Утомление и усталость, Глава 2 Физическое состояние водителя, Раздел 1 Эксплуатация автомобиля

1 ≫

Утомление и усталость

Усталость и утомление – причина многих ДТП.

Утомление – это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате длительной деятельности. В самом начале утомления человек усилием воли способен вернуть себе прежнюю работоспособность. Даже находясь в состоянии утомления, водитель может избежать ошибок при внезапном изменении обстановки на дороге с помощью полного сосредоточения. Но в такой ситуации от него потребуется большое волевое усилие и повышенный расход энергии.

Повышенные энергозатраты способствуют прогрессированию утомления и в результате наступает момент, когда, несмотря на возрастающие усилия, возникает уменьшение сосредоточенности на дорогу. Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Усталость – это субъективное переживание человеком утомления. Это сигнал организму о необходимости прекратить или снизить интенсивность деятельности, чтобы избежать расстройства нервных клеток.

При выполнении тяжелой, но интересной работы человек может уставать меньше, чем при выполнении более легкой, но неинтересной. Водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения или интереса к работе. При управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте водитель быстрее почувствует усталость, чем при вождении автомобиля в условиях насыщенного городского движения.

Утомление во время работы – это нормальная реакция организма на затраты энергии. Усталость проходит после длительного отдыха. Если после ночного отдыха чувство усталости не проходит, то это признаки начавшегося переутомления.

Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности. Когда работоспособность снижена, это может привести к невнимательности и, как следствие, дорожно-транспортным происшествиям.

Быстрее всего утомляются нервные клетки головного мозга, затем мышцы и потом нервы. В результате утомления происходят нарушения в восприятии, памяти, мышлении и внимательности. А также снижается острота зрения, нарушается координация движений, увеличивается время реакции, учащается пульс, теряется чувство скорости, нарушается готовность к действиям при неожиданном изменении ситуации на дороге.

Зрительное утомление напрямую зависит от продолжительности рабочего дня. Например, после 8 ч непрерывной работы водитель увидит дорожный знак не за 100 м, а за 80.

При утомлении навыки, доведенные до автоматизма, сохраняются. Это позволяет правильно действовать в стандартных ситуациях. Нарушение затрагивает сложные виды психический деятельности, это снижает готовность к действиям при резком изменении ситуации на дороге. Это снижает уверенность в водителе, может привести к дорожно-транспортному происшествию. Чем дольше рабочий день водителя, тем более вероятны ошибки, допущенные к концу рабочего дня. Проведенные исследования позволили выявить следующую закономерность между временем управления автомобиля и количеством ДТП. Если водитель находится за рулем от 7 до 12 ч, по степень возможного попадания в ДТП становится в 2 раза чаще, если свыше 12 ч – в 9 раз чаще, чем при продолжительности рабочего дня менее 7 ч.

Утомление бывает эмоциональное, физическое и умственное. Оно зависит от выполняемой работы. Работа водителя сочетает все три вида утомления, потому что при ней физическая деятельность протекает па фоне умственной и сильного морального напряжения. Больше всего водитель устает эмоционально. Это возникает из-за постоянной готовности действовать быстро, в целях избежания ДТП. В некоторых ситуациях от водителя требуются быстрые действия, которые близки к психофизиологическим возможностям – это вызывает быстрое переутомление. Физическое утомление возникает из-за малоподвижной рабочей позы и однообразия выполняемых действий. При подвижной работе происходит смена напряжения и расслабления мышц. Мышечные ткани отдыхают во время расслабления. Это позволяет сохранить работоспособность на более длительный срок. При длительном управлении транспортными средствами возникает напряжение как в мышцах туловища, так и мышцах конечностей. Развивается утомление, связанное с мышечной слабостью. Руки затекают, и водители начинают попеременно трясти то одной рукой, то другой. Если вы управляете большим грузовым автомобилем на участке дороги с плотным потоком транспорта, это может создать аварийную ситуацию. Для снятия напряжения необходимо каждые 2 ч делать перерывы на 15–20 мин.

Умственное утомление наступает при длительной и насыщенной умственной работе. От нее люди устают не меньше, чем от физической. Это происходит из-за большого потребления энергии клетками головного мозга. Умственная работа водителя проявляется во время интенсивного движения при больших скоростях и заключается в непрерывной оценке ситуации на дороге и быстром принятии решений. Эта работа может выполняться в условиях дефицита времени и сильного эмоционального напряжения.

