Гидроудар двигателя

1 ≫

Многие неопытные автомобилисты во время езды по лужам на большой скорости зачастую сталкиваются с таким явлением, как гидроудар двигателя. Что это такое, и чем он опасен? Об этом далее.

Что такое гидроудар

Гидроудар двигателя — это попадание воды в камеры сгорания. Как правило, она попадает туда через воздуховод, куда, в свою очередь, влетает в виде мощных брызг с воздухом. Опасность этого явления заключается в том, что после проникновения влаги в мотор поршни ударяются об образовавшуюся водяную пробку, вследствие чего двигатель запросто выходит из строя.

На практике это выглядит как характерный удар, после чего двигатель останавливается и не заводится. Причем, чем более высокие обороты были в момент удара, тем выше вероятность значительных повреждений. Ведь таким образом кинетическая энергия вращающихся частей сможет сломать практические любые металлические конструкции.

Как происходит гидроудар

Процесс возникновения этого явления может быть двух типов. В частности, вода может попасть в двигатель двумя путями:

  1. Машина на большой скорости влетает в лужу, вследствие чего происходит естественное разбрызгивание воды, часть которой под давлением попадает в упомянутый выше воздушный фильтр, а после него далее и в камеры сгорания.
  2. Если автомобиль преодолевает высокие водные преграды, уровень которых достаточен для прямого заливания водой воздушного фильтра. Далее ситуация происходит по аналогичному сценарию.

Нагляднее о гидроударе

Однако, как показывает практика, чаще всего причиной гидроудара является именно первый вариант. То есть, как упоминалось ранее, водители, не знающие об опасностях, которые представляет собой это явление, несутся на огромной скорости по лужам, за что и расплачиваются впоследствии.

Далее все происходит по одинаковому сценарию. Вода, как известно, не сжимается ни при каких условиях, в отличие от воздуха или топливной смеси. Поэтому, во время такта сжатия, то есть, когда клапана находятся в закрытом состоянии, поршень в конце движения естественным образом упирается в водный барьер. Вот этот процесс и представляет собой самый настоящий гидроудар.

Стоит добавить, что гидроудару более подвержены машины с низкой подвеской (спортивные). Соответственно, чем выше расположение двигателя, тем вероятность его возникновения уменьшается. Однако уменьшается — не значит, что она пропадает вовсе.

Последствия гидроудара и ремонт

Следствиями гидроудара могут самые неприятные ситуации вплоть до критических поломок двигателя. В частности, велика вероятность погнутости шатунов, поломки поршней или их пальцев. Весьма распространенной поломкой является разрыв блока двигателя. Поэтому ремонт возникшей проблемы — дело недешевое.

Какие последствия гидроудара для двигателя

Как избежать гидроудара

Однако, лучше предупредить проблему, чем исправлять последствия ее появления. Поэтому каждый водитель должен знать, как избежать гидроудара, и что делать, если он все-таки приключился с машиной.

Как отмечалось выше, первая и основная рекомендация — не ездить по лужам на большой скорости. А если льет сильный дождь или предполагается ехать буквально по «рекам», то лучше воздержаться от подобных поездок. Необходимо трезво оценивать возможности вашего автомобиля. Если вы находитесь за рулем малолитражки, то вряд ли будет целесообразно преодолевать на ней глубокую лужу.

Но если ехать в описанных погодных условиях все-таки необходимо, то делать это нужно с умом. Если вы знаете дорогу и приблизительное расположение ям, которые превращаются в глубокие лужи — это лучше. В таком случае старайтесь объезжать их как можно дальше. В противном случае не превышайте скорость. Она не должна быть выше 10 км/ч при значительном уровне воды. Включайте лишь первую передачу. Помните об описанном выше правиле — чем выше скорость, тем страшнее потенциальные разрушения двигателя.

Что же делать, если гидроудар все-таки произошел? Первым делом — не паниковать! Первый признак того, что это случилось — отключение двигателя после преодоления значительной водной преграды или лужи на высокой скорости. Запомните — не пытайтесь снова завести мотор, так вы его лишь добиваете. В этом случае необходимо выйти из машины, открыть капот и выкрутить все свечи. После чего необходимо разобрать кожух воздушного фильтра. Если на ощупь он мокрый — значит, дело плохо. В этом случае можно попробовать покрутить вал двигателя. Если вам повезет, то из отверстий, где были вкручены свечи, польется вода. Но все же нельзя вкручивать их обратно и пытаться завести мотор.

