Что лучше - ГУР, ЭУР или ЭГУР?

1 ≫

Удовольствие от вождения конкретного автомобиля сложно описать словами, но можно попытаться объяснить его конструктивными особенностями. Если говорить об информативности рулевого управления, то кроме архитектуры шасси автомобиля в целом важную роль играет тип его усилителя.

Неинформативный, или «ватный», руль, его плохой самовозврат, слабая обратная связь с дорогой и так далее – все эти моменты зависят в первую очередь от конструкции рулевой системы. Основополагающую роль здесь играют потери на трение и паразитный момент инерции.

рулевое управление

Эталонная система – гидравлический рулевой редуктор. Это механизм так называемого типа «винт — шариковая гайка». Зачастую его применяют на грузовом транспорте и автобусах, но раньше его также ставили и на дорогие седаны, например на Mercedes-Benz с кузовным индексом W124. Механизм отличается минимальным внутренним трением и дополнен гидравлическим усилителем. При повороте руля вращается входной вал редуктора с винтовыми канавками. Такие же сделаны и на внутренней части закрепленной на нем гайки. Вращение вала вызывает ее осевое перемещение. Внешняя часть гайки соединена зубьями с выходным валом редуктора. Таким образом, ее осевое перемещение вновь преобразуется во вращательное. Трение в паре «входной вал — гайка» снижено за счет циркуляции шариков в канавках. По сути, это подшипниковый узел.

Увы, с массовым приходом привычных рулевых реек внутренние трения неизбежно возросли, а с появлением электрических усилителей (электродвигателей) добавились еще и паразитные моменты инерции. С тех пор инженеры с переменным успехом пытаются привить современным механизмам ту эталонную информативность, присущую легковым рулевым редукторам.

Классический гидравлический усилитель руля (ГУР)

Даже в обычной механической рулевой рейке без усилителя есть приличное внутреннее трение. Больше всего потерь, как ни странно, в зубчатой паре «входной вал — рейка». Свое трение есть также в опорной втулке и сухаре. В случае рейки с гидравлическим усилителем сюда добавляются и сальники.

Классический ГУР

Дополнительные трения ухудшают самовозврат рулевого колеса и обратную связь с дорогой, делая руль ватным и неинформативным. Но инженеры отчасти нивелировали эти моменты. Они увеличили кастор на современных автомобилях (продольный наклон оси передних стоек) и поколдовали над гидравлической частью усилителя: изменили геометрию и характеристики золотниковых клапанов. Благо здесь бал правит только механика. Впрочем, человек, поездивший на легковом автомобиле с рулевым редуктором, все равно ощутит явную разницу.

При эксплуатации таких усилителей больше всего хлопот доставляет гидравлическая часть, например: течи сальников и внешних магистралей; износ насоса ГУР. Однако львиная доля проблем связана с неадекватным вмешательством. При банальной замене рулевых тяг сервисмены ленятся правильно установить пыльники, применяя вместо штатных металлических хомутов обычные пластиковые стяжки. В результате в рейку попадает влага, вызывая коррозию. В запущенных случаях ремонт будет уже невозможен и узел придется менять с сборе. Об этом мы подробно писали в материале про основные неисправности и ремонт рулевых реек. В целом, на сегодняшний день классический ГУР доставляет меньше всего хлопот и требует вменяемых затрат при ремонте по сравнению с остальными вариациями усилителей.

ЭГУР – электрогидравлический усилитель

ЭГУР – это лишь вариация схемы классического гидроусилителя с теми же самыми ощущениями при езде и проблемами в целом. Разница лишь в том, что вместо механического насоса применен электрический. В остальном это та же гидравлическая рейка и контуры. Однако при попытке копнуть глубже всплывает масса скрытых отличий, хороших и не очень.

