Песня» о будущем отечественного автопроизводства

1 ≫

Новый договор о промышленной сборке был подписан семью производителями, один из которых является независимым, однако обсуждения о правомерности и полезности его условий ведутся и по сей день. В частности споры вызваны ограничением сборки SKD в крупноузловом формате до 5 процентов от всего объема выпуска. «SKD — это технология импорта и дальнейшей сборки автомобилей, ориентированная на обход высоких импортных пошлин или акцизных сборов» (с Википедии).

Новый договор о промышленной сборке

Стоит напомнить, что по договору новые автопроизводители в нашей стране должны лимитировать выпуск автомобилей до 300 тысяч в год, а уже существующие — до 350 тысяч ежегодно.

Из их числа 30 процентов выпускаемых авто должны быть обеспечены отечественными двигателями и коробками передач, общая же локализация таких автомобилей через 8 лет будет составлять 60 процентов от всех выпущенных в России авто.

Также по новому договору в течение этих восьми лет все автопроизводители будут иметь льготные условия на импортируемые комплектующие к авто. Триста тысяч — это не придуманная из ниоткуда цифра, она отвечает рентабельности производства в условиях регламентируемой локализации. Данные условия, кроме того, ранее обсуждались со всеми участниками нового договора. Министерство промышленности в свою очередь заявило, что такие условия приведут к росту высоких технологий в стране как у зарубежных автопроизводителей, так и в их альянсе с российскими концернами. А это означает появление новых рабочих мест и инвестиций, несомненно, также и налогов.

Что касается ограничения выпуска автомобилей в крупноузловой сборке, около которого велся особо ожесточенный спор, он приведет к тому, что из трехсот тысяч выпускаемых автомобилей пятнадцать тысяч придется собирать «отверточным методом».

Польза от SKD

Независимые автомобильные эксперты в свою очередь говорят о полезности выработки SKD. Обуславливая ее тем, что производство машин в нашей стране не выгодно для выхода на зарубежный рынок. Емкость российского рынка ниже в пять раз, чем, например, в Китае, где и рабочая сила дешевле нашей раз в пять. Экспорт отечественных автомобилей в масштабах нашей страны также не выгодно, рассматривая этот сегмент с точки зрения логистики. Именно эти условия делают SKD самым оптимальным и удобным вариантом для автопроизводителей. Рентабельность при этом выше за счет меньших инвестиций при тех же льготах.

Первый шаг в ВТО

Помимо всего прочего чиновники говорят и о том, что новый договор промышленной сборки был принят в связи с грядущим вступлением РФ в ВТО.

В Минпромторге заверяют, что данный договор — это стартовая ступень в подготовке к вступлению во Всемирную торговую организацию.

Никто, конечно, не станет изымать инвестиции, требующиеся для обеспечения производства трехсот тысяч автомобилей и двигателей ежегодно. Однако, при меньших объемах и повышением процента сборки типа SKD данный процесс будет более резонен. Эксперты также уверены, что хотя и реализация производства 300 тысяч авто в год должна произойти в течение 8 лет, а в ВТО можно вступить и за более короткие сроки, автопроизводители все же не будут отказываться от намеченных планов. Так как вступление во Всемирную торговую организацию — процесс довольно затяжной, да и ставки на ввоз товаров никто сразу снижать не станет. Именно поэтому так долго идет обсуждение условий входа России в ВТО. Нынешние тарифы на ввоз товаров являются временными и после вхождения в ВТО должны будут снижены до 25%, как и раньше. Но процесс этот займет не один год, а автопроизводители постоянно увеличивают объемы производства.

Поэтому к тому периоду, когда снижение пошлин дойдет до минимума, автомобильное производство достигнет максимального своего масштаба. Так считает профессор и финансист Геннадий Абрамов.

В заключении

Как вывод можно сказать, что, несмотря на возникающие противоречия и споры, новые договорные условия все же выгодны как для автопроизводителей, так и для государства. Автопроизводители при этом имеют некое превосходство перед конкурентами и льготные условия, а государство — развитое государственное автопроизводство и создание новых рабочих мест.

