1 ≫
-
Чего-чего, а плохих дорог в России всегда хватало. Достаточно поехать летним днем на дачу, свернуть с шоссе на проселок, чтобы из глубин памяти всплыли, казалось бы, давно утонувшие запасы ненормативной лексики. Тем не менее, автоспортсмены умеют ездить и по колдобинам и по выбоинам. И ездить быстро. Кое-что, достойное массового применения, я и раскрою вам.
Быстрая езда по плохим дорогам, прежде всего, опасна поломкой машины. Поэтому, гоняя по неровностям, надо ощущать допустимую грань. Сильные удары, при которых ваша подвеска "пробивается", бесследно для автомобиля не проходят.
Поэтому всегда обращайте внимание на техническое состояние вашей машины. Профессионал свою машину всю слышит насквозь. Вон там у него чего-то гремит. Второй год уже гремит. А там что-то жужжит. Второй месяц жужжит. И он знает точно, что гремит, а что жужжит. И не обращает на это внимание. Но если профессионал слышит какой-то новый стук - он уже ехать не может: он перероет всю машину, но дознается, что же там все-таки стучит. Неплохо бы и рядовому автолюбителю перенять эту привычку. Меньше проблем будет на дороге.
Как сохранить свой автомобиль и себя с близкими на плохой проселочной дороге?
Когда мы едем с вами по гнусной дороге, то первый критерий, который мы должны определить - это скорость движения. Если ехать можно на очень медленной скорости, то тогда рекомендации простые: лучше ехать, когда тяга постоянная. И автомобиль сам переползает, перекатывается через все эти ямки и бугорки. Здесь очень важна высота колес. Чем выше колесо - тем ехать будет проще. В этом плане "джипы" имеют преимущество перед "Окой". Высокое колесо и высокая покрышка смягчают все удары о неровности дороги.
Но бывает, когда вы едете с несколько превышенной скоростью для данного покрытия. Например, ехали себе, ехали по ровной дороге, "придавили", что называется, и вдруг оказываетесь на неровностях, которые вы попросту не успели спрогнозировать. Вот тут рекомендации сложнее.
Первая ошибка, которую многие допускают, - это тут же нажать на тормоз. Надо всегда помнить, что как только вы начали торможение, передние пружины подвески сжимаются. Если торможение интенсивное, то на передних колесах оказывается до 60 процентов всего веса машины. Пружины и амортизаторы не работают, поскольку они загружены. И вы не можете смягчить все удары. Это создаст сейчас или потом проблемы, особенно, если удары пришлись на повернутые колеса. Если бы поворачиваете вправо, левые колеса при этом попадают в яму, считайте. что вы их просто травмируете.
Поэтому первое, что вы должны сделать, оказавшись внезапно на неровностях - отказаться от торможения. И дать пружинам и амортизаторам работать по полной программе. Второе - использовать систему "газ-тормоз". Причем в этом тандеме главное - газ. Предположим, левое переднее колесо опускается в яму - поднимите ему пружину - нажмите на газ чтобы смягчить удар. Да одновременно поверните руль чуть влево - нагрузите правое переднее колесо, а левое переднее - разгрузите. И так далее, используя газ и тормоз, разгружайте упругие элементы подвески тех колее, которые вынуждены получать удары о неровности дороги. Газ - и вес на задних колесах, тормоз - и вес на передних. При сочетании этих действий с поворотом руля, вы всегда сможете облегчить участь колеса, подвергшегося атаке дороги.
Для быстрого движения по неровностям необходима достаточная тяга двигателя. Если вы непременно хотите ехать быстро по колдобинам и выбоинам, следите, чтобы на! тахометре вашего автомобиля (не на спидометре) стрелка была бы где-то на 2-4 тысячах оборотов . В этом случае педаль газа становится удивительно функциональной и автомобиль начинает вести себя как горячий скакун, реагируя на каждое движение вашей правой ноги.
Предположим, вы влетели на участок плохой дороги со скоростью 100 км/час, а тяги никакой нет). Так возьмите и сразу переключите на пониженную в любом случае, когда вы едете по неровностям, надо ехать на пониженных передачах.
Поговорим о конкретных препятствиях.
