1 ≫
-
Автомобильный аккумулятор служит для накопления электрической энергии и питания ею бортовой сети автомобиля, прежде всего электростартера двигателя при запуске. В статье речь пойдет о том, как правильно производится диагностика аккумулятора автомобиля, контроль его заряда, а также будет рассмотрена проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторе.
Система электрооборудования большинства автомобилей 12-вольтовая, с отрицательной массой. Конструкция автомобильных аккумуляторов довольно проста: состоят они из 6 блоков свинцовых пластин с наполнителем, погруженных в емкость, которую заполняет электролит. Электролит является водным раствором серной кислоты.
Каждый из блоков обеспечивает напряжение около 2-х вольт и соединяются последовательно, в сумме обеспечивая напряжение на уровне 12-13 В. Подзарядка аккумулятора автомобиля осуществляется генератором при работе двигателя. Отдельно стоят гелевые аккумуляторы, которые отличаются по устройству от кислотных аккумуляторов.
Перед обслуживанием аккумуляторную батарею необходимо снять с автомобиля. Отсоединение аккумулятора от бортовой сети – процесс ответственный. Сначала обязательно снимается отрицательная клемма, а в процессе установки эту же клемму устанавливают последней.
Выгодно ли проведение диагностики и восстановления аккумулятора?
Определенно. Приведем нехитрый расчет. Номинальный срок службы нового аккумулятора составляет порядка 4-х лет. Его замена будет стоить около 5000 рублей. Однако при грамотной диагностике и зарядке батареи она способна служить вам верой и правдой до 5-6 лет.
Но производить диагностику и восстановление аккумулятора советуют не только из соображений экономии. Дело в том, что от работы аккумулятора зависит нормальная работа всех электроприборов и систем автомобиля.
ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЭЛЕКТРОЛИТА В АККУМУЛЯТОРЕ. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА
Проверку уровня и плотности электролита следует проводить раз в три месяца, чтобы своевременно контролировать состояние батареи.
Уровень электролита в аккумуляторе проверяется через заливные отверстия при помощи полой стеклянной трубки, имеющей внутренний диаметр 4-5 мм. Один конец трубки опускается через отверстие до упора в предохранительный щиток. Отверстие трубки на другом конце плотно закрывается пальцем, после чего она вынимается.
Столбик электролита, оставшегося в трубке должен быть в пределах 12-15 мм. Если в аккумуляторе имеется индикатор (тубус), то уровень электролита должен находиться на одном уровне или быть выше него на 3-5 мм.
Проверка уровня электролита аккумулятора
Приготовление электролита для аккумуляторов производится только из аккумуляторной серной кислоты с добавлением дистиллированной воды. Использовать техническую серную кислоту и обычную воду не допускается, так как электролит обязан иметь высокую степень чистоты.
В противном случае будет происходить ускоренная саморазрядка (сульфитация) батареи, уменьшение ее емкости и разрушение пластин. При понижении уровня электролита в результате испарения воды для восстановления требуемого объема необходимо доливать исключительно дистиллированную воду и ни в коем случае готовый электролит!
В случае, когда уровень электролита превышает нормальный, его следует отсасывать резиновой грушей со стеклянным или эбонитовым наконечником. Если в аккумуляторе будет повышенный уровень электролита, то он способен выплескиваться, что также нежелательно.
Во время приготовления электролита серная кислота тонкой струйкой доливается в воду, при этом раствор перемешивается стеклянной или эбонитовой палочкой. Лить воду в кислоту запрещается, так как плотность воды намного ниже кислоты. Вода не сможет погрузиться в кислоту и останется на поверхности, при этом происходящие химические реакции вызовут нагрев и разбрызгивание кислоты. Существует вероятность получить ожоги.
