Двигатель автомобиля: 10 вопросов о системе охлаждения

1 ≫

1. Зачем нужна система охлаждения двигателя?

Представь себе, для того, чтобы охлаждать двигатель. Спасибо, Кэп!

Но все не так однозначно. Двигатель работает полностью корректно только в определенном диапазоне температур — обычно это 80-110 градусов по Цельсию. Система охлаждения не просто охлаждает, а поддерживает температуру двигателя в этих пределах. Кроме того, она же служит источником тепла для автомобильной печки. Так что, кроме перегрева, она спасает мотор еще и от холода. А заодно и тебя, когда ты ныряешь в салон с мороза.

2. Что бывает при ее неисправностях?

Проблемы системы охлаждения проявляются в двух вариантах.

Первый — это перегрев, когда автомобиль сигналит тебе о нем красной лампочкой. Продолжать движение в этом случае нельзя: надо либо искать причину самостоятельно, либо отправляться на эвакуаторе туда, где этим займутся специально обученные люди.

Второй вариант — работа «на холодную», то есть когда зимой ты сел в машину, завел двигатель и тут же поехал, не прогрев толком ни агрегат, ни салон. В принципе, мгновенной смертью двигателю такой режим не грозит, но и хорошего ничего в нем нет — тепловые деформации частей двигателя никто не отменял. Попросту говоря, в недогретом двигателе зазоры между трущимися деталями несколько иные, чем в прогретом, и могут смазываться недостаточно эффективно. Да и само моторное масло оптимально работает именно при штатной температуре двигателя, а не при пониженной.

3. Сколько охлаждающей жидкости должно быть в системе охлаждения?

Обычно в систему заливается 8-10 литров охлаждающей жидкости (антифриза). Но это цифра, с которой ты вряд ли столкнешься, если не будешь менять ее полностью. А вот что желательно изредка проверять, так это ее уровень в расширительном бачке. На нем две отметки — MIN и MAX. Уровень охлаждающей жидкости не должен быть ниже отметки MIN на холодном двигателе.

4. Что делать, если охлаждающая жидкость периодически «уходит»?

Все зависит от периодичности. Если раз в год на ТО ты видишь, что уровень жидкости ушел чуть ниже минимума (то есть, необходимо долить пол-литра-литр) — это норма. Доливай и не парься. А вот если эти пол-литра-литр приходится заливать раз в месяц или чаще — пора искать место утечки.

5. А что доливать? Антифриз (и какого цвета) или тосол?

Для начала решим вопрос с путаницей в терминах. Тосол — это не разновидность технической жидкости. Это бренд, под которым выпускается антифриз. То есть, еще раз, тосол — это всего лишь одна из разновидностей антифриза.

Еще один вопрос — о цветах антифриза. Здесь ответ простой: цвет антифриза определяется красителем. А рабочие качества зависят не от цвета, а от так называемого допуска. Допуск антифриза — это некие загадочные цифры с буквами, вроде «G12++». Производитель автомобиля в документации на машину обязательно пишет, какой допуск должен иметь антифриз, заливаемый в систему охлаждения. Так что если у тебя залит красный антифриз с допуском G12++, ты можешь смело доливать в систему зеленый антифриз с таким же допуском — работать все будет штатно. Немного расстроит только получившийся бурый цвет — но это влияет только на эстетику.

6. Можно ли заливать воду в систему охлаждения?

Да. Но очень нежелательно. Помимо того, что это допустимо только в жаркое время года, вода очень неохотно будет жить при температуре 110 градусов. Современные двигатели рассчитаны именно на работу с антифризами. Так что воду доливать можно только в крайних случаях — когда, например, за день у тебя уходит литр-другой жидкости, а до ремонта ездить еще месяц (бывает ведь и такое). Тогда да – чтоб не разориться, придется лить воду. Но только дистиллированную! Она продается в магазинах запчастей и стоит недорого. В обычной водопроводной воде содержатся всяческие соли и другие примеси, которые вызывают активную коррозию каналов системы охлаждения. Залив однажды водопроводную воду, ты рискуешь через некоторое время столкнуться с кучей неприятных сюрпризов.

7. Нужно ли менять антифриз?

