Корректор фар: принцип действия, устройство, неполадки

1 ≫

Все согласятся с тем, что ночью намного труднее управлять машиной, нежели в светлое время суток. И проблема заключается не только в том, что из-за отсутствия дневного освещения на дороге снижается видимость.

Дополнительно создают проблемы и встречные автомобили, фары которых не настроены должным образом. Хорошо, что подобная проблема свойственна лишь старым машинам, на которых отсутствуют корректоры фар. Впрочем, ладно, что тут кривить душой, современные авто тоже могут создавать проблемы, если у них сломан корректор фар, или если хозяин использует его неправильно либо же вообще не использует (это касается автомобилей, оснащенных ручным корректором).

Устройство автоматической корректировки фар помогает направлять освещение от головных световых приборов таким манером, чтобы гарантировать водителю отличную видимость и при этом не ослеплять автомобилистов, движущихся во встречном автотранспорте. Разумеется, с матричными фарами автомобиля Audi такая технология не сравнится, но она также очень эффективна в применении.

Конструкция и принцип действия корректора фар

Стоит отметить, что принцип работы различных видов корректоров фар примерно одинаков. Вместе с тем, различают автоматическую и ручную настройку. В последнем варианте расположение фар регулируется посредством специального регулятора, установленного внутри салона авто, и с помощью его вращения водитель самостоятельно меняет угон наклона оптики. В первом же случае электроника автоматически сама все настраивает, в зависимости от посадки машины.

Ручной корректор фар

Такой корректор фар устанавливается на многие бюджетные автомобили, поэтому знаком большому числу автолюбителей. Как следует из названия, в действие корректор приводится непосредственно водителем. Для этого, как правило, требуется всего лишь повернуть колесико, или как его еще называют – поворотный переключатель. Чаще всего используется электромеханический привод корректора фар, поэтому рассмотрим именно его.

Регулирующее колесико имеет обычно цифровую разметку или графическую, которая обозначает положение фар. Корректировка производится водителем по мере необходимости, в зависимости от загруженности автомобиля и изменения его наклона в продольном направлении относительно центра тяжести.

Проще говоря, если на заднее сиденье сели три человека, а в багажник пришлось положить четыре мешка картошки для тещи, то очевидно, что зад машины опустится, а передок поднимется, из-за чего фары станут светить слишком высоко и будут слепить водителей встречного транспорта.

Чтобы этого не происходило, необходимо повернуть колесико таким образом, чтобы пучок света опустился вниз.

Поворот регулятора дает соответствующую команду мотор-редуктору, который и нужен для того чтобы повернуть фару на определенный угол. По сути, мотор-редуктор – это не что иное, как червячный редуктор, который необходим для преобразования вращательного движения электродвигателя (находящегося внутри мотор-редуктора) в поступательное движение штока, который непосредственно воздействует на фару, изменяя угол ее наклона.

Конструктивно фара на шарнирах закреплена в верхней части, а шток шаровым наконечником (упирающимся в сферическую защелку) удерживает нижний край фары. И именно движение вперед-назад нижней части фары, при неизменной верхней точке крепления дает необходимое изменение угла наклона.

Ручной корректор фар очень простое, весьма надежное и главное – полезное устройство, но имеющее один очень существенный недостаток: большинство водителей забывают им пользоваться и слепят своих коллег, не смотря на то, что имеют возможность этого не делать.

Автоматическая система корректировки фар

Автоматический корректор фар более совершенная технология, поскольку не требует от водителя никаких действий. Регулировка светотеневой границы происходит автоматически на основании показаний датчиков.

Автокорректор фар может устанавливаться на автомобили, оснащенные либо галогеновыми, либо ксеноновыми фарами. Для ксенона это даже обязательно, поскольку данный тип фар излучает свет очень высокой интенсивности, и в случае отсутствия автокорректора может представлять серьезную угрозу для безопасности движения.

Что касается конструкции автокорректора фар, то здесь можно выделить такие элементы:

  • блок управления;
  • датчики, которые измеряют клиренс автомобиля в различных точках;
  • устройство, выполняющее настройку фар (исполнительный механизм).

