1 ≫
-
Несмотря на простоту, процесс балансировки колес – очень важный момент в техническом обслуживании автомобиля, о чем обязан знать и помнить каждый автолюбитель.
Если колесо разбалансировано, последствия для Вашего автомобиля (а значит и для Вас) могут оказаться весьма неприятными.
Из-за дисбаланса колеса вибрация раздается по всему кузову автомобиля, вследствие чего
- Постепенно разбивается рулевое управление;
- Могут выйти из строя амортизаторы, ступичные подшипники, другие детали подвески;
- Общая управляемость автомобиля становится гораздо хуже;
- Сам процесс передвижения становится намного опаснее.
Правильная балансировка при сборке колес является гарантией от последствий биения руля на высокой скорости, поэтому необходимо уделять пристальное внимание и качеству используемых дисков и шин, и качественной балансировке колес Вашего автомобиля.
Когда нужна балансировка?
Если Ваше авто обуто во «всесезонную» резину, то проводить балансировку колес надо хотя бы раз в год.
Но есть моменты, когда балансировать колеса обязательно. К примеру
- При сборке колеса на шину;
- При износе резины;
- При деформации диска;
- После проката первых 500 километров;
- После установки новой резины на колесный диск.
ГОСТ 4754-97 и дисбаланс
Несовпадение двух осей – оси вращения и оси инерции, проходящей по центру тяжести каждого колеса, является признаком дисбаланса колеса: либо статического, либо динамического.
При статическом дисбалансе:
- Ось вращения параллельна оси инерции;
- Центр тяжести колеса смещен с оси вращения;
- Общая масса неравномерно распределяется по длине окружности колеса.
Убедиться, что Вы имеете дело со статистическим дисбалансом, можно надев колесо на свободно крутящуюся ось и понаблюдав за его движением.
После нескольких маятниковых колебаний центр тяжести колеса достигнет максимально нижней точки и остановится.
При динамическом дисбалансе:
- Ось инерции и ось вращения не совпадают;
- Центр тяжести находится на оси вращения, но оси пересекаются под углом;
- Общая масса неравномерно распределяется по ширине окружности колеса.
Диагностика динамического дисбаланса проводится исключительно в процессе вращения колеса, а ликвидировать его можно установив грузы-компенсаторы по обе стороны обода диска в определенных местах.
Поскольку идеальных колес еще никто не изобрел, существуют диапазоны допустимого дисбаланса, значения которых определяет ГОСТ 4754-97. Здесь же указаны массы грузиков и максимально допустимые показатели биения колес.
Виды грузов и качество балансировки
Грузы для балансировки колес используются различные, все зависит от вида колесных дисков.
- Для литых и штампованных дисков применяются набивные грузы (с кронштейном);
- Для некоторых иных видов применяются универсальные (клеящиеся) грузы.
В зимнее время лучше акцентировать свое внимание на набивных грузах, поскольку зимой колесо подвергается частым перепадам температур, что ведет к ослаблению удерживающих способностей клейкой ленты и груз может попросту отвалиться.
Заметим: при качественной балансировке грузы устанавливаются или только с внутренней, или и с внешней, и с внутренней сторон диска. Если груз при балансировке устанавливается только с внутренней стороны, то он должен быть расположен как можно ближе к внешней стороне, практически возле самых спиц.
Правильный процесс балансировки проходит следующим образом:
- Колесо устанавливают на балансировочный станок;
- Его раскручивают и центруют при помощи специального конуса;
- В стенд для балансировки задаются параметры колеса;
- На мониторе появляются данные о массе грузов и где именно слева и справа нужно их установить.
Когда балансировка проводится на новом колесе с новым диском, общая масса грузов не должна превышать 60 грамм. Все грузики, из которых состоит необходимый вес, нужно располагать рядом. Если их вес превышает требуемые 60 грамм, нужно проверить правильность сборки колеса. Для этого убедитесь, что желтая метка на шине совпадает с вентилем. В случае, когда метка совпадает, но вес грузов все равно превысил 60 грамм – нужно осмотреть колесо более тщательно, чтобы найти причины, по которым правильная балансировка невозможна.
