История марки Lancia

1 ≫

«Lancia» - это расположенная в Турине итальянская компания, специализацией которой является роскошных автомобиле, в основном спортивного класса.

История её начинается с того, что 27 ноября 1906 в Турине знаменитым автогонщиком Винченцо Лянча, совместно с деловым партнёром Клаудио Фоджолином была основана компания под названием Fabbrica Automobili Lancia.

Первое творение вновь созданной автомобильной марки появилось на свет 23 сентября 1907 года, и эта машина получила название Lancia 18-24 НР. Позже старший брат основателя фирмы – посоветовал Винченцо называть свои детища по буквам греческого алфавита, и автомобиль был переименован в Lancia Alfa.

Новинка получилась весьма неординарной. Так она была оснащена весьма высокооборотным, по тем временам, четырёхцилиндровым двигателем объёмом 2 543 кубических сантиметра. Он имел 1800 об/мин и мощность в 23 лошадиной силы. При этом созданный инженерами компании мост со штампованной стальной балкой располагался в нём сзади, весила она в два раза легче литой. Полный привод осуществлялся в этом автомобиле с помощью вала, при том, что практически на всех автомобилях того времени это делалось при помощи цепи.

Новинка естественно не могла претендовать на место в кругу высшего автомобильного общества, однако, уже вторая модель Винченцо исправила это положение. Вышедшая в 1908 году Lancia Dialfa оснащалась уже шестилитровым мотором. На автомобиль такой силовой агрегат был поставлен впервые в мире, что делало сразу же эту модель представителем дорогих и престижных автомобилей.

В 1913 году линейка этих машин продолжилась созданием более габаритной Lancia Thetа. На ней впервые в Европе появилось электрическое освещение в стандартной комплектации. Машина имела четырёхцилиндровый двигатель мощностью 70 «лошадей», что помогала её разгоняться до 120 километров в час. Новинка была настолько надёжна, что её имя стала нарицательным в среде любителей автомобилей. Утверждалось, что только специально подготовленный профессионал мог сломать эту машину.

В связи с началом Первой мировой войны компания указом итальянского правительства была сделана военной компанией. В это время она занималась выпуском специальных автомобилей, грузовиков, а так же броневиков. Кроме того фирма изготовляла моторы для военных нужд.

Благодаря военным заказам Lancia существенно укрепилась, так территория завода в 1919 году составляла 60000 кв. м. При этом итальянцы в это время умудрялись выпускать новую Каppу, созданную на основе глубоко модернизированной Thetа.

Золотая эра этого автомобильно бренда началась в 1921 году с выходом в свет первого автомобиля с несущим кузовом под названием Lambda. В то же время инженеры компании создают независимую переднюю подвеску, при этом отвечавший за её создание Баттисто Фалькетто предложил своему патрону 14 разных вариантов такой подвески. Победил из них вариант, разработанный на основе вертикальных амортизаторных стойках или так называемую свечную.

Впервые Lancia Lambda была представлена широкой публике осенью 1922 года на парижском автомобильном салоне и выпускалась она с 1921 по 1931 годы. Всего свет увидело 13 000 экземпляров машин этой модели самых разнообразных серий. Выступал этот автомобиль и в гонках. Так в 1928 году выступающий на Lancia Lambda пилот сумел завоевать третье место на пьедестале ралли Mille Miglia. В 1938 году машина была модернизирована в очередной раз, получила новый восьмицилиндровый двигатель, а так жнее новое название – Dilambda.

Следующей моделью этой итальянской автомобилестроительной компании стала Аstura. Её отличительной чертой была очень мягкая подвеска восьмицилиндрового V-образного двигателя. Она, не смотря на выдаваемые ей 72 лошадиные силы, настолько хорошо изолировала от его вибраций кузов, что внутри салона его работа была практически не слышна. Одновременно с ней в свет вышли и машины немного попроще классом: Lancia Аrtena, Lancia Augusta и Lockheed.

