельзя применять герметики;
— Тщательно проверьте качество поверхности деталей;
— Следите за регулярной заменой масла.
Утечки, возникающие из-за прокладок головок блока цилиндров.
Когда мы говорим о не герметичности головки блока цилиндров, то обычно это бывает связано с:
— охлаждающей жидкостью (водой),
Виды утечек отработавших газов (ОГ):
— От одной камеры сгорания через перегородку к соседней камере сгорания
— От камеры сгорания к охлаждающему контуру
Эти виды потери герметичности обычно приводят к существенным повреждениям, а в конечном счете, к разрушению прокладки. В зависимости от нагрузки двигателя это может произойти мгновенно или по истечении определенного времени.
Виды утечек воды:
— Изнутри на наружную часть двигателя
— В масляный контур
— В камеру сгорания
Виды утечек масла:
— Изнутри на наружную часть двигателя
— В контур охлаждающей жидкости
Легкое выпотевание воды или масла (без образования капель) на канте сочленения или уменьшение объема охлаждающего средства не следует рассматривать как не герметичность. Не герметичность воды или масла может образовываться на протяжении длительного срока. Сначала это часто не замечается, тревогу начинают бить только тогда, когда, например, воду или масло приходится доливать слишком часто.
Серьезно относитесь к предупреждающим сигналам и принимайте меры.
Если Вы замечаете неполадки в эксплуатационном состоянии двигателя, если он, например, плохо работает при холодном пуске, если при пуске холодного двигателя он работает не на всех цилиндрах, при потере мощности, если значение температуры охлаждающей жидкости находится в красном секторе, масло в охлаждающей жидкости и т.п., то Вам следует немедленно принять соответствующие меры: заглушить двигатель, может быть, обратиться за советом к специалисту для того, чтобы найти причину. На этой стадии еще существует возможность не допустить крупной поломки двигателя, а значить сэкономить клиенту возможные серьезные расходы.
сначала надо выявить причину неполадки, и только после этого приступать к ремонту. В противном случае неисправность снова проявит себя после ремонта.
Эта брошюра должна стать для Вас инструментом.
С ее помощью Вы сможете находить скрытые истинные причины неполадок в двигателе и — в идеале — предотвращать появление неисправностей, пока еще не поздно.
4. Неравномерность сгорания топлива.
«Стук» и детонации вредят прокладке.
Повреждения прокладки ГБЦ, вызванные неравномерным процессом сгоранием топлива, нередко встречаются на практике.
Очень часто это бывают повреждения, вызванные детонациями в бензиновых двигателях. При этом явлении процессы сгорания топлива начинают идти неконтролируемо. Основная проблема -возникновение термических и механических перегрузок узлов. Если сравнивать с другими деталями двигателя, то самая большая опасность возникает для прокладки головки блока цилиндров. Экстремальные перегрузки она способна выдерживать лишь непродолжительное время. Между тем из-за неконтролируемого процесса сгорания возникают ударные волны, которые сопровождаются чрезвычайно быстрым повышением давления (свыше 100 бар), а кроме того и высокой температурой (значительно превышающей +3700°С). Прокладки ГБЦ, пострадавшие из-за детонации, часто можно узнать по измятым окантовкам камеры сгорания.
Причинами может быть:
— Использование топлива, не являющегося антидетонационным, со слишком низким октановым числом;
— У свечей зажигания неправильное калильное число;
— Степень сжатия слишком высокая;
— В дизельное топливо подмешен бензин.
У дизельных двигателей:
— Неправильно установлен момент впрыска топлива;
— Толщина прокладки ГБЦ неправильная, не учтен выступ поршня при выборе прокладки;
— Плохое качество топлива.
1. Проявление и причины повреждений типа «неконтролируемый процесс сгорания топлива» на многослойных металлических прокладках.
Начинающееся почернение на участке перемычки функциональной прослойки указывает на начало разрушения, завершение которого показано на втором снимке (внизу).
Неконтролируемый процесс сгорания привел к возникновению высокочастотных колебаний. Ударные волны, вызванные этим, разрушили участок перемычки.
Другие возможные причины:
— Невысокое качество топлива (слишком низкое октановое число);
— Слишком высокая степень сжатия.
— Использовать в обязательном порядке предписанные производителем детали двигателя (свечи зажигания).
2. Выход из стоя прокладки ГБЦ из-за детонации двигателя.
