Проверка геометрии кузова

1 ≫

Если автомобиль побывал в аварии, то часто деформируется при этом не только его кузов. Последствия могут быть самыми разнообразными и весьма существенными для дальнейшей эксплуатации автомобиля. Но всё это решаемо при грамотном подходе к ремонту. Поэтому прежде чем приступать к ремонту, нужно выяснить характер повреждений и их вид.

Основные повреждения нарушающие геометрию:

  • нарушение правильности расположения колес (проявляется в плохой устойчивости автомобиля на дороге и повышенном износе шин);
  • нарушение диагоналей (контрольных точек). Эти диагонали, указанные на конструкторской базе автомобиля, проводятся под основанием между определенными точками рамы кузова и точками крепления переднего и заднего мостов. Но такое искажение диагоналей может наблюдаться и в других частях — проеме дверей, рамках переднего и заднего стекол, вследствии чего нарушается вся геометрия кузова.

Деформации сопровождаются образованием складок пола или другого элемента основания или рамы. Оно и понятно, удар не может вызвать значительное утолщение тонкого металла, каким является лист, поэтому в зоне удара образуются крупные складки. Другие складки, сопровождаемые утолщением металла, могут появляться в более отдаленном месте, а именно: в местах наименьшего сопротивления их образованию, в длинномерных деталях кузова, которые легче поддаются сгибу, в больших промежутках между точками сварки, где листы могут сдвигаться относительно друг друга.

Очевидно, уже при первом изучении состояния автомобиля надо обнаружить все деформации — очевидные, как смятый капот, и не бросающиеся в глаза изменения базовых (контрольных) точек.

Первый осмотр рекомендуется проводить следующим образом: автомобиль приподнимается на подъемнике и производится осмотр основания или рамы визуально либо ощупыванием рукой с целью обнаружения возможных складок. (При этом не надо путать небольшие складки, которые есть в местах изгиба некоторых штампованных деталей). Если обнаружены складки, то деформация кузова определенно произошла.

Иногда складки могут быть плохо различимы или хорошо видны, но расположены в местах, не влияющих на основные размеры. Если не обнаружено никаких складок, то для большей достоверности необходимо произвести следующий контроль геометрии кузова.

Состояние автомобиля в основном определяет контроль правильности установки колес. Есть много методов этого контроля. Можно провести на контрольном стенде с вращением мостов автомобиля. Электронная модель такого оборудования обеспечивает простоту проведения контроля, а также высокую точность.

После выполнения контроля геометрии переднего моста (развал, схождение) можно произвести проверку соответствия положения заднего моста и установки колес. Замеренные величины должны соответствовать допускам, установленным изготовителем. Эту диагностику можно выполнять с помощью специального штангенциркуля, который состоит из профиля квадратного сечения, по которому скользят две каретки, на каждой из них смонтированы движки со шкалой. Движки перемещаются по направляющим и могут быть зафиксированы. На конце профиля установлен игольчатый стержень, регулируемый по высоте. На профиле закреплена металлическая рулетка. Металлическая лента рулетки проходит через ближнюю каретку и своим концом крепится к дальней каретке. Автомобиль устанавливается так, чтобы передние колеса не были повернуты в какую-либо сторону, а захваты распределены равномерно. Длина профиля должна быть немного больше расстояния между осями автомобиля. Надо отрегулировать эту длину, расположить неподвижный игольчатый стержень так, чтобы его острие находилось по центру передней ступицы или по краю обода на высоте центра ступицы переднего колеса. Потом расположить два движка так, чтобы они острием касались края обода заднего колеса на уровне центра колеса. Зафиксировать каретки и движки.

Контроль заключается в сравнении положения колес на одной стороне автомобиля с положением колес на другой стороне. Первое измерение может быть сделано с любой стороны автомобиля. После первого измерения необходимо отвести зафиксированный штангенциркуль, стараясь не нарушить регулировку, и установить его симметрично с противоположной стороны автомобиля. Если вершины движков прикладываются точно, то колеса расположены правильно и деформация отсутствует. Если вершины движков не совпадают с контролируемыми точками, то имеет место деформация кузова.

Измерение диагоналей без снятия механических узлов производится по инструкции завода-изготовителя автомобилей, в которой контролируемые диагонали проводятся между контрольными точками. Диагонали проводятся между направляющими отверстиями рамы кузова, затем от этих направляющих отверстий — к точкам механических узлов, какими являются крепежные болты (ось крепления рычага подвески), или шарниров. Эти диагонали не измеряют в числовых значениях, а проверяют только их симметричность. После определения расстояния между точками, отмеченными, например, на левой стороне, производят симметричное измерение на правой стороне, чтобы путем сравнения установить идентичность этих размеров. Если измеренные размеры неодинаковы, имеет место деформация кузова.

Эти измерения производятся под автомобилем, установленным на подъемнике или на яме. Инструментом для измерения диагоналей может быть измерительная масштабная рейка.

Она состоит из неподвижной центральной части, представляющей собой гильзу, на концах которой нанесены неподвижные шкалы.

К рейке прилагается набор подвижных наконечников, регулируемых по высоте и устанавливаемых в перпендикулярном направлении на концы подвижных линеек или иногда на их продолжение. Они могут быть проградуированы в миллиметрах либо иметь условные риски.

Проверка с помощью измерительной рейки осуществляется следующим образом. Сначала надо осмотреть центральную часть днища рамы кузова. Эта часть наиболее жесткая и является точкой отсчета для других диагоналей. Контроль заключается в определении положения траверс. Надо установить центрирующий измерительный наконечник в центральное отверстие, расположенное под осью пола кузова, и отрегулировать подвижную линейку с измерительными наконечниками до первого контрольного отверстия. Затем надо перенести установленный размер симметрично в другое положение и производить аналогичные измерения других диагоналей между точками, указанными заводом-изготовителем. Диагонали измеряются между точками рамы днища кузова и точками переднего или заднего мостов. Некоторые проверки осуществляются с частичным снятием механических узлов.

