Биография Джона Моргана

1 ≫

Джон Пирпонт Морган (1837 - 1913) - крупнейший американский предприниматель, создатель первой финансовой империи в США. Основатель шести индустриальных гигантов: «Америкэн Телефон-энд-Телеграф», «Дженерал электрик», «Интернэшнл Харвестер», «Юнайтед Стейтс Стил корпорэйшен», «Вестингхауз электрик корпорэйшен» и «Вестерн Юнион». В конце девятнадцатого века ни у одного человека в американском финансовом мире не было более высокой репутации, чем у него, известного друзьям и врагам под именем Юпитера — правителя небес, величайшего из великих.

Моргану удалось построить международную банковскую империю, по мощи и узнаваемости бренда сравнимую с банковскими домами Ротшильдов и Барингов. Удачливый банкир Морган превратил небольшую железнодорожную компанию Federal Steel в гигантское объединение железнодорожных и сталелитейных компаний. Морган был против рыночной конкуренции — соперничество за долю рынка, по мнению бизнесмена, обескровливало предприятия. А потому Джон Пирпонт Морган массово скупал компании у конкурентов и прослыл акулой рынка слияний и поглощений.

Не занимая никакой государственной должности, Дж. П. Морган контролировал массовый перелив капитала из Европы в Соединённые Штаты. Не произведя за свою жизнь ни единой вещи, он помог создать современную индустриальную экономику. На закате своих лет Морган даже спас от краха Нью-йоркскую Фондовую Биржу, фактически действуя на свой собственный страх и риск.

Джон Пирпонт Морган родился в семье американского финансиста Джуниуса Моргана, владельца крупного банковского дома G.S. Morgan & Co. В детстве он был слабым и болезненным мальчиком — кожные болезни, воспаления лёгких, артрит, лёгкая эпилепсия — соседи говорили, что у маленького Джона дурная кровь, и это было чистой воды правдой.

Морган-старший воспитывал сына железной рукой - наследник должен был превзойти отца. Отец следил за тем, чтобы сын правильно выбирал себе друзей, частенько переводил его из школы в школу и не баловал душевным теплом - мальчику, по полгода проводившему в постели, отчаянно не хватало любви. Но, несмотря на все эти обстоятельства, Джон Пирпонт Морган исхитрялся расти смышленым, веселым и бойким мальчишкой. Он никогда не делал уроков и тем не менее отлично учился, обожал животных и ужасно любил экскурсии в лес и в горы.

Окончив Геттингенский университет (Германия), Морган-младший отправился на поиски счастья в Нью-Йорк. К тому времени Джуниус Морган стал компаньоном известного финансиста Джорджа Пибоди и по его приглашению переехал в Лондон. По рекомендации отца молодой Пирпонт получил место в английском представительстве респектабельного нью-йоркского банка Duncan, Sсhermann & Co.

Тогда, в 1850-х, Джон Морган предпринял первые самостоятельные шаги в бизнесе. Он приобрел 5 акций Тихоокеанской почтово-пароходной компании по $63 каждая. Отец не одобрил сделку: мол, суда компании не раз терпели кораблекрушения, а акциями предприятия спекулировали все кому ни лень. Пирпонт не послушал отца и вскоре приобрел еще акции Тихоокеанской почтовой. Увы, год спустя Моргану пришлось продать пакет акций с общим убытком почти в $1,5 тыс. Однако молодой инвестор не отчаивался: на одолженные у отца деньги он купил одну акцию Центральной мичиганской железнодорожной компании. Через месяц спекулянт продал бумагу со 100% прибылью.

Во время Гражданской войны в США (1861-1865 гг.) Джон Морган продолжил карьеру спекулянта. Правда, теперь Пирпонт торговал не ценными бумагами, а оружием. В начале войны он вместе с компаньонами приобрел у южан вышедшее из строя оружие и продал его северянам, заработав на этой сделке 25% чистой прибыли. Позднее дело о спекуляциях с оружием расследовала комиссия американского Конгресса, однако к ответственности Пирпонта Моргана не привлекли — его выручили связи в правительстве.

То, что спустя пару десятков лет сделает Джона Моргана самым известным Морганом на свете, проявляется уже сейчас: он холоден, расчетлив, безжалостен к конкурентам и компаньонам, к тому же склонен к чрезмерному риску. Джуниус брюзжит, жалуется на то, что перестает понимать сына, говорит, что христианин должен больше думать о ближних, но остановить Джона Пайерпонта Моргана уже невозможно.

