Что такое лонжерон и какие функции он выполняет?

1 ≫

Что такое лонжерон? Данная деталь является основным элементом конструкции каждого транспортного средства. Во всех случаях лонжерон авто располагается по всей длине машины – соединяясь специальными перемычками, он образует собой раму, к которой крепятся все детали подвески, кузов и т. д. Внешне по своей конструкции данная деталь напоминает лестницу, из-за чего многие автолюбители называют её лестничной. В данной статье мы узнаем более подробно, что такое лонжерон и рассмотрим, как он взаимосвязан с другими элементами автомобиля.

Каждый водитель, который хотя бы раз имел дело с этим конструкционным элементом, знает, что внешне он похож на длинный металлический профиль. Другими словами, это обыкновенная стальная труба с прямоугольным сечением.

На сегодняшний день выделяют два основных типа расположений лонжеронов:

  • Деталь, проходящая по всей длине кузова автомобиля.
  • Две отдельные конструкции, располагающиеся в передней и задней части машины.

Каждый лонжерон автомобиля (фото его вы можете увидеть чуть ниже) обладает высокой прочностью, и на протяжении всей эксплуатации транспортного средства он выдерживает колоссальные нагрузки - вес двигателя, пассажиров, а также перевозимого товара (если это грузовой коммерческий транспорт). Помимо этого, при каждом наезде на яму и прочие неровности данная деталь выдерживает нагрузку колёс, поэтому нужно время от времени следить за состоянием «стальной трубы с перемычками».

Не следует путать раму лестничного типа с лестничным лонжероном. Последний элемент входит в состав рамы, но никак не заменяет её функцию. Рама вышесказанного типа обычно снабжается П-образными лонжеронами и устанавливается на все грузовые автомобили и внедорожники. Легковые машины не имеют лестничной рамы, поскольку они не несут таких нагрузок, как коммерческий транспорт. Но всё же они оснащены (причём в обязательном порядке) лонжеронами, иначе кузов автомобиля погнулся бы при первом же наезде на яму.

Нагрузки и взаимосвязь между другими агрегатами

Как уже было описано выше, данная деталь выдерживает огромные нагрузки от ДВС и колес при движении. Следует отметить, что при каждом перегрузе и наезде на неровность лонжерон имеет свойство деформироваться, то есть менять свою конструкцию. А поскольку данный элемент выполняет такие же важные функции, как и рама, его деформация приводит к самым непредсказуемым последствиям. Это может быть плохая управляемость, неровное расположение всех элементов кузова и даже нарушение геометрии подвески. Чаще всего такие неприятности наблюдаются у машин, которые испытали максимальную нагрузку на свой кузов, то есть те, которые побывали в аварии. Что такое лонжерон на автомобиле, побывавшем в ДТП? Это повреждённая деталь, которая потеряла свою целостность и тем самым негативно влияет на другие элементы в авто. Поэтому при покупке машины «б/у» лучше не обращать внимание на автомобили, побывавшие в ДТП, путь даже они и имеют безукоризненный внешний облик.

Итак, мы узнали, что такое лонжерон и разобрались в его функциях. Удачных вам поездок!

Источники: http://fb.ru/article/108384/chto-takoe-lonjeron-i-kakie-funktsii-on-vyipolnyaet

2 ≫

Лонжерон является основой конструкции большинства легковых автомобилей, на нем держатся агрегаты, и именно он воспринимает большинство нагрузок. Лонжероны в автомобиле располагаются парно, соединяясь перемычками, – так образуется несущая конструкция, которая обеспечивает жесткость кузова. К этой раме крепится большинство кузовных элементов и некоторые агрегаты машины. Если посмотреть на конструкцию, то можно увидеть, что напоминает эта деталь лестницу: на жаргоне так называю лонжерон автомобиля. Что это такое и какого его предназначение, расскажем далее.

В плане прочности и надежности лонжероны сложно сравнить с чем-то другим. Они рассчитаны на крайне тяжелые нагрузки, которые создаются не только весом машины, но и ездой по нашим дорогам. Способны длительное время переносить ударные нагрузки, которые создаются во время попадания колес в ямы.