Штангенциркули и измерительные рейки могут применяться для контроля основных размеров в параллельном или диагональном направлениях после снятия механических узлов с целью оценки выполненной работы или предстоящей работы.

Контроль диагоналей может быть осуществлен и более простым и менее точным способом с помощью двухметровой рулетки, однако из-за возможных смещений рулетки и неточности центрирования такой способ не обеспечивает требуемой точности.

У некоторых моделей автомобилей расстояние между осями колес распределено несимметрично по отношению к оси кузова. Например, ось симметрии задних колес (встречается в иномарках) может быть несколько смещена относительно оси кузова. Тогда изготовитель задает расстояние между осями для каждой стороны. Разность может быть подсчитана и затем прибавлена или отнята в зависимости от конкретного случая и показаний штангенциркуля, полученных в процессе контроля. При этом регулировка неподвижного наконечника и движков не изменяется.

Контроль поверхности основания кузова позволяет установить коробление или образование складок основания кузова. Автомобиль приподнимается на подъемнике, после чего нивелировочная и центрирующая рейки крепятся к части кузова, образующей раму, при снятых подвижных деталях.

Эти измерительные рейки снабжены двумя подвижными линейками, посредством которых рейка устанавливается на требуемую ширину измеряемой части кузова. В центре подвижных линеек установлено визирное устройство. На каждом конце подвижных линеек установлены стержни, регулируемые по высоте и оканчивающиеся головкой в форме крючка для крепления реек к автомобилю.

По всей длине автомобиля размещают несколько измерительных реек, у которых регулирование стержней с крюками по высоте производится от нулевого размера основания, заданного изготовителем. Длина линеек выставляется симметрично с каждой стороны от острия визира. Ремонтник располагается перед автомобилем и производит непосредственное визирование так, чтобы визирные стержни располагались по одной линии, а измерительные рейки — в одной плоскости. Если же измерительные рейки не находятся в одной плоскости, а стержни визиров не расположены по одной линии, это означает, что произошла деформация основания кузова.

Современные измерительные системы по принципу работы делятся на две группы. Первая ориентирована на применение шаблонов, имеющих посадочные места для базовых точек.

При этом кузов как бы надевается на шаблон, и любое несоответствие сразу же становится заметным. Такой порядок позволяет при замене лонжеронов и других силовых элементов использовать стенд в качестве стапеля.

Ко второй группе относятся электронные измерительные системы. Координаты базовых точек определяются лазерным лучом или щупом. Компьютер сравнивает полученные данные с заводскими спецификациями. Чем еще хороша эта система? На любом этапе ремонта можно распечатать результаты замеров (для страховой компании или по желанию клиента). Кстати, лазерная система позволяет проверить углы установки колес.

Однако такие «блага» фирменного сервиса не каждому по карману. Есть варианты проще (например, «Эксперт 2000» производства СПК «Индустрия»). Опытный мастер на таком или подобном оборудовании вполне способен вернуть кузову красоту и пропорции.

Новые измерительные системы хороши, хотя зачастую они мало интересуют хозяина машины. Многие автолюбители считают, что дивиденды от их применения получают прежде всего работники автосервиса, так как они экономят время и силы, а заодно поднимают цену.

Несколько слов о шаблонах (контрольных калибрах). Эти контрольные устройства специально изготовляются для контроля определенных частей конкретной модели автомобиля. С помощью одного шаблона за одну установку можно проконтролировать множество размеров и форм.

Конструктивно шаблоны могут быть простыми, вырезанными из листа и тщательно подогнанными, как, например, шаблон для контроля рамки переднего стекла. В то же время они могут быть сложными, состоящими из набора сваренных между собой профилей с опорными пятками, в которых выполнены отверстия для крепления шаблонов в определенные места автомобиля, например, в крепежные отверстия передних или или задних траверс.

Контроль шаблонами проводят в следующих случаях:

  • для точного определения повреждений перед ремонтом;
  • для оценки выполненной работы в процессе ремонта и определения объема предстоящих работ;
  • для контроля формы отремонтированной детали или нескольких деталей после ремонта, а также правильности установки в первоначальное положение.

Назовем требования, которые необходимо исполнять при работе с шаблонами.

Нельзя устанавливать шаблоны с усилием, так как это может вызвать деформацию шаблонов. Нельзя загонять шаблоны на место с помощью ударов. Нельзя использовать шаблоны в качестве подкладок под рычаг.

Нельзя применять шаблоны для закрепления деталей при газо- и электросварке (в этих случаях шаблон можно применить только для разметки, после чего его снимают, чтобы дать детали возможность расширения, а затем и сжатия в процессе сварки).

Не должно быть помех установке шаблона на контролируемое место. Перед контролем может быть произведена разборка.

Шаблоны не должны подвергаться деформации.

В автосервисе можно встретить и стенды размерного контроля.

В отличие от тех же шаблонов, на стендах размерного контроля все проверки основаны на измерениях различных точек основания кузова. Эти системы заимствуют принцип щупов, и поэтому стенды размерного контроля обладают огромными преимуществами, обеспечивая высокую точность и комплексность осуществляемого контроля.

На станциях техобслуживания можно встретить установки БС-123.000 для правки и контроля кузовов. Такой агрегат позволяет быстро и точно определить перекосы кузова и устранить их. Точность размеров отремонтированного кузова может быть доведена до стандартной, с которой изготавливается новый кузов на заводе-изготовителе. Установка позволяет определить три пространственные координаты базовых точек на нижней части кузова.

