Дорожно-транспортное происшествие (ДТП)

1 ≫

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ "Логос"
  • Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

ДТП. Определение понятия

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Тождественное определение понятия "дорожно-транспортное происшествие" содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Понятие ДТП раскрывается и в правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", утвержденных руководителем Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года.

В приложении 3 к указанному документу дается аналогичное определение понятия ДТП:

"дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения".

Виды ДТП

В п. 3 приложения 3 к упомянутым правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, также раскрываются виды ДТП.

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включает также «иной вид ДТП». Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью «Бесконтактное ДТП. Судебная практика»

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли "пострадавший" автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что "из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие" (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, "дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под термином "дорога" понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия - страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования».

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? Определение понятия "ограниченная видимость" и "дорожные условия, сопутствующие ДТП"

П.п. 4-7 приложения 3 к правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998:

"4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость - расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, - фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)".

Александр Отрохов, Правовой центр "Логос" (г. Омск), 15.04.2015г.

Источники: http://logos-pravo.ru/articles/dorozhno-transportnoe-proisshestvie-dtp-ponyatie-i-vidy

2 ≫

Дорожно-транспортным называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств 1 и повлекшее за собой гибель нли телесное повреждение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Дорожно-транспортные происшествия по видам подразделяются на:

  • столкновения транспортных средств между собой или с подвижным составом железных дорог;
  • опрокидывания, когда транспортное средство теряет устойчивость и опрокидывается;
  • наезды на препятствия — происшествия, при которых транспортные средства наезжают или ударяются о неподвижные предметы (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. п.);
  • наезды на пешеходов, в том числе и случаи, когда человек сам натолкнулся на движущееся транспортное средство, получив травму;
  • наезды на велосипедистов;
  • наезды на стоящие транспортные средства, когда транспортное средство наезжает пли ударяется о стоящее транспортное средство;
  • наезды на гужевой транспорт;
  • наезды на животных;
  • падения пассажиров — происшествия, при которых любой человек, кроме водителя, находящийся в транспортном средстве или на нем, упал с движущегося транспортного средства;
  • прочие происшествия, например падение перевозимого груза на людей.

К дорожно-транспортным происшествиям не относятся:

  • происшествия с тракторами и другими самоходными механизмами во время выполнения ими основных производственных операций (пахота, рытье траншей и т. п.) вследствие нарушения правил эксплуатации и техники безопасности;
  • пожары на движущихся транспортных средствах, не связанные с их технической неисправностью.

Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть разбиты на следующие основные группы:

  • нарушение правил движения водителями;
  • недостаточная квалификация водителей;
  • техническая неисправность транспортных средств, а также неправильное размещение и крепление груза;
  • недисциплинированность и нарушение правил движения другими участниками движения (пешеходы, велосипедисты и т. д.);
  • неудовлетворительные дорожные условия и недостатки в организации движения.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий следует считать неправильные действия водителей и нарушение ими и пешеходами правил дорожного движения.

Дорожно-транспортные происшествия в результате нарушения водителями правил движения можно классифицировать по признакам их возникновения:

  • превышение скорости движения в опасных условиях;
  • нарушение правил обгона;
  • нарушение правил проезда перекрестков;
  • нарушение правил пользования осветительными приборами;
  • нарушение правил перевозки людей в кузовах грузовых автомобилей;
  • нарушение правил проезда железнодорожных переездов;
  • нарушение привил посадки и высадки пассажиров на автобусах;
  • перегрузка автомобилей.

Особенно опасным и недопустимым нарушением транспортной дисциплины и правил движения водителями является управление автомобилем в нетрезвом состоянии, когда у водителя ослабляется внимание, резко снижается восприятие обстановки и замедляется реакция, когда он не может правильно ориентироваться и координировать движения, когда у него притупляется чувство ответственности.

Исследования показали, что реакция при торможении на сигнал светофора у водителя, выпившего 100 г водки, увеличивается в течение первого часа па 10%, а в течение второго часа на 15%, причем ошибочных действий соответственно больше на 28,3 и 50%.

Значительная часть дорожно-транспортных происшествий происходит по вине молодых водителей (18—25 лет). Это объясняется тем, что в основе безопасного управления автомобилем лежит не только степень овладения определенными знаниями и практическими навыками, но и устойчивость этих навыков при аварийных ситуациях.

Установлено, что около 60% дорожно-транспортных происшествий приходится на города и рабочие поселки и 40% на автомобильные дороги. Наибольшую опасность создают участки дорог, требующие резкого снижения скорости движения автомобилей.