Что делать, если автомобиль заглох в луже

Помните, что лучший ремонт — это профилактика! Ездите аккуратно по лужам, и гидроудар будет вам нестрашен.

Источники: http://etlib.ru/blog/503-gidroudar-dvigatelya

2 ≫

Опытным автомобилистам известны негативные факторы, связанные с ездой по мокрому покрытию. Особую опасность после обильного дождя представляют ямы и выбоины, в которых собирается вода. Подобные дефекты покрытия следует избегать не только по причине механического повреждения автомобильного кузова, но и ввиду риска получить гидроудар двигателя, в результате которого вода проникает в камеру сгорания. В дальнейшем может быть несколько сценариев развития проблемы, исходя из которых подбирается и оптимальный вариант восстановления силового агрегата.

Несмотря на то что последствия от гидроудара могут привести к серьезным поломкам, для его получения должны быть созданы соответствующие условия. Разумеется, это происходит случайно, поэтому гидроудар все-таки относится к редким явлениям. Для того чтобы он состоялся, в цилиндры должна проникнуть вода в объеме, превышающем резерв камеры сгорания, когда поршнем достигается верхняя точка сжатия. Иными словами, гидроудар двигателя – это критическое попадание жидкости в цилиндры. Возникновение поломок связано с тем, что поршни элементарно не могут сжать воду. В результате ломаются механизмы двигателя, участвующие в работе цилиндров. При этом может быть несколько вариантов неисправностей, как с минимальной степенью тяжести, так и влекущих необходимость замены сразу нескольких элементов системы.

Наиболее распространены два сценария, по которым развиваются последствия гидроудара. Если после проезда лужи двигатель перестает работать, это не обязательно говорит о фатальной проблеме, которая может возникнуть в подобной ситуации. Скорее всего, произошла деформация шатунов. Дальнейшие действия автовладельца могут быть следующими: вызов эвакуатора и замена шатунно-поршневой системы в ближайшем автосервисе. Как ни странно, наиболее серьезные последствия гидроудара двигателя можно подозревать, если автомобиль продолжает ехать. Все поломки обнаружатся в будущем и масштаб их может быть внушительным. В любом случае шатун повредится и просигнализирует об этом небольшими стуками, возникающими из-за нарушения в симметрии между осями отверстий в головках механизма. Для понимания характера описанных поломок следует подробнее рассмотреть каждый из приведенных сценариев.

В результате контакта поршня с водой на шатун воздействует огромная сила сжатия, обеспечиваемая даже не двигателем, а инерцией машины, которая продолжает ехать. Через трансмиссию с колесами проворачивается коленчатый вал, минуя поршневое сопротивление на такте сжатия – это и приводит к поломке шатуна. Между шатуном и поршнем создается огромное усилие, что не дает последнему выполнить проворот на пальце. В то же время поршень должен прокрутиться в цилиндре с шатуном. Таким образом, на одной из сторон поршневой юбки возникает нагрузка, которая деформирует элемент. При этом гидроудар двигателя не обязательно может привести к полному выходу детали из строя. Повреждение может быть выражено небольшой деформацией, но если микрометр обнаружит нарушение геометрии элемента, необходимо его заменять.

Как двигатель отзовется на полученные дефекты, сложно предсказать. Многое зависит от характеристик самой системы цилиндров, но обычно выделяются два варианта событий:

  • Если деформация имеет внушительные размеры, шатун может упереться в нижнюю часть цилиндра, после чего силовой агрегат заглохнет.
  • При несущественной деформации, которая не превышает 3 мм, поршень остановится в нижней точке и зафиксируется на противовесах коленвала. Последующий полуоборот и контакт со «щеками» повлекут его разрушение – опять же, степень тяжести может быть разной.

