История Ural (Урал)

1 ≫

История Урала.

Урал опорный край державы,

Её добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец.

Постоянное население на Урале появилось в эпоху неолита (VI-IV тыс. лет до н.э.), были города в бронзовом веке (III-II тыс. лет до н.э.), однако это ещё малоисследованная страница истории. В IX-X веках регион Урал стали заселять современные народы, относившиеся к угорской (на севере) и тюркской (на юге) группам. Тюркским народом были башкиры, заселившие территории современных Оренбургской и Челябинской областей и Башкирии. Они и дали название региону - Урал. Точное происхождение слова проследить уже сложно, но в культуре башкир Урал - могучий батыр, герой одноименного эпоса. Народы Северного и Среднего Урала - это коми-пермяки (территория современного Пермского края) и манси, или как их ещё называли, вогулы (территория современной Свердловской области), родственные с финно-угорскими племенами. Соответственно, большая часть топонимики Урала - это башкирские, мансийские и пермяцкие названия.

Первым серьёзным государственным образованием, установившим контроль над Уралом, была Золотая Орда. Уже тогда Урал внёс посильный вклад в противостояние с Западом, принимая деятельное участие в набегах на Русь. Но через пару столетий Золотая Орда рассыпалась на отдельные ханства и княжества, в числе которых были Казанское ханство (туда попали башкиры), Пелымское княжество (туда попали манси), Великопермское княжество (с коми-пермяками) и Сибирское ханство (туда так или иначе попали все). Все княжества и ханства сразу начали устанавливать активные внешнеполитические связи (в виде взаимных набегов) друг с другом и с другими вчерашними "собратьями" по Орде, включая Московское княжество. Усиление последнего в XV в. приговорило все самостийные режимы от Новгорода до Казани. Непокорным Москве осталось Зауралье, находившиеся в зоне ответственности Сибирского ханства. Над Южным Уралом ещё сохраняла подобие контроля Ногайская орда, но в XVI в. на эти землях активно селятся и никого не спрашивают казаки с Волги и Дона. Именоваться они начинают яицкими казаками - по названию реки Яик, которой ещё только предстояло называться Урал.

Полпредом Москвы в 1581 г. в земли Урала и Сибири вызвался идти легендарный Ермак Тимофеевич, правда представлял он не столько интересы правительства, сколько интересы бизнеса - купцов Строгановых, контролировавших Приуралье и планировавших экспансию на восток. Через 4 года он погиб в водах Иртыша, спасаясь от внезапного ночного налёта, но победы небольшого казачьего отряда воодушевили на походы последователей. В покорённую Сибирь (для ввоза западных культурных ценностей и вывоза пушнины) налажен сухопутный путь через крепость Верхотурье, где посажен уральский воевода. С этого момента два главных города региона - Верхотурье и Тобольск - стали спорить друг с другом за политический вес и значимость. Но уже через сто лет оба проспорили: страна теперь называлась Россия и стране нужны были пушки. И на Урале начали разрабатывать железные месторождения - значительно южнее старой "пушной" дороги.

Уже в XVII в. начали появляться металлургические заводы Урала, сюда стали активно переселяться татары и др. народы Поволжья, а в к.XVII-нач.XVIII вв., спасаясь от преследований, хлынули диссидентски настроенные старообрядцы. Нелегальные мигранты насаждали свою культуру, отбирали рабочие места, ловили рыбу и били зверя. Коренное население гостям было радо.

На Среднем Урале на смену Строгановым приходят Демидовы - новые промышленники, поднявшиеся благодаря Петру, как водится, из черни. Но государство и само уже оценило роль региона и не спешит оставлять его на откуп предприимчивым Демидовым и прочим инициативным купцам и промышленникам. По стране укрепляется вертикаль власти, уезды объединяются в губернии и провинции. Для контроля промышленности и горной добычи Урала в Кунгуре организуется Горных дел канцелярия, позднее переехавшая в Екатеринбург. В 1773-1775 гг. по Уралу прокатилось восстание Пугачёва, активно поддержанное башкирами и яицкими казаками. Многие крепости Урала понюхали пороху, немало из них пало. И хотя наиболее драматические события разыгрались в Оренбуржье, всю серьёзность последствий почувствовал весь Урал. Казачество было упразднено, административный центр Среднего Урала сместился в Пермь. Екатерина II первой начала на всякий случай менять географические названия: р. Яик сменилась на р. Урал.