В такой системе есть отдельный модуль управления. Беда в том, что он объединен в единый сборный узел с электромотором насоса и его гидравлической частью. На многих возрастных машинах герметичность такого бутерброда нарушается и в электронику попадает влага или даже само масло. Происходит это незаметно, и когда дело доходит до явных проблем в работе усилителя, то уже поздно пытаться что-то ремонтировать. Придется менять дорогостоящие элементы.

С другой стороны, у такой схемы со своим блоком управления, в отличие от классического ГУРа, есть важный плюс — своего рода «защита от дурака». Если по какой-то причине произойдет большая утечка масла из системы, то она сама отключит насос, предотвратив его скоропостижную смерть из-за работы на сухую. Как и в случае с классическим гидроусилителем, любая кровопотеря не влечет износа элементов в самой рейке.

Электрический усилитель (ЭУР), встроенный в рулевую колонку

С появлением элекрических усилителей в чистом виде к потерям на трение в рулевых механизмах добавился паразитный момент инерции. Вместо гидравлики и насоса пришли электродвигатели, встроенные в саму рейку или стоящие вне ее. Благодаря их вращению в ту или иную сторону осуществляется помощь при повороте руля. Однако ротор любого электродвигателя имеет свою массу и, следовательно, момент инерции. Поэтому его невозможно мгновенно остановить и изменить направление вращения. Электронике нужно время, чтобы адаптироваться. Этот момент выражается во временном дополнительном сопротивлении на руле, когда человек резко меняет направление его вращения на ходу.

Вдобавок большая часть схем усилителя с электромотором снабжена еще и червячным редуктором. В частности, это касается систем, где ЭУР встроен в рулевую колонку. Из-за этого дополнительно возрастают потери на трение. В результате информативность руля падает еще сильнее, чем в случае с гидроусилителем. Настроить электронику так, чтобы существенно нивелировать подобный недостаток, невозможно. Поэтому человек, пересевший с автомобиля с ГУРом за ЭУР, сразу почувствует разницу и, вероятно, будет разочарован.

В схеме с элементами усилителя в рулевой колонке мы имеем обычную механическую рейку. Простота ее конструкции гораздо предпочтительнее сложного и технологичного гидроузла. Однако и у этой медали есть обратная сторона. В случае возникновения внутренней коррозии обычная рейка будет молчать до последнего, пока валы катастрофично не сгниют и ремонтировать будет уже нечего. Гидравлический же узел очень быстро начнет течь из-за износа сальников, и восстановление будет стоить вменяемых денег.

В защиту такого типа ЭУРа можно добавить, что электронная часть в рулевой колонке отказывает крайне редко. А по ресурсу система, в целом, сопоставима с привычным гидравлическим собратом.

Электрический усилитель (ЭУР) с червячным приводом, встроенным в рулевую рейку

Этот вид открывает группу полноценных электрических реек со встроенными элементами усилителя. По сути, такой ЭУР имеет те же негативные особенности при езде, что и в предыдущем примере. Величина паразитных потерь на трение и моментов инерции схожа.

В процессе эксплуатации тяжесть неисправностей и стоимость ремонта увеличивает то, что все элементы усилителя встроены в рейку.

Источники: http://www.zr.ru/content/articles/905241-koleso-fortuny-sravnivaem-raz/

2 ≫

ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ «ГИДРАЧУ»

Современный автомобиль невозможно представить без гидроусилителя руля (ГУР). Раньше ГУР считался прерогативой автобусов, большегрузных автомобилей и спецтехники, но сейчас прочно «укоренился» и на «легковушках». Благодаря ГУР управлять автомобилями массой в несколько тонн можно лишь одним пальцем. Этот механизм смягчает удары, передающиеся на рулевое колесо при наезде на неровности дороги, повышает безопасность в случае разрыва шин переднего колеса.

Первым в истории автомобилестроения, оснащенным ГУР, был Chrysler Crown Imperial 1951 года выпуска. Среди отечественных автомобилей первым, оборудованным данной системой, был легендарный ГАЗ-13, в народе более известный как «Чайка».

