1 ≫
-
Во время покупки авто возникает вопрос о том, какой коробке передач отдать предпочтение – механической или автоматической? Если выбор пал на механику, то здесь все предельно ясно.
А остановившись на АКПП, необходимо будет выбирать из 3-х вариантов – вариатор, гидромеханический автомат или робот.
Вариатор или автомат? Есть над чем призадуматься…
Вариатор
Вариатором называется разновидность АКПП, которая не имеет фиксированных переключений передач. Принцип работы вариатора автомобиля, чем-то напоминает велосипед, но только имеющий несколько звездочек на заднем колесе. При переключении на большую из них – можно легко ехать под гору, но педали нужно крутить чаще и скорость существенно ниже. При езде по ровной дороге необходимо переключиться на меньшую звездочку – педали крутятся реже, а скорость движения велосипеда выше.
Вариатор выглядит примерно так
Теперь непосредственно о том, что такое вариатор в автомобиле. В отличие от устройства велосипеда вариатор работает за счет ременной передачи, т.е. ремень вместо цепи, а вместо задних звездочек – шкив (ведомый), диаметр которого изменяется в зависимости от условий движения. При этом ведущий шкив имеет постоянный размер. Ремень, который соединяет 2 шкива, представляет собой соединение прочных металлических пластин или многозвенную цепь.
Цепь вариатора состоит из ряда прочных металлических пластин или является многозвенной цепью
Разница между автоматом и вариатором наиболее ощутима во время переключения передач. На вариаторе этот процесс незаметен, что достигается за счет плавного изменения диаметра ведомого шкива.
Нагрузка на движок и другие элементы привода в автомобилях, укомплектованных коробкой вариатором, в отличие от автомата, более оптимизирована. А то, что за управление мотором отвечает электроника, способствует более «щадящему» режиму его работы. Это значит, что обслуживания вариатор требует реже, а его ремонт маловероятен. К преимуществам вариатора можно также отнести более стремительный разгон автомобиля, меньшее потребление топлива и меньший шум, издаваемый во время работы.
Вариатор или автомат?
Но наряду с преимуществами обладает он и недостатками. Так в коробку вариатор, в отличие от автомата, необходимо заливатьспециальную жидкость, уровень которой требуется постоянно и точно контролировать. А также нельзя производить замену этой жидкости похожей с другой марки авто.
Решая вопрос выбрать вариатор или автомат, следует обратить внимание и на более дорогостоящий его ремонт и ограниченное количество спецов, способных его выполнить. Для правильной работы вариатора очень важны сигналы с датчиков скорости, давления, ABS, положения коленвала. Выход из строя хотя бы одного из них может привести к неправильной работе всей трансмиссии.
Также имеет ограничения буксировка автомобиля с вариатором. Самым лучшим вариантом при буксировке автомобиля оснащенного коробкой вариатором будет эвакуатор. Если авто с передним приводом, то можно установить только передние колеса на платформу эвакуатора, задние останутся на поверхности дороги. В таком случае транспортировка неограниченна. Если же автомобиль полноприводный, буксировать его в таком виде на расстояние более 40 км и скоростью, превышающей 40 км/ч (параметр 40/40), категорически запрещено – «полетит» задний мост. Когда эвакуатор по каким-либо причинам вызвать нет возможности, буксировать автомобиль можно только при нейтральном (N) положении рычага коробки вариатора и соблюдая параметр 40/40.
Автоматическая коробка передач
Коробка-автомат состоит из механической КП, гидротрансформатора и системы управления. Гидротрансформатор заключен в герметичный корпус, где и расположены все его конструктивные элементы, а сам корпус заполнен трансмиссионной жидкостью. Гидротрансформатор изменяет и передает крутящий момент от мотора к механической коробке передач, которая предназначена для ступенчатого изменения крутящего момента и движения авто задним ходом.
Автоматическая коробка передач
Гидромеханическая коробка передач способствует плавному старту (без рывков) и переключению передач, без необходимости выжимать педаль сцепления, которой на автомобилях с АКПП нет вообще. Переключение передач производится по команде блока управления в соответствии с условиями движения.