Да. Эта процедура рекомендуется производителем раз в пару-тройку лет. Несмотря на то, что антифриз содержит присадки, замедляющие коррозию, она все равно происходит. Кроме того, и сам антифриз с годами начинает терять свои свойства. При замене не только обновляется сам антифриз, но и из системы вымываются те продукты коррозии, которые иначе бы накапливались.

8. Какого еще обслуживания требует система охлаждения?

Помимо промывки системы «внутри» (с заменой антифриза), необходимо следить за состоянием радиатора. Его забивает летящая с дороги грязь, которая со временем превращается в этакую «шубу», не позволяющую воздуху продувать радиатор и эффективно охлаждать мотор. Чтобы этого избежать, желательно раз в те же пару-тройку лет промывать радиатор снаружи: обычно для этого требуется снять его и помыть мойкой под низким давлением, чтобы не повредить.

9. В каких случаях должен включаться вентилятор системы охлаждения?

Вентилятор включается даже на непрогретой машине, если работает кондиционер: в этом случае он вращается на первой, пониженной скорости. Это штатный режим.

Кроме того, он включится на второй, высокой скорости, если температура двигателя приблизилась к максимальной: он охладит жидкость, температура мотора упадет на 10-20 градусов, и вентилятор выключит вторую скорость. Потом, когда мотор снова прогреется до верхней рабочей отметки — вентилятор опять включится. И так далее — это нормальный рабочий режим.

Вентилятор включится на вторую скорость на непрогретой машине или будет постоянно молотить на непрогретом автомобиле, если в системе охлаждения есть неисправности, зафиксированные блоком управления (попросту — «мозгами») двигателя. Например, если вышел из строя датчик температуры — вентилятор превентивно включается на максимальный обдув, чтобы гарантированно не перегреть двигатель.

10. Можно ли ездить, если неисправен вентилятор системы охлаждения?

Как ни странно, в ряде случаев можно. Вентилятор засасывает воздух через решетку радиатора на сам радиатор, то есть, когда ты едешь, набегающий поток воздуха точно так же охлаждает мотор, как это делает вентилятор. Только нужно выключить кондиционер — он выделяет избыточное тепло, и без вентилятора набегающий поток воздуха может и не справиться. Кроме того, в этом случае крайне не рекомендуется делать остановок — как только ты останавливаешься, охлаждение пропадает, и в глухой пробке мотор тут же «закипит».

как -то банально всё.

Помнится - покупал машину в Японии. З-х летняя коренная японка попрочнее и понадёжнее чем то, что сходит с наших конвейеров. Так вот продавец спросил : "Машина для себя или на продажу?". Отвечаю: "Для себя"))))))))). Япончик дал добрый совет: "Машина из фирмы, после японского тех.осмотра - так что ваших механиков к ней в течении 3-х лет можешь не подпускать даже, Меняй масло только" После трёх лет, когда продавал двигатель работал так, что покупатетль его даже не услышал" Япония, мать её.

есть в квн видео как раз о нашем автопроме) . - но сердце главдиректора автоваза так и не завелось. ДА ПОТОМУ ЧТО НЕТ СЕРДЦА У ГЛАВДИРЕКТОРА АВТОВАЗА))))))))))))))))))))))

Да и вообще рассмотрите самые частые проблемы в дороге и как их исправить, будет очень полезно молодым водителям, коим сам и являюсь)

Хорошо что рассмотрели литраж и работу на холодную. Самые частые проблемы или не долил или зимой опаздываешь и сразу едешь, потом становишься клиентом мастерских)

Источники: http://www.mhealth.ru/technics/garage/dvigatel_avtomobila_10_voprosov_o_sisteme_ohlazhdenija/

2 ≫

Наведите мышку на картинку, чтобы она стала интерактивной.

Зачем нужна система охлаждения двигателя уже можно догадаться из названия – работая, двигатель нагревается и охлаждается через радиатор. Это вкратце. На самом деле, задача системы охлаждения двигателя поддерживать его температуру в определенном диапазоне (85-100 градусов), называемом рабочей температурой. При рабочей температуре мотор работает максимально эффективно и безопасно.