XIX в. - век бурного прогресса и прикладного развития наук. Несмотря на увеличивающееся технологическое отставание России от Европы, на Урале активно развивается востребованное теперь машиностроение (и оно останется профильной отраслью Урала вплоть до наших дней), в Нижнем Тагиле рождается первый российский паровоз, через несколько десятков лет регион опутала сеть железных дорог.

В XX веке на Урале, традиционно считающемся надёжным тылом, спустя 140 с лишним лет после крестьянской войны Пугачёва снова разгорелись активные боевые действия. На этот раз через горы пролегла самая настоящая линия фронта (Восточный фронт гражданской войны), шли кровопролитные бои за Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Златоуст, Оренбург, Уфу, Курган. На Урале действовали Чехословацкий корпус, Сибирская армия, Уральская армия, им противостояли силы РККА.

Зато в годы Великой Отечественной войны роль уральского тыла была как никогда велика. Сюда были переброшены многие предприятия с Украины и Центральной России, налажен выпуск боеприпасов и военной техники, активно развивается задремавшая добывающая промышленность. Вряд ли без этих трагических событий Урал был бы настолько индустриально развитым регионом во второй половине XX века.

Популярные статьи про Урал:

Иоанн Златоуст. Всякая зябь останавливается в росте. Созывает зима свою свиту: вьюги и метели. Дает холодам наказ - оттепели унять.

Филиппов День. Филипповки. Заговенье на Рождественский пост. Иней в этот день предвещал большой урожай на овес, дождь - к урожаю пшеницы. «На Филиппа ворона каркнет - к оттепели».

Материалы: http://uralvonline.ru/?id=istorij_urala

2 ≫

Все модели советских и российских мотоциклов «Урал» относятся к приоритетному классу отечественной моторизованной промышленности. Аппараты имеют несколько модификаций, а современные экземпляры активно используются потребителями. Производитель старается поддерживать оптимальное сочетание качества, мощности и проходимости агрегата. Он предлагает современные двухколесные машины одиночного типа и с возможностью базирования бокового прицепа. Рассмотрим характеристики и особенности самых популярных образцов.

Все модели мотоциклов «Урал», в той или иной степени, копируют немецкую марку BMWR. Самый первый прототип был создан советскими конструкторами в 1939 году. Основных версий о происхождении две, причем проверить их достоверность в настоящее время не представляется возможным.

Предположительно немецкий аналог был передан Советскому Союзу для ознакомления, после чего отечественные разработчики выпустили похожую модификацию. Второй вариант предполагает закупку оригиналов в Швеции, их дальнейшую переправу в СССР, и изготовление рассматриваемого транспортного средства.

Достоверно известно, что в 1941 году были выпущены мотоциклы под индексом М-72, которые с немецкими «сородичами» были похожи, как близнецы. Серийный выпуск техники был одобрен самим Иосифом Сталиным. Производство организовали на московском заводе, однако, в связи с военным положением изготовление машин было перенесено в Сибирь (небольшой город Ирбит). Примечательно, что производственные цеха оборудовали на бывшем пивном комбинате, по причине отсутствия свободных подходящих помещений.

Все модели мотоциклов «Урал» походят от военного образца типа М-72. Стартовая поставка из Ирбита в армию началась уже в 1942 году. Общее количество военных мотоциклов составило более 9700 штук. Выпуск аппарата продолжался до 1954 года. За это время было произведено более трех миллионов экземпляров.