О том вариатор или автомат, что из них будет надежнее работать, существует множество мнений. При правильной эксплуатации и соблюдении регламента технического обслуживания и вариатор, и гидромеханическая коробка не склонны к частым поломкам. Но в ремонте и обслуживании автомат более доступен, так как сервисов, специализирующихся на ремонте АКПП, намного больше. Но и недостатков автомат имеет много – моменты автоматического переключения передач довольно ощутимы, а расход топлива немногим больше по отношению к МКПП (при одинаковых характеристиках движков).
Роботизированные КП
Данный тип коробки передач был создан, дабы преодолеть недостатки вариатора и автомата. За основу была взята обычная механическая коробка. Одновременно ножной привод сцепления заменен на электрический, а рычаг коробки и тягу к гидротрансформатору сменили электрические исполнительные механизмы. Одним словом переключение передач и управление сцеплением выполняется электронным блоком.
Идеей для создания автоматизированных механических коробок передач послужило желание снизить потребление топлива. Это и является главным достоинством «роботов». Но избежать «рывков» при переключении передач инженерам не удалось, как они не старались оптимизировать эти моменты. Также на роботизированные КП негативно сказываются пробуксовки в агрегатах сцепления. Применяются такие коробки преимущественно на автомобилях малых классов.
Более усовершенствованы «роботы» класса DSG, которые состоят из 2-х агрегатов, а переключение передач производится через 2 модуля сцепления: 1, 3, 5 передачи связаны с движком через первый модуль, а второй «обслуживает» 2, 4 и 6.
Принцип работы роботизированной АКП
Главное преимущество использования 2-х модулей сцепления это то, что при разгоне (например, на 3-й передаче) блоком управления заранее подготовлена следующая скорость (4-я), он выжидает только наиболее подходящий момент, чтобы мгновенно ее включить независимыми сцеплениями. Переключения передач выполняются за считанные миллисекунды, и они попросту незаметны, что делает разгон плавным и быстрым.
Вариатор или автомат, что же все-таки лучше?
Вариатор – это разновидность АКПП, но от гидромеханической коробки он отличается.– Основное отличие вариатора от автомата:
- улучшенная динамика разгона;
- меньшее потребление топлива.
Но однозначно ответить на вопрос, что из них лучше нельзя, так как все зависит от того для каких целей будет использоваться автомобиль, и от присущей водителю манеры вождения. Гидромеханическую АКП можно советовать тем, кто предпочитает внедорожник для комфортной езды по городу, но и за город выезжать не забывает, при этом ездит по сугробам, а не только по шоссе. Вариатор наиболее подойдет поклонникам запредельной плавности хода.
Роботизированная АКП позволяет экономить топливо
Если же водитель предпочитает спокойную езду на небольшом авто, а главное очень важен минимальный расход топлива, то обыкновенный «робот» будет просто незаменим. Любителям активного драйва, резких поворотов, которые знают толк в маневренном и скоростном управлении авто, больше подойдет «робот» класса DSG либо же обычная «механика».
Что лучше, вариатор или автомат? : 1 комментарий
Спасибо, всё просто и понятно, а так же познавательно.
Источники: http://avtofirst.ru/chto-luchshe-variator-ili-avtomat.html
2 ≫
-
Благодаря очевидным преимуществам, бесступенчатая вариаторная трансмиссия (CVT) все более активно устанавливается на автомобили, вытесняя традиционные гидротрансформаторные АКПП. Всего 15..20 лет назад почти исключительно Nissan вкупе со своим основным поставщиком автоматических коробок – компанией Jatco – активно развивали тему автоматов с непрерывным рядом передаточных чисел. Они и набивали шишки, устраняя многочисленные недостатки вариаторов. За последние 5..6 лет все основные японские автопроизводители обзавелись в своей линейке моделями с единственным вариантом автоматической трансмиссии в виде вариатора. Не отстают от японцев и их европейские партнеры по концернам. Интересны разработки компании Audi в области таких устройств.
Усилиями конструкторов связанные с бесступенчатыми коробками фобии постепенно забываются, но проблемы еще есть:
- психологическое неприятие многими водителями алгоритма работы CVT;
- несовершенство технологии и связанный с этим достаточно низкий срок эксплуатации;
- желательность следования рекомендациям по управлению автомобилем с CVT;
- низкая ликвидность автомобилей с бесступенчатым автоматом на вторичном рынке.
