Секвентальная коробка передач (КПП): что это такое и принцип работы

1 ≫

Многообразие типов трансмиссий, которые можно встретить на современных машинах, мотоциклах и сельскохозяйственной технике, поражает. Широко распространены механические, автоматические коробки, вариаторы и трансмиссии-робот. Однако один из типов трансмиссий редко упоминается в технической литературе, и о нем слышали немногие. Таким типом является секвентальная коробка передач, ниже мы выясним, что это такое и как работает подобный технический узел.

Определение

Секвентальная коробка передач, по определению, это устройство, которое позволяет переключать скорости только в строго определенном алгоритме. Этот алгоритм может быть самым различным, но чаще всего он заключается в том, что переключение можно произвести только в одном, строго заданном направлении и на одну ступень.

Говоря другими словами, в секвентальной КПП можно перейти только на одну ступень вверх и на одну вниз. Другие переключения из любой другой передачи на любую другую невозможны, поскольку конструкция самой коробки этого банально не позволяет.

Где можно встретить подобный тип трансмиссии, и где он особенно распространен? Очевидно, что серийные автомобили для простых дорог для этого списка не подходят, и здесь главенствуют такие типы коробок, как автомат, вариатор, робот и, наконец, классическая механика.

А вот если говорить, к примеру, о мотоциклах, то здесь ситуация является несколько другой. Стоит вспомнить, каким образом на мототехнике обычно переключаются скорости. Обычно для этого необходимо перенести педаль, которая оборудуется пружинно-возвратным механизмом, в одну из двух сторон, для соответственного повышения или понижения скорости. Очевидно, здесь работает секвентальная коробка передач, ведь переключить скорость сразу на несколько ступеней не удастся.

Другим известным примером применения секвентальных трансмиссий являются гоночные автомобили и в редких случаях грузовая техника. Если в мотоциклах секвентальная трансмиссия устанавливается с целью не отвлекать пилота от дороги, то здесь цель преследуется несколько иная. Дело в том, что количество передач, которые можно встретить на грузовых и гоночных машинах, чрезмерно велико. Чтобы представлять, насколько велико это число, напомним, что на среднестатистической гоночной машине количество скоростей может достигать 12 или даже 16, в зависимости от производителя и технических характеристик.

Кроме того, во время гонки переключение скорости должно производиться максимально быстро, оперативно и комфортно. Поэтому в данной ситуации проще надавить на рычаг в течение долей секунды, чем растрачивать время на то, чтобы выяснить, какая скорость включена, и произвести перемещение рычага, как на обычных классических коробках.

На грузовой технике и тракторах установка секвентальных коробок также объяснятся обеспечением комфорта вождения. На такой технике трансмиссия также имеет от 10 до 20 передач, и для того, чтобы лишний раз не отвлекать водителя, ввели секвентальные коробки, которые освобождают от лишних забот и не позволяют отвлекаться от дороги лишний раз.

Особенности конструкции

Секвентальная трансмиссия по своей сути является средним звеном между механическими и автоматическими коробками. Это действительно так, ведь, по сути, с одной стороны, водитель не думает о том, какая передача сейчас включена. С другой, момент переключения все же выбирается вручную, поэтому назвать такой механизм полностью автоматическим все же нельзя.

В узле трансмиссии, так же как и на механических коробках, располагаются два вала. Один из валов является ведущим, и он напрямую соединяется с коленвалом двигателя. Другой, имеющий название промежуточного, крепится таким образом, что его выход жестко сцеплен с карданом, который приводит ведущие колеса во вращение.

Валы имеют на себе набор шестерен разного размера, и эти шестерни можно соединять друг с другом в различных комбинациях, меняя передаточное число. Пружинный механизм коробки при переключении передачи срабатывает, и валы перескакивают на следующее положение и наоборот. Таким образом и функционирует секвентальный механизм, который, по сути, не включает в себя никакой автоматики и электроники.

Подводя итоги

Секвентальная КПП является оптимальным решением для техники, количество передач в которой достаточно велико. Однако все функции данного типа трансмиссий выполняют автоматические коробки, поэтому популярность секвентального механизма невелика, и его применение ограничивается лишь узкой категорией машин.

