1 ≫
-
Cовет от иваныча
Сколько осей должен иметь седельный тягач?
Заказать звонок
[ Весь форум ] Форум
Стоит, наверное, поговорить и о различиях крепёжных ремней. Ремни, кроме всего прочего, ещё и отличаются друг от друга нагрузками и материалами, из которых они изготовлены. Тесьма для ремней
Сосед по гаражу
Темы советов
Колесная формула
Одним из главных вопросов при выборе : сколько осей должен иметь седельный тягач?
Выбор количества ведущих осей, а точнее колесной формулы и колесной базы седельного тягача играет главную роль на формирование полной и собственных масс автопоезда, осевых нагрузок, проходимости, устойчивости, радиуса разворота, эксплуатационных расходов ну и конечно стоимости седельного тягача при покупке.
Современные тягачи имеют разнообразные решения по количеству осей, колесным формулам и межосевым расстониям. В зависимости от транспортной задачи, условий эксплуатации и разрешенных габаритно-весовых ограничениях для грузовых машин в основном используются три вида колесной формулы:
-4Х2 с одним рулевым мостом и одним ведущим,
- 6Х2 с задним подъемным мостом с одиночной ошиновкой
-6Х2-2 с задним подъемным мостом с двойной ошиновкой
6Х2/4 он же Pusher.Подвесного мост расположен между рулевым и ведущим. Может быть подруливающим.
-6Х4 с одним рулевым мостом и двумя ведущими.
Иные колесные формулы свойственны специальной технике.
Обозначение колесной формулы расшифровывается следующим образом: первая цифра – общее количество колес (спаренные считаются как одно), цифра после «Х» обозначает количество ведущих колес, остальные цифры с арифметическими знаками означают возможные модификации основной схемы. В основном это относится к автомобилям с подъемными и/или управляемыми осями.
Самая простая с технической точки зрения, экономная по весу и финансам колесная формула 4Х2. Современные 4Х2 сильно отличаются от машин 20-ти летней давности по устойчивости, проходимости, трогании с места при сложных погодных условиях и т.д.
Основополагающем в выборе колесной формулы и базы являются весо-габаритные ограничения, допустимые в странах эксплуатации автопоезда, за несоблюдения которых предусмотрены значительные штрафные санкции. Современные российские ограничения стали близки к общеевропейским, но имеют ряд существенных отличий.
-Российские ограничения, не имеют раздельной классификации для 5-ти и 6-ти осного автопоезда по полной массе в отличие от скандинавских или голландских разрешений. Это означает, что в России, как в Германии или Австрии, нет актуальности в 3-х осном автомобиле для увеличения полной массы автопоезда.
- Осевая нагрузка. На переднюю ось законодательно допускается нагрузка в10т. На практике актуальны ограничения, связанные только с технически допустимой осевой нагрузкой, установленной производителем и обычно находится в пределах от 7 до 8,7 т.
С задними ведущими осями все гораздо интереснее. В зависимости от категории дорог законодательно допускается осевая нагрузка от 10 до 11,5 т . Если рассматривать минимум, то ограничение в 10т на ведущую ось тягача ось и 7 т. на каждую ось 3-х осного европейского полуприцепа с межосевыми расстояниями 1310 мм фактически не позволяют загрузить европейский автопоезд до полной массы в 38т без нарушения осевых нагрузок. Меньшие осевые нагрузки в совокупности с малоконтролируемой полной массой позволили получить широкое распространение трехосным седельным тягачам. При современных собственных массах примерно 7,7т тягач и 6,4 т п/прицеп максимальная загрузка фактически не могла превышать 22,5 т. Загрузить такое количество можно при паллетном грузе, грамотном расставив паллеты. При загрузке в 22,5т полная масса автопоезда достигает примерно 36,6 т. При большей загрузке наблюдается превышение нагрузки на ведущую ось или первую ось п/прицепа, несмотря на техническую возможность большинства европейских тягачей иметь нагрузку на ведущую ось в 13т или общеевропейскую законодательную - в 11,5 т. С 25.07.2011 в России вышли новые ППГ, которые допускают общеевропейские осевые нагрузки и по полной массе для 5-ти осного автопоезда пока только на дорогах 1-й категории. Одновременно изменились допустимые нагрузки на сдвоенную тележку причем в отличии от Европы, где на многоосный узел лимитируется нагрузка на тележку, в России по-прежнему лимитируются осевые нагрузки. 6Х2 в основном имеют межосевое расстояние 1350мм, 6Х4 – 1400 мм. Первый 7-8т на ось, второй 8-9 т ось. Учитывая особенность тележки колесной формулы 6Х2 , где нагрузка распределяется неравномерно, а в соотношении 11,5 на ведущий мост и макс. 7 при одиночном колесе и 9т при спаренном , т.е. при 8 т на ведущий мост на «ленивец» придется примерно около 3,5-3,9 т. Преимущество перед 4Х2 незначительно , т.к. на одиночный мост допустима нагрузка в 11,5т. 6х4 при оптимальном положении ССУ позволяет держать осевые нагрузки по 9т. Здесь преимущество «на лицо». Но не будем забывать, что сцепной шкворень
стандартного полуприцепа рассчитан всего на 12т нагрузки.