К сожалению создатель компании маэстро Лянча в 1937 году скончался и последней созданной с его участием машиной стала Lancia Аprilia. Её кузов рарабатывался компанией в сотрудничестве с аэродинамической лабораторией Высшей технической школы в Турине.

Но жизнь не остановилась и следующей свет увидела Lancia Аurelia, созданная известным автомобильным конструктором Витторио Яно, прославившегося благодаря созданию в 20-х – 30-х годах автомобилей Alfa Romeo. Именно он решил установить на эту машину шестицилиндровый V-образный двигатель, хотя считалось, что это невозможно сделать в принципе. В результате она получила изготовленный из алюминия силовой агрегат объёмом 1 754 «кубика» и мощностью в 56 лошадиных сил. Кузов новинки был оснащён распашными дверьми и не имел центральной стойки. Его спланировало кузовное ателье Pininfarina. Официально же она была представлена широкой публике весной 1950 года в Турине.

Через семь лет на свет появилась весьма необычная машина компании под названием Lancia Flaminia, которая имела максимальную скорость в 160 км/ч. Необычность её состояла в том, что она имела два дворника, один из которых был расположен внутри автомобиля. Сделано это было с целью удаления с лобового стекла накапливающегося изнутри конденсата.

Вплоть до 1970 года Flaminia считалась флагманским автомобилем компании, пока её не приобрёл в этом году концерн FIAT.

В результате компания в 1996 году отпраздновала своё девяностолетие и сейчас работает в его составе в качестве подразделения по разработке и производству роскошных автомобилей.

Новый период истории фирмы отмечен и новыми автомобилями. Так созданный ею Ypsilon является самым маленьким автомобилем выпускаемым под брендом Lancia. Это – приемник Lancia-Y10 и создан он был в 1995 году, а в 1996-м получил современную внешность. Он оснащён мотором Fire, способен выдавать 60 лошадиных сил при объёме двигателя в 1,2 литра.

В 1997 году Lancia выпустила автомобиль Elefantino, имевший модную расцветку салона и изображение на стойках синих слонов.

Кроме того из последних моделей, выпущенных компанией можно отметить. Lancia Kappa и Zeta. Kappa относиться к люкс-классу и представляет собой автомобиль, выпускаемый с кузовами седан», «купе» и универсал, причем первые два оформлены в ретро-стиле 60-х.

Zeta же – это продукт совместной работы специалистов FIAT, Citroen и Peugeot. Она создана в варианте «универсал» и имеет богатое оснащение, а так же вбольшую вместимость – от 5 до 8 человек. На её вооружении находиться бензиновый силовой агрегат с турбонаддувом мощностью 110 лошадиных сил.

И в новом для себя статусе, являясь уже частью мощного концерна, Lancia сохраняет свой незабываемый стиль и неповторимый дизайн, так ценимый её поклонниками.

Материалы: http://autohis.ru/italy-marks/lancia.php

2 ≫

24 августа исполняется 130 лет со дня рождения Винченцо Лянчи, основателя одноименной автомобильной компании. Авто Mail.Ru добрым словом вспоминает отчаянного гонщика, гениального конструктора, большого ценителя оперы и просто на редкость порядочного человека.

— И как вам нравится звук мотора? Мама, согласитесь, — это же настоящая музыка! — сидевший за рулем крупный мужчина в клетчатом кепи с нескрываемой гордостью взглянул на свою пассажирку и прибавил газу. — Ну ладно, еще пару поворотов — и домой.

Теплая погода, чистый горный воздух, хороший автомобиль и родная мама в пассажирском кресле — что, казалось бы, может испортить чудесный вечер Винченцо Лянчи? Как вдруг. От сильной тряски — качество покрытия в окрестностях местечка Фобелло оставляло желать лучшего — лопнула рессора передней подвески, и автомобиль будто невидимой могучей рукой потащило прямо к пропасти. Будь за рулем менее опытный водитель — и последствия аварии лучше даже и не представлять. По счастью Винченцо слыл хладнокровным пилотом, не без труда он все же удержал машину на дороге, остановившись буквально в сантиметрах от обрыва.