Как правило, в системе используется два или три датчика, измеряющих величину дорожного просвета. Спереди может быть установлен либо один датчик, либо пара. И один датчик находится сзади.

В ранних системах использовались потенциометрические датчики, но они отличались недостаточной надежностью, поэтому сейчас их заменили бесконтактные датчики угла поворота.

Принцип действия этих датчиков основан на эффекте Холла. Механизм работы датчика довольно прост.

Конструктивно датчик состоит из ротора (подвижная деталь), со встроенным в него постоянными магнитами и статора (неподвижная деталь), который, по сути, и есть датчик Холла.

Датчик крепится к днищу, а с помощью тяги соединяется с подвеской. Изменение хода подвески через тягу передается к ротору, который при этом поворачивается, что вызывает изменение магнитного потока, которое улавливается датчиком Холла.

Величина изменения магнитного потока в дальнейшем пересчитывается блоком управления в необходимый угол поворота фар, и соответствующий сигнал подается на исполнительный механизм. В своей работе блок управления учитывает не только угол наклона автомобиля, но и скорость, а так же характер движения автомобиля.

Наиболее распространенные неполадки корректора фар

Довольно часто с подобными механизмами появляются разные неприятности и проблемы. Давайте рассмотрим, из-за чего же может не работать автомобильный корректор фар.

Наиболее уязвимым местом любой современной электроники считаются датчики. Это присуще и такому устройству, как корректор фар. Здесь датчик, базируясь на показателях клиренса, производит настройку наклона фар. Часто автолюбители сетуют на то, что на приборной доске автомобиля горит индикатор неполадок корректора фар. Как правило, это происходит из-за поломки кронштейна, который удерживает датчик. В итоге, датчик отправляет неверные сведения, и появляется ошибка в работе самого корректора.

Порой проблема может заключаться в контактном соединении. Из-за частого закисания контактов снижается и их проводимость. В результате, появляются похожие неприятности, когда корректор перестает нормально работать.

Также может возникнуть и другая проблема, напрямую связанная с самим механизмом настройки. Но это не какая-нибудь неисправность, а просто специфика его работы на отдельных автомобилях. Например, корректор фар Калины (минусом которого считается небольшой угол регулировок) работает так, что луч света ближних фар чрезмерно опущен вниз, а это заметно снижает эффективность освещения обычных ламп.

Правильная работа корректора фар положительно отражается и на вашей безопасности, и на безопасности остальных участников дорожного движения. Потому ко всем неполадкам данного устройства относитесь очень серьезно.

Источники: http://www.auto-infosite.ru/articles_korrektor_far.html

2 ≫

Практически всё об электромеханическом корректоре фар (ЭМКФ)

Установив на свой автомобиль ЭМКФ еще в 2001 году,

я стараюсь отслеживать в интернете публикации по ним.

Надеюсь, собранная мною информация, будет Вам полезна.

Пожалуйста сообщайте о мертвых ссылках на внешние ресурсы -

все статьи есть у меня в оффлайне.

Несмотря на кажущееся разнообразие конструкций и моделей электро-механических корректоров фар, с точки зрения построения, существует всего два типа - с электроникой полностью встроенной в центральный блок управления и с электроникой полностью встроенной в каждый исполнительный механизм. К первому типу относится ЭМКФ т.н. "старого образца" (показанный на первой фотографии этой странички) - "Самара - 1 и 2", "Волга" и "ГАЗель" с фарами головного света старого образца, "Нива", ВАЗ-классика, "Москвич" и "УАЗ". По двум последним маркам автомобилям у меня мало информации по применяемости ЭМКФ на фарах головного света. Могу лишь сказать, что на "УАЗ-Hunter" последних лет и "Москвич-2141" с "большими" фарами стоят ЭМКФ "старого образца". Ко второму типу относятся ЭМКФ всех (насколько я видел в инете) без исключения иномарок, отечественных автомобилей последних лет выпуска - "Шевроле Нива", "Приора", "Калина", "УАЗ-Патриот", "Волга" и "ГАЗель" с фарами головного света нового образца.

В настоящее время, здесь Вы найдете, в основном, описание только ЭМКФ "старого образца", т.к. именно такие установлены на моем автомобиле. ЭМКФ "нового образца" будут описаны только в пределах той информации, которую я нашел в интернете.

