1 ≫
-
Воскресенье, 26.11.2017, 08:01
ул. Магнитогорская, 1К
и Ленинградской площади
Каталог статей
Опасно ли ездить на газу? Насколько дешевле использовать газ вместо дизеля? Дорого ли стоит установка газового оборудования?
Какие преимущества у газового топлива?
- Газ позволяет вдвое, по сравнению с бензином, сократить расходы на топливо. Например, проехав 100 000 км, вы окупите все расходы, связанные с установкой оборудования, а экономия составит около 2 500 долларов.
Какие автомобили можно перевести на газ?
На газовое топливо можно перевести любую машину. Для этого устанавливается специальное газовое оборудование. Как правило, оно состоит из заправочного устройства, баллона, магистрального трубопровода, редуктора, газового и (при необходимости) бензинового клапанов, блока управления газовым оборудованием, переключателя вида топлива, дозатора, смесителя.
Это очень удобно, ведь при неисправности бензиновой системы можно продолжить путь на газу и наоборот – при поломке ГБО вы едете на бензине.
В салоне автомобиля устанавливается переключатель вида топлива. Переходить с газа на бензин и наоборот желательно при заведенном двигателе. Для карбюраторных автомобилей это обязательное условие.
Сколько времени занимает установка газового оборудования?
На установку и проверку безопасности ГО приготовьтесь выделить один день.
Существует множество вариантов газовых баллонов и их крепления в автомобиле. Например, на грузовых автомобилях и микроавтобусах он может быть установлен на раму кузова. Также бывают баллоны тороидальной формы (в форме колеса) – они монтируются в нишу для запасного колеса, подвесные крепятся снаружи автомобиля на днище кузова.
Традиционный баллон цилиндрической формы обычно устанавливается поперечно в багажное отделение автомобиля вплотную к задней стенке сидения либо продольно, вплотную к одной из стенок багажника.
Самым оптимальным для среднего автомобиля является баллон объемом 50-60 литров. Он не занимает много места в багажнике, а при езде по трассе запаса газа хватает для того, чтобы проехать от одной АГЗС до другой в любом направлении. К тому же такие баллоны сравнительно дешевы.
Незначительное количество газа, испарившись, образует так называемую «паровую подушку», которая и занимает оставшиеся 20% объема баллона. «Паровая подушка» создает в баллоне рабочее давление, благодаря которому жидкий газ по трубопроводу поступает под капот автомобиля. Присутствие давления в газовом оборудовании – обязательное условие для его нормальной работы.
Каким топливом лучше заправляться?
Есть два вида газового топлива – метан и пропан.
Проблемы возникнут и с заправкой метаном. Их количество можно пересчитать на пальцах.
Совет: прежде чем выезжать с заправки, нужно убедиться, что вы подготовили автомобиль к дальнейшей эксплуатации: открыли на мультиклапане баллона расходный вентиль и закрыли заправочный, выкрутили из ВЗУ (выносное заправочное устройство) переходник.
Чем отличается эксплуатация машины на бензине от эксплуатации машины на ГО?
Смесь сжиженных газов – это тот же нефтепродукт, что и бензин, только более легкой фракции, поэтому эксплуатация автомобиля на газу мало отличается от эксплуатации на бензине.
Особенности запуска двигателя
Поэтому нужно соблюдать одно несложное правило: запускать холодный двигатель на бензине и лишь после того, как система охлаждения автомобиля прогрелась до 40-50 градусов по Цельсию, переводить автомобиль на газ.
Это правило рекомендуется соблюдать при температуре окружающей среды +15С и ниже.
Повторно в течение дня, а также при температуре окружающей среды выше 15С, заводиться можно и на газу.
Зимой, оставляя автомобиль на ночь, необходимо предварительно перевести его на бензин – будет легче завести автомобиль утром. Особенно важно соблюдать это правило владельцам карбюраторных автомобилей и машин со слабой аккумуляторной батареей.
«Зимой действительно лучше заводиться на бензине, а потом переключаться на газ, - делится опытом водитель Сергей. - Это нужно для того, чтоб прогреть машину. Летом я сразу стартую на газу».