Такой причиной может стать, например, деформированный диск или слежавшаяся и потерявшая свою форму покрышка.
Когда процесс балансировки закончен и колесо уже снято с балансировочного станка – попросите мастера закрепить колесо заново и еще раз проверить показатели дисбаланса, поскольку они могут измениться. Допустимый разброс параметров при переустановке может быть разным, в зависимости от вида дисков. Например, для колес со стальными дисками эта погрешность может составить до 5 граммов на обеих сторонах.
Если диски легкосплавные, то и того меньше – всего 3 грамма на обе стороны.
В принципе влияние погрешности тем сильнее отражается на качестве балансировки, чем тяжелее и больше по диаметру балансируемые колеса.
Финишная балансировка колес
Продолжая тему о качестве балансировки колес, нельзя не упомнить о так называемой «финишной» балансировке, которая применяется в некоторых из шинных центров. Иногда ее даже рассматривают как оптимальную альтернативу привычной балансировки на станках (стендах) – однако это неправильно. Оборудование для балансировки колес в этом случае представляет собой аппарат, предназначенный для статического балансирования всего узла полностью – то есть ступицы, колеса и тормозного диска. При этом максимально допустимый вес груза для корректировки дисбаланса этого узла составляет всего 15 граммов. Собираясь отправить свою машину на финишную балансировку колес, вы должны обязательно помнить о том, что колеса в этом случае уже должны быть отбалансированы «классическим» методом. Финишная балансировка – это просто «последний штрих» для повышения и закрепления качества обычной балансировки. Кроме того, иногда финишная балансировка может быть попросту не нужна колесам вашего автомобиля – например, если при предыдущей балансировке использовались адаптеры Хавека.
Главные ошибки при балансировке
- Балансировка шины или диска, покрытых слоем грязи: после проведения балансировки грязь отпадет или смоется, а колесо опять окажется разбалансированным;
- Установка клеящихся грузов на загрязненную поверхность диска: в процессе движения грузы отклеятся с гораздо большей вероятностью, чем, если бы они были установлены на чистый диск;
- Установка новых грузов без снятия при этом старых;
- Неправильная «посадка» шины на диск: мастера недостаточно смазывают ее борт специальным раствором.
В этом случае шина, из-за внутреннего давления воздуха, неправильно «садится» на диск. Следует помнить, что если мастер доказывает Вам, что шина некачественная или старая и поэтому не балансируется, – вполне возможно, что дело как раз в ее неправильной посадке.
Такая ситуация обычно осложняется тем, что с наружной стороны колеса практически невозможно определить, в чем же на самом деле заключается проблема. В таких случаях обычно помогает поднятие давления в шине – тогда и становится ясно, «кто виноват» — шина или мастер.
Кстати говоря, в последнее время в некоторых наиболее «цивилизованных» шинных центрах стали использоваться новейшие балансировочные станки, окрещенные в народе «шиномонтаж 3D». Это оборудование производит лазерную диагностику, при помощи которой определяется предельно точная геометрия как всего колеса в целом, так и отдельного диска в частности (при этом диагностируется также и биение). Таким образом, появляется возможность «посадить» шину на диск максимально точно, чтобы шина и диск взаимокомпенсировали свои дисбалансы наиболее эффективно. Разумеется, такое оборудование стоит достаточно дорого, и поэтому найти его пока можно не везде – разве что в центрах шиномонтажа крупных городов.
Если вес грузов для балансировки колес превышает допустимые нормы (например, более 60 граммов для легкового авто) – то не лишним будет посадить шину на диск полностью и провернуть ее по диску. Такой метод в большинстве случаев может помочь понизить вес грузов. Также следует помнить о том, что некоторые изготовители ставят цветную метку на шине, обозначая, таким образом, ее самое легкое место. В процессе монтажа эта метка должна быть размещена возле ниппеля. Если соблюсти это простое правило – можно использовать гораздо меньшее количество балансировочных грузиков.