Гражданская модификация рассматриваемого транспортного средства вышла под индексом М-52. Конструкционные изменения позволяли модели стремительно и устойчиво перемещаться по асфальту. В качестве силового агрегата применен четырехтактный двигатель объемом пять кубических сантиметров. Характеристики мотора позволяли разгонять аппарат до 100 километров в час при мощности 24 л. с. Стоит отметить, что эта версия поступила в продажу, однако каждый владелец должен был зарегистрировать байк в военном комиссариате.

Все модели мотоциклов «Урал» нельзя рассматривать без двух модификаций, которые вышли в шестидесятых годах прошлого века. Изменения в конструкции были минимальными, однако, на М-61/63 появилась обновленная подвеска маятникового типа, монтируемая на заднем колесе.

На 66-й модификации применили доработанный двигатель, мощность которого составила 32 л. с. Затем были выпущены образцы с 36-сильным агрегатом. Изменения конструкции мотора и прочие доработки привели к созданию последнего советского «Урала» марки 8.103-3О. Его главным отличием от предшественников стало наличие карданного вала автомобильного типа и цепного привода. Кроме того, стоит отметить улучшенную выхлопную систему и удешевленную версию для глубинок и удаленных поселков.

После распада Союза Советских Социалистических республик население стало меньше покупать мотоциклы в связи с экономическим кризисом. Те, кто имели средства для приобретения, предпочитали иностранные бренды. Однако завод в Ирбите не остановил производство, хотя изделия реализовывались в минимальном количестве.

Комбинат был приватизирован в 1992 году и переименован в АО «Уралмото». Конструкторы обновленного завода смогли справиться с критической ситуацией, и даже разработали линейку принципиально новых модификаций.

Например, последние модели мотоцикла «Урал» категории «Турист», стали оснащаться рычажной вилкой и новыми силовыми установками (четыре такта), которые обладали объемом 750 «кубов» и мощностью 45 «лошадок».

Модификация Урал Solo – это модернизированный вариант для передвижения без бокового прицепа. Он оборудован четырехступенчатой коробкой передач, электрическим стартером, задним ходом и надежной дисковой тормозной системой. Предельная скорость аппарата составляет 130 километров в час.

Наиболее стильным в рассматриваемой линейке считается мотоцикл «Урал Ретро». Он стилизован под старину и пользуется успехом не только на отечественном рынке, но и в Великобритании, и США. Разработаны версии с правым рулем для удобства адаптации в странах с особыми правилами дорожного движения.

На заводе ИМЗ в 2014 году стартовала очередная модернизация, позволившая изменить характеристики всех серийных моделей. Детали подверглись существенной обработке, а также усилению комплектующих элементов, начиная от корпусных обвесов, заканчивая силовым агрегатом и топливной системой. Среди инноваций можно выделить следующие новшества:

  • появление электронного впрыска топлива;
  • оснащение всех колес дисковыми тормозами;
  • монтаж гидравлического рулевого демпфера;
  • использование в компоновке композитных материалов.

Совместимость советских наработок и современных технологий дала возможность довести мотоциклы «Урал» (фото всех моделей представлено в статье) до качества мирового уровня. Об успехе говорят реальные цифры, которые свидетельствуют о том, что более 90 процентов выпускаемой техники от этого производителя идут на экспорт.

Среди экспортных и пробных моделей мотоцикла «Урал», можно выделить такие экземпляры:

  1. «Урал-Т» – современный аналог первой модификации, имеющий обновленные характеристики.
  2. «Турист» – вариация, ориентированная на передвижение по различным типам грунта, с возможностью подсоединения боковой коляски.
  3. Военная вариация Ural Gear Up, оснащена местом для установки пулеметной турели, бамперной трубой, увеличенной фарой и имеет соответствующую окраску.

Кроме того, в линейке ИМЗ присутствуют байкерские варианты «Кросс» и «Волк», оснащенные хромированными деталями, а также мотовездеходы «Спортсмен», «Патрол», «Ямал».

Отечественный мотоцикл «Урал», история моделей которого рассмотрена выше, стал настоящей легендой мотостроения. Еще в военные годы (1941-1945) он предназначался для армии. Однако позже использование этого тяжелого мотоцикла перешло в гражданскую сферу.

