1 ≫
-
В России есть немало городов, чьё благополучие основано на функционировании огромных автомобильных предприятий — таковыми являются Тольятти, Набережные Челны, и, конечно же — Нижний Новгород, где расположен завод ГАЗ. Последний имеет наибольшую среди всех советских, а впоследствии и российских автозаводов историю. Благодаря этому он обладает собственной конструкторской школой с солидным опытом, а также множеством технических наработок в области создания надёжных массовых автомобилей. В настоящее время фабрика ГАЗ специализируется на производстве грузовых и специальных транспортных средств, однако в его истории было немало легковых машин, которые играли существенную роль в жизни страны. История ГАЗа началась ещё задолго до войны, и он принимал немалое участие в индустриализации страны, сделавшей её одной из наиболее могущественных в мире.
История завода ГАЗ насчитывает множество интересных фактов
Зарубежные корни
Ещё в начале весны 1929 года правительство молодой Страны Советов постановило о необходимости строительства собственного автомобильного завода, который мог бы обеспечить государство жизненно важной техникой, закупавшейся ранее за рубежом. Спустя месяц выбрали и площадку для перспективного предприятия — она была расположена неподалёку от города Нижний Новгород, который имел удобное расположение — как с позиции расположенных рядом природных ресурсов, так и в области географии. Перед создателями будущего завода ГАЗ стал нелёгкий выбор — начать подготовку собственных специалистов, которая могла отнять несколько лет или же воспользоваться посторонней помощью. После недолгих размышлений был выбран именно второй вариант, так как малейшее промедление могло стать причиной невыполнения планов. В качестве основного партнёра выбрали американскую компанию Ford, которая тогда была крупнейшим представителем мирового рынка.
В создании будущего завода ГАЗ принимали участие и советские специалисты, однако большая часть проектных работ была выполнена инженерами Ford, которые составили детальный план возведения предприятия, рассчитанный на несколько лет. В качестве первоначального модельного ряда для вновь основанного завода были выбраны транспортные средства Ford A и Ford AA — несколько экземпляров доставили в Советский Союз для проведения испытаний. Спустя ровно год проект ГАЗ был готов и на строительной площадке заложили первый камень будущего автомобильного гиганта. Для контроля над процессом производства в СССР отправились американские специалисты, которые должны были следить за правильностью соблюдения всех деталей проекта.
В создании завода ГАЗ участвовали специалисты компании Ford
Настоящая история автомобилей ГАЗ началась в 1932 году — благодаря ускоренному выполнению работ завод был построен со значительным опережением срока, что заняло всего 18 месяцев. Первоначально продукция предприятия состояла исключительно из грузовых транспортных средств, однако в конце этого года конвейер пополнился легковыми машинами. На позицию главного инженера и ведущего специалиста конструкторского отдела ГАЗ был приглашён гениальный конструктор-техник, бывший начальник отдела автомобилей НАМИ, А. А. Липгарт.
Первая продукция
Испытания автомобилей Ford, переданных в СССР, показали, что эти транспортные средства не соответствовали в полной мере требованиям, которые предъявлялись страной с плохо развитой дорожной сетью. Поэтому приняли решение об осуществлении модернизации машин, которые должны были собираться на ГАЗе. В частности, для них разработали новую систему рулевого управления, отличавшуюся повышенной надёжностью, а также усиленный картер сцепления, выдерживающий огромные нагрузки.
Кроме того, самостоятельно были спроектированы и кузова. В частности, ГАЗ-АА, который до конца 1932 года назывался НАЗ-АА (Нижегородский автомобильный завод), получил бортовую платформу, а также кабину, созданную из дерева и прессованного картона. Силовой агрегат Ford, который в начале процесса производства поставлялся из США, при рабочем объёме, составлявшем 3,2 литра, развивал мощность 40 лошадиных сил, чего хватало до разгона пустой машины до 70 километров в час. Аналогичный мотор устанавливался и на фаэтон ГАЗ-А, который стал на конвейер к концу 1932 года, и не имел наименования НАЗ. Легковая машина поставлялась разнообразным государственным организациям, а также военным частям и первым лицам государства — в частную собственность было передано лишь несколько экземпляров.