Любой 3-х осный тягач тяжелее своего 2-х осного аналога на 700 кг и более
Трехосных тягач сложнее сделать с более низкой сцепной высотой.
3-х осный тягач имеет больше колес при примерно одинаковой изнашиваемости.
Большинство трехосных тягачей при оптимальном расположении ССУ имеют увеличенный задний свес.
При удлинении колесной базы можно увеличить расстояние между ведущей осью 4Х2 и осью ССУ. Это ведет к уменьшению нагрузки на ведущую ось и увеличении нагрузки на переднюю рулевую ось. Кроме положительного эффекта от частичной разгрузки ведущего моста и улучшению курсовой устойчивости возникает отрицательный эффект в виде дополнительной нагрузки в т.ч. и вибро, увеличение расхода топлива из-за ухудшающегося наката и увеличению радиуса разворота автомобиля. Колесная база и расстояние между осью ССУ и ведущей осью - одни из основных геометрических характеристик седельного тягача, влиящие на осевые нагрузки, устойчивость , радиус разворода и общую длину автопоезда. При приобретении автомобиля они требуют к себе повышенного внимания
При одинаковой общей длине и колесной базе у 3-х осного тягача меньше топливные баки и сложности с установкой ресиверов. Тягач, имеющий колесную формулу 6Х4, со стандартным европейским п/прицепов с внутренней длиной 13,62 м, не попадает в общеевропейский стандарт для автопоезда – 16,5 м
«Лишняя» ось увеличивает сопротивление качения и тем самым ведет к увеличению расхода топлива.
При увеличенной нагрузке и транспортировке негабаритного по весу груза применение 3-х осных тягачей является необходимостью.
Колесная формула 6Х4 необходима при езде по дорогам не имеющим асфальто-бетонного покрытия. В Норвегии в очень тяжелых горных условиях с частыми перепадами температуры применение колесной формулы 6Х2-2 (со спаренными колесами на «ленивце»)позволяют машине иметь большую устойчивость. В Америке и Австралии применении 6Х4 обусловлено более высокими скоростями передвижения по сравнению с 85-90 км/ч европейского скоростного режима. Применение 6Х4 на высоких скоростях позволяет иметь лучшую курсовую устойчивость.
Существует мнение, что колесная формула 6Х4 имеет лучшую проходимость по сравнению с 4Х2.
Заглянем в теорию автомобиля.
Автомобиль движется в результате действия на него различных сил. Эти силы разделяют на силы, движущие автомобиль, и силы, оказывающие сопротивление его движению.
Силы, действующие на автомобиль, делятся на две
группы. Первая группа оказывает сопротивление движению, вторая - заставляет его
двигаться. Сила тяжести - возникает под воздействием силы притяжения Земли и
направлена вертикально вниз, распределяясь по всем осям и колесам автомобиля.
Фактический вес транспортного средства оказывает давление на дорожное
покрытие, и чем он больше, тем больше становится величина силы сцепления колес
с дорогой. Эта сила оказывает существенное влияние вначале движения и в дальнейшем его
процессе на ведущие колеса автомобиля.
Сила тяги должна быть больше силы инерции покоя, но
меньше силы сцепления ведущих колес с дорогой — тогда движение автомобиля
возможно. Если сила тяги на ведущих колесах больше силы, сцепления этих колес с
дорогой, колеса буксуют. Если сила сцепления колес с дорогой будет больше
тормозной силы, то автомобиль затормаживается, если меньше — скользит юзом.
Сила сцепления ведущих колес с дорогой определяется давлением массы,
приходящейся на одно колесо, на площадь контакта шин с дорогой — удельным
давлением. На рыхлых грунтах проходимость лучше, если удельное давление
меньше — площадь контакта больше за счет ширины шин или снижения давления в
них. На твердом покрытии проходимость выше при большом удельном давлении —
меньшей площади контакта — за счет узких шин или высокого давления в них.
Большое влияние на коэффициент сцепления оказывает рисунок протектора.
Сцепление колес с дорогой зависит и от ряда других факторов, например от качества подвески, давления в шинах.