Особенно техника была популярна в селах и деревнях, поскольку обладала хорошей грузоподъемностью и проходимостью. Все модели мотоциклов "Урал" в современном исполнении, наравне с характерным стилем, приобрели совершенно новые ходовые параметры, пользуются спросом не только на территории постсоветских республик, но и за рубежом. Их выставку можно увидеть в Ирбитском государственном музее мотоциклов.

Материалы: http://fb.ru/article/311604/vse-modeli-mototsiklov-ural-istoriya-foto

3 ≫

Жители Урала о себе мало говорят, у нас принято быть скромным и сдержанным (часто – совсем зря). Австралийцы мои «уральские» манеры сравнивали с новозеландцами. Слишком-мол сдержанное поведение, слишком мускулинные оценки, в одежде только черное и серое, странный «вотяцкий» акцент. Как обделались бы Ozzy по поводу моих по-настоящему брутальных одноклассников!…

В Отечественную войну регион фактически заселили заново. Вот таким на самом деле был «опорный край державы», которого сама «держава» не понимала и опасалась. Когда остатки местного фольклора стали собирать, многое потеряли, и еще много приобрело совсем другие акценты.

Когда сегодня смотришь на карту, сложно пройти мимо очевидного, но почему-то не замечаемого. Уральский хребет – это естественная граница, через которую до сих пор идет всего несколько дорог. С запада и востока — климат одинаковый, леса похожи, ископаемые — и там и там. Но к западу от хребта и сейчас – городов и заводов намного меньше, чем к востоку. А сто лет назад, населения в Предуралье было в десять раз меньше, чем в Зауралье.

Глядя на многочисленные металлургические, оружейные и пороховые заводы 19-го века, можно смело утверждать, что эта цивилизация (относительно европейской России) была более передовой.

(герб Челябинской области)

Говорят, что завод в моем родном городе появился в 1785-м году, то есть, сразу после Пугачевской войны. Считается, что больше 20 старейших городов в этих краях было основано во времена Екатерины Второй.

Строить и воевать – это разные навыки.

Те, кто умеют добиваться своего силой, те не опускаются до более тяжелого труда. Тот, кто привык убивать – не станет строить. О том, что воевали при Екатерине – свидетельств много. О том, что при Екатерине работали – известно намного меньше…

Чтобы понимать эту страну и ее население – надо понимать ее реальное прошлое.

По поводу того, откуда шла цивилизация есть и другие аргументы. Русская цивилизация – это цивилизация вдоль рек. Главная река среднего Урала – Чусовая начинается на востоке и течет на запад – через высокие горы, сильно петляя на протяжении более пятисот верст.

«Сибирь» была там, где был лес. На южной границе этих глухих дремучих лесов – находился город Симбирск. «Сибирский тракт» связывает Пермь и Екатеринбург. Он начинается очень далеко от «сегодняшней Сибири». Потому что вел в «другую Сибирь».

И строго говоря, по меркам 19-го века мои земляки не столько «уральцы», сколько настоящие «сибиряки».

Что же до славы атамана Ермака?

У кого больше доблести?

У того, кто вышел из леса на равнину – или у того, кто углубился с равнины – через горы в глухую тайгу?

Следы суровой истории этого края, системы государственного насилия, засылки населения на казенные заводы и многочисленные рудники – можно увидеть везде. Повсюду остались зоны и тюрьмы. Старейшему городу Предуралья Кунгуру пятьсот лет. Город известен благодаря огромной пещере, осаде Пугачева, многочисленным церквям, которые в небольшом городке располагаются плотней, чем в московском Китай-городе.

«Брутальность» местных нравов – это нормальная реакция жителей на жизненный опыт предков. Не дремучих лесов и диких зверей опасаются местные жители. Они хорошо знают, что в этих краях есть много таких, кто живет, не давая жить другим. Именно в контактах с чиновниками и прочей «эйч-аровской сволочью» нужно быть осторожным здесь, как нигде. У тех, кто гордится тем, что их предки убивали людей – безнадежная генетика. Но когда ты предупрежден, считай, ты вооружен.