Вскоре заработки Пирпонта удвоились за счет махинаций на государственных банковских билетах, особого вида средстве платежа. Пирпонт занялся операциями с валютой: открыл совместный банковский счет с финансистом Эдвардом Кетчумом (спустя несколько лет арестованным за многочисленные махинации на валютном рынке) и начал скупку золота. Компаньоны занимали деньги и приобретали слитки. Накопив достаточное количество золота (на $2 млн), Морган и Кетчум продали $1,15 млн на валютном рынке Англии. В Нью-Йорке начался ажиотаж: стало катастрофически не хватать золота, стоимость унции сильно выросла. Когда стоимость золота достигла пика, Морган и Кетчум продали остававшееся у них золото (на $850 тыс.), заработав на этой операции $132,4 тыс. чистой прибыли.

Репутация Пирпонта и на этот раз не пострадала. Конкуренты и коллеги Моргана с Уолл-стрит сочли сделку проявлением необычайной смекалки. Однако отец Пирпонта Джуниус Морган был вне себя от ярости. Спекуляции на золоте во время кризиса валютной системы в США Джуниус считал неэтичными. Старый Морган пригрозил сыну разрывом профессиональных отношений и разделом банковского имущества. Впрочем, свои угрозы он не воплотил в жизнь, а вместо этого подыскал непослушному сыну компаньона-наставника. Им стал опытный финансист Чарльз Дебни из банка Duncan, Sсhermann & Co. Теперь нью-йоркское отделение банка Морганов называлось Debny Morgan & Co. Впрочем, подчиняться наставнику молодой Морган не стал, а реорганизовал банк: отправил Дебни в отставку, а в партнеры взял давнего соратника и друга Тони Дрексела.

Из небольшого банка отца Джон Морган создал финансовую империю.

Пирпонт Морган прославился не только как талантливый спекулянт, но и как специалист по решению корпоративных конфликтов. После Гражданской войны в США начался железнодорожный бум, по всей стране строили сетку железных дорог. Новый вид бизнеса заинтересовал Пирпонта.

Строительство в то время сильно зависело от банковских учреждений, кредитовавших железнодорожные компании. Многочисленные акционеры и держатели облигаций железнодорожных компаний не могли эффективно контролировать деятельность менеджеров. А потому вместо акционеров такими предприятиями часто управляли банкиры.

В 1869 году крупный американский бизнесмен Джей Гоулд попытался отобрать у Пирпонта контроль над небольшой железнодорожной фирмой Olbany & Sascuehanna. Гоулд хотел присоединить компанию Моргана к своей Эрийской железной дороге. Когда Пирпонт отправился в путешествие, Гоулд вместе с компаньоном Джеймсом Фиском начал скупать акции Olbany, последний даже пытался силой захватить железную дорогу. Но Морган вернулся в Нью-Йорк, докупил 600 акций и отправился в суд — подавать иск на Гоулда и Фиска. Суд банкир выиграл и… сдал железную дорогу Гоулду в аренду сроком на 99 лет.

Помимо железных дорог, Морган интересовался и другими отраслями - банк Моргана участвовал в создании крупнейшей сталелитейной компании «Ю. Эс. Стил корпорейшн», электротехнической фирмы «Дженерал электрик», финансировал пассажирские перевозки в Атлантике.

Каждой весной Морган на три месяца уезжал в Европу: методично, так, как будто приводил в порядок молотилку или паровоз, он восстанавливал там свои нервы - и снова брался за работу. За девять месяцев Джон успевал сделать столько, сколько другим не удавалось и за двенадцать. Морган по-прежнему много болел, но ему удалось настолько сжиться со своими хворями, что они ему почти не досаждали.

Он контролировал все и вся, не упускал ни одной детали, носил с собой дюжину записных книжек, а когда его бизнес так разросся, что один человек уже не мог за всем уследить, заменил блокноты на такое же количество помощников. Его агрессивная, напористая и колючая манера вести переговоры поражала воспитанных в добропорядочном викторианском духе партнеров. Морган занимался бизнесом так, как будто вел войну: он производил разведку, завязывал бой и добивал поверженного противника. Говорили, что ему свойственна сатанинская безжалостность и тот, кто задел его хотя бы по мелочи, не мог рассчитывать на пощаду. Говорили, что взгляд его больших, широко расставленных глаз не могут выдержать даже очень сильные люди: это все равно что смотреть на фару несущегося прямо на тебя паровоза. Говорили, что он нежно любит кошек и собак, помогает бедным, верен друзьям, великодушен по отношению к женщинам - лояльные к Моргану журналисты описывали его так, что ему самому становилось тошно.