Источники: http://spokoino.ru/articles/automobiles/pecnya_o_bydywem_avtoproizvodctva/

2 ≫

«Исконно отечественный» автопром с каждым годом сдает позиции - в прошлом году производство автомобилей Лада, УАЗ и Иж сократилось на 7%, до 624 тысяч машин. Зато выпуск иномарок вырос на четверть, до 1 млн 341 тысячи автомобилей. Причем конвейеры полномасштабного производства со сваркой и окраской кузовов покинуло более миллиона машин, хотя еще десять лет назад по полному циклу выпускалось менее десяти тысяч автомобилей в год! Крупноузловым способом из SKD-комплектов собрано 335 тысяч автомобилей, из них две трети - на калининградском Автоторе, который до 2016 года работает в рамках особой экономической зоны и свободен от обязательств по локализации выпускаемых машин. Впрочем, по условиям промсборки «отвертка» может занимать до 5% объема производства предприятий, чем не преминули воспользоваться Автофрамос, Volkswagen и Nissan, начав крупноузловую сборку дорогих моделей. Причем в случае превышения этого порога производителю приходится платить ввоз­ные пошлины за кузова (15% от их таможенной стоимости, но не менее 5000 евро), которые в случае с дорогими машинами все равно ниже, чем за ввоз готовых автомобилей (25%).

Ведь процветает российский автопром только благодаря таможенным пош­линам. И работает он в основном на внутренний рынок - из двух миллионов выпущенных легковушек лишь около 110 тысяч были отправлены на экспорт, причем в основном в страны СНГ. Кстати, сейчас суммарная мощность всех российских предприятий - 3,4 млн машин в год, плюс еще 750 тысяч у заводов СНГ, ориентированных в основном на Россию. Емкость рынка - около трех миллионов автомобилей ежегодно. А в рамках выполнения обязательств программы промсборки к 2015 году мощность российского автопрома должна увеличиться до 4,2 млн автомобилей. Так что если российский рынок не вырастет до этой отметки, то производителям придется искать дополнительныевозможности для экспорта.

Что касается локализации, то самые «российские» иномарки - по-прежнему седан Renault Logan и хэтчбек Sandero: их сборка локализована на 72% в стоимостном выражении. Родственные Renault Duster и Лада Ларгус отстают - у них около 64%. Следом идут Hyundai Solaris, Kia Rio и Nissan Almera (у всех примерно 50%), седан Volkswagen Polo (44%), Peugeot 408 (33%) и Ford Focus (30%).

Количество занятых в автопроме людей продолжает сокращаться: если в конце 2011 года на всех предприятиях (включая персонал заводов по производству грузовиков, автобусов и спецтехники) работало 534 тысячи человек, то спустя год - 505 тысяч. Зато средняя зарплата по отрасли за тот же срок выросла на 12,8% - до 25106 рублей в месяц.

А теперь подробнее о том, что происходило с российскими автопроизводителями в прошлом году.

АвтоВАЗ снизил объем производства до 552 тысяч автомобилей (минус 1,7%), а выпуск машинокомплектов для внешней сборки из-за ухода древней «классики» уменьшился на 10%, до 146 тысяч штук. Но весной на заводе была запущена производственная линия для машин на французской платформе B0, включающая созданный с нуля цех сварки мощностью 280 тысяч кузовов в год и модернизированную первую нитку сборочного конвейера мощностью 350 тысяч машин в год. Ладу Ларгус планируют выпускать здесь по 70 тысяч машин в год, но в прошлом году из-за сбоев в поставках комплектующих удалось собрать менее 20 тысяч автомобилей. В октябре был запущен и новый окрасочный комплекс (до этого Ларгусы красили вместе с Калинами и Грантами), а в декабре началась сборка седанов Nissan Almera. В ближайших планах - запуск производства модернизированной Калины в апреле, а к осени должна подоспеть и обновленная Прио­ра. К концу года завод попрощается с Самарой (выпуск седанов ВАЗ-2115 прекращен еще в декабре), а на конвейер «линии B0» встанут новые Renault Logan и Sandero. В 2014 году начнется производство седанов Datsun на базе Гранты. Вдобавок продолжается реконструкция третьей нитки сборочного конвейера, закрытой в декабре 2011 года: прежде здесь собирали Приоры, а в 2015 году начнут делать Лады на новой платформе. Одновременно будет запущено и производство двигателей Renault (около 500 тысяч в год).

«Спутники» АвтоВАЗа, тольяттинские компании Бронто и Супер-Авто, выпустили 7840 автомобилей (прибавка на 18%) - это Самары и Приоры с мощными моторами и спецавтомобили на базе Нивы. Крупноузловая сборка на аргунском предприятии ЧеченАвто развивается медленно: в прошлом году выпущено только 1070 седанов Лада Приора вместо запланированных пяти тысяч.

