Как распознать помеху справа

1 ≫

Правило «уступить дорогу помехе справа» навязло на зубах – больно удачная формулировка. При этом нарушается оно так часто, что впору выпускать отдельную инструкцию по обращению с «помехами справа». Чем мы сейчас и займемся.

Народное название «правило правой руки» относится к п. 13.11 ПДД, который обязывает водителей, проезжающих перекресток равнозначных дорог, уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа, а трамваям – с любых направлений.

Проблема в том, что многие водители не могут распознать перекрестки равнозначных дорог. Классическая ситуация – Т-образные перекрестки. Если они не обозначены знаками приоритета, интуитивно кажется, что главнее тот, кто едет прямо. Это вполне объяснимо, потому что в подавляющем большинстве случаев дорога, идущая прямо, обозначается знаками «Главная дорога», а примыкающие к ней «свертки» - знаками «Уступи дорогу» или «Стоп». Но если их нет, начинает действовать «правило правой руки». А значит, приближаясь к такой дороге, примыкающей справа, мы должны остановиться и выпустить машины. Психологически это непросто, привычка сильнее, но в случае ДТП вам могут вменить нарушение п. 13.11.

Другое дело, что далеко не каждое пересечение проезжих частей является перекрестком. Скажем, если вы едете вдоль живого массива, то примыкать справа может не полноценная дорога, а обычный дворовый проезд, суть – прилегающая территория. То же само относится к выездам с АЗС или с территории промзон. Соответственно, в этом случае по умолчанию пропускает тот, кто выезжает с прилегающей территории (п. 8.3). И перекрестком такие пересечения не являются, то есть п. 13.11 в данном случае не применим.

Вот только как отличить выезд с прилегающей территории от перекрестка равнозначных дорог? Иногда это несложно, скажем, любой из нас легко сориентируется на выезде с АЗС. Но в гущах жилых массивов сплошь и рядом встречаются места, где уходящая в недра дворов дорога является то ли проездом, то ли полноценной улицей. Хорошо, когда есть знаки приоритета или обозначения жилой зоны, а если их нет?

Собственно, однозначного критерия, улица это или выезд с прилегающей территории, в ПДД вы не найдете. Один из признаков прилегающей территории – это отсутствие сквозного проезда, но очевидно, что, двигаясь первый раз по незнакомому району, вы не в состоянии угадать, сквозной этот проезд или нет. Более того, иногда вмешивается российская специфика, например, в «глухой» двор зимой могут накатать альтернативную дорогу через заснеженный газон, создавая иллюзию сквозного соединения с какой-нибудь крупной трассой.

В случае ДТП на таких неочевидных пересечениях для установления виновности группа разбора может изучить план города и установить, является ли территория прилегающей или пересекаемая проезжая часть была полноценной дорогой. Другими словами, в некоторых ситуациях вы, как водитель, не можете наверняка знать, считается ли пересечение перекрестком или выездом с прилегающей территории. Так что делать?

Перестраховываться. Если вы подъезжаете к пересечению без знаков приоритета, у вас есть помеха справа и нет очевидных признаков прилегающей территории – будьте готовы уступить. Вообще парадоксальность ситуации в том, что иногда в родном районе из года в год приходится ездить не по правилам, потому что большинство водителей упорно не желают признавать улицу, идущую вдоль жилого массива, полноценной дорогой. Тем не менее, даже если большинство едет «по интуиции», нужно быть готовым к появлению правильного водителя, и если он у вас справа – уступать.

Но правило «правой руки» действует еще в ряде случаев, например, при разъездах на парковках или АЗС. Типичная ситуация: вы едете по полупустой парковке, по узкому проезду справа приближается другая машина. Кто должен уступить? Тот, у кого помеха справа, то есть вы. И в данном случае действует не п. 13.11 (перекрестка-то нет), а п. 8.9: «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа»

Наконец, схожее правило действует при одновременном перестроении двух машин в одну полосу (п. 8.4.). Например, вы, двигаясь по третьему ряду, решаете перестроиться во второй. Чуть позже вас с первого ряда перестроение во второй начинает другая машина. Интуитивно кажется, что прав тот, кто первый. Но если произойдет ДТП, в дело может вступить п. 8.4, которые обязывал уступать при наличии помехи справа. Так что, перестраиваясь от центра дороги к периферии, будьте готовы уступать дорогу не только попутным машинам, но и тем, кто смещается от обочины в сторону осевой.

А вообще во всех неочевидных ситуациях заведите себе привычку если не уступать по умолчанию, то хотя бы быть готовым уступить. В 99% случаев это гораздо проще и быстрее, чем вникать потом в тонкости многочисленных пунктов правил, КоАП, ГОСТы и СНиПы.

