Замена ШРУСа и пыльник ШРУСа своими руками

1 ≫

Малейшее попадание пыли и грязи выведет ШРУСы из строя за сотню километров пробега. Чтобы этого не случилось, нужно регулярно внимательно осматривать защитные резиновые чехлы (пыльники) — нет ли в них трещин, а также возможных повреждений. В данной статье мы расскажем как проверить состояние пыльников ШРУСа, а также как заменить пыльник и ШРУС в автомобиле своими руками.

ШРУС — шарнир равных угловых скоростей.

Как проверить состояние пыльников ШРУСа и самого ШРУСа

Чтобы проверить состояние пыльников ШРУСа требуется всего лишь вывернуть передние колеса до упора и посмотреть, где расположен ШРУС. Если гофрированная резинка цела, а вокруг нее нет следов разбрызганной смазки, то все в порядке. Если же ее целостность нарушена, то лучше всего сразу заменить деталь. ШРУС может работать только в условиях хорошего состояния всех составляющих. В противном случае туда начнет попадать влага и грязь с дороги, и ШРУС быстро придет в негодность.

Кроме того, нарушения в работе ШРУСа легко определить по специфическому звуку: при осуществлении крутого поворота будет отчетливо слышен треск. Если поменять деталь немедленно нет возможности, то можно некоторое время ездить и с неисправной деталью. Но если вовремя не заменить ее, то она просто развалится на ходу движения автомобиля и тогда это обернется еще большими проблемами, а именно вызывом эвакуатора и потеренным временем.

Чтобы проверить ШРУС нужно вывернуть колеса максимально влево и начать потихоньку двигаться. Если будет слышен хруст — то неисправен ШРУС правого колеса. Аналогично проверяем на неисправность ШРУС левого колеса, когда выворачиваем руль максимально вправо.

Как правильно заменить ШРУС и пыльник ШРУСа

Операция по замене ШРУСа или защитных чехлов слишком много времени не займет. Для этого понадобятся яма, эстакада или подъемник, молоток, бородок, накидные ключи или головки на 17 и 30 мм, слесарные тиски, лом, отвертка, пассатижи и домкрат (если работы проводятся на яме). Из расходных материалов, кроме комплекта пыльников ШРУСа, понадобятся новые хомуты, смазка типа ШРУС-4.

Для наглядного пособия к инструкции по замене ШРУСа предлагаю посмотреть несколько видео-уроков как правильно заменить ШРУС в автомобиле в посте. Так вы сможете максимально точно ознакомиться с процессом замены ШРУСа и его пыльника. Операции по замене ШРУСа своими руками меняем ШРУС своими руками- устанавливаем автомобиль на яму или подъемник и сливаем масло из коробки передач. При этом не обязательно сливать полностью — достаточно 1,5-2 литра. Также некоторые авто мастера пропускают данную операцию, и меняют ШРУС и его пыльник без слива масла из КПП;

— вывешиваем и откручиваем то переднее колесо, со стороны которого снимается привод;

— снимаем с помощью плоской отвертки защитный пластмассовый колпачок со ступицы и бородком раскерниваем юбку на гайке ступицы;

— попросите помощника нажать на педаль тормоза, либо нажмите ее сами, зафиксировав подходящим по длине упором, чтобы удержать ступицу от проворачивания. С помощью накидного ключа или головки откручиваем гайку ступицы;

— накидным ключом или головкой отворачиваем два болта крепления шаровой опоры к поворотному кулаку;

— чтобы преодолеть сопротивление стопорного кольца на шлицевом конце внутреннего ШРУСа и выдернуть привод из отверстия в КПП, лучше использовать ломик или длинную монтажную лопатку. Зацепившись концом ломика за корпус ШРУСа, упираемся в сливную пробку КПП и действуем ломиком как двуплечим рычагом, прикладывая усилие вбок по ходу автомобиля;

— оттянув поперечный рычаг передней подвески вниз, отводим поворотный кулак вместе с амортизаторной стойкой наружу и вытаскиваем шлицевой конец сначала внутреннего ШРУСа из КПП, а затем и наружного ШРУСа из ступицы колеса. Если усилия руки не хватает, чтобы выдернуть наружный ШРУС из ступицы, можно воспользоваться выколоткой с наконечником из мягкого металла, ударив через нее молотком снаружи по шлицевому концу.