ПРОВЕРКА ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА. ДЕНСИМЕТР
Одним из важнейших параметров электролита является его плотность. Плотность электролита в аккумуляторе проверяется денсиметром при температуре +25°С. В случае, если температура отличается от требуемой, в показания денсиметра вносятся поправки в соответствии с приведенной табл
Таблица поправок плотности электролита в зависимости от температуры
В период эксплуатации аккумулятора плотность электролита непрерывно изменяется. Существует обратимое изменение плотности – нормальный интервал заряда и разряда батареи. Для новой и исправной АКБ нормальный интервал изменения плотности электролита (полный разряд – полный заряд) составляет 0,15-0,16 .
Существуют также необратимые изменения плотности, например, при испарении воды во время кипения электролита. При этом его плотность увеличивается.
Высокая плотность электролита приводит к снижению срока службы аккумуляторной батареи. Низкая плотность электролита в аккумуляторе приводит к снижению напряжения, затрудненному пуску двигателя.
Ниже приведена таблица рекомендуемой плотности электролита для климатической зоны, в которой эксплуатируется АКБ.
Рекомендуемая плотность электролита в зависимости от климатической зоны
Плотность электролита измеряется специальным прибором – денсиметром. Он состоит из ареометра 1, резиновой груши 2, стеклянной трубки 3 и наконечника 4.
Прибор для измерения плотности электролита — денсиметр
Наконечник 4 погружается в электролит через заливное отверстие в корпусе аккумулятора и с помощью резиновой груши часть электролита засасывается внутрь стеклянной трубки. При этом ареометр (поплавок) должен всплыть в корпусе трубки, не касаясь ее стенок. После прекращения колебаний ареометра производится отсчет показаний по шкале вдоль линии жидкости. Взгляд наблюдателя должен находиться на уровне поверхности.
Определение уровня плотности электролита по денсиметру
Для средней полосы России (Москва, Казань и т.д.) плотность электролита должна находиться на уровне 1,25-1,27 . Проверка плотности производится в каждом отсеке АКБ отдельно, разница между показаниями не должна превышать 0,01 . Низкая плотность электролита зимой создает опасность его замерзания.
При необходимости производится корректировка плотности. Предварительно из отсека АКБ отсасывается некоторый объем электролита, вместо которого добавляется либо корректирующий электролит, либо дистиллированная вода. Низкая плотность электролита в аккумуляторе устраняется путем добавления корректирующего электролита с плотностью 1,40 .
Соответственно при повышенной плотности электролита в аккумуляторе следует добавить дистиллированную воду. После этого производится зарядка батареи номинальным током в течение 30 мин с последующей выдержкой в течение 1-2 часов для лучшего перемешивания электролита и выравнивания его плотности во всех отсеках АКБ.
КАК ПРОВЕРИТЬ ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРА
Как проверить заряд аккумулятора автомобиля? Провести эти измерения можно с помощью нагрузочной вилки. Этот прибор состоит из двух контактов, вольтметра, рукоятки и переключателя нагрузочного сопротивления. Один из вариантов представлен на рисунке.
Прибор для проверки заряда аккумулятора
Нагрузочное сопротивление настраивается таким образом, чтобы обеспечить ток разряда, больший значения емкости в 3 раза. К примеру, если емкость аккумулятора составляет 55 Ач, значит, ток разряда должен быть равен 165 А. Нагрузочная вилка своими контактами подключается к клеммам батареи, после чего замеряется время, в течение которого напряжение снизится с 12,6 до 6 В. Для полностью заряженной и исправной АКБ это время должно составлять не менее 3-х минут.
Заряд аккумулятора также можно оценить по величине выходного напряжения. Для его измерения необходимо воспользоваться вольтметром или мультиметром, предварительно сняв провод с минусовой клеммы АКБ. Ниже приведена таблица зависимости заряда от выходного напряжения.
Напряжение на выводах, В
Уровень заряда аккумулятора, %
Современные необслуживаемые батареи имеют индикатор заряда аккумулятора. При полной зарядке индикатор имеет зеленый цвет. При уменьшении заряда его цвет меняется от зеленого до белого или красного.