Интенсивная деятельность Пирпонта на рынке M&A привлекла внимание политиков и чиновников лишь в конце жизни инвестбанкира. В 1912 году Моргану пришлось выступать на заседании государственной комиссии, расследовавшей деятельность банковских домов. Спустя три с половиной месяца после выступления в Комиссии Пирпонт скончался, дело против финансового дома Морганов закрыли. Банковский бизнес отца продолжил сын Джон Пирпонт Морган-младший, однако он не унаследовал деловую хватку отца и столь же влиятеленым банкиром, как его отец, не стал.

Джон Пирпонт Морган любил искусство и был без ума от женщин. В молодости Джон говорил, что жениться надо на тех, кто может родить и воспитать детей, к старости понял, что его привлекают дамы, в чьих жилах играет дорогое шампанское. Его любовницами становились самые красивые и стильные леди Нью-Йорка. Враги не могли простить Моргану привычку приходить в построенную им же церковь с очередной любовницей (”Он совмещает телесный блуд с блудом душевным!”), друзья ему завидовали. Сам же Морган был глубоко уверен в том, что женщины выбирают не его: их просто притягивает магия миллионов, сказочное, вошедшее в поговорку состояние.

Джон Морган был прекрасно образован и мог часами говорить о милых его сердцу скульптурах и картинах, его считали гением банковского дела - и это была чистая правда. А Моргана мучили постоянные приступы неуверенности: он казался себе уродом (к старости его нос деформировался так, что дедушка Пайерпонт показался бы рядом с ним красавцем) и неудачником - жизнь прошла как-то не так, женщину, которая могла бы сделать его счастливым, он так и не смог сберечь (его первая жена, Амелия Стергис, умерла от туберкулеза).

Джон не любил свою второю жену, не доверял любовницам, конкуренты внушали ему презрение, а компаньоны вызывали тоску. Его успокаивало только искусство: Морган-старший, когда-то методично заставлявший сына ходить в английские и французские музеи, сумел привить ему любовь к прекрасному, и теперь он - самый богатый человек в мире! - мог сделать его своим.

Морган также известен как крупнейший меценат: кроме «Метрополитен-музею», он жертвовал огромные суммы на Американский музей натуральной истории, школу Гротон (штат Массачусетс), Гарвардский университет (особенно его Медицинскую школу), трудовые школы (эквивалент советских ПТУ).

Другие истории успеха:

История жизни Джона Моргана вызывает восхищение. Спасибо огромное,что дали возможность более подробно познакомиться с биографией поистине Великого человека

а чем там восхищаться? :-\

Есть чему поучится!

больше из богатых мне понравилась его история! "Он вел бизнес как войну, его взгляда никто не мог выдержать, гений банковского дела!

Где его могила. Не могу найти в интернете толком ничего нет. С уважением, Делюрман

Он вел бизнес в Нью-Йорке и видимо похоронен там же! Алекс

Интересная, поучительная история.Он был жесток касаемо бизнеса, но в тоже время щедр.

знайте историю, он финансировал революцию

Чёто я не вижу здесь истории компании White Star Lines, хозяином которой он был.

Материалы: http://stories-of-success.ru/biografiya_dzhona_morgana

2 ≫

Морганы – финансовая семья и одна из богатейших династий бизнесменов

У большинства россиян американская фамилия Морган не вызывает никаких ассоциаций или воспоминаний. Ну разве что изящнейший новеллист О’Генри в одном из своих рассказов представил нескольких жуликов, разыгрывающих из себя влиятельных воротил финансового мира, один из которых убедил провинциальных простачков в том, что он Джон Пирпонт Морган. (В телевизионной экранизации этого произведения, названной «Трест, который лопнул», его роль виртуозно сыграл Владимир Басов-старший.)

Вот, пожалуй, и все. А между тем в США семейная династия Морганов является самой крупной финансовой группой, корпорации которой производят товаров и услуг на сумму около 1,5 трлн. долларов (кстати, ВВП России в пять раз меньше), то есть почти 20 процентов ВВП США.

Около сотни американских корпораций принадлежат Морганам. К ним относится крупнейший в мире электротехнический концерн «Дженерал электрик», на предприятиях которого, расположенных в десятках странах мира, изготавливается широкий ассортимент товаров — от электролампочек до атомных реакторов, от холодильников и кондиционеров до двигателей для самолетов и ракет. Совместно с финансовой группой Дюпонов Морганы владеют ведущей мировой автомобилестроительной фирмой «Дженерал моторс», чьи предприятия выпускают не только автомобили и школьные автобусы, но и танки.