Интересные статьи

Оставить комментарий:

Отзывы о Рено Дастер с дизельным двигателем

Штатная магнитола Рено Дастер

  • Loading.

Перепечатка материалов возможно только с письменного разрешения владельцев сайта.

Материалы: http://portalmashin.ru/service/transmission/sekventalnaya-korobka-peredach-kpp.html

2 ≫

  • Как устроена секвентальная коробка передач, ее достоинства и недостатки
  • Разбираемся, что такое секвентальная КПП и в чем ее особенности
  • Где применяются секвентальные АКПП
  • Устройство и принцип работы секвентальной коробки передач
  • Преимущества использования такой коробки на авто и других видах транспорта
  • Недостатки секвентальной КПП

Как показывает ситуация на автомобильных форумах, многих автолюбителей очень интересует вопрос, что такое секвентальная коробка передач. Сразу ответим, что зачастую это механическая коробка (хотя сегодня все чаще встречаются и автоматические варианты), основной особенностью которой является возможность переключать передачи только со строгой поочередностью вверх или вниз. Благодаря этому водителю не приходится думать о том, какую именно передачу активировать – он просто ее повышает или понижает. Но есть у такого типа КПП и другие особенности, поэтому ниже мы более подробно разберемся, что значит секвентальная коробка передач.

Разбираемся, что такое секвентальная КПП и в чем ее особенности

Итак, главная особенность секвентальной КПП – это отсутствие возможности свободного выбора передач и перепрыгивания сразу через несколько. Необходимость в такой коробке передач возникла в связи с тем, что у водителя не всегда есть время для того, чтобы выбрать нужную передачу и затормозить для ее переключения. К слову, такие усовершенствованные механические КПП используются не только на автомобилях, но и на мототранспорте, где переключение между передачами зачастую осуществляется ногой.

Если же речь идет о секвентальных коробках, установленных на легковые автомобили, то здесь их будет отличать месторасположение центра управления. Рычаг (а иногда даже более удобные и отзывчивые кнопки) для удобства располагается на руле транспортного средства, при этом он будет обязательно обозначен специальной маркировкой «S», которая указывает на наличие на автомобиле секвентальной коробки передач.

Такая коробка передач имеет три основных режима работы, которые можно активировать параллельно с основными передачами:

Автоматический, когда водителю вообще не требуется переключать передачи.

Последняя особенность секвентальной КПП заключается в том, что при ее установке на автомобиль полностью отпадает необходимость в установке педали сцепления. Это не только облегчает вождение, но и позволяет эксплуатировать двигатель в стандартных условиях, не зависящих от стиля вождения и опыта водителя.

Где применяются секвентальные АКПП

Секвентальные автоматические коробки передач сегодня можно встретить преимущественно на гоночных автомобилях, так как они являются достаточно дорогим удовольствием, да и по своему предназначению полностью приспособлены под такие типы авто. Благодаря такой КПП водитель получает возможность увеличивать скорость и переключаться с передачи на передачу без малейшего замедления, что особенно важно для соревнований. Если же в дополнение такая коробка будет работать на основе гидравлики – это еще больше повысит отзывчивость автомобиля.

Что же касается обычных легковых авто, то устанавливаемые на них секвентальные КПП в народе именуются как «ручной» режим работы автоматической коробки передач. Тем не менее, даже в таком варианте управление автомобилем считается облегченным и не требует от водителя точного попадания в конкретную передачу. Среди серийных автомобилей, на которых были установлены такие коробки, стоит назвать:

• Mercedes Benz C-Class.

Но на самом деле секвентальная КПП является более распространенной, нежели это может показаться на первый взгляд. Как уже говорилось выше, такие коробки устанавливаются на мотоциклы, где обычно есть только две передачи. Что же касается нейтрального положения КПП, то на мотоциклах оно обычно фиксируется между первой и второй передачами. Еще больше распространения секвентальная коробка получила при конструировании и создании сельскохозяйственных тракторов, на которых кнопка или рычаг переключения передач могут располагаться как под ногами водителя, так и на рулевом колесе. Встречаются секвентальные коробки передач и на большегрузных автомобилях.

