Преодоление неровностей: боковая разгрузка

1 ≫

Компьютерная диагностика, привязка ключей, отключение иммобилайзеров, ремонт автоэлектрики, возможен выезд к клиенту +375(29)2000959

Преодоление неровностей: боковая разгрузка

Когда вам на дороге встречается яма критической глубины и объехать ее нет никакой возможности, а тормозить уже поздно, то, чтобы избежать сильного удара по подвеске, можно воспользоваться приемом, называемым боковой разгрузкой. Он основан на использовании центробежной силы, возникающей при повороте, когда машину кренит и значительная часть ее веса переносится с одного борта на другой, т.е. на динамической разгрузке одной стороны автомобиля. Колеса, идущие по внутренней стороне дуги, значительно легче преодолевают препятствия: упругие элементы подвески разжаты и могут вместе с амортизатором работать на полный ход, так как большая часть массы машины «давит” на внешние колеса. Этот эффект используется и на прямой, когда одну из сторон автомобиля разгружают резким маневром руля «вправо-влево” или наоборот. При правильном исполнении приема можно не только разгрузить, но и приподнять одно или два колеса над дорогой и пропустить под ним небольшое препятствие, например, яму или открытый колодец. Этот прием сравнивают иногда со стоянием на одной ноге и подниманием другой.

Такой прием применяется в первую очередь для спасения переднего колеса, которое важнее заднего, потому что является управляемым, а на переднем и полном приводах к тому же еще и ведущим, сложнее подвешено и уязвимее. При повороте руля внутренние колёса разгружаются, но неодинаково. Передний стабилизатор поперечной устойчивости, работая как торсион, дополнительно стремится приподнять внутреннее переднее колесо, в то время как сзади, при отсутствии стабилизатора, этот эффект отсутствует.

-Можно избежать удара от неожиданно возникшего препятствия, когда времени практически нет.

-Помогает с преодолением выпуклостей, например, «лежачего полицейского”, если он не доходит до самого бордюра (узкого ровного кусочка сбоку достаточно для прохода колес одного борта).

-Высокий коэффициент сцепления шин с дорогой (асфальт, бетон).

-Узкое препятствие (не во всю ширину дороги).

-Прием опасен в плотном потоке машин, т.к. резкий маневр вызывает еще более резкую реакцию соседей, что может привести к столкновению или наезду на пешеходов. На шоссе выполнять его следует также осторожно: скорости у всех высокие при относительно плавных траекториях. Применять его следует, будучи уверенным, что спасение подвески не приведет к более тяжелым последствиям.

-При преодолении больших бугров, камней и других неровностей с выпуклой поверхностью удар разгруженного колеса о высокое препятствие может привести к опрокидыванию.

-При мягкой длинноходной подвеске, высоком центре тяжести (джипы) и на высокой скорости можно сильно и опасно раскачать машину.

-При недостаточно быстром и резком рулении возможен занос.

-Психологическая сложность приема: когда вам на пути встречается глубокая яма, возникает естественное желание повернуть руль в сторону от препятствия. А его надо повернуть именно в сторону препятствия.

-Прием выполняется в границах одной полосы движения.

-Чтобы усилить разгрузку, можно предварительно раскачать автомобиль в боковой плоскости, выполнив для этого контрсмещение, т.е. предварительный небольшой поворот в сторону, противоположную основному маневру.

-Газ во время маневра не сбрасывается.

-На достаточно близком расстоянии от препятствия производятся максимально быстрые рывки рулем: первый — в сторону препятствия, и, без паузы, второй — для возврата к исходному направлению движения. Задерживать колеса в повороте нельзя — это может послужить «приглашением к заносу”.

-Чем выше скорость машины, тем меньшей должна быть амплитуда рывкового руления. Момент выполнения приема соотносится со скоростью движения и инерционностью рулевого управления — чем выше скорость, тем быстрее «набегает” препятствие, тем раньше надо начать прием.

-В завершающей фазе приема (возврат к прежней траектории) делаем компенсирующие движения рулем для стабилизации машины по курсу. При выравнивании возможен «отбой” подвески со стороны нагруженного борта.

-Движения рулем можно сделать более плавными, если сопровождать их прибавлением газа.

