Азбука световой сигнализации

1 ≫

Азбука световой сигнализации – анализ с позиций здравого смысла

При движении на машине, и в городе, и на трассе, наша безопасность в значительной степени обуславливается нашей информированностью о дорожной ситуации вокруг нас и о намерениях других участников дорожного движения. К сожалению, чаще всего, источником информации для нас служат лишь наши собственные органы чувств – глаза, уши, тело. Первое из упомянутых чувств – зрение – является самым информативным, и, пожалуй, единственным незаменимым каналом восприятия. В то же время, поле нашего зрения практически всегда чем-то ограничено. Информацию скрывают от нас повороты и перепады высоты дороги, другие транспортные средства, дождь, туман и темнота, слепящее солнце и слепящие встречные фары.

Учитывая все вышеперечисленное, представляется совершенно очевидным, что обмен информацией между водителями на дороге может значительно расширить наши возможности в оценке текущей дорожной ситуации и повысить безопасность движения. В то же время, существующие способы общения на дороге крайне ограничены. Всевозможные попытки изобретателей по всему миру ввести дополнительные средства оперативной коммуникации между транспортными средствами на дороге разбиваются о невозможность совместить в чем-то одном следующие качества:

Стоит нарушить одно из этих трех требований, и ваше решение обречено на неудачу. Сложное устройство (как в смысле посылки сигнала, так и в смысле его понимания) сделает его бесполезным в условиях, когда ситуация требует разрешения в течение долей секунды. Неточная информация потребует ее дополнения и проверки с помощью других источников, которые, возможно, тоже не будут точны, что, в итоге, снова приведет к неоправданно большим временным затратам. Наконец, вероятность ложной интерпретации вашего сигнала приведет, скорее всего, к тому, что этот сигнал не будут принимать во внимание.

Таким образом, сработать может либо некоторое, банально простое средство, либо вообще никакое. И такое средство есть: это штатные внешние световые приборы, которые есть у каждого автомобиля. Использование их у любого мало-мальски опытного водителя доведено до автоматизма, поэтому уж чему-чему, а требованию простоты они удовлетворяют по определению.

И именно штатные внешние световые приборы, с годами развития мирового автомобилизма, стали основным инструментом общения на дороге, используемым миллионами водителей по всему свету.

Однако, прежде чем мы перейдем непосредственно к изложению так называемой азбуки световой сигнализации, давайте обратимся к ее первоосновам.

Автомобиль предоставляет нам следующие способы подать световой сигнал:

Другие элементы и режимы в качестве сигнальных использовать неудобно. Ближний свет фар часто бывает включен постоянно (в отличие от дальнего, который порядочный водитель никогда не использует при наличии встречных транспортных средств). Противотуманные огни есть не у каждого. С огнями заднего хода вообще все очевидно.

Чтобы обеспечить защиту от ложной интерпретации, надо всегда помнить об основном назначении названных сигнальных средств. При этом не совсем правильно считать, что их основное назначение – это сообщить другим участникам движения о ваших намерениях. Поверьте, другим водителям на дороге совершенно неинтересны ваши намерения. Ничего личного, просто им до вас нет никакого дела… до тех пор, пока вы не станете для них источником дополнительного риска. А совершенно очевидно, что любой перестраивающийся, тормозящий или просто аварийный автомобиль – это источник риска.

Тут надо сделать маленькое пояснение. Нельзя говорить, что всем на всех на дороге и вправду наплевать. Мы пропускаем перестраивающийся автомобиль в пробке, мы прижимаемся к обочине на трассе. Но! Мы все это делаем по этическим соображениям, которые никак не отражены в законе и которые ни к чему нас формально не обязывают. Поэтому давайте разделим наше поведение на два уровня:

И на первом, формальном, рефлекторном уровне всем действительно должно быть на всех наплевать.