Если перед вами стоит проблема выбора между автомобилями с вариатором или без него, или вы уже являетесь владельцем такой машины, разобраться стоит поподробнее.
Для водителя даже с небольшим опытом управления автомобилем привычно синхронное движение стрелок спидометра и тахометра. Нарастает звук работы двигателя – разгоняется автомобиль. Вариатор заставляет привыкать к другой системе.
При плавном и размеренном движении обороты двигателя поддерживаются на одном невысоком уровне в зоне максимальной топливной экономичности и акустического комфорта. Плавный разгон или замедление не сопровождаются заметными реакциями со стороны мотора. Даже в таком режиме вариатор сбивает с толку непривычного водителя.
Ситуация усугубляется при интенсивном разгоне. Резкое нажатие на газ сопровождается быстрым, единовременным перемещением оборотов двигателя в зону максимального крутящего момента. В тоже время сама машина разгоняется плавно и постепенно. Обороты зависают на одной высокой ноте, мотор ревет и действует на нервы.
Несмотря на достаточно динамичный разгон, начинает казаться, что машина отстает от потока. Психологически водитель ожидает подтверждения разгона нарастанием рева двигателя. А отсутствие этого явления вызывает дискомфорт. До покупки машины с CVT обязательно стоит прокатиться на авто, где установлена такая автоматическая коробка, и прислушаться к своим ощущениям. Если монотонное гудение выбивает вас из колеи, стоит поискать другой вариант.
Впрочем, производители уже нашли пути примирения предыдущего опыта управления авто с особенностями CVT. Электроника управления коробкой имитирует наличие виртуальных передач. Для современных моторов с широкой полкой высокого крутящего момента становится некритичной синхронизация нарастания оборотов двигателя и разгона автомобиля и ступенчатый переход к следующей виртуальной «передаче». Для обычных моторов с выгнутой моментной характеристикой эта технология нивелирует основное преимущество вариатора (постоянная работа ДВС в оптимальном режиме).
Если минусы в работе «варика» еще терпимы, то вероятность его быстрого выхода из строя с последующим дорогостоящим ремонтом заставляет нервничать куда сильнее. Современная «механика» или гидротрансформатор имеют ресурс близкий к аналогичному показателю всего автомобиля, а вариатор, доживший до отметки в 200 тыс. км – пока еще большая редкость. Чаще необходимость восстановления возникает еще до первой сотни. Причина в конструктивных особенностях CVT.
Как устроен вариатор
Усилие передает клиновой ремень, зажатый между коническими поверхностями ведущего и ведомого шкивов. Синхронно сводя или раздвигая конические поверхности шкивов, можно менять соотношение плеч приложения тягового усилия на ведущем и ведомом шкиву и соотношение их скоростей вращения. Это дает возможность в любой момент времени обеспечить любое передаточное соотношение в очень широких пределах.
Передача усилия в тангенциальном направлении должна происходить с минимальным проскальзыванием. При этом торцы пластин ремня или осей звеньев цепи постоянно скользят по поверхности конусов шкивов в радиальном направлении для изменения передаточного соотношения.
Трудности реализации
В традиционных коробках передача усилия происходит за счет зацепления без развития сверх нагрузок. В нашем случае за передачу момента отвечает сила трения. Для работы контактных поверхностей без паразитного проскальзывания приходится создавать колоссальные давления.
Автомобильный мир давно отказался от резиновых клиновых ремней, оставив их для малокубатурной мототехники. Необходимость передачи сотен Н*м заставила перейти к использованию пакетов стальных пластин, набранных на стальных же лентах. В вариаторах Subaru и Audi используются клиновые многозвенные ремни. С коническими поверхностями рабочих шкивов контактируют торцы осей звеньев.
Даже такие усовершенствования не избавили механизм от основных проблем – высокие износ и тепловыделение в зоне контакта ремня и конусов. Для охлаждения и смазывания узла работа механизма происходит в масляной ванне. Смазывающей жидкости приходится работать в специфических условиях.
Для любого другого масла характерно снижение вязкости в зоне повышения давления и температуры. Жидкость для CVT должна иметь противоположные свойства. В зоне передачи эффективного усилия нужны высокая вязкость и сила трения для предотвращения проскальзывания. Все остальные элементы конструкции должны смазываться естественным образом.