Для зарядки аккумулятора стоит воспользоваться специальным зарядным устройством. Зарядное устройство представляет собой источник постоянного тока. При подсоединении его к аккумулятору положительный полюс соединяют строго с положительной клеммой батареи, отрицательный – с отрицательной клеммой. Необходимо, чтобы выходное напряжение зарядного устройства было обязательно выше напряжения АКБ для обеспечения прохождения зарядного тока.
Автомобильный аккумулятор заряжается номинальным током, равным 10% от номинальной емкости батареи. Например, при емкости 60 Ач номинальный ток зарядки должен составлять 6 А. При этом зарядка может продолжаться до 13-15 часов. Пробки заливных отверстий должны быть обязательно открыты!
Зарядка аккумуляторной батареи считается завершенной, если наблюдается постоянство плотности электролита и выходного напряжения в течение 2-х часов.
Своевременная проверка электролита и зарядка аккумулятора должна стать хорошей привычкой для автолюбителя. Это позволит продлить срок службы батареи, обеспечить бесперебойное питание всех электроприборов автомобиля и сэкономить средства.
Источники: http://v-mireauto.ru/obsluzhivanie-akkumulyatora-avtomobilya-svoimi-rukami/
2 ≫
-
Автомобильный аккумулятор. Философия грамотного использования, советы по зарядке и эксплуатации. Правила безопасности и рекомендации.
Наверное, аккумулятор можно считать одним из самых популярных блоков автомобиля. От его исправности зависит успешность пуска мотора, а также работа системы при выключенном двигателе. Еще со времен Советского Союза об аккумуляторах ходили разные невероятные истории. Отечественные умельцы ставили эксперименты долговечности работы, а автомобильные воры выбирали этот блок в качестве желанного трофея.
Структура аккумулятора простая. Он состоит из 6 отсеков, которые соединяются последовательно. Каждый из них дает 2 вольта напряжения. В сумме, такое устройство обеспечивает транспортному средству 12 вольт питания.
Раньше можно было доливать жидкость внутрь, но теперь самым распространенным считается кислотный необслуживаемый аккумулятор. Следовательно, любые доливки и замены исключены.
Правила безопасности всегда актуальны, если дело касается работы с автомобилем. Поэтому никогда не следует пренебрегать ими. Разбор аккумулятора – вещь опасная. Вредные вещества способны нанести вред здоровью, а попадание электролитической жидкости на тело человека также имеет все шансы принести немало проблем.
Вопросы безопасности касаются не только физического взаимодействия человека с аккумулятором. Контактные площадки – это важная часть системы. Если допустить появление коррозии или потертостей, можно получить ряд трудностей. Существует риск пожара. Ведь короткое замыкание на массу транспортного средства часто провоцирует мгновенное возгорание и крупные неприятности. Зачем же рисковать и пренебрегать целостностью клемм и проводов? Лучше оперативно менять их на новые, если прежние пришли в негодность или же существуют видимые проблемы в целостности данных компонентов.
Отсоединение аккумулятора – процесс ответственный. В самом начале нужно снять провод с отрицательной клеммы. При установке, эту клемму подключают последней. Место установки автомобильного аккумулятора также должно быть надежным и устойчивым. История знает немало случаев, когда установочные площадки прогнивали или ломались, что приводило к аварийным ситуациям на дороге.
Правила обслуживания аккумуляторной батареи позволяют четко регулировать все процессы и избегать лишних проблем. Промывка планки или пробок должна производиться раствором соды, после чего идет смыв чистой водой.
Если используется аккумулятор с возможностью доливания электролита, то контроль его уровня осуществляется в соответствие с выступами заливных отверстий. Рекомендуется наливать выше, чем на 1 сантиметр от верхнего среза пластин. Если же ощущается нехватка электролита, пополнение производится дистиллированной водой. Но предварительно следует точно знать, что эта процедура действительно необходима.