Сам термин пришел из французского языка, где это слово означает движение вдоль чего-то. Этот термин применяется ко многим инженерным конструкциям такого рода, используется в железнодорожном, авиационном и даже корабельном транспорте. Несущая конструкция такого рода присутствует в большинстве автомобилей, кроме тех машин где несущим элементом является рама.

В классических легковых машинах лонжерон тянется вдоль кузова и усиливает его в местах, где сидят пассажиры и крепятся тяжелые элементы машины. В некотором роде лонжероны выполняют роль демпфера между кузовом и подвеской – часть энергии, воспринимаемой от дороги, которая могла быть передана кузову, гасится несущей конструкцией. Если бы кузов был настолько жестким изначально, то пассажиры и водитель воспринимали бы каждый удар гораздо сильнее, чем это происходит с такой конструкцией.

Поэтому чтобы предотвратить подобный эффект, в автомобиле передняя часть выполняется такой, чтобы она могла несколько смягчать удары, а не просто тотально деформироваться от них. Для выполнения такой задачи в конструкции предусмотрены специальные конструктивные решения. Они обеспечиваются различными способами:

  • В некоторых местах лонжерон несколько уменьшается в толщине, изменяется ширина сечения.
  • Проделываются технологические отверстия в тех местах, которые переносят минимальные статические нагрузки.
  • Создаются специальные складки, которые при сильном ударе, во время аварии, позволяют сминать лонжерон автомобиля. За счет этого меньше страдает кузов, в котором находятся люди. Несущая конструкция поглощает кинетическую энергию и принимает на себя всю нагрузку, удар, передающийся в салон за счет этого получается гораздо слабее.

В первую очередь нужно сказать, что монтаж несущей конструкции в автомобиле производиться в различных положениях – это можно увидеть на соответствующих фото. Большей частью это зависит от того, какова модель автомобиля и на что машина рассчитана. Выделяют такое расположение лонжеронов:

  • Горизонтальное с параллельным расположением друг относительно друга.
  • Изогнутые, идущие вдоль днища и повторяющие его контуры.
  • Вертикальное расположение.
  • Под углом.

Каждый из этих типов нередко встречается на совсем неожиданных автомобилях, даже на грузовиках и внедорожниках. Первый тип конструкции более свойственен для автомобиля с повышенной проходимостью. За счет вертикального расположения конструкторам удается сделать плоский пол, значительно сниженный в сравнении с классическими автомобилями. Практически такой же эффект для автомобиля дают и горизонтально изогнутые лонжероны, только за счет этого еще повышается и пассивная безопасность.

Как можно увидеть на фото днища большинства автомобилей – между лонжеронами присутствуют и поперечины. Они являются своеобразными ребрами жесткости кузова, размещаются они по-разному: перпендикулярно лонжерону, Х или К-образно. В большинстве своем изготавливаются поперечины из стального профиля, изгибаются под нужным углом. Если рассматривать легковой автомобиль, то в нем поперечины привариваются, в грузовом закрепляются с помощью клепки. К лонжеронам крепятся специальные кронштейны, на которых потом закрепляются агрегаты автомобиля.

Огромный плюс того, что в автомобиле находится лонжеронная конструкция, заключается в том, что она создает необходимую жесткость при легком весе. Малый вес обеспечивает повышенный уровень управляемости, машина становиться более маневренной. Обеспечивается максимальная пассивная безопасность за счет присутствия некоторых конструктивных решений, о которых мы говорили выше.

Но есть здесь и определенные минусы:

  • Каждый агрегат автомобиля (двигатель, коробка переключения передач и др.) закреплены на лонжероне, за счет чего обеспечивается взаимная связь. И если кузов повреждается сильным ударом, то технические элементы также страдают;
  • Из-за особенностей конструкции лонжероны редко, когда поддаются ремонту.

