1 ≫
-
Если автомобиль побывал в аварии, то часто деформируется при этом не только его кузов. Последствия могут быть самыми разнообразными и весьма существенными для дальнейшей эксплуатации автомобиля. Но всё это решаемо при грамотном подходе к ремонту. Поэтому прежде чем приступать к ремонту, нужно выяснить характер повреждений и их вид.
Основные повреждения нарушающие геометрию:
- нарушение правильности расположения колес (проявляется в плохой устойчивости автомобиля на дороге и повышенном износе шин);
- нарушение диагоналей (контрольных точек). Эти диагонали, указанные на конструкторской базе автомобиля, проводятся под основанием между определенными точками рамы кузова и точками крепления переднего и заднего мостов. Но такое искажение диагоналей может наблюдаться и в других частях — проеме дверей, рамках переднего и заднего стекол, вследствии чего нарушается вся геометрия кузова.
Деформации сопровождаются образованием складок пола или другого элемента основания или рамы. Оно и понятно, удар не может вызвать значительное утолщение тонкого металла, каким является лист, поэтому в зоне удара образуются крупные складки. Другие складки, сопровождаемые утолщением металла, могут появляться в более отдаленном месте, а именно: в местах наименьшего сопротивления их образованию, в длинномерных деталях кузова, которые легче поддаются сгибу, в больших промежутках между точками сварки, где листы могут сдвигаться относительно друг друга.
Очевидно, уже при первом изучении состояния автомобиля надо обнаружить все деформации — очевидные, как смятый капот, и не бросающиеся в глаза изменения базовых (контрольных) точек.
Первый осмотр рекомендуется проводить следующим образом: автомобиль приподнимается на подъемнике и производится осмотр основания или рамы визуально либо ощупыванием рукой с целью обнаружения возможных складок. (При этом не надо путать небольшие складки, которые есть в местах изгиба некоторых штампованных деталей). Если обнаружены складки, то деформация кузова определенно произошла.
Иногда складки могут быть плохо различимы или хорошо видны, но расположены в местах, не влияющих на основные размеры. Если не обнаружено никаких складок, то для большей достоверности необходимо произвести следующий контроль геометрии кузова.
Состояние автомобиля в основном определяет контроль правильности установки колес. Есть много методов этого контроля. Можно провести на контрольном стенде с вращением мостов автомобиля. Электронная модель такого оборудования обеспечивает простоту проведения контроля, а также высокую точность.
После выполнения контроля геометрии переднего моста (развал, схождение) можно произвести проверку соответствия положения заднего моста и установки колес. Замеренные величины должны соответствовать допускам, установленным изготовителем. Эту диагностику можно выполнять с помощью специального штангенциркуля, который состоит из профиля квадратного сечения, по которому скользят две каретки, на каждой из них смонтированы движки со шкалой. Движки перемещаются по направляющим и могут быть зафиксированы. На конце профиля установлен игольчатый стержень, регулируемый по высоте. На профиле закреплена металлическая рулетка. Металлическая лента рулетки проходит через ближнюю каретку и своим концом крепится к дальней каретке. Автомобиль устанавливается так, чтобы передние колеса не были повернуты в какую-либо сторону, а захваты распределены равномерно. Длина профиля должна быть немного больше расстояния между осями автомобиля. Надо отрегулировать эту длину, расположить неподвижный игольчатый стержень так, чтобы его острие находилось по центру передней ступицы или по краю обода на высоте центра ступицы переднего колеса. Потом расположить два движка так, чтобы они острием касались края обода заднего колеса на уровне центра колеса. Зафиксировать каретки и движки.
Контроль заключается в сравнении положения колес на одной стороне автомобиля с положением колес на другой стороне. Первое измерение может быть сделано с любой стороны автомобиля. После первого измерения необходимо отвести зафиксированный штангенциркуль, стараясь не нарушить регулировку, и установить его симметрично с противоположной стороны автомобиля. Если вершины движков прикладываются точно, то колеса расположены правильно и деформация отсутствует. Если вершины движков не совпадают с контролируемыми точками, то имеет место деформация кузова.
