Как выбрать безопасную скорость движения. Длина остановочного пути

1 ≫

Какую же скорость следует выбирать водителю автомобиля в различных дорожных ситуациях с тем, чтобы движение было безопасным?

Согласно пункту 10.1 ПДД водитель должен вести транспортное средство с учетом интенсивности движения и дорожных условий. И здесь прежде всего необходимо помнить, что тормозной путь зависит от скорости в квадрате (Vа 2 ) :

- расчетные значения замедления при торможении;

- ускорение свободного падения;

- коэффициент сцепления шин с поверхностью для покрытий от гололеда до сухого асфальтобетона;

- коэффициент возможного снижения эффективности торможения на данном автомобиле.

Из формулы (1) следует, что с увеличением скорости от 40 км/ч до 80 км/ч тормозной путь увеличивается в 4 раза! Из той же формулы видно, что тормозной путь увеличивается на скользких покрытиях; например, при торможении на гололеде тормозной путь в 9 раз больше по сравнению с торможением на сухом асфальте. Соответственно, для обеспечения того же уровня безопасности движения по наледи необходимо во столько же раз снизить скорость транспортного средства.

При движении в напряженном транспортном потоке лучшие условия безопасности обеспечиваются, если транспортное средство движется со скоростью потока. Не только превышение этой скорости, но и занижение может вызвать создание аварийной ситуации. Поэтому двигайся со скоростью транспортного потока!

А какую же дистанцию необходимо держать до впереди движущегося транспортного средства? Согласно требованиям пункта 9.10 ПДД водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволяла бы избежать столкновения.

Большую часть транспортного потока составляют легковые, то есть однотипные автомобили. Поэтому примерное значение безопасной дистанции между ними можно рассчитать по формуле:

- время реакции водителя;

- время срабатывания тормозного привода;

- время нарастания замедления в зависимости от дорожных условий;

- скорости движения передней и задней машин, соответственно, в км/ч.

Так, для сухого асфальта и движения в транспортном потоке с одинаковой скоростью V1= V2 =60 км/ч безопасная дистанция составляет:

При движении с меньшей дистанцией и резком полном торможении передней машины задний автомобиль может столкнуться с передним. Вместе с тем, если внимательно посмотреть на движение в городских условиях, то увидим, что дистанция в нем заметно меньше расчетной 15 м. Следовательно, водители намеренно идут на уменьшение дистанции в надежде, что перед ними не произойдет резкого торможения автомобиля до полной остановки. Аварийное торможение машин обычно происходит при включении красного сигнала светофора, внезапном появлении пешехода на проезжей части или иных дорожных ситуациях. Сопутствующее такой ДТС столкновение машин ложится виной на водителя задней машины. При этом не важно, полностью или частично полосы движения машин совпадают (см. рис.). Лишь бы отсутствовал между ними боковой интервал.

Рассмотренные ситуации относятся к таким, в которых водитель передней машины прибегнул к экстренному торможению. Но ведь не редки случаи, когда остановка переднего автомобиля связана со встречным или попутным столкновением и происходит с замедлениями выше расчетных для данных дорожных условий. В таких ДТП обвинение водителя задней машин в нарушении пункта 9.10 ПДД без соответствующего экспертного исследования может привести к ошибочным решениям. И все же такие факты имеют место.

Так, в октябре месяце сего года водитель автомобиля ВАЗ-2106 Нестеров допустил столкновение с впереди двигавшимся автомобилем ВАЗ-2108, попавшим во встречное столкновение с автомобилем ГАЗ-31029. На месте происшествия водитель Нестеров был признан виновным в нарушении пункта 9.10 ПДД, как невыбравший безопасную дистанцию. При таком повороте событий ему предстояло возместить расходы по ремонту задней части автомобиля ВАЗ-2108 и, естественно, произвести ремонт своей машины. К удовлетворению водителя Нестерова при более внимательном анализе данного ДТП ошибка была исправлена и он сам был отнесен к разряду потерпевших.

Особенностями пункта 9.10 Правил пользуются некоторые водители, которые производят перестроение из ряда в ряд вблизи движущегося по этому ряду транспорта вопреки требованиям пункта 8.1 ПДД: ". маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения", провоцируют столкновение. Вину за это столкновение возлагают на водителя задней машины, как невыдержавшего безопасную дистанцию.