И завершающий штрих – сразу же обращайте внимание на то, как установлены грузы после проведенной балансировки.
Если они располагаются достаточно далеко один от другого на одной стороне колесного диска – значит, вы имеете дело с ошибкой балансировки. Правильное расположение грузиков – кучно с каждой стороны диска.
Кроме того, обязательно проследите, не цепляются ли балансировочные грузы за какие-либо детали подвески или за тормозные механизмы – такие случаи тоже нередки и также являются ошибкой работников шиномонтажа.
Материалы: http://shha.ru/%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B5%D0%BC_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE/
2 ≫
-
Погрешности при изготовлении и износ составных частей автомобильного колеса могут приводить к его дисбалансу — смещению центра масс относительно центра вращения. При этом в момент движения автомобиля возникает биение (вибрации), что провоцирует преждевременный износ подвески, неравномерное изнашивание шин и погрешности управления. Этого можно избежать, если будет выполнена правильная балансировка колес: что это и какие проблемы она решает — расскажем в статье.
При нарушении баланса могут возникать два вида вибраций:
- Продольные — динамический дисбаланс, который обусловлен нарушением равновесия колеса по его ширине. Чем шире профиль шины, тем больше вероятность возникновения таких вибраций. Даже если центр масс совпадает с центром вращения, но по ширине профиля масса распределена неравномерно, это провоцирует отклонение оси инерции относительно оси вращения и последующее возникновение разнонаправленных центробежных сил, характеризующих величину дисбаланса.
- Вертикальные — статический дисбаланс, возникающий когда ось вращения колеса параллельна оси инерции, но не совпадает с ней. Происходит это при неравномерном распределении веса по окружности. В результате чего при движении колесо «подпрыгивает».
Соответственно, работы по устранению этих видов дисбаланса получили наименование «динамическая» и «статическая» балансировка колес.
Причины нарушения баланса колеса:
- Погрешности при изготовлении и монтаже. Здесь следует понимать, что погрешность не является браком.
- Повреждение диска в результате внешнего механического воздействия (езда по плохим дорогам, удары, аварии).
- Износ шины. Он не может быть равномерным, особенно если изначально присутствовал небольшой дисбаланс.
- Влиять на баланс колеса могут внутренние повреждения шины, а также ее загрязнение, а потому перед диагностикой необходимо тщательно вымыть колеса.
Возникающие вибрации и неравномерная нагрузка на колеса приводят к различным последствиям. Прежде всего — это биение в подвеске и рулевом управлении при движении на высокой скорости. Такое биение считается главным сигналом к проверке балансировки.
Следует понимать, что плохая балансировка колес — это одна из основных причин разрушения подшипника ступицы. Также нередко происходят серьезные неисправности в работе подвески и рулевого управления.
Добиться идеального равновесия колеса практически невозможно, но есть показатели дисбаланса и биения, которые слабо влияют на эксплуатационные характеристики, а потому считаются допустимыми. Для определения величины и устранения отклонений, превышающих нормативные, применяется три вида балансировки:
- На стенде (станке) — выполняется с демонтажем колеса.
- Автоматическая (бисерная) — реализуется с применением специальных порошков или гранул. Их засыпают внутрь шины, где под действием центробежной силы они распределяются, уравновешивая колесо. На практике такая балансировка не дает высокой эффективности, но является более бюджетным вариантом, поскольку не требует тестирования на стенде
- Финишная балансировка — осуществляется после монтажа колеса на автомобиль по завершении других работ, включая стендовую балансировку
В каких случаях выполняется балансировка
Диагностику необходимо выполнять как для новых, так и для эксплуатируемых автомобилей. При этом, несмотря на то, что дисбаланс по задней оси не так ярко выражен, важно осуществлять балансировку для всех колес.
Существует множество мнений о частоте проведения балансировки колес. Оптимальной считается частота не реже 1 раза в год (или каждые 10 000 километров пробега).