Кроме определения взаимного расположения важнейших точек автомобиля, конструкция установки предусматривает возможность жесткой и точной фиксации деталей пола кузова и лонжеронов в течение всего периода ремонта. Установка обеспечивает свободный доступ ко всем базовым точкам пола кузова в процессе ремонта и контроля.

Принцип работы установки заключается в том, что одиннадцать опорных точек в нижней части автомобиля располагаются таким образом, чтобы передняя и задняя подвески после ремонта кузова были зафиксированы по координатам базовых точек с точностью, заданной заводом-изготовителем.

Для проведения работ должны быть демонтированы детали и узлы от базовых точек пола кузова, после чего кузов помещают на установку и фиксируют по всем возможным точкам.

Кузов, не имеющий отклонений по базовым точкам, должен быть зафиксирован на раме пальцами в специальных кронштейнах установки по парным точкам крепления: стабилизатора поперечной устойчивости, поперечины передней подвески, кронштейна коробки передач, нижних продольных штанг задней подвески, а также в одной точке крепления поперечной штанги задней подвески. Специальный кронштейн с зажимом используется для закрепления кузова при ремонте.

Применение данной установки обеспечивает достаточно высокую степень точности контроля пола кузова за счет жесткой фиксации базовых точек. При этом соблюдаются важнейшие требования безопасности автомобиля по правильному расположению колес относительно опорной поверхности и обеспечивается правильное взаимное расположение их относительно друг друга.

Широкое распространение имеет установка «Дата-линер» фирмы «Блэкхок» (Швеция). С ее помощью контроль геометрических параметров по базовым точкам пола кузова может выполняться без предварительного снятия узлов и агрегатов с автомобиля.

Для выполнения контрольных операций автомобиль, закрепленный на основной раме установки, поднимают двух-или четырехстоечным подъемником на удобную высоту и устанавливают строго в горизонтальной плоскости. К полу кузова, в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, по местам расположения базовых точек прикрепляют подвесные линейки. При этом визирные каретки устанавливают и фиксируют на прозрачных градуированных шкалах линеек, согласно размерам, указанным в контрольных картах завода. Зажимы и фиксаторы подвесок устроены так, что постоянно обеспечивают независимое вертикальное положение линеек.

Затем на опорах выставляют продольный и поперечный брусья измерительной системы. Направляющий брус, по которому перемещается корпус преломляющего устройства, устанавливают горизонтально и параллельно продольной оси автомобиля. При помощи двух винтов, расположенных на продольном направляющем брусе под источником света, направление светового луча регулируется так, чтобы он попал в центр перекрестья на корпусе рулетки, помещенной на конце направляющего бруса. Свет луча должен проецироваться между основной рамой установки и полом кузова автомобиля.

Для измерения выбирают три базовые точки неповрежденной части пола кузова и по ним дополнительно корректируют прибор как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Затем выполняют контрольные замеры оставшихся базовых точек пола кузова. Величины отклонений, зафиксированные по визирным кареткам подвесных линеек, дают четкое представление о степени и направлениях деформаций.

Измерительное устройство, примененное на установке «Даталинер», относится к оптическим прецизионным системам, работающим по принципу использования лазерного луча.

Лазерный луч от источника подается на призму, затем, преломляясь под углом 90°, он попадает в виде точки на подвесные линейки. Такая система обеспечивает высокую точность измерений.

Подытоживая сказанное, отметим, что при ремонте автомобилей применяются два основных направления размерного контроля: механические системы (щупы, рулетки, шаблоны и т.д.) и оптические системы, проектирующие луч лазера на контрольные точки.

Сэкономить на ремонте или плохие мастера

Покрасочная камера

Оставлять шагрень или нет

Suzuki Jimny перевернулся на скользкой дороге

Кузовной ремонт грузовика после ДТП

О блоге:

Добро пожаловать в мой блог! Этот блог о мотоциклах, автомобилях, электронике и их ремонте. А также о том, что можно делать своими руками.

Материалы: http://avtorep.ru/proverka-geometrii-kuzova/

2 ≫

Все авто­мо­би­ли­сты слы­шали про «гео­мет­рию кузова», но не каж­дый точно пони­мает что это, когда она изме­ня­ется, как и где её про­ве­рить. Итак, давайте раз­бе­рёмся. Под гео­мет­рией кузова можно пони­мать рас­по­ло­же­ние кон­троль­ных точек отно­си­тельно друг друга. Завод­ские точки выбраны таким обра­зом, чтобы не при­шлось при изме­ре­нии демон­ти­ро­вать какие-либо эле­менты транс­порт­ного сред­ства. В первую оче­редь, это точки, опре­де­ля­ю­щие поло­же­ние перед­ней и зад­ней под­вески, а также точки рас­по­ло­же­ния дви­га­теля. Эти пара­метры очень важны, так как их нару­ше­ние вле­чёт за собой ухуд­ше­ние ходо­вых каче­ств авто­мо­биля, износ шин, ухуд­ше­ние управ­ля­е­мо­сти. Непра­виль­ное рас­по­ло­же­ние точек креп­ле­ния дви­га­теля вызо­вет виб­ра­цию и уско­рен­ный износ поду­шек креп­ле­ния.

К «гео­мет­рии кузова» так же можно отне­сти диа­го­нали про­ёмов кузова. Это диа­го­нали про­ёма лобо­вого стекла, зад­него стекла, а также про­ёмы две­рей кузова, капота, крышки багаж­ника. Непра­виль­ные диа­го­нали про­ёмов лобо­вого и зад­него стё­кол может при­ве­сти к тому, что стёкла будут трес­каться. Сме­ще­ние в двер­ных про­ёмах отра­зится на зазо­рах и на труд­ном закры­ва­нии две­рей. Нару­ше­ние гео­мет­рии про­ёмов капота и крышки багаж­ника также затруд­нит или сде­лает невоз­мож­ным закры­тие капота и крышки багаж­ника, а также отра­зится на зазо­рах.