Основные проблемы машины, связанные с лонжеронами

Главная проблема такой конструкции автомобиля заключается в том, что со временем металл поддается усталостному эффекту, из-за этого через 10 лет на вид прочная конструкция в действительности может оказаться вовсе и не такой.

При попадании автомобиля в серьезное дорожно-транспортное происшествие лонжероны достаточно сильно деформируются, что сильно влияет на общие характеристики машины. Возможно смещение двигателя, элементов подвески.

Вернуть первоначальный вид может быть крайне сложно либо вовсе невозможно. При лопании лонжерона автомобиля весь кузов теряет заложенную прочность. Поэтому даже после мелкой аварии нужно проверять в каком состоянии несущая конструкция. Даже если на вид с кузовом все нормально.

В зависимости от того, насколько сильно была повреждена машина, определяется вид ремонтных работ. Если машина рамная и пострадали лонжероны, то заменить их не составит особого труда. Если же лонжерон был одной из несущих частей кузова, то дела обстоят намного хуже. Нередко бывает и так, что заменить лонжероны невозможно или просто бессмысленно. Если деформация частичная, то несущую часть кузова возможно вытянуть на специальном стенде. С его помощью можно постараться вернуть параметры к изначальным, но прочность однозначно будет уступать варианту, изготовленному в заводских условиях.

Бывают и такие аварии, после которых невозможно вытянуть конструкцию, и она нуждается в замене. Если не правильно подобрать лонжерон на замену, неправильно сварить или закрепить конструкцию, то это приведет к скорой поломке кузова снова. Учитывая то, что основное назначение лонжерона – это усиление кузова, то эта конструкция становиться крайне важной для машины. Поэтому и ремонту этой детали, в случае необходимости, нужно уделить максимум внимания в плане качества.

Источники: http://autolirika.ru/teoriya/lonzheron-avtomobilya-chto-eto-takoe.html

3 ≫

Это слово часто произносят сотрудники автосервиса — той части, что занимается кузовным ремонтом. Им могут даже напугать неосведомленного клиента. Дескать, лонжерон того, ушел, и это плохо. Ну так и куда же и зачем ходит лонжерон? И что это вообще такое?

Между тем, все просто. Лонжерон — самая прочная, несущая деталь чего-либо. Иными словами, крепкая балка, к которой приделаны окружающие детали.

Отдельно от кузова лонжероны - обычные коробы. Эти - от Волги. Технология построения кузова 50-х годов ХХ века допускала их несложную замену.

Глядя на рисунок слева становится понятно, что лонжерон — металлический профиль, то есть коробчатая балка. Проще говоря — труба прямоугольного сечения, проходящая через переднюю или заднюю часть кузова автомобиля (обычно они парные — левый и правый), или вообще насквозь — от переднего бампера до заднего. Эта деталь воспринимает все нагрузки от окружающих узлов — вес кузова, мотора, пассажиров. На лонжероны передаются и усилия от колес.

У самолета лонжерон — прочная, несущая часть крыла. К нему крепятся детали обшивки (те поверхности, которые видны снаружи) и висящий под крылом двигатель. Лонжерону крыла передаются все самые большие нагрузки в полете — подъемная сила крыла и тяга двигателей.

Красными линиями отмечены продольные элементы рамы автомобиля начала ХХ века. Это и есть лонжероны.

Но вернемся к автомобилям. Когда-то все автомобили имели раму. Продольные её части и назывались изначально лонжеронами. Для общей прочности их соединяли перемычками. Получалось очень похоже на лестницу. Такая рама поэтому называется лестничной. К раме приделывали колеса, мотор, и называли такую сборку шасси. Шасси могло ездить даже без кузова, который устанавливали сверху потом.

Сегодня лестничная рама, включающая два лонжерона, хорошо видна позади кабины у любого грузовика, у ГАЗели, например. Правда у грузовиков лонжероны рамы как правило не коробчатые, а имеют профиль положенной на бок буквы «П». Отдельную раму имеют и тяжелые джипы.

Подавляющее большинство легковых автомобилей строится без отдельной рамы. У них те самые продольные лонжероны интегрировались в пол кузова и стали его частью. Их так и называли поначалу — машины с интегрированной рамой.

