1 ≫
-
В 1970-х годах прошлого века специалисты компании Gates Rubber разработали особую технологию производства свинцово-кислотных аккумулирующих устройств. Она получила название AGM. Сейчас такие аккумуляторы набирают популярность среди владельцев разнообразных транспортных средств.
1 Устройства AGM – жидкий электролит не нужен
AGM аккумулятор (Absorbent Glass Mat) относится к изделиям VRLA-класса. От привычных для нас свинцовых устройств он отличается тем, что его заполняют не жидким, а абсорбированным специальным электролитом. Это придает батареям, изготовленным по технологии AGM, особые эксплуатационные свойства. Такие аккумуляторы (АКБ) причисляют к группе необслуживаемых. Они располагают герметичным корпусом и встроенными клапанами-предохранителями, предназначенными для удаления образующегося при использовании устройства избыточного газа.
Внутри АГМ батарей имеются пластины (отрицательные и положительные). Между ними смонтированы прокладки-изоляторы. Их изготавливают из высокопористого бумажного либо сверхтонкого стекловолоконного материала. Подобные волокна впервые начали активно применяться в середине 1980-х в США. Тогда их использовали для создания источников энергии (автономных) для транспортной и аварийной сигнализации, систем телекоммуникации.
Электролит в описываемых батареях концентрируется в пористых пластинах и в сепараторе (так принято называть стекловолоконные прокладки). Объем активного вещества строго дозируется. Электролитом заполняют все имеющиеся мелкие поры, оставляя свободными крупные. Последние необходимы для того, чтобы выделяющиеся при работе аккумулятора газы могли циркулировать внутри устройства. Этот процесс контролируется специальной рекомбинационной системой. Она не позволяет выделяющимся кислороду и водороду уходить из батареи до того момента, пока они не преобразуются в воду. Пластины и прокладки в корпусе устройства прижимаются друг к другу максимально плотно. Это обязательное условие технологии выпуска АГМ приспособлений.
Вместо пластин некоторые производители используют спирали. Такие элементы характеризуются более обширной площадью контакта (поверхностного) по сравнению с пластинками. За счет этого они способны быстрее заряжаться и при необходимости выдавать ток большей мощности. При этом спирали имеют малое отношение размеров и емкости (электрической). Это плохо. Так как их удельная электроемкость снижается. В России и странах Европы более популярными являются батареи для автомобиля с пластинами. А вот в США водители отдают предпочтение устройствам AGM со спиральными элементами.
2 Достоинства аккумуляторов – опишем все плюсы
Устройства Absorbent Glass Mat по сравнению с классическими батареями способны без серьезных затруднений справляться с высокими электронагрузками. Это имеет огромное значение. Свинцовые аккумуляторы с жидким электролитом имеют относительно малый срок службы именно из-за невозможности противостоять серьезным нагрузкам от современной электроники – автохолодильников, видеорегистраторов с антирадаром, бортовых компьютеров, навигаторов. Кроме того, AGM приспособления допускается разряжать до 30–40 %, не беспокоясь, что это приведет к ощутимому уменьшению времени их эксплуатации. Любой автомобилист знает – если разрядить свинцовую батарею наполовину, ее емкость неизбежно снизится (по отношению к заводским характеристикам) на 15–20 %.
У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда!
Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера.
Следующий плюс АГМ устройств – повышенная стойкость к ударным воздействиям и вибрации. Достигается это за счет плотного прижатия прокладок и пластин. По сути, никакое бездорожье не сможет повредить АКБ, произведенные по AGM технологии, либо уменьшить срок их эксплуатации. Устойчивость к вибрациям и ударам особенно важна для грузовых автомобилей, внедорожников, а также для строительной автотехники.