На металлической окантовке камеры сгорания четко видны выбоины и деформации. Окантовка и мягкий материал прокладки спеклись друг с другом. В таких местах окантовка камеры сгорания зачастую разрушена, а на мягком материале — следы горения.
Регулировка двигателя (раннее зажигание) была проведена не по инструкции изготовителя, из-за этого процесс сгорания топлива идет неконтролируемо. Колебания с высокой частотой и вызванные этим ударные волны разрушают металлический герметизирующий элемент, а затем и мягкий материал.
Другие возможные причины:
— Низкокачественное топливо (слишком низкое октановое число);
— Степень сжатия слишком высокая;
— У свечей зажигания неправильное калильное число.
— Сразу же после монтажа проверить регулировку двигателя.
На окантовке камеры сгорания четко видны выбоины. Имеются очаги начала разрушения окантовки, а также участок полного разрушение окантовки камеры сгорания и мягкого материала прокладки.
Из-за использования топлива, не обладающего достаточной детонационной стойкостью, процесс сгорания становится неконтролируемым. Это вызывает термическую и механическую перегрузку мотора. При неконтролируемом сгорании возникают ударные волны с экстремально высоким давлением и высокими температурами, которые создают соответствующую сверхнагрузку на детали двигателя. Наиболее часто поломки возникают на поршне и на прокладке ГБЦ.
Другие возможные причины:
— Неправильная регулировка зажигания;
— Слишком высокая степень сжатия;
— У свечей зажигания неправильное калильное число или свечи бракованные.
— Использовать детонационно-стойкое топливо.
5. Механические воздействия.
Повреждения оторвавшимися деталями.
Механическое воздействие деталей, оторвавшихся от своего места, может привести к серьезной поломке двигателя. По этой причине большие повреждения проявляются, конечно, и на прокладке головки блока цилиндров.
1. Выход из строя прокладки ГБЦ из-за незакрепленной предкамеры.
Многослойная металлическая прокладка сильно повреждена на участке вихревой закраины в результате механического воздействия.
Вихревая камера для первого цилиндра во время эксплуатации отделилась при движении и упала в камеру сгорания. Следствие: очень сильное повреждение головки цилиндров, а также привода клапанов и поршня.
Другие возможные причины:
— Выступ на вихревых камерах не соответствовал предписаниям производителя.
— Перед тем, как начать монтаж головки цилиндров, обязательно проверить прочность посадки вихревой камеры и наличие выступа.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Источники: http://auto99.ru/remont-avtomobilej-vaz/remont-dvigatelya/pyat-osnovnyx-prichin-vyxoda-iz-stroya-prokladki-gbc.html
3 ≫
-
Пробой прокладки ГБЦ приводит к таким неприятным последствиям как перегрев двигателя, плохая работа печки, появление отработанных газов из-под капота автомобиля, возникновении эмульсии в моторном масле, появлении белого дыма из выхлопной трубы и некоторым другим. При появлении перечисленных выше симптомов или одного из них необходимо выполнить проверку прокладки ГБЦ. Для этого существует несколько способов. Далее мы рассмотрим, почему пробивает прокладку ГБЦ, к каким последствиям это приводит, и что делать, если эта неприятность случилась с двигателем вашего автомобиля.
О чем мы поговорим:
Задача прокладки ГБЦ — обеспечение герметичности, и недопущения проникновения газов из цилиндров обратно наверх, в моторный отсек, а также смешивания охлаждающей жидкости, моторного масла и топлива между собой. В ситуации, когда пробита прокладка ГБЦ, нарушается герметичность блока. Об этом автовладельцу подскажут следующие признаки:
Признаки прогара прокладки ГБЦ
- Выход выхлопных газов из-под ГБЦ. Это самый простой и очевидный признак. При прогорании прокладки она начинает пропускать выхлопные газы, которые будут выходить в моторный отсек. Это будет видно визуально, а также ощутимо на слух — из-под капота будут раздаваться громкие звуки, которые не заметить попросту невозможно. Однако, если прогар небольшой, то необходимо обратить внимание на другие признаки.
- Прострел между цилиндрами. Внешние признаки будут напоминать те, которые возникают, когда двигатель “троит”. Происходит смешивание топливной смеси из одного цилиндра с выхлопными газами в другом. Как правило, в этом случае бывает трудно запустить двигатель, однако после прогрева он продолжает устойчиво работать. Для определения поломки необходимо провести замер компрессии цилиндров. Если происходит упомянутое смешивание, то значение компрессии в разных цилиндрах будет значительно отличаться.
