История марки Dodge с 1914 года

1 ≫

Марка Dodge – квинтэссенция всего истинно американского

В далеком 1900 году два брата Джон и Горацио Додж, устав выпускать популярные среди населения велосипеды, подписали договор с Генри Фордом на создание комплектующих для автомобилей Ford. Для организации этой идеи братья возвели неподалеку от Детройта завод. Через четырнадцать лет успешной деятельности на этом поприще братьям Додж надоело выполнять чужие подряды, и они призадумались о выпуске собственного автотранспорта. И вот в 1914 году появляется предприятие, для названия которой братья долго не думая, выбирают свою фамилию Dodge.

Первые шаги Dodge в самостоятельном автопроизводстве

«Первенцем» новосозданной фирмы стало авто, которому американцы дали ласковое прозвище «Старушка Бетси». Новинка представляла собой 4-дверный кабриолет, оснащенный 35-сильным мотором, фарами, 3-диапазонной КПП и электростартером. Это авто было не только в числе первых моделей с цельнометаллическим кузовом, но также отличалось приемлемой ценой в 795 долл. и высоким качеством, что позволило новинке сразу стать популярной среди американских покупателей.

Но далеко не удача и волшебство помогли братьям-бизнесменам добиться успеха на американском рынке. Их небольшое предприятие взяло на вооружение все технологические новшества того периода, в т.ч. и технологию «Форда» в стандартизации и поточной сборке (основатель Ford даже подавал по этому поводу на братьев в суд, но Додж удалось выиграть все суды). До конца 2014 года было выпущено 250 экземпляров «Старушки Бетси» и на радиаторе каждого экземпляра был логотип фирмы на котором красовалась наша планета, помещенная в середину шестиконечной звезды Давида (таким образом, создатели Dodge показали, что помнят и гордятся своим происхождением). Компания «Додж» также продолжила производить детали коробок передач, моторов, ведущих мостов и пр. Весь этот ассортимент реализовывался компаниям Ford и Olds Motors.

На 1915 год марка выпустила уже свыше 45 тыс. автомобилей. Незадолго после этого Dodge получает заказ от армии США на изготовление машин, которые будут применяться в военной кампании направленной против действий Панчо Вилья. Успешно справившись с задачей «Додж» стала получать от Вооруженных Сил США и другие заказы. Начиная с 1917 года, братья приступили к расширению продуктовой гаммы Dodge и выпустили под своей маркой грузовики и фургоны. «Первенцем» в этом направлении стала армейская санитарная машина и ее предназначенная для нужд гражданского населения вариация по цене 885 долл. Продажи Dodge росли невероятными темпами: в 1917 году под брендом «Додж» было реализовано 71,4 тыс. авто, а спустя 3 года после этого число проданных машин перевалило за 141000. Все это позволило компании братьев к 1920-му году стать второй в США по производству авто, уступив «золото» Ford. Но такое успешное восхождение на автомобильный Олимп остановила смерть обоих основателей марки. Горацио ранее никогда не болевшего от простуд, приковала к постели пневмония, от которой он, невзирая на усилия лучших американских врачей, скончался в середине января 1920 года. А спустя одиннадцать месяцев ушел из жизни и второй брат, причиной смерти которого, несмотря на то, что он всегда отрицательно относился к алкоголю, стал цирроз печени.

Компания Dodge без своих основателей

После смерти братьев марку возглавил Фредерик Хайнс. Под его руководством Dodge производит в 1921 году Tourung Car – первое в истории мирового автопрома авто с цельнометаллическим закрытым кузовом. За новинку просили довольно небольшую по тем временам сумму в 980 долл. Параллельно с этим Dodge первым в США приступает к покорению европейских автолюбителей. Спустя год в Лондоне «Додж» основывает первое в Европе американское предприятие по сборке авто. После чего Dodge выводит на европейский рынок свои грузовики под брендом Graham. Началом спортивной славы бренда стал выход в 1924 году рассчитанного на двоих человек Dodge Roadster со складным тканевым верхом.

Своим прямым наследницам-вдовам братья оставили более чем по 20 млн. долл. каждый и по 50 процентов уставного капитала, но у их жен не было должных предпринимательских способностей и Dodge начала «уходить в минус». Консорциум американских банков приобрел бренд за 145 млн. долл., что позволило «Додж» удержаться на плаву. И в 1927 году выходит авто Senior Six, которое впервые за период существования бренда комплектовалось 6-цилиндровым силовым агрегатом (через год этот мотор заменит все «четверки») и гидроприводными тормозами. В 1928 году модельную гамму Dodge также пополнило более доступное авто Victory Six с низким расходом топлива.