Малое внутреннее электросопротивление описываемых аккумуляторов обеспечивает их быструю зарядку и эффективный холодный запуск мотора. Причем при указанных процессах АКБ выделяет минимум тепла (не более 4 %, в обычных батареях эта величина равняется примерно 20 %). Для зарядки AGM требуется в четыре раза меньше времени, чем для наполнения энергией классических устройств. Но скорость – не самое главное достоинство. Важно то, что двигатель автомобиля при такой операции станет потреблять намного меньше топлива, так как зарядка аккумуляторов рассматриваемого типа не напрягает генератор транспортного средства.
АГМ батареи имеют герметичный корпус. Они не нуждаются в обслуживании. Водителям не приходится регулярно открывать баки АКБ, доливать в них дистиллированную жидкость, постоянно контролировать уровень воды. Благодаря этому описываемые аккумуляторы достаточно быстро окупаются. Их стоимость объективно высока. Но снижение расходов на обслуживание батарей делает AGM устройства по-настоящему выгодными в применении.
Аккумуляторы Absorbent Glass Mat без проблем функционируют при температурах от +70 до -40 °С. Воды (в свободном виде) в них нет. Поэтому в изделиях просто-напросто нечему закипать при экстремальной жаре и замерзать при холодах.
Саморазряд батарей AGM минимальный, за месяц – не более 3 %, на практике и того меньше. Эксперты утверждают, что подобные аккумуляторы можно использовать без дополнительной подзарядки, даже если они целый год пролежали в гараже. Кстати, их разрешается эксплуатировать в положении лежа на боку или в любом другом. Утечка активного вещества исключена в принципе. Смело переворачивайте AGM батареи! И последний важный плюс аккумуляторов – возможность их применения почти на всех современных авто.
3 Недостатки батарей АГМ – идеал пока недостижим
Не стоит думать, что AGM батареи имеют в эксплуатации одни лишь плюсы, минусы у устройств также есть. Приведем их ключевые недостатки:
- заряжать аккумуляторы нужно при помощи специального приспособления;
- большая масса (как и у классических АКБ);
- высокая восприимчивость чрезмерного напряжения заряда;
- небольшое число циклов разряда и заряда (максимум – 4000, недорогие батареи выдерживают не более 1000–1500 циклов);
- нельзя допускать разрядки менее 1,8 В (в этом плане АГМ ничем не отличаются от обычных батарей);
- высокая стоимость (устройства AGM дешевле классических, но дороже АКБ, выпускаемых по GEL технологии).
Также отметим токсичность батарей. В них используется свинец и кислота. Эти соединения трудно назвать безвредными как для здоровья человека, так и для окружающей среды.
4 Зарядка приспособлений с электролитом – какой режим использовать?
Для восстановления AGM следует использовать специальное зарядное устройство. Идеально, если оно оснащено интеллектуальной управляющей системой, способной автоматически контролировать процесс зарядки аккумулятора в оптимальном (щадящем) режиме. Таких устройств сейчас выпускается не так уж и много. Но выбор есть. Многие специалисты советуют приобретать зарядные системы HY 1500 Expert от Hyundai, не обращая внимания на их немалую цену.
Если тратиться на интеллектуальные приспособления нет желания либо финансовой возможности, покупайте зарядки с индикацией по току и напряжению. Эти характеристики при зарядке АКБ нужно отслеживать очень тщательно, иначе есть вероятность активного газообразования и выхода батареи из строя. Зарядку AGM рекомендуется выполнять по одному из двух вариантов:
- режим основного заряда плюс хранения;
- основная зарядка плюс накопление плюс хранение.
Под основным понимают заряд, достаточный для восстановления емкости батареи до 80 %. Накопление – это операция, при которой АГМ устройство стабилизирует свои эксплуатационные параметры при напряжении 12 В. Хранение представляет собой цикл, при котором сила тока, потребляемая аккумулятором от зарядного приспособления, находится на минимальной отметке.