Мощные коробы-лонжероны, отмеченные красным, видны хорошо, потому что на снимке абсолютно разобранный кузов. Когда на него установят двигатель, подвеску, крылья, капот и прочие детали, лонжероны станут не видны.

Так или иначе, лонжероны присутствуют в любом автомобиле, хотя если машина стоит на колесах, вы их не увидите. Зато их очень хорошо заметно при взгляде на днище автомобиля снизу — когда ваша машина на подъемнике.

Самый главный вопрос — куда уходит лонжерон? Как любая деталь, воспринимающая нагрузки, лонжерон может деформироваться. Может уставать и трескаться. Но в отличие от окружающих деталей — более тонких и менее значимых, положение и форма лонжерона определяет важнейшие параметры автомобиля. Это положение агрегатов относительно кузова (мотора, деталей подвески), линии разъемов кузовных панелей (дверей, крыльев), и так далее. Если к усталостным нагрузкам прибавляется деформация от аварии, дело плохо. Автомобиль с мятым крылом или дверью способен полноценно передвигаться. Если же удар при аварии проник вглубь кузова и достиг лонжерона, могут «поплыть» все важные размеры силовой конструкции кузова. От этого появятся неустранимые щели снаружи, и что гораздо хуже — нарушится геометрия подвески. Машина перестанет слушаться руля, начнет жрать резину или вообще возникнет риск разрушения силовой конструкции кузова — лонжерон лопнет.

У этого автомобиля из Китая зелёным отмечен уцелевший правый лонжерон. Левый же (красные линии) в следствие стандартного краш-теста не просто согнулся, а оторвался от пола (красная стрелка указывает место разрыва). Перед вами автомобиль - убийца, его кузову место на свалке!

Именно поэтому кузовщики, осматривая битый автомобиль, в первую очередь выясняют, уцелел ли лонжерон, не сдвинулся ли с места. Небольшой увод лонжерона иногда можно поправить. По причине высокой прочности лонжерона, процедура эта выполняется на специальном стенде — каролинере. Для этого обычно нужно разобрать половину машины и далеко не всегда удается выставить все обратно. Лонжерон можно поменять, однако и это дорого и сложно. А главное, приварить лонжерон так же, как это делается на заводе, в условиях даже очень хорошего сервиса невозможно. Прочность полученного силового элемента будет заведомо ниже. Всё это говорит об одном — сильный удар при аварии и ушедший в следствии удара лонжерон — приговор кузову, который больше не обладает заложенной прочностью. Лонжерон рамы джипа или грузовика тоже можно поменять, хотя и это не просто. А вот легковой кузов с сильно уведённым лонжероном придется выкинуть. Хотя, литовские кузовщики-умельцы скорее всего возьмутся придать ему снова вид небитого. Весь вопрос — надолго ли?

АВТОР: ЕВГЕНИЙ ХАПОВ

Можете следить за ответами на эту запись через RSS 2.0 Feed. Вы можете оставить ответ , или тракбак с вашего сайта.

240 комментария

Еще раз спасибо и один вопрос. Как вы считаете, Евгений, при таких повреждениях я смогу самостоятельно доехать до автосервиса, около 60, с места аварии уехала сама, 20 км?

Ирина, если колеса (задние) не зажаты поврежденными деталями кузова и машина нормально управляется, можете доехать. Тем более, что с места аварии вы до дома добрались, видимо без каких-то трудностей.

евгений скажи оторванный лонжерон можно сделат самому в домашных условиях ?

Евгений, здравствуйте, прошла оценку авто, лонжероны не повреждены, сказали, что все сделают хорошо, теперь остается только ждать.

Спасибо за пояснения. Все очень понятно!

Уважаемый Евгений! Страховая компания Альянс выплатила по ОСАГО на ремонт автомобиля около 50 000 рублей, а заплатила я 114 000. Стоимость деталей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ оценена Альянсом примерно в 2 раза ниже. Нормо-час оценён в 700р., а фактически в сервисе он стоил 980р. Можно ли добиться доплаты от данной компании и как это сделать? Виновником ДТП был второй участник, а КАСКО у меня не было.