Итак, любой водитель, даже если он не в настроении проявлять вежливость, реагирует на ваши световые сигналы так, чтобы минимизировать свой риск. Когда вы включаете левый поворотник, другие водители постараются не обгонять вас слева, либо, наоборот, постараются как можно быстрее завершить левый обгон. Если у вас загорелись стоп-сигналы, то водитель сзади вас тоже притормозит, либо уйдет в другую полосу.

Зная и понимая типичную реакцию других участников дорожного движения на ваши сигналы, вы можете не только предупреждать их о собственных маневрах, но и побуждать их самих совершать, либо не совершать тот или иной маневр. В этом и есть назначение и суть азбуки световой сигнализации.

Теперь давайте пройдемся по каждому типу сигнала, и сформулируем возможные сообщения, которые можно с его помощью передать.

Реакция едущего сзади водителя: не обгонять, либо как можно быстрее закончить маневр обгона. Реакция встречного водителя: сдвинуться ближе к своему краю дороги (потому что при левом повороте машины часто вплотную приближаются к встречной полосе). Таким образом, с помощью левого поворотника вы можете передавать следующие сообщения:

Этим сигналом часто пользуются большие автобусы и фуры, поскольку им с высоты хорошо видна дорога, в то время как вы ничего не видите из-за них и из-за поднимаемых ими брызг и пыли.

Этот сигнал имеет смысл подавать, когда вы находитесь непосредственно перед поворотом. В таком случае, во-первых, вы видите свободную дорогу за поворотом, а во-вторых, фура не загораживает вас от водителя, которому предназначен ваш сигнал.

Зачастую этот сигнал сопровождается длинным «выстрелом» дальним светом, что, вообще говоря, не очень корректно, потому что слепит водителя в зеркала и заставляет нервничать.

При обгоне по встречной полосе рекомендуется вообще не выключать левый поворотник до завершения обгона, если только вы не совершаете экстренное завершение маневра при неожиданно появившемся встречном транспорте.

Правый указатель поворота

Реакция едущего сзади водителя – обогнать слева. Реакция встречного водителя – неопределенная, а чаще всего, никакая. Поэтому правым поворотником вы можете передавать следующие сообщения:

В этом случае поворотник мигает постоянно, до завершения маневра.

В этом случае поворотник включается на короткое время – две-три вспышки

Этим сигналом часто пользуются большие автобусы и фуры, поскольку им с высоты хорошо видна дорога, в то время как вы ничего не видите из-за них и из-за поднимаемых ими брызг и пыли. Надо уметь отличать этот сигнал от простого намерения повернуть направо.

Этот сигнал имеет смысл подавать, когда вы находитесь непосредственно перед поворотом. В таком случае, во-первых, вы видите свободную дорогу за поворотом, а во-вторых, фура не загораживает вас от водителя, которому предназначен ваш сигнал. Кроме того, если идущий сзади автомобиль начал обгон вместе с вами, вы можете предупредить его правым поворотником о наличии встречного транспорта, и что водитель должен вернуться в свою полосу.

Сигнал этот, вообще говоря, с точки зрения правил практически нейтральный, и ничего конкретного не символизирует. Он просто привлекает внимание. Поэтому, реакция любого водителя на него – это просто зрительный контакт с вами.

Сложившиеся традиции позволяют использовать этот сигнал в следующих случаях:

Сигналы торможения при исправной электрике автоматически включаются при нажатии на педаль тормоза. Поэтому, казалось бы, нет смысла говорить о них специально. Тем не менее, торможение само по себе достаточно важный и сложный процесс. Оно всегда занимает значительное время, и он очень сильно зависит от состояния автомобиля. Поэтому:

Это может оказаться полезно, если вы тянете кого-то на буксире, либо если вы видите, что едущий сзади вас автомобиль приблизился на опасную дистанцию, либо если дорога просто скользкая, и ваш тормозной путь может оказаться короче, чем у автомобиля позади вас.