Так, водитель автомобиля ВАЗ-2104 Козлов, совершая перестроение при движении по Южному шоссе, принудил водителя автомобиля ВАЗ-21099 Фролова применить экстренное торможение и допустить столкновение с ним. Инспектор ГАИ при оформлении материала ДТП принял сторону водителя Козлова, а объяснения Фролова были проигнорированы. Водитель Фролов обратился в экпертно-консультационный центр (ЭКЦ) при Тольяттинском политехническом институте, тел.: (8469) 29-66-06, представив фотографии поврежденных частей машины. Специалисты ЭКЦ, совмещая эти части и моделируя движение машин перед столкновением, убедили все стороны в том, что перед ДТП имел место маневр автомобиля ВАЗ-2104.

В пункте 10.1 ПДД водителю предписывается при выборе скорости движения транспортного средства учитывать метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, которая может быть ограничена из-за тумана, обильного снегопада или дождя, освещенности участков проезжей части, дальностью света фар. Принцип выбора скорости машины в данных дорожных условиях и видимости впереди состоит в обеспечении возможности своевременно остановить транспортное средство до препятствия, появившегося неожиданно в поле зрения водителя.

Допустимая скорость, при которой обеспечивается безопасность, определяется из равенства остановочного пути и видимости в направлении движения:

- суммарное время реакции водителя, срабатывания привода и нарастания замедления.

Например, при движении по сухому асфальту на легковом автомобиле в ближнем свете фар с видимостью Sв=20 м, скорость не должна быть выше:

В дождливую погоду при той же видимости предельная скорость уже составляет:

Ясно, что управляя автомобилем, водитель не в состоянии провести такие расчеты и выбрать безопасную скорость в ссответствии с ними. Но он обязан знать, что скорость должна строго соответствовать дорожным условиям и видимости, и обеспечивать ее за счет опыта вождения, интуиции и здравого смысла.

Уверен, что соблюдение скоростного режима движения автомобиля водителем во всех ситуациях - верный залог безаварийной работы за рулем.

Источники: http://www.auto.msk.ru/rus/vclub/expert5.htm

2 ≫

Тормозная система автомобиля служит для уменьшения скорости его движения, быстрой остановки и затормаживания при стоянке. От своевременной остановки на нужном расстоянии зависит безопасность движения. Расстояние, пройденное от момента обнаружения водителем опасности (препятствия) до момента полной остановки автомобиля, называется остановочным путем (So) автомобиля. Он складывается из трех отрезков пути:

где Sр – путь, пройденный за время реакции водителя;

Sc – путь, пройденный за время срабатывания тормозного привода;

Sт – путь, пройденный за время полного торможения автомобиля.

Однако для того, чтобы предотвратить наезд или столкновение, необходимо к остановочному пути прибавить еще 2-3 метра. Остановочный путь плюс 2-3 м – это расстояние называется дистанцией безопасности.

Под временем реакции водителя понимается время, необходимое для передачи головному мозгу впечатления, полученного водителем с момента обнаружения им препятствия на пути следования до момента начала действия на привод управления тормозами. Время реакции зависит от профессионального опыта, возраста, личных качеств и состояния здоровья водителя. Особенно резко увеличивается время реакции у водителя, находящегося в нетрезвом состоянии. Время реакции у разных людей неодинаково. Так, при ожидании водителем опасности и готовности к торможению она равна 0,7-0,8 сек; если водитель внимателен, но не готов к торможению, – 0,9 сек; если же водитель не внимателен (разговаривает, отвлекается), – 1,5-1,9 секунды.

Под временем срабатывания тормозного привода понимается время, за которое тормоза вступят в работу. Чем резче нажатие на педаль, тем быстрее срабатывает тормозной привод. Время срабатывания тормозных систем зависит от типа тормозных приводов; так, для гидравлического – 0,2 сек, пневматического – 0,6 секунды.

Тормозным путем автомобиля называется расстояние, которое проходит автомобиль от начала торможения до полной его остановки. Величина тормозного пути автомобиля зависит от скорости движения, профиля дороги (ровная, подъем, спуск), типа дорожного покрытия (асфальт, грунт и др.), состояния покрытия (сухое, мокрое и др.), типа и состояния шин, рисунка протектора и давления воздуха внутри камеры.

Длина тормозного пути и величина замедления в зависимости от скорости движения автомобиля приведены в таблице 1.