За последние пару десятилетий произошли существенные изменения в конструкции автомобилей, значительно сократившие, а в некоторых случаях и коренным образом изменившие ситуацию. Например, существенно изменилась подвеска ведущих мостов тягачей. У некоторых производителей на смену V-образной тяги пришла X-образная тяга.
Зимняя резина
электронные системы продольной устойчивости и противоскольжения в совокупности с понижением оборотов двигателя для достижения оптимального крутящего момента, а также система помощи при трогании, входящая в систему EBS полуприцепа, сделали 4Х2 привлекательной при движении зимой при наличии твердого покрытия.
Разница в стоимости двухосного и трехосного тягача от 12 % и выше в зависимости от колесной формулы и исполнения.
Материалы: http://kupitruck.ru/tips/tovt/sedavpo/sed_t/kol_form
2 ≫
-
Колёсная формула — условное обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами [1] : [общее число колёс]×[число ведущих колёс], при этом спаренные колёса на одной полуоси учитываются как одно колесо [2] . Например, колёсная формула 6×4 означает, что автомобиль имеет 6 колёс, 4 из которых ведущие (например, ЗИС-6). Автомобиль, обладающий полным приводом, имеет колёсную формулу, где оба числа одинаковы (4×4, 6×6, 8×8, 10×10 и т. д.). Для многоосных автомобилей в колёсной формуле иногда указывают количество управляемых колёс, способных к повороту (например, 24×24/16).
Впервые попытка создать многоосный автомобиль была предпринята в 1898 году [2] . В СССР первым серийным многоосным (с колёсной формулой 6×4) автомобилем был ЯГ-10 грузоподъёмностью 8 т, выпускавшийся с 1932 года [2] .
Наибольшая колёсная формула, реализованная в серийно выпускавшемся изделии: 16×16/12 (шасси МЗКТ-79221 в составе ракетного комплекса стратегического назначения «Тополь-М»).
Наибольшая колёсная формула, реализованная в штучно выпускавшемся изделии: 24×24/16 (МАЗ-7907).
Колёсные формулы грузовиков производства СССР и СНГ.
- ↑ 12Колёсная формула // Большая советская энциклопедия.
- ↑ 123Л. М. Шугуров. Многоосный автомобиль // Большая советская энциклопедия.
- Викифицировать статью.
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Колёсная формула" в других словарях:
Колёсная формула 8×8 — Колёсная формула обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами: [общее число колёс]×[число ведущих колёс]. Например, колёсная формула 6×4 означает, что автомобиль имеет 6 колёс, 4 из которых ведущие… … Википедия
Колёсная формула — 1) условный индекс, принятый для обозначения числа ведущих колёс автомобилей, в котором первая цифра соответствует общему числу колёс, а вторая числу ведущих (например, ЗИЛ 130 4 × 2, ГАЗ 66 4 × 4, ЗИЛ 131 6 × 6). 2) Условное числовое… … Большая советская энциклопедия
КОЛЁСНАЯ ФОРМУЛА — 1) условная хар ка ходовой части автомобиля, в к рой первая цифра соответствует общему числу колёс, а вторая числу ведущих (напр., ЗИЛ 130 4 X 2, ГАЗ 66 4X4, ЗИЛ 131 6 X 6). 2) Условная хар ка ходовой части локомотива, наз. также осевой формулой; … Большой энциклопедический политехнический словарь
формула колёсная — – см. колёсная формула. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
Выдра (Бронированная колёсная машина ВДВ) — Боевые машины завода КАМАЗ. Справа налево: бронированная колёсная машина ВДВ на узлах и агрегатах КАМАЗ 43501, КАМАЗ 43269 «Выстрел», опытное бронешасси 6×6 на узлах и агрегатах КАМАЗ с башней … Википедия
Формула V6 Азия — Категория Одноместная Страна или регион Азия Дебют 2006 Роспуск 2009 Пилоты 7 … Википедия
Формула-3 — (англ. Formula 3) класс автогоночных серий на автомобилях с открытыми колёсами. Ра … Википедия
Формула 3 — (англ. Formula 3) класс автогоночных серий на автомобилях с открытыми колёсами. Разрабатывалась как третий по силе класс ФИА после Формулы 1 и Формулы 2 (в настоящее время место Формулы 2 занимает Формула 3000). Чемпионаты Формулы 3 проводятся в … Википедия
Формула Мастер — Болид серии Международная Формула Мастер (англ. International Formula Master, IFM) юниорская автогоночная серия, созданная в 2007 году в качестве «гонок поддержки» для Чемпионата мира по автогонкам в классе Туринг (WTCC). Создатель первенства … … Википедия
Колесная формула — Колёсная формула обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами: [общее число колёс]×[число ведущих колёс]. Например, колёсная формула 6×4 означает, что автомобиль имеет 6 колёс, 4 из которых ведущие… … Википедия
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка:
Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо
Материалы: http://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/397541
3 ≫
-
Главным достоинством колесной формулы 6×2 является предельная простота, поскольку трансмиссия такого грузовика почти не отличается от трансмиссии базового автомобиля с колесной формулой 4×2. Новыми в трехосной модификации являются лишь рама, дополнительная опорная ось, тормозная система и электрооборудование. В производстве стоимость этой версии выше стоимости базовой модели лишь на 10—20%, и это обстоятельство с учетом роста грузоподъемности объясняет большое распространение подобных машин на дорогах Европы.
