Привод сцепления

1 ≫

Прочитав статью «Сцепление автомобиля», вы познакомились с назначением, устройством и принципом действия сцепления. В данной статье мы более подробно рассмотрим отдельный узел сцепления автомобиля – привод сцепления. Как известно, сцепление предназначено для эластичного отсоединения и последующего присоединения силового агрегата к трансмиссии. Однако при неисправности привода, сцепление полностью утрачивает свою функциональность. Из этого можно понять, что привод предназначен для обеспечения функционирования сцепления, а именно – для дистанционного воздействия на нажимной диск (корзину сцепления) посредством нажатия педали в салоне автомобиля.

Разновидности привода сцепления

На большинстве легковых автомобилей с механической КПП устанавливается два вида привода сцепления;

Механический привод устанавливается преимущественно на легковых автомобилях, оснащенных силовыми агрегатами малой мощности. Данный вид привода отличается предельно простым устройством и дешев при производстве. Кроме того, механический привод весьма прост в обслуживании и ремонте, так как содержит минимальное количество конструктивных элементов.

Устройство механического привода

Как уже было сказано, механический привод имеет предельно простое устройство и состоит из следующих конструктивных элементов:

  • педаль привода сцепления;
  • трос;
  • устройство регулирования;
  • рычажный привод;
  • выжимной подшипник.

Основным элементом механического привода является гибкий трос , заключенный в оболочку. Педаль привода расположена в салоне автомобиля и посредством гибкого троса связана с рычажным устройством (вилка сцепления). В соединении троса и вилки сцепления имеется регулировочное устройство, предназначенное для выставления свободного хода педали. Работа механического привода предельно проста: водитель воздействуя на педаль, приводит в движение рычажное устройство, которое в свою очередь перемещает по направляющей выжимной подшипник, тем самым выключая сцепление.

Устройство гидравлического привода

Гидравлический привод имеет более сложное устройство в сравнении с механическим. В его устройстве также присутствуют педаль и вилка сцепление, однако гибкий трос заменен следующими элементами:

  • главный цилиндр;
  • бачок для жидкости;
  • рабочий цилиндр;
  • гидравлическая магистраль.

Несмотря на большее количество конструктивных элементов и более сложное устройство, гидравлический привод более совершенен, нежели механический. Главной особенностью гидравлического привода является отсутствие троса, который является механическим элементом, подверженным износу и поломкам.

Главный цилиндр сцепления соединен при помощи штока с педальным узлом. Соединительный шток имеет регулируемую конструкцию, при помощи которой обеспечивается регулировка свободного хода педали. Рабочий цилиндр наиболее часто располагается непосредственно на корпусе картера сцепления и также при помощи штока связан с рычажным механизмом.

Бачок для жидкости может располагаться непосредственно на главном цилиндре сцепления или в любом другом более удобном месте. При раздельном расположении, бачок соединяется с главным цилиндром при помощи гибкого резинового патрубка или жесткой металлической магистрали. Также стоит отметить, что на некоторых автомобилях гидропривод сцепления и гидравлическая тормозная система имеют общий бачок для жидкости.

Главный цилиндр сцепления соединен с рабочим посредством жесткой металлической магистрали , наполненной рабочей жидкостью. Принцип работы гидравлического привода аналогичен действию гидравлической тормозной системы и в его основе лежит свойство несжимаемой рабочей жидкости. Усилие с педали сцепления передается на вилку выключения через жидкость, в качестве которой выступает тормозная жидкость.

Конструктивно, главный цилиндр сцепления имеет аналогичное устройство с главным тормозным цилиндром. Основными конструктивными элементами главного цилиндра являются:

Рабочий цилиндр также имеет аналогичное устройство. В конструкции рабочего цилиндра имеется клапан для удаления воздуха из системы.

Дополнительное оборудование в приводе сцепления

Гидравлический и механический приводы обеспечивают достаточный комфорт для водителя, учитывая небольшую жесткость диафрагменной пружины нажимного диска легкового автомобиля. Однако на грузовых автомобилях сцепление имеет большие размеры и соответственно требуется намного большее усилие на педали, для приведения в действие корзины. Для облегчения усилия на педали в таких случаях устанавливается пневматический (вакуумный) усилитель , принцип действия которого аналогичен вакуумному усилителю тормозной системы.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

Источники: http://autoustroistvo.ru/transmissiya/privod-scepleniya/

2 ≫

Привод сцепления на автомобиле предназначен для краткосрочного отсоединения коленчатого вала двигателя от коробки передач, а также для их совмещения, которые необходимы для переключения передач, а также, для того, чтобы автомобиль мог тронуться с места и начать движение.