В 1934 году произошли первые усовершенствования — в частности, на «полуторку» начали устанавливать металлическую кабину, а также был создан крупный автомобиль ГАЗ-ААА с тремя осями и грузоподъёмностью, составлявшей 2 тонны. Всего через год после этого Страна Советов получила первый автомобильный рекорд — предприятие ГАЗ стало первым, выпустившим свыше 100 тысяч машин. Нужно было двигаться дальше, и вскоре история завода ГАЗ пополнилась по-настоящему эпохальным автомобилем.
Окончание довоенного периода
Так как партнёрское соглашение, заключённое с Ford, предполагало продолжение сотрудничества в течение 5 лет после строительства завода, вскоре в СССР отправились чертежи относительно новой модели Ford B, которая была по меркам своего времени весьма прогрессивной. Советские специалисты по достоинству оценили полностью металлический закрытый кузов и ряд оригинальных технических решений, однако внесли несколько корректив в первоначальную документацию. В частности, поперечные рессоры заменили продольными, примитивные фрикционные амортизаторы уступили место гидравлическим, а диски со спицами были заменены стальными штампованными изделиями. Кроме того, советские инженеры на заводе ГАЗ решили также проблему с низкой долговечностью карданного вала, увеличили размер крыльев, что позволило уменьшить загрязнение подкапотного пространства и заново спроектировали привод передних тормозов.
Так появился автомобиль ГАЗ-М1, который, как и весь завод, носил имя Молотова. Ещё одной его особенностью было использование модернизированного двигателя Ford A, который теперь получил наименование ГАЗ-М и отличался мощностью в 50 лошадиных сил при одинаковом объёме. На базе транспортного средства ГАЗ-М1 было разработано свыше 20 модификаций, которые находились в крупносерийном производстве. В 1937 году была куплена лицензия на производство более мощного мотора Dodge D5, который при рабочем объёме шести цилиндров в 3,5 литра развивал мощность 76 лошадиных сил — этот агрегат устанавливался на «эмку», получившую изменённое имя ГАЗ-11-73. В 1938 году прежний двигатель ГАЗ-М стал устанавливаться также на полуторку, которая уже именовалась ГАЗ-ММ.
Кроме того, непосредственно перед войной была разработана полноприводная «эмка» с мощным мотором, которая носила имя ГАЗ-61 — она стала основным личным транспортом высших чинов штаба. Помимо этих знаменитых автомобилей, ГАЗ до войны создал немало оригинальных транспортных средств, которые впервые выпускались в пределах СССР. В частности, таковыми стали:
- Пикапы легковые (на основе ГАЗ-А и более современного ГАЗ-М1);
- Санитарные автомобили;
- Автобусы ГАЗ-03-30, которые даже использовались в качестве маршрутного транспорта в крупных городах;
- Самосвал на базе «полуторки» с опусканием кузова за счёт давления на него груза.
Суровые годы военные
В первые дни боевых действий завод прекратил выпуск продукции гражданского назначения и полностью переориентировался на создание военной техники. В частности, именно здесь был выпущен первый советский легковой внедорожник ГАЗ-64, который впоследствии стал основой для разработки знаменитого УАЗ-469. Спустя два года была сконструирована и его модернизированная модификация ГАЗ-67Б, которая уже могла использоваться в качестве небольшого артиллерийского тягача благодаря повышенной прочности конструкции, и новому мотору мощностью в 54 лошадиные силы. Кроме того, история автозавода ГАЗ включает и создание бронеавтомобилей моделей БА-64 и усовершенствованного БА-64Б на базе такой техники. Последний также отличался расширенной колеёй, которая помогала ему преодолевать заболоченную местность и прочие сложные участки пути, непроходимые для тяжёлых транспортных средств.