Если яма небольшая, то вы резко нажимаете педаль газа чтобы растянуть переднюю подвеску, и колесо легко перескочит ее. Если яма очень глубокая, можно перед препятствием резко нажать на педаль тормоза в тотчас его отпустить (лучше. конечно, левой ногой), а газ не сбрасывать. Машина быстро сожмет передние пружины, потом пружины быстро поднимут переднюю подвеску вверх, практически подбросят ее, и вы передним мостом просто перелетаете через яму.
Ну, а задние колеса? Поднять их в воздух, как передние - невозможно. Но смягчить их участь вам по силам. Как только передние колеса яму перелетели, надо резко отпустить педаль газа. В таком случае, возникнет тормозящий момент на ведущих колесах - передних или задних (смотря какие колеса у вас ведущие) - вес машины частично сместится на переднюю ось, разгружая соответственно заднюю подвеску, и удар о край ямы не будет столь силен и разрушителен для автомобиля.
Надо с большой осторожностью относиться к буграм. Первая рекомендация - перед бугром обязательно тормоз отпустить. Почему - вы уже знаете: разгрузить переднюю подвеску. Второе -если бугор достаточно крутой, то действия ваши напоминают перескок большой ямы, с той разницей, что обратную реакцию подвески надо вызвать более сильную: нажали на тормоз перед самым бугром - дожали и отпустили, то есть вызвали так называемый "клевок", и за счет резкого распрямления упругих элементов передней подвески колесо легко взлетает на бугор.
Если вы вынуждены ехать через серию канав и бугров, то пересекать их следует не по прямой, а под углом. Чем меньше угол прохождения. тем лучше. Ваш автомобиль переваливается, как утка. то на одни колеса, то на другие, подвеска работает попеременно, то распрямляясь, то сжимаясь, что опять-таки способствует сохранению в целости вашей машины. И если вы видите, что перед вами какой-нибудь дед на стареньком "москвиче" виляет по неровной дороге то вправо, то влево, то опять вправо, - то он не злобствует, не желая вас пропускать вперед. Просто он опытный водитель и "крестит дорогу", жалея свой старенький автомобильчик и желая добраться до своего огорода, до любимой бабки и сытного ужина без проблем с техникой.
Теперь - грязь. Преодолеть очень грязный подъем можно только по инерции. Если на подъеме скорость окажется недостаточной, и придется нажать на газ, то и не ходите к гадалке - вы обязательно забуксуете. Автомобиль надо разогнать до подъема! Вы спросите: "А как его разгонять, там яма на яме. ". А у вас нет другого выхода: либо разгоняться на колдобинах и выбоинах до скорости, которая поможет преодолеть подъем, либо сидеть по уши в этой грязи, дожидаясь помощи или же поддомкрачивать засевший мост и подкладывать под колеса всяческие твердые предметы.
Ни в коем случае не допускайте пробуксовки. Надо ехать в этот треклятый подъем и все время цепляться за грунт сбросом газа. Но для этого ход в начале подъема должен быть очень приличный. И переключить передачу на понижающую надо до входа на грязный подъем.
Перед вами лужи. Лужи всегда опасны. Потому что, если дорога закрыта водой, вы не можете знать - то ли там маленькое углубление, то ли яма до центра Земли. Поэтому лучше посмотреть на те следы, которые уже есть рядом с этой лужей. Кто-то вляпался и выбирался. А кто-то нашел удачную траекторию и проехал сразу. Поэтому лужи, если есть такая возможность, лучше объезжать.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда на скорости под одним из колес оказывается глубокая яма, а под другим - достаточно ровная дорога. Это колесо надо поднять. В самый последний момент, когда вы ничего другого не успеваете сделать, надо просто повернуть руль в сторону колеса, находящегося на траектории движения к яме. Таким образом, вес частично уйдет на то колесо, которое на относительно ровной дороге, а колесо, вынужденное скакать через яму, окажется разгруженным, и подвеске будет легче справляться с неровностью.
Поговорим о сравнительно неглубокой колее, по которой можно ехать, но в которую вы попадаете с гладкой дороги на скорости. В этом случае она представляет опасность. Обычно она шире, чем колеса вашего автомобиля. И вас ожидают две критические ситуации. Первая - из колеи могут выскочить передние колеса. Вторая -могут выскочить задние. В любом случае автомобиль пойдет боком, Если вы при этом еще и резко затормозите, то машина может расклиниться в двух колеях и опрокинуться.
Тормозить, если передние или задние колеса выскочили за колею, нельзя. Надо только уменьшить обороты и таким образом подтормаживать двигателем. А потом уже, когда ситуация стабилизируется, попытаться въехать обратно в колею.