Демонтаж привода с автомобиля на этом можно считать законченным. Теперь переходим к слесарным тискам, в которые зажимаем снятый привод. Далее действуем следующим образом:

— с помощью плоской отвертки удаляем с защитного чехла оба хомута;

— сдвинув немного защитный чехол (пыльник), получаем доступ к внутренней обойме шарнира. Уперевшись в нее выколоткой с наконечником из мягкого металла, наносим резкие удары молотком и сбиваем обойму в сборе со ШРУСом с вала привода;

— с помощью плоской отвертки снимаем с вала защитный чехол, промываем сам вал и шарнир равных угловых скоростей в солярке до полного удаления старой смазки. После этого внимательно осматриваем детали ШРУСа и стопорные кольца на валу на предмет износа. Не внушающие доверия детали лучше сразу заменить;

Comments 2

менял тоже короткий привод, масло не сливал там совсем чуть чуть покапало

Источники: http://www.drive2.com/b/1839468/

2 ≫

В разговорной речи бывалых автомобилистов и мастеров по ремонту встречается много слов, абсолютно незнакомых новичкам. Например, шарнир равных угловых скоростей или ШРУС. Нередко этот узел также называют автомобильной гранатой или просто гранатой. В нашей статье мы подробно расскажем, что такое ШРУС в автомобиле, зачем он нужен, поделимся интересной и полезной информацией об этом важном устройстве.

Как выглядит граната в автомобиле

Необходимость изобретения ШРУСа возникла одновременно с появлением первых автомобилей с передним приводом. 3 основных преимущества переднеприводных машин хорошо известны каждому автомобилисту:

  • повышенная проходимость;
  • лучшая управляемость;
  • экономичность.

Но, при передаче крутящего момента на управляемые колёса, постоянно изменяющие своё положение, возникали серьёзные потери мощности и другие негативные последствия:

  1. Обычные шарнирные механизмы быстро приходили в негодность.
  2. Вращение на колёса передавалось неравномерно.
  3. Возникала сильная дополнительная вибрация.
  4. Валы и шестерни трансмиссии работали со значительными перегрузками.

Изобретение автомобильной гранаты в 20-х годах прошлого века позволило полностью решить эту сложную техническую задачу. С помощью ШРУСа крутящий момент на управляемые колёса передаётся без потерь мощности и других недостатков.

Благодаря надёжности и простоте, шарнир равных угловых скоростей также широко используется на заднеприводных машинах, в которых установлена независимая подвеска.

Качественная граната отличается длительным ресурсом работы. При бережной эксплуатации автомобиля необходимость её замены или ремонта возникает крайне редко.

В современных автомобилях используются различные ШРУСы, которые классифицируются:

  • по месту установки (внешние и внутренние);
  • по типу конструкции (шариковые, триподные, кулачковые и спаренные карданные).

Внешние и внутренние ШРУСы

На каждое колесо переднеприводного автомобиля устанавливаются 2 ШРУСа. Внутренний шарнир соединяет коробку передач и полуось, внешний – полуось со ступицей колеса. Работая в паре, они обеспечивают передачу крутящего момента при всех типах нагрузок.

В наиболее распространённых шариковых шарнирах, внешние ШРУСы оборудованы радиусными канавками, обеспечивающими бесперебойность работы автомобиля при поворотах колёс. Внутренние гранаты с прямыми канавками компенсируют перемещения деталей узла вдоль оси при колебаниях передней подвески и вибрации автомобиля.

Конструктивные отличия различных типов ШРУСов мы опишем ниже.

Шариковые

Состоят из корпуса (наружной обоймы) с 6 канавками, сепаратора, 6 шариков и внутренней обоймы с 6 канавками. В ходе эксплуатации автомобиля, шарики перемещаются по канавкам, обеспечивая передачу крутящего момента от двигателя на колёса.

Шариковые гранаты чаще всего встречаются на переднеприводных легковых автомобилях.

Внутреннее устройство шарикового ШРУСа

Принцип работы шарикового шруса

Триподные

В триподных ШРУСах вместо шариков используются сферические ролики, которые крепятся на пальцах опоры с помощью подшипников.

Триподные автомобильные гранаты устанавливаются как на легковые, так и на грузовые машины с малой грузоподъёмностью.

Принцип работы триподной автомобильной гранаты

Внутреннее устройство триподного ШРУСа

Кулачковые

Кулачковые ШРУСы конструктивно состоят из 2 вилок и 2 фасонных дисков. Площадь сцепления (контакта) вилок является значительной, поэтому элементы шарнира выдерживают серьёзные нагрузки при эксплуатации.

Кулачковые шарниры получили широкое распространение на грузовых автомобилях повышенной грузоподъёмности.

Внутреннее устройство кулачковой автомобильной гранаты

Спаренные карданные

Являются наименее востребованными устройствами. Изготавливаются из двух карданных шарниров, состыкованных между собой.

В настоящее время используются при производстве мощной строительной техники, тракторов, некоторых моделей грузовиков и внедорожников.