Однако перечень боевых машин на этом не заканчивался. Именно конструкторы завода ГАЗ принимали ведущее участие в разработке наиболее массовых танков РККА в первые годы войны, которыми были Т-60 и модернизированный Т-70. Также именно здесь впервые появилась самоходная лёгкая артиллерийская установка СУ-76, которая после модернизации стала называться СУ-76М. Конструкторский отдел завода разработал свыше 20 автомобилей увеличенной проходимости, в том числе гусеничных или даже полугусеничных, но большинство из таковых сохранилось исключительно в виде чертежей и прототипов.
Часть корпусов предприятия была переориентирована под выпуск иной продукции — в частности, именно здесь собирались машинокомплекты, поставляемые из США по соглашению «ленд-лиза». Также на заводе ГАЗ создавались знаменитые реактивные миномёты БМ, которые известны нам под наименованием «Катюша». Производили на автомобильном предприятии и предметы, вовсе не связанные с транспортом — патроны, снаряды, миномёты, оружие. Перед окончанием войны завод и его конструкторы получили ряд правительственных наград, которые позволяли подчеркнуть их заслуги в победе над фашистской Германией.
Послевоенное восстановление
Несмотря на необходимость страны, находившейся в упадке после войны, именно в грузовом транспорте, первые лица государства дали распоряжение вначале поставить в производство легковой автомобиль. В 1946 году из ворот предприятия выехал по-настоящему инновационный автомобиль — ГАЗ-М20 с именем «Победа». Никогда раньше в отечественном автомобилестроении не использовался до него несущий кузов и понтонная компоновка, что означало отсутствие расстояния между капотом и крыльями. Кстати, ГАЗ-М20 был одним из немногочисленных автомобилей понтонного типа того времени не только в стране, но также в пределах мира. На машину устанавливался современный мотор объёмом 2,1 литра и фактической мощностью 52 лошадиные силы. Ходит легенда, что когда автомобиль представляли Сталину, при попытке сесть в него он ударился головой о крышу и сказал «Невелика же наша Победа», после чего руководство завода спешно принялось за создание более крупных легковых машин.
Так как история создания завода ГАЗ начиналась с грузового транспорта, нельзя обходить стороной первые утилитарные автомобили послевоенного периода. Заслуженную «полуторку» наконец отправили на покой — ей на смену пришли модификации ГАЗ-51 (задний привод, 2,5 тонны грузоподъёмности) и ГАЗ-63 (полный привод, 2 тонн грузоподъёмности). В 1949 году решили отправить на заслуженный отдых и армейский внедорожник ГАЗ-67Б, на смену которому пришёл знаменитый ГАЗ-69, получивший в народе прозвище «козлик».
Негласное задание Сталина выполнили в 1950 году, когда появился следующий легковой автомобиль, по слухам, уже очень высоко оценённый руководством страны. Таковым стал ГАЗ-12 «ЗИМ», получивший дополнительное имя по названию завода, аналогично «ЗИС». Его особенностью было применение мощного двигателя с шестью цилиндрами, который при объёме в 3,5 литра выдавал мощность 90 лошадиных сил. Достаточно интересным техническим решением стало применение гидравлической муфты — узла, который полностью заменял собой сцепление. В отличие от автоматической трансмиссии, он не позволял забывать о переключении передач, однако не давал мотору заглохнуть, позволял трогаться с любой из трёх ступеней КПП, а также полностью исключал рывки в движении.
Громкие имена
Однако модельный ряд ГАЗа всё равно оставался невероятно узким и содержал только один автомобиль, предназначенный для реализации широкому кругу потребителей. Поэтому в начале пятидесятых активно велась работа над «Победой» второго поколения, которая в 1956 году получила наименование ГАЗ-21 «Волга». Автомобиль уже имел все признаки кузова «седан», а также имел более крупные размеры и мог вмещать шесть человек благодаря использованию вместо двух индивидуальных передних кресел крупного «дивана». Двигатель при объёме в 2,5 литра развивал мощность 70 или 75 лошадиных сил, а в первые годы выпуска кроме механической коробки передач потребителям предлагалась также автоматическая с тремя ступенями и кнопочным управлением. «Волга» выпускалась более чем в 30 модификациях, среди которых были таксомоторные, экспортные дизельные, тропические, праворульные и даже грузопассажирские варианты.