Но купившие компанию банкиры также не смогли грамотно ею распорядиться, и вот накануне экономического кризиса марка вновь оказалась на грани краха. Было решено продать Dodge Уолтеру Крайслеру, занимавшемуся на то время строительством собственной автоимперии. Начиная с 1928 года, компания утратила свою автономность, став частью корпорации Chrysler.

Развитие Dodge после потери самостоятельности

С того времени авто Dodge постепенно стали «подгоняться» под продукцию других членов Chrysler. Унификация была начата еще в 1929 году, когда была выпущена новая модель DA1, ставшая клоном Chrysler. После чего был произведен Dodge DC, оснащенный 8-цилиндровым агрегатом Chrysler. Корпорация под руководством Уолтера Крайслера знала свое дело и уже в 1930 году «Додж» по объему производства в США занимал 4 место вместо 13, как это было ранее.

Спустя два года после этого выходит изящный кабриолет Dodge DL, дизайн которого был выполнен в модном на то время стиле ар-деко. Капот новинки украсила фигурка барана, которая с того времени стала эмблемой марки. В период 1935-1939 гг. модели Dodge стали выделяться новыми кузовами обтекаемой формы. В 1939 году компания отметила 25 лет со дня своего основания и провела приуроченное к юбилею обновление своей модельной гаммы. Рестайлинговая линия получилась настолько удачной, что заслуженно получила негласное название «роскошные лайнеры». В число моделей Luxury Liners входил и представительский седан D-ll Deluxe, оборудованный встроенной в передние крылья оптикой и стеклоподъемниками с гидроприводом.

Во время Второй Мировой войны марка «не простаивала», выпуская авиадвигатели, прочные и надежные армейские грузовики повышенной проходимости, а также оснащенные системой полного привода пикапы Fargo Powerwagons. Последние выпускались не только для нужд армии, но и для гражданского населения и производились до 1970 года. После окончания военных действий Dodge продолжила выпуск разработанных еще до 42-го года старых моделей, предварительно немного обновив их. Эти авто были качественными, но очень скучными в плане дизайна.

Всплеск популярности со сменой дизайна

В 50-е годы дизайнер компании Верджил Экснер чтобы выделить модели Dodge на фоне других марок разрабатывает новый дизайн Forward Look и ситуация меняется в корне. В 1949 году, наконец, были представлены первые после окончания военных действий новые авто.

В 1953 году Coronet получил «второе дыхание» выйдя впервые среди всей гаммы марки в новом современном дизайне Forward Look и с агрегатом V8 (хотя в моторную гамму также входил и прежний агрегат с шестью цилиндрами). Среди всех спецификаций Coronet особо элегантный вид имел рассчитанный на пятерых человек Club Coupe с изогнутым лобовым стеклом, утопленными ручками дверей, покрытыми хромом деталями и трехтоновой окраской кузова. В период 1953-1954 гг. увидело свет более 300 тыс. экземпляров рестайлингового Coronet. Периодически незначительно обновляясь, модель производилась три года.

В 1953 году Dodge также презентует новое авто, оснащенное мотором HEMI V8 и АКПП. В последующем этот двигатель, который изначально создавался для военной авиации, а позже удачно применялся на спортавтомобилях, был назван наиболее экономичным по расходу масла. В 1959 году представлен публике Royal Lancer, в экстерьере которого выделялись своеобразные «акульи» плавники-стабилизаторы.

В 1960 году «Додж» переходит на создание моделей с несущими кузовами и серийно выпускает малогабаритное авто марки Dart. Спустя год Dodge презентует компактный Lancer с 6-цилиндровым 2,8-литровым агрегатом. А в 1963 году его заменила в продуктовой линейке марки еще более миниатюрная модель Dart. Из-за успеха малогабаритных авто руководство Chrysler в начале 60-х убрало полноразмерные модели из гаммы Dodge и Plymouth. Эта ошибка в стратегии привела к резкому снижению объемов продаж. Чтобы исправить ситуацию летом 1962 года в продажу поступает полноразмерный Dodge Custom 880. Через два года после этого «Додж» отпраздновал свой полувековой юбилей, и в честь этого выпустил лимитированную спортивную спецвариацию. К 1966 году модельная линейка Dodge окончательно была определена: в нее входили две полноразмерные модели, компакт-кар и одна промежуточная модель.

В этот же период компания открывает себе дорогу на только появившийся класс muscle cars, выпуская созданное на основе Coronet спорткупе Dodge Charger. Эта «двухдверка» с кузовом fastback и спрятанными за декоративными щитками огнями комплектовалась 230-сильным агрегатом V8, а под капотом ее спортвариации находился легендарный мотор Hemi объемом 7 л и отдачей в 426 «лошадок». Это авто по праву стало легендой Америки. В 1970 году Dodge представил мощную модель Challenger с двигателем объемом семь литров. Вышедшая немного позже обновленная версия получила более скромный 5,2-литровый мотор.