Часто даже полноприводные джипы попадают в такую ситуацию: передние колеса выскочили из колеи, повернуты до упора, все колеса гребут, а автомобиль как шел прямо, так и идет. Что предпринять? Нужно воспользоваться реакцией колеи. Нужно удариться о край колеи, воспользоваться моментом отбоя и тут, чуть уменьшив тягу, попытаться вырваться из объятий колеи.
Чтобы в колее ехать быстро и не иметь проблем, нужно все время касаться края колеи либо внутренней, либо наружной частью колеса. Прижим этот должен быть нежный, тонкий. Тогда автомобиль перестает рыскать по колее, и вы можете увеличить скорость.
Перед поворотом колеи нужно заранее погасить скорость. Если вы не успеете это сделать, сила инерции массы автомобиля выбросит вас из колеи.
По технике преодоления напоминает преодоление грязных подъемов. Главное - чтобы автомобиль имел инерцию. Останавливаться ни в коем случае нельзя. Пробуксовки должно быть минимум.
Как выполнять разгон на заболоченном участке дороги? Надо делать, так называемый, разгон "на сброс газа". Вы нажимаете на газ, и колеса начинают немножко подбуксовывать. Но скорости автомобиль не прибавляет. Тут резко отпустите педаль газа, и когда обороты немножко упадут колеса зацепятся, и в этот момент, когда колеса - вы почувствовали - зацепились, дайте опять порцию газа. И так несколько раз.
На жидкой грязи разгоняться надо, как на льду. Нажали чуть-чуть на газ. Пошло чуть вперед. Если нажмете много - будет пробуксовка, машина остановится. Чуть сбросьте газ. почувствовали, что автомобиль цепляется за дорогу, - чуть добавьте. Если автомобиль на малом газу разгоняется - не прибавляйте газа. Многие совершают ошибку: когда автомобиль останавливается и не хочет ехать - рефлекторно нажимается педаль газа. После чего колеса совершают пробуксовку, и поступательное движение прекращается. И все - вы в грязи по уши и по брюхо.
Теперь как выехать из ямы. Когда опытный водитель, скажем, гонщик, попадает туда, откуда так сразу не выехать, он начинает раскачивать машину: отпустил сцепление, выжал - и так несколько раз. Тут важно уловить момент, когда об ратного движения массы машины окажется достаточно, чтобы выехать из ямы. Но хороший водитель не только ощущает обратную инерцию машины, но еще чувствует, как она раскачивается: с задней оси на переднюю и наоборот. И вот тут важно знать, какие колеса у вас ведущие. Если задние - то надо повторно отпустить сцепление тогда, когда вес машины сядет на задние колеса. Если же автомобиль ваш переднеприводной - тогда, когда загруженной окажется передняя ось.
Песок по технике прохождения напоминает снежную целину. Разгон - на сброс газа. Самое главное - набрать ход и поддерживать движение. Здесь надо помнить о воднолыжнике, который, пока имеет ход, - стоит на волне, а когда ход теряет - погружается в воду. Нельзя совсем бросить газ - утонете, и нельзя дать слишком сильный газ - утонете. Надо выбрать некий компромисс. Если песок ожидает вас после хорошей дороги, то заранее переключитесь на пониженную передачу. На песке важно иметь тягу.
На переднем приводе не бросайся в реку - утонешь. Двигатель, как правило, поперек капота, все четыре свечи перед вами, электроника мощная - все зальет, и кукуй потом. В этом отношении классический автомобиль, когда двигатель стоит вдоль капота, предпочтительнее, поскольку не все свечи сразу оказываются в воде, распределитель стоит высоко, а электроники нет вообще.
Специалисты глубоких бродов, если вода выше колес вашего автомобиля, советуют преодолевать его . задом наперед. В таком случае ваш автомобиль уподобится глиссеру: за автомобилем образуется воронка, и он несколько поднимает над водой ту часть, которой движется вперед. Бывает, что и стекло уже под водой, а автомобиль идет. Единственное, нужно газ держать побольше, чтобы вода в глушитель не зашла.
Полезно перед пересечением речки выйти, закатать брюки и походить по броду пешком. Лучше поймешь, что же будет под колесами. Пройти лучше по траектории движения каждого колеса, посмотреть, какая там глубина. И главное, чтобы в подводной части дороги не было поворота. Брод все же лучше преодолевать прямо. Ехать по броду надо на постоянной тяге и с постоянной скоростью.