К концу пятидесятых в столице государства уже присутствовали посольства почти всех стран мира, которые активно пользовались привезёнными из-за рубежа автомобилями. Сравнительно с ними советские ЗИМы были очень слабыми, имели малый размер и устаревший дизайн. Поэтому, выполнив партийное задание, в 1959 году завод представил модель высшего класса ГАЗ-13 «Чайка». Машина впервые среди советских легковушек оснащалась восьмицилиндровым мотором и не получала варианта с механической трансмиссией. Мощность двигателя составляла 195–215 лошадиных сил при рабочем объёме 5,5 литров, а кузов мог представлять собой 7-местные седаны и лимузины либо 6-местные фаэтоны.
Расцвет
В начале шестидесятых на конвейер ГАЗа становятся одновременно три грузовые модели:
- Грузовик двойного применения ГАЗ-66 (2 тонны), который массово эксплуатировался в армии и даже имел десантные модификации, способные использоваться после парашютной высадки с самолёта;
- Шестицилиндровый ГАЗ-52 (2,5 тонны);
- Восьмицилиндровый ГАЗ-53 (3 тонны).
Все эти машины без видимых изменений производились до начала девяностых, благодаря чему их и поныне можно увидеть на дорогах страны. Кроме того, в это время началась история создания ГАЗ-24, который представлял собой модернизированную «Волгу».
Автомобиль обладал увеличенным в длину кузовом с более приземистым профилем, а также расширенной площадью стёкол. В качестве основных двигателей применялись узлы объёмом 2,4 литра, предназначенные для использования бензина А-76 или А-93, и развивавшие, в зависимости от разновидности топлива, 85 или 95 лошадиных сил. Кроме того, для спецслужб выпускалась модификация ГАЗ-2424 с силовым агрегатом и автоматической трансмиссией, полностью позаимствованной у «Чайки». Изначально в массовое производство планировали запустить автомобили с моторами V6 и V8, а четырёхцилиндровые бензиновые и дизельные модификации выпускать исключительно для таксопарков. Однако чиновники СССР распорядились иначе — крупные бензиновые моторы были объявлены «излишеством», а дизели устанавливали только на те транспортные средства, которые должны были отправиться на экспорт.
Первые проблемы
К сожалению, к завершению 70-х годов «застой» начался не только в экономике Союза, но и в жизни завода ГАЗ. Среди успешно реализованных проектов этого времени можно назвать исключительно модернизированную «Чайку» ГАЗ-14, которая получила новый угловатый кузов большого размера, приблизивший её по статусу к представительским лимузинам ЗИЛ. Кроме того, в 1981 г. представлен плод глубокой модернизации ГАЗ-24, который получил номер 3102. Единственным примечательным элементом такого транспортного средства был его двигатель, имевший форкамерную компоновку — благодаря формированию в отдельной ёмкости «факела», поджигавшего основную массу смеси, его мощность удалось довести до 105 лошадиных сил при существенном повышении крутящего момента и снижении объёма токсичных выбросов. Однако даже такая улучшенная машина не получила особенно широкого применения — основными её получателями стали чиновники среднего звена, которым по должности не положено было предоставление «Чайки».
В восьмидесятые годы активно велась разработка «большой Волги» ГАЗ-3105, которую предполагалось комплектовать мощным двигателем V8, позволявшим развивать предельную скорость свыше 200 километров в час, но по экономическим причинам с 1987 по 1996 год было собрано не более 60 экземпляров, включая опытные. Настоящим прорывом казалось производство нового грузовика ГАЗ-3307, оборудованного турбодизельным агрегатом воздушного охлаждения, развивавшим мощность 85 лошадиных сил, но фактически его удалось поставить на конвейер только в 1989 году. При этом автомобиль лишился своей главной особенности — карбюраторные бензиновые двигатели были заменены дизельными только в конце девяностых, когда завод заключил соглашение с фабрикой моторов в Минске. Проекты массовых недорогих седанов ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104 к 1989 году были полностью свёрнуты, оставив после себя лишь по несколько прототипов каждого вида.