Умственная и физическая деятельность всегда взаимосвязана. Умственная работа у водителя заключается в непрерывной оценке ситуации на участке дороги и принятии соответствующих решений. Далее происходит выполнение принятых решений, т. е. физическая деятельность, в результате чего обстановка на дорожном полотне изменяется.

И так по замкнутому кругу. Переключение с физической деятельности на умственную снижает утомление, и наоборот. Но в случае очень тяжелого умственного или физического труда такое переключение не срабатывает, потому что после тяжелой физической работы человек просто неспособен заниматься умственной, и наоборот.

Особенно опасным симптомом утомления является сонливость. Она может привести к засыпанию за рулем. Можно указать следующую печальную статистику. В США 4 % всех ДТП со смертельным исходом случаются из-за того, что водители засыпают за рулем. Во Франции 20,6 % со смертельным исходом и 14,9 % с ранениями ДТП происходят по той же причине.

В Японии вследствие этой же причины происходят 61,3 % столкновений, 33,1 % наездов на препятствие, 5,8 % наездов на пешеходов. В России цифра ДТП, случившихся по причине сильного переутомления водителей, колеблется от 1,7 до 2,4%.

Как правило, водители борются со сном. Но необходимо знать, что засыпание часто происходит внезапно. Безопасное движение на дороге может быть под угрозой. Сны могут быть настолько внезапными, что будут восприниматься как реальность. Были случаи, когда водители видели во сне на дороге пешеходов или животных, и внезапно просыпаясь, начинали тормозить или сворачивать с дороги, что приводило к дорожно-транспортным происшествиям.

Засыпание за рулем не обязательно следствие переутомления, оно может быть вызвано монотонной окружающей обстановкой. Когда длительное время не происходит смена ландшафта, скорость движения не меняется и хорошо слышен шум двигателя, может произойти так называемое «сонное опьянение». По данным исследования этому состоянию подвержены в полной степени 23 % водителей, в легкой – 74 % и только 3 % не подвержены вовсе.

Дабы не допустить сонного опьянения, необходимо отвлекаться, но не надолго.

Например, советуют есть кислые конфеты, разговаривать с пассажирами, петь и регулярно проветривать кабину. Если вы сильно устали и никакой из вышеперечисленных методов вам не помогает, то лучше остановиться и поспать хотя бы полчаса.

Были разработаны различные приборы, помогающие бороться со сном. Они подают различные сигналы, а если на них не реагируют, то выключают зажигание. В США такое устройство прикрепляется за ухом, и когда голова водителя наклоняется более чем на 60º и он перестает видеть дорогу, раздается громкий звуковой сигнал. Во Франции было изобретено устройство, которое фиксирует изменения электрической активности мозга. При засыпании электрическая активность снижается, и прибор подает световой сигнал. Если его игнорируют, то раздается звуковой сигнал, после чего выключается зажигание. Также изобретены очки, от дужки которых отходит провод к электронному анализатору. Они реагируют на моргание. Если в течении 20 с водитель ни разу не моргнул, то раздается звуковой сигнал, а после него выключается зажигание.

Конечно, все эти приборы помогают не заснуть за рулем, но проблему переутомляемости они не решают.

Можно проследить, как в течении недели изменяется работоспособность. В понедельник она очень высокая и идет по нарастающей. Вторник, среда и четверг – характеризуются высокой работоспособностью. В пятницу и в субботу происходит резкое снижение работоспособности. Наибольший пик работоспособность достигает в среду, а затем начинает снижаться до самого малого значения в субботу. Были выделены следующие виды утомления: компенсируемое и некомпенсируемое.

При первом утомлении водитель может заставить себя сосредоточиться на дороге. При некомпенсированном утомлении водитель не может преодолеть возникшие нарушения, и в следствии чего существенно возрастает вероятность ошибок.

Для восстановления работоспособности водителям советуют ночной сон, равный продолжительности рабочего дня, т. е. если рабочий день равен 7 ч, то и спать ночью необходимо не менее 7 ч, а если рабочий день равен 10 ч, то и ночью лучше спать около 10 ч.