Источники: http://help4auto.com/2015/07/03/bokovaya-razgruzka/

2 ≫

С опозданием заметив на дороге глубокую яму или открытый канализационный колодец, можно спасти переднюю подвеску от сильного удара, используя боковую разгрузку.

Немного физики

Во время резкого или крутого поворота, несмотря на изменившуюся траекторию движения колес, автомобиль в полном соответствии с законами инерции будет стремиться сохранить прямолинейное направление движения.

Из-за воздействия на машину центробежной силы происходит ее динамическая разгрузка, при которой большая часть веса автомобиля переносится на сторону, противоположную направлению поворота.

В силу этого основная часть веса машины будет давить на колеса, идущие по внешней стороне дуги траектории движения, а внутренние колеса, наоборот, разгрузятся.

Пружина внутреннего колеса передней подвески в это время пребывает в разжатом состоянии, амортизатор разгружен и способен работать на полный ход, а передний стабилизатор поперечной устойчивости кузова, работая в режиме торсиона, будет приподнимать переднее внутреннее колесо.

В результате выше описанных процессов переднее колесо машины, идущее по внутренней стороне дуги поворота, будет либо незначительно прижато к полотну проезжей части, либо даже на несколько миллиметров приподнимется вверх.

Это даст возможность пропустить под ним открытый колодец или глубокую яму.

Техника выполнения боковой разгрузки

Увидев во время движения впереди своего автомобиля глубокую яму, объехать которую нет возможности, а для остановки перед ней — недостаточно и времени и пространства, во избежание сильного удара по передней подвеске, выполните единственно правильный в сложившейся ситуации маневр — боковую разгрузку.

Рассмотрим порядок действий для ситуации, когда необходимо проехать по яме, расположенной на траектории движения левого колеса. В случае расположения глубокого препятствия с правой стороны, описанные ниже действия следует выполнять с точностью до наоборот.

Итак, яма находится слева. На расстоянии 1 – 2 метров от препятствия (чем выше скорость движения – тем больше расстояние) сделайте быстрый рывок рулем влево. От этого маневра автомобиль «сядет на правый бок», разгрузив при этом левый.

Не задерживая руль руль в повернутом положении, верните его в исходное положение, восстановив начальное направление движение. Именно в этот момент ваша машина пройдет над ямой, не успев опустится в нее левым передним, а в случае четкого и акцентированного выполнения приема – и задним, колесом.

Работа рулем должна быть быстрой: рывок рулем влево и сразу же рывок им вправо в исходное положение. В случае задержки руля в повернутом влево положении вместо боковой разгрузки произойдет занос задней части машины вправо со всеми вытекающими последствиями.

Усилить эффект боковой разгрузки можно, предварительно раскачав автомобиль: сначала поворот руля вправо, затем влево и после этого выравнивание его положения. Результат разгрузки будет более выраженным, если в момент выполнения приема увеличить подачу топлива (нажать на педаль акселератора).

Маневр боковой разгрузки выполняйте только в условиях хорошего сцепления шин с дорожным покрытием, остерегайтесь выполнения этого приема в плотном потоке машин.

Описанную технику можно использовать и для проезда неровностей с выпуклой поверхностью (бугров, камней и прочих препятствий). При этом будьте предельно осторожным, поскольку удар разгруженного колеса о слишком высокую преграду чреват опрокидыванием автомобиля.

Освоение приема боковой разгрузки требует методичной отработки техники его выполнения. Основная трудность заключается в том, что в случае возникновения на дороге препятствия, водитель рефлекторно пытается объехать его и поворачивает руль в противоположную от ямы сторону, а его нужно поворачивать в сторону неровности.

Источники: http://goodmaster.com.ua/avtomobil/bokovaya-razgruzka.html

3 ≫

На курсах контраварийного вождения рассказывали про полезнейший для наших дорог приём, боковую разгрузку автомобиля — под катом подробно описана физика процесса.

У меня не очень хорошо получалось это упражнение, поэтому я предложил инструктору показать мне пару уроков его кунг-фу. В итоге получилось видео упражнения с двух ракурсов, совмещённое с небольшим тест-драйвом моего «тапка»

Итак, что за разгрузка и для чего она нужна?