Также балансировку проводят:
- при смене колес на новые
- замене шин (резины), включая сезонную смену
- при ударах и попадании колеса в яму, приведших к деформации диска
- при появлении биения в рулевом управлении
Стендовая балансировка
Динамический дисбаланс можно зафиксировать и определить только при вращении колеса. Для этого в автомобильных мастерских используются специальные стенды, позволяющие не только осуществлять вращение, но и регистрировать необходимые для балансировки данные. Если необходима балансировка колес автомобиля без центрального отверстия, они устанавливаются на стенд при помощи фланцевого адаптера, который центрирует его по монтажным отверстиям. Таким образом определяются наиболее тяжелые точки на окружности.
Для определения точек статического дисбаланса достаточно просто подвесить колесо на оси вращения, и после нескольких маятниковых движений оно остановится в положении, при котором самая нижняя точка будет самой тяжелой.
Как и статическая, так и динамическая балансировка выполняются установкой на дисках специальных грузов. При статическом дисбалансе они монтируются на противоположной наиболее тяжелым точкам стороне колеса. Это позволяет сместить центр масс на точку оси вращения. При динамическом дисбалансе грузы устанавливаются с внутренней и внешней сторон обода для уравновешивания центробежных сил.
Грузы для балансировки колес изготавливаются из двух видов металлов: свинец и цинк. Они могут иметь различный вес
(от 5 до 100 граммов), что позволяет наращивать общий вес груза для достижения оптимального баланса по заданной точке.
По типу крепления грузы могут быть «набивные» и «клеевые». Первые используются только для литых и штампованных дисков. Грузы с клеевым креплением являются универсальными. Недостатком такого вида балансировки является вероятность самопроизвольного отсоединения грузов от диска, что может произойти при сильных ударах или даже во время мойки машины.
Балансировочные грузы на ободе колеса
Когда и как выполняется финишная балансировка
Финишная балансировка необходима для коррекции баланса колеса после его установки на автомобиль. Ее рекомендуется проводить при замене дисков, а также в случаях серьезного ремонта шин. Эта процедура позволяет повысить плавность хода и обеспечить большую безопасность езды.
Для диагностики дисбаланса на колесо зафиксированного на подъемнике автомобиля устанавливается специальный датчик, регистрирующий возникающие вибрации. Далее колесо разгоняется до 100-110 километров в час. В этом режиме выполняется фиксирование биений, и на основе полученных данных осуществляется монтаж уравновешивающих грузов.
Как стендовая, так и финишная балансировка колес одинаково важны для любого вида транспорта. Ее проводят для грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов и спецтехники.
Материалы: http://techautoport.ru/hodovaya-chast/kolesnye-diski-i-shiny/balansirovka-koles.html
3 ≫
-
Балансировка колес – это процедура добавления на внутреннюю и внешнюю часть обода грузиков либо введение внутрь покрышки специальных гранул, которые, притягиваясь к поверхности шины, уравновешивают дисбаланс.
Неуравновешенные вращающиеся массы на колесе приводят к дисбалансу. Происходит сильное отклонение геометрического центра от центра масс колеса. Постепенно выходят из строя важные элементы подвески:
При, казалось бы, малой неуравновешенной массе в 20 г на 14-дюймовое колесо ложатся колоссальные нагрузки: при скорости 100 км/ч они сопоставимы с ударами 3-килограммовой кувалды, работающей с частотой – 800 ударов в минуту.
Подвеска, амортизатор, несбалансированное колесо вступают в резонанс. Вибрации разносятся по всему кузову. Это приводит к биению руля, что делает поездку некомфортной, утомительной и даже опасной. Поэтому балансировка колес является обязательной процедурой, которую необходимо включить в регламентное ТО.
Подробнее об устройстве современной подвески читайте в статье: "Подвеска МакФерсон" .