Современные жидкости для CVT уже достаточно эффективны, но они так и не смогли устранить интенсивное срабатывание контактных поверхностей. Масло в коробке активно насыщается продуктами износа. Они попадают в подшипники шкивов, клапаны гидроблоков, планетарный редуктор, узлы насосов, горит пакет фрикционов, заменяющий сцепление, засоряются фильтры. Последнее чревато масляным голоданием и лавинообразным истиранием.
масло для вариатора
Для многих моделей коробок характерно появление воя подшипников уже при пробеге в 50 тыс. км. Бывает, посторонние звуки ошибочно принимают за неисправности ступичных подшипников колес автомобиля и меняют годные детали. Если долго не обращать внимания на гул из CVT, люфт в подшипниках приведет к рассогласованию во взаимном расположении конусов шкивов. Меняется угол между ними. Торцы пластин ремня контактируют с конусами не по плоскости, а по точке, с резким увеличением давления, задирами и быстрым выходом всего узла из строя.
Подклинивающие из-за металлической взвеси клапаны гидроблока перестают обеспечивать синхронность сведения и разведения конусов ведущего и ведомого шкивов. Ремень оказывается то прослаблен, то перетянут. Последствия – быстрый износ и выход из строя. Любые рывки в работе вариатора – серьезный повод для немедленного обращения в сервис.
радиатор вариатора
Вариатор выделяет много тепла. Проблемы с его отведением изменяют параметры работы элементов системы. Меняются геометрические размеры и коробятся детали CVT, перегреваются и отказывают блоки управления, подгорают фрикционы.
Стальные ленты ремней, особенно при работе на малых радиусах, постоянно изгибаются и распрямляются. В материале накапливаются усталостные изменения, ремни растягиваются и коробятся. Из-за нарушений в зацеплении выход из строя ускоряется. Цепь работает без изгибающих нагрузок и в этом смысле надежнее.
- При любой нештатной ситуации автоматика устанавливает шкивы устройства в среднее положение, передача становится фиксированной. Остается возможность потихоньку добраться до ближайшего сервиса. Чтобы не преодолевать недостатки CVT собственными силами как можно дольше, нужно следовать ряду важных правил:
- отказаться от резких ускорений, особенно в тяжелых дорожных условиях;
- длительные толкание в пробках и продолжительная езда на близких к максимальным скоростям заставляют ремень вариатора обкатываться по малому радиусу, этого лучше избегать;
- застрявший автомобиль с вариатором нельзя вытаскивать «в раскачку», резкое изменение направления вращения «убивает» шкивы и ремень устройства;
- по той же причине не служит долго CVT у любителей тормозить о бордюр;
машину с CVT не буксируют, эвакуатор дешевле, чем последующий ремонт;
- лучше отказаться и от буксирования других автомобилей;
- предписанные производителем сроки замены жидкости в CVT стоит сократить
- вдвое, по возможности с маслом нужно менять и фильтра;
- внимательно нужно следить за состоянием внешних теплообменников и периодически очищать их;
- в морозные дни первые километры лучше проехать максимально плавно, это позволит избежать проскальзывания ремня относительно шкивов при загустевшей жидкости.
Если вы еще не стали владельцем автомобиля с CVT, вам есть о чем подумать. Большинство новых автомобилей с этим типом трансмиссии от известных производителей можно покупать совершенно спокойно. При следовании вышеизложенным правилам, первый владелец вряд ли успеет исчерпать ресурс капризной коробки. При покупке б/у техники обращать внимание нужно не только на пробег авто, но и на год выпуска. CVT постоянно совершенствуются. Для свежих моделей детские болезни их более ранних собратьев уже не так актуальны, а служат они дольше.
В любом случае наличие вариатора на понравившемся экземпляре – отличный повод для торга. Поддавшись искушению, стоит помнить, что устранение любой, самой минимальной проблемы обойдется в 10 тыс. руб. и более. Более серьезные сюрпризы могут потянуть на сумму от 50 до 100 тыс. руб., а замена устройства в сборе вполне возможно затянет на половину стоимости автомобиля. Стоит учитывать, что на восстановленную бесступенчатую коробку не дают гарантию больше 20 тыс. км. При этом срок службы агрегатов с разборки не известен никому.