Много позже, вспоминая этот драматичный эпизод, произошедший в 1919-м, Лянча признавался, что случай в Фобелло хоть и стоил ему лишних седых волос, зато подтолкнул к идее создания совершенно новой модели, которой суждено перевернуть все устоявшиеся представления публики об автомобилях как таковых.

Провидению, вообще, видимо было угодно, чтобы этот жизнерадостный итальянец стал гениальным конструктором. Винченцо появился на свет 24 августа 1881 года в семье состоятельного торговца. Джузеппе Лянча сколотил капиталец на суповых консервах и мог позволить роскошный образ жизни. С женой и четырьмя детьми он жил в шикарном доме в центре Турина, а летом уезжал развеяться в местечко Фобелло, что в итальянских Альпах.

Своего младшенького отпрыска — Винченцо — папа Джузеппе с младых ногтей готовил к карьере юриста. Но уже в школе выяснилось, что мечты отца не соответствовали желаниям сына. Толковый и любознательный, маленький Лянча при этом слыл непоседой и лентяем. «Он даже не хочет стараться. » — разводили руки наставники. Джузеппе качал головой, но сдаваться не собирался. После начальной школы Винченцо устроили в престижный пансион в надежде, что хоть там его выучат если и не на юриста, то хотя бы на бухгалтера. Отец не подозревал, что судьба сына к тому времени уже была предрешена.

Дело в том, что прилегающие к туринскому дому Лянчи подсобно-хозяйственные помещения сдавались в аренду. При всей своей состоятельности Джузеппе не привык сорить деньгами. Здесь-то и устроили мастерскую некие братья Чейрано — талантливые инженеры-изобретатели. Вскоре Джованни, Маттео и Джанни, а также инженер Аристидо Фацциоли организовали выпуск велосипедов под маркой Welleys.

Вот где маленький Лянча, забив на престижный пансион, проводил дни напролет. Братья Чейрано не возражали — разумно ли ссорится с сыном человека, сдающего вам помещение? К тому же Винченцо оказался не просто состоятельным оболтусом. Несмотря на отсутствие технического образования, Лянча поражал окружающих своей инженерной интуицией. Братья Чейрано и Фацциоли почти с благоговейным трепетом наблюдали, как безусый юнец, бегло осмотрев незнакомый механизм или деталь, сразу же определял его недостатки и слабые места. На правах дипломированного инженера Фацциоли взял над пареньком шефство, обучив его техническим азам и основам дизайна. Так Винченцо стал полноправным членом команды братьев Чейрано. Отец, конечно погоревал о несостоявшейся юридической карьере сына, но разрешил ему работать в мастерской. Официально Лянча значился бухгалтером, но делопроизводство, как несложно догадаться, так и не завел. Он, как и его наставники, с головой погрузился в новый проект — разработку собственного автомобиля!

И ведь первый блин не стал комом. Прототип 3,5-сильного бензинового Welleys оказался удачным. Братья получили множество заказов, которые они, увы, никак не могли удовлетворить. Скромная мастерская оказалась совершенно непригодна для постройки автомобилей. По счастью проектом Чейрано заинтересовались серьёзные бизнесмены — и в 1899-м мастерскую, а также лицензию на выпуск четырёхколёсного Welleys, выкупил Джованни Аньелли — основатель быстрорастущей «Фабрики Итальянских Автомобилей из Турина», более известной как FIAT.

К тому времени Лянче исполнилось лишь 18, но Аньелли уже был наслышан об удивительно талантливом пареньке и, не раздумывая, предложил ему работу. На FIAT Лянча получил ставку «главного инспектора» — нечто среднее между контролером ОТК и заводским испытателем. Вскоре в круг его обязанностей добавилось и управление гоночным автомобилем. Уже в 1900-м за рулем 6-сильного FIAT Лянча выиграл скоростные заезды в Падуе, и пошло-поехало. Пусть в зал гоночной славы Винченцо не попал, однако его достижения не назовешь пустяковыми. В 1905-м он финишировал вторым в гонке на Кубок Вандербильта, а год спустя остановился в шаге от победы на Тарга-Флорио. Чтобы стать истинно великим пилотом, Лянче не хватило всего двух вещей — немного удачи и более чуткого отношения к гоночным машинам. Садясь за руль, он выжимал из автомобиля все что можно, порой переходя за грань.