Водитель, который установил в своем автомобиле ГО, должен предоставить документы, которые подтвердят, что сделал он это на специальном сервисе. Необходим паспорт баллона и удостоверение, что вы прошли 8-часовой курс обучения и можете управлять автомобилем на газу.
Инструктаж, как правило, проводят специалисты тех станций, где и устанавливают оборудование.
Если в газ добавлено слишком много конденсата, то шланги и редуктор могут пропитаться ими и в машине появится неприятный запах. Он выветривается через 1-2 месяца, а чтобы не ждать так долго, нужно просто заменить шланги.
Можно ли курить в машине на газу?
Газовая аппаратура автомобиля работает под избыточным давлением до 1,6 МПа (16 кгс/см2) и поэтому требует тщательного соблюдения правил техники безопасности. Основное требование - регулярная тщательная проверка герметичности газовой аппаратуры и немедленное устранение причин, которые могут вызвать утечку.
- на герметичность всех соединений трубопроводов, клапанов, редуктора-испарителя и надежность крепления газового баллона;
- не допускается эксплуатация автомобиля на газовом топливе с истекшим сроком освидетельствования газового баллона;
- в холодное время года при низких температурах воздуха (ниже 0С) запрещается запуск холодного двигателя на газовом топливе. Для перевода двигателя на газовое топливо необходимо прогреть двигатель на бензине до температуры охлаждающей жидкости;
- при длительных стоянках рекомендуется закрывать расходный вентиль на баллоне и вырабатывать газ из системы;
- нельзя допускать засорения фильтрующих элементов. Механические примеси могут повредить клапанные;
- расходный вентиль на баллоне следует открывать полностью во избежание торможения газа при прохождении через него;
- необходимо закрывать расходный вентиль во время длительной стоянки автомобиля, а также в случае неисправности газовой системы. После закрытия расходного вентиля необходимо выработать газ из системы и затем, после остановки двигателя, выключить зажигание;
- не допускается одновременная подача двух видов топлива.
Что категорически запрещается делать в машине на газу?
- Работа двигателя на газу при неисправной газовой аппаратуре и при наличии утечек газа;
- ставить автомобиль с неисправной газовой аппаратурой в закрытое помещение;
- запуск двигателя, въезд и выезд из гаража на газовом топливе. При утечках из газовой системы тяжелый газ, с трудом рассеивающийся в воздухе, особенно в закрытых помещениях, скапливается внизу (к примеру, в смотровой яме) и может образовать взрывчатую смесь;
- хранение автомобиля в гараже с открытыми вентилями блока арматуры;
- производить какой-либо ремонт, замену аппаратуры или основных агрегатов при наличии газа в системе питания;
- производить выпуск газа из баллона и из системы в помещении;
- производить проверку герметичности соединений открытым пламенем. Значительные утечки обнаруживаются на слух, небольшие - мыльной пеной при смачивании соединений;
- в случае возникновения на автомобиле пожара необходимо немедленно выключить зажигание, закрыть расходный вентиль на баллоне и приступить к тушению горящего автомобиля огнетушителем, песком или одеждой.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: пропан-бутановая смесь, выходя на воздух в виде жидкости, интенсивно испаряется и отнимает тепло у окружающей среды. Поэтому попадание струи сжиженного газа на тело человека может вызвать обморожение.
Материалы: http://avtocrat.at.ua/publ/1-1-0-32
2 ≫
-
Основные компоненты газового топлива – это пропан и бутан. Эти газы довольно агрессивны и способны растворять краску, жир, масло и разрушать резину, поэтому все магистрали и уплотнения в ГБО выполнены из синтетических материалов и бензомаслостойкой резины. Летняя и зимняя смеси газов отличаются по своей структуре. Летом доля пропана в смеси составляет чуть больше 50%, тогда как зимой – более 90%. Это связано с тем, что пропан может испаряться в широком диапазоне температур, тогда как бутан при температуре 0˚C и ниже остается жидким (не способен создать избыточное давление).