Источники: http://pro-zamenu.ru/transmissiya/plyusy-i-minusy-variatora.html
3 ≫
-
Многие из тех, кто покупает автомобиль, имеют довольно туманные познания о его работе, устройстве и принципе движения. А еще меньшее количество водителей знают, что такое вариатор в машине, где он находится и как правильно эксплуатировать вариатор. Вариаторной коробкой передач называют специальную механическую конструкцию, функция которой заключается в передаче энергии мотора колесам, и делают они это бесступенчатым методом. Чтобы было понятней, то можно сказать, что это АКПП, которая работает совсем по другому принципу, то есть в ней нет ступеней. Принцип работы вариатора и его особенности предлагаем рассмотреть подробнее.
В отличие от традиционных АКПП, бесступенчатая не имеет передач, то есть лишена зубчатых шестерен. Внешне и по особенностям езды определить автомобиль с вариатором не удается. Его даже не так просто отличить от АКПП. Различия все же есть и заключаются они в принципе работы:
- нет фиксированных передач;
- нет толчков в момент движения;
- плавные изменения на разгоне или торможении передаточного числа.
Именно за это многие предпочитают бесступенчатый вариатор cvt обычной трансмиссии.
Есть два вида вариаторов: тороидный и клиноременной.
Клиноременной состоит из таких деталей: 2 раздвижные шкива, ремень, соединяющий их. Движение шкивов приводит к удару друг с другом. А ремень – это металлическая лента (другой материал не способен выдержать подобные нагрузки). В момент сближения шкивов ремень выталкивается и становится клинообразным, а если они раздвигаются -то уходит внутрь. В это же время уменьшается передаточное отношение и радиус. В промежуточном положении ремень прямой.
Вариаторы делятся на два типа: тороидный и клиноременной
Движение шкивов осуществляется за счет специального гидравлического привода. А он управляется в современных авто электроникой. Водителю достаточно выбрать режим – спортивный, стандартный – а электроника соответствующим образом настраивает работу вариатора. Вот на этом основан принцип действия вариатора клиноременного типа.
Тороидная модель устроена немного иначе. Главные элементы здесь – ролики и соосные диски, между которыми передается крутящий момент. Для изменения отношения должно поменяться положение роликов.
Стоит сказать, что практически каждый автопроизводитель разрабатывает свой тип коробки. Это означает, что вариаторы от разных производителей могут значительно отличаться друг от друга. Отличия заключаются в типе ремня, особенностях шкивов.
Безусловно, имеет вариатор плюсы и минусы, которые влияют на выбор конкретной модели авто. Но от этого популярность не перестает расти, что обусловлено их преимуществами. «За» выступают экологи, а также водители.
Особенности и преимущества вариатора
- Постоянное ускорение от полной остановки до крейсерской скорости. Машина едет плавно, нет рывков во время езды.
- Отличная реакция на изменение условий движения, например, наклон дороги, скорость движения Меньше выбросов в окружающую среду.
- Меньший процент потери мощности по сравнению с обычной АКПП. Автомобиль почти никогда не замедляется, даже при повышенных нагрузках.
- Лучшая работа двигателя. Улучшенные динамические показатели.
- Простая конструкция и малое количество составляющих. Меньшая масса вариатора по сравнению с трансмиссионной коробкой.
- Машина удерживается в определенном диапазоне мощности, независимо от скорости движения.
- Экономия топлива.
Тем не менее, несмотря на приведенные достоинства, есть и недостатки вариатора. И они следующие:
- Несмотря на кажущуюся простоту, нуждается в регулярном уходе, обслуживании, что далеко выходит за рамки обычной диагностики. Главная проблема — в ремне, который изнашивается довольно быстро, и каждые 50-70 тыс. км надо его менять.
- Конструкционные особенности вариатора делают его практически непригодным для сильных нагрузок, поэтому его редко устанавливают на машины, предназначенные для езды в плохих условиях.
- Срок службы вариатора – назвать его долговечным нельзя.
- Из-за причин, описанных в пункте 1 и 3 сервисные центры неохотно берутся за ремонт cvt, так как обычно его полная замена производится намного легче. Правда, владельцу это обойдется примерно в 30-40% от стоимости машины.
- Не всем водителям нравится его «задумчивость», ведь для переключения передач надо несколько секунд.
