Неисправности стартера автомобиля: диагностика и устранение

1 ≫

Неисправности стартера автомобиля

Незнание устройства и работы стартера приводит к неправильной диагностике его неисправностей.

Стартер автомобиля имеет не очень сложное, на первый взгляд, устройство. Но иногда даже опытный автомобилист не может правильно установить причины неисправности стартера по некоторым характерным признакам его «неправильной» работы. Происходит это вследствие незнания устройства, за исключением случаев, когда производитель допускает брак или изначальное несоблюдение некоторых размеров изделия – но это исключения из правила и описывать их не имеет смысла.

В общих чертах, не вдаваясь в теоретические тонкости, рассмотрим, как устроен стартер, наиболее характерные признаки неисправности стартера и способы их устранения.

УСТРОЙСТВО СТАРТЕРА

Рис. 1 Стартер старого образца

В настоящее время автомобили оснащаются стартерами 2 видов, назовём их условно:

  • стартер старого образца (рис. 1);
  • стартер нового образца (рис. 2).

Эти стартеры имеют два существенных отличия:

Использование постоянных магнитов и эффекта электромагнитного взаимодействия позволило уменьшить размеры стартера и увеличить скорость вращения якоря.

  • статор первого стартера имеет обмотки, на которые подаётся напряжение, на «новом» же вместо них установлены постоянные магниты. Чтобы скомпенсировать уменьшившееся электромагнитное взаимодействие между статором и якорем 2-го стартера, через обмотки якоря проходит ток, по силе превосходящий ток в обмотках якоря 1-го стартера, более чем в два раза. Такое решение позволило уменьшить корпус стартера и увеличить скорость вращения якоря;
  • в связи с тем, что момент силы, создаваемый якорем 2-го стартера, уменьшился, вращение на бендикс передаётся через понижающий редуктор, а не напрямую, как на первом стартере.

Рис. 2 Стартер нового образца в разрезе

Принцип действия обоих устройств абсолютно идентичен. Чтобы нагляднее представить работу механизма, воспользуемся схематичным изображением втягивающего реле стартера – принципиально они все одинаковы.

Последовательность работы стартера можно представить пошагово так:

Принцип действия втягивающего реле на обоих стартерах одинаков.

  • — пока цепь стартера разомкнута, подключен только силовой плюсовой провод от АКБ, но ток не течёт- болт, к которому прикручен провод (обозначен оранжевым цветом), установлен в крышке втягивающего реле, выполненной из диэлектрика;
  • Вы поворачиваете ключ зажигания на «старт», срабатывает реле стартера;
  • ток от реле стартера поступает на втягивающую обмотку;
  • сердечник втягивающего реле (синего цвета) под воздействием магнитного поля движется к крышке, преодолевая сопротивление возвратной пружины, и прижимает контактную пластину (оранжевый цвет) к шляпкам болтов, создавая между ними электрический контакт;

Рис. 3 Схематичное изображение втягивающего реле стартера

  • параллельно с этим подключается удерживающая обмотка, чтобы работа стартера была бесперебойной, и сердечник втягивающего реле действует на вилку (рычаг), соединённую с бендиксом, толкая его по направлению к маховику. Бендикс при движении вперёд «закручивается», чтобы контакт его зубьев с зубьями маховика произошёл «мягко», без удара;
  • ток от нижнего болта течёт на обмотки стартера. В случае со стартером №1 – через статор и якорь, в стартере №2 – только через якорь. Параллельно с этим ток через щётки поступает на обмотки якоря.

Всё происходит одновременно – выталкивание и закрутка бендикса и вращение якоря. При размыкании реле обмотки втягивающего реле «освобождают» сердечник, и тот, под воздействием возвратной пружины, возвращает бендикс на место, а якорь останавливается, некоторое время вращаясь по инерции.

Если стартер Вашего авто не имеет защитного кожуха для бендикса на передней крышке с подшипником скольжения (втулкой) якоря, то это не принципиально – втулка в таких случаях запрессовывается в картер сцепления КПП.

Приступим к описанию распространённых неисправностей стартера, разделив их на поломки в электрической и механической составляющих узла.

ПОЛОМКИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СХЕМЕ СТАРТЕРА

Стартер не реагирует на поворот ключа зажигания

Стартер не включается в связи с обрывом цепи питания стартера или его обмоток (что случается реже). Необходимо проверить:

При неисправностях стартера необходимо произвести несколько несложных тестов, чтобы определить причину поломки.

  • реле включения стартера. Включите зажигание и замкните клемму 50 (на рис. 3) и клемму силового провода от АКБ металлическим предметом. Если стартер сработал (осторожно, может запуститься двигатель), то неисправно реле включения стартера или есть обрыв в его цепи. Если таким способом на Вашем авто неудобно воспользоваться из-за компоновки, то проверьте реле прозвонкой – лампочкой или тестером;
  • «массу» двигателя. Обрыв или отгорание проводов, соединяющих кузов и двигатель, приводит к размыканию цепи. На современных авто отрицательная клемма АКБ соединена с корпусом мотора напрямую. На старых машинах часто просто соединяли кузов с картером КПП;

Проверка проводов стартера

  • если цепь питания не нарушена снаружи, то, значит, стартер не крутит после поворота ключа зажигания из-за износа щёток стартера – они не входят в контакт с коллектором якоря. Иногда установить это удаётся, резко ударив по корпусу стартера металлическим предметом. Если изношенные щётки «застряли» в щёткодержателе, то иногда сотрясение, вызванное ударом, освобождает их, и стартер срабатывает. В общем, тут всё обстоит так же, как и с любым моторчиком со щётками.

При разборке стартера не забудьте проверить состояние угольных щёток и очистить коллектор якоря от угольной пыли.

Замена щёток производится на снятом стартере. Операция несложная, если их провода не припаяны. Можно заменить весь щёточный узел – смотрите по состоянию. Попутно очистите коллектор якоря от угольной пыли – этим вы предотвратите ненужный контакт между ламелями коллектора.

Если стартер щёлкает, но не заводится, то чаще всего это вызвано плохим контактом в проводке – ослаблены клеммы АКБ. Попытайтесь их обжать, а также почистите от налёта. Иногда щёлканье стартера говорит о том, что обгорели медные контактные болты втягивающего реле, т.наз. «пятаки» (на рис. 3 оранжевого цвета). Их можно заменить, зачистить, но современные втягивающие реле обычно неразборные.

Такой ремонт несложен для стартера на рис. 1 – корпус втягивающего реле соединён шпильками.

При заводке двигателя «трещит» стартер

Это вызвано с неисправностью втягивающего реле стартера – перегоранием удерживающей обмотки или нарушением контакта провода с клеммой 50 на рис. 3. Иногда провод, подводящийся к этой клемме, отпаивается. Проверить можно прозвонкой тестером или лампочкой – схема достаточно наглядна и универсальна. Треск может быть вызван и обгоранием «пятаков».

Если же стартер долго крутит при заводке, то причину ищите не в нём, а в системах, управляющих работой двигателя и самом двигателе — может, просто-напросто оборван ремень ГРМ.

ПОЛОМКИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Демонтаж стартера автомобиля

Самой нагруженной частью стартера автомобиля является бендикс, передающий вращение от якоря на маховик двигателя.

Самой «активной» и нагруженной деталью стартера является бендикс – шестерня, передающая вращение от якоря на маховик. Бендикс представляет собой шестерню, выполненную в одном блоке с обгонной муфтой, и передача момента осуществляется по цепочке: якорь – ролики муфты – шестерня. Обгонная муфта работает так же, как задняя втулка велосипеда, но, в отличие от последней, ремонту не подлежит. Правда, восстановить работоспособность бендикса иногда удаётся, «прокипятив» его в нагретой консистентной смазке. Загустевшая «родная» смазка при этом частично вымывается и перемешивается со свежей, что возвращает подвижность роликов и способствует их зацеплению. На рис. 2 бендикс показан в разрезе.

Признаки неисправности бендикса стартера:

  • стартер жужжит, но не крутит двигатель;
  • при запуске двигателя раздаётся скрежет стартера;
  • стартер крутит, но не зацепляет маховик.

Кроме поломок бендикса, скрежет может говорить о выходе из строя деталей планетарного редуктора, а отсутствие зацепления с маховиком может быть вызвано поломкой вилки.

Разборка стартера автомобиля

Самой «дорогостоящей» поломкой стартера можно назвать выход из строя его якоря. Это можно установить по таким признакам:

  • стартер крутит, как будто сел аккумулятор;
  • на горячем двигателе стартер может его не крутить вовсе.