Новое начало
Однако история машин ГАЗ на этом вовсе не закончилась — после распада СССР для многих людей «Волга» была символом наиболее роскошного автомобиля, который можно было получить в частную собственность, поэтому такие транспортные средства пользовались небывалым спросом. Несмотря на финансовый кризис, на заводе ГАЗ даже пришлось провести модернизацию оборудования, которая позволила увеличить объём производства ГАЗ-24 и ГАЗ-3102 в 1,8 раза. Вновь был создан проект выпуска транспортного средства с мощным мотором V8, которое должно было получить наименование ГАЗ-3111, однако серийный выпуск не осуществлялся. Вместо этого автомобиля в серию были отправлены «переходные» модели ГАЗ-3110 и появившаяся позже ГАЗ-31105, которые также были плодом глубокой модернизации «Волги» 24-й серии.
Наиболее успешным начинанием современности, которое было реализовано ещё в 1989 году, для ГАЗ стало производство автомобилей серии «ГАЗель», которые выпускались в модификациях с грузоподъёмностью 0,8–1,5 тонны и различными типами кузовов. Лучше всего жители России и стран СНГ знают «ГАЗели» по широко распространённым маршрутным такси на их базе, осуществляющим развозку пассажиров с начала 90-х и по текущее время. К началу двухтысячных годов в серию также был запущен полноприводный грузовой транспорт ГАЗ-3308, который получил популярность у коммунальных служб, а также у Армии Российской Федерации.
Современный этап
История авто «ГАЗ» получила новое развитие после вхождения в структуру холдинга «Русские Машины», который объединил в себе крупные предприятия национального масштаба, обладающие стратегической важностью. Именно после 2000 года были реализованы наиболее успешные проекты завода. В частности, началось серийное производство среднетоннажного автомобиля «Валдай» ГАЗ-3310, который построен с применением компонентов от «ГАЗели» и большого грузовика ГАЗ-3307.
Кроме того, была проведена масштабная модернизация всего остального модельного ряда. Полноприводные грузовики ГАЗ-3308 получили новую кабину, моторы и ряд иных агрегатов, после чего им было присвоено собственное наименование «Садко». На базе лёгкого коммерческого транспорта «ГАЗель» специалисты завода разработали сначала улучшенную модификацию «ГАЗель Бизнес», а затем «ГАЗель Next», которая фактически представляет собой второе поколение этого транспортного средства. Также на мощностях ГАЗ ведётся полномасштабная сборка иномарок производства General Motors и Volkswagen.
Видео об истории завода ГАЗ:
Конечно, были в современной истории завода ГАЗ и неудачные строки. В частности, с 2006 по 2009 год в состав группы компаний входило британское предприятие LDV, которое занималось производством малотоннажных грузовиков — впоследствии оно было продано малазийскому собственнику. Также с 2008 по 2010 год велось производство модернизированных седанов Chrysler Sebring под собственным именем Volga Siber, однако проект закрыли в связи с его убыточностью.
Непоколебимый
Завод «ГАЗ» уже много раз доказывал, что он может достойно пройти сквозь все тяжёлые испытания и выжить даже в наиболее масштабный кризис. При этом собственная сильная конструкторская школа в сочетании с использованием лучших технических достижений современного автомобилестроения позволяет делать его автомобили по-настоящему надёжными и универсальными в эксплуатации. Сейчас предприятие вновь переживает расцвет, к которому его привело сосредоточение на выпуске коммерческой техники — поэтому не исключено, что вскоре завод ГАЗ порадует нас очередными новинками, способными понравиться очень широкому кругу клиентов.