Похоже, Винченцо и сам понимал, что великим гонщиком ему не бывать. К тому же работа на FIAT доставляла все меньше радости — доводить до ума чужие автомобили ему, очевидно, наскучило. Строить их самому — другое дело! И в один прекрасный день Лянча решился. Вместе со своим другом и коллегой Клаудио Фоджольином, также работавшим на FIAT, он организует собственное дело.

Новую автомобильную фирму зарегистрировали 29 ноября 1906 года в нотариальной конторе доктора Эрнесто Тортетты. Уставным капиталом стали 100 тысяч лир, поровну внесенные Лянчей и Фоджольином, а уже через несколько недель компаньоны обживали первый офис — старые цеха известной автомобильной фирмы Itala.

Небольшой начальный капитал не оставлял права на ошибку — первый же автомобиль марки Lancia обязан быть успешным, иначе деньги банально кончатся. Винченцо, буквально бурливший идеями, решил не рисковать и создать машину максимально традиционную по конструкции. Получилось это лишь отчасти.

Действительно, прототип, собранный в туринской мастерской на углу улицы Дониццетти, выглядел довольно заурядно, но при этом мог похвастать облегчённым шасси и полуосями заместо привычных в то время приводных цепей. Еще больше удивлял высокооборотистый мотор — 2,4-литровая «четверка» выдавала 24 л.с при 1450 об./мин. Для начала века это было круто.

Серийная версия модели, которую Винчецо назвал по первой букве греческого алфавита — Alfa, дебютировала на туринском автосалоне зимой 1908-го и вызвала множество споров. Специалисты называли Lancia Alfa слишком легкой и чересчур мощной для дорог общего пользования, но покупатели были во восторге. Машина получилась быстрой, послушной и надежной — Лянча и Фоджольин не знали как справиться с валом заказов. Друзья арендовали все прилегающие к мастерской здания, целый туринский квартал превратив во владения собственной фирмы. Пришлось менять и методы работы. Поначалу Винченцо лично проверял в деле каждый автомобиль, выезжавший за ворота предприятия, но вскоре стало ясно — совмещать посты управляющего директора, главного конструктора и заводского испытателя физически невозможно. Так что после 16-й собранной Alfa Лянча сдался. Впрочем, прототипы и перспективные модели он будет лично тестировать до самых последних дней жизни.

Хороший товар сам себя хвалит — это сказано точно про автомобили Lancia. Простая, темпераментная и надежная Alfa выстроила прочнейший фундамент репутации марки. В дальнейшем друзьям-компаньонам оставалось только надстраивать над ним новые стены и этажи. Более мощная Beta, дебютировавшая в 1909-м, приумножила успех и вынудила Лянчу искать еще более просторные производственные площади. Затем последовали Gamma, Delta, Epsilon, Eta. По сути представлявшие собой эволюцию первой модели Lancia, они становились мощнее, не теряя в надежности.

Любопытно, что сам в прошлом пилот Винченцо категорически высказывался против участия своих автомобилей в гонках. Лянча не понаслышке знал, что автоспорт — это не только престиж и победы, но и огромные расходы, которые его молодая фирма не могла позволить в принципе. Политике воздержания от гонок он остался верен до последнего вздоха, равно как и склонности к техническим инновациям. Причем Винчецо никогда не гнался за прогрессом ради самого прогресса, он просто хотел сделать свои машины чуть лучше: легче, быстрее, удобнее и надежнее.

Уже на модели Beta, скажем, блок цилиндров отливали единой деталью — по тем временам неординарное решение. Lancia Eta — между прочим, самый быстрый итальянский автомобиль 1911-го — мог похвастать сухим однодисковым сцеплением, а модель Theta первой в Европе серийно оснащалась электростартером. В 1918-м Винченцо оформляет патент на уникальный мотор V-12 c углом развала цилиндров всего в 22 градуса. В серию уникальный агрегат не пойдет, но станет основой для многих новых двигателей Lancia.