Измерение диагоналей без снятия механических узлов производится по инструкции завода-изготовителя автомобилей, в которой контролируемые диагонали проводятся между контрольными точками. Диагонали проводятся между направляющими отверстиями рамы кузова, затем от этих направляющих отверстий — к точкам механических узлов, какими являются крепежные болты (ось крепления рычага подвески), или шарниров. Эти диагонали не измеряют в числовых значениях, а проверяют только их симметричность. После определения расстояния между точками, отмеченными, например, на левой стороне, производят симметричное измерение на правой стороне, чтобы путем сравнения установить идентичность этих размеров. Если измеренные размеры неодинаковы, имеет место деформация кузова.
Эти измерения производятся под автомобилем, установленным на подъемнике или на яме. Инструментом для измерения диагоналей может быть измерительная масштабная рейка.
Она состоит из неподвижной центральной части, представляющей собой гильзу, на концах которой нанесены неподвижные шкалы.
К рейке прилагается набор подвижных наконечников, регулируемых по высоте и устанавливаемых в перпендикулярном направлении на концы подвижных линеек или иногда на их продолжение. Они могут быть проградуированы в миллиметрах либо иметь условные риски.
Проверка с помощью измерительной рейки осуществляется следующим образом. Сначала надо осмотреть центральную часть днища рамы кузова. Эта часть наиболее жесткая и является точкой отсчета для других диагоналей. Контроль заключается в определении положения траверс. Надо установить центрирующий измерительный наконечник в центральное отверстие, расположенное под осью пола кузова, и отрегулировать подвижную линейку с измерительными наконечниками до первого контрольного отверстия. Затем надо перенести установленный размер симметрично в другое положение и производить аналогичные измерения других диагоналей между точками, указанными заводом-изготовителем. Диагонали измеряются между точками рамы днища кузова и точками переднего или заднего мостов. Некоторые проверки осуществляются с частичным снятием механических узлов.
Штангенциркули и измерительные рейки могут применяться для контроля основных размеров в параллельном или диагональном направлениях после снятия механических узлов с целью оценки выполненной работы или предстоящей работы.
Контроль диагоналей может быть осуществлен и более простым и менее точным способом с помощью двухметровой рулетки, однако из-за возможных смещений рулетки и неточности центрирования такой способ не обеспечивает требуемой точности.
У некоторых моделей автомобилей расстояние между осями колес распределено несимметрично по отношению к оси кузова. Например, ось симметрии задних колес (встречается в иномарках) может быть несколько смещена относительно оси кузова. Тогда изготовитель задает расстояние между осями для каждой стороны. Разность может быть подсчитана и затем прибавлена или отнята в зависимости от конкретного случая и показаний штангенциркуля, полученных в процессе контроля. При этом регулировка неподвижного наконечника и движков не изменяется.
Контроль поверхности основания кузова позволяет установить коробление или образование складок основания кузова. Автомобиль приподнимается на подъемнике, после чего нивелировочная и центрирующая рейки крепятся к части кузова, образующей раму, при снятых подвижных деталях.
Эти измерительные рейки снабжены двумя подвижными линейками, посредством которых рейка устанавливается на требуемую ширину измеряемой части кузова. В центре подвижных линеек установлено визирное устройство. На каждом конце подвижных линеек установлены стержни, регулируемые по высоте и оканчивающиеся головкой в форме крючка для крепления реек к автомобилю.
По всей длине автомобиля размещают несколько измерительных реек, у которых регулирование стержней с крюками по высоте производится от нулевого размера основания, заданного изготовителем. Длина линеек выставляется симметрично с каждой стороны от острия визира. Ремонтник располагается перед автомобилем и производит непосредственное визирование так, чтобы визирные стержни располагались по одной линии, а измерительные рейки — в одной плоскости. Если же измерительные рейки не находятся в одной плоскости, а стержни визиров не расположены по одной линии, это означает, что произошла деформация основания кузова.
Современные измерительные системы по принципу работы делятся на две группы. Первая ориентирована на применение шаблонов, имеющих посадочные места для базовых точек.
При этом кузов как бы надевается на шаблон, и любое несоответствие сразу же становится заметным. Такой порядок позволяет при замене лонжеронов и других силовых элементов использовать стенд в качестве стапеля.