Правила дорожного движения запрещают водителям управлять транспортными средствами при сильном утомлении, потому что это может привести к аварийным ситуациям на дороге. Только очень сложно определить степень утомления, при которой за руль лучше не садиться.

Так, например, после нескольких часов работы появляются первые признаки утомления, но их легко устранить коротким отдыхом. При сильном переутомлении снять признаки усталости не поможет даже ночной сон. Организм не успевает за ночь отдохнуть от тяжелой работы, и с каждым днем усталость накапливается.

В таком случае необходима огромная сила воли, даже чтобы выполнять любимую работу. При сильном переутомлении лучше обратиться к врачу. Иначе продолжение такого ритма работы грозит обернуться неврозом, который придется потом очень долго лечить.

Расписание рабочего дня водителя должно быть спланировано таким образом, чтобы сохранение их работоспособности стало главным приоритетом, а следовательно, будет гарантия того, что рабочий день произойдет без проблем.

Для безопасного движения на дорогах большое значение имеет предупреждение случаев управления автомобилем в случае болезненного состояния.

При различных заболеваниях происходит резкое снижение работоспособности, что может привести к ошибкам и дорожно-транспортным происшествиям.

Но даже зная, что управление автомобилем в болезненном состоянии запрещено Правилами дорожного движения и в случае ДТП это усугубит их вину, все равно данное состояние скрывают. Если водитель не жалуется на плохое самочувствие, то медицинская экспертиза проводится крайне редко. Как следствие такие ДТП остаются нераскрытыми.

Была установлена зависимость между самочувствием водителя и безопасностью дорожного движения. Результаты исследования, проведенного французскими учеными, показали, что 6,8 % ДТП со смертельными исходами произошло по причине болезненного состояния водителей, а также из-за сильного утомления и обмороков. Из 1300 случаев лишения водительских прав лиц, нарушивших.

Правила дорожного движения, 150 водителей имели остроту зрения ниже допустимой нормы, у 138 отмечалось повышенное артериальное давление, 42 страдали расстройством двигательных функций, 34 – психическими расстройствами, 31 – диабетом, 14 – сердечно-сосудистыми заболеваниями.

В итоге 31,5 % водителей были лишены прав на вождение транспортных средств по причине болезненного состояния. В США эта цифра составляет 4,2 %.

В ФРГ из 12 млн человек, которые имеют водительское удостоверение, 70 тыс. человек больны диабетом, т. е. могут внезапно потерять сознание.

По данным исследования, проведенного в нашей стране, на 10 % возрастает вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия в результате сердечно-сосудистых заболеваний у водителей, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта возрастает на 16 %, с заболеваниями нервной системы – на 33 %. При обследовании 4 тыс. водителей выявлено, что среднее число заболеваний водителей (на 100 человек), выполняющих пассажирские перевозки, составляет 8,84 %, а водителей грузовых автомобилей – 2,0 %. Опрос 8 тыс. водителей показал, что 24 % из них жаловались на головные боли, 20 % – на боли в животе, 42 % – на боли в поясничной области и 34 % – на раздражительность.

Наибольшую опасность представляет неожиданное ухудшение здоровья, т. е. потеря сознания или сильные болевые ощущения.

При сильной боли водитель не всегда может даже остановить автомобиль, что в трех случаях из пяти приводит к дорожно-транспортным происшествиям. В США по этой причине случается до 2 тыс. аварий в год. Водителям страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, лучше любыми способами избегать сильной физической и психологической нагрузок. Как правило, инфаркт миокарда происходит из-за серьезной психологической травмы или длительного напряжения, а также сильного переутомления. Врачи таким водителям рекомендуют дольше отдыхать, т. е. делать кратковременные перерывы в работе и увеличивать время принятия пищи.

Сильное снижение работоспособности и в следствии возможные аварийные ситуации на дороге происходят как из-за острых, так и из-за хронических заболеваний. К числу острых заболеваний можно отнести: грипп, катар верхних дыхательных путей и желудочно-кишечные расстройства. Работоспособность нарушается не только в период самого заболевания, но и во время выздоровления и в самом начале заболевания.

Эти заболевания развиваются вследствие неблагоприятных условий труда у водителей. К которым можно отнести: сильные перепады температуры воздуха в кабине, переохлаждения в холодное время, неправильный прием пищи и контакты водителей пассажирского транспорта с пассажирами, особенно во время эпидемий острых респираторных заболеваний.