Однако в те годы молодой Морган, к сожалению, пережил самую ужасную личную трагедию в его жизни, которая впоследствии тяжело отразилась на его здоровье.

Но несмотря на большие успехи в предпринимательстве, в личной жизни он был глубоко несчастным человеком. Скорее всего, «Корсар» и бизнесом занимался с такой самоотдачей, чтобы забыть или, точнее, реже вспоминать о своей умершей жене. Некоторое время спустя он женился во второй раз — на Фрэнсис Луизе Трейси, которая родила ему четверых детей — сына и трех дочерей. Однако Джона Моргана мало привлекала семейная атмосфера дома, где будучи самым загруженным человеком в США, он бывал довольно редко. О его работоспособности и умении не спать по несколько ночей подряд ходили легенды и анекдоты. Обладая натренированной в молодости на изучении иностранных языков памятью, он, казалось, не забывал никогда и ничего. Морган лично контролировал выполнение своих поручений на всех стадиях их реализации, никогда никуда не опаздывал и ничего не упускал из виду. В работе он был безжалостным к себе и к окружавшим его помощникам, которые не понимали, почему «Корсар», который почти в три раза старше их, не устает. Современники говорили, что его взгляда не может выдержать практически никто. Он словно прожигал человека насквозь, проникая в самые потаенные глубины сознания.

Справедливости ради следует упомянуть, что «Корсар» не был однолюбом, читавшим только столбцы и колонки балансовых отчетов своих бухгалтеров. Магнат был самым обыкновенным и заурядным… бабником, который не пропускал ни одной юбки! Финансист, кстати, прекрасно понимал, что самые красивые женщины Америки и Европы хотели с ним познакомиться только потому, что он был несметно богат.

Банкир не считал себя красавцем и атлетом. К концу же своей жизни он очень страдал от того, что его нос, сильно увеличившись в размерах, стал свешиваться чуть ли не до нижней губы. Это было странное и необъяснимое заболевание, которым страдал еще его дед по материнской линии. Стесняясь этого физического недостатка, он практически всегда прижимал к носу и губам носовой платок, слегка подкашливал при этом, непременно извиняясь за легкую простуду и постоянный насморк.

Как известно, и самые трудоспособные, выносливые и трудолюбивые люди должны иногда отдыхать.

Каждую весну Джон Морган уезжал в Европу на три месяца, где, вспоминая годы своей студенческой юности, ходил по музеям и картинным галереям, взбирался на крепостные стены разрушенных средневековых замков и гулял по роскошным дворцовым паркам. Он любовался произведениями искусства и восторгался прекрасными творениями европейских архитекторов.

Будучи самым богатым человеком в мире, финансист, естественно, не упускал случая приобрести какую-либо понравившуюся ему скульптуру или картину. Он купил несколько полотен кисти Микеланджело, Мурильо, Рубенса, Тинторетто. Приобрел изумительные изделия из фарфора и фаянса, а также ряд гравюр голландских мастеров, выполненных на металле. Магнат привез в США из Европы рыцарские доспехи и даже несколько древнегреческих скульптур.

Так как Морган был очень образованным человеком, то он отчетливо и ясно понимал, что ни одно произведение искусства, ни один шедевр не может принадлежать только одному человеку. И «Корсар» стал дарить американским музеям и картинным галереям приобретенные им шедевры. Кстати, основу экспозиции нью-йоркского музея «Метрополитен» составили произведения искусства, подаренные Джоном Морганом. Интересно, что по нынешним рыночным ценам он передал в дар американским музеям шедевров на сумму более чем 1 млрд. долларов.

Кроме того, магнат был коллекционером и собирателем книг, иногда специально в Европе разыскивал и покупал раритетные издания.

Дом в Нью-Йорке, в котором находилось собрание книг финансиста, в 1924 году стал публичной общественной библиотекой, которая, кстати, называется «Библиотека Джона Моргана».

Однако даже такому влиятельному предпринимателю, как Морган-младший, иногда приходилось переживать более чем неприятные минуты. Так, например, в 1933 году американские законодатели, расследовавшие, в рамках антимонопольного разбирательства, деятельность ряда американских корпораций, приняли решение разделить банкирский дом «Дж. П. Морган» на два финансовых института: на собственно коммерческий банк, за которым сохранялось название «Дж. П. Морган», и на вновь образованный «Морган Стэнли», которому надлежало заниматься инвестиционной банковской деятельностью.

Морганы были и продолжают оставаться самой богатой семьей не только в США, но и в мире. Сегодняшнего положения в обществе они достигли благодаря ежедневному труду многих поколений семьи в течение почти 150 лет.