Первый режим предполагает зарядку при силе тока не более 30 % от электроемкости АКБ (напряжение – 14,2–14,8 В), а затем хранение при аналогичном токе, но с напряжением до 13,8 В (минимум – 13,2). Вторая схема сложнее, но и надежнее. Все должно происходить следующим образом:
- даем основной заряд от спец. устройства постоянным током и напряжением (значения указаны выше);
- при полном разряде используем режим накопления: ампераж от электроемкости АКБ – около 10 %, напряжение – стандартное;
- хранение (автомобиль стоит долгое время в гараже): сила тока – 5–10 % от емкости аккумулятора, вольтаж – 13,2–13,8.
Выбирайте подходящий для себя режим и заряжайте AGM батарею с соблюдением приведенных нами параметров.
Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?
Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить, потому что вам уже знакомо что:
- СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
- Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
- В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти
И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ELM327 , который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите.
Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.
Источники: http://tuningkod.ru/obsluzhivanie-avto/akkumulyator/agm-akkumulyator.html
2 ≫
-
Пока автомобиль не заведён, аккумулятор является в нём самой важной составляющей. Это автономный источник энергии, который приводит в движение все остальные узлы автомобиля. От его состояния и характеристик зависит «холодный» старт силовой установки авто и состояние энергетической сети. Так, что от выбора аккумулятора зависит дальнейшая эксплуатация машины. Самым распространённым видом АКБ являются свинцово-кислотные батареи, но постепенно в жизнь автолюбителей входят и гелевые аккумуляторы. Чем они отличаются от обычных, в чём их плюсы и минусы, а также особенности эксплуатации мы разберём в этом материале.
В результате внедрения новых технологий в области химии электрической энергии были созданы гелевые аккумуляторы. Произошло это не вчера, а ещё во времена начала освоения космического пространства. Для использования в условиях невесомости стандартные кислотные аккумуляторы не подходят. Это и привело к созданию долговечных гелевых аккумуляторов.
По своему принципу действия эти АКБ ничем не отличаются от свинцово-кислотных, но вместо кислоты в них залит гель. Он получается в результате добавления в серную кислоту силиконового вещества. Этот компонент создан на базе двуокиси кремния.
Конструкция свинцовых электродов гелевых АКБ может быть плоской и спиральной.
Изображение основных составляющих гелевого аккумулятора
Выше представлен аккумулятор с плоскими электродами. Также есть модели со свинцовыми электродами, которые свёрнуты в рулон. Полученные цилиндрические блоки объединяются в аккумуляторную батарею. Ниже представлен пример подобной конструкции.
Схематического изображение гелевого аккумулятора с электродами, свернутыми в рулон
В качестве материала корпуса для гелевых АКБ используется пластик повышенной прочности.
Есть две технологии производства таких батарей: GEL и AGM. Они будут рассмотрены ниже. Кроме того, каждый производитель старается усовершенствовать конструкцию и повысить эксплуатационные характеристики аккумуляторов. Но в целом автомобильные гелевые АКБ содержат одни и те же конструкционные элементы. Они представлены ниже:
- Электролит из серной кислоты в гелеобразном состоянии;
- Свинцовые решётки;
- Ударопрочный корпус;
- Сепаратор, обеспечивающий внутреннюю рекомбинацию газа;
- Полюсный вывод;
- Панцирный тип электродов со знаком «+»;
- Намазной тип электродов со знаком «–» .
Существуют некоторые модификации и разновидности этой конструкции. Благодаря им производители меняют некоторые характеристики АКБ. Это может быть рабочий диапазон температур, ресурс батареи, число циклов разряда – заряда и т. п.
В процессе производства гелевых аккумуляторов в них закачивают электролит в виде геля, он усаживается и образуются поры. Сам процесс функционирования гелевого АКБ основан на рекомбинации. На плюсовых пластинах заряженной батареи аккумулируется кислород. Через поры в гелеобразном электролите он проходит на минусовые электроды. В дальнейшем из электронов образуются ионы, взаимодействующие с частицами Н+. В результате протекающей реакции образуется вода. Таким образом, процесс замкнут сам на себя. Аккумулятор имеет специальные клапаны, открывающиеся в случае возникновения избыточного давления внутри.