Заряд автомобильного аккумулятора следует производить строго по параметрам. Считается, что идеальный ток заряда составляет 10% от емкости блока. Прекратить процесс заряда следует в случае остановки увеличения плотности электролита в течение двух и более часов. Перегрев аккумулятора также опасен. Когда температура стала выше 29-30 градусов Цельсия, стоит сделать паузу.
Не секрет, что с возрастом аккумулятор теряет часть своей емкости. К примеру, если батарее более 2-3 лет, то ток заряда не должен превышать 5% от начальной емкости, указанной в документации. А сам процесс уже не будет таким быстрым и займет намного больше времени. И если поспешить, то можно попросту «убить» свой аккумулятор.
Также не следует забывать о том, что батарея опасна. Поэтому о сливе электролита не может идти никакой речи! Переворачивать аккумулятор запрещено. Ведь со дна поднимутся частицы, которые не просто забьют пластины, но и повлияют на движение электролита. Все это может привести к замыканию.
Зимнее хранение аккумулятора имеет свои особенности. Блок должен быть заряжен. В противном случае, сульфатация и замерзание станут логичным финалом. Придется покупать новое изделие.
Некоторые водители серьезно нарушают правила установки. Они берут гаечный ключ или молоток и бьют по клеммам, пытаясь насадить их в процессе монтажа. Как правило, появляются трещины, и утечка электролита становится неизбежной. Сами клеммы следует протирать содой и садить на специальную смазку.
Вообще, от условий эксплуатации и правильности зарядки существенно зависит срок жизни аккумулятора. У аккуратных водителей он может достигать поистине рекордных сроков. А вот при небрежном обращении с блоком, регулярные финансовые затраты гарантированы.
Вопросы покупки аккумулятора также важны. Не следует приобретать устройство на авторынке. Бывали случаи, когда автовладельцам подсовывали изделия, у которых внутри были обычные камни, положенные туда для веса. Конечно, это редкие казусы, а вот купить у случайного продавца некачественный аккумулятор – проще простого! Поэтому лучше брать изделия с сертификатами и гарантийными обязательствами. Тогда их срок службы приятно порадует владельца «железного коня».
Источники: http://akkumulyatorov.net/avtomobilnyj-akkumulyator-ispolzovanie-obsluzhivanie-i-diagnostika/
3 ≫
-
Несмотря на кажущуюся простоту автомобильного аккумулятора, за ним нужен периодический уход. Своевременная диагностика и ТО аккумуляторной батареи позволяют продлить срок ее эксплуатации на несколько лет и снизить риск нарушений в работе бортовых устройств. Расскажем, как правильно проводить обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, и по каким признакам можно выявить текущие неисправности.
В рамках этой статьи будем говорить о кислотных аккумуляторах, устанавливающихся на большинстве автомобилей и мотоциклов. Их конструкция предельно проста: в отсеки-банки погружаются свинцовые пластины, выполняющие функции электродов. Банки заливаются раствором электролита, в результате чего между ним и пластинами возникают химические и физические реакции, в результате которых образуется электрический ток.
Условно кислотно-свинцовые аккумуляторы можно разделить на три вида, каждый из которых отличается некоторыми нюансами обслуживания.
- Обслуживаемые – в настоящее время используются редко. Эксплуатация требует соблюдения предписанного регламента ТО и некоторых знаний электротехники.
- Необслуживаемые или «безуходные». Контроль за состоянием минимальный, работы по обслуживанию практически не проводятся.
- Малообслуживаемые. Являются промежуточным звеном между первыми двумя видами. Из текущих работ необходим контроль уровня электролита и его плотности.
Инновационные АКБ – гелиевые или AGM, требуют иного подхода к обслуживанию, потому в этой статье рассматриваться не будут.
Умение самостоятельно определять параметры и состояние аккумулятора позволяет не только проводить профилактические работы, но и значительно продлить срок службы устройства. Начнем от наиболее простых способов, постепенно перейдем к более сложным.