Елена, я могу посоветовать что-то только в той области, которой занимаюсь. Это технические вопросы устройства и ремонта автомобилей. Вопросами взаимодействия со страховыми компаниями я не занимаюсь.

После ДТП надо выполнить две важные процедуры. Первая. Пройти осмотр у оценщика, выбранного страховщиком и узнать во что он оценивает стоимость восстановительного ремонта. Второе. Определиться со стоимостью восстановительного ремонта на СТО. Если страховщик дает вам существено меньше прогнозируемых реальных затрат на СТО, то полезно обратиться в институт судебных экспертиз и сделать независимую (от страховщика) оценку ущерба. После этого можно получать от страховщика то, что он дает добровольно, ремонтироваться со своей доплатой и обращаться в суд в надежде выбить разницу из страховщика, или виновного в ДТП. Это главное. Мелочи: послать запрос в минюст с целью проверить оценщика страховщика на вшивость. Послать запрос в фондгосимущества с тем, что бы убедиться, что этот оценщик там зарегистрирован. Если этого оценщика нет в реестре — будет очень легко оспорить эаключение страховой ( на суде). Далее важны другие подробности — машина новая, или нет. Если да, то надо ремонтироваться на специализированном предприятии. Тогда страховщика можно заставить выполнить актуализвцию экспертизы. Заставить принять стоимость нормо-часа такой, как у вашего ремонтника….Это океан…Всего не пропишешь…

евгений, здравствуйте. у меня хендай солярис. я наехал на пень в результате чего погнул лонжерон правый задний. Геометрия кузова и настройки подвески не нарушены. По началу ничего не заметил. в кузовном центре блок-роско говорят, что нужно выполнять замену лонжерона. Однако, после наезда езжук уже почти три месяца. ивсе в порядке. следует ли мне соглашаться на замену. При этом сами мастера говорят, что данная деформация ни на что не влияет, можно ездить дальше.

передние лонжероны если,самостоятельно реально сделать?и насколько это тяжело и долго будет?автомобиль ваз 2106

Здравствуйте,Евгений! У меня лонжероны сгнили. Не все,а под багажником. И полы в плачевном состоянии. Сверху машина хорошо выглядит,а снизу ужас. Скажите,если её подварить, сколько машинка может ещё проездить? Очень уж я к ней душой прикипела,хочу продлить жизнь. Но на сколько получится,не знаю. Понимаю,что точно не скажешь,от езды зависит и ухода.Езжу не каждый день,не лихачу,за машинкой по технике слежу очень. Может хоть примерно подскажете — год,два,три…

Хотелось бы уточнить небольшой вопрос. После случившегося ДТП Ниссан Тииды и Автобуса, если помните отправляла фото. красный Ниссан Тиида. Вопрос деликатный, дело в том, что ремонт был произведен. Но остались некоторые не понятные вещи. И сам вопрос: можно ли с помощью стенда как они говорят, проверить, был или не был ремонтирован лонжерон. Сказали, что таким образом могут доказать это.

Здравствуйте Евгений, моя машина пока стоит и я не отганял к мастеру, удар пришелся на правую сторону машины (приора) капот, фара , крыло бампер, поплыли двери они не открнываются и маленькая вмятина над дверьми, как думаете ушел ли ланжерон ?

Здравствуйте,Евгений! Если ланжерон ушел на 2-3 см,что вы мне посоветуюте делать!С/у Кена

Евгений! Мне не повезло! Досталась машина из Литвы со сваренным лонжроном. Чем это опасно в дальнейшей эксплуатации?

Статья отличная! Все очень доступно и понятно! Спасибо! А то столько раз слышала про какой-то лонжерон, а понять не могла, о чем идет речь!

Подскажите пожалуйста, если помята только начальная часть лонжеронов спереди, самому реально восстановить?

Спасибо за статью, очень познавательно.

Евгений, добрый день!