Признаки неисправности ГУР

Большинство поломок вызвано неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия и снижением температуры в зимний период. Эти факторы являются ключевыми в обеспечении работоспособности системы. Попадание внутрь устройства грязи и пыли делает рабочую жидкость ГУР непригодной к дальнейшей эксплуатации. При низких температурах рабочая жидкость густеет. Поскольку работа усилителя характеризуется высоким давлением внутри системы, слишком густое масло может попросту выдавить сальник, что приведёт к снижению его уровня и вызовет сбои в работе, либо полный выход ГУР из строя.

Жидкость

в системе ГУР имеет свой рабочий ресурс (её цвет в норме обычно красный), по истечении которого становится непригодной для дальнейшей эксплуатации. Необходимо постоянно контролировать её состояние и проводить замену согласно регламентным срокам установленным автопроизводителем. Мутная жидкость, в которой накапливается осадок, грязь и пыль является основной причиной поломки основного рабочего элемента всего узла — насоса ГУР.

Усилитель рулевого колеса не капризный механизм, но нуждается в правильной эксплуатации и в ваших силах продлить жизнь «гидрачу».

  1. Как можно чаще проверяйте уровень рабочей жидкости, осмотрев пластиковый бачок под капотом возле гидроусилителя. Если уровень ниже нормы, добавьте жидкость и через время посмотрите ещё раз. Опять низкий? В системе — утечка. Незамедлительно обратитесь на СТО.
  2. Один раз в два года полностью меняйте масло в системе ГУР.
  3. Не удерживайте руль автомобиля в крайних левых положениях более 8 секунд. Это приведёт к перегреву масла в ГУР и выходом из строя всей системы.

Неисправная рулевая рейка

в 80 % случаев является самой распространенной причиной выхода из строя ГУР. Дабы избежать подобной неприятности, достаточно выполнить затяжку регулировочной контргайки для того, чтобы компенсировать люфт рейки. Однако этот способ никак нельзя назвать идеальным и действенным. Куда правильнее будет демонтировать рулевую рейку с автомобиля, и выполнить её капитальный ремонт с последующей регулировкой.

Разрыв приводного ремня

ГУР приведёт к сбоям в работе. Эта неисправность характеризуется тем, что при воздействии на руль он становится тугим, и для его вращения приходится прикладывать больше усилий. Это может послужить причиной серьёзной аварии, поскольку управление таким транспортным средством становится тяжёлым и небезопасным. При слабо натянутом ремне привода ГУР при повороте руля чувствуются толчки.

При возникновении шума

в области рулевой колонки, необходимо проверить и подтянуть крепление трубок гидроусилителя к кузову авто и правильность установки наконечников на рулевых тягах. В случае проворотов руля и поздней реакции можно судить о недостаточном уровне давления, которое создаёт насос ГУР или неисправности клапана управления потоком. Подобная ситуация значительно затрудняет парковку автомобиля.

Источники: http://novocherkassk.na-hodu.ru/news/articles/prodlit_zhizn_gidrachu/

3 ≫

Сегодня сложно представить современный автомобиль без усилителя руля, хотя появились они не так уж давно. Серийный выход новинки произведен американским концерном Chrysler Imperial в 1951 году. Примечательно, что гидравлический усилитель, примененный в Imperial остался неизменным по принципу действия до сих пор. Электрогидравлика же стала применяться в комплектации гораздо позднее, в середине 90-х. А полностью электрические системы стали массово выпускаться лишь в 21 веке.

Существует три вида усилителей руля — электрические, гидравлические и электрогидравлические. Какой же лучше выбрать? Рассмотрим их принципы работы, а также плюсы и минусы этих устройств.

