1 ≫
-
ВАЗ-2115 - поистине народный автомобиль. Выпускался он серийно более десяти лет. Свою популярность этот автомобиль обрел благодаря простому устройству и дешевизне обслуживания. Однако ничто не вечно. И порой такая надежная деталь, как стартер, дает сбои. Машину невозможно запустить. Что же делать в таком случае? Как устроен стартер ВАЗ-2115, поиск неисправностей и методы их устранения – далее в нашей статье.
Характеристика
В любом автомобиле предусмотрена система зажигания. Однако это не только свечи, катушка и бронепровода. В эту систему входит и стартер. ВАЗ-2115 тоже им оснащается. На автомобилях "Самара-2" он редукторного типа. Элемент идет в сборе с тяговым реле и механизмом привода. Стартер взаимодействует с замком зажигания и двигателем, являясь неким промежуточным звеном. Главное назначение элемента – создать необходимый крутящий момент для двигателя, что даст ДВС возможность самостоятельно работать.
Устройство
Сам стартер ВАЗ-2115 состоит из следующих элементов:
Питание к обмоткам стартера осуществляется через тяговое реле. Так, при повороте ключа зажигания от АКБ идет пусковой ток (порядка 500 ампер) на реле. Далее этот механизм перемещает элемент привода. В зацепление входит ведущая шестерня стартера и зубчатый венец маховика. Достаточно несколько оборотов, чтобы агрегат успешно запустился (разумеется, если у вас исправный стартер). ВАЗ-2115 имеет простое устройство данного элемента. Однако не стоит исключать неисправности с ним. Итак, давайте рассмотрим, почему на автомобиле ВАЗ-2115 не заводится стартер и что с этим делать.
Не крутит вовсе
Если при включении зажигания якорь не вращается и не срабатывает тяговое реле, проверьте напряжение в АКБ. Для успешного запуска требуется не менее 12 вольт. На стартер у батареи забирается много энергии. Поэтому так важно держать ее в исправном состоянии. Проверить напряжение на АКБ можно несколькими способами. Лучший метод – это мультиметр. При замыкании контактов на устройстве выведется результат. Но если такого прибора нет, а индикатор напряжения на панели отсутствует, можно воспользоваться дедовским методом. Для этого берут 12-вольтовую автомобильную лампочку и пару проводов. Оголенными контактами ее замыкают на клеммах. Если напряжение - 12 вольт, она загорится как следует. Если меньше, будет очень тускло гореть.
Следующая причина, по которой не включается тяговое реле, - это слабо затянутые наконечники проводов (причем как со стороны АКБ, так и со стороны стартера). Возможно, там окислились контакты. Воспользуйтесь специальным очистителем или наждачной бумагой. Специалисты не исключают и обрыв во втягивающей обмотке. Если очистка контактов не помогла и не крутит стартер, ВАЗ-2115 требует замены тягового реле. Как это сделать, рассмотрим в конце статьи.
Якорь медленно вращается, реле не срабатывает
Что делать, если автомобиль ВАЗ-2115 не заводится, стартер крутит и не «схватывает»? В этом случае требуется зачистить гайки крепления проводов. Если это не помогло, можно констатировать подгорание коллектора либо износ щеточного узла. В таком случае щетки подлежат замене. Не исключен и обрыв якоря. Он меняется целиком на новый.
Реле срабатывает, но отключается
В таком случае наблюдается сильный перепад напряжения в цепи питания тягового реле. Проверьте состояние цепи от АКБ до штекера «50» на ВАЗ-2115. Само реле исправно – важно найти, где периодически пропадает контакт. Опять же проверьте уровень зажима клемм на стартере. В большинстве неисправностей причиной является именно плохой контакт.
Якорь вращается, маховик – нет
В таком случае причина заключается в пробуксовке муфты свободного хода. Требуется разобрать стартер и осмотреть его состояние визуально. При необходимости замените шестерни редуктора.
Шум при вращении якоря
В данном случае проверьте состояние вкладышей подшипника вала привода и якоря. Замените изношенные элементы. Возможно, ослабло крепление стартера или сломана его крышка на одном из концов. Из-за этого механизм работает наперекос. Осмотрите сам маховик. На его зубьях не должно быть выработки. При ее наличии маховик требуется заменить. Случается, что шестерня не выходит из зацепления с ним. В этом случае причина неисправности в муфте. Она заедает на шлицах вала. Реле стартера ВАЗ-2115 при этом может работать нормально. Очистите шлицы и обработайте их маслом. Это помогает устранить заедание.
Как поменять реле своими руками?
Для этого нам нужно обесточить бортовую сеть – снимите клеммы с аккумулятора. Далее очистите поверхность стартера от пыли и грязи. Открутите гайку с реле и извлеките его контакт. Выкрутите болты крепления реле к телу стартера. После этого снимаете с торца гайки.