Согласно технике безопасности, баллон должен заполняться газом не более чем на 80%. Например, если у вас баллон объемом 60 л, то заправлять в него нужно не более 48-ми литров. Оставшиеся 20% занимает так называемая «паровая подушка», которая образуется от испарения части сжиженного газа. Подушка создает в системе избыточное давление, благодаря чему жидкий газ поступает в редуктор.Одна важная функция «паровой подушки» - обеспечение безопасности. В баллоне должно оставаться свободное место на случай существенного повышения температуры, поскольку газ имеет высокий коэффициент объемного расширения (объем жидкого газа имеет свойство увеличиваться с ростом температуры).
Разбавляют ли газ на заправках, как это случается с бензином? Иногда вместе с газом в баллон может попасть несколько литров воды. В зимних условиях эксплуатации вода замерзает и может вывести из строя некоторые детали оборудования. Если в газе чересчур много конденсата, редуктор и шланги могут им пропитаться и тогда в салоне появится неприятный запах.
Эксплуатация автомобиля на газе подразумевает особый режим пуска двигателя. ГБО может нормально работать лишь тогда, когда двигатель прогрет. В летнее время эта особенность не является помехой: запуск двигателя можно производить сразу на газу, однако зимой настоятельно рекомендуется сначала запустить двигатель на бензине и только после приближения к рабочей температуре переходить на газ.
Это связано с двумя факторами:
Более высокой температурой воспламенения
Меньшей скоростью горения газа
Низкая температура не исключает возможность запуска, но в этом случае высока вероятность того, что редуктор обмерзнет раньше, чем прогреется двигатель. В результате газ не будет испаряться, что приведет к чрезмерному обогащению топливной смеси. В этом случае двигатель, скорее всего, заглохнет и завести его снова будет очень сложно, даже после перехода на бензин. К тому же, регулярные обмерзания редуктора могут привести к выходу из строя его мембран.
Правило запуска на бензине следует применять при температуре ниже 15˚C. Повторные запуски двигателя при той же температуре можно производить уже на газу (не касается инжекторных двигателей, которые всегда запускаются на бензине).
Оставляя автомобиль на ночь зимой, следует предварительно перевести работу двигателя на бензин – это позволит вам без проблем запустить авто утром. Это правило особенно важно для владельцев автомобилей с карбюраторными двигателями.
Газо-воздушная смесь, используемая в ГБО, отличается по своим характеристикам от смеси бензина и воздуха. В отличие от бензина, газ не смывает с поверхности цилиндра масляную пленку, не разжижает масло, не оставляет отложений и нагара, улучшая тем самым условия работы двигателя. Вместе с тем, газо-воздушная смесь не может также эффективно охлаждать седла и клапаны, как это делают пары бензина.В целом переход двигателя на газ благоприятно сказывается на большинстве его деталей, однако здесь многое зависит от качества настройки ГБО.
Использование современного газобаллонного оборудования (III и IV поколений) снижает мощность двигателя на 2-3%. Если же на автомобиле установлена система I или II поколения, то в этом случае мощность может упасть на 5-7%. Снижение мощности связано с несколькими факторами:
Снижается температура рабочего цикла
Падает максимальное давление в цилиндре
Снижается коэффициент наполнения камеры сгорания
При использовании ГБО также снижается динамика разгона автомобиля, в основном из-за инерционности системы питания. Суть в том, что редуктор установки и смеситель соединяются шлагами определенной длины и в случае быстрого открытия дроссельной заслонки газ попадает в цилиндры с некоторым опозданием.
Все системы ГБО допускают переключение режима «газ/бензин» непосредственно во время движения автомобиля. Существует лишь одно отличие в процедуре: при переходе с газа на бензин переключатель можно сразу переводить в положение «бензин», в то время как при переходе с бензина на газ необходимо сначала перевести выключатель в среднее положение и дать выгореть бензину, находящемуся в поплавковой камере карбюратора.
Эксплуатация автомобиля на газе предполагает некоторые изменения в обслуживании:
Периодически (каждые 5-6 тыс. км) необходимо чистить фильтрующий элемент и при необходимости заменять его на новый (обычно это делают на 15-ти тыс. км). Следует ежемесячно сливать конденсат из прогретого редуктора (двигатель должен быть выключен). Необходимо чаще чем обычно менять свечи зажигания и воздушный фильтр.