Постоянно включенный встречный дальний свет слепит и заставляет снизить скорость. Дальний свет в спину – слепит через зеркала и побуждает убраться в сторону. Короткая вспышка – просто привлекает внимание, однако в отличие от аварийки, она подразумевает короткий акт коммуникации и быстрое принятие решения.

Вот варианты сообщений, которые можно передавать дальним светом фар:

Воспитанные водители редко пользуются этим сигналом. Вместо этого они просто включают левый поворотник, сообщая идущему впереди автомобилю, что они просят дать им дорогу.

Иногда встречные транспортные средства обозначают себя на дороге недолгим включением дальнего света при плохой видимости (ночь, туман, низкое слепящее солнце), чтобы удостовериться, что вы их видите. В любом случае, если вы видите, что кто-то встречный начал опасный маневр, не лезьте на рожон, притормозите, и дайте человеку завершить маневр. Нет смысла быть правым и мертвым.

Если вы выезжаете на дорогу из дворовой территории или бензозаправки, но на дороге плотное движение, и вам никак не влиться в поток, подождите, пока поток остановится (например, накопившись перед светофором). Правила хорошего тона рекомендуют водителю, стоящему на дороге до вашего выезда, пропустить вас. При этом он может мигнуть вам дальним светом, чтобы подтвердить свои добрые намерения.

Этот сигнал часто используется при разъезде на узких проселочных дорогах, а также в случае объезда места аварии, нарушения дорожного полотна и т.п.

Если вас обгоняет длинная фура, ее водитель может не видеть, достаточно ли он сместился вперед, чтобы безопасно перестроиться обратно в вашу полосу. Чтобы сообщить ему, что он может завершить маневр обгона, мигните ему фарами.

И, напоследок, еще об одном использовании дальнего света. Если по каким-либо (надеюсь, уважительным) причинам вам пришлось ехать по дороге с односторонним движением навстречу потоку, то включите дальний свет. Спасибо вам никто за это не скажет. Но, по крайней мере, ослепленные водители будут вынуждены притормозить, и у вас будет меньше шансов столкнуться.

Приведенные выше правила – это всего лишь спонтанно сформировавшаяся за историю автомобилизма договоренность. Никто не возвел ее, и, возможно, не возведет в ранг закона. И вы никогда не будете знать наверняка, знает ли водитель, которому вы посылаете сообщение, эту азбуку, а если знает, то понимает ли он ее так же, как вы. Поэтому, пользуйтесь своим знанием осторожно. Избегайте двусмысленности и противоречивости, и помните, что иногда надежнее промолчать.

Приведенные выше правила – это всего лишь спонтанно сформировавшаяся за историю автомобилизма договоренность. Никто не возвел ее, и, возможно, не возведет в ранг закона. И вы никогда не будете знать наверняка, знает ли водитель, которому вы посылаете сообщение, эту азбуку, а если знает, то понимает ли он ее так же, как вы. Поэтому, пользуйтесь своим знанием осторожно. Избегайте двусмысленности и противоречивости, и помните, что иногда надежнее промолчать.

С другой стороны, помня и понимая основные устоявшие сигналы, вы, в некоторой особенной ситуации, можете вложить в них новый смысл, и тем самым расширить общепринятый «словарь». При этом надо лишь всегда учитывать, что каждый сигнал стандартного светового прибора вызывает определенный рефлекс, а лишь потом водитель начинает думать, что же именно вы имели в виду. Ваше сообщение будет принято с тем большей вероятностью, чем лучше согласовывается первая подсознательная реакция с приходящим (или не приходящим) чуть позже ее осмыслением.

Не воспринимайте эту статью как предписание. De omnibus disputandum – все подвергайте сомнению. Смотрите на нее как на одну из точек зрения.

И шершавой вам дороги.