Эмульсия из-под крышки расширительного бачка
Пена в расширительном бачке
А явным признаком перегрева двигателя является наличие конденсата на его поверхности. Это также является косвенным признаком прогара прокладки ГБЦ или трещины в блоке цилиндров. В первую очередь необходимо провести компьютерную диагностику двигателя. Наличие ошибок укажет направление и возможные дополнительные неисправности. Как правило, эти ошибки связаны с проблемами в системе зажигания.
Антифриз в цилиндре
Остановимся еще раз на смешивании антифриза и масла. Как упоминалось выше, в результате их смешивания образуется эмульсия желтоватого (чаще всего) цвета. Если она появилась, то одной заменой прокладки ГБЦ ремонт не обойдется. Обязательно нужно промыть систему от этого состава. В том числе поддон и масляные каналы. А этом может обойтись вам в дополнительные затраты, подчас сопоставимые с капитальным ремонтом двигателя.
Мы разобрались с симптомами, возникающими при пробитии прокладки ГБЦ. Далее перейдем к рассмотрению причин, почему же может произойти ее прогорание.
В большинстве случаев причиной, по которой возникают проблемы с прокладкой ГБЦ, является банальный перегрев. Из-за него крышку блока может “повести”, и нарушится плоскость, по которой прокладка прилегает к двум соприкасающимся поверхностям. Как следствие, возникает разгерметизация внутренней полости со всеми вытекающими последствиями. Изменяют свою геометрию, в основном, алюминиевые головки. Чугунные таким неисправностям не подвержены, они скорее дадут трещину, чем искривятся, да и то в самых крайних случаях.
Схема протяжки болтов ГБЦ на ВАЗах «классике»
Также из-за перегрева прокладка может накалиться до таких температур, при которых она изменит свою геометрию. Естественно, в этом случае также произойдет разгерметизация. Особенно это актуально для железо-асбестовых прокладок.
Еще одна причина — нарушение момента затяжки болтов. Пагубное влияние оказывает как очень большое, так и малое значение момента. В первом случае прокладка может разрушиться, особенно если она выполнена из некачественных материалов. А во втором — пропускать выхлопные газы наружу, не препятствуя им. При этом газы вместе с атмосферным воздухом будут пагубно влиять на материал прокладки, постепенно выводя ее из строя. В идеале болты необходимо закручивать с помощью динамометра, показывающего значение момента, кроме этого, соблюдать при этом последовательность их закручивания. Справочную информацию об этом можно найти в мануале.
Как правило, последовательность затяжки заключается в том, что сначала закручивают центральные болты, а после этого остальные по диагонали. При этом закручивание происходит поэтапно. В частности, в автомобилях ВАЗ “классических” моделей шаг момента составляет 3 кгс. То есть, все болты в указанной последовательности затягиваются на 3 кгс, после этого дотягиваются до 6 кгс, и до 9. 10 кгс.
И самая очевидная причина — низкое качество материала, из которого сделана прокладка. Тут все просто. Старайтесь покупать изделия в проверенных магазинах. При выборе необходимо руководствоваться правилом “золотой середины”. Прокладка, конечно же, стоит недорого, поэтому не стоит переплачивать, как и покупать откровенно дешевый мусор. Главное, чтобы вы были уверены в магазине, где совершаете покупку.
Также не исключено что прокладка головки блока прогорела попросту от износа материала, ведь у всего есть свой строк службы.
Примеры мест пробоя прокладки ГБЦ
Также иногда причинами в работе прокладки бывают проблемы с нарушением процесса сгорания топлива (детонация, калильное зажигание). Из-за перегрева очень страдает головка блока цилиндров. В ней могут появиться трещины, которые также приведут к разгерметизации описанных систем. Головка, как правило, сделана из алюминия. А в процессе нагрева он расширяется быстрее, чем стальные болты. Поэтому головка начинает значительно давить на прокладку, а та испытывает перегрузки. Это и приводит к отвердеванию материалов прокладки, что в свою очередь вызывает разгерметизацию.
Часто когда прокладка выходит из строя, она прогорает по окантовке или между цилиндрами. В этом случае нередко возникает эрозия поверхности блока цилиндров и самой окантовки вблизи повреждения. Изменение цвета материала прокладки возле окантовки также может свидетельствовать о высокой температуре в камере сгорания. Для устранения неисправности часто достаточно установить правильный угол зажигания.