Если нет дан­ных о рас­сто­я­ниях кон­троль­ных точек

Инфор­ма­ция о пара­мет­рах кон­троль­ных точек кузова важна для изме­ре­ния «гео­мет­рии кузова». Но есть такой момент, что, не имея такой инфор­ма­ции можно срав­ни­вать рас­сто­я­ние между сим­мет­рич­ными точ­ками, рас­по­ло­жен­ными по раз­ные сто­роны машины. То есть авто­мо­биль, если его мыс­ленно раз­де­лить вдоль попо­лам, сим­мет­ри­чен. Это спра­вед­ливо для боко­вых двер­ных про­ёмов. Под­ка­пот­ная планка, извест­ная как “теле­ви­зор” ино­гда имеет несим­мет­рич­ные раз­меры. Что каса­ется про­ёмов лобо­вого и зад­него стекла, а также капота и крышки багаж­ника, то здесь нужно ори­ен­ти­ро­ваться на зазоры и оди­на­ко­во­сть каж­дой диа­го­нали. Но ещё раз стоит упо­мя­нуть о важ­но­сти инфор­ма­ции о пара­мет­рах кон­троль­ных точек. При серьёз­ных ава­риях про­ис­хо­дят слож­ные пере­косы про­ёмов, ино­гда тре­бу­ется замена сило­вых эле­мен­тов, что тре­бует нали­чия дан­ных о кон­троль­ных точ­ках.

Совре­мен­ные изме­ри­тель­ные системы можно раз­де­лить на меха­ни­че­ские, элек­трон­ные и шаб­лон­ные.

Меха­ни­че­ские системы состоят из набора спе­ци­аль­ных линеек, дер­жа­те­лей и направ­ля­ю­щих, по кото­рым дви­га­ются эти ком­по­ненты. Теле­ско­пи­че­ская линейка, а также про­стая рулетка тоже отно­сятся к меха­ни­че­ским изме­ри­тель­ным систе­мам.

Теле­ско­пи­че­ская линейка может выдви­гаться на длину до 3 м, в ком­плекте имеет раз­лич­ные насадки, кото­рые помо­гают делать более точ­ные изме­ре­ния.

Элек­трон­ные системы рабо­тают по прин­ципу ска­ни­ро­ва­ния кон­троль­ных точек авто­мо­биля и пере­дачи дан­ных в ком­пью­тер, кото­рый содер­жит спе­ци­аль­ную про­грамму с базой дан­ных кон­троль­ных точек раз­ных марок и моде­лей авто­мо­би­лей. Бывают уль­тра­зву­ко­вые и лазер­ные системы.

Уль­тра­зву­ко­вые системы вклю­чают в себя источ­ник уль­тра­звука, кото­рый поме­ща­ется под машину и чув­стви­тель­ные эле­менты, рас­по­ло­жен­ные в кон­тро­ли­ру­е­мых точ­ках кузова и отра­жают уль­тра­зву­ко­вые волны. Элек­трон­ное устрой­ство изме­ряет время, за кото­рое волны воз­вра­ща­ются к источ­нику уль­тра­звука. По этому вре­мени опре­де­ля­ется рас­сто­я­ние, прой­ден­ное уль­тра­зву­ко­выми вол­нами, что поз­во­ляет точно уста­но­вить поло­же­ние любых кон­тро­ли­ру­е­мых точек. Таким обра­зом можно посто­янно кон­тро­ли­ро­вать поло­же­ния сразу несколь­ких точек кузова.

Работа лазер­ного изме­ри­тель­ного устрой­ства стро­ится на методе актив­ного обна­ру­же­ния и опре­де­ле­ния коор­ди­нат объ­екта. На авто­мо­биль, на кон­троль­ные точки уста­нав­ли­ва­ются мишени(датчики), настро­ен­ное и закреп­лён­ное нуж­ным обра­зом ска­ни­ру­ю­щее устрой­ство, опра­ши­вает каж­дый из этих дат­чи­ков. Полу­чен­ные дан­ные о раз­ме­рах про­ве­ря­ются в базе дан­ных, и ста­но­вится видно, куда сме­сти­лись кон­троль­ные точки. Ска­ни­ро­ва­ние про­ис­хо­дит несколько раз в секунду, таким обра­зом, в момент вытяжки можно легко кон­тро­ли­ро­вать этот про­цесс, не отходя от экрана мони­тора.

Прин­цип дей­ствия шаб­лон­ных изме­ри­тель­ных систем осно­ван на исполь­зо­ва­нии спе­ци­аль­ных устрой­ств, назы­ва­е­мых шаб­ло­нами, кото­рые кре­пят на раме рих­то­воч­ного стенда. Эти устрой­ства кре­пят и фик­си­руют в кон­троль­ных точ­ках ниж­ней части кузова. Если шаб­лон не сов­па­дает, зна­чит гео­мет­рия нару­шена. Откло­не­ние кон­троль­ной точки от уста­нов­лен­ного шаб­лона пока­зы­вает направ­ле­ние, куда сле­дует напра­вить вытя­ги­ва­ю­щее уси­лие.

Также суще­ствуют шаб­лоны для кон­троля двер­ных и сте­коль­ных про­ёмов. Они имеют форму и раз­меры изме­ря­е­мого про­ёма. При при­ло­же­нии такого шаб­лона сразу видно, изме­нена ли гео­мет­рия про­ёма. Недо­ста­ток шаб­ло­нов в том, что они при­ме­ня­ются для изме­ре­ния гео­мет­рии опре­де­лён­ной модели авто­мо­биля. Совре­мен­ные шаб­лон­ные системы для изме­ре­ния гео­мет­рии ниж­ней части кузова могут менять поло­же­ние «вер­шин» шаб­лона, под­стра­и­вая их под раз­ные модели транс­порт­ных сред­ств.