После запуска, двигатель должен как можно быстрее достичь рабочей температуры. Для этого система охлаждения поделена на две части – малый круг и большой круг обращения. По малому кругу охлаждающая жидкость циркулирует максимально близко к цилиндрам и, соответственно максимально быстро нагревается. Как только она прогревается до наивысшей рабочей температуры, открывается клапан и жидкость уходит на большой круг, где не дает двигателю перегреться. Задача малого круга сохранить рабочую температуру, а большого — отвести лишнее тепло.

Приятно, когда салон быстро прогревается, а ведь это происходит потому, что печка это часть малого круга обращения. Через шланги жидкость уходит на радиатор печки и возвращается обратно. Что это значит? Чтобы печка начала дуть теплый воздух быстрее, ее надо включать тогда, когда согреется двигатель.

Термостат и помпа

Итак, мы выяснили, что двигатель не перегревается благодаря циркуляции ОЖ. Но что заставляет жидкость двигаться? Ответ – помпа. Это такой специальный насос, который приводится в движение двигателем через ремень, но бывают помпы и с электромотором. Основные неисправности помпы связанные с течью сквозь дренажное отверстие и износом подшипника (сопровождается писком). Также бывают помпы с пластиковой крыльчаткой, которая разъедается от некачественного антифриза.

Термостат, этот самый клапан, который открывается при нагреве ОЖ и пускает ее по большому кругу. Состоит из цилиндра с веществом, которые расширяется при нагреве; достигнув определенной температуры, оно выдавливает шток и открывает клапан. Остыв, шток втягивается, а клапан закрывается.

Радиатор является частью большого круга и устанавливается впереди автомобиля. В нем циркулирует жидкость, которая охлаждается встречным воздухом и вентилятором.

Крышка радиатора поддерживает давление в системе охлаждения. В ней есть клапан, который открывается, когда давление превышает рабочее, и стравливает лишнюю жидкость по шлангу в расширительный бачок.

Расширительный бачок нужен, чтобы сохранить жидкость, нужную для охлаждения. Когда антифриз в расширительном бачке охладится, он вернется по шлангу обратно в радиатор, исключая попадание воздуха. Есть совмещенные бачки с клапанной крышкой.

Вот как устроена система охлаждения двигателя. Среди основных проблем связанных с этой системой стоит выделить:

  • течь – может появиться везде, от каналов блока до расширительного бачка;

Основная причина – избыточное давление из-за неисправной крышки радиатора/расш. бачка

  • перегрев – возникает неожиданно, но паниковать не стоит. Лучше включить печку на полную, врубив высшую скорость, прекратить движение накатом и заглушить двигатель.

Основные причины – вытекла вся ОЖ в системе, отказал вентилятор, забит радиатор, вышел из строя термостат или помпа.

Основные причины – отсутствие антифриза, сломался термостат в открытом положении.

Источники: http://etlib.ru/blog/233-interaktivnaya-shema-sistemy-ohlazhdeniya-dvigatelya

3 ≫

Система охлаждения (или сокращённо СО) нужна для уменьшения температуры компонентов двигателя, которая повышается при его работе. Система охлаждения новых авто, кроме своей главной функции, выполняет ряд второстепенных, таких как:

  • охлаждение масел в смазочной системе,
  • нагревание воздуха в системах кондиционирования и вентиляции,
  • а также охлаждение воздуха в турбонаддувной системе и рабочей жидкости в случае с автоматической коробкой передач.

По типу охлаждения разделяют такие системы, как

В системах с жидкостным охлаждением двигателя поток жидкости отводит тепло от нагревающихся частей автомобиля. В воздушных системах охлаждения для этих целей используется воздушный поток, а в комбинированных объединяются подходы, использующиеся в обеих этих системах.

В данный момент наиболее распространены жидкостные системы охлаждения. Такие системы позволяют обеспечить эффективное охлаждение и низкий уровень шума.

В состав СО автомобилей включено большое количество элементов, в числе которых радиатор, вентилятор радиатора, термостат, а также центробежный насос и расширительный бачок. Для регулировки системы охлаждения используют управляющие элементы.

Принцип работы системы охлаждения состоит в том, что её функционирование обеспечивается при помощи системы, управляющей двигателем: если двигатель работает, то и СО работает, а если двигатель выключен, то и СО не будет работать. На наиболее современных автомобилях алгоритм работы реализуется по определённой модели, учитывающей многие важные параметры, в числе которых температуры жидкости масла, а также наружная температура и многие другие. Алгоритм используется для того, чтобы задать необходимые условия для активации и времени работы комплектующих системы охлаждения.