К наиболее часто встречающимся хроническим заболеваниям у водителей относятся: заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, радикулит, болезни органов дыхания и желудочно-кишечного тракта. В целях избежания последнего заболевания очень важно сбалансированное и режимное питание. Необходимо следить за полноценностью питания и не увеличивать перерывы между приемами пищи более чем на 5 ч. В действительности правильное питание среди водителей редкость, они едят когда придется и, как правило, это холодные закуски. Причинами дальнейших заболеваний служат не только плохие условия работы, но и пренебрежительное отношение водителей к своему здоровью. Для сбалансированного и полноценного питания необходимо организовать пункты питания на всех дорогах, а также сделать цены на продукты доступными. Но, конечно, очень многое зависит и от самих водителей.

Если вы желаете меньше болеть вирусными инфекциями, в том числе гриппом, необходимо закаливание организма. Закаливание – это система мероприятий, повышающих стойкость организма к резким изменениям метеорологических условий. Результатом закаливания является устойчивость к простудным заболеваниям. Закаливаться можно с помощью солнца, воздуха и воды. Последний способ наиболее эффективен. Лучше начинать закаливаться с принятия душа или мытья ног. В самом начале температура воды должна быть не ниже 30 ºС, а потом ее постепенно понижают до 15ºС. Необходимо производить закаливание постоянно и с постепенным понижением температуры. Можно также носить легкие вещи в прохладное время года и поводить много времени на свежем воздухе. Однако все нужно производить постепенно.

Особенно сильное влияние на безопасность дорожного движения оказывают заболевания нервной системы, которые очень часто развиваются из-за сильных нервных перегрузок, связанных с профессиональной деятельностью водите – лей. Основными симптомами таких заболеваний могут быть длительные депрессии или чрезмерная раздражительность, неуверенность в себе, снижение аппетита, сонливость на работе и бессонница по ночам. Неврозы могут быть последствием сильного утомления, а также случаются из-за тяжелых и напряженных условий работы.

Замечено, что водители с большим стажем даже при наличии хронических заболеваний могут довольно длительное время сохранять высокую работоспособность. Это свидетельствует о длительном сохранении профессиональных навыков.

Но, несмотря на устойчивость к заболеваниям, они все равно нуждаются в длительном отдыхе и медицинском контроле. Если происходит резкое обострение хронических заболеваний, то работоспособность сильно ухудшается и это может привести к дорожно-транспортным происшествиям.

Во время эпидемии гриппа наиболее часто болеют водители общественного транспорта. Заболеваемость среди водителей, которые занимаются перевозками пассажиров, во много раз превышает заболеваемость среди водителей, занимающихся грузоперевозками.

Снижение работоспособности влечет за собой нарушения в протекании психических процессов. В результате замедляются и становятся менее точными процессы восприятия, мышления, ухудшаются функции внимания, оперативной памяти и ее готовности, резко увеличивается время реакции, уменьшается мышечная сила, снижается острота зрения, нарушается глубинное зрение, увеличивается время восстановления зрения после ослепления, снижается вестибулярная устойчивость. Вследствие этого у водителя возникают проблемы с оценкой дорожной ситуации, и им могут быть приняты неправильные решения, которые повышают опасность на дорогах. А повысить безопасность дорожного движения поможет обязательное медицинское обследование водителей. Очень важен этот осмотр перед отправлением водителей в длительные рейсы. Предрейсовые осмотры помогут существенно снизить количество ДТП на дорогах. При проведении осмотра необходим индивидуальный подход к каждому водителю.

Особенно внимательно необходимо осматривать водите – лей пожилого возраста и молодых водителей, потому что даже незначительное ухудшение самочувствия может привести к серьезным дорожно-транспортным происшествиям. Ухудшение самочувствия и прием лекарств могут негативно отразиться на безопасности дорожного движения. В результате проведенного исследования было установлено, что применение лекарственных препаратов служит причиной 16 % ДТП.

Особую опасность представляют снотворные средства, успокаивающие и средства, понижающие артериальное давление. Эти препараты увеличивают время реакции, способствуют сонливости и, как следствие, приводят к неготовности быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию на дороге.