Если автомобиль поехал дальше, это значит, что поршневой системе удалось вывести воду на очередном полуобороте. Вообще, можно сделать вывод, что двигатель после гидроудара с небольшим попаданием жидкости больше рискует получить серьезные повреждения, поскольку продолжение его работы затрагивает не только шатуны, но и другие элементы системы. Если водитель не услышал звуки шатуна, в процессе движения будут возникать дополнительные нагрузки. В этом случае не исключены следующие неисправности: поврежденный цилиндр, сорванный шатун, разбитый поршень, пробитый блок и т.д.

Распространенной проблемой в таких случаях является и повреждение воздушного фильтра. Но здесь многое зависит от материала, из которого он изготовлен. Наибольшую опасность гидроудар двигателя представляет для бумажных фильтров. Даже если в намоченном виде он сохранит целостность, то после высыхания не исключены серьезные деформации. Но это в основном касается устаревших моделей, поскольку в новых фильтрах все же используются более технологичные синтетические материалы, устойчивые и перед механическими воздействиями, и перед водной средой.

Проезжая глубокие лужи, следует готовиться к тому, что был получен гидроудар. Особенно, если уже в салоне ощущается нехарактерная работа движка. Впрочем, даже если машина заглохла, это не всегда свидетельствует о проникновении жидкости в двигатель – это, к примеру, может быть нарушение в работе электропроводки, которая также чувствительна в воде. Так или иначе, чтобы облегчить ремонт двигателя после гидроудара, следует как можно раньше зафиксировать факт его свершения. Если есть малейшие сомнения, то лучше сразу открыть воздушный фильтр и проверить его состояние. Наличие влаги станет неутешительным диагнозом. Далее следует проверить и цилиндры. Для этого нужно открутить свечи и попытаться запустить стартер. Если в цилиндрах есть вода, мотор ее выпрыснет. Но может быть и другая реакция стартера – например, если он не двигается, то гидроудар, вероятно, уже повредил рабочие механизмы. В этом случае нельзя заводить автомобиль с толчка.

Относительно воздействия гидроудара на дизель существуют разные мнения. Для начала стоит разобраться, чем такой двигатель отличается от бензинового. У дизельных агрегатов нет возможности дросселировать воздух, а камера сгорания - меньшего объема. Поскольку компрессия достаточно высокая, сжать воду становится невозможно, из-за чего и возникают не менее серьезные последствия. В частности, возможны те же поломки шатуна, но с большей силой.

Немало и приверженцев другой точки зрения – о том, что гидроудар дизельного двигателя не способен нанести урон его рабочим элементам, поскольку вода испаряется в ходе сжатия под высокой температурой. То есть жидкость, проникающая в цилиндр, естественным образом расширяется и превращается в пар. При этом многое зависит от объема воды, так как процесс ее расширения может вызвать негативные эффекты еще до того, как произойдет испарение.

Многое в ремонтных мероприятиях после гидроудара определяется степенью тяжести поломок. В любом случае, чем раньше они будут обнаружены, тем лучше. Обычно требуется полная ревизия шатунно-поршневых элементов, которые охватил гидроудар двигателя. Ремонт может включать и замену одного или нескольких цилиндров. Последствия могут проявляться и через месяц в виде образования следов коррозии на поршневых деталях и тех же цилиндрах. Для ликвидации ржавчины может потребоваться расточка цилиндровых стаканов и дальнейшая шлифовка пораженных поверхностей. Согнутые шатуны, как правило, не предполагают восстановления, поэтому их следует менять сразу. Однако небольшие дефекты на головке цилиндрового блока поддаются ремонту, но только в специализированных автосервисах на соответствующем оборудовании.

Минимизировать риск получения гидроудара можно только при условии осторожной езды в «мокрую» погоду. Наличие глубоких луж на дорогах должно стать поводом для движения на низкой скорости. Для понимания того, как избежать гидроудара двигателя конкретного автомобиля, необходимо учитывать, на каком уровне расположен воздухозаборник. В зависимости от его характеристик и герметичности можно представить примерные риски получения гидроудара в ходе преодоления лужи. Для некоторых моделей достаточно и небольшой ямки, а на другие никак не подействует и обильная волна дождевой воды. Не стоит забывать, что гидроудар вызывает не только плохое покрытие на дороге, но и дефекты в прокладке на блоке цилиндров. Если в ней нарушена герметичность, то в цилиндры вполне может попасть охлаждающая жидкость, когда автомобиль стоит.