Самая дорогостоящая поломка стартера является выход из строя его якоря — основной рабочей детали стартера.

Это вызвано износом подшипников скольжения якоря. Увеличенный зазор способствует тому, что якорь начинает задевать о статор (или магниты). Это вызывает повышенное его трение о неподвижные детали, что уже уменьшает КПД стартера. Но дальше происходит смещение пластин, на которые намотана обмотка якоря и перерубание ими проводов последней. А это уже практически короткое замыкание. При пуске в таком случае заметно, что стартер «берёт на себя» практически всю электроэнергию авто – гаснут лампочки, выключается магнитола. Если «всё совсем плохо», то начинает пахнуть горелой электроизоляцией.

В таком случае необходимо менять якорь, а ещё лучше – весь стартер целиком.

Материалы: http://mytopgear.ru/interesting/ee/neispravnosti-startera-avtomobilya/

2 ≫

В ответ на поворот ключа в замке зажигания – тишина или слабые пощелкивания? Причиной такой неприятности, скорее всего, является неисправность стартера.

Аккумулятор

Одной из самых распространенных причин того, что стартер не проворачивает маховик коленчатого вала, является разряд аккумулятора. При этом слышны щелчки втягивающего реле, а ротор стартера либо не вращается совсем, либо едва проворачивается.

Что делать в этом случае? Замерьте напряжение на клеммах аккумуляторной батареи, не забыв перед этим снять провод с минусовой клеммы.

Если разность потенциалов между плюсом и минусом батареи составляет менее 10 В, не стоит тратить время на поиски неисправности – вы ее уже нашли. Ставьте аккумулятор на подзарядку или прикуривайте от другой машины, чтобы запустить двигатель.

Во избежание повторения истории с разряженной батареей, желательно выяснить причину, по которой произошел ее разряд.

Бывает так, что аккумуляторная батарея пребывает в отличном состоянии, но из-за плохого контакта проводов с клеммами аккумулятора стартер ведет себя так, будто батарея прилично «подсела». Втягивающее реле при этом издает слабый, еле уловимый щелчок.

Проверьте надежность крепления клемм на аккумуляторе, заодно убедитесь в том, что минусовой провод надежно зафиксирован другим концом к «массе» автомобиля.

Предохранители, проводники и замок зажигания

Питание стартера организовано просто и незамысловато: минус аккумулятора соединен с минусом стартера «массой» автомобиля, с плюсовой клеммы батареи ток по одному проводу поступает напрямую к втягивающему устройству, по второму плюсовому проводу ток через блок предохранителей и замок зажигания поступает к управляющей клемме стартера.

Столкнувшись с тем, что стартер не подает признаков жизни, убедитесь в исправности предохранителей, замка зажигания, целостности проводников, используемых для коммутации, и лишь затем переходите к проверке непосредственно самого стартера.

Кстати, проверяя предохранители, убедитесь заодно в исправности предохранителя электронного блока управления (ЭБУ).

Втягивающее реле

В случае, когда при повороте ключа зажигания слышен характерный щелчок реле, но втягивающее реле не срабатывает и стартер не крутит, проверьте сначала исправность управляющего кабеля.

Включив зажигание и убедившись в том, что передача выключена, соедините любым отрезком провода плюсовую клемму аккумулятора и управляющий разъем стартера.

На втягивающем реле есть три разъема, два из них – толстые и массивные, а один – небольшого размера. Именно он и является управляющим разъемом.

Если стартер после этого заработал, причиной неисправности является управляющий кабель.

Если же после проделанных манипуляций ничего не изменилось, неисправность кроется в стартере или во втягивающем реле.

Проверить исправность последнего несложно. Отверткой или гаечным ключом замкните между собой две большие клеммы в виде толстых шпилек, избегая контакта инструмента с металлическими деталями двигателя и кузова машины.

Если ротор стартера начнет при этом вращаться, значит причина неисправности – втягивающее реле. Не стоит пытаться таким способом запустить двигатель, ничего из этого не выйдет, поскольку шестерня стартера не будет находиться в зацеплении с маховиком коленвала.