Различные жаропонижающие средства, которые примет водитель в случае простудного заболевания, способны вызвать потливость, слабость, снижение остроты зрения и слуха. Крепкие чай и кофе, если приняты в больших дозах, приводят к возбуждению, беспокойству, нарушению памяти и повышают двигательную активность.

Это может быть причиной поспешно принятого решения, которое может оказаться неверным. Глазные капли расширяют зрачок, что приводит к сужению поля зрения и неверному определению расстояний. Эти лекарственные препараты, отрицательно влияющие на работоспособность водителя, можно перечислять еще длительное время. Поэтому нужно обязательно проконсультироваться с врачом, учитывая особенности вашей профессии.

Материалы: http://velib.com/read_book/litagent_nauchnaja_kniga-lukovkina_aurika/sovety_avtoljubitelju/razdel_1_ehkspluatacija_avtomobilja_vse_obo_vsem_i_kratko/glava_2_fizicheskoe_sostojanie_voditelja/utomlenie_i_ustalost/

2 ≫

Как правило, работоспособность водителя – это показатель, который по большому счету определяет его надежность. Работоспособностью называют такое состояние человека, в котором он способен качественно и высокоэффективно выполнять свою работу. Если водитель садится за руль в болезненном или утомленном состоянии, его работоспособность существенно снижается. То же самое происходит при употреблении алкоголя, под влиянием чрезмерного нервного возбуждения или угнетенного настроения.

Если водитель находится в состоянии утомления, уровень безопасности движения существенно снижается – утомление негативно влияет практически на все основные функции восприятия человека, а также на некоторые психофизиологические характеристики. В первую очередь страдает зрительное восприятие: утомленный водитель хуже видит удаленные или мелкие объекты на дороге, не может точно определить расстояние до того или иного объекта или оценить скорость движения остальных участников дорожного движения. Но ухудшается не только качество восприятия – утомление самым негативным образом влияет на его организацию: уставший человек медленнее переключает внимание с одного объекта на другой. Водитель, который управляет автомобилем в состоянии утомления, дольше, чем обычно, концентрирует внимание на отдельных встреченных им объектах, и медленнее реагирует на внезапные перемены ситуации на дороге.

Утомление способно также негативно воздействовать и на память человека – многие водители замечали, что в конце какой-либо длительной поездки они тратят намного большее количество времени не только на обнаружение сигнала, но и на его оценку, то есть на переработку полученной информации. В фазе утомления человек обычно проявляет два вида нежелательных реакций – как чрезмерно замедленные, так и чересчур быстрые.

Утомление становится тем фактором, который способен расстроить ранее сформированные навыки. Одним из характерных признаков такого расстройства является изменение рабочей позы водителя – человек усаживается поглубже в кресле, стараясь либо наклониться вперед, либо отклониться назад. Такая посадка не только затрудняет сам процесс вождения – пользования рычагами, педалями и рулевым колесом – но и самым негативным образом влияет на качество обзора дороги и наблюдения за показаниями приборов. Водитель, который управляет автомобилем в состоянии сильного утомления, не способен быстро и точно выполнять некоторые важнейшие приемы управления, может совершать непоследовательные действия и неоправданно часто поворачивает рулевое колесо из стороны в сторону.

Обычно утомление развивается во время длительных поездок за рулем и обнаруживает себя уже на 4- 5 час вождения. Еще через пару часов утомление начинает ощущаться явно, а водители, которые сидят за рулем более 9 часов, поддерживают свой физический тонус уже исключительно собственными волевыми усилиями. Если работоспособность водителя резко падает (такое, как правило, происходит во время длительных многочасовых поездок за рулем), опасность попадания в ДТП существенно возрастает. Согласно статистике, более 50% всех дорожно-транспортных происшествий, так или иначе, связано с состоянием переутомления у водителей. Наиболее часто переутомление дает о себе знать в том случае, когда водитель управляет автомобилем в полусонном состоянии – например, выезжает рано утром из дома, не выспавшись.