На втором месте по объему выпуска в России - калининградский Автотор: чуть менее 250 тысяч машин против 222 тысяч годом ранее. Причем «отверточным» способом из SKD-комплектов собрано 217 тысяч автомобилей: по восемь моделей Kia (cee'd, Cerato, Optima, Venga, Soul, Sportage, Sorento и Mohave) и Opel (Astra Family, универсалы и трехдверки Astra J, Insignia, Meriva, Zafira Family, Zafira Tourer, Mokka и Antara), семь моделей Chevrolet (Malibu, Orlando, Captiva, Tahoe, а также снятые с производства Aveo, Epica и пятидверные Lacetti) и три модели Cadillac (CTS, SRX и Escalade). В отдельном цехе по мелкоузловой технологии MKD собирают автомобили BMW: в прошлом году сделано 23 тысячи машин - это седаны третьей, пятой и седьмой серий и кроссоверы X1, X3, X5 и X6 в наиболее востребованных комплектациях. Цеха сварки и окраски так и не достигли плановой мощности в 80 тысяч машин - в прошлом году из «полноцикловых» CKD-комплектов было собрано лишь 10 тысяч седанов Chevrolet Lacetti. Но будущее Автотора - совместное предприятие с корпорацией Magna: шесть новых автозаводов полного цикла и пятнадцать площадок для производства автокомпонентов к 2018 году. Первая очередь мощностью 200 тысяч автомобилей в год должна быть запущена уже в 2016 году, причем к тому моменту на Автоторе пропишутся автомобили Subaru и Land Rover.

Завод Hyundai в Санкт-Петербурге давно работает на максимальной мощности: увеличение степени автоматизации на участках сварки и окраски кузовов и сверхурочная работа по выходным в конце года позволили довести объем выпуска до 224 тысяч автомобилей (Hyundai Solaris/Accent - 124384 машины, Kia Rio - 100036 машин). Дальнейшее увеличение мощности завода корейцы также будут вести путем оптимизации производства: строительство второй очереди в планы пока не входит.

Тем же путем идет и калужское предприятие Volkswagen: мощность выросла с первоначальных 150 тысяч до 200 тысяч машин в трехсменном режиме. По полному циклу здесь собрали 163241 автомобиль - это две модели Volkswagen (на Polo-седан и Tiguan пришлось примерно 96 тысяч машин) и две модели Skoda (67 тысяч хэтчбеков Fabia и Octavia), а оставшиеся 10820 автомобилей - собранные из SKD-комплектов внедорожники VW Touareg и микроавтобусы Multivan. Но производство Октавии в Калуге прекратят уже этой весной (машины третьего поколения будут выпускать на ГАЗе), зато к концу года освободившиеся мощности займет Skoda Rapid. Следующий этап - расширение мощностей до 225 тысяч машин и запуск 150-тысячного моторного завода в начале 2015 года.

Автофрамос в прошлом году выпустил 168 тысяч автомобилей Renault и в ноябре полностью перешел в собственность французской компании, которая за 49 млн евро выкупила у московского правительства последние 5,9% акций. По полному циклу в Москве выпускают четыре модели - Logan, Sandero, Duster и Fluence, а летом началась «отверточная» сборка седанов Latitude и кроссоверов Koleos. В этом году производство будет в очередной раз оптимизировано, мощность вырастет со 176 до 188 тысяч в год, но к концу года Logan и Sandero покинут московский конвейер, освободив мощности для Дастера и Флюенса, к которым, скорее всего, присоединится пятидверный Megane.

Всеволожский завод Ford Sollersв конце прошлого года работал с перебоями из-за забастовок на бельгийском заводе компании Ford, откуда поступают машинокомплекты для сборки седанов Mondeo. Но в итоге удалось выпустить почти 108 тысяч Фокусов и Мондео против 99 тысяч годом ранее. Следующий этап - увеличение мощности со 125 до 150 тысяч машин.

На заводе General Motors в Санкт-Петербурге отказались предоставить данные о производстве, но, по нашим подсчетам, в прошлом году было выпущено около 85 тысяч машин - это собираемые по полному циклу седаны и пятидверные хэтчбеки Opel Astra J и Chevrolet Cruze. Завод близок к достижению максимальной производительности (98 тысяч машин в трехсменном режиме), а в марте здесь начнут крупноузловую сборку внедорожников Chevrolet TrailBlazer. Но следующее расширение модельного ряда произойдет только в 2015 году, когда будет запущена вторая очередь завода, общая мощность при этом увеличится до 230 тысяч машин в год.

СП GM-АвтоВАЗ в двухсменном режиме выпустило без малого 63 тысячи внедорожников Chevrolet Niva. Весной начнется возведение собственных прессового и кузовного цехов, а к 2015 году, когда должна появиться Шнива второго поколения, мощность завода будет увеличена с 98 до 120 тысяч машин в трехсменном режиме.