Визуальный осмотр
Проводится раз в неделю или после длительной поездки. Перед осмотром аккумулятор извлекается, с него аккуратно счищаются грязь и пыль. Если обнаружены следы электролита – их нужно присыпать щелочью, например, пищевой содой.
После очистки необходимо осмотреть корпус аккумулятора – на нем не должно быть трещин, сколов, а пробки банок должны быть плотно закручены.
Если вы обнаружили нарушение целостности корпуса, можно смело подозревать снижение уровня электролита или разрушение свинцовых пластин. Скорее всего такой источник питания придется заменить – качественно восстановить герметичность корпуса очень сложно. Но даже если внешне все в порядке, диагностику следует продолжать.
Определение уровня электролита
Даже в целом аккумуляторе уровень электролита постоянно снижается. При подаче напряжения на электроды в банках начинается процесс гидролиза, в результате которого часть воды испаряется.
Инструменты для ухода за аккумулятором.
Современные модели необслуживаемых АКБ оснащены банками особой конструкции, которые «улавливают» испарения. Поэтому снижение уровня в «безуходном» аккумуляторе говорит о нарушении целостности его корпуса, а в батареях другого типа – нормальное явление.
Проверить уровень можно следующими способами:
- По контрольным меткам (в норме граница на шкале будет находиться между значениями min и max).
- С помощью мениска – выпуклость жидкости в отверстии банки, свидетельствующая о нормальном уровне электролита.
- С помощью стеклянной трубки. Ее опускают в банку, один конец затыкают пальцем, затем трубку извлекают. В норме должно быть 1,5 см жидкости.
В случаях, когда уровень электролита выше необходимого, излишки можно откачать с помощью резиновой спринцовки или шприца без иглы. Делать это нужно осторожно, чтобы электролит не попал на кожу.
Определение плотности электролита
Еще один метод диагностики, который не применяется лишь в аккумуляторах необслуживаемого типа. Они оснащены специальным индикатором, который меняет цвет, в зависимости от плотности.
Чтобы проверить плотность электролита в обслуживаемых АКБ нужен ареометр. Кончик прибора опускается в банку, с помощью резиновой груши «закачивается» электролит. Прибор держится так, чтобы поплавок не касался стенок. Как только поплавок перестанет качаться нужно обратить внимание на шкалу. Значение, напротив которого остановилась верхняя часть поплавка, и есть показатель плотности электролита.
Заметим, что показатели могут отличаться от температуры воздуха и самой электролитической жидкости. Чтобы не сделать ошибочные выводы сверьтесь с нашей таблицей поправок к показаниям ареометра в зависимости от температуры электролита.
Если выяснится, что показатели отличаются от нормальных, потребуется корректировка плотности.
Проверка заряда батареи
Если проверка плотности электролита проводится два раза в год, то измерение уровня заряда не является обязательной работой. Диагностику проводят лишь в сомнительных случаях, в основном, когда аккумулятор быстро садится.
По напряжению можно понять, в каком состоянии АКБ.
Наиболее простой способ – применение вольтметра или мультиметра. Зная напряжение на выводах можно с легкостью рассчитать уровень заряда аккумуляторной батареи (см. таблицу).
Несмотря на то, что эта процедура напрямую не относится к диагностике состояния аккумулятора, обойтись без нее невозможно. От того, насколько полно и правильно заряжается аккумулятор во время езды, зависят его характеристики.
Генератор автомобиля должен обеспечивать подачу напряжения, покрывающую текущие расходы. В идеале – даже если включена всё штатное электрооборудование, АКБ должна заряжаться. Проверить, исправен ли генератор, можно несколькими способами.
- При оборотах 2000 об/мин величина подаваемого генератором напряжения должна быть 15,10 В при морозе и 13,80 В при жаре.