На перекрестках в городах совершается 25—30% происшествий и 60% столкновений транспортных средств. Столкновения автомобилей на нерегулируемых перекрестках свидетельствуют о несоблюдении водителями преимущественного права проезда перекрестков, о недостаточном умении водителей выбирать скорость проезда через перекресток в соответствии с условиями видимости и незнании ими того, какое время необходимо для ориентировки водителя на перекрестке.

Примерно половина всех происшествий на пересечениях дорог происходит в темное время суток. Из общего количества дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах 11 —19% приходится на участки с закруглениями (недостаточная величина радиуса кривой, плохая видимость, отсутствие виража).

На подъемах и спусках происходит 7% дорожно-транспортных происшествий на дорогах в равнинной местности, 18% —в пересеченной местности и до 25% — в сильно пересеченной местности.

Основной причиной происшествий при движении под уклон является превышение скорости, при движении на подъеме —обгон в верхней части подъема дороги.

В течение года и по времени суток дорожно-транспортные происшествия распределяются неравномерно. Их количество обычно начинает возрастать в мае, достигает максимума в сентябре, спадает в ноябре.

В течение суток наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий приходится на вечерние часы «пик».

После 12 ч пребывания за рулем аварии бывают в 1,5 раза чаще (по сравнению с 8 ч работы) и приводят к тяжелым последствиям.

Около 14% дорожно-транспортных происшествий связано с техническими неисправностями узлов и механизмов автомобиля, влияющих на безопасность движения.

Половина их связана с неисправностью ножного тормоза. Остальные относятся к неисправностям рулевого управления (около 14%), фар (около 10%), стоп-сигнала, габаритных фонарей и указателей поворотов (5,6%), шин (около 4%) и т. д.

1 К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, трамвай, троллейбусы, тракторы, другие самоходные механизмы.

Источники: http://www.avtokeb.ru/prichini.html

3 ≫

На основе комплексного анализа существующих исследований даётся понятие дорожно-транспортного происшествия, приводится классификация видов дорожно-транспортных происшествий по различным основаниям, приводятся статистические данные о динамике дорожно-транспортных происшествий в РФ за 2011-2015 годы.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, виды дорожно- транспортных происшествий, элемент криминалистической характеристики преступления.

Актуальность темы обусловлена тем, что транспортное средство является одним из видов техногенных источников повышенной опасности. Резкий скачок автомобилизации и совершенствование механических транспортных средств привели не только к существенному улучшению жизнедеятельности общества, но и к негативному социальному явлению — дорожно-транспортной аварийности.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это событие, связанное с рассогласованием целесообразного и безопасного порядка дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, содержащее признаки преступления или выражающееся в факте обнаружения общественно опасного вреда и следов, которые воспринимаются как последствия транспортного преступления.

Данная тема актуальна также в связи с тем, что произошли существенные изменения в уголовном законодательстве, а также изменения в социально- экономической обстановке страны, которые требуют дальнейшего совершенствования отдельных элементов методики расследования преступлений, связанных с ДТП, разработки новых научно-тактических рекомендаций по проведению следственных действий по делам о ДТП. Классификация ДТП характеризует способ совершения правонарушения, который является элементом криминалистической характеристики данного вида преступлений.

Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств представляют собой наиболее распространённые неосторожные преступные деяния, в результате которых причиняются вред здоровью и смерть людям. В настоящее время в связи с увеличением транспортных потоков увеличивается как количество дорожно-транспортных происшествий, так и их сложность, и это несмотря на то, что государством проводится комплекс мероприятий, направленных на их снижение.

В настоящее время реализуется второй этап Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения (2013-2020 годы) [1].

Статистические данные свидетельствуют о значительном числе связанных с ДТП преступлений. По данным ГИБДД МВД России, в период времени с 2011 г. по 2014 г. число ДТП увеличилось на 3 439 единиц; количество раненых за тот же период увеличилось на 5 234 человека; количество погибших — на 214 человек, в 2015 г. их было зарегистрировано 28 305 (ст. 264, 266, 267, 268 УК РФ) [11]. Значительная часть лиц, управляющих транспортными средствами и совершивших нарушения, признаются виновными, более 100 тысяч из них приговариваются судами к различным мерам наказания.

Данной проблематикой занимались В.А. Городокин, С.А. Евтюков, Е.В. Ефимова, Б.Д. Завидов, Е.А. Зубенко, Н.И. Исаев, В.Д. Корма, А.А. Шапкин, М.Ю. Тихомиров и др.