Источники: http://www.anews.com/p/10018774/

2 ≫

В правилах дорожного движения многих стран прямо или опосредствованно используются понятия «помеха справа» и «правило правой руки». Как и когда их использовать?

Правило правой руки

Указанные термины являются равнозначными и обозначают требование к водителю уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся с правой стороны от него. Эти правила касаются только равнозначных участников движения. Что это значит?

При возникновении отношений типа «транспортное средство – пешеход» или «безрельсовое транспортное средство – трамвай» правило «помеха справа» не используется, поскольку и пешеход, и трамвай являются участниками движения с особым правовым статусом.

Во всех остальных случаях «правило правой руки» применяется тогда, когда очередность проезда невозможно определить, используя сигналы регулировщика, светофора или знаки приоритета движения.

Правило «помехи справа» используется лишь в том случае, если траектории движения транспортных средств пересекаются.

Перестроение

Вы двигаетесь по многополосной дороге, не выполняя никаких маневров по перестроению. Должны ли вы уступать дорогу и пропускать автомобили, выполняющие перестроение в ваш ряд из других полос? Ответ однозначен – никого пропускать вы не обязаны.

В случае одновременного перестроения, уступать дорогу должен водитель транспортного средства, перестраивающегося с левой полосы на правую, поскольку у автомобиля, выполняющего перестроение с правой полосы на левую имеется преимущество в виде отсутствия помехи с правой стороны.

Проезд перекрестков

Проезд регулируемых перекрестков осуществляется путем выполнения команд, подаваемых регулировщиком, или световых сигналов светофора. Если перекресток – нерегулируемый, очередность его проезда регулируется знаками приоритета.

В случае перекрестка, образованного пересечением равнозначных дорог в действие вступает «правило правой руки».

При повороте направо, когда траектория движения автомобиля не пересекается с траекториями движения других транспортных средств, правило «помехи справа» не используется, следовательно, автомобиль продолжает движение своим курсом без ограничений.

При прямолинейном движении через перекресток необходимо уступить дорогу транспортному средству, подъехавшему с правой стороны перекрестка, независимо от того, какой маневр оно собирается выполнить.

В случае поворота налево водитель обязан уступить дорогу машине, двигающейся во встречном направлении.

Исключением является лишь ситуация, если водитель встречного автомобиля собирается также выполнить левый поворот. При таком раскладе на перекрестке можно разъехаться без пересечения траекторий движения и не создавая друг другу помех.

Разъезд на прилегающих территориях

Под прилегающими территориями подразумеваются автостоянки, парковки супермаркетов, автозаправочные станции, пункты автосервиса, дворы многоквартирных домов и прочие.

Во время движения по таким территориям необходимо придерживаться «правила правой руки». Многие об этом не знают или попросту игнорируют возникающие помехи справа. По этой причине психологически будьте готовы к тому, что идти на уступки придется вам.

Помните о том, что автомобиль, выезжающий с прилегающей территории, обязан уступать дорогу абсолютно всем.

В случаях, когда разъезд с использованием «правила правой руки» вызывает затруднения, воспользуйтесь проверенным и безотказным правилом «ДДД» (дай дураку дорогу).

Часто избежать дорожно-транспортного происшествия помогает не регламентируемая никакими правилами обычная водительская вежливость.

Будьте на дороге взаимно вежливыми! Ни гвоздя вам, ни жезла!

Источники: http://goodmaster.com.ua/avtomobil/kak-ispolzovat-pravilo-pravoj-ruki.html

3 ≫

Очередность проезда автомобилей по трассе и улицам города обозначается и оговаривается в правилах дорожного движения.

Регулируемость очередности возлагается на расставленные по трассе дорожные знаки приоритета, на установленные светофоры, а также на обычный регулировщик.

Для определенных частных ситуаций, как правило, в процессе маневрирования, требуется опираться на установленные нормы ПДД, только так можно понять, что делать, если возникает помеха справа, кто должен уступить.

Одним из основных правил является перестройка из полосы в полосу. В этом случае уступает дорогу тот, водитель, который двигается без смены направления.

Правило «правой руки» актуально для тех случаев, когда один из регуляторов не в состоянии применить правила по причине их полного бездействия.

Есть много таких участков дороги, где не только никаких регулировщиков и стандартного светофора, но также никаких знаков.

Как в подобном случае нужно действовать водителю, кто получает преимущественное право осуществления проезда? Стоит более тщательно разобраться в данном принципе движения, тем более что между опытными водителями действует определенное универсальное правило.

Отвечая на вопрос, что такое помеха справа, можно отметить, что правило «правой руки» знают все без исключения водители. К нему за помощью обращаются в большом количестве разных ситуаций.