4 ноября 2009 г.

Надеюсь, что когда Вы читаете эти строки, то штатный гидрокорректор фар на Вашем автомобиле не работает. :-)

Оказавшись в подобной ситуации, я не стал тратить деньги на это ненадежное устройство и установил ЭМКФ выпускаемый ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг":

ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг"

Адрес: 426000, Россия, г. Ижевск, ул.М.Горького,90

Тел., Факс (3412) 25-86-89 ФКЦБ

Это устройство устанавливается вместо гидравлического корректора фар на все марки отечественных автомобилей, в конструкции фар головного света которых предусмотрена такая возможность. ЭМКФ состоит из двух моторредукторов (по одному на каждую фару) и общего блока управления. Их габаритные размеру соответствуют габаритам соответствущих элементов штатного гидрокорректора.

Существуют два варианта приобретения ЭМКФ:

Покупка соответствующих комплектов для всех указанных в таблице моделей автомобилей. Цена комплекта составляет от 700 до 1200 руб. В комплект входят все необходимые комплектующие.

Покупка "конструктора для умелых рук", обычно это комплект для автомобилей Волга и Газель. Необходимо докупить клеммы, колодоки и провода. Цена конструктора - 170-250 руб.

Тем, кто умеет держать паяльник в руках, рекомендую приобрести конструктор, т.к. количество пива, купленного на разницу в стоимости, с лихвой компенсирует все затраты. :-)

Приступаем к установке. В районе аккумулятора перекусываем трубопроводы гидрокорректора и, удостоверившись в том, что по близости нет активистов GreenPeace, сливаем из них оставшуюся жидкость. Для снятия рабочего цилиндра пальцем или плоской отверткой прижимаем удерживающий "крючок" к корпусу цилиндра и поворачиваем рабочий цилиндр против часовой стрелки (смотрим из моторного отсека, головой вниз) до упора (это где-то 5-6 мм) и вынимаем его. Не бойтесь приложить усилие - ничего не сломается. В салоне снимаем ручку с блока управления, свечным ключем откручиваем удерживающую его гайку и вынимаем блок управления вместе с оставшимися частями трубопроводов, вынимаем резиновую заглушку в моторном щите.

Проводку изготовил самостоятельно. Единственная проблема, с которой я столкнулся в 2001 году, - отсутствие в продаже 5-и контактных колодок для моторредукторов. Пришлось изготовить их самостоятельно из двух 11-и контактных. В настоящее время приобретение 5-и контактных колодок не является проблемой.

Для соединения блока управления с моторредукторами необходимо: по 5 кусков многожильного провода длиной 165 и 255 см каждый (я взял провода сечением 0,35 кв.мм), два куска полихлорвиниловой трубки длиной 160 и 250 см, 20 узких клемм "мама", одна 11-и и две 5-и контактные колодки.

Нарезаем провода на куски, продеваем их в полихлорвиниловые трубки с использованием талька или пудры, распаиваем клеммы на провода с одной стороны и вставляем их в колодку для подключения к блоку управления. Укладываем получившиеся жгуты по месту и уточняем их длину. Вынимаем их, вставляем жгуты в резиновую заглушку моторного щита (в отверстия для трубопроводов гидрокорректора), распаиваем клеммы и вставляем последние в колодки для подключения к моторредукторам. В готовом комплекте ЭМКФ колодки моторредукторов закрыты защитными резиновыми чехлами. Отдельно в продаже я их не нашел, поэтому на колодки моторредукторов нанес герметик, а места выхода проводов из трубки заизолировал термоусадочной трубкой.

Для подключения питания необходимо: два более толстых провода (длина подбирается по месту), три узких и одна широкая клеммы "мама".

Бортовое питание +12В должно подаваться на блок управления при включении ближнего света фар. Наиболее просто подключиться к контакту 10 выключателя 64 заднего противотуманного света (место указано стрелкой на рисунке). Массовый провод проложил над кронштейном крепления рулевой колонки и подключил к свободной клемме на проводе черного цвета, идущему к реле зажигания.