Теле­ско­пи­че­ская изме­ри­тель­ная линейка

Явля­ется меха­ни­че­ской систе­мой изме­ре­ния. Смысл в том, что при про­ве­де­нии заме­ров кузова авто­мо­биля, между двумя кон­троль­ными точ­ками могут нахо­диться детали, меша­ю­щие пря­мо­ли­ней­ному изме­ре­нию рас­сто­я­ния. Исполь­зуя спе­ци­аль­ную изме­ри­тель­ную линейку, Вы смо­жете мерить рас­сто­я­ние между нуж­ными точ­ками, даже нахо­дя­щи­мися на раз­ных уров­нях (раз­ной высоте). С помо­щью такого изме­ри­тель­ного устрой­ства можно изме­рять “гео­мет­рию” кузова точно и без помех.

Чем мерят в гараж­ных мастер­ских

При изме­ре­нии «гео­мет­рии” кузова мастера в гараж­ных усло­виях при­ме­няют про­стые изме­ри­тель­ные рулетки, изго­тав­ли­вают изме­ри­тель­ные линейки, также вполне может исполь­зо­ваться завод­ская линейка для изме­ре­ний рас­сто­я­ний кон­троль­ных точек.

Рулетка

Рулетку можно немного дора­бо­тать. Можно уго­лок, кото­рый при­клё­пан к началу изме­ри­тель­ной ленты, сре­зать с боков, чтобы остался тон­кий шты­рёк. Но сна­чала, у неко­то­рых руле­ток, нужно зава­рить отвер­стие в этом уголке. Полу­чив­шийся шты­рёк будет удобно встав­лять в тех­но­ло­ги­че­ские отвер­стия, от кото­рых про­из­во­дятся замеры.

Изме­ри­тель­ную линейку можно сде­лать самому. Кон­струк­ция при­мерно такова: попе­ре­чина, на кото­рой рас­по­ла­га­ется два стержня, один из кото­рых может быть непо­движ­ным, а дру­гой может дви­гаться по попе­ре­чине и фик­си­ро­ваться в нуж­ном поло­жени. Стержни должны пере­ме­щаться вверх-вниз и фик­си­ро­ваться. Допол­ни­тельно на попе­ре­чине можно при­кле­ить изме­ри­тель­ную ленту от стро­и­тель­ной рулетки. В отдель­ной ста­тье я напишу подроб­нее о при­ме­не­нии и само­сто­я­тель­ном изго­тов­ле­нии линейки для изме­ре­ния кузова.

Можете также про­чи­тать ста­тью о про­филь­ной линейке-шаб­лоне, кото­рой можно све­рять форму повре­ждён­ной детали с фор­мой целой панели кузова, а также более подроб­ную ста­тью об изме­ре­нии гео­мет­рии кузова.

Материалы: http://kuzov.info/kak-merit-geometriyu-kuzova/

3 ≫

В общем про­цессе ремонта кузова авто­мо­биля очень важ­ную роль играет про­цесс изме­ре­ния гео­мет­ри­че­ских пара­мет­ров струк­тур­ных эле­мен­тов. Авто­мо­биль не может быть пра­вильно отре­мон­ти­ро­ван без воз­врата кон­троль­ных точек кузова в пер­во­на­чаль­ное поло­же­ние, опре­де­лён­ное про­из­во­ди­те­лем. Для этого нужно делать изме­ре­ния точно и по нескольку раз в про­цессе ремонта.

Суще­ствует несколько раз­но­вид­но­стей изме­ри­тель­ного обо­ру­до­ва­ния. В целом, их можно раз­де­лить на 5 базо­вых типов:

  1. Линейки, рулетка, спе­ци­аль­ный цир­куль
  2. Уни­вер­саль­ные изме­ри­тель­ные системы (меха­ни­че­ские)
  3. Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные системы с креп­ле­нием
  4. Уни­вер­саль­ные лазер­ные системы
  5. Компьютерные/электронные системы

Подроб­нее об изме­ри­тель­ных систе­мах можно про­чи­тать здесь.

Изме­ре­ния гео­мет­рии кузова авто­мо­биля условно можно раз­де­лить на три вида:

  • изме­ре­ние между кон­троль­ными точ­ками. Такое изме­ре­ние может быть про­из­ве­дено, чтобы сде­лать быст­рую про­верку перед ремон­том и в про­цессе ремонта. Изме­ре­ния от точки к точке про­из­во­дятся про­стой рулет­кой, а также линей­кой для изме­ре­ния гео­мет­рии кузова.
  • Срав­ни­тель­ное (срав­ни­ва­ются рас­сто­я­ния сим­мет­рич­ных точек на раз­ных сто­ро­нах кузова). Срав­ни­тель­ное изме­ре­ние явля­ется уни­вер­саль­ным самым быст­рым и лёг­ким мето­дом изме­ре­ния повре­ждён­ного кузова. Про­из­во­дятся срав­не­ния диа­го­наль­ных рас­сто­я­ний между сим­мет­рич­ными точ­ками. Можно делать изме­ре­ния, срав­ни­вая повре­ждён­ную сто­рону авто­мо­биля с непо­вре­ждён­ной.
  • 3-х мер­ное изме­ре­ние (опре­де­ля­ется про­стран­ствен­ное поло­же­ние кон­троль­ных точек отно­си­тельно базо­вых плос­ко­стей при помощи спе­ци­аль­ного изме­ри­тель­ного обо­ру­до­ва­ния).

Изме­ре­ния поз­во­ляют опре­де­лить сте­пень глав­ных повре­жде­ний, выявить вто­ро­сте­пен­ные повре­жде­ния и опре­де­лить план вос­ста­нов­ле­ния.