Щеточный узел, обмотки стартера и втулки

Щетки стартера изготовлены из графитового состава и в процессе работы изнашиваются. В случае значительного износа электрический ток через щетки не поступает на первичную обмотку, обрекая ротор стартера на неподвижность. Такая неисправность устраняется заменой изношенных щеток новыми.

На выход из строя обмоток стартера укажет характерный запах горелой изоляции, появляющийся при его включении. Стартер рассчитан на работу в течении всего лишь нескольких секунд, но некоторые водители, когда двигатель машины не запускается, продолжают крутить его стартером довольно продолжительное время.

Обмотка стартера, перегревается, защитная изоляция выгорает и происходит короткое замыкание.

Еще одной, хоть и редкой, причиной неисправности стартера может быть подклинивание втулок его вала.

Бендикс

Случается и так: втягивающее реле срабатывает, выталкивает привод включения (бендикс), вал стартера вращается, но запуска двигателя не происходит: стартер работает вхолостую, а маховик двигателя остается неподвижным. Причина – износ бендикса.

При запуске двигателя обгонная муфта и шестерня бендикса сцеплены между собой, а при выключении стартера расходятся в стороны.

Если при запустившемся двигателе продолжать удерживать ключ зажигания в положении включенного стартера, набирающий обороты маховик коленчатого вала будет передавать вращательное движение бендиксу, под воздействием которого шестерня и муфта станут вращаться значительно быстрее, чем это предусмотрено конструкцией стартера.

Многократное повторение такой ошибки приводит к выходу механизма бендикса из строя, а иногда заканчивается разрушением зубьев его шестерни.

Материалы: http://goodmaster.com.ua/avtomobil/kak-opredelit-prichinu-neispravnosti-startera.html

3 ≫

О важности стартера, как элемента системы электроснабжения автомобиля, сказано немало, достаточно лишь упомянуть о том, что неработающий стартер делает невозможным запуск силового агрегата транспортного средства от ключа. В статье, предлагаемой вашему вниманию, мы рассмотрим не только характерные признаки неисправности стартера, но и причины, к ним приводящие.

Итак, наиболее распространенные неисправности стартера:

  1. Втягивающее реле (далее по тексту ВР), стартера не срабатывает, якорь не вращается. Причинами данного дефекта могут быть:
  • Потеря работоспособности, в том числе и полная (частичная) разрядка аккумуляторной батареи.
  • Окисление контактных выводов АКБ, наконечников подключаемых к ним проводов.
  • Недостаточный контакт наконечников с клеммами АКБ.

Примечание! Следует отметить, что три перечисленные выше проблемы характерны практически для всех случаев нарушения функционирования стартера, что делает целесообразным их первоочередную проверку при проведении диагностических мероприятий.

  • Отсутствие контакта (переменный контакт) на клеммах ВР вызванный обрывом проводов, соединяющих реле с выключателем зажигания и стартером.
  • Межвитковое замыкание, обрыв или «пробой на массу» обмоток ВР.
  • Заклинивание якоря втягивающего реле.
  • Нарушение работоспособности контактора выключателя.
  1. При пуске стартера и срабатывании ВР якорь вращается медленно или не вращается вообще.

Основные неисправности стартера в этом случае могут быть следующими:

  • Потеря контакта на клеммных болтах ВР.
  • Чрезмерный износ щеток или их «зависание».
  • Воздействие высоких температур, или «подгорание» пластин коллектора.
  • Нарушение целостности обмоток якоря (статора).
  • Нарушение изоляции («пробой на массу») плюсового щеткодержателя.
  • Замыкание между пластинами коллектора, вызванное нарушением изоляционного слоя.
  • Межвитковое замыкание или «пробой на массу» обмоток якоря (статора).

Проверка работоспособности ВР выполняется следующим образом:

  • В питающую цепь обмоток реле включают амперметр (вольтметр).
  • Между шестерней привода и ограничительным кольцом вводят изолирующую прокладку, толщина которой составляет 13,0-15,0 миллиметров.
  • На реле подают питающее напряжение.
  • Снимают показания прибора, которые не должны превышать следующих значений: для силы тока – 23 Ампера, для напряжения – 9 Вольт. Превышение контрольных значений свидетельствует о повреждениях обмоток привода стартера или втягивающего реле.