Источники: http://www.syl.ru/article/194337/new_gidroudar-dvigatelya-i-ego-posledstviya

3 ≫

Опытным автомобилистам хорошо известны негативные последствия, связанные с ездой после обильного дождя по мокрому покрытию. Особую опасность представляют выбоины и ямы, в которых собирается вода. Такие дефекты на покрытии по возможности следует избегать и не только из-за возможности механического повреждения кузова автомобиля, но и ввиду большой вероятности получить гидроудар двигателя.

Несмотря на серьезные последствия от гидроудара для его возникновения должны быть созданы определенные условия. Гидроудар относится к достаточно редким явлениям и, как правило, происходит случайно, но каждый автовладелец должен понимать, что такое гидроудар в автомобиле и как он происходит.

Чаще всего вода проникает в камеру сгорания через воздушный фильтр. Попадание воды хотя бы в один из цилиндров агрегата исправного ДВС неизбежно приведет к гидроудару, в результате чего ломаются механизмы двигателя, которые участвуют в работе цилиндров. В таком случае может быть несколько вариантов поломок, как с минимальными повреждениями, так и более серьезными, которые требуют замены одного или сразу нескольких элементов системы.

Существует две причины, по которым это может произойти:

  1. В первом случае автомобиль пытается преодолеть водную преграду с настолько высоким уровнем воды, когда она превышает уровень расположения воздухозаборника под капотом. Такого уровня воды оказывается вполне достаточно для попадания в воздушный фильтр.
  2. Во втором случае автомобиль на достаточно высокой скорости проезжает через впадину или глубокую лужу. При таких условиях вода быстро продавливается в доступный корпус воздушного фильтра и оказывается в одной либо нескольких камерах сгорания.

Стоит отметить, что в некоторых случаях гидроудар может возникнуть не только из-за попадания жидкости в цилиндры мотора, но и в результате неисправности. К таким неисправностям относится трещины ГБЦ или БЦ, а также разрушение прокладки ГБЦ, через которые в рабочие цилиндры попадает жидкость системы охлаждения двигателя. В данном случае гидроудар чаще всего возникает в момент запуска двигателя после длительного простоя, поскольку за этот период жидкость успевает накопиться в надпоршневом пространстве.

Эта проблема диагностируется на начальном этапе путем контроля уровня ОЖ и анализа цвета выхлопных газов. Если жидкость в расширительный бочок доливается без других причин или двигатель дымит белым густым дымом, тогда высока вероятность наличия трещин или проблем с прокладкой.

Важно! Помимо воды, также причиной гидроудара может стать моторное масло, которое после поломки турбины попадает в цилиндр.

На признаки гидроудара двигателя указывает характерный звук, который возникает при прохождении водных препятствий или после них. Автомобиль в таких случаях часто глохнет, однако иногда бывают случаи, когда авто при гидроударе не глохнет и вполне нормально перемещается довольно продолжительное время (даже до 10 тыс. км). Но обнадеживаться в такой ситуации не стоит, поскольку все это время идет износ силового агрегата ускоренными темпами, что приведет к печальным последствиям.

Определить перенесенный гидроудар можно по следующим признакам:

  • Явный признак гидроудара – вода во впускном коллекторе.
  • С высокой долей вероятности можно говорит о гидроударе при деформация воздушного фильтра или искривленной гофре.
  • Деформация коленчатого вала.
  • Деформированный шатун.
  • Заклинивание двигателя.
  • Затёртый по диагонали поршень.
  • Поломка кулака.
  • Неравномерный износ вкладышей, который сможет увидеть даже не профессионал.
  • Повреждение блока цилиндров.
  • На дне поршня образовалось два слоя отложений. Первый слой – это нагар, который отложился еще до удара, а второй соответственно, после.
  • Образование на поршневой юбке нагара, потертостей и задиров в несвойственных местах.

Если присутствует хоть один из вышеперечисленных симптомов – мотор вашего автомобиля подвергся воздействию гидроудара.

Последствия и их сила напрямую зависят от трех факторов, а именно:

  1. Мощность двигателя автомобиля.
  2. Количество попавшей в цилиндр воды.
  3. Количество оборотов двигателя на момент гидроудара.