Боль­шин­ство кон­троль­ных точек кузова пред­став­ляют собой отвер­стия в струк­тур­ных эле­мен­тах кузова авто­мо­биля. Вообще, в каче­стве кон­троль­ных точек могут высту­пать любые ста­ци­о­нар­ные точки на струк­тур­ных эле­мен­тах кузова. Можно мерить , к при­меру, между сим­мет­рич­ными углами.

Кон­троль­ные точки могут рас­по­ла­гаться в вер­ти­каль­ной или гори­зон­таль­ной плос­ко­стях. Их места могут варьи­ро­ваться в зави­си­мо­сти от модели авто­мо­биля. В руко­вод­ствах по ремонту ука­зы­ва­ется место­по­ло­же­ние кон­крет­ных точек и рас­сто­я­ния между ними.

Изме­ре­ния про­из­во­дятся между цен­трами кон­троль­ных отвер­стий или между их кра­ями.

Обычно изме­ря­ются рас­сто­я­ния от цен­тра до цен­тра этих отвер­стий, рас­по­ло­жен­ных в про­ти­во­по­лож­ных сто­ро­нах авто­мо­биля. Отвер­стия кон­троль­ных точек обычно имеют боль­ший диа­метр, чем кон­чики изме­ри­тель­ной линейки. В этом слу­чае нужно делать изме­ре­ние от края до края отвер­стий.

При необ­хо­ди­мо­сти могут изме­ряться места креп­ле­ния эле­мен­тов под­вески, так как они вли­яют на раз­вал-схож­де­ние. Могут также изме­ряться поло­же­ние колёс.

В слу­чае ава­рий­ной дефор­ма­ции, кон­троль­ные точки могут быть исполь­зо­ваны для опре­де­ле­ния цен­траль­ной плос­ко­сти авто­мо­биля, исполь­зуя его непо­вре­ждён­ную часть. Далее цен­траль­ная плос­ко­сть помо­жет узнать сте­пень откло­не­ния повре­ждён­ной сто­роны или пра­виль­но­сть ремонта.

При исполь­зо­ва­нии изме­ри­тель­ной линейки, жела­тельно иметь в нали­чии инфор­ма­цию о завод­ских пара­мет­рах рас­сто­я­ний между кон­троль­ными точ­ками. Све­ря­ясь с этими пара­мет­рами, нужно учи­ты­вать, какие рас­сто­я­ния ука­заны (от цен­тра к цен­тру или от края к краю). Если нет инфор­ма­ции о завод­ских гео­мет­ри­че­ских пара­мет­рах кузова, то можно исполь­зо­вать непо­вре­ждён­ный авто­мо­биль той же модели для срав­не­ния рас­сто­я­ний. Также исполь­зу­ется срав­ни­тель­ное изме­ре­ние про­ти­во­по­лож­ной, непо­вре­ждён­ной части кузова.

  • Перед изме­ре­нием авто­мо­биль дол­жен сто­ять ровно. Колёса должны быть нака­чены с оди­на­ко­вым дав­ле­нием. В кон­струк­ции неко­то­рых линеек при­сут­ствует уро­вень, для удоб­ства рас­по­ло­же­ния линейки парал­лельно плос­ко­сти авто­мо­биля. Это бывает необ­хо­ди­мым, когда есть кон­крет­ные дан­ные рас­сто­я­ний между кон­троль­ными точ­ками для изме­ри­тель­ной линейки. Нужно учи­ты­вать, что в неко­то­рых руко­вод­ствах по ремонту пока­заны рас­сто­я­ния для изме­ри­тель­ной линейки (зна­че­ни­ями на шкале линейки), а в дру­гих рас­сто­я­ния от точки к точке (фак­ти­че­ское рас­сто­я­ние). Это могут быть раз­ные зна­че­ния.
  • Таким обра­зом, для пра­виль­ного изме­ре­ния, линейка должна рас­по­ла­гаться парал­лельно кузову, иначе пока­за­ния могут быть некор­рект­ными (опять же, если осу­ществ­ля­ется срав­не­ние с дан­ными рас­сто­я­ний для шкалы линейки). Для этого ино­гда ука­за­тели изме­ри­тель­ной линейки должны быть выдви­нуты на раз­ную длину. В этом слу­чае пока­за­ния на шкале линейки могут не сов­па­дать с реаль­ным рас­сто­я­нием и тре­буют допол­ни­тель­ного замера рулет­кой между ука­за­те­лями. Когда ука­за­тели выдви­нуты на оди­на­ко­вую длину, то зна­че­ние на шкале на линейке сов­па­дает с фак­ти­че­ским.
  • Изме­ре­ния дела­ются по фик­си­ро­ван­ным точ­кам кузова, таким как болты, разъ­ёмы или отвер­стия и пр.
  • Каж­дое изме­ре­ние должно быть про­ве­рено с помо­щью двух допол­ни­тель­ных кон­троль­ных точек.
  • Лучше изме­рять более длин­ные рас­сто­я­ния. Так можно полу­чить наи­бо­лее досто­вер­ную кар­тину сме­ще­ния струк­тур­ных эле­мен­тов.
  • В неко­то­рых слу­чаях изме­ре­ние и срав­не­ние длины двух про­ти­во­по­лож­ных сто­рон дают луч­шее пред­став­ле­ние о дефор­ма­ции, чем диа­го­наль­ные изме­ре­ния. Нужно исполь­зо­вать диа­го­наль­ные изме­ре­ния в сово­куп­но­сти с изме­ре­нием длины.
  • При изме­ре­нии и ремонте раз­ре­ша­ется опре­де­лён­ный допуск (сум­мар­ный допуск не более 3 мм). Допуск в 3 мм был дол­гие годы раз­ре­шён при про­из­вод­стве авто­мо­би­лей. В сего­дняш­ние дни мно­гие авто­мо­биль­ные про­из­во­ди­тели изго­тав­ли­вают кузова с нуле­вым допус­ком.
  • Изме­ре­ние рас­сто­я­ния между отвер­сти­ями оди­на­ко­вого диа­метра дела­ются от цен­тра к цен­тру, либо от края к краю. Рас­сто­я­ние между креп­ле­ни­ями дела­ется от цен­тра к цен­тру (к при­меру, между цен­трами голо­вок бол­тов).
  • Рас­сто­я­ние между отвер­сти­ями раз­ного раз­мера про­из­во­дится двумя изме­ре­ни­ями. Пер­вый замер дела­ется между внут­рен­ними кра­ями отвер­стий. Вто­рое изме­ре­ние дела­ется между наруж­ными кра­ями отвер­стий. Далее два полу­чив­ши­еся зна­че­ния сум­ми­ру­ются и сумма делится на 2. Резуль­та­том будет рас­сто­я­ние между цен­трами отвер­стий раз­ного раз­мера.