- Можно запустить двигатель, слегка прогреть его и установить обороты 1500 об/мин. При этом напряжение на клеммах батареи должно быть в пределах 13,8-14,8 В.
- При работающем двигателе включите все штатные электроприборы, включая стеклоочистители. Потребление электричества при этом увеличится, но напряжение на клеммах источника питания не опустится ниже 13,1 В.
Если в результате замеров выяснится, что они меньше нормальных, значит имеются неполадки в системе заряда АКБ. Чаще всего речь идет об ослабленном ремне генератора или окисле контактов. В такой ситуации, перед тем как обслуживать сам аккумулятор автомобиля, правильнее будет принять меры к восстановлению работоспособности генератора.
Чтобы диагностика и обслуживание автомобильного аккумулятора не причинили хлопот и не стали поводом для обращения к травматологу, необходимо соблюдать определенные правила безопасности.
- При зарядке выделяется водород – не допускайте искры и открытого огня.
- Все работы по ТО аккумулятора проводите в проветриваемом помещении.
- Следите, чтобы электролит не попал на глаза и отрытые участки тела.
- Не допускайте подачу напряжения, не соответствующего параметрам АКБ.
- Замеры и прочие работы проводите сертифицированным оборудованием.
Соблюдение этих нехитрых рекомендаций поможет провести обслуживание аккумуляторных батарей без проблем и будет способствовать увеличению срока их эксплуатации.
Любые диагностические мероприятия станут бесполезными, если неправильно эксплуатировать аккумуляторную батарею. Наоборот, соблюдая меры профилактики, можно увеличить срок службы АКБ и качество ее работы. О чем нужно знать каждому автомобилисту?
- Для зарядки необслуживаемой батареи лучше использовать ЗУ с автоматической регулировкой напряжения.
- При снижении уровня электролита восстанавливать исходное значение нужно с помощью дистиллированной воды.
- Примерно раз в месяц нужно осматривать и чистить клеммы АКБ.
- Перед наступлением морозов желательно замерить напряжение, выдаваемое аккумулятором. Уже при температуре -10 0 С емкость может снизиться на 20 %, а при температуре -30 0 С – до 50 %.
- Периодически проверяйте ток утечки, чтобы не столкнуться с ситуацией, при которой аккумулятор неожиданно сядет.
Если разобраться, то обслуживание аккумулятора автомобиля можно выполнить своими руками, не прибегая к помощи дорогостоящих автосервисов. После интенсивной езды осматривайте аккумуляторную батарею, измеряйте уровень и плотность электролита в обслуживаемых источниках питания. Такие меры помогут поддерживать АКБ в рабочем состоянии и способствуют профилактике различных поломок.
Если в один прекрасный день под автомобилем вы обнаружили маслянистые пятна, а на самой детали следы подтеков, в ближайшее время необходимо доставить автомобиль на сервис или же разобраться с причиной происходящего самому. Течь масла, хоть из двигателя, хоть из КПП – результат имеющихся неполадок в механизме и совсем не важно, серьезные эти неполадки, или незначительные. Чем дольше вы будете .
На всех автомобилях, которые оснащены системой полного привода, обязательным элементом является раздаточная коробка, которая, по сути, и играет наиболее важную роль в колесной формуле 4х4. Несмотря на различные варианты исполнения данного узла, выполняет раздаточная коробка одни и те же функции: усиление и распределение крутящего момента между осями автомобиля в зависимости от дорожных .
Компрессия дизельного двигателя – один из показателей, ориентируясь на который можно определить степень работоспособности двигателя. Для каждого автомобиля, двигателя, а тем более, дизельного, установлены свои нормы компрессии. И если в ходе замеров вам удалось вычислить, что компрессия в дизельном двигателе ниже нормы, есть серьезный повод организовать проверку. А возможно, и ремонт .
Источники: http://pro-tachku.ru/pro-avtoservis/obsluzhivanie-akkumulyatora-avtomobilya-svoimi-rukami.html