1 ≫
-
Свинцово-кислотные АКБ являются более распространенными, чем щелочные аналоги. К примеру, на автомобилях устанавливаются батареи только этого типа. А вот с гелевыми аккумуляторами знакомы лишь единицы. Так как они появились в продаже сравнительно недавно, то рассчитывать на объективные отзывы пользователей или хоть какую-то статистику не приходится.
В этой статье автор предлагает читателю подробный, изложенный в доступной форме анализ всех особенностей, характеристик, плюсов и минусов гелевых акумуляторов. На основе такого обзора несложно понять, что занести в графу плюс, а какие моменты позиционировать как минус образцов подобного типа.
Общие сведения о гелевых АКБ
Не зная особенностей гелевых батарей, все остальное понять будет сложно, равно, как и по достоинству оценить их плюсы, минусы и целесообразность установки на личное авто.
В чем разница между традиционными батареями и гелевыми?
В привычных для нас свинцово-кислотных АКБ токопроводящей средой является электролит (про его плотность читайте здесь). Так называется раствор (водный) серной кислоты, который или приобретается, или готовится самостоятельно. В аккумуляторах гелевых он присутствует, но в иной консистенции – в виде желеобразной массы. Вот ее-то и именуют гелем, то есть двухкомпонентной средой, характеризующейся специфическими свойствами.
Разновидности гелевых АКБ
Отличие – в технологии производства.
GEL. В электролитическую массу вводится двуокись кремния, которая способствует ее «загустению» и превращению в желе.
AGM. Конструктивное исполнение таких гелевых аккумуляторов иное. Между электродами батареи помещаются так называемые сепараторы, которые изготовляются на основе стекловолокна. Этот материал пористый, а значит, удерживает раствор и не позволяет ему растекаться по объему. В результате получается подобие желе и достигается идентичный эффект.
Особенности
Плюсы
Не требуется обслуживание. Что такое снижение уровня электролита в свинцово-кислотных АКБ, необходимость поиска и доливки воды (причем не любой, а дистиллированной) знают все. При использовании батарей гелевых все эти проблемы снимаются.
Мелкие повреждения корпуса не приводят к быстрому выходу аккумулятора из строя. Опять-таки, сравниваем с традиционными батареями. Даже микроскопическая трещина вызывает «осушение» АКБ, так как электролит попросту вытекает. Для образцов гелевых такие повреждения некритичны из-за густой консистенции токопроводящей среды.
Рекомбинация газов практически 100% (для батарей AGM; у GEL-моделей показатель несколько ниже). Что это дает? Во-первых, они не выходят наружу, и нет необходимости постоянно контролировать чистоту диффузионного отверстия. Именно их загрязнение было одной из основных причин, по которым аккумуляторы старого типа буквально взрывались.
Во-вторых, газы, «спрятавшиеся» в порах сепараторов, при зарядке АКБ участвуют в процессе, тем самым поддерживая его энергоемкость на неизменном уровне. Недаром производители гарантируют около 400 циклов зарядки/разрядки гелевых моделей.
В-третьих, в период хранения таких батарей ток саморазряда практически на нулевом уровне. Расчеты показывают, что потеря емкости, даже при самых неблагоприятных условиях, не более 18 – 20%.
- Отсутствие риска осыпания пластин. Весомый плюс, если учесть, что это одна из основных «болячек» обычных АКБ.
- Длительный срок службы. У гелевых аккумуляторов он примерно в 2,5 – 3 раза выше, чем у свинцово-кислотных (до 12 – 14 лет).
- Сохранение работоспособности при любом положении. У обычного АКБ на крутых спусках/подъемах электролит может частично выплескиваться.
- Пусковой ток высокий. Следовательно, проблем с запуском двигателя, при любых условиях (например, при сильных морозах) обычно не бывает (в идеале). Далее есть пояснение к этому пункту.
Минусы
Чувствительность к параметрам питающей сети. Именно поэтому для гелевых батарей понадобится специальный зарядник, а установить их получится не на любой автомобиль. Если «железный конь» изначально был укомплектован обычным, свинцово-кислотным аккумулятором, то вместе с приобретением гелевого придется монтировать и включать в цепь промежуточный блок.
Необходимость постоянного контроля степени заряда АКБ. Для свинцово-кислых аналогов это не так актуально, а для аккумуляторов гелевых имеет большое значение. Избыточный заряд во многих случаях бывает губительным, вплоть до разрыва корпуса. Процесс закипания электролита протекает по-иному, чем в обычных батареях. Образуется множество пузырьков, которые впоследствии могут трансформироваться в один большой. А это – резкое повышение давления внутри АКБ.