И все же настоящим прорывом стала Lambda, дебютировавшая в 1922-м. На создание машины Винченцо подтолкнула та самая горная прогулка, с которой мы начали рассказ.

Lambda, как сказали бы французы, представляла собой настоящий технический «тур де форс», то есть нечто из ряда вон. Несущая конструкция кузова со встроенным в пол трансмиссионным тоннелем, независимая передняя подвеска с механической регулировкой жесткости упругих элементов, уникальный 4-цилиндровый V-образный мотор и все это на сравнительно недорогом автомобиле!

Осенью 1922-го в автомобильных кругах Европы только и разговоров было, что об очередной букве греческого алфавита. Революционная конструкция вновь вызывала скепсис, но публика, как обычно, оказалась на стороне Винченцо. Длинная и низкая, легкая и стремительная Lambda счастливо сочетала едва ли не все блага cовременного автомобиля — не боящуюся плохих дорог комфортабельную подвеску, отличную управляемость, приемлемую динамику и всегдашнюю для Lancia надежность. Неудивительно, что репутация и слава Lancia поднялись на новую высоту.

Казалось, что у Винченцо получается абсолютно все. Бесстрашный гонщик, одаренный конструктор он к тому же показал себя и расчетливым, умеющим предвидеть бизнесменом. Лянча вовремя уловил тренд на рост популярности маленьких автомобилей и в 30-х годах, когда многие производители дорогих машин столкнулись с финансовыми проблемами, предложил рынку компактные Augusta и Aprilia. При этом большие модели Lancia пользовались завидным спросом у состоятельных клиентов: от кинозвезд до одиозного правителя Италии Бенито Муссолини. Из маленькой мастерской, основанной на паях с близким другом, Lancia превратилась в настоящий промышленный конгломерат, помимо легковых автомобилей выпускавший грузовики и автобусы, бронеавтомобили и даже троллейбусы. А сколько еще было запланировано.

Увы, как раз на пике славы жизнь Винченцо неожиданно прервалась. Ночью 15 февраля 1937-го он почувствовал себя плохо, но решил не будить спящую жену — за доктором послали лишь в семь утра. Оказалось, что слишком поздно.

Многие сомневались, что лишившись своего основателя, идеолога и главного конструктора, Lancia сможет и в дальнейшем поддерживать высокое инженерное реноме. Но поначалу все шло неплохо — талантливый конструктор Витторио Яно, пришедший из Alfa-Romeo, создал весьма удачную модель Aurelia, благосклонно принятую и критиками, и покупателями. Зато, напрочь позабыв о заветах отца, сын Винченцо — Джанни Лянча, ставший у руля компании, решил попробовать силы в автогонках. Нельзя сказать, что на этом поприще итальянская марка не добилась успеха. Как раз наоборот. Начиная с 50-х, автомобили Lancia добились множества славных побед на «кольце» и в ралли. С одной стороны, эти успехи положительно сказывались на имидже марки, с другой, — они же здорово пошатнули некогда прекрасное финансовое здоровье компании. Винченцо вновь оказался прав — гонки не довели фирму до добра. В 1969-м столкнувшуюся с серьезными финансовыми проблемами компанию перекупил FIAT.

С тех самых пор реноме Lancia медленно, но неумолимо катится под откос. Если в 60-х автомобили из Турина по части имиджа не уступали престижным Mercedes-Benz, а ценители спортивных машин сравнивали двухдверные Lancia с Porsche и Jaguar, то ныне знаменитый бренд, чего греха таить, находится в плачевном состоянии. До недавнего времени Lancia выпускала лишь слегка модифицированные версии моделей FIAT, теперь же производственную программу некогда знаменитого бренда расширяют за счет перелицованных автомобилей Chrysler. Похоже, у нынешних хозяев Lancia нет и крупицы уважения к славным традициям компании.

Материалы: http://auto.mail.ru/article/35061-lancia_vse_luchshee_v_proshlom/

3 ≫

"А теперь слушай: вот идет настоящая машина! "Лянча"!