Обслуживания гелевые АКБ не требуют. При штатной эксплуатации воду доливать не требуется. Но в ряде случаев, например, при восстановлении батареи, это может потребоваться. Сейчас уже не редкость обслуживаемые модели с доступом к банкам. Пример можно видеть на фото ниже.
На фото изображен обслуживаемый гелевый аккумулятор
Особенности технологии Absorptive Glass Mat (сокр. AGM)
Из названия данной технологии можно понять её смысл. Конструкция таких аккумуляторов подразумевает наличие между электродами сепаратора, который пропитан кислотным электролитом. В роли сепаратора выступает стекловолокно. В его структуре имеются поры, которые необходимы для рекомбинации газов при химической реакции.
К преимуществам данной конструкции относят длительный срок эксплуатации, прочность, устойчивость к вибрации, безопасность (нет риска протекания электролита). В случае с электродами рулонного типа можно ещё отметить большую ёмкость батарей.
Особенности технологии GEL
Эти АКБ являются более совершенными и здесь в роли электролита выступает гель. Консистенция этого гелеобразного электролита исключает протекание, даже при повреждении корпуса аккумулятора. Этот электролит не подвержен испарению и плотно облегает свинцовые пластины. Благодаря этому возрастает выработка энергии. Стоит отметить, что пластины в таких аккумуляторах окисляются очень мало. Это способствует увеличению срока эксплуатации гелевых аккумуляторов.
Плюсы гелевых АКБ
- Длительный срок эксплуатации (до десяти лет). Батареи этого типа выдерживают большое число циклов разряда – заряда (до 600 раз);
- Комплектующие высокого качества. Благодаря этому аккумулятор имеет высокую надёжность прочность;
- Высокий КПД и малое внутреннее сопротивление батареи;
- Можно устанавливать на вертикальные и наклонные поверхности;
- Широкий диапазон рабочих температур (от + 40 до – 40 градусов Цельсия);
- Не требуют обслуживания (дозаправки электролитом);
- Безопасны для человека и ОС (нет вытекания электролита даже при повреждении корпуса).
Минусы гелевых АКБ
- Высокая стоимость по сравнению с обычными кислотными аккумуляторами;
- Критичны высокие токи заряда. При перезарядке батарея может выйти из строя. Требовательны к зарядному устройству;
- Не переносят очень низкие температуры;
- Крайне желательна адаптированная бортовая электрическая система автомобиля (стабильные характеристики без скачков).
При обслуживании не требуется выполнять каких-то особенных манипуляций. Гелевый аккумулятор достаточно периодически заряжать, а дозаправки электролитом он не требует. Он не испаряется и работает по замкнутому циклу внутри батареи. Но гелевым, как и обычным АКБ, требуется периодическая подзарядка. К процессу зарядки эти аккумуляторы очень требовательны. То же самое ёмкости и о характеристиках бортовой системы авто.
При обслуживании следует помнить, что напряжение в сети автомобиля не должно резко меняться. Особенно критичны для гелевой батареи высокие значения напряжений. Величина напряжения не должна превышать 14,2–14,4 вольта.
Если такое происходит, то в бортовой системе должен включаться режим стабилизации напряжения. Для обычной кислотной АКБ такие значения не критичны, а для гелевой недопустимы. При высоком напряжении возрастает интенсивность образования газов, гель отслаивается от пластин и аккумулятор выходит из строя.
Экстремально низкие температуры при эксплуатации недопустимы. Если гель начинает застывать, то резко снижаются характеристики аккумулятора. В частности, пусковой ток. Помните, что для зарядки гелевой батареи требуется специальное устройство, а ток не должен превышать 0,1 от номинальной ёмкости АКБ.