Статическую неуравновешенность колеса характеризует отклонение центральной оси инерции – от оси вращения: фактически они параллельны, но не совпадают. Неуравновешенная масса образует вращающий момент, происходят маятниковые колебания – до тех пор, пока она не окажется в крайней нижней позиции. Для устранения проблемы требуется статическая балансировка – установка корректирующей массы на диаметрально противоположной стороне колеса.
Динамический дисбаланс возникает из-за неуравновешенности колеса по ширине. И обнаруживается при его вращении: –и ось вращения образуют угол α. Возникают разнонаправленные центробежные силы, формирующие пару с определенным моментом вращения. Динамическая балансировка подразумевает монтаж уравновешивающих грузиков на внутренних и наружных сторонах колеса, в той же плоскости, где действует вышеупомянутая пара сил.
Признаки дисбаланса колес
1) Биение руля. Как правило, вызвано дисбалансом одного из передних колес. Сопровождается выходом из строя подшипника ступицы. Интересно, что из-за вибраций может разгерметизироваться кондиционер .
2) Заднюю часть авто на дороге бросает из стороны в сторону. Причиной того, что машина «гуляет», может быть не только дисбаланс, но и проблемы с задней подвеской – стойки, сайлентблоки балки. Тут напрашивается естественный вопрос: «Нужна ли балансировка задних колес?». Разумеется, да. Дисбаланс задних колес, хоть он и меньший, чем у передних, все равно присутствует. Это подтверждает неравномерный износ задних покрышек.
- В ходе сезонной «переобувки».
Балансировка колес нужна даже в том случае, если вы располагаете двумя комплектами шин и дисков. После успешно отъезженного сезона комплект колес ставится на хранение, не пройдя предварительной балансировки.Кстати, о том как правильно хранить шины в межсезонье, вы можете прочитать в статье: "Сезонное хранение шин" .
- Серьезное попадание в яму, удар о бровку, проезд лежачего полицейского на высокой скорости.
В критических ситуациях не обойтись без восстановления диска и замены изношенной резины.
Такой рекомендации придерживаются большинство автопроизводителей. Учитывая состояние отечественных дорог, стоит прислушаться к их мнению.
- После поездки на две и более тыс. км.
Любителям агрессивной манеры езды нужно проводить балансировку колес в 2 раза чаще: при езде по дорогам РФ каждые 7–8 тыс. км. К тому же к биениям шины выдвигаются особые требования.
Зачастую балансировка колес осуществляется по центральному отверстию. Оно предназначено специально для данной процедуры, так как не изнашивается в процессе эксплуатации. Но в 1969 году компания Haweka предложила альтернативный вариант – балансировка по крепежным отверстиям колеса к ступице.
Таким методом производят двойную центровку колеса. Сначала используют специальные конусы, а после – стенд, оснащенный фланцевым адаптером, который имитирует ступичные шпильки. Для легкосплавных дисков используют цанговый адаптер.
Для корректного проведения процедуры очень важно нормальное состояние оборудования. Так, износ зажимных гаек, конуса, резьбовых частей валов должен быть менее 0,022 мм.
Благодаря тому, что адаптеры соприкасаются с дисками только там, где находятся головки гаек или болтов, риск повреждения поверхности минимален.
Процедуру упрощают современные 3D-станки, использующие лазер: луч выявляет биения, позволяет с высокой точностью определять место установки грузиков.
Разновидности грузов
Грузы бывают набивными и клеящимися. Набивные конструкции с кронштейном отлично подходят для штампованных и литых дисков. А вот клеящиеся грузы устанавливаются на внутреннюю часть диска: они не портят его внешний вид.
Более предпочтительными для отечественных климатических условий остаются набивные грузы. При температурных перепадах клейкая лента отваливается, её повреждает бесконтактная автоматическая мойка, которая проводится под высоким давлением.
На современных станках имеется несколько фиксированных частот вращения – от 150 до 400 об/мин. Вместе с увеличением данного показателя улучшается точность балансировки колес: станок становится более восприимчив к дисбалансу.
2) Точность балансировки.