Блок управления явно предназначен для Волги - установочный ключ позволяет установить его в торпеду вверх ногами. Надфилем пропиливаем в торпеде новый установочный паз. На самом блоке управления укоротил ключ по оси на 1-2 мм. Вмесо пластмассовой шайбы, которая была вместе с блоком управления, поставил более тонкую шайбу. Проложил жгуты, прикрепил их к штатной проводке нейлоновыми стяжками, смазал контакты смазкой для контактов, установил моторредукторы (не забудьте установить под них прокладки из комплекта) К блоку управления идеально подошла штатная крутилка.

31 июля 2001 г. - 24 ноября 2001 г.

В процессе эксплуатации ЭМКФ сгорел резистор на 1,5 кОм (на его корпусе было указано "1,47 к"), установленный в моторредукторе. Симптом - при подаче питания, не слышно работы моторчика моторредуктора или cлышен один короткий "тук". Помогла прозвонка контактов тестером и сравнение показаний с рабочим моторредуктором.

К счастью, разборка моторредуктора оказалась довольно простым занятием. Необходимо надежно закрепить корпус вертикально (разъемом вверх) в тисках и острым ножом отрезать завальцовку (в результате получаем кольцо черного цвета) корпуса вокруг колодки разъема и аккуратно вынуть колодку из корпуса. Два резистора расположены сразу под ней и для их замены вынимать внутренности из корпуса нет необходимости. Я не заморачивался с выяснением техники подбора номиналов резисторов, установленных в моторредукторе, просто подобрал резистор с наиболее близким к 1,47 кОм значением. Хотя, по виду, резисторы прецизионные. Отремонтированный таким образом редуктор стал чаще "подстраиваться" в процессе работы - видимо не совсем точно получилось подобрать сопротивление.

После замены элементов отрезанное кольцо с помощью паяльника устанавливается на свое место. Дополнительную герметизацию не делал.

Неудержался я и от разборки и анализа конструкции моторредуктора. Резистор обозначенный на электрической схеме как "R3 DP2" на самом деле представляет из себя полоску стеклотекстолита с нанесенным на нее резистивным слоем. Внутри куча пластмассовых шестеренок преобразующих вращательное движение в поступательное.

Если вы обнаружили, что штоки моторредукторов выдвинуты из корпуса на разную длину, то "уровнять" их можно, подавая на контакты 2 и 3 моторредукторов напряжение 12В соответствующей полярности. Результат контролируется визуально.

Инструкция и фотографии комплекта на десятое семейство

Архив журнала "За рулем" ведет себя довольно нестабильно. Архив доступен только за последние несколько лет. Посчитал целесообразным выложить копии статей об ЭМКФ у себя. Для пользы общего дела. Фотографий большого размера с сайта "За рулем" на моем сайте нет.

  • Ставим электрокорректор фар на ВАЗ-2105 и Москвич в ЗР, 2000, #5 www.zr.ruwww.realzubilo.ru
  • Принципиальная электрическая схема в ЗР, 2000, #5 www.zr.ruwww.realzubilo.ru
  • Электрокорректор фар ВАЗ-2110, 2111, 2112 в ЗР, 2003, #2 www.zr.ruwww.realzubilo.ru

Ссылки на ресурсы по теме

На форуме Chevy-Niva нашел информацию по эксплуатации и ремонту ЭМКФ. Хотя конструкwия значительно отличается от "нашей", думаю что все равно будет интересно изучить. Из обсуждения выбрал, на мой взгляд, самое полезное. Выкладываю, с небольшими стилистическими правками.

Тоже самое, в их FAQ'е.

Вот что выяснилось - несмотря на надпись на корпусе редуктора "Маде ин Германия", производятся они [ЭМКФ] (да и сами фары к шевику тоже) в Рязани, на бывшем ООО "Бош-Рязань", которое сейчас называется "Аутомотив Лайтинг".

Значит так: снимаем крышку фары, звездочкой откручиваем 2 самореза крепления электрокорректора (ЭК), смещаем шток ЭК вниз и выводим его из паза отражателя (там такая пластмасска белая), вытаскиваем ЭК, отсоединяем разъем, далее все операции производим в любом удобном месте.