Завод Derways увеличил производство «китайцев» почти в полтора раза, до 47 тысяч машин - по полному цик­лу в Черкесске выпускают автомобили Lifan (Smily, Solano и X60) и Geely (MK и Emgrand), а осенью после почти годового перерыва была возобновлена сборка седанов и хэтчбеков Haima 3. Вдобавок здесь сваривают и окрашивают кузова внедорожников Great Wall Hover, которые потом отправляют на завод ИМС в Гжель. Но половина 100-тысячных мощностей до сих пор простаивает, а найти новых инвесторов у крупнейшего акцио­нера завода (пакет из 51% акций перешел Сбербанку за долги еще в 2010 году) пока не получается. Тем не менее в январе на заводе провели плановую модернизацию производства, а ближе к лету должна начаться сборка тайваньских автомобилей Luxgen.

ИжАвто под контролем АвтоВАЗа начал новую жизнь: в апреле было прекращено производство седанов ВАЗ-2107, в сентябре - универсалов ВАЗ-2104, а летом на конвейере прописалась Гранта. Всего за год выпущено около 47 тысяч машин, а план на этот год - 60 тысяч Грант (преимущественно в базовой комплектации), причем к концу года должен появиться хэтчбек, который будут выпускать только в Ижевске. Полная модернизация завода с расширением мощностей с 220 до 300 тысяч машин должна завершиться через три года, но выпуск автомобилей Renault и Nissan здесь начнется уже в 2014 году.

Питерский завод Nissan держит набранный темп - выпущено 43 тысячи автомобилей, причем к производству полного цикла (Nissan Teana, X-Trail и Murano) минувшей осенью была добавлена «отверточная» сборка трех моделей Infiniti (серии M, FX и QX). В расширение российского завода японская компания собирается вложить 167 млн евро. К концу 2014 года мощность увеличится с 50 до 100 тысяч машин, будут запущены штамповочное производство и цех по выпуску пластиковых деталей, а штат сотрудников вырастет почти вдвое - с нынешних 1600 до 3100 человек. Степень локализации, сегодня не превышающая 17%, должна увеличиться как минимум до 30%, а производственную программу дополнят новые поколения моделей Pathfinder (с 2014 года) и Qashqai (с 2015 года).

Предприятие PCMA (Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive) в Калуге сократило объем выпускас 43 до 40 тысяч машин, но летом перешло на производство полного цикла - первым на конвейер встал седан Peugeot 408, а в ноябре к нему присоединился кроссовер Mitsubishi Outlander. Загружать 125-тысячные мощности будут постепенно: в марте начнется производство седанов Citroen C4, а в июле - внедорожников Mitsubishi Pajero Sport.

УАЗ увеличил выпуск внедорожников на 11%, до 36,5 тысячи, а вместе с коммерческими моделями объем выпуска достиг 70,5 тысячи машин против 64 тысяч годом ранее. Почти половина 120-тысячных мощностей до сих пор не используется.

На заводе Sollers-Дальний Восток «отверточным» способом собирают автомобили SsangYong (32773 автомобиля четырех моделей), а в октябре был запущен цех Mazda-Sollers мощностью 50 тысяч машин (до конца года собрали 3108 кроссоверов CX-5). В феврале этого года заработало СП Sollers-Bussan (созданное на пару с японским машиностроительным холдингом Mitsui Bussan), на котором будут собирать по 12 тысяч внедорожников Toyota Land Cruiser Prado ежегодно. На весну намечен старт производства седанов Mazda 6, но запуск комплекса сварки и окраски кузовов отложен до 2015 года.

Завод Toyota в Санкт-Петербурге в сентябре наконец-то перешел на двухсменный режим работы - за год на 50-тысячных мощностях выпущен 28441 седан Toyota Camry (летом был прекращен импорт этой модели из Японии). В 2014 году должны открыться цеха штамповки и производства пластиковых деталей, и локализация вырастет до 30%.

Предприятие ИМС, принадлежащее компании Ирито и расположенное в помещениях гжельского завода Электроизолятор, выпустило почти 24 тысячи внедорожников Great Wall Hover. При этом сбыт в 2012 году достиг 22600 машин - это в полтора раза больше, чем было заявлено в статистике продаж (АР №3, 2012). В Ирито эту нестыковку объясняют ошибкой при подсчете проданных машин, но, как мы выяснили, похожее расхождение официальной статистики продаж и данных о регистрации новых автомобилей Great Wall в ГИБДД наблюдается уже не первый год. Может быть, дело в том, что в нише доступных пикапов и внедорожников Great Wall конкурирует с автомобилями УАЗ и SsangYong - и Ирито пытается таким образом избежать давления «сверху»?