Для проверки обмоток агрегата на предмет отсутствия «пробоев на массу» используют тестер, при его отсутствии – контрольную лампу. Выполняется она так:

  • Вывод обмотки возбуждения отключают от контакта ВР.
  • Изолированные щетки фиксируют в приподнятом положении.
  • Соединение неизолированного щеткодержателя и шунтовой катушки размыкают.
  • Отворачивают винты, обеспечивающие фиксацию щеточных канатиков.
  • Изолированные держатели освобождают от щеток.
  • Контрольную лампу или тестер включают в цепь подачи напряжения величиной 12 Вольт.

Загорание лампы (отклонение стрелки тестера) свидетельствует о повреждениях изоляции обмотки возбуждения, вызывающих «пробой на массу». Этот метод используют и при проверке на наличие «пробоя» в изолированных щеткодержателях. В этом случае питающее напряжение подают на корпус стартера и изолированного щеткодержателя. При проверке коллектора (обмотки якоря) напряжение подают на корпус стартера и пластины коллектора. Во всех случаях отклонение стрелки (загорание сигнальной лампы) свидетельствуют о контакте обмоток с корпусом, или «пробое на массу».

  1. Якорь включенного стартера вращается, однако коленвал силового агрегата неподвижен.

Причинами возникновения подобной ситуации могут стать:

  • Проскальзывание (пробуксовка) муфты свободного хода (далее по тексту МСХ).
  • Механическое повреждение элементов МСХ (буферной пружины, поводкового кольца).
  • Выскакивание оси рычага включения или его механическое повреждение.
  • Заклинивание (затрудненное перемещение) привода по винтовым нарезам вала якоря.
  1. После пуска силовой установки стартер продолжает работать.

Внимание! При возникновении данной ситуации без промедления выполните следующие действия:

  • выключите зажигание;
  • в моторном отсеке отсоедините питающий кабель от ВР.

Источником данной неисправности становятся:

  • Заклинивание рычага привода.
  • Механическое повреждение возвратной пружины включателя зажигания.
  • Залипание контактов ВР или заклинивание привода стартера на валу якоря.
  • Механическое повреждение, потеря эксплуатационных свойств (растяжка) возвратных пружин элементов стартера: втягивающего реле, МСХ.
  • Заклинивание ВР.
  • Перекос стартера, вызванный ослаблением креплений агрегата на корпусе силовой установки.
  1. Повышенный уровень шума при вращении якоря.

Основными источниками возникновения шума являются:

  • Чрезмерно изношенные шейки и втулки вала якоря.
  • Крышка стартера с повреждениями в районе привода.
  • Зубья венца маховика силового агрегата или шестерня привода, имеющие механические повреждения.
  • Ослабленные крепления стартера.
  • Соприкосновение вращающегося якоря с полюсом, вызванное ослаблением крепления последнего в корпусе агрегата.

Итак, мы рассмотрели основные неисправности стартера, приводящие к нарушению его работоспособности. Нам представляется логичным сказать несколько слов об основных правилах и приемах, используемых в процессе ремонта автомобильного стартера. Вот они:

  1. Разборка стартера предваряется очисткой его поверхности от грязи (пыли) при помощи волосяных щеток (кисточек) и сухой, чистой ветоши.
  2. После разборки все элементы агрегата подвергаются промывке и просушке. Детали (узлы), выполненные из металла, промывают в емкостях, заполненных керосином (раствором щелочи). Детали, имеющие электрические провода (обмотки) протирают смоченной в бензине ветошью, после чего обрабатывают потоком сжатого воздуха и просушивают не менее 1-1,5 часов. Для промывки войлочных (фетровых) прокладок применяют чистый бензин.
  3. Царапины, забоины, задиры на металлических деталях устраняют посредством обработки наждачной шкуркой мелкой зернистости с последующей шлифовкой.
  4. Рабочую поверхность коллектора (контактных колец), степень износа которой превышает допустимую, восстанавливают при помощи проточки и последующей шлифовки.
  5. Повреждения резьбовых соединений, ликвидация которых нарезанием резьбы ремонтного размера невозможно, устраняются при помощи «ввертыша», имеющего резьбу необходимого размера.
  6. Окислившиеся и «подгоревшие» контакты зачищают мелкозернистой наждачной шкуркой.

Материалы: http://vipwash.ru/starter/neispravnosti-startera


Back to top