Ко второй группе относятся электронные измерительные системы. Координаты базовых точек определяются лазерным лучом или щупом. Компьютер сравнивает полученные данные с заводскими спецификациями. Чем еще хороша эта система? На любом этапе ремонта можно распечатать результаты замеров (для страховой компании или по желанию клиента). Кстати, лазерная система позволяет проверить углы установки колес.
Однако такие «блага» фирменного сервиса не каждому по карману. Есть варианты проще (например, «Эксперт 2000» производства СПК «Индустрия»). Опытный мастер на таком или подобном оборудовании вполне способен вернуть кузову красоту и пропорции.
Новые измерительные системы хороши, хотя зачастую они мало интересуют хозяина машины. Многие автолюбители считают, что дивиденды от их применения получают прежде всего работники автосервиса, так как они экономят время и силы, а заодно поднимают цену.
Несколько слов о шаблонах (контрольных калибрах). Эти контрольные устройства специально изготовляются для контроля определенных частей конкретной модели автомобиля. С помощью одного шаблона за одну установку можно проконтролировать множество размеров и форм.
Конструктивно шаблоны могут быть простыми, вырезанными из листа и тщательно подогнанными, как, например, шаблон для контроля рамки переднего стекла. В то же время они могут быть сложными, состоящими из набора сваренных между собой профилей с опорными пятками, в которых выполнены отверстия для крепления шаблонов в определенные места автомобиля, например, в крепежные отверстия передних или или задних траверс.
Контроль шаблонами проводят в следующих случаях:
- для точного определения повреждений перед ремонтом;
- для оценки выполненной работы в процессе ремонта и определения объема предстоящих работ;
- для контроля формы отремонтированной детали или нескольких деталей после ремонта, а также правильности установки в первоначальное положение.
Назовем требования, которые необходимо исполнять при работе с шаблонами.
Нельзя устанавливать шаблоны с усилием, так как это может вызвать деформацию шаблонов. Нельзя загонять шаблоны на место с помощью ударов. Нельзя использовать шаблоны в качестве подкладок под рычаг.
Нельзя применять шаблоны для закрепления деталей при газо- и электросварке (в этих случаях шаблон можно применить только для разметки, после чего его снимают, чтобы дать детали возможность расширения, а затем и сжатия в процессе сварки).
Не должно быть помех установке шаблона на контролируемое место. Перед контролем может быть произведена разборка.
Шаблоны не должны подвергаться деформации.
В автосервисе можно встретить и стенды размерного контроля.
В отличие от тех же шаблонов, на стендах размерного контроля все проверки основаны на измерениях различных точек основания кузова. Эти системы заимствуют принцип щупов, и поэтому стенды размерного контроля обладают огромными преимуществами, обеспечивая высокую точность и комплексность осуществляемого контроля.
На станциях техобслуживания можно встретить установки БС-123.000 для правки и контроля кузовов. Такой агрегат позволяет быстро и точно определить перекосы кузова и устранить их. Точность размеров отремонтированного кузова может быть доведена до стандартной, с которой изготавливается новый кузов на заводе-изготовителе. Установка позволяет определить три пространственные координаты базовых точек на нижней части кузова.
Кроме определения взаимного расположения важнейших точек автомобиля, конструкция установки предусматривает возможность жесткой и точной фиксации деталей пола кузова и лонжеронов в течение всего периода ремонта. Установка обеспечивает свободный доступ ко всем базовым точкам пола кузова в процессе ремонта и контроля.
Принцип работы установки заключается в том, что одиннадцать опорных точек в нижней части автомобиля располагаются таким образом, чтобы передняя и задняя подвески после ремонта кузова были зафиксированы по координатам базовых точек с точностью, заданной заводом-изготовителем.
Для проведения работ должны быть демонтированы детали и узлы от базовых точек пола кузова, после чего кузов помещают на установку и фиксируют по всем возможным точкам.
Кузов, не имеющий отклонений по базовым точкам, должен быть зафиксирован на раме пальцами в специальных кронштейнах установки по парным точкам крепления: стабилизатора поперечной устойчивости, поперечины передней подвески, кронштейна коробки передач, нижних продольных штанг задней подвески, а также в одной точке крепления поперечной штанги задней подвески. Специальный кронштейн с зажимом используется для закрепления кузова при ремонте.