В системе осуществляется циркуляция охлаждающей жидкости при помощи центробежного насоса. Движение жидкости может происходить как продольно (т.е. от первого к последнему цилиндру), так и поперечно (т.е. от выпускного к впускному коллектору).

В процессе охлаждения двигателя охлаждающая жидкость нагревается и в зависимости от её текущей температуры циркулирует по малому или большому кругу. Когда двигатель запускается после длительного простоя, охлаждающая жидкость в системе холодная, как и сам двигатель. Для того, чтобы ускорить прогрев, жидкость начинает передвигаться по малому кругу, обходя радиатор, а термостат в это время закрыт.

Термостат открывается в процессе нагрева охлаждающей жидкости и тогда она начинает передвигаться по большому кругу, не пропуская при этом радиатор. Проходя через него, жидкость охлаждается при помощи потока воздуха. Так же при необходимости нагретая жидкость может охлаждаться воздухом от вентилятора. В ходе работы автомобиля данный цикл периодически повторяется.

Двухконтурная система охлаждения (сокращённо двухконтурная СО) может применяться на бензиновых двигателях. В этом случае один из контуров отвечает за охлаждение двигателя, а второй – за охлаждение воздуха наддувочной системы. Два этих контура не зависят друг от друга, однако оба используют один и тот же расширительный бачок. Такой подход предоставляет возможность поддерживать охлаждающую жидкость при различных температурах в каждом контуре, при этом разница между показателями может доходить до 100°С. Смешиванию двух потоков жидкости препятствуют дроссель и обратные клапаны, входящие в конструкцию.

Как было сказано выше, первый контур отвечает за охлаждение двигателя. В обычной СО осуществляется поддержка температуры не более 100-105°С. В двухконтурной СО показатель температуры в блоке цилиндров не превышает тот же показатель, при этом в головке этого блока температура ниже – обычно не более 88°С. Такой эффект достигается посредством использования двух термостатов, что по сути и представляет собой двухконтурную СО.

Объем циркулирующей жидкости больше в тех областях, в которых необходимо поддерживать более низкую температуру. Например, в данном случае треть охлаждающей жидкости будет циркулировать возле блока цилиндров, а остальная её часть окажется в контуре головки этого блока.

Чтобы обеспечить равномерное охлаждение используется схема поперечного охлаждения. Этот подход заключается в том, что охлаждающая жидкость циркулирует от выпускного к впускному коллектору.

Чем выше интенсивность охлаждения, тем выше и давление охлаждающей жидкости. Это давление каждый раз должно преодолеваться термостатом при открытии. Чтобы облегчить работу системы, один из устанавливаемых термостатов должен обладать двухступенчатым регулированием.

Когда двигатель запускается, термостаты закрыты. Сначала двигатель прогревается, а в это время охлаждающая жидкость двигается по малому кругу контура, расположенного рядом с головкой блока цилиндров. Данный процесс повторяется до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не поднимется до 88°С. Когда температура достигнет указанного показателя, охлаждающая жидкость будет циркулировать по большому кругу до того момента, пока её температура не превысит 105°С. Когда это произойдет, откроется термостат у блока цилиндров и начнется циркуляция жидкости в контуре данного блока.

Второй контур отвечает за охлаждение наддувочного воздуха. Такая система может быть представлена в виде охладителя, насоса и радиатора, соединённых с трубопроводами. Также в состав подобных систем включается турбокомпрессорный корпус подшипников.

Охлаждающая жидкость во втором контуре циркулирует при помощи насоса, включающегося при подаче сигнала от системы управления двигателем. При этом с охлаждающей жидкостью, проходящей через охладитель в радиатор, устраняется возникающее при работе автомобиля тепло воздуха.

При запуске двигателя автомобиля, особенно в холодное время года, может потребоваться быстрый прогрев, т.е. достижение деталями автомобиля необходимых для работы температур. Нынешние системы охлаждения могут обеспечить эффективность охлаждения, при этом в процессе прогрева автомобиля они никак не участвуют. Для того, чтобы решить данный вопрос, были созданы инновационные терморегулирующие системы, при запуске которых производится прогрев таких частей транспортного средства, как двигатель, салон и автоматическая коробка передач, а также достигается экономия бензина.