Настраивается по специальной шкале оборудования, варьируясь от одного до двадцати и более грамм. Другими словами, если выставлена точность балансировки 20 г, то дисбаланс в 19 г оборудование не учтет. А это уже солидное отклонение от нормы, сопровождающееся биением рулевого колеса.
3. Количество пусков колеса.
Для устранения дисбаланса устанавливают специальные грузики. Мастера определяют место и вес грузиков поэтапно, производя пошаговые пуски колеса. Чем больше тестовых пусков будет сделано, тем точнее будет определено место монтажа и вес грузиков.
4) Необходимо добиться совпадения оси крепления колеса на станке и его фактической оси вращения.
Для этого необходимо монтировать колесо на станке, используя крепежные отверстия диска. Исключение составляют автомобили марки Citroen, где для центровки применяется центральное отверстие диска.
5) Проведение финишной балансировки.
Эта процедура очень важна для скоростных авто. Финишная балансировка подразумевает корректировку после монтажа колеса на ступице, при частоте вращения от 1000 оборотов в минуту. Использование адаптеров Haweka позволяет отказаться от финишной балансировки.
6) Предварительная мойка колес.
Проводится качественная автоматическая мойка, нередко используют очистительные гранулы. Ручная очистка колес нежелательна: мелкие частички грязи, застрявшие в протекторе камни негативно скажутся на точности процедуры.
Примечание: большая погрешность станков упрощает работу недобросовестных мастеров – балансировка колес проводится быстро, хотя получаемый результат практически нулевой. В случае претензий со стороны автовладельца горе-умельцы уповают на плохое состояние дорог.
Преимущества правильной балансировки колес
1. Комфортная, безопасная езда. Прогнозируемое поведение авто на дороге.
2. Продление срока службы шины – от 25%.
3. Экономия топлива – около 12%.
4. Сохранение подвески. Это гарантирует снижение затрат на техническое обслуживание ходовой части.
Нарушения технологии
Вес находящихся рядом грузиков не должен быть более 60 г. Превышение заявленного показателя свидетельствует о неправильной сборке колеса: вентиль не совпадает с желтой меткой на покрышке. Но это далеко не единственная ошибка, которую допускают дилетанты, проводящие балансировку колес.
- Балансировка шин или дисков, покрытых грязью. В хорошем сервисе колеса всегда тщательно моют, снимая установленные ранее компенсирующие грузики.
- Используется грязный, пыльный станок.
- Отсутствие специальной смазки на бортах диска. Из-за этого резина некорректно садится на диск. Шиномонтажники уповают на качество покрышки, но элементарная накачка расставляет все на свои места.
- Цветная метка расположена далеко от ниппеля, хотя должно быть с точностью наоборот.
Помните, правильная балансировка колес – залог вашей безопасности на дороге. Поэтому пользуйтесь услугами проверенных, компетентных мастеров.В какой сервис стоит или не стоит обращаться,читайте в статье: "Правильный шиномонтаж-кому довериться" .
Надеюсь,что информация для Вас была полезной.
Любые замечания и вопросы оставляйте в комментариях,при желании,поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях,тем самым Вы поможете мне в продвижении блога.
Обязательно просмотрите видео.
- Шумоизоляция автомобиля своими руками 24.09.2015. Отзыв 1
- Вязкость моторного масла и на что она влияет 06.08.2015. Отзывов нет
Спасибо, очень познавательно. В этом году сделал балансировку в Гарант Автотехник-2, очень порадовало качество выполненных работ и обратил внимание что у них новое оборудование для автосервиса garantauto.com.ua
- Правильный шиномонтаж-кому довериться Четверг | 18.12.2014
- Дезинфекция кондиционера автомобиля Воскресенье | 26.05.2013
- Неисправности автомобильного кондиционера Вторник | 21.05.2013
- Как правильно зарядить аккумулятор Воскресенье | 05.05.2013
- Удаление вмятин без покраски. Суббота | 12.01.2013
Материалы: http://wmeste.su/balansirovka-koles-prichinyi-disbalansa/