Снимаем крышку ЭК, там 4 защелки, с помощью тонкой отвертки отжимая их. Внутри установлен моторчик, электронная плата, механизм привода штока (шестеренки) и ограничитель хода (типа потенциометра с дорожками). Плата жестко скреплена с моторчиком и держится в корпусе тоже защелками, аккуратно отгибаем их отверткой и вытаскиваем плату и моторчик.

Все проблемы возникают из-за того, что шток загоняется в крайнее дальнее положение, там его клинит в резьбе. В шестерне нарезана резьба. На штоке - тоже. При вращении шестерни шток ходит туда-сюда. Пальцем вращая шестерню, возвращаем шток чуть назад, устраняя этим заклинивание. Потом собираем все в обратном порядке и ставим в фару. Всем удачи. Операция вчера у меня заняла 40 минут.

Ну вот, и у меня случилось, причем именно с правым ЭК. Стал "щелкать" при попытке опустить фару из самого высокого положения (при переключении регулятора с нуля, например, на 1), и, соответственно, не опускать.

Прочитав сообщения Quorthon-а и Sun-a, наконец-то удалось снять этот ЭК (после прочтения книги по ремонту ЗР с фотками этого сделать не удалось - боялся поломать, а выходил наконечник-шарик ЭК из пазов фары не очень охотно).

В общем вот эта красота

Цифрой 1 обозначено место куда я проложил небольшой кусочек вспененного скотча дабы хоть немного поджать соединение обозначенное цифрой 2 (похоже что именно здесь и происходят "щелчки"). Цифрой 3 обозначено место где сам шток (на нем резьба) "вкручивается в шестеренку", посредством которой он и движется. Именно в конце резьбы, с двух сторон, есть выступы пластмассы. За грани этой резьбы я аккуратненько их и подрезал.

На этом фото ЭК в разборе и обведено место где подрезал.

Пока ЭК фар работает нормально, на сколько хватит посмотрим.

После снятия его с фары, понял что конструкция такая, что им лучше пользоваться пореже.

И вот еще полезная информация, для тех кто не хочет заморачиваться с разборкой узла - точно такой же ЭК стоит в головной светотехнике новых газелей (это те у которых "вытянутые округлые" фары). То есть можно спрашивать для нее.

Ну вот, и у меня накрылся, и тоже правый. Вынул его без проблем. Сломался в среднем положении. Шестерёнки целые, моторчик работает (проверил его отдельно). Кстати, он легко отсоединяется от платы. Надо его потянуть вверх он соединён ножками которые стоят на плате (типа папа-мама). Сделал большую глупость - перемкнул пластины в ползунке - сгорела микросхема.

В магазинах нет. Выпаял все детали (благо их 3 шт). Несчитая микросхемы, накрывшись был диод (незнаю - я его спалил или уже был). Думаю, что из-за него и не работал. Завтра поеду покупать детали, впаяю и посмотрим - заработает или нет. Да, заехал на "Маршал" по Бошевскому каталогу он есть, но только под заказ.В одном месте запросили 700 р, в другом 1200 рублей. . лучше сам сделаю.

Да, если щёлкает значит живой.Ещё моторчик крепится на клеммах, попробуй просто нажать на него сверху, возможно, что он осядет и червячный зацеп будет более плотнее.

Откручивать надо битой с внутренней звездочкой (на немецких иномарках такие болты-винты часто встречаются, ИМХО, это тяжелое наследие американского автопрома), давно дело было (по снятию, уж и часть деталей процесса из памяти стерлось, увы. ), ИМХО можно и небольшой отверткой с тонким жалом открутить (вставить так, чтобы жало расклинило в гнезде под биту в головке самореза).

январь-февраль 2006 г.

Установка на классику

Характеристики моторчика в моторредукторе

Характеристики моторчика, используемого в моторедукторе. Габаритные размеры моторчиков и другую информацию смотрите на сайте производителя - ОАО "Псковский электромашиностроительный завод".

Установка на ВАЗ-2110 корректора от "Волги"

Статья с форума autolada.ru об установке электрокорректора фар на ВАЗ-2110 от "Волги".