Устройство и принцип работы секвентальной коробки передач

Основа такой коробки передач – привычная механическая трансмиссия, которая была усовершенствована и оснащена прямозубыми шестернями вместо косозубых. Существенным конструктивным отличием секвентальной КПП является и отсутствие педали сцепления, что компенсируется благодаря установке электронного блока управления (он же в автоматическом режиме работы КПП и отвечает за переключение передач).

Переключение передач благодаря гидравлическому механизму получается максимально быстрым и не требует точности, как на обычных КПП. Все, что требуется от водителя во время управления автомобилем с такой коробкой, это оценка сложности дороги и нагрузки, которая передается на автомобильный двигатель. Чтобы облегчить ему работу, стоит постепенно повышать передачи. Если же требуется маневрирование на низкой скорости, передачи понижаются с учетом поведения автомобиля и отзыва двигателя.

Секвентальные или кулачковые КПП?

Стоит также упомянуть о существовании кулачковых коробок передач, которые в своих конструкционных особенностях имеют много общего с секвентальными. В частности, их объединяет наличие прямозубых и длинных шестерен с торцевыми выступами (за которые и цепляются кулачки), благодаря которым такие коробки передач позволяют максимально быстро переключаться с одной передачи на другую, не снижая скорости движения.

Однако определить, какая КПП лучше, практически невозможно. По этой причине конструкторы попросту объединили их в один механизм, который уже сегодня используется на гоночных болидах, которые принимают участие в «Формуле 1». Так что кулачковую коробку передач правильнее называть неплохой альтернативой секвентальной КПП.

Преимущества использования такой коробки на авто и других видах транспорта

Мы уже разобрались с тем, что такое секвентальная КПП. Однако давайте же подведем итог касательно всех достоинств использования такой коробки передач на разных видах транспорта:

1. Нет педали сцепления. Данная особенность больше всего актуальна для тех, кто только осваивает вождение и может путать педали. Помимо этого, отсутствие сцепления облегчает управление автомобилем в сложных условиях гонок, когда водителю важно концентрироваться не на силе натиска на педаль, а на трассе.

2. Передачи переключаются максимально быстро. В этом с секвентальными КПП не сможет сравниться ни один другой тип коробок передач. К этому достоинству также стоит отнести то, что при нажатии рычага передач вверх или вниз водителю не приходится задумываться над тем, в какую передачу перевести рычаг. Он просто повышает их или понижает.

3. Автомобильные конструкторы также отмечают, что отсутствие замедления во время перехода с одной передачи на другую также положительно отражается на экономии топлива.

4. Работа на двух режимах – автоматике и механике. Несмотря на то, что конструкторы и так упростили процесс управления автомобилем с механической секвентальной коробкой передач, перенеся кнопки на руль, в некоторых ситуациях водитель вообще может отказаться от управления трансмиссией и доверить эту задачу исключительно электронному блоку управления.

Недостатки секвентальной КПП

Секвентальная коробка передач не лишена и целого ряда недостатков, и связаны они в основном с конструкцией такой КПП. Первое, о чем необходимо подумать при покупке автомобиля с такой коробкой передач, – это ускоренный износ трансмиссии. Не стоит забывать, что в экстремальных и слишком суровых условиях эксплуатации гидравлический механизм быстро изнашивается и может выйти из строя в очень неподходящий момент. По этой причине гоночные болиды приходится полностью перебирать и менять запчасти буквально после каждой гонки.

Выше также упоминалось, что, благодаря установке секвентальных КПП на серийные автомобили, существенно увеличивается их мощность. Но есть здесь и свой подводный камень: добиться подобного можно только в том случае, если правильно и вовремя переключаться с низших на высшие передачи и обратно. Если же водитель плохо чувствует своей автомобиль и его потребности, это опять же может привести к выходу из строя всех элементов гидравлической трансмиссии. При этом восстановление такой системы обойдется автовладельцу очень дорого.