Принцип работы спаренного карданного ШРУСа

ШРУСы относятся к категории наиболее надёжных и долговечных узлов автомобиля. Для защиты от неблагоприятного воздействия шарнирное соединение внутри устройства защищено гибким пыльником. Пыльники препятствуют проникновению к местам контакта деталей шарнира грязи, влаги и пыли. При езде по дорогам с хорошим покрытием и своевременном техническом обслуживании, автомобильные гранаты служат владельцу авто долгие годы без ремонта.

Неисправности шарниров равных угловых скоростей, чаще всего, возникают при активной эксплуатации автомобиля на плохих дорогах или бездорожье. Основными причинами выхода из строя ШРУСов являются:

  1. Повреждение пыльника и проникновение загрязнений внутрь шарнирного соединения.
  2. Отсутствие или применение низкокачественной смазки.
  3. Использование бракованного металла или нарушение технологий при производстве устройства.

Характерным признаком неисправности автомобильной гранаты является появление посторонних звуков при эксплуатации машины (специфического хруста, пощёлкивания или скрежета). Они возникают вследствие попадания частичек пыли или грязи в пространство между элементами шарнира (обоймами и шариками). При ремонте необходимо заменить ШРУС целиком на новый аналог.

Но, в целом шарнир равных угловых скоростей – это устройство, обеспечивающее надёжную, долговечную и эффективную эксплуатацию автомобиля. ШРУС редко становится причиной обращения в автосервис.

Источники: http://avtonov.com/%D1%88%D1%80%D1%83%D1%81-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0-%D0%B2-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5/

3 ≫

Пыльник гранаты — это чехол, необходимый для защиты шаровой опоры (ШРУСа) от грязевых отложений, пыли и грязи. Где ШРУС — это шарикоподшипник, вращение которого осуществляется поперёк своей оси. В народе носит название «граната». Замена пыльника гранаты требуется при возникновении треска или стука, раздающегося при совершении поворота или во время старта транспортного средства. К поломке гранаты могут привести личные, не совсем правильные, особенности вождения.

Внешний вид гранаты автомобиля

  • корпусная часть в совокупности с наружной обоймой;
  • шарики;
  • сепаратор;
  • обойма внутренней части;
  • вал приводной;
  • пыльник (второе название — гофрированный чехол);
  • кольцо стопорное.

Чтобы заменить гранату колеса, скорее всего, придётся обновить её пыльник. Очень часто этого хватает, для того чтобы полностью восстановить активность ходовой части автомобиля.

Процесс самой замены не особо затруднителен, но весьма скрупулёзен. Несоблюдение некоторых правил может привести к разгерметизации установленного пыльника, что неизбежно приведёт к скорой и окончательной порче ШРУСа, а деталь эта стоит немалых денег.

Если автомобилист сомневается в собственных навыках и способностях для проведения ремонтных работ, ему рекомендуется обратиться в автосервис. Так как допущенные ошибки могут повлечь за собой такое неприятное последствие, как выход из строя КПП.

Замена внутренней гранаты проводится в несколько основных этапов.

  1. Перед тем как приступить к выполнению работы, рекомендуется надёжно зафиксировать авто. Под колёса подкладываются специальные подставки. Не следует забывать про стояночный тормоз.
  2. Далее, нужно постепенно ослабить крепёжные болты колеса, рабочее колесо приподнять при помощи домкрата.
  3. Снять колесо, чтобы открыть доступ для дальнейших манипуляций.
  4. Нижнюю шаровую опору требуется аккуратно отвести в сторону. Крепёжные гайки придётся заранее открутить.
  5. Под коробкой передач расположить плотно прилегающую ёмкость, открутить сливную пробку и слить масло с КПП.
  6. Внутренняя граната отсоединяется от коробки передач. Для этого используется специальный съёмник.
  7. Из коробки изымается граната, амортизационная стойка при этом плавно отводится в сторону.
  8. Хомуты пыльника ШРУСа нужно удалить. Сам чехол сместить к колесу вдоль полуоси. В удалении большого хомута могут помочь отвёртка и плоскогубцы. Демонтаж хомута меньшего размера можно осуществить при помощи отвёртки и ножа.
  9. Только после этого можно приступить к снятию стопорного кольца. Процесс осуществляется при помощи специально разработанного для этих целей съёмника.
  10. Защитный чехол (пыльник) удаляется, вал полуоси очищается от остатков устаревшей смазки.

Замена гранаты автомобиля

На видео — замена ШРУСа на ВАЗ:

Наружная граната отвечает за своевременную передачу крутящего момента на колесо. При возникновении неполадок в этом процессе требуется замена наружной гранаты.

Инструментарий для работы:

  • торцовая головка на 30;
  • гаечный ключ (17 мм);
  • вороток достаточной мощности (не менее 10 мм в диаметре);
  • трубка, исполняющая роль рычага;
  • зубило;
  • небольшой деревянный брусок;
  • пассатижи;
  • молоток.