Комментарии

Рейтинг

Пока нет оценок, вы можете добавить первую

Популярные теги

Фото из путешествий

2014 Последние цветки

Киргизия 2013 Самолётом

Дорога на Бельтир

Алтай, февраль 2009

33_озеро белое - рыбалка

Горная Колывань 2006

Одометр

Пройдено в путешествиях

Календарь

  • Nskm (39)
  • Sibiria (39)

Материалы: http://402km.ru/article/26-Azbuka-svetovoy-signalizatsii/

2 ≫

Минобороны исключило семафорную азбуку из программы обучения сигнальщиков. Флажный семафор, действующий в российском ВМФ более 115 лет, фактически отменен. С 1 декабря «флажное сигналопроизводство» больше не значится в программах младших специалистов связи (в «учебках»), которые обеспечивают визуальную связь между кораблями. Вместо махания флажками сигнальщиков учат «моргать прожектором» по азбуке Морзе.

• «Семафорная азбука — очень интересная и эффективная система связи, но она требует много внимания и времени, и за три месяца ее освоить в должной мере невозможно. Поэтому было принято решение исключить флажную семафорику из программы подготовки сигнальщиков и сосредоточиться на обучении световой сигнализации — азбуке Морзе», — пояснил «Известиям» представитель Главного штаба ВМФ.

• В то же время в Военно-морской академии имени Нахимова сообщили, что сигналопроизводство по-прежнему преподают в военно-морских училищах во время «курса молодого бойца». «Это как азбука в школе — первое, что изучают морские офицеры. Конечно, в академии эту науку никто не преподает, но все курсанты ее знают еще с мореходок», — рассказал один из офицеров академии.

• Капитан первого ранга запаса Константин Новокрещенов заметил в интервью «Известиям», что семафорную азбуку в училищах и школах преподают не очень качественно. При этом такой способ связи остается одним из самых незаметных для врага.

• «С семафорной азбукой, конечно, знакомят, но никто не проводит практических занятий и не требует от курсантов умения общаться с помощью флажков. Кто хочет — учит, так же как и вязание узлов или чтение карты звездного неба, но таких, конечно, меньшинство. А ведь такой вид сигнала беззвучен в эфире, не привлекает внимания вспышками света, совершенно не требует специальных технических средств», — отметил Новокрещенов.

• Эксперты надеются, что исключение флажковой азбуки из программы подготовки сигнальщиков — временная мера, связанная с сокращением срока службы призывников, и флажки вернут после перехода флота на контракт.

• «Владеть семафорной азбукой нужно хотя бы одному матросу на корабле. Это необходимо для аварийной связи, когда корабль обесточен или солнце светит прямо в прожектор. Офицер махать флажками не будет, потому что этот навык должен быть доведен до автоматизма и постоянно поддерживаться, а у офицеров все-таки другие задачи. Поэтому когда сигнальщиком будет не матрос-срочник, а контрактник, то, конечно, у него будут и время, и возможность выучить семафорную азбуку», — пояснил капитан первого ранга в отставке Константин Сивков.

Флажный семафор появился на русском флоте в июне 1895 года благодаря вице-адмиралу Степану Макарову, который его разработал. Поначалу моряки переговаривались с соседними кораблями, держа в руках вместо флажков белые бескозырки, затем с помощью пары сигнальных флажков. Скорость передачи информации флажным семафором достигала 60–80 знаков в минуту.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНОЕЩЕ ОТ АВТОРА

Дивизия США уже рассматривает Калининград в прицелы

Военная полевая медицина: эволюция налицо

Сухой паёк (ИРП №2): от созерцания до поедания

2 КОММЕНТАРИИ

Предлагаю сократить срок обучения с 3 месяцев до 2 недель (а можно и до 3-5 дней), лишь бы палубу могли драить и хорош.