Следует регулярно проводить обмыление соединений трубопроводов для проверки герметичности системы
Материалы: http://m2motors.com.ua/novosti/4590-osobennosti-ekspluatacii-avtomobilya-na-gazu.html
3 ≫
-
В случае отсутствия отсекателя будьте бдительны, полный баллон – бомба замедленного действия! Вырабатывать газ из баллона можно до полного опорожнения, двигатель, при правильно отрегулированном ГБО, будет работать устойчиво. Но при этом МирСоветов предупреждает, что выработка любого топлива до нуля может быть опасной в движении. Например, двигатель может внезапно заглохнуть на обгоне, либо на перекрестке и т.п. При этом в случае с ГБО есть свой нюанс. Если на бензине при опорожнении бака могут наблюдаться те или иные признаки этого (дерганье и т.п.), то на газе всё по-другому. Двигатель перестает тянуть, но не глохнет полностью, он дожигает пары из баллона. Это надо вовремя распознать и быстро переключить на бензин.
Но вернемся обратно на АЗС.
Все операции по присоединению/отсоединению заправочного пистолета выполняет работник АЗС, вы должны ему лишь предоставить доступ к ВЗУ и переходник, если требуется.
Если на улице жарко и баллон горячий, то заправка затруднена и медлительна, т.к. в баллоне высокое давление, которое препятствует заправке. Но есть хитрый фокус. Трудности, как правило, возникают только при завершении заправки, т.к. давление при наполнении баллона повышается.
Если работник АЗС отвлекся, то внимательно следите за соединением пистолет-ВЗУ, особенно, если последнее стоит у вас в багажнике или под углом. Иногда газ прорывается через уплотнитель, что не есть хорошо, т.к. это и экономические потери (деньги на ветер) и неприятный запах.
Ах, да! Перед заправкой обязательно убедитесь в том, что наполнительный вентиль открыт полностью.
И как совет – глушите двигатель при заправке. При выключении зажигания закрываются все клапаны, что защитит редуктор от перепадов давления.
Заводим двигатель на бензине, если он не прогрет – прогреваем. Переход на газ осуществляется в два этапа:
1) Сначала на переключателе ставим режим «ничего», дожидаемся выработки бензина. На карбюраторных машинах это займет большее время.
2) Как только двигатель пробует заглохнуть, включаете режим «Газ». Как правило, двигатель не останавливается, но, может, и понадобится применение стартера.
В случае обратного перехода на бензин, переключатель переводится на «Бензин» сразу без задержки в нейтральном положении.
При первом выезде на газе не спешите, поведение машины изменилось, требуется к этому привыкнуть.
- температура +5 °С и выше;
- вы уверенны на 100 и более процентов, что отсутствуют проблемы с двигателем;
- если прогрев на бензине 1-2 раза на этой неделе уже осуществлялся;
- если запуск на бензине не представляется возможным.
Для карбюраторных двигателей МирСоветов рекомендует хотя бы 1-2 раза в неделю запускать и прогревать на бензине, т.к. их необходимо периодически «взбадривать». Дело в том, что, несмотря, казалось бы, на выработанный бензин, при переходе на газ он все-таки остается в поплавковой камере. Это позволяет: сохранить целым поплавок (в пустой камере, при движении, он бьется о стенки); поддерживать в «тонусе» диафрагму ускорительного насоса.
Для всех типов двигателей периодическое использование бензина помогает промывать систему – жиклеры, форсунки, клапаны и т.п.
При этом надо заметить, если вы оставили машину, не переключив на бензин, завести ее на нем потом будет достаточно сложно (только карбюраторная). Поэтому очень удобно, подъезжая к месту стоянки переключиться на бензин, и запуск будет беспроблемным. Если вы все-таки решили заводить ее на газе, то перед тем, как остановить двигатель, переведите переключатель в положение «ничего» и дождитесь, пока двигатель не заглохнет сам. Зачем? Чтобы выработать газ из редуктора, что повышает безопасность, продлевает жизнь диафрагмам редуктора и за одно проверяет работоспособность газового клапана.