Материалы: http://365cars.ru/istoriya/istoriya-gaz.html
2 ≫
-
Новые вопросы
Самое популярное
Топ-5 (По голосам)
- home
- Автоистория
- История ГАЗ История ГАЗ
Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) – производитель всем хорошо известных автомобилей «Чайка», «Волга» и серии грузовиков. История этого отечественного гиганта в автомобилестроительной отрасли началась в 1930-х годах, когда еще не существовало Нижнего Новгорода, а процветал город Горький.
Часть коллектива Горьковского автозавода сотрудничала с американскими технологами из Ford Motor Company, но в январе 1932 года, когда закончилось строительство ГАЗ, они «перекочевали» на родину. Вскоре с конвейера Горьковского автозавода сошел прототип грузовика НАЗ-АА.
В 1933 году отечественный автозавод нацелился на производство легковых автомобилей среднего класса ГАЗ-А. Первенцы в сериях ГАЗ-А и ГАЗ-АА собирались с помощью чертежей американского концерна Ford Motor Company, но наши конструкторы внесли несколько изменений: усилили рулевой механизм и картер сцепления. Затем с конвейера Горьковского автозавода сошел автобус служебного назначения ГАЗ-03-30.
В конце 1934 года ГАЗ начал реализацию генплана массового производства трехосного грузовика ГАЗ-ААА и самосвала ГАЗ-410, а в 1937 году – санитарного автобуса ГАЗ-55 и газогенераторного грузовика ГАЗ-42. В 1930-х годах с конвейера сошел первый пикап Горьковского автозавода, созданный на базе легкового автомобиля ГАЗ-4. Стоит отметить, что в 1930-х годах в истории ГАЗ особую роль сыграло сотрудничество с американскими автомобилестроительными компаниями.
Модель ГАЗ М-1 неоднократно модернизировалась, в результате чего общественность увидела ГАЗ-415, ГАЗ-11, ГАЗ-11-73, ГАЗ-11-40, ГАЗ-61.
Летом 1943 года Горьковский автозавод был частично разрушен стратегическими авиационными налетами германской армии. Благодаря умелому руководству И. К. Лоскутова (тогдашнего директора ГАЗ) за 3 месяца удалось отремонтировать около 50 зданий и сооружений, свыше 9 тыс. единиц различного оборудования.
С 1941 по 1945 год Горьковский автозавод выпустил около 177 тыс. автомобилей, 12 тыс. танков, 24 тыс. минометов и 30 тыс. снарядов к «Катюше».
Правительство СССР достойно оценило заслуги коллектива ГАЗ, наградив их орденом Ленина, орденом Великой Отечественной Войны I степени и орденом Трудового Красного Знамени.
В январе 1946 года с конвейера сошел новенький грузовик ГАЗ-51. «Визиткой» этой модели стало качество в связке с образцовой надежностью и экономичностью, поэтому она 29 лет не покидала конвейер, да и в наши дни все еще «бороздит просторы Вселенной».
В июне 1946 года была собрана первая партия ГАЗ М-20, более известной как «Победа». Этот автомобиль обрел мировую популярность! Он отличался внешним видом, в частности первой «бескрылой» формой кузова; гидравлическими тормозами; независимой подвеской передней оси; V-образным лобовым стеклом и чрезвычайной комфортабельностью, потому что салон «Победы» оснащался улучшенной системой отопления и радиоприемником.
В 1953 году с конвейера Горьковского автозавода сошел внедорожник ГАЗ-69, который отлично себя зарекомендовал в СССР, после чего активно экспортировался за границу.
«Волга» и «Чайка» получили Гран-При на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе.
Конец 1970-х годов ознаменовался выпуском нового легкового автомобиля большого класса – ГАЗ-14, который с технической точки зрения не сильно отличался от «двадцать четвертой».
В 1973 году под «ГАЗ» подразумевали уже 11 заводов. С 1973 года Горьковский автозавод слегка приостановил прогресс модельного ряда и сосредоточился на «дизелизации» грузовиков.