Как видите, гелевые аккумуляторы имеют много плюсов и перспективы использования в различных отраслях. Они сделаны с использованием передовых технологий и качественных материалов. Широкое распространение они получили при организации систем, где требуется бесперебойное электрическое питание. Часто такие АКБ используются в мотоциклетной технике, в частности, в скутерах. В легковых автомобилях они используются значительно реже, но и здесь они показали себя с положительной стороны.
Естественно, есть и минусы. Основные проблемы возникают из-за того, что гелевые аккумуляторы требовательные к параметрам электрической сети, в которую они включены. Для них губителен высокий ток и напряжение, а также скачкообразное изменение данных параметров. Стоит отметить и высокую стоимость этих батарей. Все это пока сдерживает широкое распространение гелевых АКБ. Советуем также прочитать материал о том, как восстановить гелевый аккумулятор.
Если у вас есть чем дополнить статью, или вы хотите рассказать о личном опыте использования гелевых аккумуляторов, то можно сделать это в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте материал!
Вторым недостатком является чувствительность гелевого электролита к низким температурам. При значительном снижении температуры электролит еще больше застывает, что приводит к снижению его показателей в два и более раз. Так что при сильных морозах этот АКБ может силовую установку авто и не запустить.
Кто-нибудь в реальности эксплутировал и GEL и AGM на скутере? Есть ли какие-то существенные отличия? Или это просто маркетологи «мозг пудрят»?
Многие аккумуляторы для скутеров делаются по AGM технологии. Для лодок/квадриков и т.д.
Это не новинка, это данность. Пользуйся и не парься.
agm внутри сделаны очень плотно и геметично и поэтому не осыпятся и не вытекут.
Аккумуляторов GEL ты на рынке не встретишь. Они не для мотиков используются а для систем связи и т.д.
Это общая ошибка, что все называют батареи Гелевыми. Это не так. Оптима и варта и многочисленные мото-батарейки — НЕ ГЕЛЕВЫЕ. Они — AGM.
два года отработал , сейчас пробую восстановить , долил воды , заряжаю , сухой был , не знал что у меня обслуживаемый . Скутер китайский , собран в России , 150 кубиков , завожу только стартером, крутит прекрасно, поездки в основном 1,5 — 3 км , завёл -заглушил . Режим для батареи тяжёлый , два раза за два года пришлось заряжать батарею , сегодня перестала крутить , зарядку не принимала , залил воды , пошёл заряд , может восстановится .
Источники: http://akbinfo.ru/gelevye/gelevyj-akkumulator.html
3 ≫
-
- Гелевый аккумулятор: плюсы и минусы
- 1. Что такое гелевый аккумулятор
- 1.1. Особенности технологии AGM
- 1.2. Особенности технологии GEL
- 2. Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
- 3. Особенности зарядки
- 4. Как выбирать гелевый аккумуляторов
Развитие науки никогда не стояло на месте, благодаря чему на смену привычным для нас механизмам пришли модернизированные их аналоги. Достаточно ярким примером подобного совершенствования являются современные автомобили, все узлы которых сильно отличаются от «предков», выпускавшихся десятилетия назад. Вот кто бы мог подумать, что заряжать транспортное средство можно будет от обычной электросети, а ведь сегодня это далеко не самое большое новшество. Также не новинкой являются гелевые автомобильные аккумуляторы, являющиеся неплохой альтернативой кислотным устройствам. Но смогут ли они исправить недостатки своих предшественников? Давайте попробуем это выяснить.
1. Что такое гелевый аккумулятор
Сравнительно недавно на отечественных рынках появился новый тип автомобильного аккумулятора – гелевый. По большому счету, его принцип действия такой же, как и в свинцово-кислотном варианте, а разница лишь в том, что в электролите «новинки» присутствуют химические элементы, обеспечивающие ему гелевое состояние. То есть электролит больше напоминает желе. Сегодня существует два основных вида подобных устройств: гелевые аккумуляторы AGM и GEL.