Владельцам переднеприводных "восьмерок" и "девяток" полезно приобрести жидкость WD-40. Ею нужно обрызгать все провода, чтобы они не замыкались водой при прохождении бродов. Но можно обойтись и без нее. Одна девушка брала обычную резиновую перчатку, в которой обычно мыла посуду, и надевала ее на распределитель. Помогало! Другая дама использовала в качестве названной выше специальной жидкости лак для волос. Наверное, и лак для ногтей тоже подойдет. Нет, подручные средства - это все-таки отдельная тема для разговора!
- 21318 просмотров
При использование материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
Материалы: http://www.cvvm.ru/article/koldobiny-vyboiny
2 ≫
-
Колдобины не только вызывают осаду – они еще и несут убыток, и просто опасны. Нетрудно представить себе ситуацию, в которой машина остается не только без покрышки и диска, но даже и вовсе без подвески. Увы – сегодня эти случаи исчисляются тысячами. А если потеря давления в колесе и геометрия подвески изменяются на достаточно высокой скорости – недалеко и до ДТП, которое может оказаться тем более опасным в непосредственной близости от тротуаров, по которым ходят люди. Остается только повышать уровень своего водительского мастерства и тренировать практическую сметку. Как же справиться с плохими дорогами?
Жертва ям и ухабов – литой диск. Мало того, что выправлять его куда труднее, чем стальной – так еще и покрышка страдает намного сильнее. Дело в том, что «литье» всегда прочнее стали – в этом, как ни странно, его слабость. Ведь если сталь сминается, поглощая энергию удара, литой диск передает значительную часть силы удара прямо на обод шины, а через него – на механизмы автомобиля (ступица, амортизатор, рулевой наконечник). Итог – повреждение корда и образование грыжи, выход из строя рулевого или подвески, а в иных случаях «несгибаемый» диск и вовсе прорубает боковину покрышки насквозь! Стоит ли говорить, как опасна мгновенная потеря давления в шине… Машину может и на встречку выкинуть, особенно в руках неумелого водителя.
То ли дело стальной диск – покрышку он вовсе не портит, а сам легко выколачивается до круглого состояния молотком (конечно, стоит иметь навык). Итог – яма, повреждающая шину и подвеску при литом диске, пройдет незамеченной для стального – и колесо не спустит, и ремонт денег не потребует. Это – несомненная практичность, и там, где ям больше чем асфальта, надо непременно использовать именно стальной диск. Ну а для красоты – колпаки, а чтоб не улетели от колдобин, надо просто пристегнуть каждый копеечным пластмассовым хомутиком. И вот – целы шины, нервы, кошелек.
Вождение – второй важный момент. Нужно приучить себя постоянно «мониторить» пространство впереди машины – дальше чем обычно, так далеко, как только возможно. Так у вас будет возможность затормозить. И кстати – никогда не влетайте в яму при торможении! Это очень важно – стойка, сжатая клевком машины, не может гасить удар, и она беспощадно и жестко передаст его на шину и кузов. Если не успели оттормозиться – проходите ямы вообще не касаясь педали тормоза, даже если едете быстро.
Лужи – коварны! На их дне может таиться хоть открытый люк – таких случаев сколько угодно. Поэтому по луже стоит двигаться неспешно, а если она подозрительная – и вовсе на первой передаче. Может спасти от серьезных проблем.
В темноте, на сырой дороге свет фар отражается от дорожного полотна, и практически не освещает ямы. Нужно держаться дальше от обочин – там больше вероятность наличия ямы с острыми краями, вызванной разрушением асфальта.
Вариант для уверенных водителей – активное руление при проезде неровностей. Вовремя сманеврировав, можно перенести центр тяжести с той стороны, что едет по колдобинам, на противоположную. Разгрузив таким образом подвеску, хороший водитель сумеет не только избежать серьезных ударов, но даже перескочить без повреждений через открытый канализационный люк.