Дальше требуется демонтировать старый сердечник и на его место поставить новый. Все элементы собираются в обратной последовательности. Важно проверить работу нового устройства сразу после ремонта. Устанавливаем стартер на место, подкачаем клеммы и запускаем двигатель. Мотор должен завестись с пол-оборота (при условии нормально заряженной АКБ).
Что еще нужно знать про реле?
Поскольку стартер потребляет достаточно мощный ток, проверка целостности его элементов должна производиться каждые 100 тысяч километров или раз в 3 года. За это время в механизме могут произойти незначительные колебания в напряжении, из-за чего реле может выйти из строя.
Проверить его работоспособность можно по характерному щелчку. Бывает так, что при запуске стартер продолжает работать. В таком случае вы услышите резкий визг. Это говорит о том, что втягивающее вышло из строя. Механизм не может вернуться в свое обратное положение.
Заключение
Итак, мы выяснили, как устроен стартер на автомобиле ВАЗ-2115, каковы его неисправности и как их устранить. Данный элемент должен находиться всегда в рабочем состоянии. При любых неисправностях нужно производить полную диагностику. Иначе завести мотор удастся лишь «с толкача», что не всегда представляется возможным.
Материалы: http://fb.ru/article/300993/starter-vaz--vozmojnyie-neispravnosti
2 ≫
-
Запустить двигатель автомобиля без использования электрического стартера очень даже возможно. Для этого потребуется либо хорошенько толкнуть машину, либо же попросить кого-то взять вас на буксир. Но, согласитесь, не всегда с вами в салоне есть пассажиры, которые бы помогли завести авто с «толкача», да и не каждый встречный водитель согласится вас таскать.
К сожалению, на автомобилях отечественного производства проблемы с запуском двигателя возникают повсеместно. В том, что касается стартера, то сам он выходит из строя достаточно редко. А вот детали, которые обеспечивают его работу, подводят часто.
В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой втягивающее реле стартера и разберемся с его конструкцией на примере ВАЗ-2114. Кроме этого, мы рассмотрим его неполадки, а также возможные неисправности других элементов системы запуска двигателя, имеющие аналогичные признаки.
Стартер «четырнадцатой» представляет собой обычный электродвигатель постоянного тока, состоящий из:
- корпуса;
- четырехполюсного якоря (ротора);
- бендикса (обгонной муфты);
- втягивающего (тягового) реле.
Корпус устройства закрыт двумя крышками. В конструкции электродвигателя ему отведена роль статора. Внутри него расположен четырехполюсный якорь (вал с обмотками), вращающийся вокруг своей горизонтальной оси. Вал удерживается при помощи двух опорных подшипников, расположенных в корпусе двигателя.
Бендикс, или обгонная муфта – это механизм, который вводит в зацепление шестерню якоря с венцом маховика коленчатого вала. Он расположен в передней части ротора.
Где на ВАЗ-2114 находится реле стартера ? Оно расположено прямо на нем. Сверху. По сути, это не обычное, в нашем представлении, устройство, замыкающее контакты. Оно выполняет сразу две функции. Замыкает контакты обмотки якоря, а также приводит в движение бендикс с шестерней.
Втягивающее реле стартера состоит из:
- стального корпуса;
- эбонитовой крышки корпуса;
- якоря;
- втягивающей и удерживающей обмоток;
- штока с пружиной и контактным диском.
При выключенном зажигании якорь, благодаря пружине, находится в выдвинутом положении. Шестерня бендикса, при этом, не зацеплена с венцом маховика. Когда мы поворачиваем ключ зажигания во второе положение, на контакты реле подается напряжение. Магнитное поле, создаваемое втягивающей катушкой, приводит в действие якорь. Он движется назад, сжимая пружину, и замыкает контакты, через которые напряжение поступает на стартер. Втягивающая обмотка в этот момент отключается, и включается удерживающая.
Во время движения якорь перемещает вилку по валу ротора. Она, в свою очередь, двигает бендикс, вводя шестерню в зацепление с маховиком. Когда мы отпускаем ключ зажигания, напряжение на удерживающую катушку перестает поступать, и якорь возвращается в исходное положение под воздействием пружины. Вилка, при этом, рассоединяет шестерню бендикса и венец маховика.
Неисправность тягового реле можно определить по следующим симптомам:
- при включении зажигания отсутствует характерный щелчок, сопровождающий перемещение якоря устройства в крайнее заднее положение (стартер не крутит, двигатель не заводится );
- щелчок раздается, но пусковое устройство не срабатывает;
- реле срабатывает, стартер запускает двигатель, но не отключается.
Если вы, включив зажигание, обнаружили, что двигатель не заводится, и при этом присутствует один из перечисленных признаков неисправности пускового устройства, попробуйте самостоятельно найти проблему. В некоторых случаях поломка может находиться на поверхности, и чтобы устранить ее, потребуется всего несколько минут.