1.1. Особенности технологии AGM
Аббревиатура AGM расшифровывается как «абсорбирующие стеклянные маты», а по факту – это обычная стеклоткань, которая размещается между положительными и отрицательными пластинами свинца. Именно в этой стеклоткани и находится электролит, пребывающий в «связанном» состоянии. То есть, сам электролит – кислотный, однако помещен в специальный сепаратор из стекловолокна, который и удерживает его от растекания. Именно эта особенность позволяет использовать аккумуляторную батарею в любом положении (даже на боку). Она абсолютно безопасна, ведь исходящие пары полностью удерживаются в порах и используются при дальнейших химических реакциях.
Данный вид гелевых АКБ считается наиболее бюджетным вариантом, а их стандартный срок службы достигает 5 лет. Однако это еще не предел возможностей, так как существуют модели, которые не теряют своих свойств и на протяжении десяти лет. Стандартные изделия могут выдерживать до 200 циклов разряда с глубиной 100%; 50 циклов при глубине 50% и до 800 – с 30%.
Больше всего аккумуляторы с технологией AGM подходят для резервного питания и аналогичных систем, с редкими (циклированными) разрядами. Если соблюдать оптимальный температурный режим эксплуатации (15-25 °C) и не оставлять АКБ в разряженном состоянии, то данная модель, вполне вероятно, проработает обещанный производителем срок.
1.2. Особенности технологии GEL
Аккумуляторные батареи технологии GEL обладают достаточно большим циклическим ресурсом и в отдельных случаях могут выдерживать до 800 заряд-разрядов без потери энергетической энергоемкости.
Вопреки распространенному мнению, обозначение «GEL» расшифровывается не как гелий, а именно как «ГЕЛЬ», так как в качестве сепаратора между пластинами свинца используется силикагель, которым и заполняется все свободное пространство еще на этапе производства. После окончательного застывания это вещество приобретает твердую форму с большим количеством пор, удерживающих электролит.
Благодаря тому, что все пространство между свинцовыми пластинами занято силикагелем, в таких аккумуляторах практически полностью исключается возможность их осыпания, что положительно сказывается на ресурсе АКБ. Более того, подобная конструкция существенно улучшила общие характеристики гелевых аккумуляторных батарей, что, прежде всего, положительно отразилось на числе циклов заряд-разряда и устойчивости к глубоким (100%) разрядам.
Поэтому, пусть даже номинальный срок службы этого вида особо не отличается от ресурса АКБ с технологией AGM (здесь также можно встретить модели с 5-и и 10-и летней гарантией), количество производимых циклов заряд-разряда типичного гелевого аккумулятора будет выше примерно на 50%. Проще говоря, стандартная модель технологии GEL выдерживает до 350 циклов разряда с глубиной 100%, до 550 – при 50% глубины и до 1200 – с глубиной 30%.
Таким образом, решив приобрести более дорогие аккумуляторы технологии GEL, вы сможете сэкономить деньги на обслуживании и ремонте, так как в этом случае уровень стойкости к глубоким разрядам значительно выше. Более того, благодаря особенностям конструкции, данный вид АКБ в меньшей степени подвержен сульфатации (особенно заметно в сравнении с представителями технологии AGM), а значит, без проблем может оставаться полностью разряженным несколько дней.
2. Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
Какой бы аккумулятор ни стоял на вашем автомобиле, он все равно будет иметь не только достоинства, но и недостатки. Так, плюсами гелевого аккумулятора является то, что он:
- обладает высоким пусковым током;
- благодаря состоянию электролита не протекает (даже если корпус вдруг повредится);
- не нуждается в дополнительном обслуживании;
- будет работать в любом положении (даже лежа на боку);
- при исправной электронике может прослужить намного дольше свинцово-кислотных собратьев.