Но уж если так случилось, что вы повредили подвеску, бампер, или дорогую покрышку с диском – вызывайте ДПС, и пусть инспекторы зафиксируют повреждения вашей машины. В суд! Кто-то же должен отвечать за все это безобразие…
Материалы: http://rostautoservis.ru/vse-sovety/47-vozhdenie-mashiny-po-plokhim-dorogam-rossii
3 ≫
-
О двух бедах нашей великой и могучей страны наслышаны все, от мала до велика. И если с одной проблемой можно справиться при помощи катка, то что делать с дорогами - совершенно непонятно… А если серьезно – ямы есть, ямы были, и, как ни грустно это признавать – будут еще очень долго. Возможно, Москва или Питер от этой проблемы в основном избавились, но что касается прочих городов – даже крупных областных центров – проблема плохих дорог там стоит в полный рост. Чего стоит один только Ярославль, в котором весной 2012 года примерно треть дорожной сети оказалась непригодной для эксплуатации!
Колдобины не только вызывают осаду – они еще и несут убыток, и просто опасны. Нетрудно представить себе ситуацию, в которой машина остается не только без покрышки и диска, но даже и вовсе без подвески. Увы – сегодня эти случаи исчисляются тысячами. А если потеря давления в колесе и геометрия подвески изменяются на достаточно высокой скорости – недалеко и до ДТП, которое может оказаться тем более опасным в непосредственной близости от тротуаров, по которым ходят люди. Остается только повышать уровень своего водительского мастерства и тренировать практическую сметку. Как же справиться с плохими дорогами?
Жертва ям и ухабов – литой диск. Мало того, что выправлять его куда труднее, чем стальной – так еще и покрышка страдает намного сильнее. Дело в том, что «литье» всегда прочнее стали – в этом, как ни странно, его слабость. Ведь если сталь сминается, поглощая энергию удара, литой диск передает значительную часть силы удара прямо на обод шины, а через него – на механизмы автомобиля (ступица, амортизатор, рулевой наконечник). Итог – повреждение корда и образование грыжи, выход из строя рулевого или подвески, а в иных случаях «несгибаемый» диск и вовсе прорубает боковину покрышки насквозь! Стоит ли говорить, как опасна мгновенная потеря давления в шине… Машину может и на встречку выкинуть, особенно в руках неумелого водителя.
То ли дело стальной диск – покрышку он вовсе не портит, а сам легко выколачивается до круглого состояния молотком (конечно, стоит иметь навык). Итог – яма, повреждающая шину и подвеску при литом диске, пройдет незамеченной для стального – и колесо не спустит, и ремонт денег не потребует. Это – несомненная практичность, и там, где ям больше чем асфальта, надо непременно использовать именно стальной диск. Ну а для красоты – колпаки, а чтоб не улетели от колдобин, надо просто пристегнуть каждый копеечным пластмассовым хомутиком. И вот – целы шины, нервы, кошелек.
Вождение – второй важный момент. Нужно приучить себя постоянно «мониторить» пространство впереди машины – дальше чем обычно, так далеко, как только возможно. Так у вас будет возможность затормозить. И кстати – никогда не влетайте в яму при торможении! Это очень важно – стойка, сжатая клевком машины, не может гасить удар, и она беспощадно и жестко передаст его на шину и кузов. Если не успели оттормозиться – проходите ямы вообще не касаясь педали тормоза, даже если едете быстро.
Лужи – коварны! На их дне может таиться хоть открытый люк – таких случаев сколько угодно. Поэтому по луже стоит двигаться неспешно, а если она подозрительная – и вовсе на первой передаче. Может спасти от серьезных проблем.
В темноте, на сырой дороге свет фар отражается от дорожного полотна, и практически не освещает ямы. Нужно держаться дальше от обочин – там больше вероятность наличия ямы с острыми краями, вызванной разрушением асфальта.
Вариант для уверенных водителей – активное руление при проезде неровностей. Вовремя сманеврировав, можно перенести центр тяжести с той стороны, что едет по колдобинам, на противоположную. Разгрузив таким образом подвеску, хороший водитель сумеет не только избежать серьезных ударов, но даже перескочить без повреждений через открытый канализационный люк.
Но уж если так случилось, что вы повредили подвеску, бампер, или дорогую покрышку с диском – вызывайте ДПС, и пусть инспекторы зафиксируют повреждения вашей машины. В суд! Кто-то же должен отвечать за все это безобразие…
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Автодромо - автомобильный портал, новости автомобильного рынка, тест-драйвы популярных моделей машин, полезные статьи для автолюбителей, объявления о продаже автомобилей, отзывы владельцев авто, каталог автосалонов и дилеров, форумы и другие сервисы.
Материалы: http://autodromo.ru/articles/vozhdenie-mashiny-po-plohim-dorogam-rossii