Она наверняка догонит и "Мерседес", и "Рено", как волк пару ягнят.

Ты только послушай, как работает мотор! Как орган!"

(с)Эрих Мария Ремарк. "Три товарища".

Чемпионат Мира по ралли существует уже больше 40 лет, и за всё это время не было более успешной команды среди производителей, чем Lancia. Итальянский концерн держал пальму первенства с 1974 по 1992 год, всего пару раз уступив Ford и Audi. Общим счетом команда получила 16 Чемпионских титулов!

Из истории бренда.

Lancia Automobiles S.p.A итальянский концерн, основанный гонщиками Винченцо Лансиа (Vincenzo Lancia) и Клаудио Фоголин (Claudio Fogolin) в конце ноября 1906 года. Первая машина этой марки вышла в свет два года спустя под именем 12НР или Alfa. Под капотом стоял маленький четырехцилиндровый механизм на 28 лошадиных сил. Через 10 лет появилась грузовая Jota. После смерти Винченцо в 1937 году бразды правления перешли его жене Адель(Adele ) и сыну Джанни (Gianni), и они сразу подписали контракт с инженером Alfa Romeo – Витторио Яно Vittorio Jano. В 1969 году компания вошла в состав Fiat Group. За это время компания совершила большой прорыв в европейском автомобилестроении: машины оснащались электро-системой, а с 1948 года 5-ступенчатой коробкой передач. Лянча первая запустила серийное производство двигателей V4 и V6.

Свой уникальный логотип – копье,щит и флаг - Lancia получила от графа Карло Бискаретти ди Руффия (Carlo Biscaretti di Ruffia). В переводе с итальянского «lancia» означает «копье».

Победа за победой.

Особым успехом Компания Lancia пользовалась в ралли. Ей давались соренования любого уровня: от национальных до международных. Так она стала последней победительницей Международного Чемпионата Производителей (International Championship for Manufacturers) в 1972 году, а через два года уже стояла на вершине подиума только основанного Чемпионата мира по ралли (WRC). Stratos HF пришел на место успешной Fulvia HF и не ударил в грязь лицом – 3 года подряд первое место по итогам Чемпионата.

Lancia Fulvia HF

В 77-ом,78-ом и 80-ом другой автомобиль концерна показал себя на опаснейших трассах мира - Fiat 131 Abarth.

В 1982 году началась новая эра в автоспорте: по всему миру с производителей сняли практически все ограничения для раллийных машин, что привело к возникновению самого быстрого и опасного класса в истории – Группы Б ( Group B ). Первый год лидировала Audi с инновационным полным приводом, но в 83-ем ее обогнала Lancia 037 Rally, правда, всего один раз за историю Легендарной Группы.

Итальянцы стали первыми, кто адаптировался к изменившимся условиям мирового автоспорта – на протяжении следующих 6 лет после закрытия Группы Б, никто не мог сместить Lancia Delta с подиума. Сперва это была Delta HF 4wd, полный привод и турбонаддув улучшили показатели серийной версии в разы. На следующий год появилась обновленная версия с увеличенной колесной базой, оснащенная 16-клапанным двигателем. Система полного привода у Lancia была уникальна (позже ее использовали в Mitsubishi) - распределение крутящего момента по осям шло из пропорции 30% вперед к 70% назад через самоблокирующийся дифференциал.

С именем команды "Lancia Martini Racing" связан и трагический случай, положивший конец монстрам "Группы Б". Экипаж Генри Тойвонен и Серджио Кресто (главный экипаж команды) не справился с управлением на узких горных трассах Ралли Тур де Корс и упали с обрыва, автомобиль сгорел полностью, унеся жизни пилота и штурмана.

В 1993 году компания закрыла автоспортивную программу, внеся большой вклад в развитие раллийных и гражданских машин. С именем "Lancia" у многих людей связан образ угловатого, но быстрого и практически непобедимого автомобиля-легенды!

Материалы: http://rus-rc.com/novosti/istoriya/istoriya_lancia


Back to top