Инновационные терморегулирующие системы представлены в виде электронных управляющих систем, встроенных в используемую систему охлаждения. Комплект состоит из входных датчиков, управляющего блока и исполнительных устройств.

При помощи входных датчиков оценивается температура и рабочий режим двигателя. Для этого предназначены температурные датчики, оценивающие показатели в разных частях автомобиля. Далее информация от датчиков обрабатывается электронным управляющим блоком, т.е. системой управления двигателем. Эти сигналы обрабатываются соответствующим образом при помощи установленного в блоке ПО и после завершения процесса их обработки формируется набор управляющих инструкций, передаваемый исполнительным устройствам. Таким образом, управляющий блок связан с системой управления коробкой передач и системами климат-контроля.

Рабочий цикл инновационной терморегулирующей системы может быть представлен в виде последовательного запуска набора функций, к которому относятся нагрев масле АКПП, завершение циркуляции жидкости, отопление салона автомобиля и выключение теплообменника. В зависимости от модели терморегулирующей системы набор её функций может отличаться.

Циркуляция жидкости не осуществляется при запуске двигателя, т.к. в этот момент главный насос жидкости для охлаждения выключен, а её доступ в блок цилиндров закрыт при помощи отключающего клапана. Отсутствие циркуляции при старте двигателя позволяет быстрее прогреть его.

Так же по команде водителя может быть запущено отопление салона. Для этих целей активируется насос охлаждающей жидкости и начинается её циркуляция после открытия запорного клапана теплообменника. Когда температура жидкости достигает хотя бы 76°С, активируется главный насос, в результате чего показатели температуры в блоке цилиндров и его головке со временем выравниваются. При этом дополнительный насос не отключается.

При помощи теплообменника производится подогрев масел автоматической коробки передач. Когда достигается рабочая температура, соответствующий клапан закрывается и процесс завершается. При повышении температуры до 87 градусов (т.е. при полном прогреве двигателя) открывается отключающий клапан. При дальнейшем росте температуры начинает работать термостат и жидкость перемещается по кругу, проходя через радиатор.

Радиатор в системе охлаждения автомобиля нужен для уменьшения температуры разогретой охлаждающей жидкости при помощи воздушного потока. Чтобы увеличить теплоотдачу, радиаторы иногда оснащаются дополнительным трубчатым устройством.

Помимо главного радиатора могут быть установлены масляные радиаторы или радиаторы рециркуляционной системы. Первый из них предназначен для охлаждения масел в смазочной системе, а второй уменьшает температуру отработавших газов, что позволяет снизить температуру сгорания смеси и образование оксида азота. Функционирование радиатора рециркуляции обеспечивается посредством дополнительного насоса с охлаждающей жидкостью, интегрированного в охлаждающую систему.

Вентиляция радиатора необходима для того, чтобы поддерживать интенсивность охлаждения жидкости на необходимом уровне. Существуют вентиляторы радиаторов с различными приводами, в числе которых механические, гидравлический и электрические. Механические работают посредством непрерывного взаимодействия с коленчатым валом, электрические представляют собой управляемые элементы, а гидравлические функционируют при помощи гидромуфты.

В последнее время наиболее распространены вентиляторы радиаторов с электрическим приводов, т.к. они предоставляют широкие возможности настройки.

Центробежный насос необходим для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобиля. По-простому такой насос называется помпой.

Существуют различные варианты приводов, в числе которых ременные, шестеренные и многие другие.

Иногда на двигателях с поддержкой турбонаддува с целью охлаждения турбокомпрессора и наддувочного воздуха производят установку дополнительного циркуляционного насоса жидкости для охлаждения, подключаемого к системе управления двигателем.

При помощи термостата осуществляется регулировка необходимого количества жидкости, циркулирующей через радиатор, посредством чего поддерживается оптимальная температура в системе охлаждения. Термостат обычно располагается неподалеку от радиатора.

Для мощного двигателя может потребоваться электрический термостат, производящий двухступенчатую регулировку температурных показателей охлаждающей жидкости. В конструкциях термостатов имеется три положения – открытое, закрытое и частично открытое. Когда двигатель работает при полной нагрузке, производится полное открытие термостата. Затем температура жидкости падает до 90°С, что уменьшает вероятность детонации. В иных ситуациях охлаждающая жидкость функционирует при температуре до 105°С.