Применение данной установки обеспечивает достаточно высокую степень точности контроля пола кузова за счет жесткой фиксации базовых точек. При этом соблюдаются важнейшие требования безопасности автомобиля по правильному расположению колес относительно опорной поверхности и обеспечивается правильное взаимное расположение их относительно друг друга.
Широкое распространение имеет установка «Дата-линер» фирмы «Блэкхок» (Швеция). С ее помощью контроль геометрических параметров по базовым точкам пола кузова может выполняться без предварительного снятия узлов и агрегатов с автомобиля.
Для выполнения контрольных операций автомобиль, закрепленный на основной раме установки, поднимают двух-или четырехстоечным подъемником на удобную высоту и устанавливают строго в горизонтальной плоскости. К полу кузова, в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, по местам расположения базовых точек прикрепляют подвесные линейки. При этом визирные каретки устанавливают и фиксируют на прозрачных градуированных шкалах линеек, согласно размерам, указанным в контрольных картах завода. Зажимы и фиксаторы подвесок устроены так, что постоянно обеспечивают независимое вертикальное положение линеек.
Затем на опорах выставляют продольный и поперечный брусья измерительной системы. Направляющий брус, по которому перемещается корпус преломляющего устройства, устанавливают горизонтально и параллельно продольной оси автомобиля. При помощи двух винтов, расположенных на продольном направляющем брусе под источником света, направление светового луча регулируется так, чтобы он попал в центр перекрестья на корпусе рулетки, помещенной на конце направляющего бруса. Свет луча должен проецироваться между основной рамой установки и полом кузова автомобиля.
Для измерения выбирают три базовые точки неповрежденной части пола кузова и по ним дополнительно корректируют прибор как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Затем выполняют контрольные замеры оставшихся базовых точек пола кузова. Величины отклонений, зафиксированные по визирным кареткам подвесных линеек, дают четкое представление о степени и направлениях деформаций.
Измерительное устройство, примененное на установке «Даталинер», относится к оптическим прецизионным системам, работающим по принципу использования лазерного луча.
Лазерный луч от источника подается на призму, затем, преломляясь под углом 90°, он попадает в виде точки на подвесные линейки. Такая система обеспечивает высокую точность измерений.
Подытоживая сказанное, отметим, что при ремонте автомобилей применяются два основных направления размерного контроля: механические системы (щупы, рулетки, шаблоны и т.д.) и оптические системы, проектирующие луч лазера на контрольные точки.
Сэкономить на ремонте или плохие мастера
Покрасочная камера
Оставлять шагрень или нет
Suzuki Jimny перевернулся на скользкой дороге
Кузовной ремонт грузовика после ДТП
О блоге:
Добро пожаловать в мой блог! Этот блог о мотоциклах, автомобилях, электронике и их ремонте. А также о том, что можно делать своими руками.
Материалы: http://avtorep.ru/proverka-geometrii-kuzova/
2 ≫
-
Все автомобилисты слышали про «геометрию кузова», но не каждый точно понимает что это, когда она изменяется, как и где её проверить. Итак, давайте разберёмся. Под геометрией кузова можно понимать расположение контрольных точек относительно друг друга. Заводские точки выбраны таким образом, чтобы не пришлось при измерении демонтировать какие-либо элементы транспортного средства. В первую очередь, это точки, определяющие положение передней и задней подвески, а также точки расположения двигателя. Эти параметры очень важны, так как их нарушение влечёт за собой ухудшение ходовых качеств автомобиля, износ шин, ухудшение управляемости. Неправильное расположение точек крепления двигателя вызовет вибрацию и ускоренный износ подушек крепления.
К «геометрии кузова» так же можно отнести диагонали проёмов кузова. Это диагонали проёма лобового стекла, заднего стекла, а также проёмы дверей кузова, капота, крышки багажника. Неправильные диагонали проёмов лобового и заднего стёкол может привести к тому, что стёкла будут трескаться. Смещение в дверных проёмах отразится на зазорах и на трудном закрывании дверей. Нарушение геометрии проёмов капота и крышки багажника также затруднит или сделает невозможным закрытие капота и крышки багажника, а также отразится на зазорах.