К отрицательным моментам эксплуатации гелевых АКБ стоит отнести:
- низкий уровень устойчивости к перезарядам (необходимо постоянно следить за индикатором);
- плохую устойчивость к низким температурным режимам;
- сравнительно высокую стоимость;
- необходимость присутствия в автомобиле «навороченной» электроники.
Подытоживая все вышесказанное, следует отметить, что гелевая АКБ является неплохим вариантом для систем аварийного электроснабжения, но при использовании на автомобиле могут возникать определенные трудности. Даже принимая во внимание целый список весьма привлекательных преимуществ, данный вид аккумуляторов будет с трудом выдерживать наши климатические условия, а значит, выйдет из строя намного раньше заявленного срока.
Однако, при большом желании, использовать батареи с гелевым электролитом все же можно, главное, чтобы бортовая электрика могла поддерживать специальный режим заряда. Конечно, в случае с отечественными моделями транспортных средств это будет достаточно проблематично (даже с рабочим реле-регулятором напряжение меняется с 13 до 16 В), но если вы являетесь владельцем новенькой иномарки, то такая аккумуляторная батарея идеально удовлетворит энергопотребности вашего автомобиля.
3. Особенности зарядки
На сегодняшний день, несмотря на все свои преимущества, аккумуляторные батареи гелевого типа встречаются достаточно редко. Поэтому многие автомобилисты даже не догадываются, как правильно их обслуживать. В первую очередь следует понимать, что гелевая АКБ нуждается в специальном зарядном устройстве, разработанном специально для таких аккумуляторов. Также следует принимать во внимание и тот факт, что далеко не все сервисные центры занимаются обслуживанием гелевых аккумуляторов, а некоторые из них вообще не имеют представления о правильности проведения этой процедуры.
На самом деле, основным и самым важным правилом при зарядке АКБ гелевого типа является соблюдение максимальной величины подаваемого напряжения, так как при превышении допустимой границы устройство просто выйдет из строя.
В большинстве случаев, в технической документации, прилагающейся ко всем АКБ, их производитель указывает предельно допустимое (пороговое) напряжение (обычно находится в диапазоне 14.3-14.5 В). Естественно, пренебрегать этим требованием нельзя, иначе вы просто выкинете деньги на ветер.
Также следует напомнить, что гелевые аккумуляторные батареи способны долго храниться в полностью разряженном состоянии (даже при минусовых температурах). Однако, когда при зарядке подается высокое напряжение, гелевый электролит начинает выделять газ в больших объемах, настолько больших, что он уже не может адсорбироваться. Для сравнения, в ходе стандартного использования АКБ, газ практически не выделяется, благодаря чему аккумулятор можно спокойно использовать и в закрытом помещении (в салоне транспортного средства или дома).
Какими же параметрами должны обладать зарядные устройства для автомобильных гелевых аккумуляторов? Прежде всего, их характеристики будут зависеть от особенностей самой АКБ. Давайте рассмотрим наиболее типичные классификационные признаки:
• Тип аккумуляторной батареи. Учитывая, что гелевые аккумуляторы имеют свою специфику конструкции, зарядные устройства, использующиеся для подзарядки жидкостно-кислотных АКБ, здесь не помогут. Конечное напряжение заряда у всех видов батарей будет разным, поэтому заряд высокого напряжения, подающийся на гелевый AGM аккумулятор (изначально устройство рассчитано на более низкие значения), наверняка станет причиной вскипания электролита.
• Температурная компенсация зарядного устройства должна полностью соответствовать значению, требуемому для конкретной аккумуляторной батареи (отсутствие термокомпенсации вызовет перезаряд АКБ и сократит срок ее службы).
• Корректное напряжение. В любых ситуациях следует помнить о чувствительности гелевого аккумулятора к резким изменениям напряжения. Поэтому процесс зарядки такого устройства всегда должен проходить только под четко определенным напряжением.