Рулетка исполь­зу­ется, когда нет пре­пят­ствий между изме­ря­е­мыми точ­ками. При изме­ре­нии рулет­кой нужно, чтобы лента не была изо­гнута. Смот­реть на шкалу нужно только под углом 90 гра­ду­сов и каж­дый раз с оди­на­ко­вого места, чтобы не оши­биться в зна­че­нии. Нужно, чтобы фик­са­тор ленты не имел излиш­него люфта. Лента рулетки должна лежать ровно между точ­ками, чтобы изме­ре­ние было кор­рект­ным. Для удоб­ства работы с неболь­шими отвер­сти­ями, фик­са­тор ленты можно дора­бо­тать (см. рису­нок).

Рас­клад­ная изме­ри­тель­ная линейка явля­ется наи­бо­лее часто при­ме­ня­е­мым изме­ри­тель­ным устрой­ством для изме­ре­ния гео­мет­рии кузова.

Изме­ри­тель­ная линейка спо­собна мерить рас­сто­я­ние между двумя точ­ками. Каж­дое рас­сто­я­ние должно быть пере­про­ве­рено двумя допол­ни­тель­ными кон­троль­ными точ­ками.

Совре­мен­ная линейка для изме­ре­ния гео­мет­рии кузова явля­ется теле­ско­пи­че­ским изме­ри­тель­ным устрой­ством с регу­ли­ру­е­мыми по высоте ука­за­те­лями. Даже при рас­кла­ды­ва­нии на пол­ную длину, она не даёт погреш­но­сти в изме­ре­нии. В зави­си­мо­сти от типа исполь­зу­е­мой линейки может потре­бо­ваться допол­ни­тель­ное изме­ре­ние между ука­за­те­лями. К допол­ни­тель­ным аксес­су­а­рам линейки отно­сятся насадки и рас­ши­ре­ния для плот­ного раз­ме­ще­ния в кон­троль­ных отвер­стиях.

Линейка поз­во­ляет про­из­во­дить изме­ре­ния при нали­чии пре­пят­ствий между изме­ря­е­мыми точ­ками.

Все авто­мо­били сим­мет­ричны отно­си­тельно вооб­ра­жа­е­мой цен­траль­ной плос­ко­сти, рас­по­ло­жен­ной вдоль цен­тра машины. Однако, бывает несколько точек на неко­то­рых авто­мо­би­лях, кото­рые, по раз­ным при­чи­нам, не сим­мет­ричны, но они не делают всю машину асси­мет­рич­ной. Без сим­мет­рии авто­мо­биль было бы очень сложно изго­то­вить, да и про­дать.

Важно, чтобы ука­за­тели были плотно встав­лены в кон­троль­ные отвер­стия.

Как было упо­мя­нуто ранее, если ука­за­тели были выстав­лены на раз­ную высоту, то зна­че­ние на шкале линейки может отли­чаться от фак­ти­че­ского рас­сто­я­ния между изме­ря­е­мыми точ­ками. Для кор­рект­ного зна­че­ния нужно допол­ни­тельно мерить рас­сто­я­ние между ука­за­те­лями рулет­кой.

Линейка и ука­за­тели должны быть ров­ными. Ука­за­тели должны рас­по­ла­гаться на 90 гра­ду­сов отно­си­тельно линейки и не иметь люфта.

Важно, чтобы при изме­ре­нии длина ука­за­те­лей была выстав­лена на оди­на­ко­вом рас­сто­я­нии.

Если не тре­бу­ется полу­чить точ­ные зна­че­ния при изме­ре­нии, а про­из­во­дится срав­ни­ва­ние одной сто­роны с дру­гой, то линейка не обя­за­тельно должна быть парал­лельна плос­ко­сти машины. Можно срав­ни­вать рас­сто­я­ния с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ной, а также с подоб­ными точ­ками такого же целого авто­мо­биля (срав­ни­тель­ное изме­ре­ние).

Ука­за­тели не нужно надав­ли­вать при изме­ре­нии, чтобы они не гну­лись и изме­ре­ние не иска­жа­лось. Линейку для изме­ре­ния гео­мет­рии кузова можно изго­то­вить самому (см. ста­тью).

В допол­не­ние к диа­го­наль­ным изме­ре­ниям необ­хо­димо делать изме­ре­ния длины и ширины. Это даст более точ­ное пред­став­ле­ние о пра­виль­но­сти рас­по­ло­же­ния кон­троль­ных точек. Диа­го­наль­ные изме­ре­ния могут сов­па­дать, даже если есть сме­ще­ние обеих сто­рон.