Оригинальным качеством колесной формулы 6×2 признано пониженное отношение нагрузки задних колес к полной допустимой массе грузовика, поэтому автомобили с такой колёсной формулой должны эксплуатироваться только на дорогах с твердым покрытием. Для снижения износа шин подкатной оси, а также временного увеличения нагрузки на ведущий мост машины разработаны различные устройства, приподнимающие подкатной мост над дорогой.
Повышение нагрузки на ведущий мост признано полезным и для преодоления скользких участков дороги, однако устройства подъема не ведущей задней оси существенно удорожают всю конструкцию и снижают эффективность эксплуатации. Минский автомобильный завод еще в середине 60-х годов начал выпуск модели МАЗ-516 с колесной формулой 6×2 и поднимающейся задней осью, но успеха у транспортников она не имела. В опытном порядке были изготовлены версии автомобилей с колесной формулой 6×2 на базе грузовиков ГАЗ-53А и ЗИЛ-130, но до конвейера обе разработки так и не дошли.
Иногда конструкторы создают грузовые автомобили с колесной формулой 6×2, с приводом только на задний мост и двумя передними, не ведущими осями. Подобные конструкции отличает высокая маневренность, но их стоимость повышается из-за необходимости иметь два управляемых моста и специальное рулевое управление.
В трехосных автомобилях с колесной формулой 6×4 и 6×6 применяют два типа приводов: последовательный, при котором передача крутящего момента от раздаточной коробки к обоим мостам осуществляется одним карданным валом, и параллельный — с применением двух отдельных валов, выходящих из раздаточной коробки. Распространение получили три схемы параллельного привода мостов. В них могут использоваться конические, гипоидные и даже червячные передачи. Чаще всего для крепления двух задних мостов к раме применяют качающуюся тележку с продольными рессорами и рычажным направляющим аппаратом. На промежуточном мосту закрепляют промежуточные опоры карданных передач, а сами мосты часто снабжают механизмами блокировки колесных или межосевого дифференциала.
Бортовой привод, при котором колеса правого и левого борта получают крутящий момент от одной раздаточной коробки или двух, работающих каждая со своим силовым агрегатом, отличается тем, что не требует установки межколесных дифференциалов ввиду отсутствия осей как таковых. В СССР (России) такой тип привода устанавливался на внедорожные машины специального конструкторского бюро (СКБ) ЗИЛ, возглавляемого В. А. Грачевым, и на специальных автомобилях, выпускаемых Брянским автозаводом. Примерами аналогичных иностранных конструкций являются специальные машины Laffly (Франция), DAF(Голландия), Alvis (Великобритания), Panhard (Франция).
В современных конструкциях задних ведущих мостов автомобилей с колесными формулами 6×4 и 6×6 используется последовательный привод, реализуемый довольно разнообразно. При этом применяют цилиндрические, конические, гипоидные и червячные главные передачи. Наиболее простым является привод, выполненный в виде червячных передач. Промежуточный вал, соединяющий червяки обеих главных передач, снабжен двумя карданными шарнирами и шлицевым соединением. Применение верхних червячных передач позволяет увеличить дорожный просвет, нижних — понизить уровень пола.
Трансмиссии автомобилей с колесной формулой 6×4 могут быть как с межосевым дифференциалом, так и без него. В автомобилях, работающих в условиях бездорожья, когда каждое из колес работает со значительным скольжением, межосевой дифференциал часто не применяют, а у тягачей, работающих на дорогах с твердым покрытием, межосевой дифференциал необходим. В трансмиссиях вездеходов с колесной формулой 6×6 дифференциалы применяют довольно редко из соображений упрощения и удешевления конструкции.
Материалы: http://sovereign21.at.ua/publ/poleznaja_informacija/kolesnaja_formula_gruzovikov/2-1-0-10