В 1984 году с конвейера сошел первый грузовик с дизельным двигателем воздушного охлаждения – ГАЗ-4301.
В 1985 году параллельно с массовым производством ГАЗ-24 Горьковский автозавод начал «штамповать» ГАЗ-3102, который оснащался форкамерно-факельным видом зажигания, поэтому этот автомобиль долгий период времени считался исключительно служебным транспортом государственных и партийных чиновников.
В конце 1980-х годов ГАЗ производил на заказ ГАЗ-2410 – более «мажорную» модификацию «двадцать четвертой».
После распада СССР Горьковский автозавод сумел избежать глубокого кризиса и относительно быстро адаптировался к новым условиям.
В конце 1999 года с конвейера Горьковского автозавода сошел заднеприводный седан ГАЗ-3111 – результат сотрудничества ГАЗ и Venture – американской автомобильной компании.
Материалы: http://www.avtorem.info/avtoistorija/istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-avtomobilej-gaz.html
3 ≫
-
История марки ГАЗ началась в 1929 году. 1 мая между ВСНХ СССР и американской фирмой Ford Motor Company был заключен договор о технической помощи в организации массового лицензионного производства легковых и грузовых автомобилей. Производственную программу решено было начать с легкового автомобиля Ford-A и легкого грузовика Ford-АА. Нижегородский автомобильный завод (именно так назывался в тот момент нынешний ГАЗ) был введен в строй 1 января 1932 года.
Споры о том, с какого автомобиля была "содрана" знаменитая Волга ГАЗ-21, не утихают до сих пор. Прямого прототипа не существует - до начала производства дизайнеры завода изучили не менее 30 иномарок
Первым автомобилем, выпущенным на новом предприятии, был полуторатонный грузовик НАЗ-АА (с 1933 года — ГАЗ-АА). Легендарный грузовик заслужил во время Отечественной войны ласковое прозвище «полуторка». Первый легковой автомобиль ГАЗ А с открытым пятиместным кузовом типа «фаэтон» был собран в декабре 1932 года.
Свое современное название марка получила по названию города – Горький (до 1933 и после 1990 года Нижний Новгород), где был построен автомобильный завод. Логотипом марки стал бегущий олень на фоне стены Нижегородского Кремля, а капоты некоторых горьковских легковых автомобилей украшала фигурка бегущего оленя (элемент герба города). Товарный знак горьковского автозавода «бегущий олень» был зарегистрирован лишь в 1959 году, хотя разработан гораздо раньше.
В ранний довоенный период, до 1941 года, завод интенсивно развивал производство. Помимо первых моделей в 1933 году был выпущен 17 местный автобус ГАЗ 03-30. В дальнейшем конструкторы и инженеры создали на основе шасси Форд двухтонный грузовик, ГАЗ 42, полугусеничный грузовик и санитарный автомобиль.
Автоматическая коробка передач впервые в СССР была применена на автомобилях Горьковского завода, таких как "Чайка" ГАЗ-13
17 апреля 1935 года с конвейера завода сошел стотысячный автомобиль, которым стал легковой ГАЗ А.
В довоенный период было освоено производство ряда новых моделей легковых автомобилей. Самый известный - ГАЗ М1 - пятиместный, четырехдверный седан (легендарная «Эмка»).
В годы Великой Отечественной Войны предприятие полностью переключилось на выпуск техники, необходимой для нужд Красной Армии.
Послевоенный период ГАЗ характеризуется активным выпуском новых моделей. В 1946 году начато производство знаменитого седана ГАЗ М20 – «Победа». В 1949 году создан джип ГАЗ 69 «Труженик». В 1950 году на конвеер стал большой представительский седан ГАЗ 12 «ЗИМ». В 1956 году «Победа» была заменена седаном ГАЗ 21 «Волга», а 1959 году на смену «ЗИМ» пришла ГАЗ 13 «Чайка». В начале семидесятых появилась ГАЗ 24 «Волга».