Вот самые основные правила ПДД помеха справа:

  1. При пересечении нерегулируемого пересечения равных по статусу трасс.
  2. При разъездах на стоянках и на станциях АЗС.
  3. В процессе перестройки авто, двигающихся в одном направлении, но по разным полосам дороги.

В данной статье можно вспомнить автошколу и особенности правила «помехи справа». Можно узнать, что это такое, а также в каких ситуациях может быть использовано.

Сразу стоит отметить, что в ПДД полностью отсутствуют такие общепринятые между водителями термины, как «правило правой руки» и «помеха справа на перекрестке».

По сути, это на условном уровне упрощенные выражения пункта 8.9 ПДД России. Его суть заключается в том, что правила не могут особым образом регламентировать все возникающие на дороге ситуациях с тем, кому отдается приоритет на трассе.

Если последовательность проезда не была предусмотрена Правилами Дорожного Движения, водители должны обязательно разъехаться между собой, пропуская водителя, «мешающего» с правой стороны. Только после этого потребуется продолжить передвигаться.

Говоря иными словами, если по пути следования человек пересекает путь иного транспортного средства, и, если общая очередность движения не оговорена ПДД, он должен уступить этому автомобилю трассу, если на момент пересечения машина будет находиться справа.

К знакам приоритета относятся такие обозначающие указатели, как «Главная дорога», «Пересечение с дополнительной дорогой», «Уступите дорогу», «Движение без остановки запрещен», «Преимущество перед встречным движением».

Особого внимания заслуживает равнозначный перекресток. Это обычное пересечение трасс с равным покрытием, а также тех, что характеризуются равным приоритетом.

Если знаков приоритета, перечисленных выше, нет, между водителями автоматически начинает действовать правило «правой руки». В этом случае перекресток на автоматическом уровне становится равнозначным.

Если помеха появляется справа от водителя, уступает он, если слева был замечен автомобиль, он обязан уступить дорогу.

Согласно данному правилу должен действовать и оппонент. Если он сталкивается с помехой справа, он обязательно должен обеспечить рядом едущему водителю право первичного проезда.

Таким образом, если на трассе приоритет движения не определен знаками, светофором и регулировщиком, «помеха справа во дворе» от ведущего водителя должна получить преимущество в перемещении.

Если при нарушении данного правила возникают аварийные ситуации, причин для этого может быть три. Виновник ДТП не очень хорошо знаком с ПДД. Такие водители полагают, что раз на прошлом перекрестке он ехал по главной, то и в данной ситуации ситуация повторится.

На деле это не так, отчего и появляется аварийная ситуация. Также виновник ДТП может полагать, что в процессе его выезда с грунтовой дороги, его обязаны все пропускать и те, кто передвигается слева, в том числе.

Если осуществляется выезд на асфальт, водитель должен всем уступить дорогу, так как грунтовка – это во всех случаях второстепенная трасса. Данное правило распространяется к выезду со стадионов, парковок и иных подобных территорий.

Нередко между участниками движения возникает аварийная ситуация, возникшая на основании того, что водитель посчитал, что он не обязан пропускать водителя с правой стороны по той причине, что он поворачивал налево. Поворот в этом случае ничего не меняет.

Видео: «За рулем». ПДД: помеха справа

Принцип перемещения, описанный выше, относится к категории универсальных, но требуется четко знать границы его использования. У правила «правой руки», как и всех иных норм, есть три обязательных условия, когда действует правило.

Они могут решить вопрос, как определить помеху справа:

  1. Траектории движения автомобилей должны обязательно пересекаться. В этом случае автомобили не будут мешать друг другу и смогут спокойно разъехаться в правилах предусмотренных направлениях.
  2. Правило действует по отношению равнозначных участников. Ни один из участников спорной ситуации, который стремится обязательно проехать первым, не должен иметь определенного статусного преимущественного положения, равнозначного иным участникам движения. В этом случае нельзя использовать принцип правила правой руки в таких отношениях, как транспортное средство – пешеход, трамвай и обычный автомобиль. В этом случае пешеход и трамвай являются участником дорожного движения.
  3. Общая очередность проезда не оговаривается пунктами ПДД. Говоря иными словами, если планируется использовать именно это правило, не должно быть предусмотрено ПДД.

Вот несколько примеров по данным правилам. Если водитель выезжает со стоянки одновременно с иным автомобилем, данная ситуация не имеет четкого правила ПДД. В этом случае дорогу нужно уступить едущему справа водителю, который является помехой справа.

Можно рассмотреть еще один случай с одновременным перестроением равнозначных по передвижению авто. Если в ситуации принимают участие мотоцикл, который не имеет в лице легковушки правой помехи, он перестроится первый.