Самый быст­рый метод для изме­ре­ния повре­ждён­ной части кузова – срав­ни­тель­ное изме­ре­ние. Для этих целей хорошо под­хо­дит спе­ци­аль­ный цир­куль, но также можно исполь­зо­вать и изме­ри­тель­ную линейку. Если, к при­меру, делать замеры под­ка­пот­ного про­стран­ства, то одна часть цир­куля встав­ля­ется в одно из бол­то­вых отвер­стий, рас­по­ло­жен­ных у лобо­вого стекла, а дру­гая ста­виться к любому месту, кото­рое нужно срав­нить с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ной. Далее цир­куль фик­си­ру­ется спе­ци­аль­ным меха­низ­мом и пере­став­ля­ется на такие же точки с про­ти­во­по­лож­ной сто­роны. Таким обра­зом можно быстро про­ве­рить несколько сим­мет­рич­ных точек и понять куда про­изо­шло сме­ще­ние струк­тур­ных эле­мен­тов кузова. Подоб­ным обра­зом цир­ку­лем можно изме­рять любую часть машины. Такое срав­не­ние можно делать мно­же­ство раз в про­цессе ремонта для кон­троля.

Цир­куль для срав­ни­тель­ного изме­ре­ния гео­мет­рии кузова

Цир­куль для срав­ни­тель­ного изме­ре­ния гео­мет­рии кузова напо­ми­нает по кон­струк­ции обыч­ный цир­куль. Два ука­за­теля соеди­нены между собой и не имеют какой-либо шкалы. Для срав­ни­тель­ного изме­ре­ния необ­хо­димо каж­дый из ука­за­те­лей поме­стить в отвер­стие кон­троль­ных точек, рас­сто­я­ние между кото­рыми необ­хо­димо про­ве­рить. Далее ука­за­тели фик­си­ру­ются между собой спе­ци­аль­ным фик­са­то­ром, вхо­дя­щим в кон­струк­цию устрой­ства, и цир­куль пере­став­ля­ется на точки, рас­по­ло­жен­ные с про­ти­во­по­лож­ной сто­роны, для срав­не­ния. При необ­хо­ди­мо­сти можно заме­рить рас­сто­я­ние между ука­за­те­лями при помощи рулетки. Такой цир­куль хорош тем, что можно очень быстро сде­лать срав­не­ние двух сто­рон авто­мо­биля для опре­де­ле­ния сте­пени несо­от­вет­ствия, а также быстро и легко делать срав­ни­тель­ные изме­ре­ния в про­цессе ремонта. Им можно срав­ни­вать самые труд­но­до­ступ­ные места. Такой изме­ри­тель­ный инстру­мент несложно изго­то­вить самому.

Трёх­мер­ное изме­ре­ние вклю­чает в себя изме­ре­ние длины, ширины и высоты струк­тур­ных эле­мен­тов кузова. Оно осу­ществ­ля­ется трёх­мер­ными изме­ри­тель­ными систе­мами.

Прин­цип таков, что при помощи изме­ри­тель­ной системы полу­чают рас­сто­я­ние от вооб­ра­жа­е­мых основ­ных плос­ко­стей кузова: цен­траль­ной, основ­ной и нуле­вой (см. иллю­стра­цию).

Эти плос­ко­сти явля­ется вооб­ра­жа­е­мыми. Такие плос­ко­сти уста­нав­ли­ва­ются и исполь­зу­ются трёх­мер­ной изме­ри­тель­ной систе­мой.

Ширина изме­ря­ется от цен­траль­ной плос­ко­сти авто­мо­биля, длина от нуле­вой плос­ко­сти, а высота от основ­ной (рас­по­ло­жен­ной парал­лельно днищу).

Цен­траль­ная плос­ко­сть или цен­траль­ная линия делит авто­мо­биль на две оди­на­ко­вых поло­вины вдоль. На неко­то­рых авто­мо­би­лях суще­ствуют метки, пока­зы­ва­ю­щие центр авто­мо­биля. Такие метки отштам­по­ваны на металле кузова как в верх­ней, так и в ниж­ней части кузова. Этим можно вос­поль­зо­ваться при изме­ре­нии про­стой изме­ри­тель­ной линей­кой или рулет­кой. Они помо­гают сохра­нить время при про­ве­де­нии заме­ров кузова. Рас­сто­я­ние от цен­тра до кон­крет­ной точки справа будет таким же, что и рас­сто­я­ние от цен­траль­ной линии к такой же точки слева. Боль­шин­ство авто­мо­би­лей сде­ланы сим­мет­рич­ными за исклю­че­нием неко­то­рых точек. Одна часть кузова должна быть зер­каль­ной про­ти­во­по­лож­ной сто­роне.

На днище кузова могут про­из­во­диться как диа­го­наль­ные изме­ре­ния кон­троль­ных точек, так и про­верка на скру­чи­ва­ние и сме­ще­ние отно­си­тельно цен­траль­ной линии.

Скру­чи­ва­ние или сме­ще­ние отно­си­тельно цен­тра может быть про­ве­рено на цен­траль­ной сек­ции кузова.

Для такой про­верки суще­ствует метод под­ве­ши­ва­ния цен­три­ру­ю­щих линеек в кон­троль­ные отвер­стия на днище кузова. Места, на кото­рые под­ве­ши­ва­ются линейки, не должны быть дефор­ми­ро­ваны. Под­ве­ши­ва­ется несколько линеек вдоль сило­вых эле­мен­тов днища. Если они парал­лельны, то скру­чи­ва­ния нет, если не парал­лельны, то скру­чи­ва­ние при­сут­ствует. Центр линеек также дол­жен сов­па­дать, иначе суще­ствует сме­ще­ние отно­си­тельно цен­траль­ной плос­ко­сти.

Материалы: http://kuzov.info/geometriya-kuzova-avtomobilya-podrobn/


Back to top