На сегодняшний день в автомобилях применяются следующие виды приводов сцепления:

  • привод сцепления механический;
  • гидравлический привод сцепления;
  • электрогидравлический привод.

Последний из вышеназванных приводов сцепления в отличие от первых двух применяется в автомобилях крайне редко и используется в роботизированных коробках передач. Поэтому более конкретно на нем останавливаться не будем, и давайте рассмотрим первые два.

Привод сцепления механический

Данный привод, как правило, применяется в небольших легковых автомобилях. Отличается он от других приводов сцепления своей невысокой стоимостью и простотой конструкции, которая состоит из:

  • педали сцепления;
  • троса привода сцепления;
  • рычажной передаче;
  • механизма отвечающего за регулирования свободного хода педали сцепления.

Схема механического привода сцепления:

1 — контргайка; 2 — регулировочная гайка; 3 — нижний наконечник троса; 4 — защитный чехол троса; 5 — кронштейн крепления троса; 6 — нижний наконечник оболочки троса; 7 — оболочка троса; 8 — поводок троса; 9 — уплотнитель; 10 — верхний наконечник оболочки троса; 11 — верхний наконечник троса; 12 — кронштейн педали сцепления; 13 — пружина педали сцепления; 14 — педаль сцепления; 15 — упорная пластина.

В его конструкции основным элементом является трос, который соединяет между собой «вилку» выключения и педаль сцепления. При нажатии водителем на педаль сцепления через трос, который в свою очередь заключен в специальную оболочку, передается соответствующее усилие на рычажную передачу. В свою очередь рычажная передача обеспечивает выключения сцепления путем перемещения вилки сцепления.

Привод сцепления механический также оснащен механизмом, отвечающим за регулировку свободного хода педали сцепления. Данный механизм включает в себя на конце троса регулировочную гайку. Необходимость данного механизма в первую очередь обусловлена постепенным, вследствие износа, изменением положения педали сцепления.

Гидравлический привод сцепления

Данный привод по своей конструкции напоминает гидравлический привод тормозной системы автомобиля. В нем также в качестве «рабочей» жидкости используется тормозная жидкость, а сам привод состоит из:

  • педали сцепления;
  • главного и рабочего цилиндров;
  • бачка с «рабочей» жидкостью;
  • соединительных трубопроводов.

Схема гидравлического привода сцепления:

1 — маховик; 2 — ведомый диск сцепления; 3 — корзина сцепления; 4 — подшипник выключения сцепления с муфтой; 5 — бачок гидропривода сцепления; 6 — шланг; 7 — главный цилиндр гидропривода выключения сцепления; 8 — сервопружина педали сцепления; 9 — возвратная пружина педали сцепления; 10 — ограничительный винт хода педали сцепления; 11 — педаль сцепления; 12 — трубопровод гидропривода выключения сцепления; 13 — шаровая опора вилки; 14 — вилка выключения сцепления; 15 — оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 16 — шланг; 17 — рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления; 18 — штуцер прокачки сцепления.

Главный и рабочий цилиндры выполнены в качестве поршня с толкателем, которые в свою очередь размещены в корпусе. При нажатии водителем на педаль сцепления поршень главного цилиндра начинает двигаться с помощью толкателя вследствие чего «рабочая» жидкость отсекается от бачка. Далее «рабочая» жидкость поступает в рабочий цилиндр по соединенному трубопроводу.

Именно под воздействием «рабочей» жидкости и происходит движение толкателя с поршнем. Толкатель в свою очередь оказывает воздействие на «вилку» сцепления и тем самым обеспечивает выключения сцепления.

Для того чтобы удалить из привода воздух, на рабочем и главном цилиндрах установлены специальные штуцеры.

Работа сцепления с гидравлическим приводом — видео:

Также на некоторых автомобилях применяется вакуумный либо пневматический усилитель привода. Его установка облегчает управление автомобилем.

Источники: http://avto-i-avto.ru/ustrojstvo-avto/kakie-byvayut-vidy-privodov-scepleniya-i-ix-princip-raboty.html

3 ≫

Все машины вне зависимости от размера оснащаются множеством деталей, каждая из которых способна выполнить именно ту функцию, которая на неё возложена. Привод сцепления способствует нейтрализации сцепления (отвечает за отжатие пружины диафрагмы). Все самые новые авто оснащаются приводами сцепления, делящимися по типу на несколько категорий, на данный момент в мире существуют три разновидности агрегата: механический, гидравлический и редко электрогидравлический. Чаще всего можно встретить авто, имеющее механический или гидравлический привод. Что касается последнего типа устройства, то его широкое применение распространено в автоматизированном варианте управления сцеплением.