Если двигатель не глохнет, то скорее на СТО, клапан неисправен! Менее критично, если не глохнет после переключения «Бензин-ничего». В этом случае нельзя только переходить на газ.
Перед длительной стоянкой (3 дня и более) желательно перевести на бензин и закрыть оба вентиля на баллоне.
Запуск холодного и прогретого двигателя на газе, если смеситель стоит между карбюратором и впускным коллектором, необходимо производить при закрытом дросселе (педаль «газа» не трогаем) и открытой воздушной заслонке (подсос утоплен) – прямо как на инжекторных. Реакция на вытягивание подсоса несколько неадекватна. Сначала обороты немного растут, а потом резко падают – это переобогащение смеси.
Из этого вытекает второй совет – газ требует больше воздуха, чем бензин, соответственно, требуется более частая смена воздухофильтра (на любом авто). Кроме того, с фильтра карбюраторного двигателя надо снять войлок – сопротивление снизится. МирСоветов рекомендует менять фильтр 2 раза в год – перед началом лета и осенью (зимой пыли меньше).
Плюс ко всему, если предусмотрено конструкцией, необходимо после каждой 1000 км сливать конденсат из редуктора при прогретом двигателе.
Осторожно! Редуктор и конденсат в нем горячие! Конденсат имеет характерный запах одоранта, поэтому будьте аккуратны, работайте в перчатках и старайтесь не проливать его, заранее побеспокойтесь о тряпке. Остывший конденсат становится густым, поэтому и сливают его на прогретом двигателе. Рациональней это сделать после поездки. Большинство пробок редукторов имеют на наружной поверхности насечки, а внутри шестигранник под ключ. Заворачивать же пробку можно и от руки – это позволить потом ее также от руки и отвернуть.
А также крайне желательно производить внешний осмотр.
Приготовьте мыльный раствор и помазок, запустите двигатель на газе. Намыливая помазком соединения, проверяйте отсутствие утечки по отсутствию пузырения.
При выявлении возможных утечек газа не курить! Проверяются стыки (соединения):
- трубка или клапан ВЗУ;
- трубки и фланец мультиклапана на баллоне (вентили открыты);
- трубки и фланец фильтра на газовом клапане;
Как правило, проверка герметичности смесителя не требуется, т.к. он работает под низким (практически атмосферным) давлением.
Кроме того, проверьте, не подтекает ли охлаждающая жидкость из-под штуцеров крепления шлангов на редукторе.
Не забывайте сдавать раз в 2 года баллон на проверку. А через 3-5 лет или 30-50 тыс. км (в зависимости от качества газа, ГБО и температурных условий) придется заменить резиновые (или силиконовые) уплотнители. При соблюдении правил эксплуатации и качественном газе мембраны (диафрагмы) в редукторе служат долго (более 5 лет), но в случае выхода их из строя можно заменить, приобретя ремкомплект.
Вот так примерно обстоят пропанобутановые дела.
Метан (СН4) – углеводородный газ легче воздуха и в 4-5 раз дешевле бензина АИ-80. Вот его бы поставить!
Но не всё так однозначно. Бесспорный плюс метана, даже в сравнении с пропанобутановой смесью – очень низкая цена.
Но это дезавуируется множеством минусов. Стоимость метанового ГБО и его установки достаточно велика (в разы дороже, чем пропанового ГБО). Очень мало метановых заправок (опять-таки меньше, чем пропановых).
Громоздкое и тяжелое ГБО. Последнее связано с тем фактом, что у метана очень низкая критическая температура, т.е. уже при нормальной температуре не удастся удержать жидкость от кипения. Это заставляет не сжижать его, а сжимать. Для того чтобы вошло больше, увеличивают давление до 200 атм., против 16 атм. у пропана. Что приводит к утолщению баллона и трубопроводов и, естественно, к увеличению массы, а также к непостоянству давления из-за зависимости от заполнения баллона.