Ставить опыты по созданию электрического усилителя начали еще в конце 80-х. Так в 1990 году был выпушен автомобиль Honda NSX, на котором стоял электрический усилитель рулевого управления. Прошло больше десятка лет, а типичные проблемы этой системы остались те же. Одной из главных является опасность внезапного отключения усилителя. Причины могут быть разнообразны:

  • сбой в блоке управления;
  • плохой контакт соединений;
  • падение напряжения в электрических системах автомобиля.

Что же может произойти при отказе электроусилителя? Конечно, потеря управляемости невозможна, так как рулевой вал напрямую связан с рейкой руля. Неприятность другая — постепенно нарастающее усилие при рулении может напугать водителя, неподготовленного методам контраварийного вождения, что может быть чревато не самыми приятными последствиями. Хотя и бояться покупки машины с электрическим усилителем не стоит, на сегодня эти системы считаются достаточно надежными, они всегда испытываются при проведении тестирования автомобилей на безопасность.

При сбое электрический мотор усилителя автоматически отключается, а на приборной панели возникает символ, предупреждающий о неисправности.

Принципы работы электрического усилителя заключаются в работе датчика, который прослеживает угол поворота рулевого колеса и степень усилия, прилагаемого при этом водителем. Затем датчик передает сигнал в блок управления, который обрабатывает полученную информацию и формирует управляющий сигнал на электромотор. Тот в свою очередь, в зависимости от команды, либо перемещает рулевую рейку, либо способствует вращению рулевого вала.

Достоинством такой схемы является то, что рулевой механизм при этом практически неизменен, трубок (магистралей) гидравлики нет, да и энергопотребление минимальное. Положительным отличием также выделяют относительную дешевизну, компактность, независимость от расходов топлива и простоту настройки. Ну а главный недостаток проявляется при отказе усилителя во время непредвиденной ситуации на дороге — возникает резкое увеличение нагрузки и, как следствие, возрастает усилие на руль.

Принцип действия гидравлического усилителя заключается в работе насоса, который активизирует гидродвигатель, создавая давление специальной жидкости в системе гидравлики. Эта жидкость, проходя через клапан, оказывает воздействие на правый или левый (в зависимости от поворота руля) поршень рейки руля, что способствует легкому его вращению. При этом угол поворота определяет, на сколько откроется вышеупомянутый клапан.

Логично, что гидронасос, постоянно задействованный двигателем, повышает расход топлива, а гидравлические трубки (магистрали) — это возможный источник протечек.

Плюсами гидравлического усилителя являются его точность и информативность, он очень универсален, а так же безопасен при отказе. К минусам системы можно отнести ее сложность устройства и высокие затраты расхода топлива.

Принцип работы электрогидравлического усилителя руля аналогичен гидравлическому. Разница в том, что гидронасос начинает работать не от двигателя машины, а от электродвигателя, который питается от генератора. В следствии чего насос работает в непостоянном режиме, а только при непосредственном повороте руля, что позволяет экономить до 1 литра топлива на 100 км. пути.

Плюсами электрогидравлического усилителя рулевого управления является его точность, информативность и эффективность, а также он не влияет на расход топлива. Отрицательные моменты точно такие же, как и у электрического усилителя.

Какие можно сделать выводу из всего вышесказанного? Все дело в том, что любой вариант усилителя безопасен. Отказ в их работе не приводит к блокировке рулевого управления, только несколько меняется усилие на руль. А вот если задаться вопросом экономичности и простоты, то гидроусилитель отпадает из данной категории. Он заметно увеличивает расход топлива. Решение остается за вами. Лично у меня на «Ласточке» стоит электроусилитель, чему я очень рад.

На примере гидравлического усилителя рассмотрим принципы работы данных устройств. На видео также показаны самые распространенные поломки и ошибки эксплуатации.

Удачи вам и всего наилучшего. Соблюдайте ПДД и будьте аккуратны.

Источники: http://spokoino.ru/articles/obslugivanie_avto/vov_ycilitel_rylya/


Back to top