Когда-то в Кунгуре была даже корабельная верфь, и считалось, что Кунгур был «чайной столицей России». Откуда посреди Урала чай? Много лет спустя я узнал, что на всех языках востока для понятий «пить» и «курить» используют одно слово. Старый арабо-персидский глагол, означающий пить-или-курить/ «шараб» — употребляется и в уральских деревнях, в русской форме «шарабошить».

Того, кто интересуется настоящей историей, может озадачить, какое «веселие Руси в питье» нашел тысячу лет назад Святой Владимир?

Ведь самогон стало возможно делать не раньше 19-го века, потому что тогда появились технологии, чтобы сделать металлический котел и змеевик. Керамику на открытом огне использовать нельзя.

Четверть века назад, летом 1991-го года с бригадой чеченцев мы стоили ангары под Кунгуром. В конце пятницы опекавшая нас местная бабушка сунула мне в руки стеклянную банку с полулитром мутной зеленоватой жидкости. Выпив ее, «на энтузиазме и на ха-ха» мы тогда проработали на стройке всю ночь и еще полдня. У местных всегда найдутся свои «фишки» и секреты.

Несколько лет спустя узнал, что «молочное вино» могло быть кипяченой коноплей или какой-то другой настойкой местных трав. Наверно, не ту страну «гондурасом» назвали. Я тогда ничего не знал про наркотики, не много знаю про них и сейчас.

В том числе, что выбрал князь Владимир…

Многие важные вехи местной истории – сегодня совсем не известны.

Самый длинный в России канал (больше 25 км) находится в забытой северной глуши Пермского края… Когда-то он соединял Каму с Северной Двиной и Урал — с Архангельском… Товарооборот на траффике был таким интенсивным, что ширина канала превышает 10 метров, на нем построили шлюзы и укрепили берега сваями и камнем…

Что могли везти на север? То, что с избытком было на Урале и чего не было на севере: продукцию местных заводов, железо, оружие, бытовые товары, от пилы — до лопат.

Товары и мигрантов везли из Архангельска и дальше, через Белое море – в менее цивилизованную Европу и Америку…

Эти дороги должны были раздражать степных соседей с юга, потому что дороги подрывали их торговлю. И потому уже в «екатерининские» времена канал оказался забыт и не использовался. А хозяева железной дороги разорились.

Для того, чтобы узнать, что означает то или иное русское слово, историки редко смотрят в словари. И зря. Слово «Ипатьевский» никогда не было именем какого-то «ипатия», в словарях это слово имеет определенное значение — «казенный».

Архивы столетней давности говорят, что искрой, послужившей разжиганию Первой войны между Россией и Германием – было не столько убийство австрийца сербом в Боснии… 1 мая 1914-го года в Перми арестовали двух немецких авиаторов, Николаи и Хаазе, летевших первую мировую кругосветку – через Россию. Немцев объявили шпионами и назначили по 6 месяцев ареста. Немцы возмутились. Что сегодня мы об этом знаем?

Ежегодно тысячи людей приезжают из уральской провинции в столицу в поисках счастья. Как тысячи других – из других регионов. Каждый человек хочет поймать Синюю птицу. Но человек повидавший мир знает, что хорошая птица «синей» не бывает. А то, что бывает – испорченный цыпленок-бройлер. Искать такую – глупо. И вместо того, чтобы бегать за нелепым вымыслом, бывает полезней обернуться назад.

Хорошо было или плохо с Ельцыным – вопрос спорный. Но если страна живет своими собственными представлениями о гармонии и справедливости, Москву еще не раз будет «продувать» свежими ветрами из Питера и провинции… Страна кашляла и чихала, но доктора в те времена были совсем плохенькими, и лечили вирусы и инфекции – давая стране слабительное и пуская кровь. Когда доктора ничего не понимают в болезнях, уже хорошо, что больной выжил.

Оценка информации

Оставить комментарий Отмена ответа

Вы должны авторизоваться чтобы оставлять комментарии.

Материалы: http://xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai/istoriya-pro-ural/


Back to top