Разразившийся в начале 70-х топливный кризис привел к окончанию эпохи мускул-каров. Этот кризис также повлек за собой серьезные финансовые проблемы в Chrysler, ведь в продуктовой гамме корпорации не было субкомпактной малолитражки. А потому корпорация решилась на продажу под маркой Dodge японского авто Mitsubishi Lancer. В последующем зависимость от т.н. captive import была очень большой. Больше десяти лет Dodge выпускала под своей маркой модели производства Mitsubishi. Только в 1978 году у «Додж» появилось собственное субкомпактное переднеприводное авто Omni, но к этому времени концерн был практически разорен. Немаловажную роль в этом сыграл и тот факт, что продукция корпорации получила славу очень ненадежной. В большей степени имидж подпортили отличавшийся низкокачественной сборкой Dodge Aspen и полноразмерное авто Dodge St Regis, которое вышло в период нефтяного кризиса 79-го года.

Чем ознаменовались 80-е и 90-е годы в истории Dodge

Чтобы спасти ситуацию новый менеджер Chrysler Ли Якокка обратился к американским конгрессменам с просьбой предоставить корпорации госзаем. У Якокка была стратегия, как вывести Chrysler из финансового кризиса. Менеджер возлагал большие надежды на K-платформу с системой переднего привода, на основе которой с начала 80-х производилось целое семейство автомобилей. Предложенная Ли программа полностью оправдала ожидания.

В 1984 году выпускается минивэн Dodge Caravan с ведущими передними колесами и установленным поперечно двигателем. Эта уникальное и в то же время достаточно утилитарное авто в кратчайшие сроки завоевало популярность, в том числе и среди европейских покупателей, которым модель была представлена как Chrysler Voyager.

В 1989 на детройтской автовыставке дебютировал концептуальный родстер Dodge Viper, а через два года увидела свет серийная версия, названная Viper RT10. Новинка оснащалась полностью алюминиевым 8-литровым мотором V10. Агрегат предлагался в двух вариантах мощности: 394 «лошадки» для Америки и 364 «лошадки» для других рынков. Viper также оборудовался 6-диапазонной МКПП и независимой подвеской. Авто стало наиболее мощной серийной американской моделью. Производством Viper автопроизводитель продемонстрировал свои твердые намерения и возможности проявить себя в автоспорте.

В начале 1992 года «Додж» выпускает модель Intrepid, которая заставила пересмотреть негативное отношение многих автолюбителей к американским машинам. Через год на франкфуртской автовыставке дебютировал седан Dodge Neon с ведущими передними колесами и «четверкой» объемом 2 л. Это авто было не только наиболее дешевым в гамме Dodge, но также отличалось комфортабельностью и могло развивать достаточно приличную скорость. Через 6 лет на детройтской автовыставке состоялась премьера уже доработанной вариации Neon с модифицированной передней частью кузова и улучшенной подвеской. В 1997 году на этом автосалоне Dodge презентовала внедорожник Durango с V-образной «восьмеркой» и отключаемым полным приводом. Довольно успешно продвигаются вышедшие в 90-е годы пикапы Dakota с верхом из мягкого материала. В 1997 году выходит Dakota второй генерации с жесткой лонжеронной рамой, которая сумела достойно побороться за покупателей с Ford F-150.

Чтобы справиться с растущей конкуренцией в 1998 году Chrysler объединяется с Daimler-Benz. После чего продукция марки Dodge по сравнению с автомобилями других, входящих в концерн марок, начинает позиционироваться как более доступная, а также как спортивная.

Марка Dodge в 21 столетии

В 2001 году «Додж» приступил к обновлению своего ассортимента. Выходят такие модели как Stratus и Stratus Coupe, минивэны Caravan/Grand Caravan, спортвариации R/T и рестайлинговый внедорожник Durango. В следующем году на чикагском автосалоне состоялась премьера третьей генерации пикапа Dodge Ram. И ныне эту модель называют наиболее привлекательным американским легким грузовиком. В дальнейшем марка прикладывала все усилия, чтобы укрепиться на международном рынке. В 2005-2006 годах компания помимо серийных моделей выпустила несколько концепт-каров. В 2007 году модельную гамму Dodge пополнил седан D-класса Avanger и внедорожник Nitro. Осенью следующего года автопроизводитель выпустил «паркетник» Journey в пятиместном и семиместном исполнениях и с множеством версий трансформации салона.