Машины в Гжели выпускаются по полному циклу, но на 30-тысячных мощностях происходит только сборка - сваркой и окраской кузовов занимается завод Derways, хотя осенью несколько партий сваренных кузовов были отправлены для окраски на ТагАЗ.

ТагАЗ еще в апреле подал заявление о банкротстве и до сих пор ждет решения суда. На заводе введено внешнее управление, долг перед банками-кредиторами сейчас составляет 12 млрд рублей, хотя до реструктуризации 2011 года он был почти вдвое больше. В прошлом году ТагАЗ худо-бедно выпустил на 180-тысячных мощностях около 18 тысяч автомобилей - это китайские модели JAC под маркой Tagaz, Chery под маркой Vortex, а также седаны BYD F3 и старые модели Hyundai (закупка машинокомплектов для их сборки прекращена). Сейчас идет подготовка производства собственного седана Tagaz Aquila, но уже ясно, что будущее у завода может быть только с приходом новых инвесторов.

Степень загрузки автозаводов СНГ в 2012 году

Основной продукцией завода Ford Sollers в Елабуге стал коммерческий Ford Transit - в прошлом году на сборочной линии, оставшейся в наследство от фургона Fiat Ducato, выпустили 11 тысяч машин. А в соседнем цехе, где раньше выпускали грузовики Isuzu, летом организована «отверточная» сборка легковых Фордов - кроссоверов Kuga и Explorer, а также минивэнов Galaxy и S-Max. За полгода свет увидело 7199 машин. Но уже этой весной Explorer будет переведен на производство полного цикла, во второй половине года за ним последует и новая Kuga, а позже планируется запуск цеха штамповки. Завод Sollers в Набережных Челнах, где раньше выпускали Оку, а позже легковые Фиаты, закрыт на реконструкцию еще год назад. Перезапуск намечен на следующий год: скорее всего, там будут выпускать кроссоверы EcoSport и седанчики на базе Фиесты. В итоге к 2015 году общая мощность заводов в Елабуге и Набережных Челнах должна достичь 200 тысяч машин в год.

ГАЗ учится собирать иномарки: в прошлом году по «отверточной» технологии выпущено шесть тысяч кроссоверов Skoda Yeti, а в декабре успели собрать еще сто машин по полному циклу со сваркой и окраской кузовов . Плановая мощность фольксвагеновского цеха - 110 тысяч машин в год: в апреле к кроссоверам добавится седан Volkswagen Jetta, а в июле - новая Skoda Oсtavia. В соседнем помещении с минувшего февраля начали производство автомобилей Chevrolet Aveo (АР №4, 2013), но масштаб гораздо скромнее - не более 45 тысяч машин в год.

Объявленный еще в 2011 году проект строительства завода FIAT под Санкт-Петербургом развития не получил: пока единственная надежда альянса FIAT-Chrysler - «отверточная» сборка фургонов Fiat Ducato и внедорожников Jeep на ЗИЛе, за реанимацию которого взялось московское правительство. При этом производственные площади бывшего автогиганта сократятся в 10 раз.

Забуксовал и проект сборки в Ульяновске китайских внедорожников BAW - как и прежде, здесь пока выпускают только грузовые модели этой марки.

Компания Marussia так и не начала выпуск автомобилей. Последнее обещание - наладить сборку на финской фирме Valmet Automotive. Но процесс реинжиниринга модели B2, на который уйдет несколько лет, даже не начат.

В компании ё-Авто работы над гибридомобилями продолжаются, однако строительство завода в промзоне Марьино под Санкт-Петербургом заморожено. Последняя обещанная дата начала выпуска - 2015 год.

А что происходит с автопромом ближнего зарубежья?

Второе место по объему выпуска автомобилей в СНГ занимает Узбекистан: на двух заводах СП GM Uzbekistan в прошлом году выпущено чуть меньше 236 тысяч машин (прирост на 6%), которые на разных рынках продаются под марками Daewoo или Chevrolet. На головном заводе в Асаке по полному циклу выпускают шесть моделей: Nexia (83573), Matiz (55443), Spark (33027), Damas (24597) и Cobalt (5562 машины с сентября) - и локализованы они более чем наполовину (преодоление 50-процентного порога позволяет ввозить их в Россию беспошлинно), а Lacetti (25448) - пока лишь на 28%, но в этом году Lacetti перенесет модернизацию, степень локализации будет увеличена, а мощность производственной линии для этой модели вырастет с 30 до 50 тысяч машин. Еще в 2011 году открылись предприятия по выпуску пластиковых деталей и моторный завод GM Powertrain Uzbekistan мощностью 360 тысяч двигателей в год, а минувшей осенью GM и правительство Узбекистана подписали договор о создании к 2016 году производства трансмиссий мощностью 250 тысяч агрегатов в год.