Для водителя важно понимать различие между понятиями «пробой» и «прогар» прокладки. Пробой в данном случае подразумевает существенное повреждение поверхности прокладки или отдельных ее элементов. В данном же случае (а чаще всего так и происходит) водитель сталкивается с прогаром. То есть, возникают незначительные повреждения, которые порой даже тяжело найти на прокладке. Однако именно они становятся причиной перечисленных выше неприятных ситуаций.
Понять, пробита ли прокладка ГБЦ, можно, воспользовавшись одним из нескольких методов. В данном случае диагностика несложная, и по плечу любому, даже начинающему и неопытному водителю.
Для проверки целостности прокладки необходимо выполнить одно из следующих действий:
- При запущенном двигателе визуально осмотреть, не идет ли дым из щели между ГБЦ и БЦ. Также послушать, не доносятся ли оттуда громкие звенящие звуки, которых до этого не было.
- Осмотреть поверхности крышек радиатора и расширительного бачка системы охлаждения, а также горловины для заливки масла в двигатель. Для этого их нужно просто открутить и визуально осмотреть. В случае, если антифриз попал в двигатель, то на крышке масляной горловины будет эмульсия рыжеватого цвета. Если же масло попало в антифриз, то на крышках радиатора или расширительного бачка будут маслянистые отложения.
Белый дым из выхлопной трубы
Как проверить прокладку ГБЦ с помощью презерватива
Одним из действенных и популярных методов проверки является метод с использованием воздушного шарика или презерватива. Его надевают на горловину расширительного бачка, предварительно открутив крышку. Главное, чтобы презерватив сидел на горловине плотно и обеспечивал герметичность (вместо презерватива можно использовать пакет или воздушный шарик, однако диаметр презерватива обычно идеально подходит для горловины бачка). После того, как вы наденете его на бачок, необходимо запустить двигатель и дать ему поработать несколько минут на оборотах 3. 5 тысяч оборотов в минуту. В зависимости от уровня разгерметизации презерватив наполнится газами быстро или медленно. Это зависит от конкретной ситуации. В любом случае, если он начал наполняться выхлопными газами — это значит, что пробита прокладка ГБЦ.
Проверка прокладки ГБЦ презервативом
Проверка прокладки бутылкой
Еще один метод, как определить, пробита ли прокладка ГБЦ, часто используют на грузовых машинах. Для этого достаточно иметь небольшую бутылку с водой (например, объемом 0,5 литра). Как правило, на расширительных бачках имеется сапун (трубка, с помощью которой поддерживается одинаковое с атмосферным давлением в закрытой емкости). Метод очень прост. При заведенном двигателе необходимо конец сапуна поместить в емкость с водой. В случае, если прокладка пробита, то из трубки начнут выходить пузырьки воздуха. Если их нет — значит, с прокладкой все в порядке. Если при этом из сапуна начала появляться охлаждающая жидкость — это также означает, что с прокладкой все в порядке.
Проверка прокладки ГБЦ на грузовиках
Проверка с помощью бутылки
Два описанных выше метода подходят для диагностики неисправности, когда выхлопные газы прорываются в рубашку охлаждения. Эти методы очень действенны и используются автомобилистами уже десятки лет.
Многих водителей интересует вопрос, можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ? Ответ прост — можно, но нежелательно, и лишь на небольшие расстояния, В частности, до гаража или автосервиса для проведения ремонтных работ. В противном случае последствия того, что пробило прокладку ГБЦ могут быть самыми плачевными.
Если в результате диагностики выяснилось, что прокладку пробило, то с этим уже ничего не поделать, кроме как произвести её замену. Также стоит осмотреть прилегающие поверхности, и что самое важное, постараться выяснить истинную причину прогара… Цена прокладки может быть разной и зависит от марки автомобиля и производителя самой запчасти. Однако по сравнению с другими узлами она невысока. Ремонтные работы могут обойтись вам несколько дороже простой покупки прокладки. Дело в том, что необходимо учесть следующие моменты:
- Если в процессе демонтажа ГБЦ обнаружится, что крепежные болты “повело” и они не соответствуют техническим параметрам, их необходимо будет заменить. А иногда случаются ситуации, когда вследствие изменения геометрии ГБЦ болт невозможно выкрутить, и его приходится попросту срывать. Для проведения этой неприятной процедуры есть соответствующее оборудование. Часто на современных двигателях устанавливают болты, которые работают на пределе своей текучести. А это значит, что после снятия ГБЦ (для замены прокладки или по другим причинам) необходимо покупать и устанавливать аналогичные новые.