Март 1981 года ознаменовался выпуском 10 миллионного автомобиля ГАЗ.
В 80-е годы была принята программа дизелизации грузовых автомобилей, которая стала приоритетной в развитии предприятия.
С распадом СССР предприятие испытывало многочисленные кризисные явления. Только благодаря государственным заказам и сотрудничеству с фирмой Chrysler ему удалось избежать банкротства.
Самая редкая "Волга" - ГАЗ 3111. Этот автомобиль, выпущенный в количестве 424 экземпляров, ознаменовал закат линии легковых автомобилей Горьковского завода
В настоящее время фирма выпускает:
- малотоннажные автомобили, грузоподъемностью 0,75-1,5 тонн семейств «Соболь» (2310 и 2752), « Газель» и «Газель - Бизнес» (3302 и 2705);
- среднетонажные грузовики семейства «Валдай» 3307 и 3309;
- полноприводные автомобили грузоподъемностью 1,3-4 тонны «Тигр и еще ряд моделей.
В 2010 году ввиду падающей популярности было принято решение о прекращении производства легковых автомобилей семейства «Волга».
В 2011 году между «Группой ГАЗ» и американской GM достигнуто соглашение о сборке Chevrolet Aveo на производственных мощностях в Нижнем Новгороде. Аналогичное соглашение было достигнуто и с Volkswagen Group Rus, оно предполагает сборку до 110 тыс. легковых автомобилей на мощностях ГАЗ.
ГАЗ-24 «Волга» — автомобиль среднего класса, производившийся на ГАЗ с 1970 по 1985 год. В дальнейшем ГАЗ-24 пережила ряд модернизаций, одной из самых массовых была "рестайлинговая" модель 24-10. "Волга" достаточно мало распространялась через автомагазины, так как изначально была запланирована в качестве основного служебного автомобиля СССР. Служебные «Волги» (включая такси) были так распространены, что составляли значительную часть городского транспортного потока 1970—1980-х годов наряду с "Москвичами" и продукцией Волжского автозавода.
«Газель» — популярная и на протяжении ряда лет единственная серия малотоннажных автомобилей российского производства. Автомобили этой серии производились на Горьковском автомобильном заводе с 1994 года до весны 2010 года. В дальнейшем модель подверглась модернизации, и производство малотоннажного грузовика продолжилось. Модернизированная "Газель-Бизнес" производится с февраля 2010 года.
Volga V8 Roadster, построенная на базе BMW 650i, вероятно, самая быстрая "Волга" на свете. Правда, на "Волгу" этот эксклюзивный автомобиль похож только внешне
Весной 2013 года начался выпуск машины нового поколения "Газель Next". От предыдущей модификации Газели осталась несущая рама, механическая коробка передач (для версий с двигателем отечественного производства) и задний мост. На раме установлена современная кабина большего, по сравнению с предыдущими модификациями, размера и повышенной комфортабельности.
Легковые автомобили ГАЗ в Советском Союзе всегда считались символом престижа и богатства. Героев войны, космонавтов, хоккеистов сборной и других выдающихся людей принято было награждать «Волгами». Первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин любил кататься на вездеходе ГАЗ-69. Лимузины «Чайка» и «ЗиМ» обслуживали высшее партийное и советское руководство. К примеру, «ЗиМ» был личным автомобилем Генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. Легендарного маршала Жукова водитель возил на вездеходе ГАЗ-61.
Обладателями горьковских автомобилей были известные писатели, художники, режиссеры. Людмила Зыкина владела ГАЗ 2410, а Александр Абдулов любил водить «Волгу» ГАЗ 31029. Многие коллекционеры не считают свой автопарк полным без старого легкового автомобиля Горьковского завода – к примеру, Леонид Ярмольник очень любит свою коллекционную «Победу».
Материалы: http://blamper.ru/auto/gaz/wiki/vse-marki-i-modeli/istoriya-marki-gaz-3806