В 2009 году большую часть акций концерна приобрел итальянский концерн Fiat, а в 2014 году Fiat выкупил оставшийся 41% активов Chrysler. Альянс намерен дальше продолжать свою деятельность под названием Fiat Chrysler Automobile.

Невзирая на все перипетии с альянсами Dodge продолжает трудиться над выпуском новых стильных авто. Так, например, осенью 2013 года компания презентовала адаптированный для службы в полиции и для пожарников внедорожник Durango и приступила к разработке седана Dart с двигателем V6. В декабре 2013 года компания вывела на тестовые испытания Challenger 2015 модельного года, а на чикагской автовыставке в 2014 году презентовала «паркетник» Journey Crossroad.

Материалы: http://bycars.ru/catalog/dodge/history

2 ≫

В отличие от многих предприятий автомобильной промышленности, которые изначально занимались выпуском совсем другой продукции, марка Dodge с самого начала была связана с автопромом. В 1900 году братья Джон и Горацио Додж основали фирму по выпуску комплектующих для Ford, а спустя 14 лет задумались о производстве собственных автомобилей. В названии фирмы они решили увековечить свою фамилию. Кстати, фамилия Dodge присутствовала и на первом логотипе компании вместе с шестиконечной Звездой Давида (таким образом Джон и Горацио подчеркивали свое происхождение).

С 1936 года на автомобилях Dodge устанавливалась фигурка барана, позже она была заменена на шильдик с головой животного. В 1955 году концерн Chrysler, который контролировал Dodge, провел редизайн и "обезглавил" марку, заменив привычного барана на строгие геометрические формы. В 1994 году голова животного снова вернулась на шильдик, но ненадолго: уже через 6 лет новым фирменным стилем стала надпись Dodge и две наклонные полосы.

Первый экземпляр Dodge с ласковым прозвищем "Старушка Бетси" был выпущен 14 ноября 1914 года - на тот момент это был один из первых автомобилей с цельнометаллическим кузовом. Дела братьев Додж быстро пошли вверх, и к 1920 году их фирма занимала второе место в Америке по выпуску автомобилей, уступая только Ford.

В 1920 году оба брата умирают, а у их наследников не хватает опыта, чтобы поддерживать бизнес. В 1925 году компанию Dodge продают банкирской группе "Диллон Рид", однако и банкиры не могут грамотно ею распорядиться. В 1928 году марка утрачивает самостоятельность и становится частью концерна Chrysler.

В Первой Мировой войне автомобили марки Dodge широко использовались в качестве штабных и санитарных машин. Впоследствии, во Второй Мировой войне, Dodge занимался выпуском тяжелых внедорожников, а также авиационных двигателей.

После войны компания снова перешла на выпуск гражданских автомобилей. Настоящую революцию Dodge совершил в 1984 году, представив переднеприводный минивэн с поперечным расположением двигателя – Caravan, который фактически положил начало новому классу автомобилей.

Сейчас Dodge по-прежнему остается одним из подразделений Chrysler и специализируется на выпуске легковых машин и моделей повышенной проходимости.

Говорят, что логотип Dodge с изображением головы барана своим появлением обязан одной из первых моделей марки: ее выхлопной коллектор был изогнут таким образом, что напоминал рога горного барана.

В годы Второй Мировой войны внедорожники Dodge WC поставлялись в СССР по ленд-лизу. Грузопоъемность машин составляла 750 кг, за что советские водители прозвали их "Додж три четверти" (по этому же принципу ГАЗ-ММ называли "полуторкой").

Внешность автомобилей Dodge во все времена привлекала внимание, так что эти машины частенько становились героями фильмов и сериалов. Пожалуй, больше всех повезло культовому Charger, на котором ездили Робокоп, Блэйд и главные герои "Форсажа". Кроме того, сцена погони из фильма "Буллит" с Dodge Charger R/T 44 Magnum завоевала звание одной из самых впечатляющих в мировом кинематографе. Сам же автомобиль в процессе съемок показал себя с лучшей стороны, выдержав трюки лучше своего "противника" Mustang GT.

Основные достижения Dodge в спорте связаны с моделью Viper. Поначалу, с 1989 года, американские и европейские команды пытались использовать для гонок серийные экземпляры, однако особых успехов не добились. Победы начались с модификации GTS-R (1995 г.). 750-сильный автомобиль выигрывал такие состязания, как 24 Hours of Daytona, FIA GT, 24 Hours of Le Mans и 24 Hours Nürburgring. Позднее на смену ему пришел новый чемпион - Viper Competition Coupe, который побеждал в Formula В и FIA GT3.