Кроме того, сжатый газ куда менее энергоемок, чем сжиженный. Т.е. на баллонах одинаковой вместительности, авто на сжиженном газе пройдет бОльший путь. Например, на 50-ти литровом баллоне автомобиль ВАЗ 2101. 07 проходит 450. 500 км, тогда как на метане в тех же условиях он пройдет 100. 150 км. Мало? Тогда надо увеличивать объем баллона, а это приведет к тому, что авто будет возить одни баллоны, т.к. грузоподъемность не резиновая.
Для сравнения: пропан-бутановый баллон изготовлен из стали, с толщиной стенок 3. 4 мм, а метановый – 8. 10 мм, т.е. даже сам баллон будет в 2-2,5 раза тяжелей пропанового.
Это всё делает применение метанового ГБО на легковых авто практически невозможным.
По физико-химическим свойствам, газ более безопасен, чем бензин, у него выше температура самовоспламенения и выше концентрационные показатели. Многие скажут, что баллон в багажнике – это ужасно. Но, вникнув в суть дела можно понять, что ничего ужасного тут нет.
Как известно из курса химии любые вещества горят только в присутствии окислителя, например, кислорода воздуха, тогда как взрыв возникает только в герметичном (закрытом) пространстве.
Баллон герметичен, но, увы, к разочарованию скептиков, там нет воздуха. А, если баллон разорвет? Да, тогда газ будет контактировать с воздухом, но взрыва не будет, т.к. закрытым объемом в этом случае и не пахнет. Исключение в этой ситуации – гараж. Вот почему официально и нельзя хранить газовую машину в гараже. А, если и хранить ее там, то требуется закрыть все вентили.
А вдруг ДТП? Во-первых, как правило, наиболее страшные и тяжелые ДТП – это лобовые, они и самые частые, на втором месте – боковые. Но даже в случае ДТП баллон способен выдержать достаточно сильный удар, т.к. он рассчитан с достаточно большим запасом по прочности. Причем МирСоветов должен сказать, что по статистике такие прецеденты уже были, и баллоны оставались целы.
И почему многие думают, что баллон с толстыми стальными стенками опасней бензобака с толщиной стенки как у жестебанки. А насколько безопасен бензобак? Бак тонок, и пробить его можно достаточно просто, кроме того, бак находится ближе к заднему бамперу и у него меньше «форы» по отношению к баллону, до которого нужно сплющить весь багажник.
А что если в баке хранить как можно меньше бензина? Тут палка о двух концах. С одной стороны малое количество бензина уменьшает пожарную нагрузку, но с другой – увеличивает тяжесть последствий от взрыва, т.к. бензина мало, а воздуха много. При этом бензин плещется и интенсивно испаряется. А, как известно сами жидкости не горят – горят их пары.
Бак же герметичен и вероятность взрыва достаточно велика.
Т.о. басни про опасность эксплуатации газобаллонных автомобилей, так и остаются баснями. А все неприятности опять-таки возникают из-за невнимания или небрежности самого владельца авто, который игнорирует правила эксплуатации и обслуживания ГБО.
Чтобы избежать многих неприятностей следует перевести питание на бензин и перекрыть подачу газа от баллона в случаях:
- появления запаха газа в салоне;
- неустойчивой (некорректной) работы двигателя.
Возобновить работу на газе можно только после устранения причин.
Кроме того, запрещается:
- эксплуатация газобаллонного автомобиля с истекшим сроком освидетельствования газового баллона;
- работа двигателя газобаллонного автомобиля при неисправном газовом оборудовании и наличии утечек газа из системы;
- ставить автомобиль с неисправным газовым оборудованием в закрытое помещение, например, в гараж;
- въезжать и выезжать из гаража на газе;
- хранить автомобиль в гараже с открытыми вентилями мультиклапана;
- производить какой-либо ремонт, замену газобаллонной аппаратуры или основных агрегатов при наличии газа;
- подтягивать гайки соединений ГБО, находящиеся под давлением;
- производить выпуск газа из баллона и из системы в помещении;
- производить проверку герметичности соединений открытым огнем;
- стоять во время заправки возле газонаполнительного шланга.
- Сейчас 3.71/5
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
P. S. метановские заправки еще нужно поискать, пропан на каждом углу.
Материалы: http://mirsovetov.ru/a/car/motor-car-enthusiast/gaz-auto-3.html