Если нет данных о расстояниях контрольных точек
Информация о параметрах контрольных точек кузова важна для измерения «геометрии кузова». Но есть такой момент, что, не имея такой информации можно сравнивать расстояние между симметричными точками, расположенными по разные стороны машины. То есть автомобиль, если его мысленно разделить вдоль пополам, симметричен. Это справедливо для боковых дверных проёмов. Подкапотная планка, известная как “телевизор” иногда имеет несимметричные размеры. Что касается проёмов лобового и заднего стекла, а также капота и крышки багажника, то здесь нужно ориентироваться на зазоры и одинаковость каждой диагонали. Но ещё раз стоит упомянуть о важности информации о параметрах контрольных точек. При серьёзных авариях происходят сложные перекосы проёмов, иногда требуется замена силовых элементов, что требует наличия данных о контрольных точках.
Современные измерительные системы можно разделить на механические, электронные и шаблонные.
Механические системы состоят из набора специальных линеек, держателей и направляющих, по которым двигаются эти компоненты. Телескопическая линейка, а также простая рулетка тоже относятся к механическим измерительным системам.
Телескопическая линейка может выдвигаться на длину до 3 м, в комплекте имеет различные насадки, которые помогают делать более точные измерения.
Электронные системы работают по принципу сканирования контрольных точек автомобиля и передачи данных в компьютер, который содержит специальную программу с базой данных контрольных точек разных марок и моделей автомобилей. Бывают ультразвуковые и лазерные системы.
Ультразвуковые системы включают в себя источник ультразвука, который помещается под машину и чувствительные элементы, расположенные в контролируемых точках кузова и отражают ультразвуковые волны. Электронное устройство измеряет время, за которое волны возвращаются к источнику ультразвука. По этому времени определяется расстояние, пройденное ультразвуковыми волнами, что позволяет точно установить положение любых контролируемых точек. Таким образом можно постоянно контролировать положения сразу нескольких точек кузова.
Работа лазерного измерительного устройства строится на методе активного обнаружения и определения координат объекта. На автомобиль, на контрольные точки устанавливаются мишени(датчики), настроенное и закреплённое нужным образом сканирующее устройство, опрашивает каждый из этих датчиков. Полученные данные о размерах проверяются в базе данных, и становится видно, куда сместились контрольные точки. Сканирование происходит несколько раз в секунду, таким образом, в момент вытяжки можно легко контролировать этот процесс, не отходя от экрана монитора.
Принцип действия шаблонных измерительных систем основан на использовании специальных устройств, называемых шаблонами, которые крепят на раме рихтовочного стенда. Эти устройства крепят и фиксируют в контрольных точках нижней части кузова. Если шаблон не совпадает, значит геометрия нарушена. Отклонение контрольной точки от установленного шаблона показывает направление, куда следует направить вытягивающее усилие.
Также существуют шаблоны для контроля дверных и стекольных проёмов. Они имеют форму и размеры измеряемого проёма. При приложении такого шаблона сразу видно, изменена ли геометрия проёма. Недостаток шаблонов в том, что они применяются для измерения геометрии определённой модели автомобиля. Современные шаблонные системы для измерения геометрии нижней части кузова могут менять положение «вершин» шаблона, подстраивая их под разные модели транспортных средств.
Телескопическая измерительная линейка
Является механической системой измерения. Смысл в том, что при проведении замеров кузова автомобиля, между двумя контрольными точками могут находиться детали, мешающие прямолинейному измерению расстояния. Используя специальную измерительную линейку, Вы сможете мерить расстояние между нужными точками, даже находящимися на разных уровнях (разной высоте). С помощью такого измерительного устройства можно измерять “геометрию” кузова точно и без помех.
Чем мерят в гаражных мастерских
При измерении «геометрии” кузова мастера в гаражных условиях применяют простые измерительные рулетки, изготавливают измерительные линейки, также вполне может использоваться заводская линейка для измерений расстояний контрольных точек.