По сути, любое переутомление является естественным результатом процесса постепенного снижения работоспособности, возникающим в результате любой деятельности. Такое снижение работоспособности считается временным. При этом во время нарастания утомления безопасность вождения может снижаться не сразу и не резко – водитель способен на каком-то этапе заставить себя контролировать ситуацию усилием воли, и продолжать управлять автомобилем, не снижая при этом ни качественных, ни количественных показателей. Заставляя себя повышать внимание и быть готовым к разного рода неожиданностям, водитель долгое время может избегать ошибок на дороге, даже находясь в состоянии переутомления. Но поддержание свого психофизического тонуса будет требовать от водителя существенных энергетических затрат, что неизбежно выливается в неприятное состояние, симптомы которого проявляются почти сразу: это могут быть потливость, учащенное сердцебиение, глубокое дыхание, гиперемия (покраснение) кожи лица и прочие признаки перенапряжения вегетативной нервной системы. Благодаря постоянным повышенным энергозатратам утомление начинает прогрессировать с удвоенной скоростью, и рано или поздно водитель начинает допускать ошибки в управлении автомобилем - даже несмотря на затраченные титанические волевые усилия. Таким образом, производительность труда неизбежно снижается в результате переутомления – как по качественным, так и по количественным показателям.

Незадолго до того, как утомление дает о себе знать, появляются первые признаки усталости. Усталостью мы называем субъективное ощущение утомления, переживаемое человеком. По сути, усталость представляет собой сигнал, посылаемый нам организмом – он говорит о том, что необходимо срочно снизить интенсивность работы или прекратить рабочий процесс, иначе временного расстройства функций нервной системы не избежать. Но усталость и утомление не всегда находятся в прямой пропорциональной зависимости друг от друга: часто чувство усталости не является соразмерным степени утомления организма. Например, когда человек занимается любимым делом и выполняет все действия с удовольствием, даже самая тяжелая работа вызывает меньшую усталость, чем более простой, но неприятный или монотонный труд. Очень часто люди творческих профессий – писатели, художники, скульпторы, композиторы, изобретатели – способны работать без сна и отдыха на протяжении многих часов, и при этом не ощущают малейшей усталости.

Любая психическая деятельность водителя, управляющего автомобилем, постоянно стимулируется информацией, поступающей извне. Поэтому для того, чтобы эти процессы протекали активно и динамично, необходима достаточная информационная нагрузка. Достаточная – но не избыточная: обилие информации приводит к перенапряжению, следовательно, к быстрому развитию утомления у водителя. Недостаточная информация не создает требуемой психической нагрузки, и интенсивность всех психофизиологических процессов снижается, они становятся менее динамичными. В результате водитель может впасть в растерянность при резкой смене обстановки на дороге и не среагировать должным образом на сложившуюся в результате внезапных событий ситуацию. Чтобы поддерживать свой психический тонус, водитель будет вынужден постоянно прилагать определенные волевые усилия, что приводит к перерасходу нервно-психической энергии – и, соответственно, к преждевременно появившемуся утомлению.

Кроме количества поступающей информации имеет значение также и ее характер, а также личная оценка человеком качества поступающей информации. Водитель, который управляет транспортным средством в состоянии сильного утомления, не всегда чувствует усталость под влиянием дополнительных факторов – например, потенциальной опасности или сильного эмоционального возбуждения. Например, когда речь идет о длительной и изматывающей поездке по трассе, пассажир может уставать больше, чем водитель, который управляет автомобилем. В то же время водитель, несмотря на отсутствие чувства усталости, несомненно, утомлен поездкой больше, чем пассажир, который не тратит свои силы (как физические, так и моральные) во время поездки.

Одними из наиболее опасных проявлений утомления по праву считаются сонливость водителя и его засыпание за рулем. Уснувший за рулем водитель – частая причина дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Если водитель чувствует приближение сонливости, он какое-то время может «держаться» и волевыми усилиями держать себя в необходимом тонусе, управляя автомобилем уверенно и надежно. Но необходимо помнить, что сон может сморить человека за рулем и внезапно, без всяких предвещающих признаков. И в этом случае водитель просто не заметит того, что его поведение представляет угрозу для безопасности движения. Если Вы чувствуете усталость за рулем, не стоит пытаться бороться с ней во время езды. Лучше остановиться и немного поспать – или наоборот, взбодриться, выйдя из машины и проделав несколько активных физических упражнений. Садиться в машину нужно только после того, как Вы почувствуете, что справились с сонливостью.