Температурный датчик служит для фиксации значений необходимых параметров, например, температуры охлаждающей жидкости, и преобразования полученных данных в электрический сигнал для последующей передачи. Чтобы расширить функционал охлаждающей системы на выходе радиатора можно поставить дополнительный температурный датчик.

Сигналы передаются от датчика к электронному управляющему блоку. После этого они обрабатываются специальным алгоритмом и формируется набор управляющих инструкций, передаваемый исполнительным устройствам.

В первую очередь, состояние охлаждающей системы определяется температурным режимом. При работе двигателя температура должна быть от 80 до 90 градусов.

Замена охлаждающей жидкости обычно происходит раз в год или два. Антифриз со временем утрачивает антиокислительные, антикоррозионные и другие важные свойства, что значительно затрудняет функционирование системы охлаждения. Также при эксплуатации транспортного средства следует периодически обращать внимание на уровень жидкости расширительного бачка. В норме он на несколько сантиметров превышает минимальную отметку. Подобная проверка проходит при выключенном и остывшем двигателе, в противном случае учтённые показания не отражают реальную ситуацию. Если жидкости недостаточно, то её надо будет добавить в бачок.

В том случае, если количество жидкости понижается при небольшом пробеге в очень короткий период времени, следует провести проверку СО на герметичность. Обычно герметичность соединений определяется посредством осмотра соответствующих деталей автомобиля. Перфорация системы (т.е. возникновение мелких дырочек) или протёки обычно возникают в местах соединений элементов. В случае нарушения герметичности необходимо локализовать и устранить проблему.

Также крайне важна плотность жидкости, особенно зимой – чем плотность ниже, тем медленнее будет происходить кристаллизация. Для проверки плотности используются такие приборы, как денсиметр или ареометр.

Стоит проверить возможные неисправности теплового режима. Например, перегрев при оптимальных условиях может возникать из-за проблем в функционировании термостата.

Состояние водяного насоса можно определить по биениям вала и шуму, издаваемому при работе. Повышенные показатели этих параметров будут свидетельствовать о наличии неисправности подшипника. Шум обычно анализируется во время холостых оборотов двигателя.

При диагностике системы охлаждения не стоит забывать о мерах безопасности. Переливать охлаждающую жидкость следует крайне осторожно, по возможности используя перчатки и респиратор, чтобы предотвратить взаимодействие вредных веществ с организмом.

Производить промывку системы следует на холодном двигателе, при этом надо соблюдать меры предосторожности в процессе работы с токсичной охлаждающей жидкостью.

При подготовке к промывке системы охлаждения автомобиль надо поставить на ровное место. Чтобы произвести слив жидкости понадобится открыть расширительный бачок и установить ёмкость необходимого размера рядом с ним. После этого можно отворачивать пробку сливного отверстия. Аналогичные действия следует проделать и с радиатором.

Затем можно будет залить новую охлаждающую жидкость в систему. Она заливается в расширительны бачок, пока её уровень не достигнет необходимых показателей.

После заливки надо будет проверить работоспособность автомобиля. Для этого необходимо прогреть двигатель, а затем выключить его и проверить уровень жидкости в бачке.

Ремонт системы охлаждения обычно представляет собой замену неисправных деталей. В зависимости от того, какая деталь вызвала дисфункцию системы, определяется и стоимость ремонта. Например, замена патрубка обойдется в несколько раз дешевле (в среднем 300-500 р.), чем замена радиатора, которая может стоить водителю нескольких тысяч рублей.

Полная замена системы производится редко и скорее вызвана тем, что автовладельца не устраивает функционал охлаждающей системы, нежели её неисправностью, т.к. вероятность одновременной поломки всех компонентов системы крайне мала.

Если стоимость замены каждой из деталей по отдельности при ремонте обходится в среднем в 1000-1500 рублей, то полная замена всей системы может стоить несколько десятков тысяч рублей, в зависимости от модели транспортного средства и типа устанавливаемого оборудования. Охлаждающая система состоит из более чем десятка комплектующих, поэтому такая цена на всю систему вполне обоснована.

Источники: http://avtotolk.ru/sistema-ohlazhdeniya/


Back to top