Что касается водителя легкового автомобиля, то он будет правой помехой для мотоциклиста, соответственно обязан будет уступить ему место.

Также стоит рассмотреть условия, когда понятие «помеха справа» является не актуальным, например, действует ли на парковке правило помехи в 2017 году.

Данный вопрос выше рассматривался с точки зрения применения правила, а здесь в качестве ответа на вопрос, в каких случаях оно не действует.

Вот несколько ситуаций, достойных внимания:

  1. Несоответствие статуса участников движения. Термин «помеха справа» будет неактуальным в случае, если изначально участники движения являлись неравнозначными по статусу. Это может быть сложившаяся спорная ситуация между авто и пешеходом, а также ситуация с безрельсовыми транспортными средствами и трамваями.
  2. Неравнозначность приоритетных положений участников, урегулированная дорожными знаками, светофором и регулировщиками.

Второй пункт стоит рассмотреть более подробно на примерах. Если один водитель находится на главной дороге, а второй едет по второстепенной, между собой они смогут применить правило правой руки. Здесь преимущественным правом будет обладать тот, кто едет по основной трассе.

Если один водитель перемещается по дороге, а второй выезжает с заправочной станции или с жилого двора, спорная ситуация по уступке дороги не может быть решена по правилу «помеха справа».

Согласно правилам ПДД, человек, который выезжает из прилегающей рядом расположенной территории, обязан уступать всем дорогу.

Стоит рассмотреть еще одну ситуацию. Один водитель двигается под зеленый сигнал светофора, а рядом едущий перемещается по дополнительной секции светофора.

Изначальной позиции двух водителей являются равнозначными, так как едущий на рядом расположенную дополнительную секцию при главном запрещающем обязан пропустить вперед всех выезжающих на основной разрешающий светофорный сигнал.

Есть и иные ситуации, когда описываемое правило не «работает». Например, при начале движения или при передвижении задним ходом предварительно нужно уступить дорогу иным водителям.

Правило «правой руки» может быть применимо и в процессе перемещения по перекресткам.

Несмотря на то, что ПДД в разделе 13 регламентируют определенные правила по проезду по перекресткам, процесс при желании можно достаточно серьезно упростить, используя самое универсальное правило правой руки.

Сформулировать данный принцип можно следующим образом – при равных возможностях водители должны разъехаться с иными транспортными средствами, используя как раз правило «правой руки».

Сложности с использованием данного правила, применяемого на перекрестах, как правило, сопровождается некоторой динамичностью дорожных событий.

В процессе перемещения по перекрестку требуется помнить ситуации, когда применять правило «правой руки» настоятельно не рекомендуется.

Это ситуации максимально четкой регламентации грамотно выстроенной очередности движений. Вот самые основные из них:

  • «спор» с трамваем. Рельсовое транспортное средство должно проехать первым, так как у него имеется приоритет, основанный на самой категории данного городского средства передвижения. Правило помехи справа в отношении трамвая не актуально. Трамваи во всех ситуациях пользуются приоритетом;
  • изначальная неравнозначность позиций. Если водители находятся на трассе на разных по приоритетности направлениях, то есть кто-то едет на основной, а кто-то на второстепенной, их отношения не будут решаться с использованием принципа «помехи справа».

Сюда также можно отнести ситуацию, когда перемещение осуществляется по дополнительной секции светофора. Это ситуация распространяется на основной сигнал запрещения.

Людям, перемещающимся по дополнительной трассе или выезжающим с жилого двора, нужно уступать дорогу всем.

Желательно перед этим установить зрительное взаимодействие с водителем, перемещающимся с левой стороны.

В этом случае будет ясно, какими будут его последующие манипуляции. Это не особое универсальное правило, просто так можно показать водителям свое намерение.

Если водитель никак не реагирует, если скорость его автомобиля не снижается, нужно обязательно пропустить его.

Особо неуравновешенные водители, пытаются преподать таким упрямцам урок и едут напрямую. Не стоит так делать. Это приведет к возникновению аварийной ситуации. Не стоит тратить свои нервы, время и здоровье попытку что-то доказать.

Главное правило «помехи справа» представляет собой метод решения вопросов относительно преимуществ движения при полном отсутствии трех основных категорий приоритетности, то есть светофора, дорожных знаков и регулировщика.

Само по себе правило «правой руки» говорит о том, что водитель обязан пропустить и дать возможность проехать водителю, чье средство передвижения приближается с правой стороны.

Если при перестроении или при выезде на главную дорогу совершить определенные ошибки, водителям будет назначен штраф за нарушение ПДД.

Источники: http://pravo-auto.com/pomeha-sprava-kto-dolzhen-ustupit/


Back to top