Рассмотрим классификации ДТП, представленные рядом авторов, в зависимости от оснований.

ДТП классифицируют по тяжести последствий, характеру (механизму), месту возникновения.

Наибольшей тяжестью последствий характеризуются наезды на пешеходов и столкновения, опрокидывания транспортных средств. Например, В.Д. Корма [8] по данному основанию представил следующую классификацию:

— столкновение движущихся автотранспортных средств между собой или с подвижным составом железных дорог;

— опрокидывание движущегося автотранспортного средства;

— наезд движущегося автотранспортного средства на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

— наезд движущегося транспортного средства на неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);

— наезд на пешехода или велосипедиста;

— падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.;

— падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

В.А. Городокин [2] считает, что в число наиболее распространённых видов ДТП входят:

— наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное;

— столкновение транспортных средств между собой;

— опрокидывание транспортных средств;

— наезд транспортного средства на препятствие, а также случай выпадения пассажиров из транспортного средства.

В зависимости от последствий он различает преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.

А.А. Шапкин считает видами ДТП:

— наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных;

— столкновение транспортных средств;

— опрокидывание транспортного средства;

— наезд транспортного средства на препятствие;

По причинам возникновения он подразделяет ДТП на происшествия:

— возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очерёдности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.;

— возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия, например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги; внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение, например, пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.; выход на проезжую часть в запрещённом месте, из неосвещённой зоны дороги в освещённую, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.;

— произошедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, например, нарушение правил технического обслуживания и выпуск на линию неисправного транспорта, а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения [10].

Что касается классификаций причин дорожно-транспортных происшествий, основания для классификаций авторы используют разные, но чаще всего по степени возникшей вины.

Кроме того, по причинам возникновения некоторые авторы подразделяют

— на происшествия, возникшие по вине людей, например, водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог и др.;

— происшествия, которые обусловлены непреодолимой силой природы (например, наводнение, обвал, землетрясения и т.п.), а также случайным стечением обстоятельств [4, 6].

В большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.

Основными причинами совершения ДТП по вине водителей остаются превышение установленной скорости, управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения и нарушение правил маневрирования; среди виновников- пешеходов наиболее частой причиной является переход перед близко идущим транспортом и переход проезжей части в неустановленном месте.

На основании анализа классификации видов ДТП приходим к выводу:

— в зависимости от тяжести последствий различаются преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте;

— в качестве основания для классификации причин возникновения ДТП чаще всего используется степень возникшей вины;

— способом совершения данного вида правонарушений чаще всего указываются: столкновение транспортных средств, опрокидывание транспортного средства, наезд транспортного средства на препятствие.

1. Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2012 г. №1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 45. — Ст. 1576.

2. Городокин В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий, осмотр места ДТП, схема места ДТП / сост.: В.А. Городокин, А.Е. Вязовский. — Челябинск: ЮУРГУ, 2010. — С. 65-87.

3. Евтюков С.А. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий / С.А. Евтюков, Я.В. Васильев; Под ред. С.А. Евтюкова. — СПб., 2014. — 544 с.

4. Ефимова Е.В. О некоторых проблемах, возникающих при расследовании дорожно-транспортных происшествий / Е.В. Ефимова, Ю.Ш. Никонова // Российский юридический журнал. — 2015. — № 3. — С. 21-32.

5. Завидов Б.Д. Расследование дорожно-транспортных происшествий (общие и частные положения, специфика и новации). — М., 2012. — 464 с.

6. Зубенко E.A. Особенности организации и проведения розыскных мероприятий первоначального этапа расследования дорожно-транспортных преступлений, сопряжённых с оставлением потерпевших в опасности / E.A. Зубенко, С.А. Лаптев // Транспортное право. — 2014. — № 4. — С. 15-19.

7. Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: научно-практическое пособие. — М.: Юриспруденция, 2011. — 192 с.

8. Корма В.Д. Транспортное средство как объект криминалистического исследования / Под ред. Е.П. Ищенко. — М., 2006. — С. 34-45.

9. Тихомиров М.Ю. Дорожно-транспортные происшествия: нормативные акты, материалы судебной практики, образцы документов / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2004. — 352 с.

10. Шапкин А.А. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — № 5. — С. 2-34.

11. Официальный сайт ГИБДД МВД России [электронный ресурс]. — URL: http://www.gibdd.ru/news/672. (дата обращения 20.09.2016 г.).

УДК 340.6 (343.132)

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(16). 2016

Источники: http://zakoniros.ru/?p=23943


Back to top