Рулетка
Рулетку можно немного доработать. Можно уголок, который приклёпан к началу измерительной ленты, срезать с боков, чтобы остался тонкий штырёк. Но сначала, у некоторых рулеток, нужно заварить отверстие в этом уголке. Получившийся штырёк будет удобно вставлять в технологические отверстия, от которых производятся замеры.
Измерительную линейку можно сделать самому. Конструкция примерно такова: поперечина, на которой располагается два стержня, один из которых может быть неподвижным, а другой может двигаться по поперечине и фиксироваться в нужном положени. Стержни должны перемещаться вверх-вниз и фиксироваться. Дополнительно на поперечине можно приклеить измерительную ленту от строительной рулетки. В отдельной статье я напишу подробнее о применении и самостоятельном изготовлении линейки для измерения кузова.
Можете также прочитать статью о профильной линейке-шаблоне, которой можно сверять форму повреждённой детали с формой целой панели кузова, а также более подробную статью об измерении геометрии кузова.
Материалы: http://kuzov.info/kak-merit-geometriyu-kuzova/
3 ≫
-
В общем процессе ремонта кузова автомобиля очень важную роль играет процесс измерения геометрических параметров структурных элементов. Автомобиль не может быть правильно отремонтирован без возврата контрольных точек кузова в первоначальное положение, определённое производителем. Для этого нужно делать измерения точно и по нескольку раз в процессе ремонта.
Существует несколько разновидностей измерительного оборудования. В целом, их можно разделить на 5 базовых типов:
- Линейки, рулетка, специальный циркуль
- Универсальные измерительные системы (механические)
- Специализированные системы с креплением
- Универсальные лазерные системы
- Компьютерные/электронные системы
Подробнее об измерительных системах можно прочитать здесь.
Измерения геометрии кузова автомобиля условно можно разделить на три вида:
- измерение между контрольными точками. Такое измерение может быть произведено, чтобы сделать быструю проверку перед ремонтом и в процессе ремонта. Измерения от точки к точке производятся простой рулеткой, а также линейкой для измерения геометрии кузова.
- Сравнительное (сравниваются расстояния симметричных точек на разных сторонах кузова). Сравнительное измерение является универсальным самым быстрым и лёгким методом измерения повреждённого кузова. Производятся сравнения диагональных расстояний между симметричными точками. Можно делать измерения, сравнивая повреждённую сторону автомобиля с неповреждённой.
- 3-х мерное измерение (определяется пространственное положение контрольных точек относительно базовых плоскостей при помощи специального измерительного оборудования).
Измерения позволяют определить степень главных повреждений, выявить второстепенные повреждения и определить план восстановления.
Большинство контрольных точек кузова представляют собой отверстия в структурных элементах кузова автомобиля. Вообще, в качестве контрольных точек могут выступать любые стационарные точки на структурных элементах кузова. Можно мерить , к примеру, между симметричными углами.
Контрольные точки могут располагаться в вертикальной или горизонтальной плоскостях. Их места могут варьироваться в зависимости от модели автомобиля. В руководствах по ремонту указывается местоположение конкретных точек и расстояния между ними.
Измерения производятся между центрами контрольных отверстий или между их краями.
Обычно измеряются расстояния от центра до центра этих отверстий, расположенных в противоположных сторонах автомобиля. Отверстия контрольных точек обычно имеют больший диаметр, чем кончики измерительной линейки. В этом случае нужно делать измерение от края до края отверстий.
При необходимости могут измеряться места крепления элементов подвески, так как они влияют на развал-схождение. Могут также измеряться положение колёс.
В случае аварийной деформации, контрольные точки могут быть использованы для определения центральной плоскости автомобиля, используя его неповреждённую часть. Далее центральная плоскость поможет узнать степень отклонения повреждённой стороны или правильность ремонта.
При использовании измерительной линейки, желательно иметь в наличии информацию о заводских параметрах расстояний между контрольными точками. Сверяясь с этими параметрами, нужно учитывать, какие расстояния указаны (от центра к центру или от края к краю). Если нет информации о заводских геометрических параметрах кузова, то можно использовать неповреждённый автомобиль той же модели для сравнения расстояний. Также используется сравнительное измерение противоположной, неповреждённой части кузова.