Работа должна проводиться в гараже, оборудованном ямой. Процедура замены значительно облегчается, если есть напарник.

На видео — замена левого наружного ШРУСа:

Ход работы

  1. Первоочерёдный процесс — разжатие ступичной гайки. Её следует сорвать с места на машине, которая должна стоять на земле. Для проведения манипуляции понадобятся: торцовая головка на 30, ступичный вороток, долото, дрель, молоток.
  2. При помощи домкрата приподнять рабочую сторону автомобиля и снять колесо.
  3. Далее, следует открутить два болта шаровой (они должны располагаться в направлении «сверху вниз», то есть перпендикулярно земной поверхности). Проще всего это сделать, находясь в яме и применив гаечный ключ на 17.
  4. Стойку следует вытягивать вбок от транспортного средства, после чего плавно вытащить ШРУС.
  5. Изъятие пыльника для упрощения последующего процесса проведения замены внешнего ШРУСа.
  6. Следующее действие, которое потребуется от водителя — выбить гранату. Для прохождения этапа нужно находиться в яме. Выбивание осуществляется при помощи следующих инструментов: долото, трубка, молоток.

Старая граната перед заменой

Не следует дожидаться хруста, образующегося на поворотах или при резком вдавливании педали газа. Замена пыльника должна проводиться автомобилистом при обнаружении на нём разрывов и трещин. При игнорировании этих проблем возникает разгерметизация ШРУСа и его последующее загрязнение.

Главным признаком наличия механических повреждений на защитном чехле являются специфические жирные следы смазки, которые имеют свойство разлетаться во все доступные стороны.

Когда появляется настораживающее потрескивание, скорее всего, потребуется замена всей гранаты, а не только пыльника. А это, как уже видно из вышеописанных разделов, весьма затруднительно.

Чтобы поменять пыльник ШРУСа самостоятельно, также потребуется некоторая сноровка.

Ход работы

  1. При помощи ключа на 17 открутить сливную пробку и слить масло из коробки передач. Рекомендуется не забыть заранее подготовить пятилитровую ёмкость для временного хранения масла. Желательно, чтобы она закрывалась. В противном случае из-за невнимательности можно случайно её разлить.
  2. Наиболее сложным моментом может стать срывание болтов крепления колеса с их стационарных мест расположения.
  3. После этого нужно при помощи домкрата приподнять нужную область транспортного средства. Это необходимо сделать, для того чтобы облегчить откручивание болтов колеса и в последующем совсем их снять.
  4. Во избежание возможного несчастного случая и ненужного травматизма автомобилисту рекомендуется поставить под машину любой доступный упор. Им может стать плотная доска, пень или любой другой доступный прочный и устойчивый материал.
  5. После этого положение автомобиля следует подкорректировать при помощи домкрата. Он должен чётко опираться на подпорку.
  6. При выполнении следующего этапа без помощника не обойтись. В лучшем случае им станет человек, в худшем — брусок. Помощник необходим для осуществления нажатия на педаль тормоза. Также он может помочь в откручивании гайки ступицы. Для этого понадобится соответствующая головка на 30 и полуметровая труба, выполняющая роль удлинителя.
  7. Снятая гайка является одноразовой и требует замены после проведения каждого откручивания.
  8. Только после снятия шайбы и откручивания гайки можно приступить к освобождению шаровой опоры. Автомобилисту понадобится два болта, подходящих под ключ на 17.
  9. Отведя стойку в сторону, высвобождается наружный ШРУС.
  10. После этого последовательно снимается внутренний ШРУС (как проводится это мероприятие, описано выше).
  11. Новый пыльник одевается на вал только после тщательной промывки гранаты в керосине или бензине для удаления старой смазки. Перед непосредственным одеванием граната обрабатывается новой, заранее купленной, смазкой.
  12. Хомут насаженного на вал пыльника надо крепко затянуть.
  13. Чтобы избежать последующего быстрого износа защитного чехла, ШРУС должен находиться в положении, соответствующем середине его хода. Один край пыльника надо аккуратно отодвинуть отвёрткой и выпустить присутствующий в нём воздух.
  14. Второй хомут затягивается только после проведения этой процедуры.
  15. Далее, осуществляется полная сборка устройства при полном сохранении обратной последовательности.

На видео — замена пыльника ШРУСа:

При проведении подобных ремонтных работ затрагивается множество смежных механизмов и устройств. Поэтому проводить его рекомендуется только при полной уверенности в собственных силах. Если есть малейшие сомнения, то автомобилисту лучше перестраховаться и обратиться в автосервис. Процедура замены гранаты или пыльника обычно стоит не дороже, чем 1 000 рублей.

Источники: http://365cars.ru/remont/zamena-granaty-i-pylnika.html


Back to top