Dodge Viper

Кстати, самыми преданными поклонниками Dodge Viper можно по праву назвать семью Раух из штата Техас. В настоящее время в их гараже хранится 40 представителей этой модели разных годов выпуска. Когда в 2010 году с конвейера сошел последний экземпляр нынешнего Viper, компания приняла решение покрасить его в золотой цвет и тоже отдать коллекционерам.

Самые популярные модели компания Dodge производила после Второй Мировой войны. В 1966 году был представлен Charger, который стал одним из первых представителей семейства muscle-каров. Четырьмя годами позже на рынок вышла модель Challenger – уже в первый год она была продана тиражом в 77 тыс. экземпляров.

В конце 1970-х годов популярность Dodge пошла на убыль, компания оказалась на грани кризиса. Спасением стал минивэн Caravan, презентованный в 1983 году. Американцы (а вслед за ними и покупатели из других стран) по достоинству оценили вместительный салон Dodge Caravan, его динамические характеристики и невысокие эксплуатационные расходы. Минивэн стал достойной заменой для полноразмерных универсалов, которые были в почете раньше.

Dodge Ram

Еще одним прорывом стал пикап Dodge Ram (1981 г.). Этот автомобиль выпускается в США и Мексике до сих пор, а с 2009 года он даже выделен в отдельный бренд - Ram Trucks.

В 1992 году появилась еще одна легенда Dodge - спортивный Viper, реализованный в рамках концепции "Новый Додж". По задумке создателей, он должен был наследовать традиции классических американских спорткаров. В этом же году Dodge представляет единственный в своем модельном ряду автомобиль высшего класса - Interpid.

В 1993 году выходит самая бюджетная модель Dodge - переднеприводный седан гольф-класса Neon, а еще год спустя – двухместное купе Avenger. В конце 1990-х годов на рынке появляются два "тяжеловеса" - полноразмерный внедорожник Durango и пикап Dacota.

На российском рынке автомобили марки Dodge впервые появились в 2006 году. Первыми моделями, которые были предложены покупателям, стали Caliber и Viper (в 2006 г. они были проданы в количестве 1 066 и 2 экземпляра соответственно). Позднее на рынок также вышли Avenger, Stratus, Nitro и Journey.

Американский бренд был встречен неоднозначно: прямые, угловатые линии кузова в сочетании с мощными оборотистыми моторами у одних вызывали восторг, а у других – непонимание. К тому же, если в Америке Dodge считался автомобилем для среднего класса, то в России из-за высокой цены и специфической внешности его целевая аудитория была достаточно туманна.

Самым успешным для марки Dodge в России стал докризисный 2008 год, когда общий объем продаж составил около 4,5 тыс. экземпляров. Для сравнения, уже на следующий год автомобили марки Dodge были проданы в количестве 441 штуки. После такого резкого обвала Dodge ушел с российского рынка и вернулся на него лишь спустя 3 года - в феврале 2012 года. В настоящее время у официальных дилеров можно приобрести кроссовер Journey и хэтчбек Caliber.

Материалы: http://blamper.ru/auto/dodge/wiki/vse-marki-i-modeli/istoriya-marki-dodge-3171

3 ≫

История этой всемирно известной марки началась в 1902 году в Детройте, когда два брата Гораций и Джон создали производство автомобильных коробок передач. Под названием «Братья Додж» (Dodge Brothers) она была основана в 1914 в Детройте и вскоре стала одним из ведущих изготовителей простых и надежных легковых автомобилей, оснащенных электрическим стартером и электрическими фарами, и уже в следующем году выпустив 45 тысяч автомобилей — их фирма стала третьим по объему производства автомобилей США.

Такие успехи позволили им взяться за производство грузовиков, и уже в 1916 году с конвейер начали выезжать первые пикапы и фургоны на базе легковушек Dodge, в следующем году появились небольшие капотные грузовички, для своих автомобилей братья использовали одинаковые двигатели 4-х цилиндровые с мощностью в 24 лошадки. В качестве штабных, санитарных машин и полевых мастерских они использовались в армии США во время Первой мировой войны. Эти машины в США стали практически основной техникой для фермеров, санитаров, пожарных.

В годы Второй мировой войны компания «Додж», известная к тому времени прежде всего своими легковыми машинами, неожиданно превратилась в крупнейшего в мире изготовителя легких и средних многоцелевых полноприводных автомобилей, поставлявшихся в вооруженные силы США и страны антигитлеровской коалиции по ленд-лизу. Появлению грузовиков в программе «Доджа» способствовало присоединение в 1925 году небольшой фирмы «Грэхем» (Graham), а включение компании «Додж» через два года в состав концерна «Крайслер» (Chrysler) позволило расширить гамму выпускаемой продукции и стабилизировать финансовое положение.