Материалы: http://army-news.ru/2011/12/vmf-rossii-peredumal-maxat-flazhkami/

3 ≫

На трассе существует множество знаков, которыми обмениваются водители для сообщения друг другу различной информации. Это неформальные правила поведения на дороге, поскольку они не оговорены ни в одном из существующих учебников по обучению вождению, ни в Правилах дорожного движения. Однако, несмотря на это, так называемая «азбука световой сигнализации» существует уже достаточно давно и, как показывает практика, успешно используется автолюбителями. Первыми ее стали применять водители-дальнобойщики, перенявшие новый способ общения на дорогах в рейсах по западным странам. Затем такими сигналами начали пользоваться и многочисленные перегонщики автомобилей, постоянно штурмующие заграничные автобаны.

Два коротких сигнала дальним светом фар для встречных автомобилей означают, что впереди на их стороне движения стоит патрульная машина инспекторов ГАИ, контролирующих скорость транспортных средств радаром. Или что на полосе движения встречных транспортных средств какая-либо опасность — открытый люк, ДТП. Обычно в подобной ситуации моргают дальним светом фар несколько машин, а не один «гонщик», стремящийся обогнать впереди едущий автомобиль.

Один длинный сигнал дальним светом фар впереди едущему автомобилю означает просьбу подвинуться и уступить дорогу. Часто сочетается с длинным звуковым сигналом.

Один короткий сигнал дальним светом фар в городском заторе встречному автомобилю — пропускаю, можешь проезжать. Актуален в «пробках», когда встречному автомобилю необходимо повернуть, а затор на дороге мешает ему выполнить этот маневр.

Один длинный сигнал дальним светом фар для встречных автомобилей — просьба пропустить, уступить дорогу. Особенно актуален на трассе за городом. В случае, когда не успеваешь обогнать попутный автомобиль, длинный сигнал дальним светом фар означает просьбу встречному транспортному средству съехать немного правее. Подобное означает и включение аварийной световой сигнализации — метод, чаще всего использующийся в Западной Европе, а также бывших постсоциалистических странах.

Включенный левый указатель поворота на трассе автомобилем, который совершил обгон, но пока не перестраивается со встречной полосы движения на свою — информация для транспортных средств, едущих сзади, о том, что впереди на полосе встречного движения пусто и можно совершать обгон вслед за ним.

Включение левого указателя поворота в крайнем левом ряду, отделенном от встречного направления движения двойной осевой линией разметки или же разделительным барьером — просьба впереди едущему автомобилю перестроиться в правый ряд и дать возможность его обогнать. Этот знак световой сигнализации может сочетаться с одним длинным сигналом дальним светом фар автомобилю, который едет впереди.

Включение на трассе левого указателя поворота грузовой фурой, автопоездом («дальнобойщиком») или автобусом, водителям которых видно далеко вперед, означает: не смей обгонять! Впереди встречное транспортное средство. Подобный знак световой сигнализации актуален на узких загородных трассах, имеющих по одной полосе движения в каждую сторону.

Включение на трассе правого указателя поворота грузовой фурой, автопоездом («дальнобойщиком») или автобусом — впереди на полосе движения встречных транспортных средств пусто, можно обгонять.

Включение аварийной световой сигнализации для встречных автомобилей — просьба пропустить, уступить дорогу. Особенно актуален на трассе за городом. В случае, когда не успеваешь обогнать попутный автомобиль, сигнал означает просьбу встречному транспортному средству съехать немного правее.

Включение аварийной световой сигнализации после обгона попутного транспортного средства — благодарность за то, что водитель впереди едущего автомобиля подвинулся ближе к правому краю проезжей части и создал благоприятные условия для обгона, пропустил вас в свой ряд или сделал вам нечто хорошее на дороге. Не ленитесь использовать этот знак — это всё равно, что сказать спасибо.

Включение аварийной световой сигнализации на автомобиле, который применил экстренное торможение — информация для транспортных средств, движущихся сзади, о том, что впереди какая-либо опасность (затор, ДТП, ремонт проезжей части, не обозначенный надлежащими дорожными знаками).

Материалы: http://ru.lanos.wikia.com/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8


Back to top