Отсутствие щелчка может свидетельствовать о том, что либо на него не подается напряжение, либо же о проблемах с втягивающей обмоткой. В первую очередь проверяем проводку. Для этого визуально обследуем плюсовой провод, идущий к реле от аккумуляторной батареи, а после тонкий проводник от замка зажигания. Если есть возможность, проверьте величину напряжения вольтметром (мультиметром), присоединив его положительный щуп к тому выводу на реле, провод от которого идет на АКБ, а отрицательный к «массе». Прибор должен показывать напряжение батареи. Если этот показатель ниже, нужно искать проблему в проводке.
Если напряжение на реле поступает, попытайтесь запустить двигатель напрямую, без замка зажигания. Для этого отсоедините провод, идущий от него, и отверткой замкните контакты реле (вывод к АКБ и вывод к стартеру). Сработало? Разбирайтесь с контактной группой замка зажигания.
Если при включении зажигания вы отчетливо слышите щелчок реле, проблема, скорее всего, в самом стартере. Возможно, износились щетки, или произошел обрыв в одной из обмоток. В любом случае дальнейшая диагностика без демонтажа устройства невозможна. При обнаружении обрыва обмоток пусковое устройство можно попытаться восстановить, доверив его специалистам по наматыванию обмоток. Если же дела с ним обстоят вообще плохо, лучше купить новый стартер 2114. Цена на него варьируется в пределах 3700-5000 рублей.
В этом случае проблему следует искать либо в обмотках реле, либо в его механике. Произвести точную диагностику устройства возможно лишь после его демонтажа. Чаще всего причиной подобной неисправности является пружина, которая в силу своей «усталости», не в силах оттолкнуть якорь в переднее положение.
Теперь перейдем к процессу демонтажа и замены тягового реле «четырнадцатой». Сразу обозначим, что для этого лучше снять стартер в сборе. Так можно будет параллельно проверить состояние его щеточного узла и подшипников. Итак, процесс замены реле следующий:
- Снимаем минусовую клемму с аккумулятора.
- Отсоединяем провода от выводов реле и от вывода щеточного узла стартера.
- Откручиваем болты крепления стартера к картеру сцепления. Изымаем его из посадочного места.
- Отворачиваем стяжные болты крепления реле.
- Отсоединяем реле от стартера, устанавливаем на его место новое.
- Монтаж производим в обратном порядке.
С тем, где на ВАЗ-2114 находится реле стартера и как его заменить, мы разобрались. Но в системе запуска двигателя есть еще одна деталь с аналогичным названием. Да-да, она также называется «реле стартера». Только дополнительное. И функция у него совсем другая. Дополнительное реле стартера служит для обеспечения безопасности всего пускового механизма. Без него щетки и обмотки якоря горели бы чуть ли не при каждом запуске.
Вы опять спросите, где на ВАЗ-2114 находится реле стартера ? На первых моделях «четырнадцатых» оно располагалось в подкапотном пространстве вверху на перегородке, разделяющей моторный отсек и салон. На новых ВАЗ-2114 его там нет. И некоторые «специалисты» с пеной у рта доказывают, что на автомобилях семейства «Самара»-2 оно вообще не предусмотрено.
На самом деле дополнительное реле есть, вот только расположено оно под рулевой колонкой. Достаточно снять нижнюю часть пластикового кожуха, и вы сразу увидите его. Это обычное четырехконтактное реле с маркировкой 98.3777-10, защищающее цепь стартера. При возникновении проблем с запуском силового агрегата не поленитесь проверить и его.
Материалы: http://worldfb.ru/article/285446/gde-na-vaz--nahoditsya-rele-startera-vozmojnyie-polomki-i-ih-ustranenie
3 ≫
-
ВАЗ-2115 - поистине народный автомобиль. Выпускался он серийно более десяти лет. Свою популярность этот автомобиль обрел благодаря простому устройству и дешевизне обслуживания. Однако ничто не вечно. И порой такая надежная деталь, как стартер, дает сбои. Машину невозможно запустить. Что же делать в таком случае? Как устроен стартер ВАЗ-2115, поиск неисправностей и методы их устранения – далее в нашей статье.
В любом автомобиле предусмотрена система зажигания. Однако это не только свечи, катушка и бронепровода. В эту систему входит и стартер. ВАЗ-2115 тоже им оснащается. На автомобилях "Самара-2" он редукторного типа. Элемент идет в сборе с тяговым реле и механизмом привода. Стартер взаимодействует с замком зажигания и двигателем, являясь неким промежуточным звеном. Главное назначение элемента – создать необходимый крутящий момент для двигателя, что даст ДВС возможность самостоятельно работать.