В связи с этим садиться за руль автомобиль с секвентальной КПП рекомендуется только водителям со стажем, которые отъездили свое и на механической коробке, и на автомате. Отсутствие опыта в вождении автомобиля может негативно отразиться на его состоянии.

Исходя из всего вышесказанного, определить рациональность покупки автомобиля или установки на него секвентальной коробки передач довольно сложно. Хотя в целом она дает целый ряд преимуществ, необходимость в ней есть далеко не у всех водителей. Да и перестроиться с привычной КПП с рычагом справа от водительского сидения не так уж и просто.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

  • © 2017 Auto.Today
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • Конфиденциальность
  • Реклама на сайте
  • Редакция
Использование любых материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии ссылки на auto.today

Редакция портала может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы, за достоверность и содержание рекламы

Материалы: http://auto.today/bok/5085-kak-ustroena-sekventalnaya-korobka-peredach-ee-dostoinstva-i-nedostatki.html

3 ≫

Продавцы новых авто в салонах стараются не использовать столь пугающий термин, как «секвентальная коробка передач». Но если не вдаваться в подробности, то для пользователя это могут быть различные вариации АКПП с определенными особенностями эксплуатации (переключение осуществляется последовательно).

По сути, секвентальная коробка — это МКПП с отдельным механизмом, который в автоматическом режиме управляет сцеплением. То есть, как и в классическом «автомате», в таком случае в авто будет 2 педали, но передачи водитель переключает самостоятельно. В некоторых ситуациях для удобства водителя они переключаются автоматически.

Получается, что в отличие от обычного «автомата», секвентальная коробка передач требует определенных навыков, поскольку при неправильной эксплуатации автомобиля, оснащенного данным агрегатом, велика вероятность серьезной поломки. Как правило, при покупке подобного транспортного средства, клиент получает в автосалоне инструктаж в части пользования его приборами, включая и КПП. Но, к сожалению, не все покупатели и не всегда прислушиваются к советам менеджеров в автосалоне.

На вторичном рынке дела обстоят еще хуже — приобретая подержанную машину, человек получает в лучшем случае пару уроков от бывшего владельца, а за более подробными сведениями ему не помешает обратиться к специалисту или хотя бы почитать соответствующую литературу.

Дело в том, что ремонт автоматических коробок вообще достаточно дорог, и секвентальная в этом - не исключение. А выходит из строя она достаточно легко — бывает достаточно несколько раз ее перегрузить и потом приходится менять блоки агрегата.

То есть выходит, что секвентальная коробка передач — вещь достаточно хрупкая и капризная. Что касается положительных моментов использования данного агрегата, то их тоже достаточно. Во-первых, это отсутствие необходимости выжимать сцепление, что является неоспоримым достоинством относительно «механики». Во-вторых, экономичность относительно классического «автомата». В-третьих, экономия времени (что очень важно в разного рода гонках и соревнованиях, для которых ее и придумали). Секвентальная коробка передач при правильной эксплуатации позволяет снизить расход топлива до уровня авто с МКПП и даже ниже. И, в конце концов, если такие автомобили кто-то покупает, следовательно, они пользуются спросом. А приобретают их все чаще и чаще.

Принцип работы у подобной конструкции аналогичен обычной механической коробке, но сцеплением управляет не водитель, а компьютер. Благодаря этому, детали изнашиваются намного меньше. Ведь максимальный износ происходит в случае, когда его не до конца выжимают при переключении.

Кроме того, сам механизм коробки оснащен гидравлической системой. Это, с одной стороны, делает эксплуатацию комфортнее, а с другой - играет не последнюю роль в удорожании агрегата и его ремонта.

Получается, что данная конструкция представляет сбой все же механическую коробку передач, но модернизированную в плане управления. В связи с этим водитель получает дополнительный комфорт, но за это расплачивается недешевым обслуживанием и ремонтом.

Материалы: http://fb.ru/article/72162/sekventalnaya-korobka-peredach-printsip-rabotyi-osobennosti-konstruktsii


Back to top