К этому времени относится создание открытых штабных машин на легковых шасси, новой гаммы 3/4-тонных грузовиков с мотором мощностью 30 л.с. и грузопассажирских автомобилей с колесной формулой 6×6. В 30-е годы Dodge уже поставлял в вооруженные силы несколько штабных легковых автомобилей и капотных грузовиков с полезной нагрузкой от 500 килограмм — до 3 тонн с рядными 6-ти цилиндровыми моторами (70-110 л.с.), отличавшихся от серийных лишь цельнометаллическими кузовами с тентом и решеткой перед радиатором.

Создание в середине 30-х гг. полноприводных 2-х осных грузовиков дало толчок развитию новой военной авто-техники. Первые из них, военные пикапы Т5А и 1,5-тонные модели Т9-К45 и LG45, были построены в 1934-36 в кооперации с компаниями «Мармон-Херрингтон» (Marmon-Herrington) и «Тимкен» (Timken), однако уже через три года новый 1,5-тонный вариант «ТЕ30» (4×4) получил все агрегаты собственного изготовления. В 1939-42 годах в армии использовали также доработанные гражданские легковые автомобили и 3-х тонные капотные грузовики VH48, VK62B (4×4) и WK60 (6×6) с 6-ти цилиндровыми 90-100 сильными двигателями и 5-ти ступенчатыми коробками передач.

Между тем славу «Доджу» принесли семейства легких военных автомобилей, разработанные собственными силами и оснащенные шарнирами равных угловых скоростей «Бендикс-Вейсс» (Bendix-Weiss). С началом Второй мировой войны фирма начала серийный выпуск первой 1/2-тонной военной серии Т202 (4×4) полной массой до 2,4 тонн с колесной базой 2945 миллиметров. Она базировалась на шасси серийных 1-но тонных пикапов и унаследовала от них специфические для коммерческих машин того времени внешние обтекаемые формы с округлым капотом и «надутыми» крыльями.

Как и все последующие серии, они получили маркировку по модели 6-ти цилиндрового двигателя «Т202» (3,3 литров, 79 «лошадок») и комплектовались 4-х ступенчатой коробкой передач и одноступенчатой раздаточной коробкой, отключаемым приводом переднего моста, гидроприводом тормозов, не разрезными мостами «Додж» на полуэллиптических рессорах, 6-ти вольтовым электрооборудованием и всеми односкатными колесами с шинами размером 7,50R16. Их максимальная скорость составляла 80 км/ч. Эта серия заложила основу всего будущего ряда военных автомобилей «Додж» разного назначения, оборудованных соответствующими открытыми или закрытыми кузовами.

Гамму «Т202» составляли 5-ти местные штабные и разведывательные машины VC1 с цельнометаллическим кузовом фирмы «Бадд» (Budd) без дверей с укрепленным сбоку запасным колесом и аналогичные им «VC2» с радиостанцией за задним сиденьем, пикапы VC3, VC4 и VC5 с открытыми или закрытыми 2-х местными кабинами и цельнометаллической платформой для легкого вооружения, а также грузопассажирский «VC6» «Кэрриолл» (Carryall) с закрытым цельнометаллическим остекленным 3-х дверным кузовом. В 1939-40 машин серии Т202 собрали 4640 единиц.

В 1940 году, выиграв конкурс военного ведомства, на основе своего семейства Т202 компания «Додж» приступила к выпуску гаммы Т207 с типичными армейскими очертаниями, решетчатой облицовкой радиатора, крыльями плоской формы, двигателем Т207 (3,6 литра, 85 лошадиных сил) и передней 2,3-тонной лебедкой. Прежний ряд исполнений был существенно расширен и включал базовый пикап WC1 с цельнометаллической кабиной, штабной WC6 с тентом и его варианты c лебедкой WC7 и радиостанцией WC8, открытое шасси с откидным лобовым стеклом WC3 для установки вооружения, в том числе 37-мм пушки Т36 (с лебедкой — WC4), грузопассажирский WC10 «Кэрриолл» и аналогичный ему фургон WC11, а также санитарный WC9 с удлиненной до 3125 миллиметров базой, закрытым кузовом и задними двускатными колесами.

В 1941-42 выпускалась усиленная гамма Т211 с модернизированным 85-ти сильным мотором Т211, параллельно с которой изготовлялась серия Т215 с новым силовым агрегатом Т215 (3,8 литра, 92 лошадиные силы), внешне не отличавшиеся друг от друга. Многочисленный шлейф их исполнений был аналогичен гамме Т207, но в серии Т211 они носили обозначения от WC12 до WC20, а в серии Т215 — от WC21 до WC43. Дополнительно к прежним вариантам в первой гамме появилась мастерская WC20 на длинно-базовом шасси, а во второй — машина службы телефонной связи WC43. До 1944 года в общей сложности было выпущено 78229 машин 1/2-тонного ряда.