Зависимость срока эксплуатации от корректности работы реле-регулятора. Большие скачки напряжения провоцируют ускоренное окисление пластин. Снижается эн/емкость, время заряда аккумулятора увеличивается – это основные последствия негативного воздействия данного устройства.
Дело в том, что параметры большинства реле лежат в пределах (по напряжению, В) 13 – 16. А гель начинает разрушаться уже при превышении значения в 14,5. И этот процесс необратимый, следовательно, восстановить электролит уже не получится.
Гелевый аккумулятор нужно утеплять. Постоянное воздействие низких температур не лучшим образом сказывается на его долговечности. Застывая, гель изменяет свои основные характеристики. В первую очередь это резко снижает эн/емкость АКБ, и с запуском машины, простоявшей всю ночь под окном, возникнут большие проблемы. Поэтому, кроме самой батареи, придется приобретать и устройство для ее подогрева.
Высокая стоимость. К примеру, АКБ (AGM) на 95 А/ч стоит порядка 17 000 рублей, в то время как его свинцово-кислотный аналог – в пределах 6 000 – 7 000 тысяч.
Материалы: http://electroadvice.ru/battery/gelevyj-akkumulyator/
2 ≫
-
На автомобилях обычно устанавливают кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи (кроме машин с системой старт-стоп – там применяются специальные батареи AGM). Но у АКБ кислотного типа появился перспективный конкурент – гелевый аккумулятор.
КАК УСТРОЕН ГЕЛЕВЫЙ АККУМУЛЯТОР?
Устройство и принцип работы батарей гелевого типа такие же, как и у «классических» АКБ, где электролит включает в себя два компонента – серную кислоту и дистиллированную воду. С той лишь разницей, что в кислоту добавляется специальный силиконовый состав, который превращает жидкость в более густую гелеобразную массу.
Электроды гелевых АКБ производятся в форме спиралей или плоских пластин из свинца. Корпус изготавливается из качественного прочного пластика. Различают две основные технологии устройства гелевых аккумуляторов – GEL (с вязким электролитом) и AGM (с применением впитывающего стекловолокна).
КАК ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ ГЕЛЕВЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ?
Батареи гелевого типа грамотно сконструированы и изготовлены из качественных материалов, поэтому надежны в эксплуатации. В чем отличие от обычных батарей?
Главное достоинство гелевых АКБ – они дольше держат заряд и менее чувствительны к просадке до полного «нуля». Если обычный аккумулятор при эксплуатации зимой и постоянной недозарядке теряет ёмкость, то гелевые её держат значительно дольше. Для примера: гелевые аккумуляторы выдерживают в 3 раза больше циклов полного «заряда-разряда», чем обычные АКБ.
Если гелевый аккумулятор разрядится, то он сможет лучше восстановить свой прежний заряд. Главное при этом пользоваться современными зарядными устройствами, которые могут в автоматическом режиме поддерживать определённый ток зарядки.
В чём недостатки гелевых аккумуляторов? Пока что минус всего один, и очень существенный для многих автолюбителей. Гелевые батареи в 2 раза дороже обычных кислотных.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ГЕЛЕВЫХ АКБ
Гелевые батареи постепенно начинают превалировать над «классикой» с жидким наполнением, что свидетельствует о неоспоримых достоинствах. Самые очевидные из них:
- АКБ не требуют особых условий и обслуживания;
- дольше держать заряд и меньше разряжаются;
- менее чувствительны к мощному оборудованию машины (авто звук или доп. оборудование);
- высокий потенциал разрядки-зарядки (до 400 циклов);
Есть у гелевых аккумуляторов недостатки. Это:
- высокая цена по сравнению с традиционными;
Подведём итог. Наиболее популярны среди автолюбителей аккумуляторы фирмы Optima, которые бывают 2 видов: с жёлтой и красной крышкой. Если эксплуатируете автомобиль в тяжёлых условиях, где зимой минус 35 – привычное явление – выбирайте с красной крышкой.
Для автолюбителей, которые увлекаются музыкой в авто и стоят мощные усилители звука, стоит выбирать гелевые аккумуляторы с жёлтой крышкой. Они способны довольно долго не разряжаться (до 5 часов) при прослушивании музыки на полную громкость, и после чего машина заведется.
Автор Via Rix
Посмотрите также
Авто ралли – соревнования на регулярность движения. Другими словами, переезд из пункта А в пункт …
Материалы: http://idrive.uz/2017/06/22/gelevyj-akkumulyator-dlya-avto-stoit-li-pokupat/