Обработанная копия сообщения на realzubilo.narod.ru

Автоматический корректор фар Hella. При установке ксенона в фары головного света незаменимая штукенция. Описание и установка в формате PDF. Скачать

В январе 2008 года, в одном из форумов владельцев автомобилей "ГАЗ" прочитал, что они используют в качестве защитных чехлов пыльники главного цилиндра сцепления (ГЦС) от "Волги". Посмотрел на них в магазине и купил, но только пыльник ГЦС для автомобиля "УАЗ". Мне показалось, что он более эстетично выглядит по сравнению с гофрированным волжским. Каталожный номер, указанный на пыльнике, - "469-1602558".

21 января 2008 г.

На форуме niva4x4 нашел сообщение по ремонту моторредукторов.

Обработанная копия сообщения на realzubilo.narod.ru

21 января 2008 г.

Описание и характеристики элементов ЭМКФ

Информация почерпнута на сайте производителя.

Электроприводы корректора фар

Предназначены для корректировки оптической оси луча ближнего света головных фар механических транспортных средств с системой электрооборудования напряжением 12 Вольт. Устанавливаются внутрь головных фар.

Работают в повторно-кратковременном режиме S3 по ГОСТ Р 52230 с длительностью цикла 4 минуты и продолжительностью включения до 15% в диапазоне температур окружающей среды от минус 40 °С до +85 °С.

Электроприводы выполнены в общеклиматическом исполнении по ГОСТ 15150.

Ресурс – не менее 20000 циклов коррекции.

Степень защиты от проникания посторонних тел и воды – IP30 по ГОСТ 14254.

- в режиме ожидания – не более 50 мА;

- в режиме перемещения штока – не более 500 мА.

Максимальная механическая нагрузка на шток, прикладываемая вдоль его оси, – 30 Н.

Масса не более 30 г.

Максимальный вылет штока и его ход определяются типом электропривода согласно таблице.

в % от напряжения питания

Электромеханические корректоры фар

Предназначены для корректировки оптической оси луча ближнего света головных фар механических транспортных средств. Состоят из блока управления (1 шт.) и электроприводов (2 шт.). Блок управления устанавливается в кабине автомобиля, электроприводы устанавливаются на головные фары. Корректоры в зависимости от типа применяются в автомобилях с системой электрооборудования напряжением 12 или 24 Вольта.

Работают в повторно-кратковременном режиме S3 по ГОСТ Р 52230 с длительностью цикла от 2-х до 5-ти минут в зависимости от типа корректора и продолжительностью включения до 15%.

Корректоры выполнены в общеклиматическом исполнении по ГОСТ 15150.

Ресурс – не менее 20000 циклов коррекции.

Степень защиты от проникания посторонних тел и воды по ГОСТ 14254:

- для блоков управления – IP 42;

- для электроприводов – IP65.

Максимальная температура окружающей среды:

- для блока управления – +55 °С;

- для электроприводов – +80 °С.

Корректоры работают при снижении температуры окружающей среды до минус 45 °С.

- в режиме ожидания – не более 50 мА;

- в режиме перемещения штоков электроприводов – не более 1 А.

Максимальная механическая нагрузка, прикладываемая на шток электропривода, вдоль его оси:

- по направлению к электроприводу – 80 Н;

- по направлению от электропривода – 50 Н.

- электроприводов – 2х100 г;

- блока управления – 100 г.

Количество положений переключателя блока управления, максимальный вылет штоков электроприводов и их ход определяются типом корректора согласно таблице.

Регулятор освещенности приборов

Блок предназначен для формирования управляющего напряжения и напряжения питания для электроприводов корректора фар, установленных внутри головных фар механических транспортных средств с системой электрооборудования напряжением 12 Вольт.

Устанавливается в кабине автомобиля.

Работает в продолжительном режиме S1 по ГОСТ Р 52230.

Эксплуатируется в районах с умеренным и тропическим климатом при температуре окружающей среды от минус 40 °С до +65 °С.

Ресурс – не менее 20000 циклов управления.

Степень защиты от проникания посторонних тел и воды – IP42 по ГОСТ 14254.

Масса не более 70 г.

Потребляемый ток не более 150 мА.

Ток, отдаваемый в нагрузку, – до 0,5 А.

Максимальный ток, отдаваемый в нагрузку в течение 1 минуты, – до 1 А.

Обеспечивает защиту электроприводов от кондуктивных помех по цепям питания и управления.