- Перед измерением автомобиль должен стоять ровно. Колёса должны быть накачены с одинаковым давлением. В конструкции некоторых линеек присутствует уровень, для удобства расположения линейки параллельно плоскости автомобиля. Это бывает необходимым, когда есть конкретные данные расстояний между контрольными точками для измерительной линейки. Нужно учитывать, что в некоторых руководствах по ремонту показаны расстояния для измерительной линейки (значениями на шкале линейки), а в других расстояния от точки к точке (фактическое расстояние). Это могут быть разные значения.
- Таким образом, для правильного измерения, линейка должна располагаться параллельно кузову, иначе показания могут быть некорректными (опять же, если осуществляется сравнение с данными расстояний для шкалы линейки). Для этого иногда указатели измерительной линейки должны быть выдвинуты на разную длину. В этом случае показания на шкале линейки могут не совпадать с реальным расстоянием и требуют дополнительного замера рулеткой между указателями. Когда указатели выдвинуты на одинаковую длину, то значение на шкале на линейке совпадает с фактическим.
- Измерения делаются по фиксированным точкам кузова, таким как болты, разъёмы или отверстия и пр.
- Каждое измерение должно быть проверено с помощью двух дополнительных контрольных точек.
- Лучше измерять более длинные расстояния. Так можно получить наиболее достоверную картину смещения структурных элементов.
- В некоторых случаях измерение и сравнение длины двух противоположных сторон дают лучшее представление о деформации, чем диагональные измерения. Нужно использовать диагональные измерения в совокупности с измерением длины.
- При измерении и ремонте разрешается определённый допуск (суммарный допуск не более 3 мм). Допуск в 3 мм был долгие годы разрешён при производстве автомобилей. В сегодняшние дни многие автомобильные производители изготавливают кузова с нулевым допуском.
- Измерение расстояния между отверстиями одинакового диаметра делаются от центра к центру, либо от края к краю. Расстояние между креплениями делается от центра к центру (к примеру, между центрами головок болтов).
- Расстояние между отверстиями разного размера производится двумя измерениями. Первый замер делается между внутренними краями отверстий. Второе измерение делается между наружными краями отверстий. Далее два получившиеся значения суммируются и сумма делится на 2. Результатом будет расстояние между центрами отверстий разного размера.
Рулетка используется, когда нет препятствий между измеряемыми точками. При измерении рулеткой нужно, чтобы лента не была изогнута. Смотреть на шкалу нужно только под углом 90 градусов и каждый раз с одинакового места, чтобы не ошибиться в значении. Нужно, чтобы фиксатор ленты не имел излишнего люфта. Лента рулетки должна лежать ровно между точками, чтобы измерение было корректным. Для удобства работы с небольшими отверстиями, фиксатор ленты можно доработать (см. рисунок).
Раскладная измерительная линейка является наиболее часто применяемым измерительным устройством для измерения геометрии кузова.
Измерительная линейка способна мерить расстояние между двумя точками. Каждое расстояние должно быть перепроверено двумя дополнительными контрольными точками.
Современная линейка для измерения геометрии кузова является телескопическим измерительным устройством с регулируемыми по высоте указателями. Даже при раскладывании на полную длину, она не даёт погрешности в измерении. В зависимости от типа используемой линейки может потребоваться дополнительное измерение между указателями. К дополнительным аксессуарам линейки относятся насадки и расширения для плотного размещения в контрольных отверстиях.
Линейка позволяет производить измерения при наличии препятствий между измеряемыми точками.
Все автомобили симметричны относительно воображаемой центральной плоскости, расположенной вдоль центра машины. Однако, бывает несколько точек на некоторых автомобилях, которые, по разным причинам, не симметричны, но они не делают всю машину ассиметричной. Без симметрии автомобиль было бы очень сложно изготовить, да и продать.
Важно, чтобы указатели были плотно вставлены в контрольные отверстия.
Как было упомянуто ранее, если указатели были выставлены на разную высоту, то значение на шкале линейки может отличаться от фактического расстояния между измеряемыми точками. Для корректного значения нужно дополнительно мерить расстояние между указателями рулеткой.
Линейка и указатели должны быть ровными. Указатели должны располагаться на 90 градусов относительно линейки и не иметь люфта.
Важно, чтобы при измерении длина указателей была выставлена на одинаковом расстоянии.