Скорость движения перед началом торможения, км/час

Величина тормозного пути, м

Величину тормозного пути автомобиля можно определить по формуле:

Но так как масса автомобиля равна m = G/g, то есть m = G/9,81 кг•сек 2 /м, а скорость выражается в км/час, то для перевода ее в м/сек нужно воспользоваться переводным коэффициентом, равным 3,6, таким образом:

где Sт – тормозной путь автомобиля, м;

V – скорость движения автомобиля, км/час;

φ – коэффициент сцепления шин автомобиля с дорогой;

g – ускорение силы тяжести, равное 9,81 м/сек 2 .

В связи с тем, что состояние шин различное и, следовательно, сцепление шин с дорогой не бывает одинаковым, в расчетную формулу вводят поправочный коэффициент Кэ, который называют коэффициентом эффективности торможения. Тогда тормозной путь будет равен:

Среднее значение коэффициента эффективности и торможения на сухом асфальтобетонном покрытии, определенное на основании опытов, приведено в таблице 2.

Грузовые грузоподъемностью до 4,5 т и автобусы длиной до 7,5 м

Грузовые грузоподъемностью свыше 4,5 т и автобусы длиной более 7,5 м

Зная эти данные, остановочный путь можно рассчитать по формуле:

где So – остановочный путь;

V – скорость движения автомобиля, км/час;

t1 – время реакции водителя, сек;

t2 – время срабатывания тормозов, сек;

φ – коэффициент сцепления шин с дорогой;

3,6 – перевод V из км/час в м/сек;

Кэ – коэффициент эффективности торможения.

Путь торможения автомобиля в зависимости от скорости движения и состояния дорожного покрытия при условии технической исправности тормозов и хорошем состоянии протектора шин приведен в таблице 3.

Допустимые величины тормозных путей автомобилей и автобусов при однократном нажатии на педаль ножного тормоза при движении без нагрузки со скоростью 30 км/час на сухом горизонтальном участке дороги с твердым покрытием и коэффициентом сцепления не менее 0,6 представлены в таблице 4.

Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 8 т, а также автопоезда, сконструированные на их базе; автобусы длиной до 7,5 м

Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 8 т, а также автопоезда, сконструированные на их базе; автобусы длиной более 7,5 м

Если же при этих условиях не обеспечивается установленная эффективность торможения, то эксплуатация автомобилей и автобусов запрещается.

Показателем эффективности торможения может быть величина тормозного пути или величина максимального замедления (отрицательного ускорения). Ее определяют по формуле:

где j – замедление, м/сек 2 ;

φ – коэффициент сцепления колес с дорогой;

g – ускорение силы тяжести, м/сек 2 .

Замедление при торможении в основном зависит от величины коэффициента сцепления шин с дорогой, следовательно, эффективность торможения зависит от массы автомобиля, типа и состояния дорожного покрытия.

Согласно Правилам дорожного движения, водитель должен выбирать дистанцию безопасности в зависимости от скорости движения и тормозных качеств автомобиля, состоянии покрытия проезжей части дороги, профиля дороги, водительских навыков и опыта с таким расчетом, чтобы затормозить и избежать наезда в случае внезапной остановки автомобиля, движущегося впереди.

Дистанция безопасности на сухой ровной дороге при хорошей видимости практически определяется из такого расчета: 1 м расстояния на 1 км скорости движения транспорта. Например, при скорости 30 км/час – дистанция безопасности равна 30 метрам.

Источники: http://avtomobil-1.ru/tormozhenie-avtomobilya.html

3 ≫

Остановочный путь – для водителя это не просто фраза. Из-за того, каким он будет — зависит целостность автомобиля, свое здоровье, а так же здоровье пассажиров и пешеходов.

Остановочный путь – это пройденное автомобилем расстояние с того момента, как водитель обнаружил какую-либо опасность для дальнейшего движения и до того момента, как автомобиль полностью не остановился.

Именно поэтому, следует держать дистанцию между собой и впереди идущим автомобилем – ведь если водитель передней машины внезапно ударит по тормозам, то вам понадобиться время, и соответственно метры дороги чтобы воспроизвести свой остановочный путь.

Остановочный путь зависит от многих факторов. Один из главных:

Другие факторы не менее важны:

Сам же остановочный путь состоит из двух составляющих – то расстояние, длина пути, которое автомобиль двигался с момента обнаружения опасности до переноса ноги на педаль тормоза.

Вторая составляющая – это то расстояние, которое автомобиль проехал с момента нажатия тормоза до его полной остановки.

Какое время занимает реакция водителя?

У разных водителей среднее время наступления реакции, но в среднем – 0,5 секунды. Но эти данные показываю и намного большее время – до 1,5 секунды.