Есть в Узбекистане и «отверточная» сборка автомобилей Chevrolet: с 2009 года она ведетсяв одном из цехов Ташкентского авиационного предприятия им. Чкалова. В прошлом году из SKD-комплектов на 15-тысячных мощностях собрано 7868 автомобилей - это седаны Epica, Malibu и кроссоверы Captiva.

Украина - на третьем месте в рейтинге автомобильного производства СНГ: в 2012 году выпущено лишь 70408 легковушек, на 26% меньше, чем в позапрошлом году. В «минусе» четыре завода из пяти, и у всех одна общая проблема: шаткое экономическое положение страны, что обуславливает низкую покупательную способность украинцев и усыхание внутреннего рынка (в 2012 году продажи снизились на 1,4%, до 218 тысяч машин). Вдобавок ЗАЗ и Богдан после введения в России утилизационного сбора, по сути, лишись главного экспортного рынка, а «отверточники» Еврокар и КрАСЗ работают под постоянной угрозой введения драконовского акциза на готовые кузова, что сведет к нулю экономическую целесообразность крупноузловой сборки.

Итог корпорации УкрАвто с двумя заводами в Запорожье и Ильичевске - 40638 легковых автомобилей и пикапов на их базе. Из них 39 тысяч выпущено на ЗАЗе: среди моделей по-прежнему лидирует семейство Lanos/Sens/Chance (16366 автомобилей, включая 721 фургончик на базе Ланоса), вдобавок сделано 1152 машинокомплекта для сборки в Казахстане. Стартовавшее в прошлом феврале производство седанов и хэтч­беков ZAZ Vida (Chevrolet Aveo прошлого поколения) так и не вышло на запланированный уровень в 20 тысяч машин: до конца года с конвейера сошло 11550 автомобилей. И только на третьем мес­те - пятидверки ZAZ Forza (2853) вместе с предназначенными для России близняшками Chery Bonus/Very (8429): в сумме выпущено 11282 машины. Производство Шансов нынче локализовано почти на 70%, Виды - на 55-60%, Форцы/Бонуса - на 52-53%. Анонсированный еще в прошлом году Vida-фургон грузоподъемностью 750 кг начнут делать в конце года.

На Ильичевском автосборочном заводе от былого обилиямарок (в прош­лые годы здесь собирали даже Мерседесы) остались только корейские полноприводники Kia Sorento и Mohave: в 2012 году из SKD-комплектов выпущено всего 1440 штук. Для дозагрузки 40-тысячного завода в Ильичевске освоили сборку автобусов среднего класса ZAZ А10, но в нынешнем году их производство будет перемещено в Мелитополь, где для этого на мощностях моторного завода МеМЗ организованы линии сварки и окраски, а в Ильичевске их сменят автобусы малого класса ZAZ А07.

На закарпатском заводе Еврокар в поселке Соломонове под Ужгородом «отверточным» методом собрано 14556 автомобилей Skoda (прирост на четверть): это Octavia (8662), Fabia (3450), Superb (1371), Yeti (805) и Roomster (268). В этом году на Еврокаре освоят выпуск лифтбеков Rapid и новой Октавии, но комплекс полномасштабного производства (включая линии сварки и окраски) по-прежнему простаивает.

Хуже ситуация у черкасского автозавода Богдан: на 120-тысячных мощностях в прошлом году было выпущено всего 12034 автомобиля - спад производства превысил 40%. Более 90% выпуска пришлось на Лады «десятого» семейства (включая каблучки украинской разработки), которые выпускаются по полному циклу и продаются в том числе под собственной маркой Богдан. Остальное - это кроссоверы Hyundai Tucson, а вот «отверточная» сборка седанов Hyundai XD (Elantra позапрошлого поколения) зачахла: выпущено около сотни машин. Львиная доля (78%) выпущенных легковушек Богдан ушла на экспорт - в первую очередь, в Россию. Но с осени поставки к нам приостановлены из-за введения утилизационного сбора, и теперь завод простаивает. Производственный план на 2013 год отсутствует.

На Кременчугском автосборочном заводе (КрАСЗ) было собрано 3180 легковых автомобилей - вполовину меньше, чем годом ранее. Сейчас программа выпуска включает только корейские кроссоверы и внедорожники SsangYong (Rexton, Kyron и Korando, он же Actyon), а сборка автомобилей Geely CK и MK прекращена: выгоднее ввозить готовые автомобили из Китая.