Дешевые и низкокачественные зарядные приборы, которые предлагаются продавцами для зарядки автомобильных АКБ, нередко отличаются некорректным напряжением заряда или некорректным напряжением в буферном режиме. Для гелевых аккумуляторных батарей подходящее напряжение заряда соответствует 14,2 В, а для аккумуляторов типа AGM — 14,7 В. Однако, в любом случае, эти параметры стоит уточнить в соответствующей инструкции.
В большинстве случаев, буферное напряжение для AGM аккумуляторов равняется 13,2 В (при 24 °C), и их длительное использование с напряжением в 13,6 В приведет к сокращению ресурса примерно в 1,5 раза. Спустя несколько суток нахождения в буферном режиме, выделение газа должно практически полностью прекратиться, а проверить наличие кипения можно посредством обычного медицинского стетоскопа.
• Несколько стадий заряда АКБ. В случае с зарядом свинцовых аккумуляторных батарей, всю процедуру следует разделить минимум на три стадии. На первом этапе выполняется зарядка постоянным током (с возрастающим напряжением), на втором – с постоянным напряжением (сила тока уменьшается), а на третьем заряженное состояние батареи будет поддерживаться пониженным постоянным напряжением и током минимальной силы (для компенсации саморазряда его будет достаточно). Если не нужно поддерживать полный заряд, то хватит и двухэтапного рабочего режима зарядного устройства.
• Температурный диапазон работы. Большинство моделей аккумуляторных «зарядок» способны поддерживать температурный диапазон в пределах 5-40 °C. Более широкие диапазонные значения будут свидетельствовать о необходимости полупрофессионального использования, которое не напрямую указывает на высокое качество прибора. Кроме того, если вы планируете выполнять зарядку аккумуляторной батареи в закрытом помещении с относительно невысокой температурой (то есть в гараже или на балконе), важно все-таки подбирать модели с расширенным температурным диапазоном.
• Регулируемая скорость вентилятора. Если выбранная вами «зарядка» имеет встроенный вентилятор, и вы собираетесь использовать ее в домашних условиях, тогда специалисты рекомендуют обратить свое внимание на наличие регулятора переключения скоростей вентилятора. Помимо прочих достоинств, наличие этого дополнения также помогает минимизировать шум от работы зарядного устройства.
Потратив время на детальное изучение рабочих особенностей той или иной «зарядки», вы сможете подобрать максимально подходящий вариант для конкретной гелевой аккумуляторной батареи, а это немаловажная составляющая ее длительной службы.
4. Как выбирать гелевый аккумуляторов
Приняв решение приобрести гелевую аккумуляторную батарею, не забудьте поинтересоваться у продавца об особенностях ее функционирования на транспортном средстве, и будет ли она там вообще работать. Для этого придется замерить напряжение, подающееся от генератора на аккумулятор. Если оно превышает допустимое значение в 14,4 В, лучше отказаться от подобного приобретения.
Кроме того, обратите внимание на прилагающуюся к автомобилю техническую документацию. Наряду с другими характеристиками вашего транспортного средства, здесь указывается оптимально подходящая емкость и сила пускового тока для его АКБ. Если показатели выбранного аккумулятора больше указанных значений, то использовать его на автомобиле можно, а вот если меньше, тогда лучше рассмотреть другие варианты.
При покупке гелевой аккумуляторной батареи также необходимо проверить выходное напряжение на клеммах, которое должно полностью соответствовать требованиям производителя машины. Несмотря на тот факт, что в большинстве случаев габариты гелевых АКБ несколько меньше кислотных аналогов, лучше перемерить все показатели и точно определить, подойдет она к конкретному автомобилю или нет. Выполняя осмотр, обратите внимание и на расположение клемм на батарее, так как в противном случае для ее подключения придется удлинять проводку.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
- © 2017 Auto.Today
- Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Конфиденциальность
- Реклама на сайте
- Редакция
Редакция портала может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы, за достоверность и содержание рекламы
Источники: http://auto.today/bok/4133-gelevyy-akkumulyator-plyusy-i-minusy.html