Если не требуется получить точные значения при измерении, а производится сравнивание одной стороны с другой, то линейка не обязательно должна быть параллельна плоскости машины. Можно сравнивать расстояния с противоположной стороной, а также с подобными точками такого же целого автомобиля (сравнительное измерение).
Указатели не нужно надавливать при измерении, чтобы они не гнулись и измерение не искажалось. Линейку для измерения геометрии кузова можно изготовить самому (см. статью).
В дополнение к диагональным измерениям необходимо делать измерения длины и ширины. Это даст более точное представление о правильности расположения контрольных точек. Диагональные измерения могут совпадать, даже если есть смещение обеих сторон.
Самый быстрый метод для измерения повреждённой части кузова – сравнительное измерение. Для этих целей хорошо подходит специальный циркуль, но также можно использовать и измерительную линейку. Если, к примеру, делать замеры подкапотного пространства, то одна часть циркуля вставляется в одно из болтовых отверстий, расположенных у лобового стекла, а другая ставиться к любому месту, которое нужно сравнить с противоположной стороной. Далее циркуль фиксируется специальным механизмом и переставляется на такие же точки с противоположной стороны. Таким образом можно быстро проверить несколько симметричных точек и понять куда произошло смещение структурных элементов кузова. Подобным образом циркулем можно измерять любую часть машины. Такое сравнение можно делать множество раз в процессе ремонта для контроля.
Циркуль для сравнительного измерения геометрии кузова
Циркуль для сравнительного измерения геометрии кузова напоминает по конструкции обычный циркуль. Два указателя соединены между собой и не имеют какой-либо шкалы. Для сравнительного измерения необходимо каждый из указателей поместить в отверстие контрольных точек, расстояние между которыми необходимо проверить. Далее указатели фиксируются между собой специальным фиксатором, входящим в конструкцию устройства, и циркуль переставляется на точки, расположенные с противоположной стороны, для сравнения. При необходимости можно замерить расстояние между указателями при помощи рулетки. Такой циркуль хорош тем, что можно очень быстро сделать сравнение двух сторон автомобиля для определения степени несоответствия, а также быстро и легко делать сравнительные измерения в процессе ремонта. Им можно сравнивать самые труднодоступные места. Такой измерительный инструмент несложно изготовить самому.
Трёхмерное измерение включает в себя измерение длины, ширины и высоты структурных элементов кузова. Оно осуществляется трёхмерными измерительными системами.
Принцип таков, что при помощи измерительной системы получают расстояние от воображаемых основных плоскостей кузова: центральной, основной и нулевой (см. иллюстрацию).
Эти плоскости является воображаемыми. Такие плоскости устанавливаются и используются трёхмерной измерительной системой.
Ширина измеряется от центральной плоскости автомобиля, длина от нулевой плоскости, а высота от основной (расположенной параллельно днищу).
Центральная плоскость или центральная линия делит автомобиль на две одинаковых половины вдоль. На некоторых автомобилях существуют метки, показывающие центр автомобиля. Такие метки отштампованы на металле кузова как в верхней, так и в нижней части кузова. Этим можно воспользоваться при измерении простой измерительной линейкой или рулеткой. Они помогают сохранить время при проведении замеров кузова. Расстояние от центра до конкретной точки справа будет таким же, что и расстояние от центральной линии к такой же точки слева. Большинство автомобилей сделаны симметричными за исключением некоторых точек. Одна часть кузова должна быть зеркальной противоположной стороне.
На днище кузова могут производиться как диагональные измерения контрольных точек, так и проверка на скручивание и смещение относительно центральной линии.
Скручивание или смещение относительно центра может быть проверено на центральной секции кузова.
Для такой проверки существует метод подвешивания центрирующих линеек в контрольные отверстия на днище кузова. Места, на которые подвешиваются линейки, не должны быть деформированы. Подвешивается несколько линеек вдоль силовых элементов днища. Если они параллельны, то скручивания нет, если не параллельны, то скручивание присутствует. Центр линеек также должен совпадать, иначе существует смещение относительно центральной плоскости.
Материалы: http://kuzov.info/geometriya-kuzova-avtomobilya-podrobn/