Степень жесткости III, функциональное состояние В по ГОСТ 28751.

Управляющее напряжение, вырабатываемое блоком, в % от его выходного напряжения приведено в таблице.

в % от выходного напряжения

На форумах E1.ru нашел статью о переделке гидрокорректора фар в механический. Назвал его "супер-механическим" :) Обработал материал и поместил его на одну страничку. Прочитать

Промежуточный отчет об эксплуатации

В прошлом, 2008 году, приказал долго жить блок управления. Ремонтировать его не хотелось - заменил его на новый. Что сказать, последние 2 года практически не езжу с ближним светом фар - только с противотуманками. Почему? Да сам не знаю. Ближний свет включал только один раз, в прошлом году, когда ездил в Самару. Да и только потому, что ехал ночью в дождь. В прошлом же году переложил проводку в моторном отсеке и упаковал ее в гофру. При этом выяснил, что провода к правому ЭМКФ оказались немного короче. Пришлось изготовить новый, более длинный, жгут.

Источники: http://realzubilo.narod.ru/emkf.html

3 ≫

Корректная светотеневая граница при движении в темное время суток обеспечивает не только собственную безопасность, но и комфорт для водителей встречного транспорта. Рассмотрим, как работает корректор фар, устройство и принцип работы различных систем автоматической регулировки угла наклона фар.

Корректор предназначен для регулировки уровня светотеневой границы в режиме ближнего света фар. Для дальнего режима свечения данная опция не столь важна, поскольку только ближний свет фар имеет четкую светотеневую границу (условная граница светового потока, резко переходящая в практически неосвещаемую область). Граница ближнего света фар должна хорошо освещать дорогу, но при этом не слепить водителей встречных автомобилей.

Уровень светотеневой границы зависит от формы и угла наклона светоотражателя по вертикали. Именно последний параметр нуждается в постоянной регулировке, так как угол наклона фар зависит от степени загруженности и распределения груза в автомобиле. Чем больше загружена кормовая часть, тем больше будет задран перед автомобиля. Соответственно, даже правильно отрегулированные фары теперь будут слепить водителей встречных машин.

Согласно требованиям к выпускаемым в Европе авто, корректором фар должны штатно комплектоваться все машины, допущенные к эксплуатации после 1999 г. Подобные системы не устанавливаются на авто с активной подвеской.

Системы принудительного действия

Управление корректором фар осуществляется сменой положения переключателя на приборной панели. Основные виды приводов, использующихся в конструкции ручных корректоров:

  • механический. Конструкцию лишь с натяжкой можно назвать корректором фар, так как устройство представляет собой регулировочный винт, вмонтированный в корпус фары. Вкручивание либо выкручивание последнего приводит к изменению вертикального угла наклона отражателя;
  • гидромеханический;
  • электромеханический;
  • пневматический. Ввиду своей сложности пневматический корректор фар получил небольшое распространение. Система может иметь ручную либо автоматическую регулировку. В первом случае пневматическими исполнительными механизмами управляет водитель посредство n-позиционного переключателя на приборной панели (чаще всего используется в паре с галогенным освещением). В работе автоматизированной системы принимают участие датчики положения кузова, блок управления, исполнительные механизмы (используется в паре с ксеноновыми лампами). Положение рефлектора регулируется изменением давление воздуха в соответствующих магистралях.

Гидрокорректор

Отечественным автолюбителям подобная система хорошо знакома, так как ручные корректоры фар такого типа устанавливалась на ВАЗ 2107, 2109, 2110, 2114, «Нива», «Гранта».

Основные компоненты системы:

  • 6 – ручка регулировки светового пучка;
  • 1 – главный регулировочный механизм;
  • 2 – рабочие цилиндры со штоком, воздействующим на отражатель фар.

Принцип работы основывается на регулировке положения штока корректора посредством перемещения специальной жидкости по магистралям. Переключатель механически соединен с поршнем главного гидроцилиндра. При воздействии на ручку регулятора для поднятия отражателей в системе возрастает давление жидкости, что приводит в движение рабочие цилиндры, выдвигая тем самым шток. Поскольку система полностью герметична, обратное движение ручки приводит к противоположному эффекту.