Сам стартер ВАЗ-2115 состоит из следующих элементов:
Питание к обмоткам стартера осуществляется через тяговое реле. Так, при повороте ключа зажигания от АКБ идет пусковой ток (порядка 500 ампер) на реле. Далее этот механизм перемещает элемент привода. В зацепление входит ведущая шестерня стартера и зубчатый венец маховика. Достаточно несколько оборотов, чтобы агрегат успешно запустился (разумеется, если у вас исправный стартер). ВАЗ-2115 имеет простое устройство данного элемента. Однако не стоит исключать неисправности с ним. Итак, давайте рассмотрим, почему на автомобиле ВАЗ-2115 не заводится стартер и что с этим делать.
Если при включении зажигания якорь не вращается и не срабатывает тяговое реле, проверьте напряжение в АКБ. Для успешного запуска требуется не менее 12 вольт. На стартер у батареи забирается много энергии. Поэтому так важно держать ее в исправном состоянии. Проверить напряжение на АКБ можно несколькими способами. Лучший метод – это мультиметр. При замыкании контактов на устройстве выведется результат. Но если такого прибора нет, а индикатор напряжения на панели отсутствует, можно воспользоваться дедовским методом. Для этого берут 12-вольтовую автомобильную лампочку и пару проводов. Оголенными контактами ее замыкают на клеммах. Если напряжение - 12 вольт, она загорится как следует. Если меньше, будет очень тускло гореть.
Следующая причина, по которой не включается тяговое реле, - это слабо затянутые наконечники проводов (причем как со стороны АКБ, так и со стороны стартера). Возможно, там окислились контакты. Воспользуйтесь специальным очистителем или наждачной бумагой. Специалисты не исключают и обрыв во втягивающей обмотке. Если очистка контактов не помогла и не крутит стартер, ВАЗ-2115 требует замены тягового реле. Как это сделать, рассмотрим в конце статьи.
Что делать, если автомобиль ВАЗ-2115 не заводится, стартер крутит и не «схватывает»? В этом случае требуется зачистить гайки крепления проводов. Если это не помогло, можно констатировать подгорание коллектора либо износ щеточного узла. В таком случае щетки подлежат замене. Не исключен и обрыв якоря. Он меняется целиком на новый.
В таком случае наблюдается сильный перепад напряжения в цепи питания тягового реле. Проверьте состояние цепи от АКБ до штекера «50» на ВАЗ-2115. Само реле исправно – важно найти, где периодически пропадает контакт. Опять же проверьте уровень зажима клемм на стартере. В большинстве неисправностей причиной является именно плохой контакт.
В таком случае причина заключается в пробуксовке муфты свободного хода. Требуется разобрать стартер и осмотреть его состояние визуально. При необходимости замените шестерни редуктора.
В данном случае проверьте состояние вкладышей подшипника вала привода и якоря. Замените изношенные элементы. Возможно, ослабло крепление стартера или сломана его крышка на одном из концов. Из-за этого механизм работает наперекос. Осмотрите сам маховик. На его зубьях не должно быть выработки. При ее наличии маховик требуется заменить. Случается, что шестерня не выходит из зацепления с ним. В этом случае причина неисправности в муфте. Она заедает на шлицах вала. Реле стартера ВАЗ-2115 при этом может работать нормально. Очистите шлицы и обработайте их маслом. Это помогает устранить заедание.
Для этого нам нужно обесточить бортовую сеть – снимите клеммы с аккумулятора. Далее очистите поверхность стартера от пыли и грязи. Открутите гайку с реле и извлеките его контакт. Выкрутите болты крепления реле к телу стартера. После этого снимаете с торца гайки.
Дальше требуется демонтировать старый сердечник и на его место поставить новый. Все элементы собираются в обратной последовательности. Важно проверить работу нового устройства сразу после ремонта. Устанавливаем стартер на место, подкачаем клеммы и запускаем двигатель. Мотор должен завестись с пол-оборота (при условии нормально заряженной АКБ).
Поскольку стартер потребляет достаточно мощный ток, проверка целостности его элементов должна производиться каждые 100 тысяч километров или раз в 3 года. За это время в механизме могут произойти незначительные колебания в напряжении, из-за чего реле может выйти из строя.
Проверить его работоспособность можно по характерному щелчку. Бывает так, что при запуске стартер продолжает работать. В таком случае вы услышите резкий визг. Это говорит о том, что втягивающее вышло из строя. Механизм не может вернуться в свое обратное положение.
Итак, мы выяснили, как устроен стартер на автомобиле ВАЗ-2115, каковы его неисправности и как их устранить. Данный элемент должен находиться всегда в рабочем состоянии. При любых неисправностях нужно производить полную диагностику. Иначе завести мотор удастся лишь «с толкача», что не всегда представляется возможным.
Материалы: http://twofb.ru/article/300993/starter-vaz--vozmojnyie-neispravnosti