Развивая национальную промышленность, транспорт, банковское или страховое дело, Морганы вкладывали свои капиталы в развитие экономики своей страны. Во многих странах мира они за свои деньги покупали шедевры живописи и ваяния, редчайшие книги и гравюры и привозили их на свою родину — в США для того, чтобы подарить эти бесценные сокровища национальным музеям и картинным галереям, сделав достоянием всего американского народа.

О Морганах без преувеличения с большой уверенностью можно утверждать, что, будучи богатейшей семьей в США, они всегда стремились использовать свое богатство для повышения духовного уровня и благосостояния своей нации.

Материалы: http://new-buziness.ru/morgany-finansovaya-semya-i-odna-iz-bogatejjshikh-dinastijj-biznesmenov/

3 ≫

Сэр Генри Ф.С.Морган

Первые Morgan были трехколесными

До конца ХХ века Morgan изготавливался на деревянном каркасе

И до 2000 года новые модели Morgan выглядел точно так же, как и 70 лет назад, и пользовались бешенным успехом у англичан

Генри Морган не собирался открывать производство, но после Лондонского автосалона 1910 г. неожиданно получил несколько заказов. Отец инженера оказал финансовую помощь, и в 1912 г. на свет появилась Morgan Motor Company. Генри Морган стал ее управляющим директором, а отец - председателем совета директоров.

В 1919 г. произошло долгожданное событие - у Генри появился сын, Питер (до этого было четыре дочери). Получив соответствующее образование, он стал главным конструктором компании (и одновременно инженером-испытателем). После смерти Генри Моргана в 1959 г. семейное дело перешло к сыну, а теперь компанией руководит внук основателя.

Обычно любая компания стремится увеличивать объем производства. С компанией же Morgan, выпустившей за свою историю около 50 тыс. машин, - все наоборот, с годами выпуск все сокращается. В 1919 г. в Мэлверн Линк сделали 2500 машин. А новый Morgan Aero 8, как ожидается, будут выпускать в количестве каких-то 200 штук в год. Любопытно, что известность марки в мире росла в обратной пропорции.

В 1960 г. 85 процентов продукции, а это триста машин в год, отправлялись в США. Спустя десятилетие, с вступлением в действие первых норм безопасности и токсичности, продажи там сократились. Американские требования вынуждали идти на невероятные ухищрения для сохранения сбыта. Так, с 1974 г. автомобили Morgan, сертифицированные в США, работали на. пропане. И не потому, что выхлоп у таких машин чище - просто по правилам NHTSA "пропановые" автомобили не требовалось испытывать ударом сзади, чего "антикварный" кузов Morgan наверняка бы не выдержал.

В 1999 году в США автомобилями Morgan торговали два самоотверженных агента, Уильям Финк - в Сан-Франциско и Уинфред Шапрлс - в небольшом городке в Вирджинии. Будучи инженерами, они самостоятельно "доводят" свой товар в соответствии с американскими стандартами - ставят третьи стоп-сигналы, меняют бамперы. В Мэлверн Линк же твердо придерживаются своей линии, даже подушки безопасности в Morgan начали устанавливать только в 1998 году.

Компании, подобные Morgan, жестко привязаны к поставщикам. В 1953 г. пришлось менять дизайн - только потому, что британская Lucas перестала делать фары в чашеобразном хромированном корпусе. Аналогичная проблема возникла в 1968 г., когда автомобильный завод Triumph остановил производство 4-цилиндровых моторов, новый же, 6-цилиндровый, не помещался под капотом тогдашнего Morgan - так появилась модель с 4 л двигателем V8 компании Rover.

В 1999 году Rover уведомила Morgan, что прекращает поставки моторов. Питер Морган, тогда еще управляющий директор, очень хотел заменить его 3 л 240-сильным V6 Jaguar/Lincoln. Однако получил отказ. Не случись этого, мы бы еще долго не увидели Morgan Aero 8.

Питер Морган был категорически против перемен. В его памяти еще была свежа неудача с моделью середины 60-х годов. Тогда Морган поддался модным веяниям и решил сделать автомобиль с обтекаемым стеклопластиковым кузовом, как у Chevrolet Corvette и Lotus Elise. Удалось продать только 26 машин. С тех пор Питер Морган зарекся отходить от стиля "ретро". С ним не спорили - уж очень был горяч и несдержан на язык. Однако со временем махровый консерватизм директора начал вызывать тихий ропот даже у преданных компании сотрудников.

Материалы: http://automn.ru/autohistory-0-78.html


Back to top