Самую большую известность приобрели 3/4-тонные автомобили «Додж» серии Т214 (4×4), имевшие в США прозвище «Бип» (Beep) — Big Jeep («Большой джип»), а в Красной армии известные как «Додж три четверти». Прототип этой машины был готов в конце 1941 года, а производство базовых многоцелевых вариантов WC51 с открытым 10-ти местным цельнометаллическим кузовом с тентом и WC52 с лебедкой развернулось в начале 1942. Они имели колесную базу 2490 миллиметров сухую массу 2577 и 2700 килограмм соответственно, оснащались 92-х сильным мотором Т214, фактически аналогичным модели Т215, а по общей конструкции не отличались от 1/2-тонного семейства.

Исключение составляли широкопрофильные шины размером 9.00R16 и 12-ти вольтовое электрооборудование на последних выпусках. Базовые машины стали основой 5-ти местных штабных и разведывательных вариантов WC56, WC57 с лебедкой и WC58 с радиостанцией и открытыми кузовами «Бадд», шасси WC55 для спаренных зенитных пулеметов, 37-миллиметровой зенитной пушки и установки Т62 для запуска противотанковых реактивных снарядов.

На шасси с удлиненной до 2896 миллиметров базой предлагали 7-ми местные грузопассажирские машины WC53 «Кэрриолл», а длинно-базовое шасси (3073 мм.) служило для ремонтных мастерских WC59, WC60 и WC61 с разными надстройками и санитарных машин WC54 с цельнометаллическим кузовом на 7-ми сидячих раненых.

В 1945 году выпускали также варианты WC64 со съемным авиа-транспортабельным дерево-металлическим кузовом и WC54M (S7MA) с высоким цельнометаллическим фирмы «Бойертаун» (Boyertown) со сдвижной боковой дверью. Автомобили серии Т214 имели габаритную длину 4215-4940 миллиметров, дорожный просвет 270 миллиметров, сухую массу — 2430-3120 килограмма, развивали скорость 87 км/ч и расходовали в среднем 13 литров бензина на 100 километров В 1943-44 на шасси WC52 построили опытные образцы компактных низкопрофильных вариантов Т225 и Т226 с колесной базой 2490 и 2540 миллиметров соответственно.

На модели Т225 с 4,6-литровым мотором «Шевроле» V8 десять человек располагались на двух передних 4-х местных поперечных сиденьях и на одном заднем 2-х местном. На Т226 место водителя было сдвинуто вперед на 300 миллиметров и установлено рядом с двигателем. Спиной к нему располагался один пассажир, сбоку которого крепилось запасное колесо. Это позволило существенно уменьшить высоту машины, но полезную длину 6-ти местной грузовой платформы удалось увеличить всего на 12 сантиметров. До конца войны 2-х осных автомобилей серии WC было собрано 255193 экземпляра, часть из них поставили в СССР по ленд-лизу.

Развитием гаммы Т214 стала серия 1,5-тонных многоцелевых армейских автомобилей Т223 (6×6), отличавшихся лишь установкой 2-х ступенчатой раздаточной коробки, колесной базой 3700 миллиметров, увеличенной до 5,7 метров габаритной длиной и собственной массой, возросшей до 3430 килограмм. В нее входили только два варианта с открытыми цельнометаллическими кузовами — базовый WC62 и WC63 с лебедкой. На них устанавливали цистерны топливозаправщики, эвакуационное оборудование и различное вооружение, включая зенитную установку М33 и систему залпового огня Т75, а в 1942 был изготовлен образец бронеавтомобиля, весившего 3,8 тонны. В 1943-45 годах машин серии Т223 собрали 43224 экземпляра.

Своеобразным исключением из сложившейся военной программы «Доджа» был 1,5-тонный капотный грузовик Т203 (VF405) 4×4 с двигателем Т209 (3,95 литра, 85 «лошадок»), 8-ми ступенчатой трансмиссией и вакуумным усилителем в гидроприводе тормозов, изготовленный в 1940-42 в количестве 6,5 тысяч экземпляров. Последним армейским грузовиком «Додж» периода Второй мировой войны стал 3-х тонный Т234 (4×4) с 5,4-литровым двигателем мощностью 91 «лошадка», поставлявшийся в 1944-46 годах в Австралию и Китай.