Архаичная система считается крайне ненадежной. Со временем в местах соединения трубок и манжетах теряется герметичность, что приводит к подсасыванию в систему воздуха и потере рабочей жидкости.

Электромеханический корректор

Система регулировки положения отражателя фар с электроприводом получила наибольшее распространение. Электропривод позволяет реализовать как принудительное изменение высоты границы пучка света, так и автоматическую регулировку в зависимости от реальных условий движения.

Устройство системы принудительного действия:

  • переключатель на приборной панели;
  • мотор-редукторы;
  • блок управления;
  • провода питания.

Переключатель обычно устанавливается слева от рулевой колонки и имеет 3-4 фиксируемых положений для изменения угла наклона отражателя фар. Сервопривод, он же мотор-редуктор, он же непосредственно и корректор фар, является исполнительным механизм, перемещение штока которого поднимает либо опускает отражатель, упираясь в его нижнюю часть (сверху отражатель закреплен на шарнирах).

Принцип работы

Принципиально устройство сервопривода напоминает мотор-редуктор, использующийся в конструкции центрального замка. Устройство:

  • небольшой двигатель постоянного тока с возбуждением от магнитов;
  • червячный редуктор, использующийся для превращения вращательного движения вала электромотора в возвратно-поступательно перемещение штока;
  • схема управления;
  • датчик фактического положения штока резистивного типа.

ЭБУ регулирует положение штока подачей управляющего напряжения на сервопривод. Логику управления корректорам фар с электромеханическим приводом рассмотрим на примере БУК 02-01, использующего на многих отечественных авто. Одним из основных компонентов управляющей платы является мостовая схема управления мотор-редуктором, в основе которой двухканальный операционный усилитель. Одно плечо мостовой схемы соединено с датчиком фактического положения штока, а второе – с входным выводом платы управления. Воздействие на электропривод корректора осуществляется изменением управляющего воздействия на входе платы. При появлении ошибки рассогласования моста управляющая система будет подавать напряжение на сервопривод до того момента, пока напряжение на выводах датчика положения не сравняется с управляющим. В электронном блоке управления обязательно предусмотрена защита от перенапряжения бортовой сети автомобиля. Когда переключатель электромеханического корректора фар не изменяет своего положения, электродвигатель находится в выключенном состоянии.

Характерные неисправности

  • Обрыв цепи, появление окислов в местах разъемов.
  • Износ деталей электродвигателя.
  • Перегорание элементов интегральных схем.

Автоматизированный корректор положения отражателя фар не требует участия водителя для регулировки светотеневой границы. Система, использующаяся с галогенными лампами, ориентируется лишь на положение кузова, поэтому ее еще называют статической.

На автомобилях с ксеноновыми источниками света используется усовершенствованный адаптивный корректор, который поддерживает пучок света в заданном положении, ориентируясь на изменение положения кузова при ускорении, замедлении, изменении направления и движении по ухабистым участкам дороги. Определено это тем, что прямой свет ксеноновых фар намного агрессивней воздействует на глаза человека.

Устройство системы:

  • датчики дорожного просвета автомобиля;
  • блок управления;
  • сервоприводы (обычные электромеханические мотор-редукторы).

Датчик из комплекта для установки ксенона своими руками.

Основой принципа работы является постоянное считывание дорожного просвета автомобиля. Для этого используются бесконтактные датчики, построенные на основе эффекта Холла. Обычно устанавливается несколько датчиков на несущих кузовных элементах в передней и кормовой частях. В корпусе измерителя находится статор (подвижный элемент) со встроенными магнитами и ротор (неподвижный элемент), являющийся датчиком Холла. Статор соединен тягой с деталью подвески, поэтому всяческое изменение положения детали относительно кузова передается датчиком в блок управления. ЭБУ обрабатывает полученную информацию и управляет работой мотор-редукторов. Несмотря на очевидное удобство, зачастую автоматический корректор доукомплектовывается системой с возможностью ручной регулировки.

В конструкции может использоваться всего один датчик положения кузова ультразвукового типа. Чаще всего такое решение предлагается в качестве альтернативы штатным системам при установке ксеноновых ламп своими руками.

Источники: http://autolirika.ru/teoriya/korrektor-far.html


Back to top