Казахстанский автопром растет вместе с рынком - в прошлом году объем выпуска легковых автомобилей увеличился в 2,3 раза, до 19 тысяч машин, то есть каждый пятый проданный автомобиль собран внутри страны.

Усть-Каменогорский завод Азия-Авто мощностью 60 тысяч машин в декабре отметил десятилетие. В прошлом году здесь крупноузловым способом собрано 16513 автомобилей - это внедорожники Лада 4х4, девять моделей Kia, пять моделей Chevrolet, четыре модели Skoda, а также две модели Cadillac. Но еще в 2011 году было подписано трехстороннее соглашение между заводом Азия-Авто, АвтоВАЗом и казахстанской государственной корпорацией Ertis о создании завода полного цикла мощностью 120 тысяч автомобилей Лада, Renault и Nissan в год. Строительство началось осенью, а запуск первой очереди (60 тысяч автомобилей) запланирован на 2015 год.

Расширяется костанайский завод Агромашхолдинг - в прошлом году здесь из SKD-комплектов собрали 2581 автомобиль. Львиная доля пришлась на модели SsangYong, включая представительские седаны Chairman. Прошлой весной началась сборка семейства ZAZ Chance (до конца года собрано 800 машин), а в первом квартале этого года будет освоена и Vida. На лето запланирован запуск сварочного и окрасочного комплексов, расположенных в бывшем цехе производства дизельных двигателей для комбайнов: на 25-тысячных мощностях будут выпускать автомобили SsangYong, внедорожники Nomad «собственной разработки» (их будут поставлять и в Россию), а с 2014 года - еще и полноприводники Toyota Fortuner на базе пикапа Hilux (до трех тысяч машин в год).

Подает признаки жизни и белорусский «легковой» автопром, хотя даже на скромном местном рынке (16 тысяч машин в год) его вклад - лишь капля в море. Завод Юнисон в поселке Обчак по-прежнему собирает иранские седаны Iran Khodro Samand - в прошлом году выпущено 190 машин и заключен контракт на поставку двух тысяч машинокомплектов. Но уже весной должна начаться «отверточная» сборка китайских седанов Zotye Z300, скопированных с четырехдверки Toyota Allion для японского рынка.

А на бывшем заводе Автогидроусилитель в Борисове организована сборка седанов Geely - учредителями СП Белджи являются Geely, БелАЗ и белорусский холдинг Автокомпоненты. На площадке мощностью 10 тысяч машин в год уже собирают седаны Geely SC7 (в конце прошлого года успели отгрузить 60 машин), которые летом начнут поступать и на российский рынок, а на осень запланирован старт производства кроссовера EX7. В этом году должно начаться строительство нового завода полного цикла мощностью 120 тысяч машин в год.

*** Включая коммерческие автомобили

В материале использованы данные ­Авторевю, АСМ-Холдинга и АА Автостат.

Рекомендованные статьи

Лучшие материалы Авторевю — в вашем почтовом ящике

Предоставляя e-mail, вы подтверждаете свое согласие с условиями политики конфиденциальности

Узнайте, какие автомобили сейчас на испытаниях

Где работают журналисты Авторевю прямо сейчас

Источники: http://autoreview.ru/articles/statistika/effekt-promsborki-1

3 ≫

Один из отцов автопрома Генри Форд настаивал, что автомобиль должен выпускаться там, где будет продаваться. Правда, о каком типе производства идет речь, магнат не уточнял. Сегодня существует две технологии локализации производства: SKD (Semi Knocked Down) – сборка машин из крупных блоков (она же «отверточная») и CKD (Completely Knocked Down) – полный цикл, со сваркой и окраской.

Первые иностранные сборочные площадки появились в России больше десяти лет назад. Поначалу их можно было сосчитать по пальцам одной руки: ТагАЗ (выпускал Daewoo, затем Hyundai), «Автотор» (Kia, BMW), Renault (Megane, Europa, Symbol, Logan). Экспансию производителей сдерживали лоббисты отечественного автопрома и плохой инвестклимат. Все изменилось после выхода в 2005 году постановления правительства о промсборке № 166, предоставляющего налоговые преференции при ввозе в Россию автокомплектующих.

Чтобы получить право импортировать их беспошлинно или по минимальной ставке, компания брала на себя обязательства собирать не меньше 25 тыс. авто в год и впоследствии локализовать производство (наладить выпуск большой доли автокомпонентов на российских предприятиях). Это вскрыло плотину на пути инвестиций в наш автопром. По данным компании PricewaterhouseCoopers (PwC), режим промсборки уже привлек в российскую экономику больше 2 млрд долларов. В 2006 году на долю иномарок, собранных в стране, пришлось 14% продаж.