Таким образом, говоря про надежность вариатора, можно смело выбирать АКПП, несмотря на более сложную конструкцию последней детали. Упомянутые виды вариаторов уже давно распространены в странах Европы, на наши дороги они попали недавно. Но все больше водителей знают про кпп вариатор, понимают, что это и выбирают для езды.
Рычаг переключения передач на вариаторе
Если водитель слышал, что такое вариатор на машине, то это уже хорошо, но для управления авто обычного понимания недостаточно. Ремонт, точнее замена данного узла, обойдётся дорого (о чем уже ранее упоминалось). Надо обязательно знать, как пользоваться вариатором, чтобы не допустить серьезных повреждений.
Подобно классическому «автомату», вариатор лишен педали сцепления. А вот по принципу работы и конструкционным особенностям они полностью отличаются. Чтобы разобраться с тем, как правильно ездить на вариаторе, познакомимся с режимами его работы:
“P» – означает паркинг. Применяют при подъезде к месту длительной остановки. С этого положения запускается мотор;
“D” – движение, драйв. Режим обычного движения;
“N”— нейтраль. Используют во время остановок на наклонной плоскости. Водитель должен остановить автомобиль педалью тормоза, перевести рычаг в данное положение, активировать ручник, отпустить тормоз и повторно его выжать;
“L” – низкий. Данный режим применяется при буксировке и в сложных условиях передвижения. Его можно сравнить с первой передачей «механики»;
“S” – спортивный. Режим, когда используется максимальный потенциал. Его оценят любители полихачить и те, кто не упускает возможности стартовать со светофора;
“E” – экономный. Полная противоположность приведенному выше режиму.
Если почитать про бесступенчатый вариатор отзывы, то станет понятно, что он любит уход. В частности, надо периодически менять трансмиссионное масло. Жидкость надо использовать специальную, которая, несмотря на свою специфику, стоит не так дорого. Если вовремя не заменить жидкость или не долить ее, то это приведет к проскальзыванию ремня, из-за чего могут разрушиться диски.
Эксплуатация вариатора при низких температурах
Еще один важный вопрос: «Как прогреть вариатор зимой?». В условиях нашего климата это более чем актуально. Когда столбик термометра опускается ниже нуля, то с вариаторной КПП происходит следующее:
- Густеет жидкость, которая залита в коробку. Это снижает смазывающие свойства масла, что повышает нагрузку на все узлы. Правда, возможно подобное только при достаточно низких температурах.
- Снижается эластичность резиновых компонентов.
- Металл имеет свойство сжиматься на морозе, и это может привести к изменению регулировочных параметров.
Оставляя про коробку вариатор отзывы, водители делятся опытом эксплуатации в холодное время года. Единого мнения о том, как правильно прогревать, нет, и на тематических форумах ведутся жаркие споры на эту тему. Прогревать можно в движении, на стоянке. Авторитетные специалисты говорят, что повысить ресурс вариатора поможет правильный прогрев, характер которого напрямую зависит от температуры воздуха.
Правильный прогрев продлит жизнь вариатора
- При температуре от 0 до -5: прогрев не требуется
- От -10 до – 15 градусов: 3-5 минут на стоянке и 5-7 минут в движении
- От -15 до -23 градусов: 5-10 минут на стоянке и 10-15 минут в движении
- От -23 до -30 градусов: 10-15 минут на стоянке и 15-20 минут в движении.
- При температурах ниже -30 градусов эксплуатация только в случае необходимости и только в щадящем режиме.
Сегодня водители встают перед дилеммой — вариатор или механика, что лучше – и выбор обычно делают в пользу первого. Если вы готовы смириться с недостатками, то преимущества станут наградой за испытанные неудобства. При правильной эксплуатации узел прослужит долго и безупречно, но если придется ремонтировать, то обойдется дорого. Мы довольно подробно разобрали устройство вариатора автомобиля, чтобы каждый мог открыть для себя новые технологии и повысить комфорт жизни.
А для большей наглядности — посмотрите видео на нашем сайте про устройство вариатора, его особенности, преимущества и недостатки
Источники: http://mytopgear.ru/interesting/trasmission/chto-takoe-variator-v-avto-i-printsip-ego-rabotyi/