- Если нарушена плоскость головки блока цилиндров, то необходимо будет провести ее шлифовку. Для этого используют специальные станки, работа на которых также будет стоить денег. Однако рабочую плоскость ГБЦ “ведет” не так часто, но проверить этот параметр все же стоит. В случае, если поверхность подверглась шлифовке, то новую прокладку необходимо покупать, учитывая толщину снятого слоя металла.
Перед самостоятельной заменой прокладки необходимо очистить головку от нагара, накипи и кусков старой прокладки. Далее необходимо провести ревизию ее поверхности. Для этого используют специальный мерный инструмент, как правило, линейку. Ею проводят по поверхности, выявляя наличие зазоров. Размер зазоров не должен быть больше 0,5. 1 мм. В противном случае поверхность головки нужно отшлифовать или целиком заменить на новую. Вместо линейки можно использовать толстый лист стекла (например, толщиной 5 мм). Его укладывают сверху на поверхность головки и смотрят на наличие возможных воздушных пятен. Для этого можно поверхность головки немного смазать маслом.
Проверка поверхности ГБЦ
При замене прокладки рекомендуется смазать ее поверхность графитовой смазкой. Так она станет мягче и проще найдет “свое” место на поверхности ГБЦ. Кроме этого, при демонтаже она будет легче сниматься. Преимущество графитовой смазки в данном случае состоит в том, что графит в процессе эксплуатации не выдавливается, превращаясь в золу.
После проведения ремонтных работ автовладелец должен следить за поведением мотора. Не появляются ли вновь описанные выше неисправности (белый дым из выхлопной трубы, эмульсия или жирные пятна в охлаждающей жидкости, масло на стыке ГБЦ и БЦ, отсутствует перегрев двигателя и так далее). Причем сразу после замены не стоит эксплуатировать двигатель на максимальной мощности. Лучше, чтобы прокладка “устоялась” и приняла свое место.
Прокладки из разных материалов
При замене прокладки у многих автовладельцев возникает резонный вопрос, какая прокладка лучше — из металла или паронита? Каждый из этих материалов имеет свои преимущества и недостатки. При этом нужно понимать, что если производитель рекомендует использовать прокладки из определенного материала, то необходимо придерживаться этих требований.
Как правило, металлическая прокладка более крепкая, чем ее паронитовый аналог. Поэтому ее целесообразно ставить на мощные турбированные или форсированные двигатели. Если же вы не планируете тюнинговать мотор вашего автомобиля, а просто эксплуатируете его в щадящем режиме, то для вас не имеет большого значения выбор материала. Соответственно, вполне подойдет и паронитовая прокладка. Тем более, что этот материал является более гибким, и способен плотнее прилегать к рабочим поверхностям.
Также при выборе необходимо учитывать, что материал, из которого изготовлена прокладка, не оказывает первоочередное влияние на срок ее службы. Гораздо более важным показателем является то, как была установлена прокладка. Дело в том, между отдельными группами отверстий очень тонкие стенки. Поэтому, если прокладку установить не точно на посадочное место, то велика вероятность прогара даже у самого крепкого материала.
Самым явным признаком, того, что прокладка была установлена неверно, является ее быстрый выход из строя. Также если вы неправильно установили ее, машина может попросту не завестись. У дизельных двигателей при этом еще может слышаться и стук поршней. Это происходит по причине того, что поршень задевает край прокладки.
Заключение
В случае, если у вас пробита прокладка ГБЦ, то ездить на неисправном автомобиле нежелательно. Поэтому рекомендуем вам при обнаружении пробития прокладки сразу же заменить ее. Кроме этого, важно не только обнаружить сам факт того, что она пробита, но и причину этого. В частности, почему перегревается двигатель или возникают другие неисправности.
В процессе замены контролируйте значение момента на крепежных болтах. Своевременная замена прокладки ГБЦ избавит вас от больших финансовых трат по ремонту более дорогостоящих узлов. Чем дольше вы будете ездить на машине с пробитой прокладкой ГБЦ, тем больше вероятность, что из строя выйдут другие, более дорогостоящие и важные узлы двигателя.
Источники: http://etlib.ru/blog/575-probilo-prokladku-gbts---kak-uznat