Сегодня почти все крупные автокомпании мира производят в России машины или собираются это делать. Уже стали привычными Ford, Renault, BMW, Hyundai, Kia, SsangYong, Chevrolet российской сборки, к которым не так давно присоединился Fiat. На очереди Toyota, Suzuki, Nissan, Volkswagen, Peugeot, Citroёn. По прогнозам PwC, к 2010 году рынок российских иномарок вырастет в пять раз и превысит 1,5 млн авто.

ТАМОЖНЯ ДОБРО НЕ ДАЕТ

Разница между сборкой автомобилей в режимах CKD и SKD примерно такая же, как между производством вина и его разливом. В первом случае нужно затратить много труда и времени, во втором – достаточно переклеить этикетку. Понятно, что полное производство даст большую добавленную стоимость. Но увеличит и затраты. «Отверточная» сборка может осуществляться в любом гараже. А для CKD нужен конвейер, потому что подразумевается сварка и окраска кузова, а это 30% стоимости автомобиля», – объясняет эксперт инвестбанка «Траст» Евгений Шаго.

«Отверточную» сборку из-за простоты процедуры нередко использовали для снижения пошлин. Растаможка готового авто обходится в 25% от его стоимости, комплектующих – в 10–15%. Проще завезти детали и собрать их на месте. Режим промсборки снижает пошлины на комплектующие еще больше – до 2–3%, но стимулирует компании к организации полномасштабных производств. Однако превращать SKD в завод полного цикла (со сваркой, окраской, а иногда и штамповкой) имеет смысл лишь в том случае, если есть уверенность в его выходе на большие объемы, такие, чтобы начали окупаться инвестиции.

По мнению экспертов, эти объемы могут колебаться в зависимости от стоимости оборудования и типа продукции. Если речь идет об автомобилях класса С, сварка и окраска могут окупиться при выпуске 20 тыс. машин в год, а для внедорожников эта планка – от 5 тыс. машин. Открыть на заводе штамповочный цех имеет смысл при объемах не меньше 60 тыс. автомобилей. Минимальный порог входа при ручной сварке – 20 тыс. в год, при роботизированной – 100 тыс.

Это обусловлено суммами вложений. Так, на запуск завода во Всеволожске Ford потратил 150 млн долларов, всего в проект планируется вложить 330 млн. Первоначальные инвестиции Renault в «Автофрамос» составили 250 млн долларов. По словам гендиректора SKD-проекта Chery на «Автоторе» Руслана Садыкова, для превращения этого производства в завод полного цикла понадобится 300 млн долларов.

При этом CKD-производство рентабельнее «отверточной» сборки за счет экономии на логистике. Сваренные кузова занимают много места в контейнерах, в то время как мелкие детали везти дешевле. Кроме того, компоненты для SKD-сборки таможня может классифицировать как целый автомобиль. Поэтому поставки приходится разбивать. Полная сборка проблему снимает – даже таможенникам не приходит в голову называть несваренные и неокрашенные детали кузова готовой машиной.

К локализации заводы приходят по-разному. Одни проектируются под CKD, как, например, «Форд Мотор Компани», ТагАЗ. Другие начинают с SKD, как «Северсталь-авто» или «Автофрамос». По словам менеджера по связям с общественностью «Автофрамоса» Ольги Сергеевой, Renault понадобилась SKD, чтобы отладить основные промышленные процессы в России: логистику, организацию импорта, контроль качества, сертификацию. В любом случае все производители российских иномарок рано или поздно вынуждены будут организовать CKD, чтобы продолжать ввозить комплектующие по льготному тарифу.

Сегодня в России SKD почти не осталось. «Автотор» – один из последних. Но и он постепенно переходит на полную сборку. «Мы полтора года проработали в режиме SKD и уже готовы к полномасштабному производству», – говорит Руслан Садыков, подчеркивая, что степень «разобранности» Chery на «Автоторе» в несколько раз превышает нормативные требования. По его словам, в 2007 году СП «Chery-Автотор» начнет производить две-три модели по принципам CKD.

Самое обсуждаемое

Новости автосалонов

Новое

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-51069 от 03 сентября 2012 г.

Адрес учредителя: ООО "Интернет Девелопмент", 115587 Москва, Пятницкое ш., дом 16

Адрес редакции: 117105 Москва, Варшавское ш. дом 9, офис 323

Телефон редакции: 8 (495) 544 56 35, доб. 103

Источники: http://steer.ru/archives/2007/12/03/004654.php


Back to top