Если после возникновения гидроудара не принимать оперативных действий, а именно заменить поврежденные детали и произвести ремонтно-восстановительные работы последствия могут стать значительно хуже.

Последствия удара поршня об прокладку в цилиндре бывают разные, так если машина стояла, и мотор работал исключительно на холостом ходе, он просто может заглохнуть. Если автомобиль во время гидроударя двигался, последствия будут более серьёзными, поскольку давление на поршень со стороны КШМ будет продолжаться, создавая большие усилия. В данном случае может произойти деформация и разрушение вкладышей, шатунов, колец и коленчатого вала.

Когда происходит обратный ход поршня мелкие обломки деталей, попадая в имеющийся зазор между стенкой цилиндра и поршня, могут пробить стенку или заклинить поршень, после чего двигатель уже восстановлению не подлежит. Это самое тяжёлое последствие от гидроудара двигателя, которое наиболее опасно для дизельных агрегатов, поскольку у них объём камеры сгорания значительно меньше, а степень сжатия гораздо выше.

Когда машина едет с невысокой скоростью и силы инерции на детали КШМ не столь велики, то импульс гидравлического удара не будет резким, что поможет сохранить узлы от разрушения.

Кроме этого последствия гидроудара двигателя сказываются и на других деталях мотора. Существуют случаи, когда сильное давление влияло на деформацию головки цилиндра. Внезапная остановка коленвала при работе силового агрегата приводит к высокому механическому напряжению, которое действует на приводные ремни и цепи, а также на регуляторы их натяжения. По этой причине они могут растянуться или порваться, что потребует их замены.

В таких случаях в последнюю очередь страдает коленчатый вал. Он может деформироваться или сломаться уже вследствие разрушения поршня или шатунной передачи. Разрушение головки шатуна после гидроудара, как правило, не носит следов побежалости и перегрева. Её вид остаётся обычным.

Гидроудар двигателя является достаточно серьёзной причиной для его частичной разборки в мастерской, диагностики и тщательного осмотра приводных ремней и деталей КШМ. Обычно без шлифовки и замены отдельных деталей не обходится, но в зависимости от ситуации может потребоваться и более серьезный ремонт.

Если при запуске мотора слышен непривычный звук не стоит надеяться, на «авось как-нибудь и дотяну до СТО», поскольку наличие постореннего звука указывает на наличие механического дефекта в узлах, который в процессе эксплуатации двигателя будет только прогрессировать и приведет к невосстанавливаемым последствиям.

У автомобилей с дизельными моторами свечей зажигания нет и быстро продуть цилиндры невозможно, в следствии чего, для них последствия гидравлического удара более тяжёлые, чем у бензиновых агрегатов. Поэтому выход здесь один – буксировка авто в мастерскую.

Объём работ по восстановлению мотора после гидроудара, аналогичен как при капитальном ремонте. Очень важно не допускать длительного простоя машины с залитыми водой цилиндрами, иначе коррозия металла обязательно приведёт к довольно серьезным последствиям и необходимости делать расточку и шлифовку цилиндров.

Не всегда имеется возможность вызвать эвакуатор, в этом же случае необходимо:

  • Прежде всего, если машина находится в воде, ее следует оттуда вытащить.
  • Выключить зажигание.
  • Вывернуть свечи зажигания.
  • Разобрать воздушный фильтр, если в нем имеются следы воды – перейти к следующему этапу, а если нет – все собираем на место, пробуем завести автомобиль.
  • Провернуть коленчатый вал, в случае если через свечные отверстия будет вытекать вода – заводить автомобиль нельзя.
  • Если же вода отсутствует, свечи зажигания вкручиваем и все собираем на свои места.
  • Пробуем завести двигатель.

Важно! В случае если передняя часть машины пробыла более 10 секунд под водой, можно сказать с вероятностью 99,9% , что вода попала в двигатель. Вовремя принятые защитные меры максимально снизить эффекта гидроудара и его последствий.

Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:

Видео: Гидроудар двигателя: что это такое, какие признаки, последствия

Вас может заинтересовать:

Кузов и автостекла

Технические жидкости

Шины и диски

Перепечатывание и распространение материалов сайта разрешено.

Источники: http://jrepair.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/agregats/gidroudar-dvigatelya


Back to top