Помогите разобраться с таким вопросом.

Машина — Гетц. Попала в аварию. Удар прямо «мордой» авто в боковину другого участника.

Удар был не сильный, но повреждения внутри значительные. Именно внутри, потому что снаружи всего лишь чуть мятый капот и бампер.

При разборе в сервисе обнаружили, что повреждены лонжероны. Страховая все согласовала и т.д. и т.п. Причем мастер, рассказывая мне об этом, велел не волноваться и типа все будет хорошо после ремонта.

Можно ли верить его словам? Судя по Вашей статье, авто с поврежденными лонжеронами лучше продать. Или я как-то неправильно прочитала?

Евгений, скажите, можно ли эксплуатировать автомобиль, с поведенными лонжеронами, не опасно ли это? в сервисе сказали что повело не сильно. что посоветуете?

Здравствуйте Евгений! Я не давно попала в аварию,после оценки всех деталей у меня обнаружили правый лонжерон сложен в гармошку ,а левый пострадал но не так сильно. В это случае машина вообще подлежит восстановлению? Подскажите пожалуйста.

у меня появились щели спереди на капоте,разница между правым и левым крылом и на решетке перед радиатором.Машину покупал в салоне 6 лет назад ,в одних руках не ударял,но попадал в ямы.Но в ямы же не я один попадаю при наших дорогах.Не подскажите отчего это произошло.Заранее благодарю.

добрый день!я наехал на бардюр и переднее левое колесо помял и его прижало к крылу,руль крутить можно но колесо не дает.еще был удар задним колесом после чего меня отбросило.если смотреть сзади авто то задние колеса стоят не ровно а трапецией,что это значит?просто когда поднимали эвакуватором обнаружили что колеса расходятся в стороны.спасибо!

Евгений, здравствуйте. Спасибо за статью и разъяснения. Забрала автомобиль из сервиса после аварии (шкода октавия), в смете написано удлинение лонжерона/ устранение перекоса пер.лонжеронов. Скажите пожалуйста, как долго можно проездить на таком автомобиле?Или стоит сразу продать его?

здравствуйте Евгений. я попала в аварию, машина у меня део нексия, две двери, крыша- помяты, переднее водительское колесо замяло в салон, открыли капот, ланжерон повело а так все цело и машина заводится. стоит ли мне ее ремонтировать?

Евгений, в результате удара в правое крыло у киа спортэдж 2009 лопнул лонжерон в самом конце (или начале?), рядом с усилителем бампера. скорее всего нарушилась геометрия, тк изменились зазоры у задних дверей и машину немного тянет вправо. в такой ситуации лучше менять лонжерон или еще можно сварить и поправить геометрию?заранее очень благодарна за ответ

Сдала машину в СТО. У меня ДТП. Виновник попал в левый угол. Работник просит деньги за дополнительные работы, якобы лонжерон стал гормошкой. Но ведь ремонт лонжерона, как я поняла из статьи, это основная его работа?

Здравствуйте,Первый раз попал в ДТП(не по своей вине). У меня кия сид 11г. На повороте на меня вынесло десятку, удар в левое колесо .Замято перед.крыло, разбит бампер,замято левая дверь(водителя).Колесо ушло назад.Когда разгреб снег ,видно порвало уши крепления спереди тяги (не знаю как ее называют (она тройная с шаровыми )Можно ли заварить эти уши.

А подскажите пожалуйста,у меня ваз21099 на заднем с лева ланжероне появилась трещина,можно её к примеру просто подварить через накладки или всё таки придётся делать основательный ремонт.

Здравствуйте! Попал в ДТП, после него спокойно доехал до дома, никуда меня не тянуло. Говорит ли это о том что с лонжеронами у меня все в порядке. Боюсь что мне накидают в сервисе. Заранее спасибо!

  • Статьи о технической эстетике и автомобильном дизайне

© 2017 Персональный сайт Евгения Хапова · С гордостью работает на WordPress & Green Park 2 по Cordobo.

Источники: http://www.khapov.ru/?p=989


Back to top