В общей сложности во время войны компания «Додж» выпустила 437892 различных автомобилей. Их собирали также в Канаде и Австралии, а при государственных поставках в ряд стран они носили марку «Фарго» (Fargo). По окончании войны компания «Додж», как и известная фирма «Виллис» (Willys), прочно привязанная к выпуску полноприводных армейских машин, долгое время занималась их модернизацией. В августе 1945 года она построила опытный образец Т233 с удлиненной базой и двумя рядами сидений, а затем вариант Т47 с задними продольными сиденьями, отличавшиеся внешне от серии WC51/52 только тем, что напоминали увеличенные в размерах джипы «Виллис-МВ».

Созданные впоследствии перспективные армейские автомобили с двигателями воздушного охлаждения носили марку «Крайслер», а фирма «Додж» продолжала заниматься совершенствованием своих машин военного времени. Долгая и кропотливая работа принесла результат: в 1949 году — начался выпуск обновленного 3/4-тонного семейства Т245 (4×4) с известным стандартизованным индексом М37. Внешне базовый пикап М37 отличался от модели WC51 измененными формами оперения, капота, бампера и 3-х местной кабиной с тентом.

Он имел колесную базу 2845 миллиметров, но оснащался прежним 3,8-литровым двигателем с новым индексом Т245, развивавшим мощность 78-81 лошадиных сил, зато получил 2-х ступенчатую раздаточную коробку, 24-х вольтовое электрооборудование и новую лебедку с тяговым усилием 3,4 тс.. В 1957-70 годах фирма предлагала вариант Т245А (М37В1) с модернизированными трансмиссией и водяным насосом системы охлаждения. Основой нового семейства были шасси с кабиной М56, М56В1 и М56С с усиленной задней подвеской, послужившие также базой открытого штабного варианта М42, санитарных машин М43 и М43В1 с алюминиевым кузовом, 1,75-тонного грузовика М53, передвижной мастерской М201, пожарных и эвакуационных машин.

Среди опытных разработок были автомобили ХМ195 и М37Е2 со 106-сильным мотором и 1,75-тонный самосвал ХМ708. В целом машин этой серии сделали 130 тысяч единиц. Выпускавшийся с 1946 цельнометаллический 1-но тонный пикап «Пауэр Вэгон» (Power Wagon) с колесной базой 3200 миллиметров — гражданский вариант военной серии WC51/52 — также широко использовался в армии США, в странах Азии и Африки, особенно его последняя версия WM300. В 1959-68 годах на таком шасси со 125-ти сильным мотором фирма собирала армейский пикап М601 и санитарный автомобиль М615.

В конце 60-х на смену этим давно устаревшим машинам пришла более совершенная 1,25-тонная тактическая гамма М715 компании «Кайзер Джип» (Kaiser Jeep). В свою очередь, фирма «Додж» вместе с тремя другими американскими компаниями в начале 70-х годов приняла участие в конкурсе на создание принципиально нового семейства вспомогательных 1,25-тонных армейских автомобилей. В марте 1975 года был подписан крупный контракт на поставку таких машин. Их производство началось в мае, и до конца 1978 года было построено около 44 тысяч автомобилей.

Базовыми являлись пикапы М880 (4×4) и М890 (4×4), выполненные на коммерческих шасси W200 и D200 соответственно, оснащенных верхнеклапанным бензиновым двигателем «Крайслер» V8 мощностью 150 лошадиных сил, автоматической 3-х ступенчатой коробкой передач «ЛоудФлайт» (LoadFlite) и 2-х ступенчатой раздаточной «Нью Процесс» (New Process), рессорной подвеской и передними дисковыми тормозами. В семейство, известное как М880, входили также санитарные машины М886/М893, полноприводные шасси М883/М885 для перевозки легких контейнеров и мастерские М887/М888 для прокладки и ремонта сетей связи.

В начале 80-х годов очередной контракт на автомобили такого класса выиграл концерн «Дженерал Моторс» (General Motors), практически полностью вытеснивший компанию «Крайслер» и ее подразделение «Додж» из военного сектора. К настоящему времени в вооруженных силах разных стран мира служат в основном доработанные коммерческие автомобили «Додж», основная доля которых приходится на вседорожники и легкие грузовики серии «Рэм» (Ram). Наиболее интересным среди них является армейский пикап «Рэм-2500ХЕВ» (4×4) с гибридным приводом от 5,9-литрового дизеля и электромоторов, получающих энергию от генератора или аккумуляторных батарей и обеспечивающих машине возможность практически бесшумного передвижения в боевых условиях.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

  • Автор: Евгений Смольников

Двигатель Dodge модели D5 - 1937 года выпуска, он был бензиновым, с рядным расположением, шести цилиндровый, рабочий объем - 3,560 литров, с установленным на него .

Материалы: http://truck-auto.info/dodge/47-istoriya.html


Back to top