Так от чего зависит это время?

  • От пола. У мужчин реакция более развита, чем у женщин.
  • Возраст тоже напрямую влияет на реакцию. Как показывает статистика, у пожилых людей реакция в среднем происходит по истечению секунды, а у молодых людей – менее половины доли времени.
  • Стаж. Если опытному водителю для принятия какого-либо решения нужна доля секунды, то новичок будет некоторое время думать над принятием решения и осмысливанием ситуации.
  • Условия. В городах водитель всегда видит перемены, держит разные скорости, разгоняется и тормозит. На трассе из-за однообразности реакция замедляется.
  • Время. Ночью у всех людей реакция затупляется, а днем становиться быстрее.
  • Погодные условия так же влияют на быстроту реакций. Если за окном снег, дождь, пыль или туман – водитель полностью поглощен этой проблемой, и время для реакции нужно немного больше.
  • Мобильный телефон так же увеличивает время. Не зря вели штрафы за разговоры без специального устройства.
  • Медицинские препараты – если идет их прием, то нужно проконсультироваться с врачом, можно ли во время приема водить автомобиль. Некоторые лекарства притупляют реакцию и вызывают сонливость.

У каждого транспортного средства свое время до остановки. Тормозная система в разделах автомобилей работает практически одинаково, разница лишь в состоянии тормозных колодок.

Определенное транспортное средство сможет остановиться за:

  • Легковые автомобили – 12-13 секунд.
  • Автобусы до 5 тонн – 13-14 секунд.
  • Автобусы свыше 5 тонн – 16-17 секунд.
  • Грузовые тс до 3,5 тонн – 15-16 секунд.
  • Грузовые тс от 3,5 до 12 тонн – 17-18 секунд.
  • Грузовые тс массой более 12 тонн – 17-18 секунд.
  • Двухколесные мопеды или мотоциклы – 7-8 секунд.
  • Мотоцикл оснащенный прицепом – 8-9 секунд.
  • Легковые автомобили с прицепом – 13-14 секунд.

Для того, чтобы тормозной путь был как можно меньше и соответствовал таблице, расположенной выше, следует придерживаться правилам дорожного движения и рекомендуемой скорости.

  • Так, в населенных пунктах не стоит превышать скорость более 60 километров в час, а во дворах и жилых зонах – не стоит ехать более двадцати километров в час.
  • Для автобусов перевозящих детей есть ограничение по всем дорогам – шестьдесят километров в час.
  • Такие же условия скорости нужно соблюдать транспорту, у которого в кузове на специальных лавках сидят люди. Автобусам, будь то междугородними или маломестными, а так же мотоциклам разрешено ехать не более 90 километров в час.
  • Всем остальным автобусам, а так же автомобилям категории «в» которые буксируют прицеп – на автомагистралях можно ездить не более 90 километров в час.
  • Те же правила касаются и грузовиков с полуприцепами. А вот по остальным дорогам эти транспортные средства могут ехать не более чем 70 километров в час.
  • Легковым и грузовым авто (если полная масса не превышает трех с половиной тонн) по автомагистралям можно ездить со скоростью 110 километров в час, а по всем остальным дорогам – не более 90километров в час.

Расчет остановочного пути транспортного средства

Для расчета тормозного пути можно использовать одну из наипростейших формул:

  1. SO – это путь, который автомобиль пройдет до полной остановки
  2. SP — это те метры, которые автомобиль проедет за время реакции водителя
  3. SCT – метры, которые авто проедет за время срабатывания тормозов
  4. ST – непосредственное торможение

На примере можно произвести нехитрые расчеты:

Благодаря таким нехитрым подсчетам можно сделать вывод о том, что автомобиль проедет, с момента обнаружения водителем опасности до момента полной остановки транспортного средства, 36 метров.

Но все-таки, не стоит полагаться на этот расчет.

Ну и напоследок. Не забывайте вовремя проходить технический осмотр транспортного средства или делайте осмотр сами.

Держите необходимое давление в шинах, периодически заглядывайте в бачок, который предназначен для тормозной жидкости – если уровень мал – подливайте. Проверяйте состояние дисков и шин автомобиля, и не забывайте «переобуваться».

Отменить ответ

По вопросам сотрудничества обращайтесь по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство AutoJurist911.ru не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.

Копирование материала возможно только с активной ссылкой на сайт.

Источники: http://autojurist911.ru/ostalnoe/ostanovochnyj-tormoznoj-put.html


Back to top