Наиболее характерным признаком надвигающейся усталости обычно становится появление небольших, малозаметных на первый взгляд ошибок – легкой рассеянности во время принятия решений, замедленной реакции, желания расправить спину или сменить позу (конечности затекают). Если Вы заметили хотя бы один из вышеперечисленных признаков – остановитесь, отдохните, расслабьтесь. Обычно самые первые признаки утомления, проявляющиеся через несколько часов после начала поездки, не представляют особой опасности и легко устраняются посредством нескольких минут отдыха. Кстати, даже если отдыхать строго установленное количество времени, несколько меньших промежутков отдыха между отрезками пути воспринимаются организмом намного лучше и оказываются более эффективными, чем один продолжительный перерыв.

Материалы: http://abvkirov.ru/psychology-behind-the-wheel/174-voditel-i-ystalost-za-rylem.html

3 ≫

По статистике,, не меньше 20 % дорожно- транспортных происшествий случаются из-за усталости нервной совокупности водителей – участников перемещения. Вправду, с усталостью мозга бороться пара сложнее, чем, например, с затеканием мышц шеи. Тут нужно овладеть азами релаксации – науки расслабляться.

Попытайтесь отвлечься от назойливых мыслей мыслей и сосредоточиться на созерцании дороги. Секрет содержится в том, что такое тщетное слежение за дорогой сродни самой настоящей медитации. Умелые дальнобойщики превосходно обладают таким методом борьбы с усталостью.

Верное дыхание не только снабжает организм кислородом, столь нужным водителю, находящемуся продолжительное время в замкнутом пространстве салона автомобиля. Дыхание имеет прямую сообщение с деятельностью головного мозга, что испытывает недостаток в кислороде значительно больше, чем ткани и прочие органы отечественного организма.

Водителю возможно порекомендовать глубокое ритмичное дыхание, где вдох приблизительно в два раза дольше выдоха. Как раз такое дыхание считается обычным. Сконцентрируйтесь на своем дыхании, сосчитайте дыхательные перемещения.

В большинстве случаев, нетренированный человек съезжает на неправильное дыхание практически сразу после того, как перестает обращать внимание на данный процесс. Исходя из этого контроль дыхания должен быть максимально нередким и по возможности достаточно продолжительным.

Расслабиться возможно и на протяжении остановки. Для этого откиньтесь на спинку сиденья, закройте глаза, положите руки на колени и легко прижмите кончик языка к жёсткому небу.

Наряду с этим дышите ритмично и верно – вдох должен быть в два раза дольше выдоха.

Неприятность сна, а правильнее неприятность сонливости за рулем через чур важна, дабы сказать о ней вскользь. Ритмичное, монотонное мелькание пейзажей — все это располагает ко сну. Еще раз воспользуемся советом бывалых водителей: пребывав в долгой поездке, не следует строить из себя супермена, поскольку чувство усталости в равной степени характерно всем людям.

Исходя из этого, почувствовав, что вас клонит ко сну, остановитесь и вздремните. Кроме того десяти-пятнадцатиминутный сон освежит вас, и вы сможете удачно и довольно безопасно продолжать собственный путешествие.

Совокупность контроля усталости водителя

Записи по принципу Рандом:

самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:

Езда вслепую: Совокупности помощи водителю Пример: Infiniti EX35 Раньше управление автомобилем было только привилегией человека, а от автомобили…

Volvo: совокупность распознавания пешеходов Радуйтесь, вас снимают По статистике большинство наездов на пешеходов случается в сумерки либо чёрное время…

Рекомендации начинающим водителям Каждый месяц тысячи и сотни новичков нашей страны выезжают на дороги, не имея никаких навыков вождения. Кое-какие рекомендации…

Что может отвлечь водителя от дороги и вызвать ДТП Пребывав за рулем автомобиля, шофер обязан смотреть за многими вещами – за дорогой,…

Водителю — зеленый, пешеходу — красный: из-за чего автолюбителям не следует расслабляться перед регулируемым переходом? пешехода и Каждого водителя когда-то…

Невидимые приятели водителя: Доверено электронике Современный автомобиль заметно отличается от автомобилей тридцатилетней давности. Он потребляет меньше топлива,…

Как как раз оказывает помощь водителю умное рулевое управление? Концепт Honda EV-STER воображал собой броскую фантазию на тему будущего рулевого управления….

Материалы: http://www.shatak.ru/ustalost-nervnoj-sistemy-u-voditelej/


Back to top