Механический привод повсюду встречается в малогабаритных «легковушках». Этот тип агрегата обладает прекрасными характеристиками относительно простоты конструкторских решений и низкой цены. На практике во время движения хитрое устройство объединяет педаль, приводной трос и рычажную передачу. Непосредственно на тросе находится специализированный механизм, с помощью которого регулируется независимое движение педали.

Схема такова, что центральным составляющим всего приспособления выступает трос, соединяющий в единый комплексный механизм вилку выключения с педалью. Удерживающее устройство помещено в специализированную оболочку, когда педаль ощущает силовое воздействие, она передаёт усилие на рычажную передачу, и, как результат, всё переходит на вилку сцепления. Взаимодействие отдельных элементов способствует необходимому выключению.

Наряду с вышеописанными составляющими, механический агрегат располагает дополнительным приспособлением, способствующим нормализации свободного хода подвластной педали. Функция такого механизма — включение в работу регулировочной гайки, находящейся на самом конце троса. Наличие приспособления обусловлено регулярно изменяющимся положением педали, влияющей с течением времени на износ фрикционных накладок.

1 — первичный вал КП; 2 — рычаг вилки выключения сцепления; 3 — ось вилки выключения сцепления; 4 — кожух сцепления в сборе с нажимным диском и нажимной диафрагменной пружиной; 5 — ведомый диск в сборе со ступицей, демпфером и фрикционными накладками; 6 — маховик; 7 — кронштейн крепления троса к педали сцепления; 8 — педаль сцепления; 9 — уплотнительная манжета, 10 — оболочка троса; 11 — трос; 12 — регулировочная гайка; 13 — подшипник нажимной. А – величина хода троса.

Что касается гидравлического привода сцепления, стоит отметить его конструкторскую схожесть с типовым приводом тормозной системы. Дело в том, что оба элемента имеют аналогичное свойство, способствующее обеспечению полного отсутствия сжимаемости содержащегося жидкого вещества.

Схема такого привода сцепления отлична от собрата, так как имеет весьма неординарную конструкцию. Конструкция сложена из педали, посредством которой вводятся в работу оба цилиндра, бак с жидким веществом и трубопроводы.

Конструкция цилиндров такова, что в своём составе они содержат поршень со специализированным толкателем, который находится в корпусе устройства. Когда начинается воздействие, посредством толкателя движется поршень центрального цилиндра. Ввиду этого обстоятельства наблюдается отхождение рабочей жидкости из бака. Передвижение поршня влияет на прохождение жидкости через трубопровод, благодаря чему вещество попадает во второй цилиндр. Жидкое вещество под усилием отражается на регулярном передвижении поршня и толкателя. Причём последний, влияя на вилку сцепления, нейтрализует (выключает) механизм.

Гидравлический привод нуждается в постоянном удалении скапливающегося воздуха, содержащегося в системе прокачки. Эта функция возложена на два цилиндра, наверху которых установлены специализированные клапаны. Чтобы обеспечить лёгкость в управлении транспортным средством, который оснащён гидравлическим агрегатом, применяется дополнительный пневматический или вакуумный усилитель.

1 — педаль; 2 — толкатель; 3 — главный цилиндр; 4 — поршень толкателя; 5 — поршень главного цилиндра; 6 — бачок; 7 — трубопровод; 8 — рабочий цилиндр; 9 — поршень; 10 — пружина; 11 — вилка; 12 — опора вилки; 13 — выжимной подшипник

Механический и гидравлический привод является неотъемлемой частью абсолютно любого автомобиля, с его помощью обеспечивается комфортное передвижение для автовладельца, устройство скрывает присутствующую жёсткость диафрагменной пружины, которая располагается в нажимном диске. Простая конструкция способна обеспечить налаженную работу каждого легкового транспортного средства, в грузовых машинах агрегат обладает большими габаритами, вынуждая водителя прилагать больше усилий для нажатия на педаль и дальнейшей работы корзины. Ввиду этого в комплексе предусмотрен вакуумный усилитель, действие которого схоже с типовым вакуумным усилителем его тормозной системы.

Источники: http://rating-avto.ru/raznoe/raznovidnosti-privoda-stsepleniya.html


Back to top