Довольно часто на наших дорогах встречаются «критические» препятствия, наезд на которые почти гарантированно гнёт/ломает диск, делает грыжу на резине или как минимум ощутимо бьют по подвеске — открытый люк, глубокая яма, и т.д. Хорошо, если вы заметили неровность заблаговременно и смогли оттормозиться/объехать её, но что делать после точки невозврата? Выход есть, но не все о нём знают и уж тем более не все умеют делать.

Манёвр под названием «боковая разгрузка» основан на использовании центробежной силы, возникающей при повороте — когда одна из сторон автомобиля динамически разгружается за счёт переноса части её веса на противоположную сторону. Ведь не секрет, что в повороте колёса на внутренней стороне дуги ощутимо легче преодолевают препятствия, т.к. упругие элементы подвески разжаты и могут работать на полный ход; в то время как основная часть массы машины «давит» на противоположные колёса (находящиеся на внешней стороны дуги). Ничто не мешает использовать этот приём и на ровной дороге, разгружая необходимую сторону автомобиля резким поворотом руля «вправо-влево» или наоборот. Примерно как для преодоления препятствия поднимают одну ногу лыжники/роллеры/конькобежцы (это к вопросу о цапле в начале поста, если кто не понял).

Правильное выполнение приёма позволяет не только разгрузить нужную сторону, но и приподнять колесо над опасным препятствием, что повышает шансы сохранить автомобиль (пассажиров и т.д.) в целости и сохранности. При желании (= при наличии навыков) можно приподнять и оба колеса, но в первую очередь позаботиться надо именно о переднем, которое априори важнее заднего, так как является управляемым; а на переднем и полном приводах оно же ещё и ведущее, сложнее подвешено и уязвимее.

  1. Упражнение необходимо выполнять в границах одной полосы движения;
  2. Для усиления разгрузки можно предварительно раскачать автомобиль в боковой плоскости, выполнив контрсмещение, то есть небольшой поворот в сторону, противоположную главному манёвру;
  3. Скорость не ниже 30 км/ч (помните, что чем выше скорость, тем быстрее «набегает» препятствие и тем раньше надо начинать прием). Газ во время маневра не сбрасывается;
  4. Непосредственно перед самим препятствием максимально быстро производятся два рывка рулем (двумя руками до скрещивания): первый — в сторону препятствия, второй (без паузы) — для возврата к исходному направлению движения («руль прямо»). Даже на скользкой дороге такой манёвр безопасен для траектории движения, но если сделать хотя бы небольшую паузу между рывками, это послужит «приглашением к заносу». Чем выше скорость, тем меньшей должна быть амплитуда рывкового руления;
  5. В завершающей фазе манёвра (возврат к прежней траектории) делаются компенсирующие движения рулем для стабилизации автомобиля.

Важно помнить: — Необходим высокий коэффициент сцепления шин с дорогой (асфальт, бетон) — Препятствие должно быть узким (коротким) — не на всю ширину дороги; — Прием опасен в плотном потоке машин, так как резкий маневр может вызывать еще более резкую реакцию соседей (что может привести к столкновению или наезду на пешеходов. Говоря проще — спасать подвеску имеет смысл только в том случае, если это не приведет к более тяжелым последствиям; — Мягкая длинноходная подвеска и высоком центр тяжести (то есть речь о джипах) на высокой скорости может сильно и опасно раскачать автомобиль; — При преодолении больших бугров, камней и других неровностей с выпуклой поверхностью — удар разгруженного колеса о высокое препятствие может привести к опрокидыванию автомобиля;

Для отработки упражнения необходимо проделать 100−200 повторений, предварительно изучив технику силового рывка двумя руками без перехватывания. Сперва «преодолевается» психологическая сложность — поворот руля в сторону препятствия, а не от него (сперва возникает естественное желание уехать от препятствия). Затем отрабатывается минимальный увод передней части автомобиля и точное попадание разгруженного колеса на препятствие, потом всё остальное (увеличение скорости, «прыжки», более высокие препятствия). В качестве «тренировочного» препятствия вполне подойдёт какая-нибудь доска или кусок покрышки (или лежачий полицейский, не доходящий до края дороги).

Источники: http://avto-robot.ru/preodolenie-nerovnostej-bokovaya-razgruzka.html


Back to top